Основной элемент налога представляющий собой количественное выражение

Опубликовано: 15.05.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

2) порядок и сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки уплаты налога;
4) налоговые льготы.
Дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:
1) предмет налога;
2) масштаб налога;
3) единица налога;
4) источник налога;
5) налоговый оклад;
6) получатель налога.
Субъект налогообложения (налогоплательщики) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы налогоплательщика.
Согласно российскому законодательству (ст.19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Предмет налогообложения – это реальная вещь это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объект же налога – право собственности на землю.
Объект налогообложения – это юридический факт (действие событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, получение дохода).
Налоговая база – это основной (обязательный) элемент налога представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст.53 НК РФ даётся следующее определение: «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». Соответственно различают налоговые базы:
1) со стоимостными показателями (стоимость имущества при исчислении);
2) с объёмно-стоимостными показателями (объём реализованных услуг при исчислении НДС);
3) с физическими показателями (объём добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговый период – это срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяжённость во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.
Согласно ст.55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, является налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.
Относительно данного элемента налога в ст.53 НК РФ сказано: «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».
Ставки налога следует классифицировать с учётом различных факторов.
1. В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления):
1) равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
2) твёрдые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определён зафиксированный (например, 5 руб. с каждой лошадиной силы);
3) процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определённый процент налогового обязательства (например, с 1 руб. прибыли предусмотрено 24% налога).
2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога:
1) общие ставки;
2) повышенные ставки;
3) пониженные ставки.
3. В зависимости от содержания:
1) маргинальные ставки, которые даны непосредственно в нормативном акте о налоге;
2) фактические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
3) экономические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщика или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ).
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.
В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях. Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:
1) на постоянной основе и на ограниченный срок;
2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.
Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставки налога;
2) вычет из налогового оклада (валового налога);
3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;
4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранее уплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.
Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.
Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад – это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Обязательные и факультативные элементы налога

Как уже неоднократно подчеркивалось, налог — это сложная экономико-правовая категория, и как любая комплексная категория налог имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных между собой обязательных элементов. Такие элементы, по меткому выражению А. Козырина, раскрывают «анатомию» налога, его внутреннее строение.

Выделение самостоятельных элементов налога крайне необходимо для участников налоговых правоотношений, ведь именно эти элементы определяют конкретные характеристики любого налогового обязательства, а их законодательная формализация является непременным условием легитимности требования об уплате налога со стороны государства и существования адекватной обязанности налогоплательщика.

Непреходящее значение имеет тот факт, что обязательность формализации всех элементов налога ныне закреплена в Налоговом кодексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность. В силу последнего признака и объективного процесса совершенствования налогового законодательства состав обязательных элементов не остается неизменным. Так, в ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. были определены следующие обязательные элементы: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка; срок уплаты; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Как видно, эти обязательные элементы по сравнению с действующими ныне имеют как сходства, так и достаточно существенные различия.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Следует заметить, что и эти две группы не исчерпывают всего многообразия элементов налога. Есть еще третья группа элементов, которые условно можно назвать вспомогательными. Они не являются ни обязательными, ни факультативными при установлении налога, но в той или иной форме применяются при разработке конструкции налога и, что самое главное, используются при установлении налогового обязательства налогоплательщика. Они чаще всего приводятся в законодательном акте, но без терминологии, характеризующей данные элементы. По всей видимости, это делается для того, чтобы вспомогательные элементы не усложняли восприятие налога, не отодвигали на задний план и не затушевывали обязательные (основные) элементы.

К вспомогательным надо отнести следующие элементы:

  • носитель налога;
  • предмет налога;
  • единица налога;
  • масштаб налога;
  • налоговый оклад;
  • источник налога.

В каждой стране наблюдаются свои особенности наполнения данных групп элементов. Поэтому логичным, по нашему мнению, будет утверждение, что источником формирования различных групп элементов является совокупность универсальных элементов, разработанных мировой теорией и практикой налогообложения. Именно в своей совокупности все эти три группы элементов раскрывают в полной мере внутреннее устройство налога и раскрывают структуру налогового обязательства.

Заметим, что взаимосвязь различных элементов определяется также тем, что каждый элемент из данных трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для упрощения налогового процесса. Кроме того, игнорирование законодателем каких-либо элементов может существенно затруднить формализацию процедуры определения налогового обязательства и усложнить процесс налогового администрирования, поэтому в идеале любой налоговый закон должен содержать всю совокупность универсальных элементов налогообложения.

Разберем элементы налога. Особое внимание обратим на трактовку обязательных элементов, так как в соответствии с п. 3 ст. 11 НК эти понятия следует использовать только в тех значениях, которые определены в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Точная трактовка ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Носитель налога — вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель — это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении — в основном разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога — разные лица, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Итак, обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике. Кодекс запрещает использование различного рода налоговых оговорок, в соответствии с которыми она перекладывается на иное лицо. Например, в НДФЛ работодатель (налоговый агент) не имеет права принимать на себя обязанности по несению расходов, связанных с уплатой НДФЛ за своего работника (налогоплательщика).

Предмет налогообложения — вспомогательный элемент, характеризующий имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридически значимые действия, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий. Налоговые обязательства возникают при определенном юридическом состоянии субъекта к предмету налогообложения.

Например, земельный участок является предметом, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности субъекта на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства. Нередко название налога формулируется исходя из предмета налогообложения, например: земельный налог, транспортный налог, налог на имущество и т.д.

Объект налогообложения — обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридическому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или события, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д. Крайне важным положением является то, что каждый налог имеет свой самостоятельный объект налогообложения.

Прежняя законодательная трактовка объекта, формулируя предмет налогообложения и единственное юридическое состояние — наличие его у налогоплательщика, выглядела не совсем удачной. Но изменения, внесенные с 1 января 2007 г., формулирующие объект налогообложения как некое обстоятельство, а не объект, как было ранее, все более приближают нас к адекватной формулировке. Итак, сейчас в соответствии с п. 1 ст. 38 НК «объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, при использовании физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб., при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли — 1 га, при обложении напитков — 1 л, при обложении бензина — 1 т.

Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу. Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, например, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частности, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложения на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК, по нашему мнению, дается не совсем полное определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». В ней не показана привязка к налоговой ставке.

Для обеспечения временной определенности размера налогового обязательства устанавливается в обязательном порядке налоговый период, состоящий, в свою очередь, из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства. В ст. 55 НК дается вполне удовлетворительная трактовка этого понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — различаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Исчисление налогового обязательства немыслимо без определения налоговой ставки, или, как ее еще характеризуют, нормы налогового обложения. Налоговая ставка — обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу налогообложения. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодексом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основные методики исчисления, встречающиеся в российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода с определением итоговой суммы по его окончанию). В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Прием — это формализованное действие (формула), связывающее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по декларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Подробнее данный элемент будет разобран в следующем параграфе. Здесь лишь заметим, что налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Налоговый оклад — вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безналичной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам: транспортному (для физических лиц), земельному, на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодексом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие недоимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции в виде пени. Данные понятия крайне важны для всех сторон налоговых правоотношений, но при этом возникает вопрос: являются ли они элементами налога? Думается, что к самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

Вопрос. Основные элементы налогов

Налог как мы отмечали ранее понятие не только экономическое, но и правовое. В специальной юридической и экономической литературе по вопросам налогообложения существует несколько подходов к пониманию состава и структуры налога и налогообложения. Одну и ту же совокупность его элементов определяют как: элементы (структуры) налога; элементы налогообложения; элементы налоговых обязательств; элементы налогового закона; элементы юридического состава налога. В экономической литературе наиболее устоявшимися являются понятия элементы налога и элементы налогообложения, которые используются практически как равнозначные. В Налоговом кодексе используется понятие элементы налогообложения. Мы будем рассматривать элементы налогообложения исходя из равнозначной трактовки элементов налога и элементов налогообложения.

В составе элементов налогообложения можно выделить три группы:

► общеобязательные элементы, определяемые в налоговом законодательстве без которых налог не считается установленным;

► факультативные, устанавливаются налоговым законодательством в отношении некоторых налогов, они не являются обязательными для каждого из налогов, а могут устанавливаться избирательно;

► дополнительные, которые не установлены законодательно, но практически могут быть выделены как самостоятельные элементы налога и являются его важными и необходимыми характеристиками. Дополнительные элементы имеют большое значение для анализа налогов, использования их как инструментов проводимой налоговой политики.

Обязательные элементы налога законодательно определены в ст.17 НК РФ. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим подробнее эти обязательные элементы налогообложения.

Налогоплательщик – это субъект налога, участник налоговых правоотношений. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Необходимо заметить, что налогоплательщик не всегда уплачивает налог за счет собственных доходов. Поэтому он для понимания сущности налогов следует применить еще одно понятие – носитель налога. Носитель налога – это субъект налоговых отношений доходы которого служат фактическим источником уплаты налога. Так налогоплательщики косвенных налогов таких как акцизы, налог на добавленную стоимость включают их в цену товара. Покупатель (потребитель), приобретающий их, в цене товара фактически возмещает налогоплательщику эти налоги и поэтому именно покупатель (потребитель) является в данном случае носителем налога, не являясь при этом налогоплательщиком.

Объект налогообложения - предмет, подлежащий обложению. В соответствии со ст.38 НК РФ, объектами налогов могут являться операции по реализации товаров, (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или иную физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Из приведенного определения следует, что объектами налогообложения могут служить:

2. Имущество (в т.ч. земля, прочая недвижимость, капитал, предметы роскоши).

3. Передача имущества (налог на наследство и дарение, на сделки купли-продажи, займа, передачи на хранение и т.д.).

4. Потребление (акцизы на отдельные товары - водку, табак, спички и др.).

5. Ввоз и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).

6. Добавленная стоимость, обороты по реализации продукции, работ, услуг.

7. Использование природных ресурсов.

Понятие налоговой базы и налоговой ставки содержится в ст. 53 НК РФ.

Налоговая база согласно представляет собой стоимостную, физичес­кую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана.

Для исчисления налога к налоговой базе применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, иначе говоря, это величина налога на единицу обложения.

В зависимости от построения налогов различают твердые (специфические) и доле­вые (адвалорные) ставки. Твердые устанавливаются в абсолютной сумме (руб.) на единицу измерения налоговой базы. Такие ставки применяются для обложения отдельных товаров акцизами, они также могут применяться в налогообложении природных ресурсов (пользование объектами животного мира, водный налог, земельный налог).

Долевые ставки выражаются в определенных долях (как правило, в процентах) от налоговой базы. Они, в свою очередь, делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки остаются неизменными по отношению к налоговой базе независимо от ее величины. В настоящее время такой подход установился при взимании налога на доходы физических лиц (основная ставка этого налога -13% не зависит от суммы дохода налогоплательщика) и налога на прибыль организаций (суммарная ставка по этому налогу 24% не зависит от размера прибыли, полученной организацией).

Со времен А.Смита теория налогов содержит положение о фактическом неравенстве налогоплательщиков, возникающем вследствие пропорционального обложения, потому что на­лог в размере, например, 13% может оказаться для бедняка несопос­тавимо тяжелее, чем для состоятельного налогоплательщика.

Прогрессивные ставки увеличиваются, а регрессивные уменьшаются по мере роста налоговой базы. Необходимо заметить, что существуют два варианта прогрессии (регрессии): простая и сложная. При простой прогрессии (регрессии) возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. При сложной - объект обложения делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, пре­вышающей предыдущую ступень.




Прогрессивные ставки рассматриваются как более благоприятные для малоимущих налогоплательщиков, а регрессивные как благоприятствующие более состоятельным слоям.

Во многих экономически развитых странах такие ставки применяются в отношении обложения доходов как корпоративных, так и личных. Прогрессивные ставки часто используются в подоходных налогах. В России до 2001г. подоходный налог с населения в РФ исчислялся на основе сложных прогрессивных ставок (сейчас применяется пропорциональная ставка). Другим примером ставок построенных по схеме сложной прогрессии в России могут служить ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. По схеме сложной регрессии строятся ставки единого социального налога. На основе регрессивных ставок в ряде случаев исчисляется государственная пошлина. Так, например, ставки госпошлины уплачиваемой при подаче в суд исковых заявлений имущественного характера понижаются при увеличении суммы имущественного иска. В дальнейшем при изучении названных налогов мы подробнее остановимся на этом элементе по каждому из них.

Устанавливая тот или иной вид ставки, государство использует его как инструмент для достижения определенных целей. Так, например переход к плоской шкале подоходного налогообложения (пропорциональной ставке) и регрессивной шкале по единому социальному налогу государство рассчитывает на вывод из тени реальных доходов налогоплательщиков и увеличение тем самым налоговой базы и поступлений по данным налогам в бюджетную систему страны.

Налоговый период – это время, в течение которого формируется налоговая база. Согласно ст.55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Значение установления налогового периода заключается в том, что он позволяет точно определить временные границы исполнения обязанности по уплате налога.

Налоговый период необходимо отличать от отчетного периода. В рамках налогового периода может быть несколько отчетных периодов, по окончании которых необходимо сдавать в налоговую инспекцию расчеты по налогу и производить уплату авансовых платежей по налогу.

Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика (налогового агента или налогового органа) по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

В ст.52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, но в случаях предусмотренных налоговым законодательством обязанность исчисления налога может быть возложена на налоговые органы или налогового агента.

В случаях исчисления налогов налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, установленной формы. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок уплаты налога - это нормативно установленные способы процедуры внесения налога в бюджет.

В ст.58 НК РФ установлены следующие общие требования к порядку уплаты налогов и сборов:

- уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством;

- подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки;

-уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу в соответствии с общими требованиями, установленными в ст.52 НК РФ.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Согласно ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

| следующая лекция ==>
Введение. по дисциплине «Налоги и налогообложение» | Факультативные и дополнительные элементы налога

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налогооблагаемая база, принципы исчисления налоговой базы

Кассовый и накопительный метол исчисления налоговой базы, прямой, косвенный и условный способ исчисления в РФ, способы определения базы налога, ставки налога в зависимости от степени их изменяемости и содержания

Содержание

Содержание

Раздел 1. Общие принципы исчисления налоговой базы.

Налоговая база (налогооблагаемая база) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

Общие принципы исчисления налоговой базы

1. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом России (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и затрат и хозяйственных операций в порядке, определяемом мин фином России.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физ. лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма выгоды, с объемно-стоимостными показателями — объем реализованных услуг, а с физическими показателями — объем добытого сырья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога — установленная законом характеристика измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через стоимостные и физические характеристики. При измерении наживы в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного профита, акцизных налогов на алкоголь — крепость напитков, транспортного налога — мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении выгоды единицей налога является рубль; при обложении акцизными налогами алкогольных напитков — градусы; при исчислении транспортного налога — лошадиная сила, тонна или куб. см.

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существуют два основных метода:

1) кассовый метод (метод присвоения) — выгодой объявляются все суммы, фактически полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а затратами — реально выплаченные суммы (используется, например, при налогообложении доходов физлиц);

2) метод начисления (накопительный метод) — наживой признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от факта их получения. Для выявления издержек подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в этом же периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам1.

На практике в России применяются следующие способы определения налогооблагаемой базы:

прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и нало-

В настоящее время налогоплательщик самостоятельно выбирает метод определения налогооблагаемой базы в целях исчисления НДС. В дальнейшем предполагается перейти только на метод начислений, как это принято в большинстве зарубежных стран.

гового учета о выгодах и затратах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о выгодах и издержках расчет облагаемого наживы ведется по аналогии;

условный способ (презумптивный), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы профита (пример — налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного выгоды).

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необходима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

Налоговая база - это основной элемент налога, представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговые базы могут быть:

- со стоимостными показателями;

- с объемно-стоимостными показателями;

- с физичеркими показателями.

Налоговая база иногда является частью предмета налогообложения, в других случаях не входит в его состав (например, при сборе за использование местной символики, когда налоговой базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Методы формирования налоговой базы:

В случае использования кассового метода профитом объявляются все суммы, реально поступившие в налоговом периоде, а издержками - реально выплаченные суммы.

При накопительном методе выгодой признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. Для выявления расходов подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в том же периоде.

Кассовый метод используется при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования; накопительный - при налогообложении доходов физ. лиц. Иногда налогоплательщики могут применять один из методов по выбору, отражая это в учетной политике организации.

Способы определения базы налога:

- прямой - определение реально и документально подтвержденных показателей деятельности

- косвенный (расчет по аналогии) - определение налогооблагаемой базы путем сравнения с деятельностью других налогоплательщиков;

- условный (презумптивный) - применение вторичных признаков условной суммы наживы;

- паушальный - использование вторичных признаков условной суммы налога.

Основным элементом налога является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой налогового обложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу, измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов России, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом России.

Ставки налога в зависимости от способа определения суммы налога:

- равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

- твердые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога;

- Процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрено отчисление определенного процента налогового обязательства.

Ставки налога в зависимости от степени их изменяемости:

Ставки налога в зависимости от содержания:

- маргинальные (даны непосредственно в нормативном акте о налоге);

- срактические (отношение уплаченного налога к налоговой базе);

- экономические (отношение уплаченною налога ко всему полученному доходу).

Налогооблагаемая база и налоговые ставки

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по уплате указанных товаров, полученных им в денежной или натуральной формах. Налоговая база при реализации товаров (работ) определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизных сборов.

При реализации товаров на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется аналогично.

Налоговая база при реализации товаров из давальческого сырья определяется как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизных сборов (налогов).

Если компания осуществляет предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, то налоговая база определяется как сумма профита, полученная в виде вознаграждений.

При выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная из всех фактических затрат на их выполнение.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров, таможенного налога и акцизных налогов.

При экспорте товаров с таможенной территории РФ налог не уплачивается.

Не должна включаться в налоговую базу по НДС предоплата (частичная или полная), полученная продавцом по товарам и услугам:

2) облагаемым по ставке 0 %.

Налоговый Период для всех организаций (налогоплательщиков и налоговых агентов) – квартал.

Налогообложение производится по ставке 0% при реализации:

1) товаров (в т.ч. нефти, Природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), помещенных под таможенный режим Экспортирования при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представлении в ИФНС соответствующих документов, а также Работ, услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров;

2) Работ, непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или назначения расположены за пределами РФ;

4) топливо и горюче-смазочные материалы (припасами), вывезенные из Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских судов, а также судов смешанного плавания;

5) Работ в сфере космической деятельности;

6) товаров, используемых в космической деятельности (космической техники, космических объектов, объектов космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации).

К соответствующим документам относятся: копия контракта, выписка банка, подтверждающая получение экспортной выручки, грузовая таможенная декларация (ГТД) с отметками о вывозе Продукта за пределы таможенной территории РФ или реестр таможенных деклараций, копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз Продукта за пределы РФ.

Моментом определения Налоговой базы для применения налоговой ставки 0% при реализации товаров является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

Документы представляются для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления ГТД на вывоз груза. Иначе применяются ставки 10 и 18%.

Если экспортируемые Товары помещены под соответствующий таможенный режим в Период с 1 июля 2008г. до 31 марта 2010г., то срок подтверждения нулевой ставки НДС составляет 270 календарных дней.

Налогообложение производится по ставке 10% при реализации:

продовольственных товаров (скота и птицы, Мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яйца, сахара, маргарина, муки, крупы);

товаров для детей (трикотажных и швейных Предметов торговли, обуви, подгузников, школьных принадлежностей;

периодических печатных изданий (кроме изданий рекламного и эротического характера), учебной и научной книжной продукции;

медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (лекарственных средств и Предметов торговли медицинского назначения);

швейные Предмета торговли и верхняя одежда из натуральной овчины и кролика (в том числе с кожаными вставками).

В других случаях налогообложение производится по ставке 18%.

Если Фирма осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не облагаемые НДС, нужно вести раздельный учет таких операций.

Налоговая база (Taxable basis) - это

Налоговая база (Taxable basis) - это

Налоговая база (Taxable basis) - это

Налоговая база (Taxable basis) - это

Налоговая база (Taxable basis) - это

Налоговая база (Taxable basis) - это

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

financelist.ru – Финансы Российской Федерации

aup.ru – Административно-управленческий портал

Энциклопедия инвестора . 2013 .

  • Налоги
  • Налоговая инспекция

Смотреть что такое "Налоговая база" в других словарях:

Налоговая база — (tax base) Определенный объект, с которого взимается налог, например доход физического лица как объект обложения подоходным налогом (income tax), состояние покойного как объект обложения налогом на наследство (inheritance tax), прибыль компании… … Финансовый словарь

НАЛОГОВАЯ БАЗА — (tax base) Набор доходов, по которым взимаются прямые налоги, и операций, которые облагаются косвенными налогами. Налоговая база уменьшается благодаря всем скидкам и изъятиям: например, налоговая база в Великобритании снижена благодаря… … Экономический словарь

Налоговая база — представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база по каждому налогу устанавливается соответствующей главой Налогового кодекса … Бухгалтерская энциклопедия

налоговая база — Определенный объект, с которого взимается налог, например доход физического лица как объект обложения подоходным налогом (income tax), состояние покойного как объект обложения налогом на наследство (inheritance tax), прибыль компании как объект… … Справочник технического переводчика

Налоговая база — (англ. tax basis) по законодательству РФ о налогах и сборах стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Н.б. и порядок ее определения устанавливаются НК РФ*. Налогоплательщики … Энциклопедия права

НАЛОГОВАЯ БАЗА — (основа налога) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Так, если объектом является прибыль, то Н.б. это ее величина в стоимостном исчислении … Юридический словарь

НАЛОГОВАЯ БАЗА — (tax base) Определенный объект, с которого взимается налог, например доход физического лица как объект обложения подоходным налогом (income tax), состояние покойного как объект обложения налогом на наследство (inheritance tax), прибыль компании… … Словарь бизнес-терминов

Налоговая база — (Tax base) 1.Стоимость, по которой данный актив или обязательство учитывается для целей налогообложения. При обложении налогом прибыли, в качестве налоговой базы принимается не фактическая прибыль, а налогооблагаемая прибыль , получаемая… … Экономико-математический словарь

Налоговая база — представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

НАЛОГОВАЯ БАЗА — в налоговом праве понятие, служащее для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения. Н.б. необходима именно для исчисления налога, но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом … Юридическая энциклопедия

Читайте также: