Какие изменения в налоговой сфере связаны с независимой оценкой квалификации

Опубликовано: 26.04.2024


  • Что такое независимая оценка квалификации работников
  • Кто проводит независимую оценку квалификации
  • Кто принимает решение о направлении работника на оценку квалификации
  • Кто оплачивает услугу независимой оценки квалификации
  • Обязан ли работник идти на экзамен, может ли он отказаться
  • Как оформить независимую оценку квалификации
  • Какие гарантии и компенсации предоставляются работнику в связи с проведением оценки его квалификации
  • Как учесть расходы на независимую оценку квалификации

Что такое независимая оценка квалификации работников

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия их квалификации положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными НПА. По сути, это профессиональный экзамен. Правила его проведения прописаны в постановлении Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.

Кто проводит независимую оценку квалификации

Это делают специальные центры оценки квалификации — ЦОКи. Реестр таких организаций вы найдете на сайте Совета по профессиональным квалификациям фондового рынка по ссылке.

Например, проэкзаменовать бухгалтера могут НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов», ООО «Актион Группа Главбух» и др.

Кто принимает решение о направлении работника на оценку квалификации

Вообще, в квалифицированных кадрах заинтересован работодатель. Поэтому решать, нужны ли экзамены его действующим или потенциальным работникам, определять круг должностей, подлежащих оценке, и выдавать направление на экзамен будет именно он. Но специалист может пройти это испытание по собственной инициативе и принести работодателю готовый документ, подтверждающий его квалификацию. Например, это может быть выгодно тем, у кого нет профильного образования, но есть соответствующий стаж и навыки.

Кто оплачивает услугу независимой оценки квалификации

Все зависит от того, кто инициирует проведение оценки. Если работодатель, то стоимость экзамена оплачивает он, если работник, то он сам несет эти расходы.

Обязан ли работник идти на экзамен, может ли он отказаться

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых случаях наличие соответствующей квалификации и ее соответствие профстандарту является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Эти случаи предусмотрены специальными законами или НПА (подробнее см. ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Для таких работников (аудиторы, педагоги, медики и др.) оценка обязательна.

Как оформить независимую оценку квалификации

Прежде всего, само решение оценивать работников нужно закрепить в ЛНА, коллективном или трудовом договоре. Также нужно очертить круг подлежащих оценке должностей и профессий (можно в том же ЛНА или отдельном распорядительном документе).
От самого работника, как мы уже сказали выше, необходимо получить письменное согласие на проведение экзамена. Составляется оно в произвольной форме.

С выбранным ЦОК нужно заключить письменный договор о проведении оценки.

Работник должен написать заявление для проведения независимой оценки и подписать прилагаемое к нему согласие на обработку персональных данных. Бланк — в приказе Минтруда от 02.12.2016 № 706н. Это заявление он подает в ЦОК вместе с копией паспорта и другими документами, которые требуются в зависимости от профстандарта.

ЦОК рассмотрит документы в течение 10 дней и согласует с работодателем дату, место и время проведения экзамена. После этого можно издавать соответствующий приказ.

Оформляется такой приказ в свободной форме с указанием:

  • Ф. И. О. и должности сотрудника;
  • профстандарта, которому он должен соответствовать;
  • места, даты и времени проведения экзамена.

В этом же приказе дается распоряжение бухгалтерии об оплате услуги ЦОК и предоставлении работнику на время экзамена гарантий, предусмотренных ТК РФ (о них мы скажем ниже).

С приказом знакомят работника и ответственного бухгалтера.

По итогам экзамена работник получит:

  • свидетельство о квалификации, если экзамен сдан;
  • заключение о прохождении экзамена с рекомендациями, если нет.

Какие гарантии и компенсации предоставляются работнику в связи с проведением оценки его квалификации

Если экзамен проходит в рабочее время, за работником сохраняется место работы и выплачивается средний заработок.

Если работнику для этого нужно ехать в другую местность, выплачиваются командировочные.

Это следует из ст. 187, 196 ТК РФ.

Как учесть расходы на независимую оценку квалификации

Расходы на оценку квалификации работника можно учесть для налога на прибыль и для УСН с объектом «доходы минус расходы» (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264, подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК). Главное — иметь пакет подтверждающих документов:

  • трудовой договор с сотрудником (оплату экзамена соискателя, с которым нет трудового договора, учесть не получится);
  • договор с ЦОК;
  • приказ о направлении на экзамен (он подтвердит экономическую обоснованность затрат);
  • документ об оказании услуги (это может быть акт с ЦОК);
  • копию свидетельства о квалификации или заключения о прохождении экзамена с рекомендациями (при отрицательном результате испытания).

Для упрощенки или при кассовом методе по налогу на прибыль потребуются также документы на оплату экзамена.

Если вы применяете ОСНО, а ЦОК является плательщиком НДС и дал вам счет-фактуру, налог можно принять к вычету.

НДФЛ и взносы платить не нужно, так как это ваши расходы на квалификацию работников, а не их доход (см. письмо Минфина от 30.01.2018 № 03-04-06/5184).

В бухучете траты на экзамен спишите на соответствующие затратные счета:

  • Дт 20, 25, 26, 44 Кт 76 — на сумму затрат;
  • Дт 19 Кт 76 — на сумму НДС.

Галичевская Е. Н.

С 2017 года вступил в силу ряд изменений: подтвердить соответствие профессиональному стандарту можно в Центре независимой оценки квалификации. Кроме того, теперь работодатели могут учесть расходы на независимую оценку квалификации. Об остальных изменениях читайте в статье.

На основании профстандарта каждый специалист может наметить для себя конкретные направления повышения квалификации. Для этого достаточно пройти обучение в Школе Бухгалтера. Все наши курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Как проходит независимая оценка работников

С 1 января 2017 года работник проходит независимую оценку по собственному желанию или по инициативе работодателя (в том числе, потенциального работодателя). Проводят независимую оценку Центры оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. Порядок проведения такого экзамена утвержден постановлением Правительства РФ от 16.11.16 № 1204.

Что такое профстандарт и как его применять — читайте в статье о профессиональном стандарте бухгалтера .

Кто проводит независимую оценку квалификации

Институт Профессиональных бухгалтеров (ИПБ России) разъясняет некоторые моменты (Письмо НП «Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (ИПБ России) от 09.12.2016 года № 05ТУ/12-16) :

1. Организации, которые могут проводить независимую оценку квалификации бухгалтера, называются центры оценки квалификаций (далее — ЦОК). Все центры включены в реестр. Адрес реестра - http://www.asprof.ru/ok/reestr_COK.

Комментирует Алексей Петров , налоговый консультант:


«До того момента, как появился профессиональный стандарт «Бухгалтер», понятие «квалификация главного бухгалтера» являлось личным делом каждого работодателя. Сейчас у нас есть стандарт, где написано, что должен делать и какими компетенциями и знаниями должен обладать тот, кто посмеет назвать себя квалифицированным главным бухгалтером. Согласно нормам нового Федерального закона № 238-ФЗ, за подтверждением квалификации мы направимся в Центры независимой оценки».

Обратите внимание: о рганизации, которые не включены в данный реестр, не являются центрами оценки квалификаций и независимую оценку проводить не могут.

2. По результатам независимой оценки ЦОК должен выдать претенденту свидетельство установленного образца. Д окументы о независимой оценке, выданные ранее 1 января 2017 года, не являются свидетельствами о квалификации .

3. Оценка квалификации добровольна как для работников, так и для работодателей. Ее наличие или отсутствие, а также ее результаты, не влекут за собой последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Направление работодателем работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия. Условиях и порядок определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

4. Нужно различать применение требований профстандартов и оценку квалификации на соответствие этим стандартам. Обязательные случаи применения требований профстандартов к квалификации работников перечислены в Трудовом кодексе РФ. В остальных случаях профстандарты — это ориентир для определения квалификационных требований и формирования кадровой политики. Оценка же квалификации всегда добровольна.

В нашей статье Евгения Конюхова отвечает на вопросы бухгалтеров и разъясняет, какие требования к квалификации предъявляет профстандарт - « Профстандарт в вопросах и ответах: требования к квалификации и образованию бухгалтера».

Как пройти независимую оценку

Поэтапно процедура независимой оценки выглядит так:

  1. Оплачиваем экзамен — это может сделать соискатель, работодатель или иное лицо.
  2. Подаем документы. Cоискатель представляет в ЦОК комплект документов: заявление о проведении экзамена (Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н) с указанием подтверждаемой квалификации, копию паспорта и иные необходимые документы. Документы можно представить как в бумажном виде, так и на электронном носителе.
  3. Согласовываем время. ЦОК в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах его проведения.
  4. Проходим экзамен и получаем документ, соответствующий результату экзамена.

Какой может быть результат экзамена

Результата может быть два:

  • Если экзамен успешно сдан - выдается свидетельство о квалификации (в течение 30 дней). Данные о каждом свидетельстве будут занесены в единый реестр. Доступ к реестру является открытым и бесплатным.
  • Если экзамен не сдан - выдается заключение о прохождении профэкзамена с рекомендациями. Такой вердикт можно оспорить в специально созданной апелляционной комиссии. Для этого работодатель или человек, проходивший оценку, подает письменную жалобу. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней с даты получения информации о результатах экзамена.

Как стать профессиональным бухгалтером

Любой работодатель заинтересован в грамотных специалистах. Документ о повышении квалификации может помочь работнику в карьерном продвижении и повышении заработной платы. У соискателей на должность, у которых есть диплом о переподготовке, либо удостоверение о повышении квалификации, будет приоритет. Для того, чтобы работодателю быть уверенным, что квалификация работника соответствует профстандарту, его лучше не просто проверить, а обучить по соответствующей программе.

Экзамен в ЦОК по квалификациям «Главный бухгалтер» и «Бухгалтер» стоит примерно 20 тыс. рублей. Эти деньги вы отдаете за проверку, но не за повышение квалификации. Школа бухгалтера предлагает курсы, на которых можно повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, и получить удостоверение или диплом. Есть курсы для спецрежима УСН, для ОСНО, для бюджетных организаций. Выбирайте курс, который нужен именно вам.

Программы подготовки на соответствие профстандарту для бухгалтеров:

Программы подготовки на соответствие профстандарту для главных бухгалтеров:

По окончании курса после тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации или диплом. Эти документы подтвердят ваше соответствие требованиям, которые профстандарт предъявляет к уровню образования, а так же к знаниям и умениям, составляющим обобщенную трудовую функцию «Ведение бухгалтерского учета» (код А) и «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта)» (код В).

Налоговые льготы для работников и работодателей

В унисон закону о независимой оценке квалификации принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ. Этот закон предусматривает налоговые льготы как для фирм, оплачивающих оценку квалификации, так и для физических лиц, оплачивающих экзамен самостоятельно.

  • Если профэкзамен проводится по инициативе работодателя, то он же платит за услуги ЦОК. Работодатели, оплачивающие оценку квалификации сотрудников, могут учитывать такие затраты при налогообложении прибыли, а также при расчете ЕСХН и единого налога по УСН. Кроме этого, суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не облагаются НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).
  • Если инициатором оценки является сотрудник (соискатель), то именно он должен оплачивать экзамен. В таком случае он может получить налоговый вычет по НДФЛ в сумме понесенных расходов, но не более 120 000 рублей в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов, указанных в подп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Повышение квалификации в Школе бухгалтера: программы обучения разработаны на основе требований профессионального стандарта «Бухгалтер».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Профстандарт «Бухгалтер»
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

Вспомним о профстандартах

  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.
В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

Независимая оценка на смену аттестации

Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – вводится институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Участники независимой оценки

Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

Национальное агентство развития квалификаций

Советы по профессиональным квалификациям

Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций

Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности

Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации

Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

  • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Порядок проведения оценки

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена – заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

Независимая оценка и Трудовой кодекс

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.
Обратите внимание

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Независимая оценка и Налоговый кодекс

В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит – чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

При этом снова напомним, что независимая оценка – дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.

С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.

Что собой представляет независимая оценка квалификации работников

Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Далее в формате вопрос-ответ расскажем, что такое независимая оценка квалификации работников, кто ее проводит и каков может быть ее результат. Заметим, что к госслужащим данный закон не применяется.

Что такое независимая оценка квалификации

Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

По чьей инициативе она проводится

Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
  • по направлению работодателя за счет средств работодателя;
  • по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
  • в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кто и в какой форме ее проводит

Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Кто координирует деятельность центров

Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:

  • Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
  • Минтруд РФ.

Какой может быть результат экзамена

  • успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
  • неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.

Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.

Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки

Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документ включен в СПС "Консультант Плюс". Вступил в силу 01.01.2017

Примечание редакции:

в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.

Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.

Таблица: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров)

Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Схема: "Система независимой оценки квалификаций"


Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.

1. Оплатить экзамен.

Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.

2. Подать документы.

В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:

  • заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

3. Согласовать время.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.

4. Пройти экзамен.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

5. Получить документ.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.

Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):

  • свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
  • заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).

В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».

Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Документ включен в СПС "Консультант Плюс". Вступил в силу 01.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации

  • образец заявления для проведения независимой оценки квалификации;
  • порядок его подачи.

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации


Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления». Документ включен в СПС "Консультант Плюс". Вступил в силу 01.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016.

Образец свидетельства о квалификации

  • форма бланка свидетельства о квалификации и приложение к нему;
  • технические требования к этому бланку;
  • Порядок заполнения бланка и выдачи его дубликата;
  • форма заключения о прохождении профессионального экзамена.

Форма бланка свидетельства о квалификации


Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена». Документ включен в СПС "Консультант Плюс". Вступил в силу 10.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016.

Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при ОСН, УСН и ЕСХН

Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.

Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.

Расходы несет работодатель

В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.

Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:

  • заключить с центом независимой оценки договор на оказанием услуги по проведению независимой оценки;
  • работником должен проработать в компании по трудовому договору не менее 1 года;
  • документы по расходам на прохождение оценки необходимо хранить не менее 4-ех лет.

Расходы несет работник

Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен социальный налоговый вычет в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Документ включен в СПС "Консультант Плюс". Вступил в силу 01.01.2017. Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016.

Примечание редакции:

что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный бухгалтер» и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей.

Когда независимая оценка квалификации может понадобиться работодателю и работнику

Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.

Работодателю

В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.

Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.

На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.

Работнику

Потенциальный работник

Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.

Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.

Действующий работник

Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.

Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.

Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.

Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.

Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Профстандарт «Бухгалтер»


С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

  • педагогические работники (гл. 52);
  • научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);
  • спортсмены и тренеры (гл. 54.1);
  • медицинские работники (ст. 350);
  • творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

Читайте также: