Как считать 3 года для налоговой проверки

Опубликовано: 29.04.2024

Многие собственники ООО убеждены в том, что в первые три года работы проверки им не грозят. Но нужно заметить, что со стороны компании было бы очень опрометчиво так полагать. Алина Павлова, юрисконсульт BRIDGE GROUP, рассказала, что предусмотрели законодатели для таких организаций.

Согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако согласно статье 1 те положения, которые регламентируют проведение ревизий, не могут применяться при налоговом контроле.

Так, в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» указаны основания, по которым может быть осуществлен контроль. Фискалы проводят специальный анализ финансово-экономических показателей предприятий. Государственные аналитики изучают как суммы самих платежей, так и их динамику. Так выявляются фирмы, у которых уменьшаются размеры бюджетных начислений. Анализ проводится по каждому виду налога. Изучаются и показатели бухгалтерской отчетности, при этом определяются значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предыдущего или от среднестатистических данных аналогичных фирм. Кроме того, могут быть выявлены противоречия между представленными сведениями и данными, которыми располагают ревизоры.

Выездные проверки

В случае выбора организации для проведения выездной проверки инспекторы также определят целесообразность контрольных мероприятий у контрагентов и аффилированных лиц. Приоритетными для включения в план выездных проверок являются те компании, в отношении которых у ревизоров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации фискальных обязательств. Или же результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о предполагаемых правонарушениях.

Нужно подчеркнуть, что Налоговый кодекс не содержит ограничений в отношении срока работы организации при назначении выездной проверки. При этом на практике такие ревизии проводятся не часто, логично, что чем короче срок существования организации, тем меньше шансов выявить нарушения. Основная цель проверяющих – это доначисление налогов. Тем не менее, основанием для контроля может стать, например, запрос из МВД на проведение совместной ревизии в связи с выявлением факта «ухода» от уплаты средств в бюджет или сокрытия доходов. Такая инициатива от ведомства может возникнуть в случае поступления жалобы или проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Причиной проверки станут и ликвидация или реорганизация общества с ограниченной ответственностью, а также недостоверность сведений в декларации или подача заявления о возмещении из бюджета большой суммы НДС.

Результат камеральной проверки

Также основанием для выездной ревизии может послужить результат камеральной проверки. Согласно Приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/ 333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Службой разработана структура отбора фирм для проведения выездных мероприятий. Так, обоснованный выбор компании для их осуществления невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в инспекции из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относятся данные о фирмах, полученные инспекторами самостоятельно. К информации из внешних источников относятся данные, полученные фискалами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения. И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.

Комментирует Лариса Савельева, главный бухгалтер компании «Стройтех»: «Количество планируемых ревизий всегда можно оспорить. Об их проведении организация и ее руководство информируются заранее. Идет подготовка к мероприятиям, и в случае, если они незаконны, у компании есть время на то, чтобы оспорить решение инспекции. Что же касается внеплановых ревизий то тут сложнее. Как правило, предприятие не в курсе, что скоро к ним “приедет ревизор”. Фактически у руководства нет времени на то, чтобы сопротивляться и пытаться оспорить законность действий инспекторов. Кроме того, если и удастся избежать проверки, то в следующий раз налоговые органы еще больше засомневаются в законопослушности предприятия и найдут тысячу и одну причину, чтобы явиться в компанию с нежданным контролем».

Цели проверки

Стоит отметить, что большое количество нормативных актов вносит путаницу в порядок проведения проверки. И несмотря на то, что обществам обещано, что в течение трех лет с момента регистрации их не будут беспокоить ревизоры, по факту есть большое количество признаков, подпав под которые, компания станет объектом проверки невзирая на свой «молодой возраст». Так к кому же придут ревизоры?

Несомненно, первыми станут те предприятия, налоговая нагрузка которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретных отрасли или виде экономической деятельности. Далее в очереди на внеплановый визит стоят те компании, которые отражают в бухгалтерской отчетности убытки на протяжении нескольких периодов или показывают в декларациях значительные суммы вычетов. Интерес проверяющих вызовет и опережающий темп роста расходов над доходами от реализации товаров, работ и услуг. А также выплата среднемесячной заработной платы на одного работника, которая фактически ниже среднего уровня в конкретном субъекте.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы, также станет причиной ревизии. Как и отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Особенно осторожными нужно быть тем ООО, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или деловых целей. Это может стать причиной «налоговых разборок».

Кстати, как и непредоставление компанией пояснений на уведомление инспекции или запрашиваемых документов. Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения.

И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности, а также ведении финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Меры безопасности

И все же, несмотря на усилия чиновников и бизнесменов договориться о количестве и причинах ревизий, часто возникают случаи, когда предприниматели становятся объектами незаконных проверок. Как максимально себя обезопасить?

Во-первых, нужно обязательно знать критерии, опираясь на которые, фискалы назначают выездные контрольные мероприятия. Именно так можно значительно уменьшить риски.

Во-вторых, рекомендуется всегда давать пояснения при подаче уточненной налоговой декларации. Это необходимо для того, чтобы инспектор имел сведения о принятых обществом мерах по устранению каких-либо недочетов в компании.

В-третьих, желательно использовать безналичные расчеты для перечисления заработной платы, при этом важно отслеживать размер МРОТ.

И в-четвертых, при сдаче нулевой отчетности приветствуется справка банка в подтверждение факта отсутствия денежных средств на счете.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика ГК РФ

    Если инспекторы не были на предприятии с выездной налоговой проверкой более 3 лет, то иногда они «заодно» проверяют и неохваченный период. В каких случаях они имеют право это делать?

    От звонка до звонка

    Срок давности привлечения к ответственности установлен статьей 113 Налогового кодекса. Инспекторы могут проконтролировать деятельность предприятия за 3 года, предшествующие выездной проверке. Если же они обнаружат ошибки в более раннем периоде, то начислять штрафы за них контролеры не вправе.

    По общему правилу, отсчет срока давности начинается со дня совершения правонарушения (ст. 113 НК). Исключение составляют проступки, предусмотренные статьями 120 и 122 Налогового кодекса. Это грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Например, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах хозяйственных операций, денежных средств фирмы (ст. 120 НК). А также неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК). В этих случаях 3 года нужно отсчитывать со следующего дня после окончания налогового периода. Моментом окончания срока давности следует считать дату, когда руководитель ИФНС (или его заместитель) выносит решение о взыскании санкций с предприятия.

    Судьи тоже знакомы с арифметикой

    Казалось бы, несложно отсчитать 3 года назад, чтобы определить, на какую глубину производить проверку деятельности организации. Однако эти арифметические задачки иногда приходится решать с помощью судей. Например, на одном предприятии контролеры обнаружили недоплату акциза за январь, июль—декабрь 2001 года. Акт выездной проверки и решение были составлены в декабре 2004 года. Налоговый период по акцизам составляет 1 месяц. Отсчет начинают со следующего дня после его окончания. Таким образом, в 3-летнюю глубину проверки попадает только декабрь 2001 года. А начисление предприятию штрафов за январь, июль—ноябрь 2001 года – неправомерно, потому что срок давности уже истек и организация не может быть привлечена к ответственности (п. 4 ст. 109 НК).

    Постановлением суда штрафы, начисленные за «сверхлимитные» месяцы, были отменены (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3039-06). Аналогичные расчеты пришлось производить судьям ФАС Московского округа и при вынесении решения по делу от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3410-06. В этом случае они также приняли сторону компании.

    И опять – здравствуйте!

    С 1 января 2007 года течение срока давности может быть приостановлено. Делается это в случаях, когда фирма препятствует проведению выездной налоговой проверки. Например, не выдает инспекторам необходимые документы, умышленно затягивает сроки проверки. Об этом говорится в постановлении Конституционного Суда, который считает, что нормы законодательства, предоставляющие права и гарантии добросовестным налогоплательщикам, не распространяются на недобросовестных. Иначе некоторые фирмы стали бы сознательно «тянуть срок» с целью избежать ответственности (постановления КС от 25 июля 2001 г. № 138-0, от 16 октября 2003 г. № 329-0).

    Весьма запутанное дело пришлось рассмотреть ФАС Московского округа. Управление ФНС по г. Москве в 2004 году проводило выездную проверку одного предприятия. При этом были обнаружены факты неуплаты налога на прибыль, на пользователей автодорог, на имущество за 2001 год. По итогам проверки начислены санкции. Фирма не согласилась с инспекцией и обратилась в суд с заявлением о признании их решения недействительным по причине истечения срока давности.

    При рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства. Налоговым периодом по неуплаченным фирмой суммам является год. Значит, исчислять срок давности нужно со дня, следующего за его окончанием. В данном случае это 2002 год. Однако суд также учел и другие факты. Фирма с целью уклонения от уплаты налогов вела документооборот таким образом, что некоторые сделки оформлялись через дочернюю компанию, специально для этого зарегистрированную. А «дочка» по адресу, указанному в учредительных документах, не располагалась, штата сотрудников не имела и вообще никакой деятельности не вела. Документы инспекторам тоже не были представлены.

    Таким образом, Управлению очень трудно было проверить деятельность головного предприятия в части бизнеса, который проходил как деятельность дочернего предприятия. Поэтому судьи признали, что компания препятствовала проведению выездной проверки. Они поддержали ИФНС и продлили в данном случае срок давности, сравняв его со временем глубины мероприятия по контролю. Решение Управления ФНС о начислении санкций осталось в силе (постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2006 г. № КА-А40/5876-06).

    Минфин также решил помочь предприятиям «сосчитать до трех». В письме от 31 августа 2006 г. № 03-02-07/1-238 чиновники финансового ведомства предлагают такую задачу. Допустим, в апреле 2005 года инспекторы начали проверять фирму за 2002-й и 2003 год. В мае контрольные мероприятия были приостановлены и возобновлены через год – в апреле 2006 года. За какой период налоговый орган вправе привлечь организацию к ответственности, если оформление результатов проверки инспекторы начнут только в июле 2006 года? Минфин дает такой ответ: налогоплательщика могут оштрафовать за нарушения, допущенные в 2003-м, 2004-м и 2005 годах. А 2002 год в этом случае может быть охвачен вниманием контролеров, только если предприятие начнет активно препятствовать проведению выездной проверки и по решению суда.

    Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

    Камеральная проверка

    В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

    Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

    Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

    В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

    Выездная проверка

    В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

    Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

    Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

    • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
    • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
    • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
    • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
    • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

    Периоды, охватываемые выездной проверкой

    Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

    Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

    Проверка текущего года может затрагивать:

    • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
    • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

    Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

    Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

    Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.


    В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

    Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

    В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

    Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

    В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

    Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

    Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

    Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

    Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

    Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

    Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

    Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

    Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

    В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

    В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

    Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

    Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

    Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

    Проверка правопреемника

    Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

    В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

    Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

    Марина Крицкая

    Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

    Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

    Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

    Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

    Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

    На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

    Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

    Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

    Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

    Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

    Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

    Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

    • расхождения по журналам;
    • нарушение контрольных соотношений;
    • сомнительные начисления;
    • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

    Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

    Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

    Как выявляются «технические» компании

    Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

    Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

    Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

    Какая информация собирается по «техническим» компаниям

    В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

    Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

    «Сущностные» компании: кто к ним относится

    В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

    Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

    В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

    Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

    В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

    За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

    Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

    Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

    Быстрая смена контрагента становится невозможной

    Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

    Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

    Ликвидация как повод для проверки

    Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

    И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

    Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

    Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

    Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

    Направление требований

    На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

    Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

    Вызов на комиссию

    Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

    Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

    С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

    Направление информационных сообщений

    Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

    В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

    Как избежать проблем при налоговых проверках

    Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

    Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

    Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

    Какие ошибки совершают налогоплательщики

    1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

    Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

    2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

    Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

    3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

    4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

    Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

    Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Читайте также: