Резерв по налоговым рискам

Опубликовано: 14.05.2024

Оценочные обязательства в бухучете

Условия признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства определены в ПБУ "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (п. 5 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее - ПБУ 8/2010)).
При участии организации в судебном споре, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пеней, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признают соответствующую сумму оценочного обязательства.

Исходя из пункта 8 ПБУ 8/2010 величина признанного оценочного обязательства относится на тот вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. В случае если оценочное обязательство признано в связи с нарушением организацией порядка уплаты налога на прибыль, данное обязательство относится в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

Работа с оценочными обязательствами для российских бухгалтеров не является новой с 2011 года. В то же время чаще всего обращается внимание на создание оценочных резервов в отношениях с контрагентами по коммерческой деятельности.

Особенности отражения оценочных обязательств

Рекомендации Минфина России по проведению аудита бухгалтерской отчетности за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) акцентируют внимание на состоянии расчетов с бюджетом и событиях, связанных с возможными потерями организаций при разрешении налоговых споров в судах. Отмечается, что в случае спорной ситуации по налогам следует отразить оценочный резерв в размере возможного штрафа, пеней, неустойки.

Рекомендации разъясняют, на каких счетах расходов следует отражать резервы по возможным убыткам, которые могут возникнуть в результате отрицательного решения суда в споре с налоговиками по тем или иным налогам.

Суммы начисленных налогов отражают на разных счетах расходов - в зависимости от их вида. Например, транспортный налог торговыми организациями принято отражать на счете 44 "Расходы на продажу", а налог на имущество - на счете 91 "Прочие расходы". Компании, которые занимаются только деятельностью по оказанию услуг, учитывают транспортный налог на счете 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (если автомобилем пользуется руководитель). Экологический сбор рекомендуется отражать на счете 44 "Расходы на продажу". Налог на прибыль все организации отражают на счете 99 "Прибыли и убытки".

Суммы причитающихся налоговых санкций, как указано в Инструкции по применению Плана счетов, отражают на счете 99.

Согласно приведенным в Рекомендациях разъяснениям суммы оценочных резервов следует отражать на тех же счетах, что и сами налоги, по которым эти резервы начислены.

Обращаем внимание на то, что речь не идет о начислении резерва по недоимке самого налога. Налоговые органы могут сумму недоимки по налогу снять с расчетного счета организации в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ) и, как правило, используют это право.

По результатам выездной налоговой проверки в 2016 г. на ООО "Терминал" были наложены штрафы, размеры которых составили: по НДС - 10 000 руб., по транспортному налогу - 5000 руб., по налогу на прибыль - 20 000 руб.
Кроме того, были начислены пени: по НДС - 300 руб., по транспортному налогу - 100 руб., налогу на прибыль - 600 руб.

Общество не согласилось с решением ИФНС и направило иск в суд. Судебное разбирательство состоится только в 2017 г., а вероятность вынесения решения суда в пользу Общества минимальна.
Транспортный налог в ООО "Терминал" учитывают на счете 44 "Расходы на продажу".

Бухгалтер ООО "Терминал" перед составлением бухгалтерской отчетности начислил оценочные резервы в сумме возможных потерь по налоговому спору, иск по которому передан в суд, на основании сумм штрафов и пеней, указанных в решении ИФНС по выездной налоговой проверке, и отразил операции в бухучете:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 96
- 10 300 руб. (10 000 + 300) - начислен резерв на сумму штрафа и пеней по НДС;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96
- 5100 руб. (5000 + 100) - начислен резерв на сумму штрафа и пеней по транспортному налогу;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 96
- 20 600 руб. (20 000 + 600) - начислен резерв на сумму штрафа и пеней по налогу на прибыль.


ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 2019-12-11

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

У организации имеется дебиторская задолженность различных покупателей. Часть задолженности является просроченной. В отношении части не просроченной задолженности имеется информация, свидетельствующая о вероятности ее непогашения в установленный срок.

В этой связи необходимо определить подходы к оценке дебиторской задолженности в бухгалтерском учете, в частности, к созданию и последующему изменению резерва сомнительных долгов.

РЕШЕНИЕ

1. Организация создает резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, в отношении которой существует вероятность неполучения причитающихся сумм в установленные сроки. Резерв создается не только в отношении просроченной задолженности, но и той, срок погашения которой еще не наступил.

2. Величина резерва сомнительных долгов рассчитывается по контрагенту в целом, или по группе контрагентов, имеющих схожие кредитные характеристики.

3. Величина резерва сомнительных долгов пересматривается при составлении годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности.

4. При оценке величины резерва сомнительных долгов принимаются в расчет факторы и обстоятельства, влияющие на вероятность погашения задолженности в полной сумме в установленный договором срок. Такими факторами и обстоятельствами, в частности, могут являться:

- кредитная история должника (группы должников);

- наличие/отсутствие кредиторской задолженности организации перед должником по другим договорам;

- появление признаков неплатежеспособности, начало процедуры банкротства в отношении должника, либо в отношении его значимых дебиторов;

- информация об ухудшении показателей деятельности должника, таких как сокращение объемов продаж, сокращение денежных потоков от операционной (текущей) деятельности, значительный объем непроданной продукции, сопоставимый с объемом его задолженности перед организацией и т.п.;

- информация о финансовых проблемах должника, таких как оспаривание сделок в значительных объемах в суде, значительный объем просроченной дебиторской задолженности у должника; плохие показатели ликвидности, информация о возникновении дефолтов по исполнению обязательств должника перед иными кредиторами и т.п.;

- прошлый опыт организации по собиранию дебиторской задолженности с основных групп ее дебиторов;

- значительный рост размера необеспеченной дебиторской задолженности, не сопровождаемый пропорциональным ростом объема продаж;

- срок погашения задолженности.

5. При оценке величины резерва сомнительных долгов используются подходы, изложенные в IFRS 9.

6. Наличие/отсутствие актов сверки задолженности с покупателем не влияет на признание и оценку резерва сомнительных долгов.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 21/2008 величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Иных норм, касающихся дебиторской задолженности, в федеральных стандартах нет. В соответствии с ч. 4 ст. 8 402 ФЗ в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В соответствии с ч. 3 указанной статьи при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 данного Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

По требованиям ранее действовавшего IAS 39 резерв под обесценение дебиторской задолженности создавался лишь в том случае, если уже произошли события, свидетельствующие о вероятном неполучении всей суммы долга в установленный срок с дебитора. Новый IFRS 9, в отличие от IAS 39, требует создавать резерв исходя из прогнозов возможного наступления указанных событий в будущем.

Исходя из параграфа 5.5.1 IFRS 9 организация должна признать оценочный резерв под ожидаемые кредитные убытки по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

В соответствии с параграфом 5.5.17 IFRS 9 организация должна оценивать ожидаемые кредитные убытки по финансовому инструменту способом, который отражает:

(a) непредвзятую и взвешенную с учетом вероятности сумму, определенную путем оценки диапазона возможных результатов;

(b) временную стоимость денег; и

(c) обоснованную и подтверждаемую информацию о прошлых событиях, текущих условиях и прогнозируемых будущих экономических условиях, доступную на отчетную дату без чрезмерных затрат или усилий.

В соответствии с параграфом 5.5.18 IFRS 9 при оценке ожидаемых кредитных убытков организация не должна обязательно идентифицировать все возможные сценарии. Однако она должна принять во внимание риск или вероятность возникновения кредитного убытка путем отражения возможности возникновения кредитного убытка и возможности невозникновения кредитного убытка, даже если возможность возникновения кредитного убытка очень мала.

Помимо вышеизложенных положений федеральных стандартов бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 70 ПВБУ №34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В соответствии с ч. 1 ст.30 402‑ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона.

В части, не противоречащей приведенным выше положениям ПБУ 21/2008 и ПБУ 4/99, а также подходам, изложенным в разделе 5.5 IFRS 9, вытекающим из ПБУ 1/2008, применимыми являются следующие положения п.70 ПВБУ №34н:

обязательность создания резерва в случае признания дебиторской задолженности сомнительной (абз. 1 п. 70 ПВБУ №34н);

исключение из резервируемой дебиторской задолженности сумм, обеспеченных соответствующими гарантиями (абз. 1 п. 70 ПВБУ №34н);

отнесение сумм резерва на финансовые результаты организации (абз. 1 п. 70 ПВБУ №34н);

определения величины резерва отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абз. 3 п. 70 ПВБУ №34н).

Отнесение дебиторской задолженности к категории «сомнительной» в абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н можно считать аналогом признания в соответствии с IFRS 9 наличия риска ожидаемых кредитных убытков. Исходя из абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н сам по себе факт непогашения дебиторской задолженности в сроки, установленные договором, является (при отсутствии обеспечения соответствующими гарантиями) достаточным основанием для признания такой задолженности сомнительной. Соответственно по просроченной задолженности должен создаваться резерв. В этой части данное требование по существу совпадает с требованиями IFRS 9.

Что касается дебиторской задолженности, срок погашения которой еще не наступил, то по совокупности приведенных выше норм резервирование дебиторской задолженности должно осуществляться исходя из совокупности факторов и обстоятельств, влияющих на вероятность погашения должником задолженности в полной сумме в установленный договором срок.

17.12.2019, 18:08 | 5709 просмотров | 1153 загрузок


И зучим порядок формирования резервов по сомнительным долгам, а также вопросы, которые возникают у бухгалтеров, в частности о тонкостях признания задолженности в качестве безнадежной и о связанных с этим ­налоговых рисках.

Согласно положениям ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной нормой. Суммы отчислений в резервы могут включаться в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Банки также вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3 ст. 266 НК РФ). Например, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 26.07.2013 № ­03-03-06/2/29767, налогоплательщик-банк (цессионарий) вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов, начисленных им на сумму непогашенных кредитов, приобретенных по договору цессии.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ). Сумма ­создаваемого резерва исчисляется следующим образом:

  1. в отношении задолженности со сроком просрочки свыше 90 дней – резерв формируется исходя из всей величины задолженности;
  2. в отношении задолженности со сроком просрочки от 45 до 90 дней (включительно) – резерв формируется исходя из 50% величины задолженности;
  3. в отношении задолженности со сроком просрочки до 45 дней – резерв не формируется.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Приведенные выше положения являются общими нормами, регулирующими порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Однако зачастую при применении данных норм возникает ряд вопросов и, соответственно, налоговых рисков.

Рассмотрим некоторые особенности и спорные моменты в части порядка формирования резерва по сомнительным долгам.

Нужно ли отражать возможность формирования резерва в учетной политике для целей налогообложения

В ст. 266 НК РФ нет прямого указания на то, что налогоплательщик должен отразить создание резерва по сомнительным долгам в учетной политике.

Тем не менее, по мнению Минфина России (см. письмо от 21.10.2008 № 03-03-06/1/594), налогоплательщик должен утвердить свое решение о создании рассматриваемого резерва в учетной политике для целей налогообложения. Указанная позиция основана на том, что в соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета должен быть установлен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Аналогичное мнение было высказано в письмах УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 № ­16-15/059211@.2, от 09.04.2007 № 20-12/031921.

Кроме этого, в недавнем письме Минфина России от 20.03.2015 № ­03-03-06/1/15533 финансовое ведомство (отвечая на несколько иной вопрос) также косвенно указывает на то, что «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения». Аналогичное косвенное подтверждение в отношении того, что порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть зафиксирован в учетной политике для целей налогообложения, нашло отражение в ряде иных писем Минфина России, например, от 09.02.2015 № 03-03-06/2/5141, от 01.12.2014 № ­03-03-06/1/61189 и др.

Однако суды отклоняют такое требование налоговых и финансовых ведомств.

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 19.03.2008 по делу № А79-3573/2007 отклонил заявление налогового органа, состоящее в том, что предприятие не вправе было создавать резерв по сомнительным долгам, поскольку создание этого резерва не было предусмотрено учетной политикой. Свое решение суд мотивировал следующим: положениями ст. 266 НК РФ не установлено сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам или ограничений по срокам принятия такого решения. Следовательно, фактическое создание резерва по сомнительным долгам не становится неправомерным, если это не было специально предусмотрено в учетной политике для целей налогообложения. Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды других округов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу № А56-12980/2007, Дальневосточного округа от 09.08.2007 № Ф03-А73/07-2/2877, Уральского округа от 22.12.2005 № Ф09-5913/05-С7 и др.).

Дополнительно в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 по делу № А56-26468/2006 (определением ВАС РФ от 08.10.2007 № 12586/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд сделал следующий вывод: налогоплательщик вправе создать резерв по сомнительным долгам в четвертом квартале года, даже если изначально в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам не предусматривалось. Аналогичная позиция была высказана в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу № ­А56-12980/2007.

Налоговый резерв против бухгалтерского резерва

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Согласно мнению, высказанному в письме Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295, в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете.

В письме УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921 было высказано аналогичное мнение по данному вопросу. Согласно данному письму налоговики делают вывод, что НК РФ не содержит ограничений в части формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете без обязательного формирования аналогичного резерва в ­бухгалтерском учете.

Судебная практика по этому вопросу также складывается в пользу налогоплательщиков (см. постановление ФАС Московского округа от 01.11.2010 № КА-А40/13095-10 по делу № А40-156407/09-35-1220 и др.).

В отношении какой задолженности может формироваться резерв

Как было указано выше, согласно положениям ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть сформирован в отношении задолженности, возникшей перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (а также в отношении невыплаченных процентов – для банков, кредитных потребительских ­кооперативов и микрофинансовых организаций).

При принятии решения о формировании резерва, налогоплательщикам нужно четко представлять, подпадает ли их задолженность под определение сомнительного долга (т.е. возникла ли эта задолженность в связи с реализацией товаров (работ, услуг)). В некоторых случаях ответ на данный вопрос не является типичным. Рассмотрим далее некоторые спорные ситуации в ­части формирования резерва в отношении того или иного вида ­задолженности.

Задолженность, полученная по договору уступки прав требования

В ряде случаев возникает вопрос, вправе ли организация при исчислении налога на прибыль включать в состав резерва по сомнительным долгам задолженность по договорам уступки права требования? По данному вопросу Минфин России в письме от 09.10.2014 № 03-03-06/1/50394 ­высказал мнение, что нет, резерв под такую задолженность создавать нельзя.

В определении Верховного Суда РФ от 13.04.2015 № 301-КГ15-2232 по делу № А43-2252/2014 суд также сделал вывод, что задолженность по договору цессии в силу положений ст. 266 НК РФ не может рассматриваться как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Данный вывод суда следовал из анализа положений п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которым реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе. Таким образом, сделал вывод Верховный Суд РФ, в состав резерва сомнительных долгов подлежит включению не любая задолженность перед налогоплательщиком, а лишь та, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
    • Учредительные документы
    • Доверенности
    • Договора
      • Купли-продажи
      • Авторское право
      • Договоры аренды
      • Банковские договоры
      • Брачный договор
      • Договоры займа
      • Договоры исполнения обязательств
      • Договоры на выполнение работ
      • Договоры оказания услуг
      • Договор страхования
      • Договоры распоряжения имуществом
      • Трудовые договоры. Делопроизводство. Бухгалтерия
      • Учредительные договоры
    • Прочие
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Учет резервов по МСФО

Учет Резервов в системе МСФО регулируется стандартом 37 «Резервы, условные активы и условные обязательства».

Однако отдельные вопросы, связанные с учетом резервов, не подпадают под сферу действия МСФО (IAS) 37 и регулируются другими стандартами. Так, например, к обязательствам, возникающим по строительным контрактам, применяется стандарт МСФО (IAS) 11 "Договоры подряда", а учет обязательств по налогу на прибыль регулируется стандартом МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль".

Кроме того, вопросам учета резервов, формируемых при особых обстоятельствах, посвящены некоторые интерпретации, выпущенные Комитетом по интерпретации МСФО (IFRIC). Например, учет резервов, формируемых в связи с отходами электротехнического и электронного оборудования, регулируется интерпретацией МСФО (IFRIC) 6 "Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке - отходы электротехнического и электронного оборудования". В то же время вопросы учета резервов, связанных с участием в фонде восстановления окружающей среды, регулируются интерпретацией МСФО (IFRIC) 5 "Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации".

К учету и раскрытию информации об отдельных операциях одновременно с положениями МСФО (IAS) 37 могут применяться и другие стандарты. Например, к раскрытию информации о реорганизации, подпадающей под определение прекращенной деятельности, применяются не только требования МСФО (IAS) 37, но и требования, содержащиеся в стандарте МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность".

Ключевые моменты по признанию резервов в МСФО изложены ниже:

  • Резерв («provision») признаётся в отношении правового или «конструктивного» (подразумеваемого) обязательства, возникшего в результате какого-либо события в прошлом, если вероятность оттока ресурсов для его урегулирования является высокой, и его величину можно надёжно оценить. Таким образом, резервы могут представлять собой юридические обязательства или обязательства, вытекающие из практики.
  • Конструктивное обязательство возникает в тех случаях, ког­да действия предприятия создают обоснованные ожидания у третьих сторон в отношении того, что оно примет на себя или выполнит определённые обязательства.
  • Сумма, в которой признаётся резерв, определяется исходя из «наилучшей расчётной оценки» ожидаемых затрат.
  • В случае большого разброса возможных результатов обязательство в общем случае оценивается в размере его ожидаемой стоимости.
  • Суммы резервов дисконтируются, если эффект от дисконти­рования является существенным.
  • Право на получение компенсации признаётся в качестве от­дельного актива, когда её получение является практически несомненным, и его величина ограничивается суммой соот­ветствующего резерва.
  • Нельзя признавать резерв в отношении будущих операци­онных убытков.
  • В отношении затрат по реструктуризации резерв не может быть признан до тех пор, пока не будет разработан официаль­ный план реструктуризации и все его особенности не будут доведены до сведения тех, кого затрагивает планируемая реструктуризация.
  • Запрещается признавать резервы в отношении затрат на ремонт или техническое обслуживание собственных активов либо в отношении будущих расходов или убытков, связанных с самострахованием, до возникновения соответствующего обязательства.
  • Резерв создается под суммы по обременительным договорам.

Резерв, начисление, обязательство

Резерв – это обязательство компании, в отношении срока либо суммы погашения которого имеется неопределенность.

Начисление - это обязательство компании по оплате полученных им товаров или услуг, которые оно еще не оплатило, либо еще не получило соответствующих счетов. По сравнению с резервами, степень неопределенности в отношении сроков и сумм начислений, как правило, меньше.

Обязательство – это существующая обязанность предприятия, возникшая в результате прошлых событий, исполнение которой, как ожидается, приведет к оттоку ресурсов предприятия.

Признание

Резерв признается, когда компания имеет обязательство (правовое или конструктивное), скорее вероятно, чем нет, что в связи с выполнением такого обязательства возникнет отток ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды и величину обязательства можно надежно оценить. Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, то резерв не начисляется.

Резерв не создается:

  1. Под суммы недополученной прибыли
  2. Под суммы убытков от операционной деятельности
  3. В отношении общих предпринимательских рисков
  4. Под требования новых законодательных актов (будущих)
  5. Под затраты, которые компания в будущем планирует осуществить для ведения хозяйственной деятельности
  6. На ремонт и техническое облуживание собственных активов, т.к. эти затраты относятся к будущему использованию указанных активов (даже если такой ремонт является законодательным требованием)
  7. В отношении затрат на замещение тех объектов оснащения, которые будут полностью потреблены в процессе производства
  8. В отношении возможных рисков по налогу на прибыль (учитываются как обязательства по текущему налогу)

Оценка

При оценке резервов важно обращать внимание, чтобы один и тот же риск не влиял на величину резерва дважды. В частности, при расчете приведенной стоимости будущих денежных потоков поправка на величину риска либо изменяет величину будущих потоков, либо учитывается при определении ставки дисконтирования.

Для расчета величины резерва могут использоваться различные методы оценки. При условии что все возможные исходы и связанные с ними вероятности можно определить, наилучшей оценкой резерва может признаваться:

  • наиболее вероятный исход. При данном методе наилучшей оценкой будет признана наиболее вероятная величина обязательства. Однако указанный метод имеет свои недостатки. Например, в случае если наибольшей вероятностью обладает исход, при котором обязательство равно нулю, но имеются и другие исходы с высокой вероятностью, использование такого метода может привести к неоправданному занижению величины резерва. На балансе не будут отражаться резервы при достаточно высокой вероятности оттоков экономических выгод в будущем;
  • максимальная величина возможного исхода. Недостатком данного метода является возможность избыточного начисления резервов в связи с относительно низкой вероятностью исхода, при котором величина обязательства будет максимальной;
  • минимальная величина из выборки. Широкое применение данного метода может привести к большим расхождениям в оценках размера резервов;
  • ожидаемое значение. При использовании данного метода учитываются все возможные исходы. Метод лучше всего подходит для оценки достаточно большого количества однородных требований.

Конкретный метод оценки резерва выбирается в зависимости от обстоятельств. При оценке резерва, формируемого под большое количество однородных обязательств, как правило, наилучшей оценкой признается ожидаемое значение. Метод ожидаемого значения используется, в частности, для оценки величины обязательств по стандартным гарантиям, связанным с товарами. В то же время при оценке отдельных значительных обязательств в ряде случаев целесообразно использовать другие методы.

При оценке резервов, являющихся долгосрочными обязательствами, необходимо принимать во внимание изменение стоимости денег во времени и дисконтировать обязательства в случае, если влияние такого дисконтирования на отчетность является существенным. При этом величина начисленного резерва признается равной приведенной стоимости выплат, связанных с исполнением обязательства.

Как правило, влияние изменения стоимости денег во времени является существенным в тех случаях, когда обязательство погашается через несколько лет после отчетной даты (например, обязательство по демонтажу нефтяных вышек и иного оборудования по завершении срока эксплуатации скважины). В случае если обязательство является краткосрочным и погашается в течение одного года после отчетной даты, то эффект изменения стоимости денег со временем для такого обязательства, как правило, является несущественным. В таком случае дисконтировать будущие денежные выплаты, связанные с исполнением такого обязательства, не следует.

Переоценка

Резервы переоцениваются на каждую отчетную дату, исходя из наилучшей расчетной оценки суммы, в которой будет урегулировано соответствующее обязательство.

Прибыли

Суммы возможной прибыли от ожидаемого выбытия активов не учитываются при определении величины резерва. Поэтому. если резерв признается в отношении затрат на реструктуризацию, то прибыль от продажи любых активов в рамках реструктуризации, не учитывается при оценке суммы резерва.

Использование резерва

Против резерва списываются только те виды затрат, под которые создавался указанный резерв (т.е. соответствующие его исходному назначению).

Примеры резервов

  • Реструктуризация
  • Гарантийные обязательства
  • Подарочные сертификаты/ваучеры
  • Собственное страхование
  • Природоохранные мероприятия
  • Отработавшее (непригодное к дальнейшему использованию) электрическое и электронное оборудование
  • Обязательства по приобретению или замене активов

Раскрытие информации

Резервы представляются отдельной строкой в отчете о финансовом положении. Резервы, которые будут использованы в пределах одного года, классифицируются как краткосрочные обязательства.

При раскрытии информации о резервах, условных обязательствах и условных активах необходимо принимать во внимание, что требования к раскрытию информации по ним могут устанавливаться не только МСФО (IAS) 37, но и другими стандартами. Например, в случае если мероприятия по реорганизации подпадают под определение прекращенной деятельности, то информация о резервах по такой реорганизации раскрывается не только в соответствии с МСФО (IAS) 37, но и в соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 5. По отдельным резервам необходимо раскрывать дополнительную информацию в соответствии с МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации". В случае если расчет величины резервов основывался на значительных предположениях и неопределенностях, то информация о таких предположениях и неопределенностях подлежит раскрытию в соответствии с МСФО (IAS) 1. В некоторых случаях может возникнуть необходимость раскрытия информации в соответствии с МСФО (IAS) 10 "События после отчетной даты". Например, предприятие может начать выполнение плана по реорганизации или объявить основные сведения о таком плане после отчетной даты. В этом случае информацию о плане реорганизации следует раскрыть, если такая информация является важной для принятия решений потенциальными пользователями отчетности.

Здесь мы рассмотрим только те требования к раскрытию информации, которые содержатся в МСФО (IAS) 37.

Для целей раскрытия информации отдельные резервы могут объединяться в классы. Для того чтобы установить, какие именно резервы могут объединяться с целью формирования класса, необходимо определиться, какие резервы схожи по своим характеристикам. На практике резервы обычно объединяют в следующие классы:

  • резервы по гарантиям качества проданных товаров;
  • резервы по реорганизации;
  • резервы по искам;
  • резервы по обременительным контрактам;
  • резервы по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде.

В соответствии с МСФО (IAS) 37 по каждому классу резервов предприятию необходимо раскрывать следующую информацию:

  • текущее сальдо на начало и на конец отчетного периода;
  • дополнительные резервы, начисленные в отчетном периоде, включая увеличение уже имеющихся резервов;
  • сумму использованных в отчетном периоде резервов;
  • величину неиспользованных резервов, восстановленных в отчетном периоде;
  • величину дисконта по резервам, признанную в отчетном периоде, а также эффект от любых изменений ставки дисконтирования;
  • краткое описание обязательства и сроки ожидаемого выбытия экономических выгод;
  • описание неопределенностей в отношении сумм и сроков выбытия экономических выгод (при необходимости следует раскрыть основные допущения, принятые в отношении будущих событий);
  • величину любых ожидаемых возмещений и величину признанного в учете актива, связанного с ожидаемым возмещением.

Стандарт не требует предоставлять для сравнения указанную информацию за предыдущий период.

Как исключение, информация о резервах может не раскрываться в чрезвычайно редких случаях, когда раскрытие требуемой информации может серьезно ослабить позицию предприятия в споре с другими сторонами.

Оценочные обязательства в бухучете

Условия признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства определены в ПБУ "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (п. 5 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее - ПБУ 8/2010)).
При участии организации в судебном споре, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пеней, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признают соответствующую сумму оценочного обязательства.

Исходя из пункта 8 ПБУ 8/2010 величина признанного оценочного обязательства относится на тот вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. В случае если оценочное обязательство признано в связи с нарушением организацией порядка уплаты налога на прибыль, данное обязательство относится в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

Работа с оценочными обязательствами для российских бухгалтеров не является новой с 2011 года. В то же время чаще всего обращается внимание на создание оценочных резервов в отношениях с контрагентами по коммерческой деятельности.

Особенности отражения оценочных обязательств

Рекомендации Минфина России по проведению аудита бухгалтерской отчетности за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) акцентируют внимание на состоянии расчетов с бюджетом и событиях, связанных с возможными потерями организаций при разрешении налоговых споров в судах. Отмечается, что в случае спорной ситуации по налогам следует отразить оценочный резерв в размере возможного штрафа, пеней, неустойки.

Рекомендации разъясняют, на каких счетах расходов следует отражать резервы по возможным убыткам, которые могут возникнуть в результате отрицательного решения суда в споре с налоговиками по тем или иным налогам.

Суммы начисленных налогов отражают на разных счетах расходов - в зависимости от их вида. Например, транспортный налог торговыми организациями принято отражать на счете 44 "Расходы на продажу", а налог на имущество - на счете 91 "Прочие расходы". Компании, которые занимаются только деятельностью по оказанию услуг, учитывают транспортный налог на счете 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (если автомобилем пользуется руководитель). Экологический сбор рекомендуется отражать на счете 44 "Расходы на продажу". Налог на прибыль все организации отражают на счете 99 "Прибыли и убытки".

Суммы причитающихся налоговых санкций, как указано в Инструкции по применению Плана счетов, отражают на счете 99.

Согласно приведенным в Рекомендациях разъяснениям суммы оценочных резервов следует отражать на тех же счетах, что и сами налоги, по которым эти резервы начислены.

Обращаем внимание на то, что речь не идет о начислении резерва по недоимке самого налога. Налоговые органы могут сумму недоимки по налогу снять с расчетного счета организации в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ) и, как правило, используют это право.

По результатам выездной налоговой проверки в 2016 г. на ООО "Терминал" были наложены штрафы, размеры которых составили: по НДС - 10 000 руб., по транспортному налогу - 5000 руб., по налогу на прибыль - 20 000 руб.
Кроме того, были начислены пени: по НДС - 300 руб., по транспортному налогу - 100 руб., налогу на прибыль - 600 руб.

Общество не согласилось с решением ИФНС и направило иск в суд. Судебное разбирательство состоится только в 2017 г., а вероятность вынесения решения суда в пользу Общества минимальна.
Транспортный налог в ООО "Терминал" учитывают на счете 44 "Расходы на продажу".

Бухгалтер ООО "Терминал" перед составлением бухгалтерской отчетности начислил оценочные резервы в сумме возможных потерь по налоговому спору, иск по которому передан в суд, на основании сумм штрафов и пеней, указанных в решении ИФНС по выездной налоговой проверке, и отразил операции в бухучете:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 96
- 10 300 руб. (10 000 + 300) - начислен резерв на сумму штрафа и пеней по НДС;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96
- 5100 руб. (5000 + 100) - начислен резерв на сумму штрафа и пеней по транспортному налогу;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 96
- 20 600 руб. (20 000 + 600) - начислен резерв на сумму штрафа и пеней по налогу на прибыль.

Читайте также: