Какая налоговая система более справедлива сложная или простая

Опубликовано: 02.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

- Какой странный налог. Как он, вы говорите, называется?
- Прогрессивный. От слова паралич.
Аркадий Аверченко.

В последнее время со стороны политических деятелей все чаще слышатся отнюдь не досужие разговоры о том, что налоги, существующие в государстве, должны быть не только эффективными и собираемыми, но еще, как минимум, отражать в себе представления налогоплательщиков о социально-правовом равенстве и справедливости.

Именно принцип социальной справедливости, провозглашаемый сейчас в большинстве так называемых развитых стран, и должен быть поставлен во главу угла отечественной системы налогообложения. Помочь в этом, по замыслу финансистов и законотворцев, должно то, о чем пойдет речь в следующем абзаце.

Законодательные инициативы

Начать реформировать ныне существующую систему налогообложения в духе равенства и братства предлагают с внесения поправок в действующее налоговое законодательство. Причем главный упор здесь делается на подоходный налог с физических лиц. Например, не так давно в Государственную Думу был внесен пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ, устанавливающий систему прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц.

Согласно законопроекту, для доходов граждан в части от 60 000 до 600 000 рублей в год ставка налога составит 15%, а для доходов от 600 000 до 3 000 000 рублей - 25%. В свою очередь, лица, получающие от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год, станут платить в казну уже 35%, что составит дополнительные доходы бюджета в размере 85 миллиардов рублей.

Наконец, для доходов граждан в части свыше 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 45%.

Кстати, месяцем раньше депутаты предложили установить совсем другие ставки по НДФЛ, а прежнюю ставку налога в 13 процентов сохранить в отношении подавляющего большинства работающих граждан - свыше 76 процентов от общей численности экономически активного населения, занятого в экономике страны. Так, предлагалось взимать 10 процентов с заработной платы и других доходов физических лиц, находящихся на уровне минимального размера оплаты труда, или ниже того. Далее, 13 процентов – с доходов от 52 001 рубля до 600 000 рублей, 15 процентов – с доходов от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей, 18 процентов - от 1400 001 рубля до 1 800 000 рублей и 20 процентов - свыше 1800 001 рубля.

И в том, и в другом случае необходимость налоговых нововведений диктуется тем обстоятельством, что, со слов депутатов, экономика России вышла уже на уровень, позволяющий вводить небольшое повышение ставок НДФЛ с доходов лиц, получающих свыше 600 тысяч рублей в год. Более того, в связи с финансово-экономическим кризисом планируется поддержать работающих граждан, имеющих месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.

Другая инициатива касается так называемого “налога на роскошь”. Как того и следовало ожидать, инициатором учреждения в России справедливого налога на имущество, выступила политическая партия с противоречивым названием “Справедливая Россия”, чей главный администратор Сергей Миронов, приветствуя открытие ярмарки миллионеров Millionaire Fair Moscow 2009, заявил о необходимости обложить налогами все предметы роскоши.

По Миронову, данная мера является обоснованной, справедливой и, как никогда, своевременной: “Все приобретаемые предметы роскоши должны облагаться налогом с дифференцированной ставкой от 1 до 5% в зависимости от стоимости приобретения. Эти проценты не остановят покупателей яхт и холодильников, обтянутых змеиной кожей”.

К слову, Миронов не одинок в своих воззрениях – его точку зрения неоднократно в разное время поддерживали как ведущие отечественные финансисты, так и сами видные представители класса обладателей излишней роскоши.

С первого взгляда предложенные законодателями налоги кажутся довольно актуальными и, что самое главное, отвечающими интересам большинства граждан России. Однако для того, чтобы в этом убедиться, или же наоборот разувериться, необходимо, прежде всего, тщательно взвесить все “за” и “против”.

Сильные и слабые стороны “справедливых” налогов

Итак, для начала рассмотрим основные положительные результаты, которых в теории можно добиться от установления прогрессивного налога.
Во-первых, такой налог может существенным образом сгладить уродливый и во многом несправедливый профиль отечественной системы налогообложения физических лиц, поскольку сейчас доходы россиян облагаются далеко неравномерно. Диспропорция здесь проявляется в том, что чем меньше получает в нашей стране гражданин, тем больше он уплачивает налогов.

Дело в том, что наряду с НДФЛ на фактический уровень доходов граждан влияют еще и прочие налоги, уплачиваемые в бюджет за их счет. Прежде всего, ЕСН, который недавно был заменен страховыми взносами. Так, с учетом суммарной ставки взносов равной 34%, фактический налог для граждан, чей доход едва превышает установленный законодательством прожиточный минимум, составляет 47%. В свою очередь граждане с миллионными доходами, в соответствии с регрессивным принципом взимания в нашей стране социальных налогов, фактически освобождаются от уплаты социальных взносов.

При этом в настоящее время, по данным ФНС РФ, фактическая дифференциация по доходам различных групп населения необоснованно высока, а разница в доходах между социальными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами, по меньшей мере, в 25 раз. Все это приводит к тому, что 1% населения, получающий свыше 45% суммарного дохода российских граждан, уплачивает в бюджет мизер, тогда как в тех же США 40% всех поступлений от подоходного налога приходится на 1% самых богатых граждан.

Как посчитали налоговики в минувшем году, в последнее время в России наблюдался быстрый рост количества лиц с высокими доходами. По данным ФНС России, в период с 2005 по 2007 год количество россиян с годовыми доходами от 1 до 10 миллионов рублей увеличилось со 103 до 330 тысяч человек. Число соотечественников с доходами от 10 до 100 миллионов рублей выросло с 18,7 до 30,6 тысяч человек, с доходом от 500 до 1000 миллионов рублей – с 328 до 666 человек. При этом свыше 1 миллиарда рублей в год стало получать в 2,5 раза больше граждан.

В целом же полученные в результате исследования, проведенного финансистами и налоговиками, красноречиво свидетельствуют о существенном искажении в распределении доходов населения в пользу наиболее богатых лиц. В свою очередь установление дифференцированной ставки НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения может способствовать снижению социальной напряженности в стране вследствие естественного сокращения уровня дифференциации доходов населения.

Наконец, положительная сторона прогрессивного налога проявляется в его высокой экономической доходности. Сейчас по данным федеральной налоговой службы поступления от НДФЛ в нашей стране едва дотягивают до 10% суммарных доходов консолидированного бюджета. В развитых же странах НДФЛ образует порядка трети доходов государственных бюджетов. Например, в США подоходный налог сейчас составляет около 48% всех доходов федерального бюджета и 34% доходов консолидированного бюджета.

Подобных показателей можно добиться и в России. Так, например, если для доходов граждан от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 35%, то дополнительные доходы бюджета от налога на данную группу населения составят порядка 85-90 миллиардов рублей. Если же для доходов граждан свыше 12 000 000 рублей в год ставка составит 45%, то прогрессивный налог в отношение таких лиц обеспечит поступление в бюджет дополнительных средств в размере, превышающем 2 триллиона 65 миллиардов рублей.

Это тем более актуально в связи с тем, что в период с 2007 по 2009 год суммарные долговые обязательства российских регионов практически удвоились, превысив все мыслимые и немыслимые пределы. При этом, по самым скромным подсчетам Министерства финансов, дальнейшая практика покрытий дыр региональных бюджетов за счет средств бюджета федерального приведет к тому, что внешний долг государства вырастет практически втрое уже к концу 2012 года и превысит 100 миллиардов долларов.

Теперь о том, что касается слабых сторон рассматриваемых нами инициатив. Отмечая опыт налоговых систем развитых стран, законодатели всегда напрочь забывают опыт своего собственного государства, который зачастую оказывается не настолько благополучным, чтобы позиционироваться в качестве образца для реформирования. В действительности единую ставку налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процентов от налогооблагаемой базы установили только с 1 января 2001 года. До этого при доходах свыше 50 001 рубля применялась ставка в размере 20 процентов, а при доходах свыше 150 001 рубля - 30 процентов. Был ли в то время какой-либо финансовый эффект от существующей в стране системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц сейчас неизвестно, зато достоверно известно, что данная система в целях повышения собираемости обязательных платежей с населения была упразднена.

Даже за рубежом дела с подоходным обложением физических лиц обстоят значительно хуже, чем привыкли об этом распространяться отечественные СМИ. Задумывавшийся и внедрявшийся повсеместно в практику в качестве орудия справедливого перераспределения финансовых средств и материальной платформы экономических преобразований, прогрессивный НДФЛ довольно быстро превратился в средство изъятия львиной части дохода рядовых американских и европейских граждан.

Что касается налога на роскошь, то многочисленные суррогаты налога на излишнее имущество физических лиц появлялись и в эпоху правления популярного некогда реформатора Никиты Хрущева, когда чрезмерными суммами, взятыми буквально с потолка, облагались свиньи, коровы и плодовые деревья. Тогда подобные меры, внедрявшиеся в практику под предлогом того, что народ, дескать, должен трудиться на работе, а дома отдыхать, привели к катастрофическому дефициту продуктов питания и фактической гибели подсобного народного хозяйства.

Сейчас же в качестве основной причины введения налога на роскошь государственными деятелями называется будущий бюджетный дефицит, провоцируемый модернизацией экономической системы и переходом к высокотехнологичному производству. При таком изначальном посыле нетрудно догадаться, что в целях постоянного роста бюджетных доходов и увеличения совокупной налоговой базы граждан, законодатели и налоговые администраторы станут исходить из расширительного толкования понятия “роскошь”.

Вообще, говоря о социальной значимости так называемых “справедливых” налогов, не стоит упускать из виду то, кем, когда и при каких обстоятельствах эти самые налоги проводятся в жизнь.

Поэтому в условиях, когда лица с доходами, исчисляемыми миллиардами, не могут сами себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопросы собираемости платежей и бюджетного дефицита будут решаться за счет рядовых граждан, для которых, как все догадываются, и 40% НДФЛ – не деньги. В конечном счете, при известном стечении обстоятельств ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, акцизы, НДС и прочие косвенные поборы.

Что в перспективе

Прогрессивный налог на доходы россиян всенепременно будет введен, и эта перспектива не за горами. Уже сейчас всевозможные нацпроекты, банковские счета политиков, нанотехнологии и акты финансового милосердия в помощь братским народам делают из госбюджета мыльный пузырь, а в ближайшем будущем прогрессивный рост бюджетных расходов логичным образом повлечет за собой появление таких же налогов.

Ранее, согласно прогнозам Минфина, с каждым годом дефицит консолидированного бюджета страны должен был увеличиваться и составить 2,9% от ВВП в 2023 году. Также прогнозировалось, что Резервный фонд будет использоваться для погашения образовавшегося дефицита и израсходуется не ранее 2020 года. Сейчас же предполагается, что при росте бюджетного дефицита до 5,9% ВВП по итогам 2009 года Резервный фонд будет полностью исчерпан уже в текущем, 2010 году.

При этом уже сейчас в бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года широкому кругу рядовых читателей поясняется, что значительное снижение ставок всех основных налогов в ходе налоговой реформы в большинстве случаев не приводит к повышению их собираемости. Для самих же отечественных финансистов и законодателей и вовсе не существует убедительных доказательств причинно-следственной связи между увеличением налоговых доходов и снижением уклонения от налогообложения, произошедшем вследствие снижения налоговых ставок.

Итак, дальнейшее развитие отечественной налоговой системы очевидно. Прогрессивная ставка обложения доходов граждан и составляет будущее этой системы. Другое дело, какое именно содержание приобретет эта самая ставка. Если будет принята в том виде, в котором она сейчас существует в умах законодателей, то ее введение представляется не только бессмысленным, но и вредным.

Заветная мечта любого бизнесмена: заплатить минимум налогов и при этом спать спокойно, не боясь претензий налоговиков. Как же правильно выбрать систему налогообложения, чтобы оптимизировать затраты, оставшись в рамках закона?

Российское налоговое законодательство дает возможность компаниям самостоятельно определить налоговую систему, хотя на сегодня их выбор небольшой.

Попробуем «разложить по полочкам» все возможные варианты, чтобы Вы могли подобрать самый выгодный путь.

На данный момент существует 7 налоговых режимов:

1. Общая система налогообложения (ОСНО).

2. Упрощенная система налогообложения (УСН).

3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

4. Единый сельхозналог (ЕСХН).

5. Патентная система налогообложения (ПСН).

6. Налог на профессиональный доход (НПД).

7. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).

В этой статье мы разберём самые популярные варианты, подходящие большинству компаний и индивидуальных предпринимателей.

Общая система оправдывает свое название: она универсальна и подходит абсолютно всем, от мега-корпораций до ИП без работников. По умолчанию применяется именно эта система. Однако, ОСНО имеет немало минусов. Во-первых, она предполагает самую высокую налоговую нагрузку: надо платить налог на прибыль (ИП вместо налога на прибыль платят НДФЛ), НДС, налог на имущество, страховые взносы и прочие налоги.

Во-вторых, она требует самого трудоемкого учета и составления большого количества всевозможной отчетности. Соответственно, увеличивается стоимость бухгалтерского обслуживания.

В-третьих, уплата налога на прибыль (НДФЛ) и НДС не зависит от фактического получения денег. Таким образом, налоги необходимо платить вне зависимости от того, расплатились ли с Вами клиенты или нет. Компенсируется эта сложность возможностью учесть при расчете налогов Ваши неоплаченные расходы.

Система не лишена своих плюсов. Прежде всего, в ней нет особых условий. Вы не ограничены видами деятельности, можно расширять бизнес за счет новых направлений. Ничто не сдерживает рост и развитие вашего предприятия: можно нанять сколько угодно работников, открывать филиалы, наращивать обороты до бесконечности и обзаводиться самыми дорогими основными средствами в любых количествах. Список учитываемых при налогообложении расходов практически не ограничен, главное обосновать их производственную необходимость и запастись подтверждающими документами.

Если Ваши потенциальные клиенты заинтересованы во входном НДС, то стоит подумать об ОСНО, даже если ваш бизнес небольшой. Возможно, доход от работы с ними перекроет все вышеописанные минусы.

“Упрощенка” - самая популярная система налогообложения для малого бизнеса, предназначенная и для ИП, и для организаций. Она освобождает от самых «зловредных» налогов: НДС и налога на прибыль (НДФЛ для ИП). Ключевое отличие от Основной системы налогообложения заключается в том, что налог платится только с фактически полученных доходов. То есть, если нет денег – нет налога, хотя бывают исключения.

Отчетность по УСН проводится один раз в год. Однако отчетность по прочим налогам и взносам необходимо сдавать на общих основаниях.

У УСН тоже есть недостатки. Прежде всего, работать по УСН могут не все компании и ИП. Исключениями считаются следующие виды деятельности: банки, страховые организации, инвестиционные и пенсионные фонды, ломбарды, игорный бизнес, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, участники СРП, производители подакцизных товаров, профессиональные участники рынка ценных бумаг, добывающие и реализующие полезные ископаемые, микрофинансовые организации, агентства по предоставлению персонала.

Помимо ограничения по сфере деятельности, существуют и другие условия. Другим юрлицам не может принадлежать более 25% в уставном капитале Вашей фирмы, а число нанятых работников не может превышать 100 человек. Стоимость основных средств ограничена 150 млн. руб., а выручка не должна превышать 150 млн. руб. в год. Уже действующее предприятие может перейти на УСН со следующего года, если выручка за 9 месяцев текущего года не превысила 112,5 млн. руб. Также нельзя открывать филиалы.

Если Вам удается выполнить все условия, то можно смело переходить на УСН. Сделать это можно с начала календарного года. Новые предприятия и ИП могут начать применять спецрежим с начала деятельности. Для перехода необходимо подать в налоговую службу соответствующее уведомление.

УСН существует двух видов: «УСН Доходы» и «УСН Доходы-Расходы».

УСН Доходы предполагает уплату 6% от всех полученных доходов. При этом регионы вправе устанавливать дифференцированные ставки от 1 до 6% для различных видов деятельности и категорий налогоплательщиков.

Расходы при расчете налога в этом случае не учитываются, но можно уменьшить налог вдвое за счет уплаченных страховых взносов. Для ИП без работников есть дополнительный бонус: уплаченные за себя страховые взносы учитываются в полном объеме, ограничение 50% от суммы налога для них не действует.

Это самый простой для освоения вариант налогообложения и наименее трудозатратный.

Если доля производственных расходов достаточно высока, то стоит рассмотреть второй вариант упрощенки: УСН Доходы-Расходы. В этом случае Вы платите от 5 до 15% от разницы между доходами и расходами. Ставки устанавливают регионы и, как и в первом варианте, они могут быть дифференцированы.

Важно помнить, что есть и свои нюансы:

  • Перечень расходов, которые можно учесть при расчете налога, ограничен. Все, что не перечислено в ст. 346.16 НК, в расчет не берется. Хотя список не такой короткий, но вероятность не обнаружить там свои расходы, например, аренду персонала, довольно велика. Кроме того, придется собирать документы, подтверждающие расходы.
  • Полученные от клиентов авансы включаются в доходы, а Ваша предоплата поставщикам в расходах не учитывается до тех пор, пока Вы не получите то, что оплатили. Вывод: не оставляйте авансы на конец квартала, если нет желания платить налог с уже потраченных денег.
  • Налог не может быть меньше 1% от полученного дохода. Т.е. возможна ситуация, когда налог будет больше прибыли. Но сумму этого сверхналога впоследствии можно будет учесть в расходах.

Закончим обзор УСН на оптимистической ноте. Регионы могут устанавливать для вновь зарегистрированных ИП, занимающихся отдельными видами деятельности, ставку 0% на первые 2 года работы. Предпринимателям новичкам есть повод изучить местный закон об УСН, вдруг ваша деятельность в льготном списке.

Большая часть предприятий и ИП использует в своей деятельности именно ОСНО и УСН. Однако выбор не ограничивается этими системами и в ряде случаев можно найти более оптимальный вариант.

У каждого плательщика свои представления об оптимальной схеме налогообложения, преимуществах и особенностях. Эксперты в этом вопросе более единодушны: идеальной налоговой системы просто нет. Чтобы соответствовать такому определению, система должна полностью удовлетворять запросы многочисленных участников и не меняться со временем.

Аналитика показывает: любая система налогообложения в стране работает с ощутимым дисбалансом: государственный регулятор заинтересован в увеличении объема сборов, а представителям бизнеса и частным плательщикам хочется платить меньше. Выходит, лучшая налоговая система с точки зрения правительства никак не может быть таковой на взгляд участников рыночного процесса. И наоборот.

Также нужно учитывать, что в государственной системе налогообложения в той или иной степени присутствует дисбаланс в отношении разных уровней дохода, типов налогообложения. Льготы для приоритетных видов бизнеса, региональные и социальные послабления — все это надо брать в расчет. Отличные правила и размеры налоговых ставок в зависимости от уровня доходов приводят еще к одному перекосу: действующая система может быть выгодна плательщикам с доходом выше среднего и невыгодна малоимущим, или наоборот. Для оценки налоговой системы страны в целом, а также определения степени ее конкурентоспособности нужно понимать, соответствуют ли ее параметры стандартам и ожиданиям, имеющимся в обществе.

В числе требований, которым должна соответствовать хорошо отлаженная налоговая система, эксперты, проводящие глобальные исследования, отмечают:

  1. Эффективность.
  2. Предсказуемость.
  3. Стабильность.
  4. Понятность.
  5. Конкурентоспособность.

Система должна работать так, чтобы генерировать финансовый поток, достаточный для обеспечения государственных нужд (пополнение бюджета, покрытие обязательств). При этом уровень налогов ни в коем случае не должен наносить ущерб бизнесу и конкурентоспособности государства на мировом рынке.

С учетом этих требований можно сформулировать список характеристик сбалансированной налоговой системы:

  • Минимальный размер налогов для частных лиц и компаний.
  • Стабильное пополнение бюджета страны.
  • Соблюдение принципа справедливости для участников налогового процесса.
  • Конкурентоспособность в сравнении с другими странами.
  • Понятный, справедливый НК.

Как определить оптимальную для участников процесса налоговую систему с учетом перечисленных факторов? Эта задача практически не решаема. Поэтому настоящий обзор сфокусируется на оценке систем налогообложения с точки зрения удобства и выгодности для налогоплательщика.

Анализ мировых налоговых систем: какими их видят граждане?

Каждая система предполагает наличие видов налогообложения с различной общей суммой, которые условно можно поделить на личные и корпоративные. Сочетание этих двух групп — и есть государственная налоговая система. Кроме того, системы налогообложения в зависимости от структуры делят на три вида:

  1. Пропорциональная. Предполагает равные объемы налогообложения для всех, вне зависимости от уровня доходов.
  2. Прогрессивная. Предполагает рост налоговых ставок с ростом дохода.
  3. Регрессивная. Работает по обратному принципу: с ростом дохода налоговые ставки падают.

Жителям развитых стран привычны строгие многоуровневые принципы налогообложения. Суммарные ставки могут быть больше 50 %. Высокие государственные расходы диктуют условия: страны вынуждены ужесточать системы налогообложения, делая их некомфортными для плательщиков. Такой вариант нельзя назвать оптимальным с точки зрения граждан. Учитывая, что у каждого участника экономического процесса могут быть собственные стандарты и ожидания, такого понятия, как «идеальная налоговая система», равно отвечающая требованиям граждан и государства, быть просто не может. Но есть международные стандарты, которые позволяют условно поделить налоговые системы на привлекательные и непривлекательные.

В числе стран, чьи налоговые системы можно назвать оптимальными для компаний и частных лиц, можно отметить княжество Монако. Здесь вообще не существует налога на доходы физических лиц, что крайне выгодно для состоятельных людей. При этом в стране высокие цены и уровень жизни. Но для таких мягких условий нужен подтвержденный статус резидента. Для этого большую часть года нужно находиться в Монако (условие часто становится неприемлемым для тех, кто много путешествует). Кроме того, стоит понимать, что местная мягкая налоговая система применима только к личным доходам. Если у резидента Монако есть международный бизнес, его налогообложение происходит по другим правилам.

Для бизнеса оптимально подходят безналоговые корпоративные системы, которые действуют во многих офшорных юрисдикциях: в Панаме, Белизе, на Сейшельских островах и т. д. Любое предприятие, зарегистрированное в этих странах, не облагается налогами на корпоративный доход, от бизнесменов не требуют подачи деклараций, ограничиваясь поверхностным ежегодным аудитом. Но стоит учитывать, что такой режим применим только в отношении бизнеса, который ведется за пределами офшорной юрисдикции. Кроме того, для зарегистрированных в них компаний существует ряд ограничений. Офшорные системы привлекательны и часто выгодны, но назвать их лучшими в мире — нельзя.

Есть и конкретные показатели, которые используют для оценки эффективности налоговых систем. Один из них — ITCI (Индекс глобальной конкурентоспособности). Он составляется на основе более 40 параметров: простоты налоговой системы и ее структуры, размеров налоговых ставок, возможности облагать налогом прибыль, полученную за границей и т. д. Индекс считается отличным критерием при выборе налоговой гавани представителями международного бизнеса.

Крупные компании давно взяли за правило регулярно отслеживать изменения в действующих налоговых системах юрисдикций. Если какие-то обновленные параметры окажутся намного привлекательнее прежних, предприятие может быть быстро перерегистрировано. С развитием технологий и возможностей для коммуникации осуществить такого рода переход между юрисдикциями становится все проще.

Еще один источник информации об эффективности налоговых систем — ежегодный аналитический отчет PricewaterhouseCoopers (PWC). Он публикуется в открытом доступе, поэтому представителю бизнеса или просто налогоплательщику не составит труда найти последнюю версию этого документа в Сети.

  • Саудовская Аравия.
  • Гонконг.
  • Сингапур.

Почему эти страны? Обратимся к цифрам: в среднем в мире для подачи налоговой декларации и необходимых отчетов нужно 240 часов. При этом придется совершить больше 20 обязательных платежей. В некоторых странах потребуется 500 часов и больше 50 платежей. В ОАЭ на сдачу налоговой декларации нужно не больше 12 часов в год. Количество обязательных платежей при этом — 4. Налоговая система ОАЭ — четкая, простая, понятная. Здесь не облагаемый налогами доход может быть у юридических лиц, ведущих свои дела в стране и за ее пределами, а также — у частных налогоплательщиков, имеющих статус резидентов. В целом характеристики налоговой системы Объединенных Арабских Эмиратов — уникальны. Поэтому она входит в число самых привлекательных в мире.

Подбираем налоговую систему под конкретные запросы

Универсального решения этой задачи нет и быть не может. Возможность просто «платить меньше налогов» в определенной стране — не всегда решающий фактор при выборе. При выборе такого рода нужно учитывать ряд факторов:

Текущий статус плательщика: структуру доходов, связи в нынешней стране, готовность к переезду или переводу бизнеса.

  • Наличие финансовых элементов, которые можно реструктурировать.
  • Список преимуществ, в которых заинтересован плательщик.
  • Усилия и затраты, необходимые для организации изменений.
  • Юридические, финансовые и другие последствия личной или корпоративной реструктуризации.

Дубай: 5 причин выбрать эмират в качестве налоговой гавани

  1. У всех, кто хочет пользоваться преимуществами регрессивной налоговой системы, принятой в ОАЭ, есть возможность достичь желаемого через создание бизнеса или покупку недвижимости в эмирате.
  2. Нулевые ставки корпоративного налога. Дивиденды и репатриация прибыли также не облагаются.
  3. Личные доходы — свободны от налогообложения. Исключение — налог на доходы от аренды имущества в эмиратах (ставка — 5 %).
  4. Наследование или дарение активов в ОАЭ и за их пределами не облагается налогом.
  5. В эмиратах нет налога на глобальный доход от бизнеса, роялти, сдачи недвижимости, процентов по вкладам, дивидендов и т. д.

Единственный налог, который с 2018 года стал обязательным в ОАЭ, — НДС к товарам и услугам (5 %). И даже в этом случае есть исключения и варианты, как законно избежать необходимости платить НДС. Остальные показатели, а также оценка ITCI и PWC, явно говорят в пользу Объединенных Арабских Эмиратов как страны с одной из лучших налоговых систем мира.

Косвенные налоги и их влияние на выбор оптимальной системы

Почти в каждой стране есть этот вид сборов. Например, косвенные налоги включены в стоимость топлива, размер дорожных сборов, визовые и лицензионные платежи. В ОАЭ есть обязательные платежи при регистрации компаний, платные визы для сотрудников, а также — ощутимо дорогая связь, в стоимость которой включен и размер косвенных налогов. Так как в стране действует регрессивная шкала налогообложения, компании с большими доходами несут меньшие затраты на лицензии и подобные сборы в процентном соотношении.

О чем еще следует помнить при выборе налоговой системы

Стабильность и четкость регулирования — факторы, отличающие выгодные для плательщика условия. С этой точки зрения налоговая система ОАЭ также выигрывает: она проста и понятна для участника процесса. Налоговые декларации подают только компании, работающие с НДС. Остальные предприятия в конце года подают аудиторские отчеты, которые не несут за собой никаких финансовых обязательств. Стабильность налоговой системы эмиратов также на высоте. После введения пятипроцентного НДС изменений и обновлений не предвидится.

Личные и корпоративные налоги как часть единой системы

При выборе юрисдикции очень важно учитывать не только выгоды с точки зрения подходов к налогообложению предприятий и компаний. Сборы с личных доходов — не менее важный фактор. Налогоплательщики, живущие в Объединенных Арабских Эмиратах, не предоставляют декларации о доходах вообще. Личное налогообложение в Эмиратах — регрессивное и предполагает только косвенные затраты: оформление виз и т. д. Такие условия предлагают своим жителям немногие страны мира. При этом для ОАЭ действует множество соглашений об избежании двойного налогообложения, что делает положение резидентов эмиратов выгодным.

Информация обо всех действующих в ОАЭ налогах:

  1. Корпоративный. Ставка 0 % для всех предприятий (кроме банков и компаний нефтегазовой отрасли, работающих внутри страны).
  2. НДС. Ставка 5 % на доставку товаров и услуг на территории эмиратов. Для экспортирующих и импортирующих компаний НДС нет.
  3. Налог на наследство. Отсутствует.
  4. Налог на дарение. Отсутствует.
  5. Налог на имущество. Отсутствует.
  6. Подоходный налог. Отсутствует.
  7. Налог на дивиденды. Отсутствует.
  8. Налог на проценты по вкладам. Отсутствует.
  9. Налог на заработную плату. Отсутствует.
  10. Налог на доходы от аренды имущества (он же НДС) — 5 %.

Еще один фактор — взаимная удовлетворенность правительства и жителей страны. Регрессивная шкала выгодна для налогоплательщиков, и при этом положение дел устраивает госрегулятора. Бюджет страны тщательно сбалансирован и поддерживается за счет целого ряда альтернативных источников дохода. Примерно 30 % ВВП страны — нефть и газ. Также казну пополняет туризм. При этом экономика ОАЭ остается второй по величине после Саудовской Аравии среди стран Персидского залива.

В марте 2018 года правительство ОАЭ официально объявило, что в ближайшие три года в стране не будут повышаться косвенные налоги. Это позволит еще повысить экономическую конкурентоспособность эмиратов и их привлекательность как юрисдикции.

Налоговая система ОАЭ — уникальна. В ней сочетаются привлекательные для бизнеса условия и характеристики безналоговой зоны для частных лиц. Резидентство быстро оформляется с помощью инвестиций: покупки недвижимости или регистрации компании в ОАЭ.

Хотите зарегистрировать бизнес в ОАЭ? Планируете получить статус налогового резидента? Ищете способ действий? Свяжитесь с юридической компанией URVISTA и получите подробную консультацию.

Чтобы не переплатить и не утонуть в отчетах

Первый и главный способ законно сэкономить на налогах — выбрать подходящую систему налогообложения.

Что такое система налогообложения

Система налогообложения — это условия, по которым компания должна платить налоги и сдавать отчетность. В зависимости от системы могут различаться и количество налогов с отчетами, и их размеры. Для ООО есть несколько вариантов систем:

  1. ОСН — общая система налогообложения.
  2. УСН — упрощенная система налогообложения.
  3. ЕНВД — единый налог на вмененный доход.
  4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

На любой системе налогообложения ООО нужно вести бухгалтерский учет. Расскажем вкратце о каждой из них. Здесь только самая важная информация, чтобы вы смогли сравнить системы налогообложения и выбрать подходящую для вашей компании.

Основная система налогообложения, или ОСН

ОСН — универсальная, но самая сложная система налогообложения. На ней могут работать компании с любым доходом, количеством сотрудников и видом деятельности. Но придется платить несколько налогов, а значит, может понадобиться бухгалтер.

Ограничения: нет ограничений по видам деятельности, доходу или числу работников.

Налоги: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, торговый сбор в Москве. Иногда дополнительные налоги.

Совмещение с другими системами: нельзя с УСН и ЕСХН.

На ОСН приходится платить несколько налогов. У каждого своя система расчета, ставка и порядок оплаты — без бухгалтера будет трудно.

Условно мы отнесли к налогам и страховые взносы за сотрудников.

Налоги и взносы на ОСН

Налог на прибыль
Налоговая база Прибыль компании
Ставка 20%
НДС
Налоговая база Начисляется на стоимость товара или услуги при каждой перепродаже
Ставка Для большинства товаров — 20%
На льготные категории товаров — 10%
На экспортируемые товары — 0%
Налог на имущество
Налоговая база Кадастровая или балансовая стоимость недвижимости
Ставка До 2,2%. Зависит от региона
Торговый сбор (пока только в Москве)
Налоговая база Платится по факту ведения торговли
Ставка Ставки разные, зависят от района Москвы, площади и других факторов. Подробно о сборе написано в законе Москвы
НДФЛ
Налоговая база Выплаты сотруднику: заработная плата, отпускные и прочее
Есть ограничения
Весь список доходов, не облагаемых НДФЛ
Ставка 13%

ООО платит НДФЛ как агент: не из своей прибыли, а из доходов сотрудника

Страховые взносы за сотрудников
Налоговая база Зарплата, премии, отпускные сотрудникам и т. п.
Ставка На пенсионное страхование — 22% от оплаты труда,
На медицинское страхование — 5,1%,
На социальное страхование — 2,9%,
Взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%

Компания может платить и другие налоги: транспортный, земельный, водный — но только если есть что облагать налогом. Например, если есть земля в собственности — земельный налог, если автомобили — транспортный.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения — это спецрежим. Если на общей системе компания платит несколько налогов, то на упрощенке — один.

Ограничения: штат сотрудников меньше 100 человек; годовой оборот — до 150 млн рублей; у компании нет филиалов; остаточная стоимость основных средств меньше 150 млн рублей; доля участия других компаний не больше 25%.

Налоги: один налог по УСН.

Совмещение с другими системами: нельзя совмещать с ЕСХН и ОСН.

В общем случае компания платит только налог по УСН и все. Но бывают исключения, когда приходится платить другие налоги.

На УСН есть два режима работы: налоги можно платить с доходов или доходов за вычетом расходов — будет различаться процентная ставка. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать, если расходы компании больше 60% от оборота.

Налоги и взносы на УСН

Налог по УСН
Налоговая база Доходы или доходы минус расходы
Ставка Компания платит до 6% от доходов за год.
Компания платит от 5 до 15% разницы доходов и расходов или 1% с доходов. Рассчитывают, что больше.
Ставка налога зависит от региона, посмотрите ее на сайте налоговой
НДС
Налоговая база Начисляется на стоимость товара или услуги при каждой перепродаже
Ставка Для большинства товаров — 20%
На льготные категории товаров — 10%
На экспортируемые товары — 0%

ООО на УСН платит НДС, если ввозит товары или как налоговый агент напрямую арендует имущество у государства, региона, муниципалитета: покупает металлолом или макулатуру у плательщиков НДС

Налог на прибыль
Налоговая база Дивиденды
Ставка 13%

ООО на УСН платит налог на прибыль, если выплачивает дивиденды другим российским компаниям

НДФЛ
Налоговая база Выплаты сотруднику: заработная плата, отпускные и прочее
Есть ограничения
Весь список доходов, не облагаемых НДФЛ
Ставка 13%

ООО платит НДФЛ как агент: не из своей прибыли, а из доходов сотрудника

Страховые взносы за сотрудников
Налоговая база Зарплата, премии, отпускные сотрудникам и т. п.
Ставка На пенсионное страхование — 22% от оплаты труда,
На медицинское страхование — 5,1%,
На социальное страхование — 2,9%,
Взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%

Кроме единого налога на УСН компания платит налог на имущество с объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, земельный и транспортный налоги.

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД — специальный режим. Компания платит один налог, и он не зависит от фактического дохода компании. Налог рассчитывают из условного дохода для конкретной сферы деятельности.

Работать на ЕНВД могут только компании в определенных видах деятельности, например рознице и общепите.

Ограничения: меньше 100 сотрудников; доля участия других организаций — не больше 25%; работает для определенных видов деятельности, ЕНВД не действует в Москве.

Налоги: один налог по ЕНВД.

Совмещение с другими системами: можно совмещать с ОСН, УСН и ЕСХН. Но нужно вести раздельный учет расходов и доходов по видам деятельности.

Налоги и взносы на ЕНВД

ЕНВД
Налоговая база Площадь помещения, количество сотрудников, транспортных средств, площадь рекламных поверхностей
Ставка Налоговая ставка отличается для разных муниципалитетов, она может быть от 7,5 до 15%
Сам налог рассчитывается по сложной формуле
Как посчитать ЕНВД
НДФЛ
Налоговая база Выплаты сотруднику: заработная плата, отпускные и прочее
Есть ограничения
Весь список доходов, не облагаемых НДФЛ
Ставка 13%
Страховые взносы за сотрудников
Налоговая база Зарплата, премии, отпускные сотрудникам и т. п.
Ставка На пенсионное страхование — 22% от оплаты труда,
На медицинское страхование — 5,1%,
На социальное страхование — 2,9%,
Взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%

Кроме единого налога компания на ЕНВД платит налог на имущество с объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, земельный и транспортный налоги.

Единый сельскохозяйственный налог

Ограничения: компания должна сама производить сельхозпродукцию или оказывать услуги таким производителям; доходы от продажи сельхозпродукции должны быть не меньше 70%.

Совмещение с другими системами: можно совмещать с ЕНВД.

Налоги и взносы на ЕСХН

ЕСХН
Налоговая база Доход минус расход
Ставка До 6%
Регионы могут снизить ставку налога до 0%
Подробно об ЕСХН
НДФЛ
Налоговая база Выплаты сотруднику: заработная плата, отпускные и прочее
Есть ограничения
Весь список доходов, не облагаемых НДФЛ
Ставка 13%
Страховые взносы за сотрудников
Налоговая база Зарплата, премии, отпускные сотрудникам и т. п.
Ставка На пенсионное страхование — 22% от оплаты труда,
На медицинское страхование — 5,1%,а
На социальное страхование — 2,9%,
Взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%

Кроме единого налога компания на ЕСХН платит налог на имущество с объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, земельный и транспортный налоги.

Налоговая нагрузка на разных системах налогообложения

На каждой системе налогообложения есть свои возможности сэкономить на налогах, например оформить вычеты по НДС при ОСН. Но чтобы учесть все тонкости конкретно для вашей компании, лучше обратиться к опытному бухгалтеру.

Посчитайте, на какой системе налогообложения компания будет платить меньше. На сайте налоговой есть онлайн-калькулятор.

Какая система налогообложения подойдет для разных видов деятельности ООО

Розничная торговля
Может подойти ЕНВД — для маленького магазина меньше 150 квадратных метров
УСН по системе «Доходы минус расходы»
Оптовая торговля
Может подойти ОСН
УСН «Доходы минус расходы»
Точно не подойдет ЕНВД и ЕСХН
Производство
Может подойти ЕСХН — для сельхозпроизводителей
ОСН и УСН, все зависит от штата компании, доходов и доли участия других организаций в капитале ООО
Услуги
Может подойти ЕНВД или УСН по системе «Доходы»
Транспорт
Может подойти ЕНВД
Строительство
Может подойти ОСН или УСН. Зависит от размеров компании

Схема выбора системы налогообложения

Чтобы выбрать систему налогообложения, можно воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Если в компании больше ста сотрудников, подходит только общая система.
  2. Если у вас меньше ста сотрудников, проверьте, можете ли вы в своей сфере деятельности выбрать ЕНВД. Например, если работаете в услугах или общепите.
  3. Если ЕНВД не подходит, выбирайте УСН. Если расходов больше 60% от оборота, подойдет УСН «Доходы минус расходы». Иначе — платите УСН с доходов.
  4. Если подходит ЕНВД и УСН, посчитайте, на какой системе будете платить меньше налогов.
  5. Если работаете в сельском хозяйстве, подойдет ЕСХН. Доходы от производства сельхозпродукции должны быть больше 70%.

Еще важно помнить, что крупные поставщики чаще всего работают с НДС. Им невыгодно работать с клиентами на других системах налогообложения.

Совмещение налоговых режимов

Если ООО ведет разные виды деятельности, под которые подходят разные системы налогообложения, можно их совместить. Например, по одному виду деятельности можете работать на упрощенке, а на другом — на ЕНВД.

Общее правило такое: нельзя работать одновременно на ОСН и УСН, но ЕНВД можно совмещать с УСН или с ОСН.

Как поменять налоговый режим

Систему налогообложения можно менять раз в год.

Если вы на УСН и переходите на ОСН, налоговая должна узнать об этом до 15 января, нужно подать заявление.

Если вы на ОСН и хотите перейти на УСН, до 31 декабря текущего года надо подать заявление.

Если вы на ЕНВД. Можно перейти с ЕНВД на ОСН, УСН, но только с нового календарного года. Если вы перестали заниматься деятельностью, которая подпадает под ЕНВД, то перейти на новую систему налогообложения можно и в течение календарного года.

Главное, чтобы вы уведомили налоговую о своем желании работать на новом налоговом режиме.

Единая (плоская) шкала налогообложения означает налог, взимаемый по единой ставке при любом уровне дохода — единая ставка подоходного налога. Эта система налогообложения часто обсуждается в качестве альтернативы прогрессивному налогообложению.
Прогрессивная шкала налогообложения — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Сторонники единой ставки налогообложения утверждают, что если люди могут сохранить большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе; таким образом стимулируется экономический рост.

Подоходный налог был введен в 1842 году в Великобритании, в 1887 году — в Японии, в 1891 году — Германии в, в 1913 году — в США, в 1914 году — во Франции, в России — в январе 1917 года. В СССР был он был введен декретом от 16 ноября 1922 года под общим названием подоходно-поимущественного налога, который в 1924 году был преобразован в подоходный налог.

Среди государств, состоящих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведущих переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует в Венгрии и странах Балтии. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2013 года. Эта система налогообложения используется в основном в небогатых странах Европы и бывших советских республиках, а также в некоторых развивающихся странах.

Плоская шкала подоходного налога существует в Албании, Болгарии, Гернси и Джерси (Нормандские острова), Гонконге, Грузии, Исландии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Македонии, Монголии, России, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии.

Плоская шкала подоходного налога также введена в крупных странах, где субъектам федерации предоставлена бюджетная свобода на региональном уровне, — например, в канадской провинции Альберта, а также в отдельных штатах США: Иллинойсе, Индиане, Массачусетсе, Мичигане и Пенсильвании.

Во Франции введена экстремально прогрессивная шкала. Люди с низким доходом освобождаются от налога вовсе. Годовые доходы в пределах 5963 евро облагаются по ставке 0 %; годовые доходы от 5963 евро до 11896 евро — по ставке 5,5 %; годовые доходы в части от 11 897 евро до 26 420 евро — по ставке 14 %; доходы в части от 26 421 евро до 70 830 евро — по ставке 30 %; от 70 831 до 150 000 евро — по ставке 41 %; от 150 001 до 1 000 000 евро — по ставке 45 %.

В разгар президентской предвыборной кампании во Франции лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2013 года до 75% ставку подоходного налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2013 год.

Проект Олланда спровоцировал настоящий "исход" состоятельных людей из Франции. В числе "налоговых беглецов" оказался актер Жерар Депардье, заявивший о переезде в Бельгию и намерении сдать французский паспорт.

В Германии также действует прогрессивная система налогообложения. Не облагаемый налогом минимум дохода на одного человека составляет 8,13 тысячи евро в год. Начальная ставка подоходного налога — 14%. Для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 52,88 тысячи евро ставка составляет 42%. Доход свыше 250,7 тысячи евро облагается по максимальной ставке — 45%.

Подоходный налог в Великобритании имеет прогрессивную шкалу. С 2012 года повысился потолок не облагаемого налогом годового дохода — с 8,1 тысячи до 9,2 тысяч фунтов. Предельная ставка подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 150 тысяч фунтов в год была снижена с 50 до 45%. В Великобритании одна из самых высоких предельных ставок подоходного налога среди развитых стран. Она уступает только Израилю (57%), Швеции (56,6%), Бельгии (53,7%), Дании (52,2%), Нидерландам (52%) и Франции (75%).

Налоговая система в США весьма сложна и разнообразна. Согласно американским законам, правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, округах и так далее.

Подоходный налог в США является прогрессивным, взимается либо с индивидуального налогоплательщика, либо с семьи (супругов, совместно заполняющих декларацию). Ставка федерального налога составляет от 10% до 35% в зависимости от уровня дохода.

В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. С ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 3,5 тысячи юаней в месяц для резидентов юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы.

В зависимости от величины дохода применительно к заработной плате физического лица установлена прогрессивная шкала ставок в размере от 3% (при доходе ниже 1,5 тысячи юаней) до 45% (свыше 80 тысяч юаней). Доходы от других видов деятельности облагаются налогом в размере 5% — 35%. Стандартная ставка налога на проценты и роялти составляет 20%.

В РФ с 2001 года установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%, при этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиками работ и оказанием услуг, повышенная налоговая ставка составляет 35%. Тем не менее, тема введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога периодически обсуждается на разных уровнях.

Читайте также: