Как стать налоговым консультантом

Опубликовано: 27.04.2024

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Чем занимается налоговый консультант? Налоговые консультанты являются экспертами в области налогового права, планирования и соблюдения нормативных требований, вопросами наследования, благотворительностью и другими сложными налоговыми ситуациями. Они обслуживают как юридических, так и частных лиц, следя за новым налоговым законодательством и помогая налогоплательщикам оптимизировать налогообложение в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Часто эти консультанты проходят подготовку в области налогового права или бухгалтерского учета.

Чем занимается налоговый консультант?

Чем занимается налоговый консультант

Налоговые консультанты – это профессионалы, специализирующиеся на налоговом праве и консультировании по финансовым вопросам. Они знают все о государственных и федеральных правилах, которые компании и частные лица должны соблюдать при подаче налоговой декларации. Когда вы нанимаете консультанта, он проконсультируют вас по телефону или лично о вариантах подачи документов.

Аспекты, которые они охватывают, включают

  • Сбор, систематизацию и подготовку налоговых документов и деклараций;
  • Оценка финансовых и юридических обстоятельств клиента для определения налоговых обязательств;
  • Помощь клиентам в налоговых вопросах во время и после значительного изменения жизни, такого как брак, развод, смерть супруга или рождение ребенка;
  • ряд финансовых вопросов, включая трасты, имущество и пенсионные налоги;
  • Вычеты для снижения налогового бремени;
  • Работа с налогами на доход от аренды недвижимости

Помимо предоставления клиентам полезных советов по налогообложению, налоговые консультанты также несут ответственность за то, чтобы оставаться в курсе последних налоговых требований как на федеральном уровне, так и на муниципальном уровне.

Кроме того, в их обязанности может входить поездка к клиенту для консультации или помощи в сокращении налоговых обязательств.

Одна из ключевых характеристик налогового консультанта отличные письменные и устные коммуникативные навыки.

Консультант должен быть в состоянии включить текущие выводы налогового законодательства и исследования своего клиента в налоговую стратегию, которая будет легка для понимания клиентом. Эти атрибуты имеют решающее значение, когда речь идет о том, чтобы клиенты полностью понимали налоговую стратегию.

Налоговые эксперты обычно работают в

  • финансовых консалтинговых фирмах;
  • аудиторских фирмах;
  • государственных учреждениях;

Также они могут работать независимо и работать онлайн. Клиенты варьируются от отдельных лиц и семей до организаций и корпораций.

Требования, чтобы стать налоговым консультантом

У налоговых консультантов нет официального процесса сертификации.

Большинство налоговых консультантов имеют степень бакалавра в области

  • бухгалтерского учета;
  • финансов;
  • налогового права;
  • или другой смежной области

Гонорары налогового консультанта

Гонорары налоговых консультантов варьируются в зависимости от нескольких факторов

  • Местоположение играет важную роль: цены достигают пика там, где самая высокая стоимость жизни.
  • Сложность и масштаб вашей налоговой ситуации. Как правило, чем больше вовлечены ваши финансы, тем больше вам придется платить.
  • Если ваша ситуация требует узкоспециализированных знаний о налоговом кодексе, гонорар налогового консультанта будет соизмерим с его квалификацией.

Основные причины, по которым вам следует обратиться к налоговому консультанту
Консультация по налогам
  • Он может поддержать вас, легко определив эти потенциальные вычеты в течение года и посоветуя вам, как принимать стратегические решения относительно вычетов в конце года.
  • Квалифицированный и опытный налоговый консультант может порекомендовать вам эффективные способы сэкономить на налогах, не создавая проблем и не усложняя ваше финансовое положение. Например, налоговый консультант может найти значительные вычеты или налоговые льготы, которые вы могли пропустить. Это поможет вам сэкономить значительную сумму за сравнительно небольшую плату.
  • Экономите свое время. В среднем, сбор данных, проверка списаний, а также двойная проверка всех квитанций может занять много времени, прежде чем вы сможете начать оформлять налоговую декларацию.
  • Постоянный советник. Вы сможете постоянно запрашивать обновления или советы по мере необходимости.
  • Налоговый консультант против налогового программного обеспечения. Налоговое программное обеспечение становится все более популярным в последние годы. В результате многие платят налоги самостоятельно. К сожалению, программное обеспечение не заменяет профессионально подготовленного налогового консультанта. Он не может узнать вас и ваше финансовое положение на личном уровне, чтобы убедиться, что вы пользуетесь всеми возможными вычетами и кредитами. Это также не может обеспечить вам уверенность в том, что ваши налоги были поданы правильно. Все это и многое другое может предложить налоговый консультант.
  • Это всегда безопасно и законно. Наем налогового консультанта для проверки вашей налоговой отчетности всегда безопасно и законно. А что может быть лучше, чем помощь профессионала?

Хотите принимать более разумные финансовые решения, когда придет время уплаты налогов, но не совсем уверены, с чего начать? Лучшим решением может стать налоговый консультант.

"Путь тяжел - но цель прекрасна" (А. Елин)

Прочитав немало работ с советами будущему (начинающему) юристу, обратил внимание, что они в подавляющем большинстве для тех, кто свяжет свое будущее с гражданским правом. Моя налоговая душа с этим смириться не может, и потому я решил написать несколько заметок в помощь будущему налоговому юристу. Более того, скорее, будущему налоговому юристу из регионального вуза. И, наконец, эти заметки - для того, кто хочет работать в юридическо йфирме или на самого себя. А это вообще отдельная история.

Надеюсь, заметки кому-нибудь пригодятся.

Для начала надо понять: будет трудно. Не следует пребывать в иллюзиях. Средняя зарплата начинающего юриста в месяц в регионе - 15 - 20 тысяч рублей. Налоговых дел (практически) нет. Соответственно, практически нет специализированных юридических фирм, где занимались бы в основном налогами. При любых раскладах придется заниматься всем, что дают, сражаясь за каждую возможность поработать с налогами.

Поэтому я и не говорю: "Все в налоговые юристы!". Нет. Это невозможно, да и незачем. Человеку должно реально нравиться этим заниматься или хотя бы изучать налоговое право. Потому что без интереса к налоговому со сложностями на пути если и справишься, то со временем задумаешься: "А оно мне надо?". Это нормально. Повторюсь, путь будет тяжелым, минусов много (о них потом - подробнее).

Но есть и плюсы.

Состоявшийся налоговый юрист тоже может зарабатывать 15-20 тысяч - но в час.

Не все измеряется деньгами в нашей профессии, но уровень вознаграждения - один из ваднейших показателей. Зарплата - она проедательная, обувательная, одевательная и развлекательная часть нашей жизни, без нее трудновато. С нею, кажется, тоже, но по-другому.

Плюс, по моему мнению, налоговые юристы составляют очень тесную, дружную компанию (на старый манер - корпорацию, объдинение профессионалов). Мы никогда не сражаемся друг с другом, мы делаем одно дело, защищаем интересы налогоплательщиков. Если, например, юристы-цивилисты сходятся в поединках друг с другом, то мы рука об руку , спина к спине (да, нас настолько мало) держим оборону против налоговых органов (и, нередко, налогового произвола) в интересах налогоплательщиков. И стать частью налогового сообщества - бесценно.

Начало пути от студента к начинащему юристу и до состоявшегося налогового юриста мы и попробуем разобрать.

Сперва определимся с понятиями.

1. Налоговый юрист - тот, кто занимается в основном (или только) защитой прав налогоплательщиков в спорах с налоговой. В промежутках между судебными заседаниями он еще и дает консультации по налогообложению, иногда (когда - позже подробно узнаем) - о налоговых аспектах бизнеса за рубежом, офшорах, налогообложении межуднародных сделок и т.д. Все будет, обязательно будет, но потом.

2. Большая четверка - четыре международных аудиторских компании, Deloitte, PWC, EY, KPMG. Дают работу в том числе налоговыхм юристам. Одни из крупнейших работодателей налоговых юристов в России.

3. Консалтинговая фирма (консалтинг) - фирма, оказывающая юридические услуги.

4. Консалтеры - юристы, сотрудники юридических фирм.

5. Рульф - российская юридическая фирма (российские консалтеры).

6. Ильф - международная юридическая фирма (международные консалтеры).

7. Инхаус - юрисконсульт, юрист, сотрудник юридического отдела фирмы, которая занимется по преимуществу не юридической работой.

8. Работа - это работа. Ее будет сперва мало, потом много, потом еще больше. Плохо это или хорошо, решайте сами.

С понятиями определились, а теперь возьмемся за рамки. Поставим "флажки", за которые постараемся не заходить.

Налоговое право обычно начинается со второго или третьего курса юридического факультета. А это значит, отступать некуда, вы уже начали становиться юристом, приобрели вредные или полезные привычки. Путь уже начат.

Закончим мы наш путь, сделав первые шаги в профессии налогового юриста. В общем, в лучших традициях фильмов ужасов, когда в темный дом мы зашли, по коридору прошлись, дверь позади уже открывается под леденящую душу музыку, а на паузу мы нажать не можем (то ли слишком страшно, то ли не жмется она, эта пауза).


Аттестат профессионального налогового консультанта подтверждает, что его обладатель:

  • умеет осуществлять налоговое планирование и предвидеть налоговые риски;
  • знает, как без потерь пройти налоговые проверки и разрешить налоговые споры;
  • ориентируется во всех вопросах налогообложения, включая налогообложение ВЭД;
  • говорит с бухгалтером и юристом на одном языке.

Программа подготовки к экзамену основана на лучшей мировой практике бизнес-образования и направлена на выработку практических навыков.

Аттестат поможет, как открыть новый вектор в развитии карьеры бухгалтера, так и подойдет для специалистов, нацеленных на работу в налоговых службах компаний.

Квалификационные требования

Образование и доп. обучение Опыт практической работы
Среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) не менее 5 лет
Образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления
Высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) не менее 3 лет
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления

Специалистам, не являющимся членами ИПБ России и имеющим квалификационный аттестат налогового консультанта

Одновременное выполнение двух условий освобождает специалиста от сдачи экзамена ИПБ России:

  • Наличие квалификационного аттестата налогового консультанта (независимо от даты его выдачи и срока действия);
  • Опыт работы в области экономики и управления:
  • при среднем профессиональном образовании — не менее 5 лет;
  • при высшем образовании — не менее 3 лет.

Для получения аттестата необходимо вступить в действительные члены ИПБ России.

Краткое содержание программы экзамена для получения аттестата

  1. Раздел «Правовое регулирование предпринимательской деятельности».
    • Подраздел 1. Общие положения.
    • Подраздел 2. Основы правового регулирования трудовых отношений.
    • Подраздел 3. Особенности правового положения субъектов предпринимательской деятельности.
    • Подраздел 4. Организационно-правовые формы юридических лиц.
    • Подраздел 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности.
    • Подраздел 6. Правовые средства осуществления предпринимательской деятельности.
    • Подраздел 7. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности.
    • Подраздел 8. Особенности правового регулирования деятельности обособленных подразделений коммерческих организаций.
  2. Раздел «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность. Налоговые аспекты».
    • Подраздел 1. Бухгалтерский учет.
    • Подраздел 2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.
  3. Раздел «Налогообложение. Налоговый учет и налоговая отчетность».
    • Подраздел 1. Налоговая система Российской Федерации.
    • Подраздел 2. Федеральные налоги и страховые взносы.
    • Подраздел 3. Региональные налоги.
    • Подраздел 4. Местные налоги.
    • Подраздел 5. Специальные налоговые режимы.
    • Подраздел 6. Налоговый учет.
  4. Раздел «Налоговое планирование».
  5. Раздел «Налоговый контроль и налоговые сборы».
  6. Раздел «Организационно-методические основы налогового консультирования».

Полная версия программы (с темами и рекомендуемой литературой) предоставляется претендентам на аттестацию ИПБ России.

Особые условия для членов ИПБ России

Члены ИПБ России могут получить аттестат профессионального налогового консультанта, сдав экзамен, который состоит из 2 блоков:

  • 1 блок — теоретическая часть — 16 вопросов по специальным дисциплинам;
  • 2 блок — практическая часть — задача по формированию налоговой отчётности.

Для прохождения тестирования обязательная подготовка не требуется. Но ИПБ России рекомендует пройти соответствующую подготовку в рамках повышения профессионального уровня с получением сертификата ИПБ России в объеме 40 часов.

  • 6.1.1. Налоговое планирование и налоговые риски;
  • 6.1.2. Налоговые проверки и налоговые споры;
  • 6.1.3. Основы налогообложения ВЭД;
  • 6.1.4. Практикум по налоговому консультированию.

Образец аттестата

Бланк аттестата исполнен на листе формата А4, имеет высокую степень защиты и твердую обложку бирюзового цвета.

С 1 февраля 2018 года действительные члены ИПБ России, а также претенденты в члены могут сдавать квалификационный экзамен для получения аттестата ИПБ России — профессионального налогового консультанта. За информацией об опыте работы с новым аттестатом мы обратились к заместителю директора НП «ИПБ МР» Д.В. Лозицкому.



Дмитрий Владимирович, как проходит работа с центрами подготовки по внедрению аттестата профессионального налогового консультанта?

Программа экзамена на аттестат налогового консультанта введена в действие с 1 декабря 2017 года. Программа подготовки профессионального налогового консультанта к экзамену основана на лучшей мировой практике бизнес-образования и направлена на выработку у претендентов практических навыков, способствующих совершенствованию их деятельности. Программа состоит из двух больших абсолютно новых и оригинальных разделов. При написании программы был учтен опыт других сертификационных систем по данному направлению.

В первый раздел вошли следующие темы:

  • правовые основы хозяйственной деятельности;
  • профессиональные ценности и этика;
  • бухгалтерский учет и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • правовое регулирование налогообложения в РФ;
  • практикум по налогообложению в РФ.

Второй раздел содержит четыре новые темы:
  • налоговое планирование и налоговые риски;
  • налоговые проверки и налоговые споры;
  • основы налогообложения ВЭД;
  • практикум по налоговому консультированию.

На примере центра подготовки АНО ВО «Институт экономики и антикризисного управления» мы видим, что претенденты на получение аттестата профессионального налогового консультанта активно идут на обучение по данной программе.

Совместно с этим центром подготовки Московский Регион провел практический вебинар для всех центров, аккредитованных ИПБ России, на котором, центр подготовки АНО ВО «Институт экономики и антикризисного управления» поделился опытом набора слушателей, важностью и значимостью обучения по новой программе.

Всё больше центров подготовки включаются в работу по обучению претендентов на получение аттестата профессионального налогового консультанта, как среди членов ИПБ России, так и среди претендентов, не являющимися членами ИПБ России.

К 1 сентября 2018 года количество центров подготовки на профессионального налогового консультанта значительно увеличилось. Московский регион продолжит оказывать всестороннюю поддержку центрам подготовки для развития новых направлений обучения.

Какие центры подготовки осуществляют обучение для получения аттестата профессионального налогового консультанта?

На данный момент в Москве осуществляют обучение по программе на получение аттестата профессионального налогового консультанта следующие центры подготовки:

  • АНО ДПО «Московская Высшая Школа Экономики — финансовый институт»;
  • АНО ВО «Институт экономики и антикризисного управления»;
  • ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет);
  • ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Претенденты, не проживающие в Москве, могут пройти дистанционное обучение с целью получения аттестата профессионального налогового консультанта.

Есть ли статистика, как претенденты проходят подготовку на получение аттестата профессионального налогового консультанта?

Качество подготовки слушателей находится на высоком уровне, что подтверждает успешное преодоление ими экзаменационных испытаний. По состоянию на 1 августа 2018 года процент сдачи экзамена с первого раза составил 73%. При пересдаче, практически все слушатели сдают экзамен. На данный момент состав и структура проверочных заданий для претендентов на получение аттестата профессионального налогового консультанта состоит из двух блоков это:

  • блок тестовых вопросов, включающий разделы: налоговое планирование и налоговые риски, налоговые проверки и налоговые споры, основы налогообложения ВЭД, практикум по налоговому консультированию, профессиональная этика;
  • практический блок (задача).

ИПБ России планирует совершенствование структуры проверочных заданий после того как адаптационный период закончится. Появится еще одна задача, которая заменит часть тестовых вопросов. Желающие сдать экзамен без дополнительной задачи, должны идти на обучение уже сейчас.

Кто может претендовать на получение аттестата профессионального налогового консультанта?

Члены ИПБ России, обладатели аттестата главного бухгалтера (6-го и 7-го уровней) могут получить аттестат профессионального налогового консультанта, сдав тестирование только по специальным дисциплинам (24 вопроса):

  • налоговое планирование и налоговые риски;
  • налоговые проверки и налоговые споры;
  • основы налогообложения ВЭД и практикум по налоговому консультированию.

Если это внешний претендент, не имеющий аттестат ИПБ России, он может получить аттестат профессионального налогового консультанта и стать членом ИПБ России на общих условиях.

Какова точка зрения претендентов на получение аттестата профессионального налогового консультанта?

Опрос претендентов показал, что основной целью обучения по программе ИПБ России на аттестат профессионального налогового консультанта, является получение знаний, расширение своего кругозора и связей. Получение самого аттестата является дополнительным фактором, который подтверждает уровень профессиональной компетенции обладателя и востребованность обладателя Аттестата ИПБ России в коммерческих и государственных структурах уже более 20 лет.

Аттестат профессионального налогового консультанта может открыть новый вектор в развитии карьеры бухгалтера, расширить сферы деятельности за счет освоения смежной профессии, поможет при продвижении по карьерной лестнице и при поиске новой работы.

Читайте также: