Какие формы бухгалтерской отчетности сдавать в налоговую за 2020 год бюджетному учреждению

Опубликовано: 10.05.2024

Отчетность за 2020 год бюджетные и автономные учреждения будут формировать по-новому
Tiko0305 / Depositphotos.com

Ведомство намерено внести изменения в Инструкцию № 33н, скорректировав структуру и порядок заполнения некоторых отчетных форм. Предполагается, что эти поправки будут применяться уже при подготовке отчетности за 2020 год (Проект приказа Минфина России (подготовлен 11 ноября 2020 г.)):

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

В кодовой зоне заголовочной части Баланса должен быть указан код ОКВЭД по основному виду деятельности

До этого четких указаний по заполнению этой части формы не было.

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730)

В форму будут добавлены введенные недавно в Единый план счетов и Инструкцию № 157н новые забалансовые счета:

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Детализацию по статьям КОСГУ 340 и 440 НЕ заполнять НЕ будем.

Нужно будет отразить только общую сумму по статьям 340 и 440 соответственно в строках 361 и 362

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

В части сведений по кредиторской задолженности по счету 0 304 06 000 по итогам года нужно показать только сумму незавершенных расчетов, отраженных в Балансе

Дебетовый остаток по счету в графах 2 "на начало года, всего", 9 "на конец отчетного периода, всего" и 12 "на конец аналогичного периода прошлого финансового года, всего" отражать со знаком "минус"

Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)

Форму дополнят новым разделом 3 "Изменения на забалансовых счетах"

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)

Будут установлены единые для всех коды причины образования неисполненных расходных обязательств в графе 7.

Коды для Раздела 1:

01 – отсутствие плановых назначений;

  • 02 – неисполнение контрагентом обязательств по поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг;
  • 03 – несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов;
  • 09 – проведение реорганизационных мероприятий;
  • 11 – экономия по заработной плате;
  • 99 – иные причины – их нужно раскрыть в разделе 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" Пояснительной записки (ф. 0503760);

Коды для Раздела 2:

1 – неисполнение контрагентом обязательств по поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг;

Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)

Форма станет не только годовой, но и квартальной.

Изменится структура отчета – он будет состоять из трех разделов:

  1. Доходы,
  2. Расходы,
  3. Источники финансирования дефицита средств.

Составлять Сведения нужно будет только неисполненным показателям Плана ФХД, т.е. тем, по которым имеются отклонения между плановыми (прогнозными) и фактически исполненными назначениями.

Неисполненными являются показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию составляет:

  • на 1 апреля – менее 20%,
  • на 1 июля – менее 45%,
  • на октября – менее 70%,
  • на 1 января – менее 95%.

Будут установлены и единые коды причин неисполнения Плана ФХД – . Дополнительные критерии отражения информации в отчете сможет установить учредитель или финорган


  • Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения
  • Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями
  • Итоги

Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения

Обязанность вести бухгалтерский учет возложена на все экономические субъекты страны (п. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Положения этого закона распространяются и на бюджетные организации (п. 2 ст. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет у государственных учреждений отличается от учета в коммерческих компаниях: принципы и основополагающие постулаты учета неизменны, а вот методы и инструменты имеют особенности.

Подробнее об организации бухучета в бюджетных организациях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Конечным продуктом бухгалтерского учета экономического субъекта, в том числе и госучреждения, является бухгалтерская отчетность. Согласно п. 4 ст. 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ состав отчетности бюджетного учреждения должен определяться в соответствии с бюджетным законодательством.

До наступления 2013 года бюджетные учреждения сдавали отчетность в соответствии с отраслевыми НПА в вышестоящие органы. Обязанность сдавать бухотчетность в налоговую инспекцию появилась у бюджетников в 2013 году (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Основные нормативные акты, определяющие порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения в налоговую инспекцию и иные госорганы, следующие:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ — утверждена приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.
  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений — утверждена приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.

Указанные документы содержат список форм, которые входят в состав отчетности бюджетных организаций. О составе отчетных форм бюджетников рассказали Минфин и Казначейство в своем совместном письме от 03.07.2020 № 02-06-07/58289/07-04-05/02-13139.

А по отчетности за 2020 год чиновники выпустили новый совместный документ - письмо Минфина России № 02-04-04/110850, Казначейства России № 07-04-05/02-26291 от 17.12.2020.

Обратите внимание! В отчетности за 2020 год произошло обновление формы баланса, отчета о финрезультатах, некоторых таблиц и сведений в составе пояснительной записки. Одновременно изменен порядок заполнения этих форм. Помимо этого, учреждениям нужно учесть требования новых стандартов и поправки к планам счетов.

Какие важные особенности нужно учитывать при сдаче годовой отчетности, чтобы не иметь с ней проблем, узнайте из Обзора от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе вы можете получить бесплатно.

О том, какой план счетов используется бюджетными учреждениями, читайте в этой статье.

Консолидированную отчетность госучреждения в налоговую инспекцию не сдают.

Если госучреждение ликвидируется, то оно должно предоставить ликвидационный баланс госучреждения по форме 0503830. При реорганизации составляется разделительный баланс по той же форме.

Кроме того, госучреждения обязаны отчитываться по имущественным налогам в том же порядке, как и коммерческие компании: если у бюджетного учреждения есть транспорт, движимое или недвижимое имущество, участок земли, то нужно сдавать соответствующие декларации и уплачивать налог в сроки, установленные для плательщиков данных налогов.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями

Годовая бухотчетность бюджетной организации составляется на отчетную дату 1 января следующего после отчетного года, нарастающим итогом, в рублях, с точностью до сотых.

Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер; если содержатся плановые и аналитические показатели, то необходима подпись еще и руководителя финансово-аналитической службы (если она есть в составе организации) или ответственного за данные показатели.

Отчетность составляется на основе данных главной книги и прочих регистров бухучета после проведения предварительной сверки показателей аналитического и синтетического учета и проверки показателей отчетности по контрольным соотношениям, публикуемым на сайте Федерального казначейства. В отчетность нужно включать данные деятельности всех филиалов и подразделений, вне зависимости от того, где они находятся.

По общему правилу годовая бухгалтерская отчетность компании должна быть передана в налоговую инспекцию не позднее 3 месяцев после окончания календарного года.

Штраф за несдачу бухотчетности в налоговую равен 200 руб. за каждую форму (ст. 126 НК РФ). Возможен также административный штраф на должностных лиц 300-500 руб.

Декларации по налогам бюджетники сдают на общих основаниях. График сдачи можно посмотреть здесь.

Несвоевременная сдача налоговой отчетности — повод для штрафа со стороны налоговиков. Подробнее об этом — в нашем материале «Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую».

Итоги

Как и другие экономические субъекты страны, бюджетные учреждения должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Порядок сдачи бухотчетности для бюджетников отличается от остальных организаций специфическим перечнем форм отчетности, утвержденным приказом Минфина, и нюансами для форматов сдачи, установленными письмами ФНС.

Кравченко Е. П.

эксперт по бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы, член методического совета по бюджетному учету и отчетности при Минфине УР

Новые приказы Минфина России

Отчетность бюджетных организаций в связи с коронавирусом

Вышли Письма Минфина России, Казначейства России от 31.03.2020 № 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств».

Учитывайте при подготовке отчетности на 1 апреля 2020 года.

Формирование и представление бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений:

  1. Отчет (ф. 0503738-НП) составляется и представляется на 1-е число каждого месяца, за исключением отчетности на 1 апреля 2020 года, в соответствии с пунктами 47.1, 48.1, 49.1 Инструкции № 33н.
  2. ​Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется.

Состав бюджетной отчетности на 1 апреля 2020 года:

  • Справка (ф. 0503125).
  • Отчет (ф. 0503127).
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) — текстовая часть.
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
  • Сведения (ф. 0503178).
  • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

Дополнительно составляются и представляются:

  • Сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).
  • Отчет (ф. 0503127 Z).
  • Отчет (ф. 0503127 ПРП 600).
  • Сведения (ф. 0503178 Z).

Далее вспомним основные правила составления отчетности и учтем очередные изменения Инструкций.

Состав форм отчетности за I квартал 2020 года

С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.

По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
  2. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
  3. Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
  • сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:

  1. Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
  2. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
  3. Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Приказ Минфина России от 31.01.2020 № 13н изменил Инструкцию 191н. Новая редакция действует с 22 марта 2020 года, т.е. отчетность за I квартал составляем уже с учетом поправок.

Из представленного списка квартальных отчетных форм изменились:

  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) — технические поправки;
  • Справка об изменении валюты баланса (ф. 0503173) — появилась еще одна графа.

Изменения в Инструкцию 33н внес Приказ Минфина России от 30.01.2020 № 11н, на дату выхода статьи приказ находился на юридической регистрации. Его положения в основном касаются форм годовой отчетности — бухгалтеры их учли, когда составляли отчетность за 2019 год.

Изменения справки по консолидируемым расчетам

ф. 0503125

  • Суммы задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов (МБТ), подлежащих возврату в бюджет, отражаются на счетах 120551000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 120561000 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
  • Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, нужно вернуть в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены (ст. 242 БК РФ). Срок возврата — в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Правила формирования бухгалтерских остатков на этих счетах для определения сумм возвратов изложены в Письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению межбюджетных трансфертов». Напомним основные этапы расчетов в учете получателя средств:

  1. В момент возникновения права на получение трансферта, предоставленного с условиями при передаче активов, администратор доходов, получивший трансферт, отражает:
    Д-т 1 205 51 (61) 561 К-т 1 401 40 151 (161);
  2. При получении трансферта:
    Д-т 1 210 01 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  3. При выполнении условий предоставления МБТ получатель признает доходы текущего финансового года по полученным межбюджетным трансфертам:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 401 10 151 (161)
  4. В случае неиспользованного остатка средств трансферта на конец года получатель закрывает расчеты по МБТ и восстанавливает в учете кредиторскую задолженность к возврату:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  5. В случае неиспользованного остатка средств трансферта на конец года при подтверждении потребности (при наличии принятых и не исполненных денежных обязательств по целевым расходам (принятой кредиторской задолженности) кредиторская задолженность восстанавливается путем уменьшения доходов текущего финансового года.
    Д-т 1 401 10 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  6. Возврат остатка МБТ в следующем финансовом году:
    Д-т 1 205 51 (61) 561 К-т 1 210 02 151 (161)

Единая методология бухгалтерского (бюджетного) учета, изложенная проектом Инструкции 162н, предполагает:

  • начисление администратором доходов бюджета от предоставления МБТ (администратором возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возврата неиспользованных остатков целевого межбюджетного трансферта по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140151, 040140161) и кредиту счета 030305731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 303 05 731
  • возврат остатка будет отражаться:
    Д-т 1 303 05 831 К-т 1 210 02 151 (161)

Консолидации сумм задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в бюджет, предоставивший целевой межбюджетный трансферт, подлежат не только показатели счетов 120551000 и 120561000, как это было в 2019 году, но и счета 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» — по правилам 2020 года. Именно такая поправка и была внесена во все соответствующие пункты Инструкции 191н.

Сведения об изменении валюты баланса

ф. 0503173, ф. 0503773

В отчетности за 2019 год форма ведений об изменении валюты баланса на основании требований к составлению и представлению годовой отчетности дополнена графой 10 с кодом причины «Исправление ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля».

  • Письма Минфина России № 02-06-07/103995, Федерального казначейства № 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019, № 02-06-07/103996, Казначейства России № 07-04-05/02-29166 от 31.12.2019 (см. изм. от 20.02.2020).

Приказами 11н и 13н новая графа официально добавлена.

Напомним, периодичность представления Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не только годовая:

  • при проведении в течение финансового года реорганизации, ликвидации субъекта отчетности, исправления в течение финансового года ошибок прошлых лет, а также пересчета показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования отчетности Сведения (ф. 0503173, ф. 0503773) формируются и представляются в течение финансового года на дату реорганизации, ликвидации и (или) по решению субъекта отчетности о раскрытии информации об исправлении им выявленных ошибок (п. 170 Инструкции 191н, п. 72 Инструкции 33н).

Если субъект отчетности в течение I квартала выявит и исправит ошибку прошлых лет, то в составе отчетности уже за I квартал необходимо будет представить и Сведения об изменении валют баланса.

Ошибкой прошлых лет признается ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности за этот период (п. 33 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Ситуация: учреждение уже сдало отчетность за 2019 год — ошибки за 2019 год оно будет исправлять в период (на дату), когда обнаружит ошибки, применяя специальные счета исправления ошибок прошлых лет, предусмотренные Инструкцией 157н.

Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД

ф. 0503737

В отчетности за I квартал 2020 года Отчет ф. 0503737 представляется по правилам и форме предыдущей редакции Приказа Минфина России от 16.05.2019 № 73н. Здесь без изменений.

Но с 2020 года изменились требования к составлению Плана ФХД. Теперь порядок его составления, утверждения, внесения в него изменений регулирует Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н (в ред. от 07.02.2020). Одно из наиболее важных отличий нынешней формы Плана ФХД от формы прошлого года — появилась специальная группа строк для отражения плановых показателей уплаты налогов, базой которых являются доходы (НДС, прибыль, УСН).

В разделе 1 «Поступления и выплаты» новой формы плана ФХД предусмотрены строки:

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Аналитический код Сумма
на 20__ г. текущий финансовый год
Выплаты, уменьшающие доход, всего 3000 100
в том числе:
налог на прибыль
3010
налог на добавленную стоимость 3020
прочие налоги, уменьшающие доход 3030

Показатели этих строк отражаются со знаком «минус», так как уплата налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций — это выплаты, уменьшающие доходы учреждения, а не его расходы.

Именно с минусом итоговые плановые назначения будут отражаться и в самом Отчете об исполнении Плана ФХД:

Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД

1. Доходы учреждения

(фрагмент)

Наименование показателя Код строки Код аналитики Утверждено плановых назначений Исполнено плановых назначений Отклонения
через лицевые счета ….. Итого
1 2 3 4 5 9 10
Доходы — всего 010
Прочие доходы 180 -1000,00 -1000,00 -1000,00 0,00

Вывод: принципиальных изменений в составе форм и порядке составления отчетности за I квартал нет. Напомним об обязательности представления Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760). Требования к ее нетабличной информации закреплены ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Обратите внимание: 25 марта 2020 года Минфин России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместил:

1. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

В связи с ситуацией с новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса приказ Минфина России ‎от 25.03.2011 № 33н дополнят пунктом 4:

  • «4. Настоящий Приказ не применяется при составлении квартальной бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года в части формирования и представления следующих форм:
    • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
    • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
    • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
    • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)».

2. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Приказ дополнят пунктом 2.1:

  • «2.1. Составление и представление бюджетной отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года осуществляется с учетом следующих положений:
  • главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета:
  • Отчет (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (далее — Отчет (ф. 0503128-НП) не составляется и не представляется;
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) составляется в соответствии с пунктами 63 — 65 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в текстовой части в случае необходимости пояснения отдельных показателей бюджетной отчетности;
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) составляются по группе граф «Причины отклонений от планового процента»;
  • Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) составляются по разделу 1 «Счета в кредитных организациях» по бюджетной деятельности;
  • для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации:
  • сводный Отчет (ф. 0503128-НП) не составляется и не представляется;
  • Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360) составляется в текстовой части в случае необходимости пояснения отдельных показателей бюджетной отчетности;
  • Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364) не составляется и не представляется;
  • дополнительные сведения, раскрывающие информацию о ходе реализации государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) за счет средств субсидии на иные цели и субсидии на цели осуществления капитальных вложений, не составляются и не представляются;
  • консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений не представляется».

12 февраля 2021 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 16.12.2020 № 311н о внесении изменений в инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов.

Большая часть изменений должна была применяться уже при составлении отчетности за 2020 год, несмотря на то, что на момент сдачи отчетности приказ еще не вступил в силу (письмо Минфина России № 02-04-04/110850, Казначейства России № 07-04-05/02-26291 от 17.12.2020).

Часть изменений вступает в силу с отчетности 2021 года. С отчетности на 1 июля 2021 г. меняется порядок отражения номера счета в графе 1 раздела 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Изменения в отчетности за 2020 год

В балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) уточнен порядок заполнения кода ОКВЭД. В кодовой зоне заголовочной части баланса (ф. 0503130) указывается код ОКВЭД по основному виду деятельности, который осуществляется на отчетную дату и на который приходится наибольший объем расходов по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда в общем объеме фактических расходов за отчетный год.

Указывают код ОКВЭД:

  • получатели бюджетных средств (ПБС);
  • администраторы источников финансирования дефицита бюджета (АИФ),
  • администраторы доходов бюджета (АДБ).

Не указывают код ОКВЭД:

  • главные распорядители, распорядители бюджетных средств (ГРБС, РБС);
  • главные администраторы, администраторы, осуществляющие отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ГАИФ);
  • главные администраторы, администраторы, осуществляющие отдельные полномочия главного администратора доходов бюджет (ГАДБ).

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) дополнена строками для отражения показателей по забалансовым счетам:

  • 38 "Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии";
  • 39 "Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии";
  • 45 "Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда".

Аналогичными строками дополнена и справка к разделительному (ликвидационному) балансу (ф. 0503230).

Раздел 3 справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) заполняют ПБС, которые применяют счет 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" для формирования себестоимости реализуемой продукции (выполняемых работ, услуг).

В отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) теперь не нужно детализировать итоговые показатели статей 340 и 440 КОСГУ по всем подстатьям. В строках 361 и 362 отчета (ф. 0503121), как и прежде, отражаются общие суммы поступления/выбытия материальных запасов. Из общей суммы показателей в составе строк "из них" указываются лишь показатели увеличения/уменьшения стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений по подстатьям 347 и 447 КОСГУ.

В справке (ф. 0503125 по коду счета 1 401 40 151, 1 401 40 161) для консолидации сумм незавершенных расчетов по целевым межбюджетным трансфертам отражаются кредитовые остатки на счетах 1 401 40 151, 1 401 40 161, уменьшенные на сумму остатков по дебету счетов 1 205 51 000, 1 205 61 000 соответственно.

В графе 7 справки (ф. 0503125 по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000) отражаются суммы дебетовых расчетов по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000 в части незавершенных расчетов по возвратам целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных (полученных) на условиях при передаче активов. Графы 8 и 9 справки (ф. 0503125 по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000) не заполняются.

В справке (ф. 0503125 по коду счета 1 206 51 661) сумма показателей неденежных расчетов по кредиту счета 1 206 51 661 в корреспонденции со счетами 1 302 51 831, 1 205 51 561, 1 205 61 561 в части начисления доходов от возврата неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов отражается в графе 7 в отрицательном значении.

В справках (ф. 0503125 по коду счета 1 205 51 561, 1 205 61 561, 1 303 05 831) сумма показателей неденежных расчетов по дебету счетов 1 205 51 561, 1 205 61 561 в части начисления дебиторской задолженности по доходам будущих периодов от целевых межбюджетных трансфертов, по дебету счета 1 303 05 831 в корреспонденции со счетами 1 401 40 151, 1 401 40 161 отражается в графе 8 в отрицательном значении.

В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) больше не нужно раскрывать следующую информацию:

Какую информацию исключить

Об эффективности использования средств федерального бюджета (конкретные результаты) в рамках федеральных целевых программ в разрезе подпрограмм, а также непрограммной части

Перечень документов главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджетов, регулирующих вопросы бюджетного учета и отчетности в системе подведомственных ему получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета, соответственно

В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно должна быть отражена следующая информация:

Какую информацию добавить

Обобщенные данные об операциях по управлению остатками средств на едином счете соответствующего бюджета за отчетный период, раскрываемые органом, уполномоченным на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета

Изменилось наименование таблицы 1 (ф. 0503160). Теперь она называется "Сведения о направлениях деятельности". Ранее в названии уточнялось, что это основные направления деятельности. Теперь в таблицу 1 нужно вносить сведения только о тех направлениях деятельности, которые были прекращены в отчетном году или которые впервые были осуществлены в отчетном году по разделам:

  1. Относительно года, предшествующего отчетному (ОКВЭД по новым видам деятельности, которые не осуществлялись учреждением);
  2. Относительно очередного года, следующего за отчетным (ОКВЭД по видам деятельности, прекращенным в отчетном году).

Порядок заполнения граф таблицы 1:

Коды видов деятельности учреждения согласно ОКВЭД

Составная часть кода бюджетной классификации (классификации расходов бюджетов – кода раздела, подраздела), по которой отражались расходы по соответствующим видам деятельности, указанным в графе 1

Правовое обоснование осуществления новых (прекращения) видов деятельности, указанных в графе 1 (наименование, дата и номер документа-основания)

Заполняют таблицу 1 ПБС, АИФ, АДБ.

В составе сводной пояснительной записки (ф. 0503160) таблицу 1 не заполняют ГРБС, РБС, ГАИФ, ГАДБ, финансовые органы.

Изменилось наименование таблицы 4 (ф. 0503160). Теперь она называется "Сведения об основных положениях учетной политики" (ранее – "Сведения об особенностях ведения бюджетного учета"). В таблице 4 раскрываются особенности отражения в бюджетном учете операций с активами и обязательствами учреждения.

Порядок заполнения граф таблицы 4:

Наименование объекта бюджетного учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бюджетного учета, в отношении которого определен способ ведения

Код счета бюджетного учета (залабансового счета), на котором отражаются указанные в графе 1 объекты бюджетного учета (при необходимости)

Способ ведения бюджетного учета в отношении объектов, указанных в графе 1

Характеристика применяемого способа ведения бюджетного учета, исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности субъекта бюджетной отчетности в отношении указанных в графе 1 объектов

Заполняют таблицу 4 ПБС, АИФ, АДБ.

В составе сводной пояснительной записки (ф. 0503160) таблицу 4 не заполняют ГРБС, РБС, ГАИФ, ГАДБ, финансовые органы.

В разделе 2 "Расходы бюджета" сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) ГРБС отражают показатели, по которым исполнение бюджетных назначений по состоянию на 1 июля составляет менее 45%, на 1 октября менее 70%, на 1 января менее 95% от плановых показателей.

В графах 8, 9 раздела 2 сведений (ф. 0503164) отражаются соответственно код и наименование причины, повлиявшей на наличие отклонений от планового процента исполнения (перечень кодов причин установлен в п. 163 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, далее – Инструкция № 191н).

Дополнительные критерии определения показателей, подлежащих отражению в сведениях (ф. 0503164), могут быть установлены:

  • для финансовых органов – финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета;
  • для ГАДБ – финансовым органом бюджета;
  • для ПБС – ГРБС с учетом критериев, установленных финансовым органом бюджета.

Показатели по разделу 1 "Доходы бюджета" сведений (ф. 0503164) теперь отражаются без формирования промежуточных итогов по группировочным кодам бюджетной классификации.

В графе 9 раздела 1 сведений (ф. 0503164) приводится факторный анализ отклонения фактического исполнения доходов бюджета от прогноза поступлений доходов в бюджет, а также анализ исполнения доходов в части непрогнозируемых главным администратором доходов источников, кассовое исполнение по которым осуществлялось в отчетном году.

В графе 5 раздела 3"Источники финансирования дефицита бюджета" сведений (ф. 0503164) отражаются:

  • поступления источников финансирования дефицита бюджета при наличии прогнозных (плановых) показателей в структуре прогноза (плана);
  • выбытия источников финансирования дефицита бюджета при наличии бюджетных ассигнований по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных бюджетной росписью на текущий финансовый год, с учетом изменений, в структуре соответствующих кодов.

Для заполнения графы 7 сведений об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166) установлен тот же перечень причин, что и для заполнения граф 8, 9 раздела 2 сведений (ф. 0503164) (перечень кодов причин установлен в п. 163 Инструкции № 191н).

Изменился порядок заполнения граф 6, 7, 9, 10 сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503168):

Номер графы

Что указывается?

Суммы поступлений объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы, полученных безвозмездно, отраженных в корреспонденции с кредитом счетов:

Суммы поступлений объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы, оприходованных по результатам инвентаризации, отраженных в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 199

Суммы выбытий объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы в результате безвозмездных передач, отраженных в корреспонденции с дебетом счетов 0 304 04 000, 0 401 20 240, 0 401 20 280, 0 401 20 250

Суммы выбытий объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы в результате недостач, хищений, отраженных по дебету счетов 0 401 10 172, 0 401 20 273

В графах 7 и 8 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) указываются следующие коды и наименования причин:

  • в части просроченной кредиторской задолженности:

01 – банкротство контрагента (поставщика, исполнителя работ, услуг);

02 – банкротство налогоплательщика;

03 – контрагентами нарушены сроки выполнения работ, работы по договору в установленный срок не выполнены;

04 – документы на оплату за поставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы контрагентом представлены с нарушением сроков;

05 – иные причины возникновения просроченной кредиторской задолженности;

  • в части просроченной дебиторской задолженности:

81 – смерть физического лица, плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;

82 – документы на оплату за поставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы контрагентом представлены с нарушением сроков;

84 – банкротство плательщика платежей в бюджет (налогоплательщика) в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством;

85 – наличие судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

86 – вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в соответствии с законодательством;

89 – иные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности (отражаются в текстовой части пояснительной записки ф. 0503160).

Финансовый орган может установить дополнительный перечень кодов и наименований причин, повлиявших на образование просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности.

В сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173) добавлен раздел 3 "Изменения на забалансовых счетах". В новом разделе отражается информация об изменениях по забалансовым счетам (разница между показателем остатка на начало года вступительного баланса с показателем остатка на конец предыдущего года).

В сведениях о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175) установлен перечень кодов причин образования неисполненных расходных обязательств, которые указываются в графах 7, 8.

По разделу 1 указываются следующие коды:

01 – неисполнение контрагентом обязательств по государственному контракту о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

02 – несвоевременность представления исполнителями работ (услуг) (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов;

03 – отсутствие лимитов бюджетных обязательств;

04 – нарушение публично-правовым образованием сроков исполнения и иных условий соглашений;

05 – невыполнение публично-правовым образованием обязательств по долевому софинансированию;

06 – перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета, юридического лица, в т.ч. предоставляемые с применением казначейского обеспечения обязательств;

07 – более медленные, чем планировалось, темпы реализации проектов, в т.ч. в рамках соглашений с международными финансовыми организациями;

08 - перенос сроков реализации международных проектов (программ);

09 – проведение реорганизационных мероприятий;

10 – предоставление организациями – получателями субсидий некорректного (неполного) пакета документов для осуществления выплат;

11 – экономия по заработной плате;

99 – иные причины (отражаются в текстовой части пояснительной записки ф. 0503160);

По разделу 2 указываются следующие коды:

03 – отсутствие лимитов бюджетных обязательств;

71 – неисполнение контрагентом обязательств по государственному контракту о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

72 – несвоевременность представления исполнителями работ (услуг) (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов;

73 – задолженность по расчетам с депонентами;

74 – изменение реквизитов контрагента;

75 – иные причины (отражаются в текстовой части пояснительной записки ф. 0503160).

Финансовый орган может установить дополнительный перечень кодов и наименований причин неисполнения обязательств.

Как и ранее, критерии определения показателей, подлежащих отражению (размер неисполненных обязательств, год возникновения, иные критерии), устанавливаются

  • для ГРБС – финансовым органом соответствующего бюджета;
  • для ПБС – ГРБС с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

При этом в разделах 1, 2 показатели, не соответствующие установленным критериям, не отражаются.

Уточнен порядок заполнения граф 18, 19 сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503190). По объектам капитальных вложений, по которым на начало и на конец отчетного периода нет остатков по счету 1 106 11 000, при наличии показателей увеличения и уменьшения объема капвложений они отражаются в графах 18 и 19 соответствующих разделов сведений (ф. 0503190).

Изменения с бухгалтерской отчетности 2021 года

Из показателей графы 8 отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0501128, ф. 0503128-НП) исключены обязательства при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Дело в том, что с 31.07.2019 извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется и не размещается в ЕИС (ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Для отражения в учете закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) счет 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" не применяется (п. 141.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Из показателей графы 2 раздела 4 сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) исключены обязательства при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

С бюджетной отчетности на 1 июля 2021 г. изменится порядок отражения номера счета в графе 1 раздела 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). По счетам 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 10, 210 05в разрядах 24, 25 номера счета ставятся нули, в разряде 26 – третий разряд соответствующей подстатьи статьи 560 КОСГУ. Например, при отражении задолженности по родительской плате номер счета может иметь вид 1 13 01ХХХ ХХ 0000 130 1 205 31 007.

По счетам 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06 в разрядах 24, 25 номера счета ставятся нули, в разряде 26 – третий разряд соответствующей подстатьи статьи 730 КОСГУ. Например, при отражении кредиторской задолженности по заработной плате номер счета может иметь вид ХХ ХХ ХХХХХХХХХХ 1Х1 1 302 11 007.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Отчетность за 2020 год отличается от предыдущих периодов по многим параметрам. На что обратить внимание при ее составлении по пунктам разобрано и систематизировано в статье.

Бухгалтерская отчетность

Отчетность в электронном виде. С 2020 года ФНС начала формировать государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО) (Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 811; Информация ФНС России от 29.05.2020).

За 2020 год бухгалтерскую отчетность все организации должны сдать в электронном виде. Это правило обязательно и для малых предприятий, которые ранее сдавали ее на бумаге.

Минфин и ФНС отметили, что бумажную бухотчетность налоговая инспекция не примет (Письма Минфина России N 07-04-07/110599, ФНС России N ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020, "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год" (приложение к письму Минфина России от 29.12.2020 N 07-04-09/115445)).

С 2020 года для коммерческих организаций бухотчетность считается составленной после подписания руководителем в бумажной или электронной форме. Распечатывать ее не обязательно (п. 8 ст. 13 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ).

Могут не представлять обязательный экземпляр бухотчетности:

  • организации бюджетной сферы;
  • ЦБ РФ;
  • религиозные организации;
  • организации, которые представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ;
  • организации, у которых в годовой бухотчетности есть сведения, отнесенные к гостайне;
  • организации, включенные в перечень резидентов по Закону о валютном регулировании (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н, Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ).

Отчет о финансовых результатах. По итогам 2020 года особого внимания заслуживает порядок заполнения отчета о финансовых результатах (ОФР). В обновленной форме скорректированы строки для указания отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО) (Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н). Это связано с применением ПБУ 18/02 в новой редакции (ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). В частности, в строке 2410 ОФР надо указать расход (доход) по налогу на прибыль. Он включает текущий налог на прибыль и изменения ОНА и ОНО. В строках 2411 и 2412 приводят его расшифровку. Строка 2411 - текущий налог из строки 180 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль. Строка 2412 - отложенный налог, который равен итоговому изменению ОНА и ОНО.

На бухгалтерскую отчетность организации могут повлиять изменения в ПБУ 13/2000 об учете государственной помощи и ПБУ 16/02 о прекращаемой деятельности.

Субсидии из бюджета в период коронавируса. В 2020 году многие организации получили субсидии из бюджета в качестве мер поддержки в период распространения коронавируса.

Коммерческим организациям не надо заполнять отчет о целевом использовании средств. Его заполняют и включают в состав своей годовой бухотчетности только некоммерческие организации (ч. 2 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 29.12.2015 N 07-01-06/77013).

В бухучете полученные бюджетные средства (субсидии) отражаются как целевое финансирование, использованные – в составе доходов будущих периодов. В составе прочих доходов эти средства отражаются по мере списания понесенных за счет них расходов.

ПБУ 13/2000 установлен состав показателей бухгалтерского баланса, раскрывающих информацию о полученной государственной помощи (п.п. 20-22 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н). С учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе приводятся:

  • неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
  • дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету организации;
  • кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете организации;
  • доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств (Информационное сообщение Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16).

ПБУ 13/2000 предлагает два варианта раскрытия в бухгалтерской отчетности доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат и текущих расходов. Их применение Минфин разъяснил в Информационном сообщении от 04.02.2019 N ИС-учет-16.

Отчет о финансовых результатах. Если организация на конец отчетного 2020 года имеет на балансе объекты основных средств, которые перестали использоваться и по ним принято решение о продаже, их надо переквалифицировать в долгосрочные активы к продаже и отразить в отчетности в составе оборотных активов (п. 10.1 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н).

Также к долгосрочным активам к продаже относятся предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся в результате выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции. Исключением являются случаи, когда такое имущество относится к запасам. Стоимость долгосрочных активов к продаже в бухгалтерском балансе отражается в зависимости от ее существенности (Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 N ИС-учет-19):

  • в разд. II "Оборотные активы" отдельной статьей - если стоимость существенна;
  • в составе прочих оборотных активов - при несущественной стоимости.

Дополнительную информацию о показателях баланса и отчета о финансовых результатах необходимо раскрыть в пояснениях и сдать их вместе с отчетностью (п. 3 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н). Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не включать в состав бухотчетности приложения (в том числе Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах) (пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности").

Аудиторское заключение. Вместе с годовой бухгалтерской отчетностью за 2020 год надо сдать аудиторское заключение тем, кто подлежит обязательному аудиту. Если к сроку сдачи отчетности заключение не будет готово, его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его подписания, но не позднее 31 декабря 2021 года (ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

С 1 января 2021 года изменены критерии для проведения аудита в обязательном порядке (Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ).

В частности, с 2021 года обязательный аудит должны проводить организации, которые получили доходы за год, предшествующий отчетному году, в сумме более 800 млн руб. либо имеют активы баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, на сумму более 400 млн руб. Однако, если компания заключила договор на проведение аудита по старым правилам, то аудиторскую проверку надо завершить и применять новые критерии только с отчетности за 2021 год (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ).

Отчет в статистику

Бухгалтерскую отчетность не надо сдавать в органы статистики.

По итогам 2020 года организациям и предпринимателям нужно будет отчитываться по обновленным формам статистического наблюдения (Приказ Росстата от 24.07.2020 N 411). В частности, начиная с отчетности за 2020 год поменялась форма N 1-предприятие, и Росстат скорректировал указания по ее заполнению (Приказ Росстата от 31.12.2020 N 873).

До 1 апреля 2021 года все организации, которые являются малыми предприятиями, в том числе микропредприятия, обязаны сдать единовременную форму статотчетности N МП-сп (приказ Росстата от 17.08.2020 № 469). Предприниматели должны предоставить форму 1-предприниматель также не позднее 31 марта 2021 года.

Отчеты в органы статистики сдают даже те фирмы и ИП, которые в 2020 году не вели деятельность. Если не сдать отчетность в статистику, может быть наложен штраф:

  • на организацию - от 20 тыс. до 70 тыс. руб.,
  • на должностных лиц и ИП - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Налоговая отчетность

Налогоплательщики могут подать единую упрощенную декларацию (ЕУД), если в 2020 году не было движения наличных и (или) безналичных денежных средств, отсутствовали доходы, расходы, начисления по зарплате и налогам (Письмо Минфина от 28.06.2018 N 03-11-11/44580).

ЕУД заменяет две нулевые декларации - по налогу на прибыль и НДС. Срок сдачи ЕУД за 2020 г. – 20 января 2021 года.

Отчетность по НДС

За 4 квартал 2020 года декларацию по НДС надо сдать по обновленной форме (Приказ ФНС России от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@).

Изменения будут актуальны для налогоплательщиков, имеющих следующие операции:

  • безвозмездная передача недвижимого имущества в казну РФ,
  • безвозмездная передача имущества, предназначенного для лечения COVID-19,
  • реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
  • передача исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных и прав на их использование (Федеральные законы от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 08.06.2020 N 172-ФЗ, от 26.07.2019 N 211-ФЗ, от 31.07.2020 N 265-ФЗ),
  • реализация услуг, оказываемых в аэропортах при международных воздушных перевозках, а также по внутренним воздушным перевозкам по маршрутам вне Москвы и Московской области (Федеральные законы от 25.12.2018 N 493-ФЗ, от 06.06.2019 N 123-ФЗ).

Коды операций указаны в разделе IV Приложения N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС (п. 37.8 Порядка заполнения декларации по НДС).

По итогам 4 квартала и 2020 года в целом целесообразно проверить порядок зачета ранее перечисленной предоплаты в счет поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и восстановления НДС, если ранее был вычет.

Минфин в своих разъяснениях обращает внимание на вывод Конституционного суда о периоде восстановления НДС в данной ситуации. По мнению суда и финансистов, нельзя переносить срок восстановления налога, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, на налоговый период, следующий за периодом отгрузки. Т.е., если отгрузка произошла в 4 квартале 2020 года, но документы покупатель получил в 1 квартале 2021 года, НДС с аванса, ранее принятый к вычету, надо восстановить в 4 квартале 2020 года (Письма Минфина России от 03.11.2020 N 03-07-11/95915, от 17.11.2020 N 03-07-11/99951).

Если организация восстанавливала НДС по недвижимости, которую стала использовать в необлагаемой деятельности, надо заполнить Приложение 1 к разделу 3 (ст. 171.1 НК РФ, п. п. 38.8, 39.17 Порядка заполнения декларации по НДС). Приложение налогоплательщики составляют один раз в год (одновременно с декларацией за последний налоговый период) в течение 10 лет, начиная с года начала начисления амортизации по этим объектам. В Приложении за 4 квартал 2020 года отражаются данные за текущий и предыдущие календарные годы (ст. 171.1 НК РФ, п. 39 Порядка заполнения декларации по НДС).

Срок сдачи декларации по НДС за 4 квартал 2020 г. – 25 января 2021 года.

Неплательщики НДС - посредники, которые действуют от своего имени и не являются налоговыми агентами, должны сдать журнал учета счетов-фактур в электронном виде. Срок сдачи журнала за IV квартал 2020 г. - не позднее 20 января 2021 г.

Отчетность по налогу на прибыль

Не позднее 29 марта 2021 года нужно сдать декларацию по налогу на прибыль за 2020 год по новой форме (Приказ ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (далее – Приказ N 655).

Отдельные подразделы, листы и приложения нужно включать в годовую декларацию только в том случае, если есть сведения, которые должны в них отражаться (п. 1.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Изменения в отчетности по налогу на прибыль актуальны, в частности, для организаций, выплачивающих дивиденды физлицам.

Согласно Приказу N 655 в абз. 6 п. 1.16 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль исключаются слова "физическим лицам - акционерам и (или)" и п. 1.17 Порядка признается утратившим силу. Таким образом, если организация выплачивает дивиденды только участникам - физическим лицам, у нее не возникает обязанности представлять Лист 03 в составе налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.12.2020 N 24-23/4/195926@).

В годовую декларацию не включается подраздел 1.2 разд. 1 (п. п. 1.1, 4.8 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль). За отчетные периоды этот раздел заполняют налогоплательщики, которые уплачивают ежемесячные и квартальные авансовые платежи.

В отношении авансовых платежей по налогу на прибыль следует учесть особенности 2020 года. Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ были внесены изменения в порядок уплаты авансовых платежей в 2020 году. Лимит доходов, при котором можно было уплачивать только квартальные авансы по налогу на прибыль, повысили с 15 млн руб. до 25 млн руб. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).

С 1 января 2021 года лимит для уплаты только квартальный авансовых платежей по налогу на прибыль снова составляет 15 млн руб. в среднем за квартал. Следовательно, при превышении в 2021 году этого лимита нужно дополнительно рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала. Уведомлять налоговую об этом не требуется (Письмо Минфина России от 06.03.2020 N 03-03-07/16839).

Это значит, что налогоплательщики, у которых за I, II, III, IV кварталы 2020 года доходы от реализации превысили в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, переходят на уплату ежемесячных авансовых платежей с 1 квартала 2021 году (Письмо ФНС России от 13.05.2020 N СД-4-3/7843@).

Порядок уплаты авансовых платежей может измениться у организаций IT-сферы. Это связано с возможностью для некоторых компаний применять с 1 января 2021 года пониженную ставку налога на прибыль (3% в федеральный бюджет и 0% в региональный). Минфин разъяснил, что в НК РФ не предусмотрены особенности расчета такими налогоплательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль. Размер платежа в I квартале 2021 года равен размеру ежемесячного платежа IV квартала предыдущего года. В 2020 году при расчете авансовых платежей пониженная ставка не использовалась и сумма к уплате за январь-март 2021 года может быть больше, чем начисленная по итогам I квартала 2021 г. Возникшую переплату в дальнейшем следует зачесть или вернуть (Письмо Минфина России от 17.11.2020 N 03-03-06/1/99926).

Отчетность по налогу на имущество

Декларацию по налогу на имущество за 2020 г. надо сдать по новой форме не позднее 30 марта 2021 года (Приказы ФНС России от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@ и от 09.12.2020 N КЧ-7-21/889@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 N СА-7-21/405@). Приказ ФНС от 09.12.2020 N КЧ-7-21/889@ вступит в силу 14 марта 2021 года. Если сдавать декларацию с учетом последних изменений, следует узнать в налоговой инспекции о возможности принять ее.

В 2020 году налогом на имущество облагались только объекты недвижимости. Но в декларацию за 2020 год надо включить сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета (абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ, Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ). Для этих сведений в обновленной декларации предусмотрен раздел 4.

Налогоплательщики, владеющие только движимым имуществом, представлять налоговую отчетность по налогу на имущество не должны (п. 20 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ), т.к. декларацию по налогу на имущество организаций должны сдавать только плательщики данного налога (ст. 386 НК РФ).

Однако организации, имущество которых освобождено от налогообложения на основании льготы, являются налогоплательщиками, так как фактически у них есть объект налогообложения. Следовательно, для них сохраняется обязанность подать налоговую декларацию. Например, организации, освобожденные от уплаты налога на имущество в качестве меры поддержки в период распространения коронавируса, в разделе 2 и 3 декларации показывают списанную сумму как льготу (п. п. 5.3, 7.2 Порядка заполнения декларации, Письмо ФНС России от 10.06.2020 N БС-4-21/9576@).

Кроме того, налоговые декларации должны предоставить налогоплательщики, у которых объекты недвижимости, подлежащие налогообложению по среднегодовой стоимости, полностью самортизированы (п. 1 ст. 374 НК РФ, Письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128). Сумма налога на имущество к уплате будет равна нулю, сведения о стоимости движимого имущества будут включены в декларацию.

Среднегодовую стоимость движимого имущества, относящегося к основным средствам, надо указать по каждому региону, в том числе по обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс. На будущее законодатель прорабатывает возможность снова сделать движимое имущество объектом обложения, но при этом уменьшить ставки налога на имущество.

Отчетность по транспортному и земельному налогу

С отчетности за 2020 г. декларации по транспортному и земельному налогу сдавать не надо (Федеральные законы от 15.04.2019 N 63-ФЗ и от 29.09.2019 N 325-ФЗ, Приказы ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@, от 04.09.2019 N ММВ-7-21/440@ и от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@, Письма ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@, от 31.10.2019 N БС-4-21/22311@ и от 16.01.2020 N БС-4-21/452@).

Отчетность за 2020 год по многим параметрам будет отличаться от предыдущих периодов. Пожалуй, только налогоплательщиков на УСН не коснутся серьезные изменения законодательства по итогам 2020 года, правила признания доходов и расходов остались прежними, декларация не поменялась (Приказ ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@).

Образовательное мероприятие

Вы можете посетить семинары автора статьи, чтобы получить ответ на свои вопросы.

О.И. Прохорова - налоговый консультант, аттестованный главный бухгалтер. Более 25 лет практики в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Разработчик курсов и учебных материалов

Бухгалтерская и налоговая отчетность за 2020 год

Сдать годовую отчетность за 2020 год без ошибок помогут материалы в системе КонсультантПлюс. Проверьте себя прямо сейчас.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Поможем не забыть сделать главное.

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера и юриста


Читайте также: