Какие налоги платили вятчане

Опубликовано: 08.05.2024

Хлынов Вятка Киров

Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее

Начало этой колонии летописец Вятской Земли относит к 1174 (6682) г. и несколько противоречит сам себе: в одном месте говорит, что жители новгородские отправились в путь самовольно и отделились от Великого Новгорода, а в другом, — что они отправились с согласия Великого Новгорода. Вероятнее первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода, несколько раз являлась враждебною Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимодействии и испытывала против себя — по сказанию той же местной летописи — злобу своей метрополии.

Впоследствии к происхождению вятской колонии приплели старинную греческую басню об основании Тарента, которая, будучи занесена к нам, применялась не к одной Вятке. Говорили, будто новгородцы отправились на войну и оставили дома своих жен с рабами. Во время их семилетнего отсутствия рабы воспользовались правами мужей и прижили с новгородскими женами детей. Опасаясь мщения мужей, жены бежали из Новгорода с своими любовниками и незаконными детьми: эти-то беглецы, будто бы, основали Вятку.

Так как основание Вятки относят к той эпохе, когда после упорного сопротивления суздальцам и поражения Андреева Боголюбского ополчения Новгород примирился с князем Боголюбским, то, быть может, выходцы из Новгорода в это время состояли из заклятых врагов суздальской партии и не хотели оставаться в отечестве, когда в нем дела обратились противно их сочувствиям. По известию упомянутого летописца, колонисты поплыли на судах по Волге, дошли до Камы, там поставили городок и намеревались здесь оставаться.

Но тут услышали они, что далее на восток живут вотяки в земле привольной, богатой и укрытой лесами. На Каме жить было не безопасно, потому что большая река — большой путь; на них станут нападать то те, то другие; притом и новгородцы знают этот путь и станут требовать подчинения. Часть колонистов осталась в новопостроенном городке, другая отправилась далее по Каме. Они вошли в реку Чепец и начали жечь и разорять вотяцкие жилища, укрепленные земляными валами.

Вотяки — это удмурты
Вогулы — это манси
Черемисы — это марийцы

Вотяки были народ мало воинственный, пришли в страх от нападения неожиданных гостей и разбегались. По реке Чепцу новгородцы вошли в реку Вятку и, проплыв по ней пять верст, увидели на высокой горе Болванский городок. Взять его было трудно. После нескольких напрасных усилий новгородцы положили себе зарок, — не пить, не есть, пока не завоюют городка. Случился день Бориса и Глеба. Новгородцы стали призывать на помощь этих святых. Святые помогли им. Они взяли Болванский городок; множество вотяков было побито, остальные разбежались: русские построили здесь церковь Бориса и Глеба и назвали городок Никулицын.

Те, которые остались прежде на Каме, узнали, что их братья нашли себе лучше приют, бросили свой городок и поплыли по Каме, а потом по реке Вятке. Они напали на черемисский городок Каршаров. Услыхав, что святые Борис и Глеб помогли их соотечественникам при взятии Болванского городка, стали и они призывать этих святых. И им помогли святые Борис и Глеб, — в угоду русским напустили на черемисов видение: тем представилось, будто на них нападает многочисленное войско; тогда одни из них пустились врассыпную, а другие без боя отворили победителям ворота.

Завоевавши Каршаров, новгородцы переименовали его в Котельнич и послали партии разведывать: нельзя ли чего еще завоевать. Между тем, и те, что утвердились в Болванском городке, послали партии на провод: какие есть по-далее земли; хотелось им найти удобное место, где бы построить еще город. При устье реки Хлыновицы, на высокой горе, место им поправилось, и они заложили город, и назвали его Хлынов — это нынешняя Вятка. Предание осталось, будто река Хлыновнна названа так новгородцами оттого, что они на этом месте услышали крик диких птиц: хлы! хлы!

Хлынов — первоначальное название города Вятка

Основание Хлынова не обошлось без чудес. Когда новгородцы стали строить город, то увидали деревья, чудодейственно приготовленные невидимою силою и приплывите к месту построения города. Построив детинец, новопоселенцы поставили в нем церковь Воздвижения Честного Креста. Этот городок с северо-запада и юга опоясан был глубоким рвом, а с востока защищался крутым берегом и рекою Вяткою; вместо городской стены служили жилища, плотно поставленные одно близ другого задними стенами на внешнюю сторону. Место было удобное; такой крепости было на первый раз достаточно против туземцев. В средине городка вырыли колодезь, поставили земскую избу для управления и винокурню. Так основался Хлынов.

Жители его прозвались вятчане, по имени реки, носившей туземное название Вятки, и вся земля, занятая новопоселенцами, названа была Вятскою Землею. Население Вятского края возрастало, как естественным путем, так и приливом новых пришельцев, из Устюга, из Новгорода и из других стран; недовольные ходом дел в отечестве нередко убегали в Вятскую Землю. Так около Хлынова образовался посад, который был обнесен деревянными стенами с башнями; дремучие леса защищали его.

Мало-помалу стали возникать селения и погосты. Летопись кратко упоминает о том, что переселенцы терпели набеги от вотяков и черемис, которые, конечно, смотрели неприязненно на новых обитателей своего отечества, а потом от татар Ногайской и Золотой Орды, появившихся на берегах Волги и Камы. Поэтому все русские поселения были укреплены; неоднократно русские выдерживали нападения и отбивали врагов: их подвиги оставались в народной памяти с героическим блеском. В воспоминание о них вятчане устроили торжественные ходы и праздники.

Черемисы препятствовали расселению русских

Таким образом, на память одной жестокой битвы с вотяками и черемисами, было установлено каждогодно носить из Волковского погоста близ Никулицыпа образ великомученика Георгия в Хлынов и встречать его торжественно со свечами и железными стрелами, которые означали оружие побежденных врагов. Другой ход был из Никулицыпа с образом Бориса и Глеба, — в память взятия Болванского городка. Третий с чудотворным образом Николая.

Однажды толпа поселенцев, хотевших основаться в землях нынешнего Яренского уезда, подверглась их нападению. Русские бежали от них и в бегстве покинули образ Николая чудотворца. Много времени спустя после этого события, в 1383 году, какой-то поселянин зачинал поселение близ той горы, где покинут был образ, и выбрал себе место для усадьбы на берегу ручья. Однажды отправная он в лес за деревом, и увидал свет: он окружал образ; по этому признаку поселянин нашел образ и поставил у себя в новоотстроенной избе. Около него стали селиться другие; заводилось и умножалось поселение.

Тогда образ оказался целебным и чудотворным, и в избу поселянина стали стекаться богомольцы. Весть об этом дошла до хлыновского духовенства: оно стало помышлять, как бы приобресть такое сокровище для города. Жители деревни долго ни за что не уступали образа; едва городские жители упросили их уладить дело так, чтоб из Хлынова каждогодно совершать крестный ход в эту деревню и приносить туда образ. Таким образом, установлен был каждогодный ход в эту деревню, построенную на берегу реки Великой.

Внутреннее устройство Вятки нам неизвестно в подробностях. Верно только то, что вятчане управлялись сами собою, вечем — по образцу новгородскому. Летописец говорит о них: "И тако Новгородци начата общежительствовати, самовластвующе правами и обладаемы своими жители, и нравы свои отеческие и законы, и обычаи новгородские имеячу". Хлынов был главный город всей земли; под его первенством были пригороды, из которых известны, как существовавшие во времена независимости, Котельнич, Никулицын, Орлов, Слободской.

По новгородскому обычаю устроены были погосты, к которым тянули деревни. Несмотря на сходство в нравах с новгородцами, — по известию вятского летописца, — вражда господствовала между Новгородом и Вяткою. Новгород, считая Вятку своим поселением, домогался от нее такой же зависимости, как от двинских колоний. Вятчане ни за что не хотели ему подчиняться и платить дани. Тогда новгородцы давали от себя князьям отказные и предавали вятчан на произвол то тех, то других князей; а князья все вообще не любили Вятки, почитали вятчан самовольниками и со своей стороны препятствовали им сойтись и помириться с новгородцами.

Вятка — одна из всех русских земель, управлялась без князей;
одна сохраняла чистое народоправство, и не нуждалась в княжеской власти.

Природа помогала ей защищаться и от метрополии, и от князей; трудно было провести к ней войско сквозь непроходимые леса; одним вятчанам были известны пути в своем отечестве. Зато и вятчане не сидели в покое. Там больше, чем где-нибудь, распространено было ушкуйничество. Постоянно нерасположенные к Новгороду, вятчане однако не чуждались новгородских ушкуйников, разгуливавших на востоке без воли Великого Новагорода, и наполняли их шайки. В Вятке был гостеприимный приют удальцам; там происходили сборы на удалые выпранм. Только однажды в 1449 г., они с ушкуйниками не поладили и разбили их.

Плавая в судах по Каме и по Волге, вятчане грабили гостей бесерменских и нападали на татарские жилища. За это-то в отмщение, в 1391 году, по повелению хана Тохтамыша, татарский царевич Бекбут напал с ордою на Вятку; много было побитых, много в полон захвачено. Вечные враги Новгорода, вятчане помогали великим князьям против него: так в 1417 году, вместе с новгородскими беглецами и изменниками, они опустошали Двинскую Землю.

С Устюгом они жили во вражде; в 1436 н 1438 г. они разоряли Устюг, сожгли город Гледен и разогнали жителей по лесам. Когда уже московское самовластие начало и до них добираться, они упрямо оборонялись против него: таким образом мы видим их сторонниками Василия Косого и Шемяки, восстававших против Василия. После укрощения князей, Василий отправил войско на Вятку, в 1456 году, под предводительством князя Ряполовского и Горбатого, но они, дошедши до самого Хлынова, ничего не сделали: вятчане подкупили их посулами. Архангельский летописец обвиняет в этом какого-то Григория Перхушкока.

На следующий год отправлено снова войско под главным начальством князя Патрикеева: на этот раз москвичи взяли два вятских города: Орлов и Котельнич. Вятка покорилась и признала над собою власть великого князя. Но это признание было только на словах. Она продолжала управляться сама собою. В 1468 г. вятчане заключили союз с казанским царем Ибрагимом и не хотели помогать москвичам и соединенным с ними русским силам против татар. Они то отговаривались, что царь казанский обязал их не стоять ни за кого, то не отвечали на приглашения.

Вятчане отчаянно не хотели повиноваться Москве

Видно было, что Москва внушала им такую ненависть, что они не поддались искушению — воевать своих непримиримых врагов, татар, которые издавна беспрестанно грабили и разоряли их, где только могли. Но в 1471 году они пошли за великого князя против других своих врагов и братьев — новгородцев; их ополчение воевало против двинян. В тот же год другое ополчение совершило блистательный ушкуйнический набег на понизовье Волги: оно напало врасплох на Сарай, взяло и ограбило его. Татары спохватились, пустились по Волге вперед, чтоб загородить им путь: вся Волга была перенята их судами; по вятчане пробились сквозь них. Хотели было перенять их под Казанью, но и там пробились они и благополучно ушли в свою землю с добычею.

Участвуя в поражении Новгорода, Вятка приготовила гибель и себе. Новгород пал, а Вятка напрасно думала оставаться с своей независимостью, с своим народоправством и с своею удалою вольницею. По давнишней вражде своей к Устюгу, вятчане в 1486 году пошли воевать на этот город; ограбили три устюжских волости, а потом подплыли под городок устюжский, Осиновец; по тут ушли от них воеводы и они обратились назад. Эти самовольные походы дали право московскому государю укорять их в разбойничестве.

Когда потом войска великого князя отправились в поход против казанцев, вятчане решительно объявили себя независимыми и прогнали великокняжеского наместника, к ним посланного. Иван Васильевич, верный своей политике — казаться правым, действовать прежде всего убеждениями и нравоучениями, и по-видимому, прибегать к уничтожению старого свободного порядка как бы в крайнем случае, приказал митрополиту Геронтию написать к ним увещательные послания. Таких посланий дошло до нас два: одно к вятчаиам всем вообще, другое к вятскому духовенству.

Послание к вятчанам обращено к воеводам, атаманам и ко всему вятскому людству. "Вы, — писал митрополит, — только что зоветесь христианами, а делаете злыя дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчину, губите христиан убийством, полоном и грабежем, разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлическия вещи), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость". Он грозил им, в случае непослушания, приказать священникам затворить все церкви и выдти прочь из Вятской Земли, и на всю землю посылал проклятие.

Вятка-Хлынов получала священнослужителей не имея своих владык

В послании к священникам митрополит изъявляет сомнения, действительно ли они настоящие духовные лица. "Мы не знаем, — пишет он, — как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение". Действительно, не имея своих владык, неизвестно откуда Вятка получала священнослужителей. Вероятно, туда приходили из разных мест духовные лица; и свои вятчане отправлялись посвящаться в разных местах. Понятно, что при таком составе там господствовало чрезвычайное уклонение от церковного порядка.

Митрополит укорял их, что их духовные дети, вятчане, не наблюдают церковных правил о браках, женятся, будучи в родстве и сватовстве, иные совокупляются четвертым, пятым, шестым, седьмым браком. Видно, что вятские священники не хотели знать никакого святителя, потому что митрополит грозит наложить на них тягость церковную, выражаясь так: "если вы, зовущиеся священниками, игуменами, попами, диаконами и черноризцами, не познаете своего святителя".

Эти послания, как следовало ждать, не имели успеха. Великий князь послал на Вятку рать под предводительством Шестака-Кутузова. Но этот воевода поладил с вятчанами. Они как-то оправдали себя, и он воротился, не сделав им зла. Иван Васильевтч двинул на них в 1489 году другое сильное войско, под главным предводительством князя Данилы Щени и Григория Морозова; с ними пошли тверичи, вологжане, устюжане, двиняне, вожане, каргопольцы, белозерпы, жители берегов Выми и Сысолы: Иван умышленно составил это ополчение преимущественно из северных соседей вятчан, которые были их давние враги, терпели от них много раз набеги и разорения и теперь с охотою шли отомщать своим извечным недругам.

Даже татар казанских послал московский государь на Вятскую Землю — мстить за всю старую злобу. Войска было, — по сказанию архангельского летописца, — шестьдесят четыре тысячи; эта страшная сила прошла опустошительной грозою по Вятской Земле и 16-го августа явилась под Хлыновым. Вятчане — так смело презиравшие могущество московского государя, решаясь не покоряться тому, кто уже подчинил себе Новгород, — конечно, не ожидали, чтобы столько гостей, да еще таких старых знакомых гостей, явилось у них под стенами. Сопротивляться было невозможно.

Москва завоевывала Вятку очень большим войском

Они выслали воеводам поминки с Исупом Глазатым: это средство прежде удавалось; по теперь воеводы поминки приняли, а вятчанам дали опас только до другого дня. На другой день вышли из города большие люди, поклонились воеводам и сказали: "Покоряемся на всей воле великого князя, и дань даем и службу". Воеводы отвечали: "Целуйте крест за великаго князя и выдайте ваших изменников и коромольников: Ивана Оннкиева, Пахомия Лазорева, да Палку Богодайщикова". Вятчане сказали на это: "Дайте нам сроку до завтраго". — "Даем", — отвечали воеводы и отпустили их.

Вятчане поняли, что от них не удовольствуются ни данью, ни службою; задаться за великого князя, целовать крест за него значило лишиться своей воли, своего народоправления, своих вековых обычаев. Вместо того, чтоб явиться на другой день и дать ответ, прошло два дня; воеводы терпели, наконец, на третий день вятчане дали отказ. Тогда воеводы приказали каждому пятидесятку ратников тащить две сажени плетня и приставить к стенам, а другим приказали нести смолу и берест.

Вскарабкавшись на плетни, они бросали через стены огненные приметы. Тогда вятчане отворили ворота, ударили челом и выдали троих требуемых зачинщиков. Воеводы приказали их тотчас же заковать и отдать устюжанам — их врагам, под наблюдение. У воевод уже было заранее приказание, что им делать. 1-го сентября они развели Вятку — по сказанию одного летописца, всю, а по известиям других, только больших людей. Их повели в Москов-щнпу.

Великий князь приказал их расселить в Боровске, Алексине, Кременце, и дать им поместья; торговых людей поселил в Дмитрове, а коноводов приказал высечь кнутом, а потом повесить. Вместе с пленными вятчанами привели и Арских, то есть вотяцких князей Вятской Земли; но Иван Васильевич не счел их опасными и отпустил в свою землю.

Размышления о первых русских поселенцах на Вятской Земле по книге

А.Н. Вештомова «История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год»

Четвертую часть повествования мы закончили прибытием в Хлынов Князя Суздальского Семена Дмитриевича и его скорейшей кончиной. Как же сложилась в дальнейшем судьба Вятчан, узнаем из этой части ….

С тех времен Вятчане сами стали совершать частые набеги, как на новгородцев, так и великокняжеские земли, лежащие вдоль Двины. Предводителями набегов были новгородские беглецы Анфал Никитин, Семен Шадовский и Михаил Разсохин.

Ушкуйники

Анфал Никитин со своим братом Иваном, будучи новгородскими боярами, управлявшими в двинских землях, принадлежащих Новгороду, изменили своему отечеству.

Великий князь Василий I Дмитриевич, желая Новгород наказать за непослушание, послал в 1397 году к ним войско свое с воеводой Андреем Альбертовым во главе. Ему поручено было уговорить управителей новгородских земель перейти на его сторону, и чтобы они сдали ему часть управляемых земель, а остальные разделили между собой.

Князь Василий I Дмитриевич

В той ситуации Анфал и Иван Никитины перешли на сторону В. Князя, дали ему присягу и способствовали сдаче в его власть городов Волоколамск, Торжок, Бежецк, Вологда и Орельц. Однако в 1398 году новгородцы не только все эти города отбили, но и великокняжеские, в числе которых был и Устюг, пожгли. Изменников схватили и повели в Новгород, где Ивана Никитина бросили в Волхов, а Анфал бежал из под стражи в Устюг, где жил около двух лет.

Митрополит Киприян

В 1401 году новгородцы отказались платить подаяние Митрополиту Российскому Киприяну, за что Василий I велел устюжанам выступить против двинских и новгородских земель, и Анфал со своим братом Герасимом – расстригой (бывший священнослужитель), желая отомстить новгородцам за смерть брата, принял руководство над тем войском и разорил много городов.

Нападение ушкуйников

Новгородские воеводы Степан Иванов и Никита Головня, собрав войско в Выском уезде, напали на Анфала, и разбив, принудили самого спасаться бегством к Вятчанам, где он остался, чтобы не быть переданным в руки новгородцев.

Анфал, человек беспокойный, считавший себя обиженным своим Отечеством, хотя сам был его изменником, придя к Вятчанам, которые тоже были воинственно настроены, стал подбивать их на нападение на двинские земли. А потому, для удовлетворения своего мщения Отечеству, стал предводителем многочисленных отрядов, к которым присоединились склонные к разбоям жители селений, лежащих по берегам рек Сухонь, Двина и Юг. Анфал совершал частые набеги на соседние новгородские селения, которые больше напоминали не походы, а разбойные нападения. Во время этих набегов Анфаловых, к нему присоединились два знатных новгородских беглеца Семен Шадовский и Михаил Разсохин. Оба они, совершив много злодейств в Отечестве, бежали к Вятчанам, которые давали пристанище всем несогласным с притеснениями князей. В том же году предводители собрали их этих людей объединенное войско, к которому присоединились устюжские жители, проплыв на судах по Двине в новгородскую область, напали на города Заволочье, Холмогоры, Елец, опустошили их, захватив несколько новгородских бояр в плен. Однако двое новгородских воевод, собрав войска, погнались за ними и настигнув противника у острова на Двине у Морши, отбили добычу и пленных.

Первая неудача вынудила совершить второй набег, и сразу же Разсохин с отрядом без подготовки напал на Заволочье, однако снова был разбит и многие пленены. Разсохину удалось спастись бегством.

После этого Разсохин и Анфал Никитин, оспаривая между собой первенство на Вятке, озлобились друг на друга. А так каждый имел немалое число своих приверженцев, началось междоусобное противостояние, на одной из которых в 1421 году Анфал с сыном Нестером был убит, а также полегло около 9000 человек, среди которых было много и устюжан. Сам Разсохин тоже после этих событий нигде не упоминается.

По другим данным полегло около 5000 человек…

Фрагмент Летописца старых лет из собрания ГАКО Россохин

Данное событие послужило основой легенды о битве в Раздерихинском овраге, в которой вятчане и устюжане «своя своих не познаша и побиша». Предполагалось, что устюжане шли на помощь вятчанам для защиты от татар и подошли к Хлынову ночью, а те не признав их в ночи, напали на них, приняв за татар. Много народу в той битве полегло, только наутро опомнились…. Думаю, никакой ошибки здесь не было, шло естественное противостояние за право правления на Вятке.

Закончив междоусобные войны Вятчане стали участвовать в ссорах между Великим Князем Василием II Васильевичем Темным

Василий II Темный с сыном иваном

и его дядей Георгием Дмитриевичем (князь Юрий Галицкий), потом между детьми его Василием Косым и Дмитрием Шемякой, когда Василий II в 1433 году послал войска в Кострому, в которой они засели. Братья, узнав об этом, укрепились галичанами и послали за помощью к Вятчанам. Вятчане присоединились к галичанам, и настолько усилили войско, что братья сами выступили против войск Василия II к реке Кузе и разбили их.

Шемяка и Василий

В 1434 году Вятчане снова пришли на помощь князю Юрию Галицкому против Василия II, составляя часть его ополчения, когда Великий Князь послал войска в Ростовскую область, и одержали над ним победу, а Юрий Галицкий взял Москву и сел на Великокняжеский престол, но в этом же году и умер.

Старший сын Юрия Князь Василий, решил занять Великокняжеский престол, на который снова сел Василий II Темный, но не получив поддержки брата Шемяки, уехал в Кострому, собрал войско и пошел к Москве, но был разбит в Ярославской области 6 января 1435 года, после чего снова бежал в Кострому.

Ожидая ответного похода, Василий снова попросил Вятичей в помощи и, усилившись ими, еще раз пошел на Великого Князя, с которым встретился у устья реки Костромы. Стоя по разные стороны реки, войска не решались первыми начать переправу для нападения, видя приличную силу каждого. В итоге этого похода они заключили перемирие и Князь Василий Юрьевич признал Василия II Темного Великим Князем.

Так как перемирие со стороны Василия было притворным, он с этим же войском пошел из Костромы на Устюг, принадлежавший Великим Князьям, и взял его.

Но ему показалось этого мало, и Василий в 1436 году он снова пошел на самого Василия II и отправил особый отряд из 400 человек одних Вятчан Волгою к Ярославлю. Узнав об этом, Василий Темный сам пошел на Василия и, сойдясь в Ростовской области у села Покровское, разбил его, а самого взял в плен и за нарушение мира велел заковать в кандалы.

междоус войны Васил II

Ярославского князя, Александра Ивановича Брюханова, Василий Темный предупредил о приближении Вятчан и велел быть наготове. Вятчане же, в свою очередь, узнав о походе Великого Князя на Василия Юрьевича, поспешили к нему на помощь, но к тому времени войско уже было разбито и бежало. Вятчане тогда снова сели на суда и поплыли вверх к Которосле на Ярославль, чтобы напасть на Князя Александра врасплох, что им и удалось.

Князь Александр, не думая о возвращении Вятчан, стоял без всякой осторожности с небольшим войском и супругою в устье реки Которосль.

Устье Которосль

Вятчане рано утром в тумане напали на него и взяли Князя с супругою и частью войска в плен. Имея в руках столь знатных пленников, они не преминули этим воспользоваться и вынудили заплатить князя 400 рублей ( по рублю на каждого воина), но не смотря на это все-таки увели его на Вятку. (400 рублей это 4 пуда чистого серебра. На 1 рубль можно было купить 14 пудов меда.)

Великий князь, узнав о плене зятя своего и сестры Княгини Василисы Васильевны, повелел своего пленника, Князя Василия Юрьевича, виновника их несчастий, ослепить, выколов ему глаза. (Позднее сам Князь будет ослеплен братом Василия Дмитрием Шемякой).

ослепление Василия II

Возможно, Василий Темный предчувствовал, что Вятчане не отпустят Князя Александра, раз поступил так с пленником. И действительно, попав на Вятку, князь Александр пропал безвестно, супруга же его была отпущена.

Частые нападения Вятчан на земли Великого Князя нельзя отнести к какой-то ненависти лично к нему. Истинная причина – потребность к грабежам, к которым приучили их новгородские беглецы и удобная для них система служить врагам Великого Князя, чтобы иметь возможность поживиться на великокняжеских землях. Склонность эта в Вятчанах настолько укоренилась, что они в 1438 году уже самостоятельно сделали набег на Устюжскую область на город Изедан . в День Троицы разорили его и выжгли, но жители успели разбежаться по лесам.

Василий II, видя сколько причиняет вреда своим землям Вятская вольница, над которой татары имели только какую-то власть, по наущению Новгорода, который уже признал власть Великого Князя, принял решение прибрать Вятчан к своим рукам. Поэтому в 1458 году, когда никаких битв не намечалось, а Волжские Татары были в войне с Крымскими, послал на вятку войско под предводительством Князя Семена Ряполовского.

Ряполовский

Войдя в страну Вятскую, он без всякого сопротивления дошел до города Хлынова и осадил его, т.к. жители окрестных городов не рискнули вступить в с ним в бой.

Долговременная осада Хлынова, возможно бы привела его к сдаче, если бы один из воевод князя, Григорий Перхушков не позарился на посулы хлыновцев и уговорил других воевод оставить осаду, а потому войско вернулось ни с чем. (Скорее всего сам князь Ряполовский под Хлыновом не был, а послал туда своего доверенного воеводу Перхушкова).

Однако неудача эта не изменила намерения Василия Васильевича покорить Вятчан.

Вот как стали развиваться события на Вятской земле… скучными их назвать очень сложно. На наших глазах возрастает агрессивность предковт – из изначально достаточно мирных переселенцев они, под влиянием обстоятельств, становятся сначала полуорганизованными разбойниками, а в дальнейшем достаточно опытными свободными наемниками. Именно эта свобода их и окрыляет, и они уже начинают мечтать о собственной, признанной монополии со своей армией и закрепленными границами. Доходы, получаемые от набегов, позволяют это осуществить, тем более налоги они, практически никому не платят. Возможно, в те времена их и прозвали ушкуйниками – речными разбойниками, т.к. добропорядочными гражданами их назвать уже было бы сложно.

Но на этом история не заканчивается… Продолжение следует…

date image
2013-12-31 views image
1791

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Распространение православия на Вятке


о середины ХVIв Вятская земля в религиозном отноше­нии подчинялась московскому патриарху. В 1555г. в г.Казани была создана православная епархия во главе с архиепископом. Именно в эту епархию и вошла Вятская земля. Но непосредственно на месте вятские священнослужители возглавлялись настоятелем главного собора, который находился в г.Хлынове, Никольского. Вятские мона­хи управлялись главой Трифонова монастыря.

Именно Успенский Трифонов монастырь стал первым монас­тырём Вятской земли. Он был основан монахом Трифоном в 1580 г. в г. Хлынове. Монах Трифон, в миру Трофим Дмитриевич Подвизаев, ро­дился в крестьянской семье в селе Малонемнюжском Архангельской земли. В 1568 г. он принял монашеский сан и начал проповедовать христианство среди нерусских народов Пермской земли. В 1580 г. мо­нах Трифон приходит на Вятскую землю, где в сане архимандрита становится настоятелем Успенского мужского монастыря, который после его смерти стал называться Трифонов. Именно здесь он и умер в 1612 г. После смерти мощи Трифона были помещены в Успен­ский собор монастыря, а сам он стал почитаться как Святой Вятской земли.


Другим известным вятским Святым стал Прокопий. Он ро­дился в 1578 г. в деревне Корякинской недалеко от г. Хлынова в крестьянской семье Плишковых. В 12 лет, находясь в поле, он был поражён молнией и заболел. Исцелил его монах Трифон. После этого Прокопий ушёл жить в Слободской к священнику Екатерининской церкви Иллариону. Через три года родители вернули его домой, но он стал юродивым. Прокопий начал странствовать по Вятской земле, обрекая себя на многие лишения. В это время у Прокопия появился дар предвидения. Умер он в г. Хлынове 21 декабря 1628 г. и был по­хоронен в Успенском соборе.

Другой монастырь, Преображенский Екатерининский, был ос­нован в 1582 г. иеромонахом Павлом и старцем Гурием. В 1592 г. старец Гурий основывает Холуницкий Троицкий монастырь, а в 1599 г. иеромонах Иосаф Казанец основывает в г. Слободском Богоявленский мо­настырь. Монастыри сыграли большую роль в вятской истории. Они несли Слово Божие, распространяли христианство среди нерусского населения, развивали культуру. В монастырях велось местное лето­писание.


ХVI в непосредственная угроза пределам Вятской зем­ли значительно уменьшилась. С Вяткой граничило только враждебное Казанское ханство. Однако в это время оно стало значительно слабее, а кроме того практически непрерывно воевало с Русским госу­дарством. В середине века Русское государство решило окончатель­но разгромить врага и начало собирать воедино воинские отряды всех своих земель. В 1545 г. из Москвы на Вятскую землю прибыл князь Василий Серебряный. Собрав вятских воинов, он по реке Вятке двинулся на соединение с русской ратью. По дороге вятчанам приш­лось вступать в схватки с отдельными казанскими отрядами, уничто­жая их. Добравшись до Казани, вятчане приняли участие в её осаде. В 1551 г. большой отряд казанских татар во главе с ханом Улан-Кащаком вступил на Вятскую землю. Однако вятское войско во главе с воеводой Бахтеяром Зюзиным внезапно атаковало врага и нанесло ему поражение. В плен попал сам хан с сорока пятью воинами.

В 1552 г. русская рать снова подступила к Казани. Нача­лась осада. Особую роль в боевых действиях играл сторожевой полк под командованием князя Василия Серебряного. В состав это­го полка входили и вятские воины, которых возглавлял Григорий Сукин. Именно сторожевой полк взорвал стену Казани, сыграв важную роль во взятии города.

В 1553–1557 гг. вятчане участвовали в покорении наро­дов, проживающих на территории бывшего Казанского ханства: баш­кир, удмуртов, татар, мордвы, марийцев. Вятские воины во главе с военоначальником из Москвы Данило Фёдоровичем Адашевым в 1553 г. подавили сопротивление марийцев и удмуртов в районе реки Камы и Вятки. В 1554–1556 гг. они вместе с московским войском воева­ли с марийцами на юге Вятской земли. Сопротивление нерусского населения было сломлено, его обложили налогом — ясаком. Чтобы предупредить новые восстания на покорённых землях были остав­лены небольшие русские крепости, которые позже превратились в города.




Участвовали вятчане и в войне против Астраханского ханства. В 1554 г. вятский полк под командованием князя Александ­ра Ивановича Вяземского сыграл решающую роль в разгроме астраханцев. В 1556 г. началась новая война. Вятский полк во главе с Фё­дором Писемским и вятская флотилия, возглавляемая Иваном Шеломом подступили к г. Астрахани. В ночном сражении они разгромили основ­ные войска астраханского хана Дербыш-Али, что позволило русскому войску взять город.

Немаловажную роль сыграла Вятская земля и в освоении Сибири. Вятчане входили в состав войск, которые захватывали Си­бирь. Только в отряде князя Семёна Фёдоровича Курбского, который в 1499 г. отправился в Сибирь, было около тысячи вятчан. О том, что вятчане участвовали в этом путешествии не впервые, говорит и то, что проводниками, в этом войске тоже были вятчане. История донесла до нас имена некоторых из них: Лёва Иванов сын Алексеев, Петруша Конов, Костя Яковлев сын Пугвин. Кроме того, именно через Вятку проходила самая короткая дорога в Сибирь. Сама Вятская земля снабжала русское население Сибири различными припасами и, прежде всего, хлебом.

1. Как изменилось управление Вятской землёй после при­соединения к Московскому государству?

2. Какие налоги платили вятчане в ХVI в.?

3. Перечислите основные категории населения Вятской земли.

4. Назовите основные типы населённых пунктов на Вятской земле в это время?

5. Назовите основные черты сельского хозяйства, ремес­ла и торговли на Вятской земле.

6. Какие факты говорят о распространении христианства на Вятской земле в ХVI в.?

7. В каких войнах Русского государства участвовали вятчане? Какой вклад они внесли в победу?

I. Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи.

Русская колонизация Вятских земель началась в XI и продолжилась до начала XIII. Об этом свидетельствуют археологические источники, а также устные предания и записи средневековых книжников и летописцев. Письменные источники, XVII-XVIII веков, такие, как «Вятский временник», «Летописец старых лет», «Повесть о стране Вятской», «О вятчанах, как они поселились на Вятке» и др.

Начало проникновения на Вятку русских поселенцев датируется 1181г. В «Повести о стране Вятской» говорится, что вышедший из Великого Новгорода в 1174 году отряд ушкуйников, поднявшись по Каме и придя на Среднюю Вятку взяли Болванский городок побив чудь и отяков (предков современных удмуртов и марийцев). Болванский городок находился на месте современного села Никулицына на правом берегу Вятки неподалёку, от впадения в неё реки Чепцы. На этом месте был заложен город Никулицын. Так же там упоминается, что другой отряд ушкуйников захватил марийский город Кокшаров (ныне Котельнич). Позднее согласно данному источнику, а также летописи «О вятчанах как они поселились на Вятке», эти два отряда объединились в один и основали город Хлынов при впадении речки Хлыновицы в Вятку. Согласно официальным вятским документам, конца XVIII века, хранящемся, в Государственном архиве Кировской области, годом основания Хлынова считается 1199год.

Выше приведённые источники свидетельствуют о русских колонистах пришедших из Великого Новгорода, двигавшихся на Вятку по Северной Двине, Югу, Моломе. Кроме этого была другая волна колонизации из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унже, Ветлуге и Моломе. Возможно, эти отряды поселенцев действовали, как совместно, так и самостоятельно. Первоначально переселенцы основывали свои посёлки в виде небольших укрепленных городищ, походивших больше на пограничные заставы, нежели на города в современном экономическом и военно-административном смысле. По поводу первоначального названия главного Вятского города нужно сказать, что мнения учёных по этому поводу различны. Первоначально считалось на основании летописных данных, что город назывался Хлыновым, исходя из того, что в летописном тексте не встречается сочетания «город Вятка». А под Вяткой понималась вся Вятская земля. Но в советские времена было установлено, что первоначальное название города – Вятка. Доказательством этому служит «Список всех русских городов дальних и ближних». В нём среди Залеских городов после Нижнего Новгорода и Курмыша на Суре стоит город Вятка. Данный документ по свидетельству академика М.Н. Тихомирова был составлен между 1387-1392 годом. Он является более ранним источником, чем «Повесть о стране Вятской». Датирование списков которой (10шт.) простирается на период с 1739г (описание Геодезии поручика Клешнина) по 1824г. (Казанский список, напечатанный в Казанском Вестнике). Поэтому «Список всех русских городов…» более заслуживает доверия. Исходя, из этого можно сделать вывод, что первоначально город назывался Вяткой. По всей, видимости, ушкуйный набег упомянутый в «Повести о стране Вятской» под 1374 год был совершён на город Вятку, хотя не исключено, что пострадали и другие населённые пункты, расположенные на территории средней Вятки.

Хлыновым, скорее всего, назывался изначально Вятский кремль, расположенный на высоком левом берегу Вятки, на территории между оврагом Засора и Девичьим монастырём современного города Кирова.

II. Присоединение к Московскому государству Вятской земли.

1. Вятская республика. Хлынов.

Вятка к моменту первого упоминания о ней представляла собой довольно крупный средневековый город, поскольку отряд ушкуйников, пришедший с устья Ветлуги, основавший её насчитывал более тысячи человек. Вывод о численности ушкуйников можно сделать из того, что отряд, основавший город состоял из сорока ушкуев, согласно летописи. Ушкуи, это крупные речные суда, обычно насчитывали 12 пар загребных вёсел плюс одно рулевое, таким образом, экипаж одного ушкуя состоял минимум из 25 человек. Следуя из количества судов, на них находилось не менее 1000 человек. Поселенцы стали обзаводиться семьями, по всей вероятности, женясь на представительницах местных племён. Население постепенно увеличивалось – город разрастался. К тому же на Вятку в это время был приток из южных земель Руси, главным образом из Суздальско-Нижегородского княжества, которое подверглось в 1377-1378 годах опустошительным набегам татар. Спасаясь от татарского нашествия население юга, уходило на север, в том числе и на Вятку.

Город представлял собой сомкнутую линию жилых домов, поставленных на высоком земляном валу и обращённых глухими деревянными стенами на полевую сторону. Внутри этой стены находились остальные жилища и хоз. постройки. Рядом с городом и по течению реки Вятки, образовались погосты и починки русских поселенцев смешавшихся с местным населением, марийцами и удмуртами. Хотя основная часть аборигенов, под давлением русской колонизации уходила на юг и восток. Таким образом, во второй половине XIII- начале XIV века на территории Средней Вятки и её притоков Моломы и Чепцы было основано довольно много русских поселений среди них Котельнич (Кокшаров), Орлов, Никулицын и собственно Вятка.

Основную массу населения Вятской земли составляли крестьяне (смерды), занимавшиеся земледелием. Основными выращиваемыми культурами стали: озимая рожь, овёс, ячмень, пшеница, а так же лён и конопля, из овощей лук, репа, свёкла, морковь и др. Так же вятчане занимались скотоводством, разводя лошадей, коров, овец, коз, свиней и домашнюю птицу. Для заготовки кормов использовались заливные луга, лесные поляны и расчищенные из-под леса пожни. Так же занимались охотой, рыболовством и бортничеством в качестве подсобных промыслов. Было развито домашнее ремесло, обработка дерева, кости, металла, кож, пушнины, шерсти, волокна и др. Изначально ремесло не было основным занятием отдельных лиц, ремесленные изделия изготовлялись для собственных нужд и частично на заказ. Позднее оно стало приобретать товарный характер, и ремесленники стали сосредотачиваться в городе. Здесь они стали работать на рынок, производить изделия на продажу, и это стало их основным занятием. В городе находился более надёжный сбыт ремесленных изделий, этому способствовало установление торговых связей с соседними племенами: марийцами, удмуртами, коми, хантами, волжскими болгарами и их потомками, чувашами, а так же с русскими землями и княжествами. В городе в связи с этим стали сосредотачиваться торговые люди. Вятка превратилась в торгово-ремесляный центр.

Вятская земля в связи со своей отдалённостью от центра русских земель пользовалась широкой самостоятельностью. Управление было выборным. Это была своего рода республика наподобие Новгородской. Но имела и свои отличия во главе управ стояли земские воеводы, избиравшиеся из наиболее знатных и богатых бояр; далее шли Ватаманы и подвойские, избираемые из числа житьих людей и купцов. Воеводы и Ватаманы ведали военными и гражданскими делами, а подвойские выполняли судебно-полицейские функции.

В сельской местности делами ведали сотские и старосты. Церковное управление было в руках десятильника (старшего священника) – своё название он получил, видимо от церковной десятины уплачиваемой населением в казну церкви.

Слово «Ватаман» имеет скандинавское происхождение и обозначает командира вооружённого отряда (дружины). В исследуемый нами период Вятка являлась пограничной русской землёй. Какими позже становятся южные казачьи земли. Данное название попало на Вятку из Великого Новгорода, куда в свою очередь было занесено варягами, как и в южнорусские земли.

Население было воинственное склонное к разбою, что потверждается данными летописей об ушкуйных походах вятчан, примеры которых будут приведены ниже. Так же в потверждение вольного нрава вятчан, можно привести одну из версий о происхождении названия города «Хлынов». Согласно этой версии слово «хлын» в средневековой Руси употреблялось в значении «разбойник», «бездельник», «проходимец». Так и новгородцы согласно «Повести о земле Вятской» называют вятчан «беглецами и разорителями российских князей вотчин…разбойниками…самовольниками». Правда, делали это Великоновгородцы, что бы угодить князьям московским.

Таким образом, можно предположить, что название города «Хлынов» было дано не самими горожанами, а жителями соседних земель и обозначает поселение вольных разбойных людей. В пользу этой версии так же говорят другие названия поселений имеющихся окрестностях Хлынова-Вятки, например сёла Разбойный Бор, Шалегово (от «шалыга»- бродяга, прохвост, разбойник.) и др. Имеются так же и другие объяснения на счёт названия города, например, одна из легенд говорит, что первоначально поселенцы хотели ставить городок выше по течению современного города, на высокой горе называемой Кикиморской, близ устья речки, впадающей в Вятку – Хлыновицы, (названной так, якобы потому, что когда там остановились ушкуйники, над речкой летела птица и кричала: «Хлы! Хлы!»). Приготовили для строительства брёвна, но неожиданно в одну из ночей вода в Вятке прибыла и перенесла стройматериалы на отмель рядом с тем местом, где в последствии был построен кремль. По названию речки и был назван город. Но по нашему мнению наиболее заслуживает доверия то, что название город получил от названия своих жителей – Хлынов. Так, как первые переселенцы были из пассионариев не нашедших себе применения на родине и двинувшихся на покорение новых земель. А такие люди не возможны без удалого, авантюрного и разгульного нрава, каковым обладали и наши предки ушкуйники.

Участие вятчан в борьбе русских с татарами.

На Вятке, не было постоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всех способных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжались дружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и эффективными боевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ватаманы. Этими дружинами, было совершено ряд набегов на враждебные земли, в том числе и татарские владения. Так в ответ на разорение Вятки царевичем Бектутом в 1391г, вятчане, в составе совместного с новгородцами и устюжанами похода, взяли татарские города Жукотин и Казань «И вышедши на Волгу пограбиша гостей всех и возвратимся» (Софийская летопись I, Типографская летопись, Рязанская летопись). Хотя не в одной летописи прямо не упоминается об участии в походе вятчан, но исходя из того, что рать «….в ушкуях рекою Вяткой на низ…»двигалась можно заключить, что вятчане принимали в том походе непосредственное участие. С этого, по видимому, и началось участие вятчан в борьбе русского народа против татар. То, что именно против татар, можно заключить из того, что в то время «гостями», т.е. купцами на Волге были татары, болгары и армяне, а также из того, что были взяты Казань и татарский городок на Каме Жукотин. Так что делаем вывод – ушкуйный набег был направлен против татар в ответ на поход татарского царевича Бектута.

1467 г. «Вятчане в составе 120 человек ходили вогуличей совместно с пермяками и захватили в плен выгульского князя Ясыку, которого привели на Вятку».

1471 г. Известный поход Кости Юрьева на Сарай «…Взяли Сарай и полону бесчисленное множество и княгинь Сарайских» (Арх. лет.). «…Татар всех из секоша, а сущее всё разграбили) (Соф. II).

Согласно легенде красиво описанной Вятским краеведом Валерием Пономарёвым в книге «Тайна Вздерихина оврага»,а так же повести Шишкиной «Хлыновцы», ушкуйники в этом походе применили военную хитрость. Они прикинулись купцами и были пущены в город. При этом они были вооружены засапожными ножами и боевыми топорами клевцами, спрятанными под одеждой. Татары оружия не видели и пустили их в город. Ночью вятчане подвергли город разрушению, освободили русских пленников, и ушли на своих судах, вверх по Волге. Операция удалась ещё и потому, что основные силы татар кочевали в одном дне пути от Сарая. Татары пытались перехватить ушкуйников, перегородив реку под Казанью в устье Камы, своими судами, но те успешно прорвались сквозь заслоны, используя речные протоки, и благополучно вернулись на Вятку. Благодаря этому походу сорвался поход хана Ахмата на Москву. Вятчане оказали неоценимую услугу Великому князю Ивану III, занятому войной с Новгородом Великим. Приведённые летописные эпизоды говорят о высоком боевом опыте вятчан.

Профессор Эмаусский А.В. утверждает, что поход Кости Юрьева на Сарай был совершён с подачи великого князя Московского с целью отвлечь татар от похода на Москву, в то время, как Иван III совершал поход на Великий Новгород. В основе его войска по утверждению Эмаусского находились основные силы вятского войска. У Кости Юрского был лишь небольшой отряд отборных бойцов. Данным походом был нарушен договор вятчан с татарами о нейтралитете заключённый в1468 году.

1476г. Царь Ибрагим пришёл на Вятку. «Много под градом и татар побили вятчане» (Русский временник). Как, видим вятчане успешно отразили нападение татар Ибрагима в 1476г. и совместно с устюжанами вышли на Каму «… и бесчисленно побили, а иных пленили» (Русский временник).

«И множество их (татар) поплениша, а вятские и устюжанские стран жители также множество плениша казанских пределов татарские роды» (Рязанские летописи). Далее в 1476г. Ибрагим предпринимает ещё одну попытку пойти через Вятку на Устюг «… в мясопуст великий (великий пост) села и волости повоевал, а града не взял ни единого». Этот поход был предпринят Ибрагимом вследствие ложной вести, что московский князь был разбит новгородцами, . Когда он узнал, что Московский князь победил, то убежал в Казань. Вслед за ним по сообщению Софийской и Типографской летописей Великий князь

Иван III в 1479 году послал рать вятчан и устюжан под предводительством Василья Образца да Бориса Слепца на Казань. Вятчане с устюжанами вновь разбили татар на Каме и подступили к Казани. Ибрагим пошёл на мир с русскими «И послал царь казанский с челобитьем к великому князю, князь же великий пожаловал его» (Соф II). Следует сказать, что вятчане пошли на татар в качестве союзников Москвы, но с условием «коли пойдут под Казань братья князя, пойдём и мы». Они пошли воевать на стороне москалей лишь, когда убедились, что князь Московский действительно решил серьёзно разобраться с казанцами, а не просто подставить под удар вятчан , использовав как пешек в шахматной партии. Это говорит о благоразумии Вятского правительства и независимости Вятки.

Хотя Вятская республика и обладала достаточной силой, она всё таки не в состоянии была бороться с более сильными противниками татарами и москалями одновременно, поэтому вятчане выступили в данной борьбе на стороне одной из противоборствующих сторон в качестве союзников, но полностью под власть Москвы не пошли. Сохраняя независимость, они передали часть своего войска в оперативное подчинение Московскому князю, и оказали неоценимую услугу Москве в борьбе с татарским игом.

Объединению Москвы и Вятки в борьбе с татарами, мог послужить ещё один фактор – этнический. Москвичи и вятчане являлись одним русским народом, притом христианами, а татары, «язычниками погаными». Этот фактор и послужил союзу Вятки с Москвой и являлся одной из предпосылок последующего присоединения Вятки к Москве, хотя были и другие предпосылки, которые рассмотрим ниже.

Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 218 ; Мы поможем в написании вашей работы!

\u0412 16 \u0432\u0435\u043a\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043e\u0448\u043b\u043e \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c \u043a \u0420\u0443\u0441\u0438. \u0422\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0448\u0438\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439 \u0432\u044b\u0437\u0432\u0430\u043b\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u044c \u043a \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u00a0

\u0412 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u043e\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u044c, \u044d\u0442\u043e \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043d\u0430 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f\u0445 \u0432 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432. \u0416\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0432\u043d\u043e\u0432\u044c \u043f\u0440\u0438\u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0434\u0432\u0430 \u0432\u0438\u0434\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432: \u0431\u0430\u0440\u0449\u0438\u043d\u0443 \u0438 \u043e\u0431\u0440\u043e\u043a. \u00a0

\u0411\u0430\u0440\u0449\u0438\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043f\u0440\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438 \u043d\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0438\u043d\u0430. \u00a0

\u041e\u0431\u0440\u043e\u043a \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u044f\u0440\u043d\u0443\u044e \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0442\u0443 \u0437\u0430 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0430\u043c\u0438 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u0447\u044c\u0435\u0439 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0438. \u042d\u0442\u043e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0447\u0430\u0449\u0435 \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0438, \u0438 \u043b\u0438\u0448\u044c \u0432 \u043d\u0435\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u043c \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435\u0432 - \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430\u043c\u0438. \u00a0

\u0420\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0431\u0440\u043e\u043a\u0430 \u043d\u0430 \u0432\u0438\u0434\u044b \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u043e \u043f\u043e \u043a\u0440\u0438\u0442\u0435\u0440\u0438\u044e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u0430: \u0445\u043b\u0435\u0431\u043d\u044b\u0439, \u043c\u044f\u0441\u043d\u043e\u0439, \u0440\u044b\u0431\u043d\u044b\u0439 \u0438 \u0442\u0430\u043a \u0434\u0430\u043b\u0435\u0435. \u00a0

\u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043f\u043e\u0434 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u044f\u0441\u0430\u043a. \u0412\u044b\u043f\u043b\u0430\u0442\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u043e\u043c \u0438 \u0437\u0435\u0440\u043d\u043e\u0432\u043e\u043c \u044d\u043a\u0432\u0438\u0432\u0430\u043b\u0435\u043d\u0442\u0435. \u00a0

\u0412 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c, \u043f\u0440\u0438\u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043a \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438, \u0432\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438: \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f, \u044f\u043c\u0441\u043a\u0430\u044f, \u043f\u0430\u0448\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f, \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0438 \u0442\u0430\u043a \u0434\u0430\u043b\u0435\u0435. \u00a0

\u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u043e \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044e \u0438 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u043e\u0441\u0442\u044c \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d \u0432\u043d\u043e\u0432\u044c \u043f\u0440\u0438\u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439. \u042d\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043d\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0444\u0435\u0440\u0430\u0445 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430.\n ">]" data-test="answer-box-list">

Читайте также: