Бюджетно налоговая политика задачи с решением

Опубликовано: 11.05.2024

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему макроэкономической политики (монетарной, фискальной), денежного обращения. Расчет ставки процентов, нормы обязательных резервов, объемов предложения денег, величины денежного мультипликатора, размера налогов и т.п. - в решениях ниже.

Деньги, банки: задачи с решениями

Задача 1. В коммерческом банке имеется депозит в размере 5000 тыс. ден. ед. Норма обязательных резервов – 20%. На какую сумму представляемых ссуд, по меньшей мере, способен увеличить данный депозит, если норма обязательных резервов снизится до 15%.

Задача 2. В банке X имеется депозит 6000 ден. ед. Норма обязательных резервов — 15%. Данный депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд по меньшей мере на …

Задача 3. Пусть экономика в исходном состоянии находится в т. А (рис. 2.3). Предположим, что в результате проводимой в стране политики понижения курса национальной денежной единицы макроэкономическая ситуация изменилась. Объясните, что произошло в макроэкономике? Докажите это на графической модели.

график макроэкономической ситуации

Задача 4. На модели “AD-AS” долгосрочная кривая Asд представлена, как Y = 4200. Краткосрочная кривая Ask представлена на уровне Р = 12. Кривая AD задана уравнением: Y = 2,5·M/P, причем предложение денег составляет 1680. В результате ценового шока кривая Ask поднялась до уровня Р = 19.
Определите:
а) Каковы координаты точки краткосрочного равновесия, установившегося после шока?
б) На сколько должен увеличить Центральный банк предложение денег, чтобы установить исходный уровень выпуска в экономике?

Задача 5. В таблице представлены следующие данные об экономике России:
Год Рублевые депозиты (D), млрд.руб. Резервные требования коммерческих банков (R), млрд. руб.
2003 19,3 2,7
2004 62,1 10,0
2005 140,0 20,4
2006 184,5 22,3
2007 243,6 27,5
2008 211,6 13,4
Для каждого года рассчитайте норму обязательных резервов rr (в %), величину денежного мультипликатора MPm.

Задача 6. Вы собираетесь дать свои деньги в долг и хотели бы получить реально 5% годовых. Ожидаемый темп инфляции 120%. Какую номинальную ставку процента вы должны назначить?

Задача 7. Трансакционный спрос на деньги равен 400 млрд.долл. Спекулятивный спрос на деньги представлен в таблице:
Ставка процента Спекулятивный спрос на деньги Общий спрос на деньги
14 30
13 50
12 70
11 90
10 110
9 130
8 150
Рассчитать общий спрос на деньги и заполнить таблицу
Предложение денег составляет 510 млрд. долл.
Определить: равновесную ставку процента
Определить величину равновесной ставки процента, если
1) предложение денег выросло до 530 млрд.долл.;
2) сократилось до 450 млрд. долл.

Задача 8. Центральный банк выкупает ценных бумаг на 10 млн долларов: 5 млн. у населения, 5 миллионов у ФКО. Население 1 миллион обналичивает и хранит вне банковской системы, а 4 миллиона вкладывает в банки.
Норма резервирования – 20 %
Рассчитать:
1) чему равняется предложение денег?
2) Какую политику проводит ЦБ: стимулирующую или рестрикционную?

Задача 9. Коммерческий банк имеет 20 тыс. ден.резервов и 100 тыс.ден.ед. на текущих счетах. Резервная норма – 20%. Домохозяйства вкладывают в банк 5 тыс.ден.ед. наличными, которые переводятся в резерв. Определить: а) сколько избыточных резервов у банка; б) чему равен ссудный потенциал банковской системы.

Задача 10. В таблице представлен процесс расширения кредита и роль коммерческих банков в увеличении предложения денег. Заполните таблицу, если известно, что норма обязательных резервов составляет 20 % и все деньги, взятые в кредит, вновь возвращаются в банковскую систему. Чему будет равна в этом случае общая величина создаваемых коммерческими банками денег?

Фискальная политика: задачи с решениями

Задача 11. Функция спроса в экономике описывается формулой С=100 + 0,75Y. С целью поддержки социально уязвимых слоев населения государство повысила государственные расходы на выплату пособий на 300 млн. долл. С целью сохранения сбалансированности государственного бюджета были повышены налоги также на 300 млн. долл.
1) Рассчитать мультипликатор автономных расходов и налоговый мультипликатор.
2) Рассчитать изменение Y в результате увеличения налогов и в результате роста расходов государства
3) Сформулировать положение о мультипликаторе сбалансированного бюджета.

Задача 12. Государственные закупки равны 800, налоговая функция имеет вид Т= 0,6 Y, функция трансфертов F = 0,4 Y, государственный долг D = 2500 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 4000, а потенциальный 4750. Проанализировать бюджет государства.

Задача 13. ВНП потенциальный составляет 1200 ден. ед. ВНП фактический составляет 800 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8.
Что может сделать государство, чтобы вывести экономику на потенциал:
а) используя налоговые поступления (рассчитать)
б) используя государственные закупки (рассчитать).

Задача 14. Известна функция затрат $TC = 0,5Q^2 + 2Q$ и обратная функция спроса $P = 10 - 0,5Q$ монополиста. Государство планирует ввести на данный товар налог (в д.е.) на продажу каждой единицы продукции, обеспечивающий максимум налоговых сборов. Определите величину налоговых поступлений в бюджет.

  • 1
  • 2

Задача №35. Расчёт налогового сальдо

Экономика страны находится на своем потенциальном уровне. Государственные закупки увеличились с 75 до 90 млрд. дол.

Как должны измениться налоги, чтоб сохранился уровень полной занятости, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,25?

Задача №36. Расчёт потенциального ВВП

Фактический ВВП страны составляет 2000 млрд. дол. Чтобы обеспечить уровень полной занятости, правительство сокращает государственные закупки на 50 млрд. дол. и увеличивает налоги на 20 млрд. дол. Определите величину потенциального ВВП, если предельная склонность к потреблению равна 0,75.

Задача №38. Определение правительственной политики для стабилизации экономики

В экономике страны естественный уровень безработицы равен 7%, а фактический – 9%. Потенциальный ВВП составляет 3000 млрд. дол., коэффициент Оукена – 2,5. Какую политику должно проводить правительство для стабилизации экономики (рассмотреть все возможные инструменты), если известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,9.

Задача №39. Выбор правительственной политики для стабилизации экономики

В экономике страны фактический уровень безработицы составляет 5,5% , а естественный – 7%. Потенциальный ВВП равен 2000 млрд. дол., а разрыв ВВП – 4%. Какую политику должно проводить правительство для стабилизации экономики (рассмотреть все возможные инструменты), если известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,8.

Задача №40. Расчёт изменений государственных закупок и налогов

В экономике страны номинальный ВВП равен 2688 млрд. дол., а потенциальный – 3000 млрд. дол. За год темп инфляции составил 12%. Для стабилизации экономики правительство решает изменить государственные закупки и налоги так, чтобы разрыв в экономике на 2/3 был сокращён за счёт изменения величины государственных закупок и на 1/3 – за счёт изменения налогов.

Определить тип экономической политики и величину изменений, если известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,8.

Два способа расчёта

Рента

Совершенная конкуренция

Задача №41. Определение состояния государственного бюджета

государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. дол.,

совокупный доход – 5600 млрд. дол.,

налоговая ставка – 15 %,

аккордные налоги – 220 млрд. дол.,

процентная ставка по государственным облигациям – 10%,

стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. дол.,

трансфертные платежи – 80 млрд. дол.,

из них субсидии фирмам – 35 млрд. дол.

Определите состояние государственного бюджета.

Задача №42. Определение состояния государственного бюджета

Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы

на оборону составили 280 млн. дол.,

на здравоохранение – 40 млн. дол.,

на содержание государственного аппарата – 75 млн. дол.,

на образование – 35 млн. дол.,

на науку – 20 млн. дол.,

на выплату социальных пособий – 400 млн. руб.,

на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. дол.,

на охрану окружающей среды – 45 млн. дол.,

прибыль государственных предприятий составила 22 млн. дол.,

налоги с продаж – 170 млн. дол.,

личный подоходный налог – 390 млн. дол.,

налог на прибыль фирм – 85 млн. дол.,

акцизы – 32 млн. дол.,

таможенные пошлины – 15 млн. дол.,

взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.

Задача №43. Расчёт предельной ставки налога

Чему будет равна предельная ставка налога, если налог на доход вырос с 4000 дол. до 4800 дол. при увеличении дохода с 20 000 дол. до 25 000 дол.?

Задача №44. Расчёт средней налоговой ставки на доход

Чему будет равна средняя налоговая ставка на доход в 30 тыс. дол., если человек платит подоходный налог 2 тыс. дол. на доход в 20 тыс. дол. и 4,5 тыс. дол. на доход в 30 тыс. дол.?

Задача №45. Расчёт предельной и средней ставки налогов

Чему будут равны предельная и средняя ставки налогов, если с суммы 90 тыс. руб. в год надо заплатить налог 6 тыс. руб., а суммы 120 тыс. руб. надо заплатить 18 тыс. руб. в год?

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 2

Целью данного практикума является усвоение передаточного механизма денежно-кредитной и фискальной политики, определение влияния политики государства на экономику.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на взаимосвязь бюджетной политики и ВНП

Задача 1

Постановка задачи: В стране создан ВНП в размере 1500 у. е. Потенциальный ВНП равен 1800 у. е. Насколько надо увеличить государственные расходы, чтобы достичь потенциального объёма национального производства, если предельная склонность к потреблению равна 0,75?

Технология решения задачи: Чтобы достичь потенциального уровня, ВНП должен вырасти на 300 у. е., при этом надо увеличить государственные расходы на . Бюджетный мультипликатор определяется по формуле . Подставив значения, получим . Следовательно, государственные расходы должны увеличиться на 300: 4 = 75 у. е.

Ответ: на 75 у. е.

Задача 2

Постановка задачи: ЧНП при полной занятости составляет 8000 у. е. В текущем году создан ЧНП в размере 10 000 у. е. Бюджет сбалансирован на уровне 2000 у. е., предельная склонность к сбережению равна 0,2. Какую фискальную политику должно проводить государство и с помощью каких изменений можно достичь ЧНП потенциального?

Технология решения задачи: Поскольку фактический ЧНП больше потенциального ЧНП, экономика находится на стадии бума и необходимо сдержать ее развитие, значит, должна проводиться рестрикционная экономическая политика. При этом можно уменьшить расходы государства или повысить налоги. Используя налоговый мультипликатор , определяем, на сколько надо увеличить налоги (10 000 – 8000): 4 = 500 у. е. Чтобы узнать, на сколько должны уменьшиться государственные налоги, надо сначала подсчитать бюджетный мультипликатор:

. Теперь определяется уменьшение государственных расходов: у. е.

Ответ: рестрикционная политика за счет уменьшения государственных расходов на 400 у. е. или увеличения налогов на 500 у. е.

Задача 3

Постановка задачи: В базовом году в экономике государственные расходы были равны 1000 ден. ед. В текущем году государство объявило о повышении их до 1100 ден. ед. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Каким будет ВНП, если в базовом году он составил 8000 ден. ед.

Технология решения задачи: Так как государственные расходы увеличились на 100 ден. ед., то ВНП тоже увеличится:

, следовательно, ВНП в текущем году составит 8400 ден. ед.

Ответ: 8400 ден. ед.

Задача 4

Постановка задачи: В базовом году в экономике государственные расходы были равны 700 ден. ед. В текущем году государство объявило о повышении их до 900 ден. ед. за счет такого же повышения налогов. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Каким будет ВНП, если в базовом году он составил 6000 ден. ед.?

Технология решения задачи: Поскольку государственные расходы растут на такую же величину, что и налоги, будет действовать мультипликатор сбалансированного бюджета, который равен 1, т. е. изменения государственных расходов приведут к такому же росту ВНП. Поскольку государственные расходы выросли на 200 ден. ед., то и ВНП вырастет на 200 и составит 6200 ден. ед.

Ответ: ВНП = 6200 ден. ед.

Задача 5

Постановка задачи: В базовом году в экономике государственные расходы были равны 1200 ден. ед. В текущем году государство объявило о понижении их на 200 ден. ед. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Определите ВНП текущего года, если в базовом году он составил 5000 ден. ед. и в стране используется пропорциональное налогообложение при ставке 40 %.

Технология решения задачи: Снижение государственных расходов приведет к снижению ВНП с мультипликативным эффектом. Рассчитаем мультипликатор государственных расходов в условиях пропорционального налогообложения:

, следовательно, ден. ед.

ВНП = 5000 – 1334 = 3666 ден. ед.

Ответ: ВНП = 3666 ден. ед.

Задача 6

Постановка задачи: Потребление определяется функцией С = 0,8Y. Инвестиции равны 200 ден. ед. Государственные расходы составляют 100 ден. ед. Как изменится ВНП, если государство введет налоги в размере 20 % любого дохода?

Технология решения задачи: Определим ВНП в базовый период:

; 0,2Y = 500, отсюда ВНП был равен 2500 ден. ед. Введение налога приведет к изменению функции потребления:

С = 0,8Y v или С = 0,8 (Y – 0,2Y) = 0,64Y, в результате

Y = 0,64Y + 200 + 300; Y = 1390 ден. ед.

Ответ: ВНП уменьшится на 1110 у. е.

Задача 7

Постановка задачи: Потребительские расходы определяются формулой . Инвестиции 3000 у. е., государственные расходы составляют 1000 у. е. Налоги составляют Т = 2000. Как изменится национальный доход, если налоги вырастут на 10 %?

Технология решения задачи: Найдем национальный доход по формуле :

0,3Y = 3000, отсюда Y = 10000 у. е.

Если налоги вырастут на 10 %, то они будут равны 2200 у. е. Подсчитаем новый национальный доход:

, следовательно, 0,3Y = 2860; Y - 9533 у. е.

Ответ: сократится на 467 у. е.

Задача 8

Постановка задачи: Насколько надо увеличить государственные расходы, чтобы ВНП вырос с 50 до 100 млрд долл., если MP C=0,75?

Технология решения задачи: прирост ВНП равен приросту государственных расходов, умноженному на бюджетный мультипликатор: . Исходя из этой формулы,

Ответ: на 12,5 млрд долл.

Задача 9

Постановка задачи: Предположим, государственные расходы на экономику постоянны и составляют 36 у. е., величина инвестиций равна 60 у. е. Потребительские расходы зависят от объема ВНП следующим образом:

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

17.5. Сущность и задачи фискальной политики

Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика— это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг.
Основными инструментами налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы — это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.
Автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов — механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.
Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом. В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема складывается противоположная ситуация.
Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.
Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов МР, равный отношению 1/(1 — МРС), где МРС— предельная склонность к потреблению, показывает приращение ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.
При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, а в результате — к повышению реального ВВП. Их снижение также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций, что, в свою очередь, способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.
Мультипликатор чистых налогов МРн— это отношение величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле МРн = МРг — 1.
Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение величины национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению:

Формула

Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление — одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВНП, то при сокращении налогов только одна часть сэкономленных доходов семейных хозяйств идет на потребление, поскольку другая уходитjia сбережения.
Выбор правительством форм и методов осуществления стабилизационной фискальной политики зависит от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной системой выделяются две такие модели — неокейнсианская и неоклассическая.
Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП), следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменыпе- ние) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков (рис. 17.1).
Как показано на рис. 17.1, размер автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и встроенная стабильность зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП. Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон ли

Рис. 17.1. Встроенная стабильность: Т — налоговые поступления; G— государственные расходы

Рис. 17.1. Встроенная стабильность: Т — налоговые поступления; G— государственные расходы

нии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между Т и G, т. е. дефицит государственного бюджета, или его избыток,— большим. При незначительных изменениях налоговых поступлений наклон будет пологим, элементы встроенной стабильности незначительными.
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге — вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.
Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, т. е. величины дефицита или излишка федерального бюджета.
Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории “экономики предложения”, представители которой обосновали вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними (рис. 17.2) и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает —1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до 100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь начнут снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.
Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие производственно-стиму- лирующей функции налога и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое изъятие 1/3 прибыли, или 30—40 % ее величины.
Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассики — на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.
Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.
Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения. Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики. Так, по результатам корре- ляционно-регрессивного анализа данных по 82 странам, в государствах с уровнем дохода на душу населения менее 1000 дол. США “теоретический” уровень налогового давления должен составлять не более 30 % к ВВП.
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.
Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровнях используются следующие показатели:
• предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений сумм доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
• эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);
• налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
• уровень централизации финансовых ресурсов.
Средством достижения целей фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который включает совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством для реализации стабилизационной политики, а также ее институциональное оформление.
Правительства в зависимости от экономических условий и этапа развития национальной экономики выбирают формы бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.
Прямая форма регулирования предполагает использование в основном инструментов бюджетного регулирования, среди которых — субсидии, субвенции, дотации отдельным предприятиям и отраслям, регионам; целевые кредиты; государственные закупки товаров и услуг; государственные инвестиции.
Косвенная форма регулирования основывается на сочетании бюджетных и налоговых регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и др. Среди косвенных форм регулирования — налоги и налоговые льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и др.
Правительства с целью реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или сдерживающего воздействия на экономику используют многообразные методы бюджетного регулирования:
• налоги и налоговые льготы;
• прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест, финансирования фундаментальных научных исследований и др.);
• субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;
• субсидирование цен (льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и др.);
• выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий, проводящих конверсию;
• создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддержания предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов);
в предоставление государственных инвестиций отсталым регионам, используемым для размещения предприятий национализированных отраслей, строительства производственных зданий широкого назначения;
• введение надбавок за каждое вновь созданное рабочее место с целью поощрения создания новых высокотехнологичных пройз- водств, а также надбавок к инвестициям для поощрения вложений в отсталые регионы;
• социальное регулирование для обеспечения социальных гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, создание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);
• экологические сборы, используемые на охрану окружающей среды;
• оказание помощи (технической, в размещении рекламы, реализации продукции, экспорте) частным предприятиям.
Правительства используют также огромный арсенал методов налогового регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых выделяются:
• в методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
• методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, научных исследований и др. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой базы расходов на научные исследования; льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, а также предприятиям, создающим рабочие места, иностранным инвесторам в оффшорных зонах, налоговых гаванях и др.);
• методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какова роль финансовой системы в рыночной экономике?
2. Каковы функции и структура бюджетной системы?
3. В чем суть понятия “бюджетный федерализм” и каковы формы его проявления?
4. В чем состоит экономическая сущность налогов и каковы их функции?
5. Назовите преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов.
6. В чем отличие между “структурным” и “циклическим” дефицитом государственного бюджета?
7. Объясните взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга.
8. В чем состоит содержание фискальной политики и каковы инструменты ее осуществления?

Основные категории и понятия

1. Финансы.
2. Финансовая система.
3. Бюджет.
4. Бюджетная система.
5. Бюджетная классификация.
6. Бюджетное устройство.
7. Консолидированный бюджет.
8. Бюджетный федерализм.
9. Государственный бюджет.
10. Бюджетный дефицит.
11. Государственный долг.
12. Налоги.
13. Налоговая система.
14. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
15. Бюджетно-налоговый механизм.

Читайте также: