Какие органы осуществляют налоговый контроль в рк

Опубликовано: 12.05.2024

калькулятор, очки, бумага

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налогового органа, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Виды и сроки проведения налоговых проверок

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

  1. Налоговая проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска.
  2. Внеплановая налоговая проверка.

Сроки проведения налоговых проверок:

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания.

Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  1. Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;
  2. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;
  • вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Основание для проведения налоговой проверки

Согласно 148 ст. Налогового кодекса основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
  • идентификационный номер;
  • форма и вид проверки;
  • фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
  • наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

Начало проведения налоговой проверки

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

  1. Место и дата составления.
  2. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт.
  3. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.
  4. Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.
  5. Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

Завершение налоговой проверки

По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:

  • места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
  • вида и формы проверки;
  • должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
  • наименования налогового органа;
  • фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
  • места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
  • фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
  • проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
  • подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
  • результатов проверки.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Гл. 89 Налогового кодекса РК (далее — НК РК) устанавливает порядок и сроки проведения налоговых проверок, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, косвенным методом. Гл. 2—3 НК РК установлены перечень прав (ст. 13 НК РК) и обязанностей (ст. 14 НК РК) налогоплательщиков, прав (ст. 19 НК РК) и обязанностей (ст. 20 НК РК) налоговых органов.

Виды налоговых проверок:

  • документальная проверка (тематическая, комплексная, встречная);
  • хронометражное обследование.

Типы налоговых проверок (ст. 627 НК РК):

  • выборочные;
  • внеплановые.

В отношениях с органами налоговой службы во время налоговой проверки налогоплательщик вправе:

  • требовать предъявления служебного удостоверения налогового инспектора (ст. 633 НК РК) и предписания на проведение налоговой проверки (ст. 632 НК РК);
  • отказать в доступе в помещение в случае непредставления налоговым инспектором предписания на проверку (п. 5 ст. 636 НК РК);
  • представлять проверяющим налоговым инспекторам налоговую отчетность на бумажном носителе либо в электронной форме (ст. 68 НК РК);
  • представлять свои интересы во время проверки лично либо через своего представителя (адвоката) или с участием налогового консультанта (п/п. 2 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • требовать соблюдения налоговой тайны (п/п 11 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других платежей в бюджет по результатам налогового контроля (п/п. 6 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • письменно фиксировать вопросы, возникающие у должностного лица органов налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки, и согласовывать с ним документ, отражающий эти вопросы (п/п 13 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением (п/п 14 п. 1 ст. 13 НК РК);

После проведения налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать:

  • в суд либо вышестоящий налоговый орган уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление (гл. 93—94 НК РК);
  • в вышестоящий налоговый орган или суд действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы (гл. 95 НК РК).

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (п. 1 ст. 631 НК РК).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по месту нахождения. В случае отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки производится без извещения.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты (ст. 632 НК РК):

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период (при документальных проверках).

Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале.

Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы.

Согласно п. 5 ст. 632 НК РК в случае продления сроков проведения проверки, изменения количества, замены лиц, проводящих проверку, изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, где должны указываться номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (при их наличии) лиц, привлекаемых к проведению проверки.

Обратите внимание! На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку (за исключением тематической проверки), обязан предъявить налогоплательщику свое служебное удостоверение, вручить налогоплательщику подлинник предписания.

В копии предписания ставится подпись налогоплательщика об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

При проведении тематических проверок налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется для ознакомления подлинник предписания и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

При отказе налогоплательщика в подписи на предписании налоговым инспектором составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух).

Обратите внимание! Отказ налогоплательщика от получения предписания не отменяет налоговую проверку.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания означает недопуск должностных лиц налоговых органов к налоговой проверке.

При воспрепятствовании доступу налоговому инспектору на территорию местонахождения налогоплательщика и (или) в помещения (кроме жилых помещений) составляется акт о недопуске должностных лиц органов налоговой службы для проведения налоговой проверки. Акт подписывается налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку, и налогоплательщиком. При отказе от подписания указанного акта налогоплательщик обязан дать письменные объяснения о причине отказа.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки налоговых инспекторов в случаях, если (п. 5 ст. 636 НК РК):

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски.

Налогоплательщик, не представивший по требованию налогового инспектора документы, связанные с объектами налогообложения, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов. Налоговым законодательством установлен 30-дневный срок для исполнения требования налогового органа по предоставлению документов к налоговой проверке.

Согласно ст. 629 НК РК срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей. При этом, как указано в пп 2, 3 данной статьи, срок проведения налоговой проверки может быть продлен, например, для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, до 180 рабочих дней, для налогоплательщиков со структурными подразделениями — до 60 рабочих дней и др.

Течение срока проведения налоговой проверки может быть приостановлено на время направления запроса органа налоговой службы в иностранные государства, в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды и получения ответа от них (п. 4, 5 ст. 629 НК РК).

По завершении налоговой проверки налоговым инспектором составляется акт налоговой проверки. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы (п. 2 ст. 637 НК РК).

Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее 2 экземпляров и подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводившими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае когда налоговая проверка проводится в рамках досудебного расследования налоговой проверки, уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится по завершении рассмотрения уголовного дела (п. 4 ст. 638 НК РК). При этом в срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет не включается период времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу.

Обратите внимание! Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан уплатить доначисленные налоги и другие обязательные платежи в бюджет в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.

В случае согласия налогоплательщика с начисленными суммами налогов, других платежей, пеней, указанными в уведомлении о результатах налоговой проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей, пеней могут быть продлены на 60 рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.

Актуальность информации: июль 2016 г.

Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова, Казахстан

ПРИЕМУЩЕСТВА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Со времени обретения независимости, Казахстан достиг значительных успехов и нашел собственный путь развития. Реальные успехи страны дали нам уверенность в собственных силах. Сформирована современная налоговая система. Налоговые органы являются надежной опорой государства в решении важнейших вопросов обеспечения финансовой и экономической безопасности, комплекса актуальных социальных проблем [1].

Именно благодаря поступлению доходов от налоговых платежей государство выполняет социальные функции перед своими гражданами.

Число зарегистрированных в РК налогоплательщиков растет и уже составляет около 1 млн., что предполагает совершенствование организации налогового администрирования. Важным элементом в налоговом администрировании является налоговый контроль, - т. е. контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Налоговый контроль осуществляется в формах:

- регистрационного учета налогоплательщиков;

- учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

- мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;

- правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

- маркировки отдельных видов подакцизных: товаров и установления акцизных постов;

- проверки соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства;

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах компетенции по взиманию налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК (при соблюдении норм налогового и таможенного законодательства).

Налоговый контроль является частью государственного контроля и видом финансового контроля. Субъектом налогового контроля выступает уполномоченный государственный орган (налоговая служба и таможенные органы).

Целями налогового контроля являются: выявление фактов нарушения налогового законодательства либо некачественное исполнение участниками налоговых обязательств; устранение нарушений налогового (таможенного) законодательства; защита интересов государства по взысканию недоимок и пени; выявление и ведение дел о нарушениях законодательства в области налогообложения; выявление при чин, способствующих нарушению налогового (таможенного) законодательства.

Налоговые органы нашей области вносят свой посильный вклад в пополнение государственного бюджета.

На 1 января 2013 года выполнение годового плана государственного бюджета исполнено на 108,7% и обеспечено поступлений налогов больше доведенного плана на 11 069 млн. тенге.

В том числе, годовой план по республиканскому бюджета исполнен на 104,5% или больше на 2 657 млн. тенге, местному бюджету на 112,3% или больше на 8 412 млн. тенге.

Обеспечен темп роста поступлений: в 2012 году 25 156 млн. тенге больше по сравнению с 2011 годом (в республиканский бюджет поступило больше на 14 044 млн. тенге, в местный бюджет – на 11 112 млн. тенге).

Годовой план выполнен по всем видам налогов, входящим в компетенцию.

Сумма недоимки на 01.01.2013 года составляет 1 439,0 млн. тенге, в течение 2012 года она снижена на 5 029,0 млн. тенге или на 77,7%.

По пенсионным взносам недоимка на 01.01.2013 года составляет 157,7 млн. тенге, в течение 2012 года она снижена на 91,2 млн. тенге или на 36,6%.

По социальным отчислениям недоимка на 01.01.2013 года составляет 47,0 млн. тенге, которая в течение 2012 года снижена на 23,1 млн. тенге или на 32,8%.

Кроме того, усиление контрольно-экономической работы, камерального контроля, массово-разьяснительной работы дают ощутимые результаты роста поступления налогов в бюджет.

В 2012 году в результате администрирования путем камерального контроля, контрольно-экономической работы, анализа, мониторинга, отработки сведений уполномоченных органов и проведение совместных проверок с госорганами дополнительно поступило в бюджет 5 839,7 млн. тенге [4].

В Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» Президент отметил, что наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.

Глава государства дал четкое видение основных направлений Стратегии Казахстан-2050.

В частности, в сфере налоговой политики поставлены задачи ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. Провести ревизию всех действующих налоговых льгот и сделать их максимально эффективными. Упростить и минимизировать налоговую отчетность. Продолжить политику либерализации налогового администрирования. Минимизировать диалог хозяйствующих субъектов с налоговой службой. В ближайшие пять лет всем необходимо перейти на режим электронной отчетности он-лайн.

Один из важных приоритетов, озвученный Главой государства – это то, что новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Для этого предусматривается разработать комплекс стимулирующих мер в этом направлении, в том числе по освобождению от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников. Уже сейчас для налогоплательщиков Налоговым кодексом предусмотренные определенные льготы и преференции.

Кроме того, как отметил Глава государства: «Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов».

Налоговые органы области в целях повышения информированности налогоплательщиков на постоянной основе проводят семинары, встречи, круглые столы, размещают информацию в средствах массовой информации по пропаганде и разъяснению налогового законодательства. До сведения налогоплательщиков своевременно доводится информация об изменениях и дополнениях, внесенных в налоговое законодательство, а также информация по вопросам, связанным с исполнением налогового обязательства.

В заключение хочу отметить, что налогоплательщики должны своевременно оплачивать налоги, так как от этого зависит социально-экономическое развитие не только нашей области, но и всей Республики.

Только все вместе мы сможем воплотить в жизнь те грандиозные задачи, поставленные в Послание народу Президентом, направленные на повышение благосостояние всего народа Казахстана.

1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. http://www.minplan.gov.kz

2. C.Т. Алибеков. Налоговое право Республики Казахстан (Общая и особенная части): Учебное пособие. – Алматы: «Юридическая литература», 2008. - С.90-92

3. Б.Ж. Акпанбетова. Налоговый контроль. Учебное пособие. Алматы: «Қазақ университеті», 2008 – С.94

4. А.Жолдыбек. Налоговая служба – новая парадигма задач // Вестник Налоговой службы Республики Казахстан №1 (161), январь 2013г. С.7-8

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Органы налоговой службы РК
1. Задачи, функции и структура органов налоговой службы
2. Права и обязанности налоговой службы
3. Взаимодействие органов налоговой службы с другими государственными органами
Глава 2. Политика органов налоговой службы в борьбе с коррупцией
1. Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы РК
2. Проводимая работа налоговых органов по предупреждению коррупции
Глава 3. Фискальная функция налогов и фискальная политика
1. Сущность фискальной функции налогов
Фискальная политика РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

срс по налогам.doc

Глава 1. Органы налоговой службы РК

1. Задачи, функции и структура органов налоговой службы

2. Права и обязанности налоговой службы

3. Взаимодействие органов налоговой службы с другими государственными органами

Глава 2. Политика органов налоговой службы в борьбе с коррупцией

1. Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы РК

2. Проводимая работа налоговых органов по предупреждению коррупции

Глава 3. Фискальная функция налогов и фискальная политика

1. Сущность фискальной функции налогов

  1. Фискальная политика РК

Список использованной литературы

Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства.

Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет Республики Казахстан, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений.

Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности:

- непосредственно налоговые (органы налоговой службы, состоящие из налоговых комитетов) - органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и осуществляющих ее без всяких дополнительных условий;

- опосредованно налоговые ( таможенные органы, органы казначейства, финансовой полиции) - органы, которые наряду со своей основной деятельностью, опосредованно обеспечивают поступления платежей, которые составляют налоговую систему.

Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы Республики Казахстан.

Глава 1. Органы налоговой службы РК

1. Задачи, функции и структура органов налоговой службы

В соответствии с Налоговым Кодексом РК Задачами органов налоговой службы являются:

- обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- обеспечения полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования;

- участие в реализации налоговой службы Республики Казахстан;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан;

- обеспечение соблюдения налогового Законодательства Республики Казахстан;

Органы налоговой службы в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:

1) функции, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере (например, ведение Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан, разработка и ведение единой системы учета налогоплательщиков, объектов налогообложения, исполнение международных обязательств РК по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями);

2) контрольные и надзорные функции (контроль над соблюдением налогового законодательства, контроль над хранением, приобретением и учетом марок акцизного сбора).

Органы налоговой службы состоят из уполномоченного органа и налоговых органов, к числу которых относятся межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астана и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, налоговые комитеты специальных экономических зон.

Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам. Уполномоченный орган –государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет - осуществляет руководство налоговыми органами.

Структура налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан представлена руководством в лице председателя и его заместителей и соответствующими управлениями, положение каждого из которых законодательно установлено. Так, к примеру, установлено, что основными задачами управления налогового администрирования являются:

- обеспечение исполнения законодательства РК по вопросам регистрации налогоплательщиков и постановки на регистрационный учет, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, проведения налоговых проверок, применения мер принудительного взыскания налоговой задолженности;

- участие в разработке проектов нормативных правовых и правовых актов, разработка в пределах предоставленных полномочий инструктивных указаний, методических рекомендаций, консультационных писем на основе действующего налогового законодательства, внесение предложений по совершенствованию налогового законодательства, в том числе, и налогового администрирования;

- совершенствование форм и методов взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками посредством улучшения качества работы Центров приема и обработки информации;

- осуществление налогового контроля над исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств;

- организация и участие в проведении проверок состояния работы налоговых органов;

- совершенствование качества налогового аудита в связи с внедрением информационной системы " Электронный контроль налогового аудита";

- осуществление сбора данных и анализ причин образования налоговой задолженности;

- контроль над правильным применением предусмотренных мер принудительного взыскания налоговой задолженности, координация деятельности структурных подразделений Комитета по работе с налогоплательщиками.

2. Права и обязанности налоговой службы

Правовой статус налоговых органов Республики Казахстан регламентирован статьями 16, 17 Налогового кодекса, которыми четко установлены основные права и обязанности.

Согласно статье 16 Налогового кодекса, органы налоговой службы вправе:

- разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные Налоговым кодексом;

- в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;

- осуществлять налоговый контроль;

- производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бух-галтерских книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств;

- требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также консолидированную финансовую отчетность налогоплательщика-резидента, включая финансовую отчетность его дочерних компаний, расположенных за пределами РК;

- в ходе осуществления налоговой проверки производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

- обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от их местонахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений);

- получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому Правительством РК, информацию в виде электронных документов в порядке, устанавливаемом уполномоченным государственным органом;

- привлекать к налоговым проверкам специалистов других государственных органов;

- предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством РК;

- предъявлять в суды иски о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 4) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса РК, а также иные права, предусмотренные законами РК.

В обязанности органов налоговой службы входит:

- соблюдать права налогоплательщика;

- защищать интересы государства;

- осуществлять налоговый контроль над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;

- проводить налоговую проверку строго по предписаниям;

- соблюдать налоговую тайну в соответствии с положениями Налогового кодекса;

- вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства в установленные сроки и в определенных случаях;

- применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке;

- налагать на налогоплательщика административные штрафы в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях.

3. Взаимодействие органов налоговой службы с другими государственными органами

Лекции по предмету: Налоговому праву Республики Казахстан

Тема 9: Налоговый контроль.

1. Правовые основы налогового контроля - институт общей части налогового права, определяющий систему и компетенцию органов налогового контроля, а также формы, методы и порядок проведения налоговых проверок.

Налоговый контроль - контроль органов налоговой службы за испол­нением налогового законодательства, в первую очередь - контроль за ис­полнением субъектами налоговой деятельности своих обязанностей пе­ред государством, установленных этим законодательством. Налоговый контроль как разновидность налоговой деятельности госу­дарства характеризуется следующими признаками: 1. Является разновидностью государственного контроля. 2. Налоговый контроль выступает видом финансового контроля.

3. Налоговый контроль относится к специализированному виду государственного контроля. 4. Специализированность налогового контроля предопределяет его функциональность.

5. Обязательным субъектом налогового контроля, выступающим в качестве проверяющего лица, выступает уполномоченный государственный орган, наделенный властными полномочиями, необходимыми для осуществления данного контроля.

Налоговое законодательство Республики Казахстан называет два вида государственных органов, уполномоченных проводить на­логовый контроль:

1) органы налоговой службы;

2) таможенные органы, осу­ществляющие контроль за исполнением налоговых обязательств в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан.

Налоговый контроль представляет собой довольно сложную организа­ционную систему и состоит из следующих элементов:

а) субъект контроля - «кто проверяет»;

б) проверяемый субъект - «кого проверяют»;

в) объект контроля - «что проверяется»;

г) предмет контроля - «какое направление деятельности проверяемого субъекта исследуется»;

д) цели контроля - «для чего проверяется»;

е) методы осуществления контроля - «каким образом проверяется».

2. Налоговый контроль можно классифицировать по различным основаниям.

По форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.

По времени своего осуществления налоговый контроль подразделя­ется на: 1. предварительный, 2. текущий; 3. последующий.

В зависимости от своего объема налоговый контроль подразделяется на: а) комплексный налоговый контроль, когда проверяется исполнение всего комплекса налоговых обязанностей проверяемого субъекта; б) те­матический (специальный) налоговый контроль.

По источнику получения информации налоговый контроль подраз­деляется на: а) документальный, который основан на проверке документа­ции; б) фактический.

По объему проводимой проверки налоговый контроль подразделя­ется на: а) сплошной, когда проверяются все имеющиеся документы и дру­гие материалы, связанные с исполнением проверяемым субъектом своих налоговых обязанностей; б) выборочный, когда проверка производится на основании выборки документов и материалов.

В зависимости от места проведения контрольных мероприятий кон­троль подразделяется на: а) камеральный налоговый контроль, который осуществляется в месте расположения налогового органа; б) выездной налоговый контроль, который проводится по месту нахождения проверяе­мого субъекта По организационному признаку налоговый контроль подразделяется на: а) плановый, б) внеплановый.

В зависимости от проверяющего субъекта налоговый контроль под­разделяется на: а) контроль, осуществляемый налоговыми органами; б) кон­троль, осуществляемый таможенными органами. В зависимости от характера подчиненности проверяющего и про­веряемого субъектовналоговый контроль подразделяется на: а) функци­ональный контроль, когда проверяющий и проверяемый субъекты не связа-

ны взаимной административной подчиненностью (например, налоговый орган проверяет негосударственную организацию); б) контроль, осуществ­ляемый в порядке административной подчиненности (например, вышесто­ящий налоговый орган проверяет деятельность нижестоящего органа).

3. Методами налогового контроля являются те приемы и способы, по­средством которых данный контроль осуществляется.

В числе основных методов налогового контроля (называя их почему-то формами) Налоговый кодекс называет следующие:

1) осуществление госу­дарственной регистрации налогоплательщиков и ведение их учета (регист­рационный учет налогоплательщиков);

2) ведение учета объектов налогооб­ложения и объектов, связанных с налогообложением;

3) ведение учета поступлений в бюджет;

4) выездная налоговая проверка;

5) камеральная на­логовая проверка;

6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

7) применение контрольно-кассовых аппаратов с фис­кальной памятью;

8) маркировка отдельных видов подакцизных товаров и ус­тановление акцизных постов;

9) проверка соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; 10) осу­ществление контроля над уполномоченными органами.

4. Налоговая проверка представляет собой основной метод налогового контроля. Безусловно, что осуществление налогового контроля - это, в пер­вую очередь, проведение проверки деятельности проверяемого субъекта.

Налоговый кодекс определяет налоговую проверку как проверку испол­нения налогового законодательства, осуществляемую органами налоговой службы.

В зависимости от места проведения налоговой проверки они подраз­деляются на:

а) камеральные, проводимые по месту нахождения проверя­ющего субъекта;

б) выездные, проводимые по месту расположения про­веряемого субъекта.

В зависимости от объема налоговые проверки под­разделяется на: а) комплексные проверки; б) тематические проверки.

Применительно к этим двум видам налоговых проверок Налого­вый кодекс выделяет еще одни вид - встречная проверка.

Встречная проверка - это проверка, проводимая в отношении треть­их лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информа­ции о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

По источнику получения информации налоговые проверки подразде­ляются на: а) документальные; б) фактические.

По объему проводимого обследования налоговые проверки подраз­деляются на: а) сплошные; б) выборочные.

По организационному признаку налоговые проверки подразделяют­ся на: а) плановые; б) внеплановые.

Помимо указанных видов, Налоговый кодекс выделяет еще два специальных вида налоговых проверок: рейдовая проверка и хронометражное обследование.

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении массового количества налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

Читайте также: