Как налоговая политика государства связана с решением социальных проблем общества

Опубликовано: 15.05.2024

"Финансы", 2009, N 1

Социальная функция - одна из основных функций российского государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по предпринимаемым им усилиям. Главный смысл этой функции государства - устранение или смягчение существующей и по возможности предупреждение назревающей социальной напряженности в обществе, выравнивание социального положения людей, развитие системы здравоохранения, образования и культуры.

Сегодня успешное выполнение российским государством своей социальной функции связано прежде всего с решением им имеющихся ныне наиболее острых социальных проблем - максимально возможное устранение резкой дифференциации доходов различных слоев населения, эффективное решение все более усложняющихся проблем пенсионного обеспечения в стране, поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения, а также обеспечение людей комфортным жильем, надлежащими услугами в сферах образования и здравоохранения.

Инструменты (рычаги), используемые государством для решения указанных задач, многообразны. Сегодня все большую роль здесь играет налоговая система с развитой регулирующей функцией. Эта система имеет существенное значение не только как фактор роста экономики, но и способна предупреждать возможные социально-политические трения, содействовать созданию устойчивой социальной системы.

В связи с этим, на мой взгляд, заслуживают внимания два вопроса, решение или, напротив, нерешение которых может непосредственно повлиять на качество социальной обстановки в стране. Речь идет: 1) о возможном преобразовании налога на доходы физических лиц, имея в виду введение здесь прогрессивной шкалы обложения и переход на посемейное налогообложение (как, скажем, во Франции), а также увеличение имущественного налогового вычета; 2) об обсуждаемом сегодня вопросе о возможной отмене льготной ставки по налогу на добавленную стоимость в связи с дискуссией о целесообразности снижения в целом ставки этого налога.

Основной налог, взимаемый вообще с физических лиц, - это налог на их доходы. В советское время важной социальной целью при взимании налога на доходы физических лиц (подоходного налога) было выравнивание доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости, и наиболее высокие ставки его были предусмотрены для людей так называемых свободных профессий. В России с самого начала установления единой ставки налога на доходы физических лиц в 13% не прекращаются споры о социальной несправедливости такого обложения и необходимости введения по данному налогу той или иной схемы прогрессивной шкалы.

В экономической теории необходимость прогрессии ставок подоходного налога порой объясняется так называемым принципом платежеспособности - чем больший доход человек имеет, тем легче ему отказаться от определенной его доли в виде налога, а поэтому эта доля и должна возрастать с ростом его дохода. В действительности же необходимость прогрессии связана, как представляется, и с тем, что с абсолютным ростом дохода физического лица относительно уменьшаются физические и интеллектуальные усилия на получение каждой следующей его доли, то есть возрастает так сказать "незаработанность" получаемого дохода. Вместе с тем следует сказать, что есть и факторы, говорящие против прогрессивной ставки подоходного налога. Так, уязвимость такого подхода в налогообложении доходов физических лиц иллюстрируется, в частности, и тем фактом, что большая часть сокрытий дохода и уклонений от уплаты рассматриваемого налога приходится именно на высокодоходные слои населения. Ныне бытует мнение и о том, что введение плоской ставки налогообложения доходов физических лиц в 13% в России было преждевременным актом, ибо использование этой шкалы требует наличия определенных условий, в частности - наличия широкой прослойки среднего класса с достаточно высокой заработной платой и значительно меньшей, чем это имеет место у нас, дифференциации различных групп населения по доходам.

Если обратиться к опыту зарубежных стран по обложению доходов физических лиц, то сегодня для них общими являются следующие элементы: налогооблагаемый минимум; скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели; доход должен разбиваться на части, для каждой из которых предусмотрена своя ставка по возрастающей шкале, то есть прогрессивная система налоговых ставок.

Нельзя не признать, что введение плоской шкалы налога на доходы физических лиц позволило добиться в какой-то мере вывода заработной платы из тени и увеличения его собираемости. Примечателен в рассматриваемом контексте тот факт, что в период с 2000 г. по 2007 г. ежемесячный денежный доход на душу населения за счет легитимной оплаты труда возрос с 2501,9 руб. до 14 940,0 руб., то есть почти в 6 раз.

Следует отметить, что за всеми спорами о необходимости или, напротив, о нежелательности реформирования шкалы обложения налогом доходов физических лиц усматривается все-таки некое общее для всех участников дискуссий устремление - попытки использовать налог на доходы физических лиц как инструмент достижения большей социальной справедливости. Заметно и довольно осторожное отношение к возможным дальнейшим преобразованиям данного налога - они должны идти очень постепенно, плавно, следует подходить к ним как к делу отнюдь не одного года, имея в виду, что введение прогрессивной шкалы налогообложения может вызвать негативную реакцию со стороны той части населения, которая при этом будет уплачивать больший, чем раньше, налог. Как представляется, для минимизации здесь возможных негативных последствий можно, в частности, прибегнуть к установлению жестко фиксированного уровня дохода (в размере, скажем, 50 000 руб. в месяц), с которого начинает действовать повышенная ставка. В этом случае будет существенно смягчена участь и малообеспеченных слоев населения, и, частично, людей со средним уровнем доходов.

Попытаемся взглянуть на использование налога на доходы физических лиц как инструмента решения социальных задач с не совсем еще привычной позиции. Говоря об общественном укладе, утвердившемся исторически в России, надо сказать и о том, что здесь, несмотря на обильный приход сюда ценностей западной культуры, преобладает все-таки традиционный семейный уклад - дети, достигнув определенного возраста, в массе своей не уезжают от родителей, как это обычно принято в странах Запада, а родители поддерживают детей и материально, и воспитывая детей своих детей; дети в свою очередь материально и человеческим участием поддерживают своих родителей, а нередко в одной большой семье проживают до четырех поколений близких родственников.

В Российской Федерации, как известно, используется в основном система индивидуального налогообложения доходов физических лиц - объектом налогообложения является доход одного физического лица. Однако следует отметить, что такая система в ее нынешнем виде сопряжена с использованием элементов так называемого семейного налогообложения в виде налоговых вычетов как способа социальной компенсации произведенных физическим лицом расходов на лечение и приобретение медикаментов и для членов семьи, на содержание и обучение детей.

Если обратиться к практике взимания подоходного налога во Франции, то здесь в соответствии с ее законодательством и семья в целом может являться самостоятельным субъектом налогообложения. При этом под "семьей" понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединять свой доход к доходу одного из родителей. В этом случае доход таких детей либо учитывается при применении так называемой системы семейных коэффициентов, либо их родители имеют право на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

Во Франции общим правилом при определении налогооблагаемого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы. Следует подчеркнуть, что вычету подлежат и расходы на содержание престарелых родителей, и на благотворительность.

Рассматриваемый налог исчисляется по прогрессивной шкале, а сама последняя построена с учетом экономических, социальных и семейных условий, а также возраста каждого налогоплательщика. Ставки налога зависят от величины дохода и варьируются в диапазоне от 0% до 49,58%, причем ежегодно налоговая шкала уточняется, что позволяет учесть и инфляционные процессы. Подоходный налог должен уплачиваться всеми проживающими во Франции лицами с доходов, полученных в стране и за ее пределами с учетом соглашений об избежании двойного налогообложения.

Кроме указанных выше, существуют и иные вычеты, и скидки при определении налогооблагаемого дохода. Так, освобождение от налога получают лица, которые:

  • имеют годовой чистый профессиональный доход менее 7380 евро и менее 8060 евро для лиц, которым более 65 лет;
  • имеют доход, состоящий из заработной платы, пенсии или пожизненной ренты, меньше 5942 евро.

Лица старше 65 лет могут пользоваться скидкой в размере:

  • 1618 евро, если их налогооблагаемый чистый доход меньше 9960 евро;
  • 809 евро, если их облагаемый налогом доход находится в диапазоне 9960-16 090 евро.

Кроме того, из общего дохода вычитаются, в частности, следующие расходы при условии, что они были осуществлены в профессиональных целях и оплачены из собственных средств:

  • подтвержденные документально транспортные расходы;
  • расходы на питание;
  • расходы на образование;
  • расходы на приобретение вычислительной техники;
  • расходы, относящиеся к личным помещениям, используемым в профессиональной деятельности;
  • расходы на спецодежду.

Существуют вычеты, связанные, в частности, и со следующими семейными расходами:

  • по охране дома;
  • на содержание маленьких детей в яслях и садах;
  • на обучение сына или дочери: 153 евро на лицо, посещающее лицей, и 183 евро на лицо, получающее высшее образование;
  • на страхование жизни.

Для расчета величины налога на семью во Франции нужно выполнить следующие действия:

  • вычисляется доля налогооблагаемого дохода - для этого общий налогооблагаемый доход семьи нужно разделить на установленный законом семейный коэффициент (согласно таблице 1);
  • в зависимости от размера указанной доли определяется ставка подоходного налога (см. таблицу 2);
  • рассчитывается сумма налога с одной доли, а полученная ставка подоходного налога умножается на рассчитанную долю налогооблагаемого дохода;
  • полученная сумма налога с одной доли умножается на семейный коэффициент - получаемая при этом величина и будет суммой налога, которую нужно заплатить в бюджет Франции.

Показатели семейных коэффициентов

Ставки подоходного налога за 2008 г.

Переход на посемейное налогообложение в России потребовал бы решения ряда возникающих вопросов. Прежде всего должны быть определены четкие критерии отнесения групп лиц, совместно ведущих хозяйство и совместно живущих людей, к общности людей, которую мы именуем "семья". Как представляется, можно было бы здесь придерживаться следующего определения: "К членам семьи относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг(а), дети и родители, а также иные родственники и их супруги, на законном основании проживающие на данной территории".

Возникает и проблема налогообложения людей, живущих в гражданском браке. Однако она, на мой взгляд, может быть разрешена просто на путях жесткой приверженности стандартам законного брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации. К тому же это позволит стимулировать долговременные семейные отношения. Для поощрения браков и укрепления семьи необходимо в рассматриваемом деле ввести градацию не только по доходу семей, но и по наличию или отсутствию иждивенцев: маленьких детей, неработающих пенсионеров, находящихся на содержании своих взрослых детей. Таким образом, будет стимулироваться поддержка пенсионеров, рождаемости, более уверенное планирование людьми своих расходов и накоплений.

Введение в качестве объекта налогообложения дохода всей семьи будет всецело направлено на ее защиту и позволит обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками с различным составом семей, снижение трудовых и временных затрат на административное обслуживание данного налога. По истечении некоторого времени возможно введение и прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера полученного семейного дохода.

На переходном, адаптационном этапе необходимо применение смешанной системы налогообложения, когда применяется налогообложение и дохода семьи, и индивидуальных доходов. При этом физические лица вправе выбрать одну из названных систем налогообложения, которую они предпочтут использовать. Если гражданин будет иметь возможность выбора между указанными способами налогообложения, то это позволит в какой-то мере избежать связанных с налогообложением негативных настроений в обществе.

Одной из мер в реформировании налога на доходы физических лиц должно стать увеличение стандартного налогового вычета до размера прожиточного минимума. Средняя величина прожиточного минимума по всей территории Российской Федерации за II квартал 2008 г. (по состоянию на 19 сентября 2008 г.) составила 4808,5 руб. Между тем величина данного показателя, как известно, существенно зависит и от конкретного региона страны, и от социально-демографической группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Принятие предлагаемой меры вместе с введением нового, так сказать, консолидированного объекта обложения позволит усилить поддержку самым социально уязвимым слоям населения.

Важным представляется и постепенное увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц. На сегодняшний день предусмотрено увеличение имущественного вычета до 2 000 000 руб. Конечно, это существенный рост по сравнению с тем, что было. Но если взглянуть на данные таблицы 3, то видно, что установленное увеличение рассматриваемого вычета - это все-таки только первый шаг в предлагаемом направлении.

Средние цены на рынке жилья за 1 кв. м общей площади в среднем по Российской Федерации

Используя данные, указанные в таблице, легко можно вычислить, что в IV кв. 2002 г. на 1 000 000 руб. семья смогла бы приобрести квартиру на вторичном рынке площадью 86,5 кв. м, а во II квартале 2008 г. на 1 000 000 руб. - лишь квартиру площадью 19 кв. м, а на 2 000 000 руб. - соответственно квартиру в 38 кв. м. Размер имущественного вычета здесь надо было пересматривать уже давно, ибо цены на жилую недвижимость за рассматриваемый период выросли значительно и установленные вычеты уже давно не отражают реальной ситуации на рынке жилья. По моим расчетам, на сегодняшний день имущественный налоговый вычет исходя из реально складывающихся цен на жилье должен составить не менее 4 500 000 руб.

Рассматривая вопрос о налоговом механизме решения социальных проблем, важно сегодня затронуть и аспект, связанный с возможной отменой льготной ставки налога на добавленную стоимость в 10% по ряду товаров детского ассортимента и первой необходимости. Сейчас высказываются часто в том смысле, что для создания конкурентных преимуществ нашей экономики и привлечения зарубежного бизнеса в нашу страну необходимо уменьшить ставку по налогу на добавленную стоимость с 18% до 12%. При этом указанную льготную ставку по данному налогу на социально значимые товары часто предлагают отменить. Во-первых, для упрощения расчета налога на добавленную стоимость. Во-вторых, для компенсации выпадающих доходов бюджета при снижении базовой ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 12%.

По указанной льготной ставке, как известно, отчисления по данному налогу производят предприятия пищевой и легкой промышленности, выпускающие социально значимые товары. Понятно, что в первую очередь единый уровень налога на добавленную стоимость в 12%, если бы он был установлен, при отмене одновременно льготной ставки негативно отразился бы именно на этих предприятиях. Увеличение их отчислений в казну может привести к росту цен на соответствующие виды продовольствия и услуг, что скажется прежде всего на повышении потребительских расходов наиболее социально уязвимых слоев населения.

Очевидно, что нежелательно с позиции социальной защиты населения отменять существующую льготную ставку по налогу на добавленную стоимость. К тому же, как представляется, ощутимо резкое снижение базовой ставки на этот налог с 18% до 12% вряд ли приведет к такому стимулированию роста инвестиций и выходу экономики из тени, что позволило бы покрыть выпадающие при указанном снижении ставки доходы бюджета.

На мой взгляд, современная налоговая система в России не может быть эффективной, если она не обладает развитой регулирующей функцией, которая выступала бы одним из основных государственных инструментов предотвращения возможных и ослабления существующих социально-политических трений в обществе, ориентировалась бы на формирование устойчиво функционирующей социальной системы.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.

    К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…

    Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…

    Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.

    Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.

    29. Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.

    30. Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.

    31. Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.

    32. Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.

    33. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

    34. Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

    35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    36. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

    Философия «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото и скрытый клад». (Дж. Локк)
    Социальная психология «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и, в конце концов, изменить себя и сформировать». (Ф. Бэкон)
    Экономика «Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
    Социология «Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г.М. Андреева)
    Политология «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)
    Правоведение «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом правопорядка». (Б. Кистяковский).

    Правильные ответы. Демонстрационный вариант . Часть 1:

    Номер вопроса
    Ответ
    Номер вопроса Ответ
    Индустриальное
    4, 6
    2, 2, 1, 3, 1
    3, 4
    1, 1, 2, 1, 3
    4, 6, 8, 2, 3, 7
    3, 4, 5

    Критерии оценивания. Демонстрационный вариант . Часть 2.

    29. Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    Могут быть указаны следующие достоинства: 1) чрезвычайная динамичность и способность к саморегу­лированию; 2) восприимчивость к нововведениям, способность обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост; 3) высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкуренто­способных производственных технологий; 4) живучесть и приспособляемость. Достоинства рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
    Правильно указаны три достоинства
    Правильно указаны два достоинства
    Ответ неправильный
    Максимальный балл 3

    30. Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    Могут быть указаны следующие недостатки: 1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции; 2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен; 3) часто проявляющиеся инфляционные процессы; 4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ; 5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры и др.); 6) высокая дифференциация в доходах населения. Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
    Правильно указаны пять недостатков
    Правильно указаны три-четыре недостатка
    Правильно указаны один-два недостатка. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл 3

    31. Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение, например: безработица – естественное следствие конкуренции на рынке труда и связи изменений спроса на трудовые услуги с изменением объёма производства товаров и услуг; 2) меры государственной политики, например: - на средства государственного бюджета организованы курсы компьютерной грамотности для безработных граждан; - правительство страны финансирует программу льготного кредитования и юридической поддержки безработных граждан, решивших стать индивидуальными предприни­мателями. Может быть дано другое объяснение, названы другие меры
    Дано объяснение, названы две меры
    Дано объяснение, названа одна мера. ИЛИ Названы только две меры
    Дано только объяснение. ИЛИ Названа только одна мера
    Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл 5

    32. Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    Могут быть даны такие объяснения: 1) производство общественных благ финансируется за счёт перераспределения налоговых поступлений в государственный бюджет; 2) за счёт прогрессивной системы налогообложения государство несколько уменьшает разрыв в доходах различных категорий граждан, может осуществлять адресные меры социальной поддержки; 3) налоговые льготы могут предоставляться предприятиям, осуществляющим значимые социальные программы (трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, благотворительность и т.п.). Могут быть даны другие объяснения
    Даны три объяснения
    Даны два объяснения
    Дано одно объяснения
    Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл 5

    33. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    Правильный ответ может содержать следующие элементы Социализация личности – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Может быть дано другое, близкое по значению определение Два предложения с информацией о социализации личности. - Процесс социализации личности длится на протяжении всей жизни человека. - Существуют различные факторы социализации: трудовой коллектив, семья, СМИ и др. Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации.
    Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
    Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
    Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
    Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл 5

    34. Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия: 1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ); 2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью); 3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции). Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное. Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия
    Названы три органа государственной власти и соответствующие им полномочия
    Названы два-три органа государственной власти и полномочия двух из них. ИЛИ Названы два органа, указаны три (и более) полномочия
    Названы один–три органа и полномочия одного из них. ИЛИ Назван один орган, указаны два-три (и более) полномочия. ИЛИ Названы только три органа государственной власти
    Названы только один-два органа государственной власти. ИЛИ Органы не названы при любом количестве полномочий. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл 5

    35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
    При анализе ответа учитывается: - наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. - Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
    Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие прав и свобод гражданина. 2.Классификация прав человека: а) гражданские (личные); б) политические; в) социально-экономические; г) культурные. 3.. Политические права граждан: а) права на участие в управлении делами государства; б) права, обеспечивающие свободу выражения мнений; в) права, обеспечивающие свободу объединений. 4.. Гарантии политических прав в демократическом обществе. 5. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
    Отсутствие 2, и 4/5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя не менее трёх пунктов, один из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах
    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. ИЛИ В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции. Но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах
    План по структуре и (или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один-два пункта
    Максимальный балл 5

    36. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысла высказывания, не обозначил поставленной автором проблемы (выдвинутой темы) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

    Кручинина Евгения Ильинична
    Агапова Анна Александровна

    1. факультет экономики и права,
    Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
    2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
    Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

    Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
    Agapova Anna Alexandrovna

    1. Faculty of Economics and Law,
    Plekhanov Russian University of Economics
    2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
    Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

    Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

    Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

    Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

    Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

    Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

    При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

    Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

    Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

    1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
    2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
    3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

    В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

    1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
    2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
    3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
    4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
    5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

    Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

    Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


    Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

    При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

    План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

    В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

    Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

    1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
    2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
    3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
    4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
    5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

    Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


    Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

    Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

    Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


    Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

    Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

    • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
    • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
    • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
    • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
    • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

    Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

    Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №9 «Экономические цели и функции государства»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Экономическая политика государства как совокупность предпринимаемых мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
    • Экономические цели государства.
    • Экономические функции государства, их сущность и содержание.
    • Понятие общественных благ. Необходимость производства государством общественных благ.
    • Основные направления государственной экономической политики.

    Глоссарий по теме: экономическая политика государства, экономические цели и функции государства, основные направления государственной экономической политики.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Может ли рыночная система существовать без государственного регулирования? Экономисты отвечают на этот вопрос по-разному. Одна часть специалистов считает, что государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику и устанавливать только основные направления деятельности и поведения экономических агентов, другие считают, что государственное регулирование необходимо, поскольку система свободного предпринимательства, основанная на частной собственности, не является идеальной формой организации производства товаров или услуг. Так или иначе, рыночная система не может существовать без государства. Его экономическая активность возрастает по мере развития и совершенствования самой рыночной системы.

    Государство как важнейший социально-политический институт разрабатывает стратегии и тактики экономического развития страны в наиболее оптимальном режиме. Государство – это все органы государственного управления, представляющие все ветви власти. В нашей стране это Президент, Государственная Дума и Совет Федераций, Министерства, Правительство, Конституционный суд, администрации субъектов, т.е. органы государственной власти на всех её уровнях: федеральном, региональном и местном. Именно они осуществляют экономическую политику государства.

    Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций, которые представляют собой совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

    К целям экономической политики относятся:

    • повышение качества жизни граждан;
    • обеспечение стабильных темпов качественного экономического роста;
    • усиление конкурентных позиций, в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности государства;
    • развитие человеческого капитала;
    • улучшение экологической ситуации в стране.

    В условиях рынка государство реализует пять основных функций.

    Функция законодательного регулирования. Законодательные органы государственной власти принимают законы, основная задача которых – регулировать отдельные сферы экономики. Для успешного функционирования экономической системы необходимо правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм, контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.

    Функция предоставления общественных благ. То есть таких товаров и услуг, которые не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим. Такие блага доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. На таких условиях и в таком объеме производством подобных услуг, кроме государства, практически никто не занимается. Мы говорим о содержании вооруженных сил, органов управления, части услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и еще целого ряда общественных благ.

    Общественные блага это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах и отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально.

    Функция социальной политики. Её выполнение позволяет обеспечивать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, национальности, здоровья. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий для людей с ограниченными возможностями, детям, одиноким матерям, тем, кто не имеет работы; выделение необходимых средств на здравоохранение, культуру, просвещение, транспорт, связь и многие другие аспекты социальной защиты – все то, что позволяет людям не просто существовать, а вести активную достойную жизнь.

    Функция обеспечения экономического роста. Важнейшей экономической функцией государства является поддержка и развитие отраслей народного хозяйства – космонавтики, связи, сельского хозяйства, атомной и оборонной промышленности, фундаментальной науки, энергетики и ряда других областей, в которых государство порой выступает и как собственник средств производства.

    Функция стабилизации экономики. Государство должно активно контролировать хозяйственную деятельность, не допуская резкого, «бумообразного» подъема, высоких инфляций, баланс экспорта и импорта; обеспечивать высокую занятость населения.

    Все названные экономические цели государства не в полной мере однозначны и могут содержать определенные противоречия.

    Само понятие «справедливое распределение доходов» неоднозначно. Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение, при котором налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика.

    Еще один сложный аспект данного вопроса: нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые по разным причинам никогда не работали? Одна часть граждан считает, что, следуя принципу гуманизма, необходимо платить небольшую пенсию. Другая часть граждан занимает более категоричную позицию и считает, что этого делать не нужно, поскольку деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

    Еще одно противоречие связано с тем, что сами экономические цели вступают в противоречие друг с другом или являются взаимообусловленными, связанными между собой. Например, для того чтобы решить проблему бедности и низких доходов, нужно достичь полной занятости, что будет означать ликвидацию безработицы.

    Учитывая все обозначенные обстоятельства, становится очевидно, что государство либо «спасает», стабилизирует экономику, если есть в этом необходимость, либо придерживается структурного направления её развития, в рамках которого предпринимаются попытки обеспечить её сбалансированное развитие. Перспектива экономически справедливого общественного устройства, несомненно, содержит в себе огромный преобразовательный потенциал.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. В средствах массовой информации появились заголовки и статьи следующего содержания:

    «Правительство печатает деньги!», «Девальвация»

    «Обесценивание, снижение покупательской способности денег проявилось в росте цен. Раньше Вы могли купить муку по цене 23 руб. за кг, теперь на эту сумму вы приобретете только 450 г точно такого же товара. Ваша покупательская способность стала в два раза меньше!»

    Какая функция экономической политики государства должна быть реализована прежде всего?

    Функция _____ экономики.

    В данном типе задания необходимо вставить пропущенное название функции. Прежде всего вам необходимо актуализировать все пять функций, о которых шла речь в представленном теоретическом материале: законодательного регулирования, предоставления общественных благ, социальной политики, обеспечения экономического роста, стабилизации экономики. Далее, вам необходимо внимательно прочитать представленные лозунги и подумать, о каких процессах идет речь. «…снижении покупательской способности денег» – это прямое указание на инфляцию, а контроль за высокой инфляцией – это стабилизационная функция экономики. Значит, необходимо вписать слово «стабилизация».

    2. Вашему вниманию представлены различные элементы социальной практики. Подберите функцию экономической политики государства, в рамках которой может регулироваться представленный элемент.


    Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

    Для того, чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

    • расшифровать аббревиатуру МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а он устанавливается государством, и это функция социальной политики;
    • соотнести понятие «армия» и необходимость безопасности как возможности и доступности абсолютно для всех, а это значит, что армия – пример реализации функции предоставления общественных благ;
    • дать определение понятию «гиперинфляция» (неконтролируемый рост цен) и соотнести этот процесс с необходимостью скорректировать его, следовательно, речь идет о функции стабилизации экономики;
    • рассмотреть экологию как окружающую среду, которую необходимо охранять и контролировать её рациональное использование, а это функция законодательного регулирования;
    • определить понятие «космонавтика» как важнейшую наукоёмкую отрасль народного хозяйства, и станет очевидно, что речь идет о реализации функции экономического роста.

    Ответ: на рисунке 2.


    Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 138–140.
    2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 104–116.

    Читайте также: