Как рассчитать финансовые налоговые санкции которые необходимо уплатить в бюджет

Опубликовано: 02.05.2024

Содержание

  • Что такое пени?
  • Кто рассчитывает пени?
  • За какие дни начисляются пени?
  • Формула для расчета
  • КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах
  • В каком случае можно не платить?
  • Онлайн-калькулятор пеней
  • Инструкция по использованию калькулятора пеней

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:

  • до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@);
  • после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).

Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.

Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:

    Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.

Как рассчитать пени по авансовым платежам

Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:

  • дата фактической уплаты платежа;
  • установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.

Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.

КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах

Платите пени вместе с суммой недоимки или после уплаты всей суммы налога (взноса). Для этого оформите отдельное платежное поручение с использованием следующих КБК:

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 2100 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02010 02 2100 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 2100 110
  • НДФЛ (и ИП «за себя») — 182 1 01 02020 01 2100 110
  • УСН «доходы» — 182 1 05 01011 01 2100 110
  • УСН «доходы-расходы» и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 2100 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 2100 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” - и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Иногда случается, что причитающиеся суммы налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды уплачены в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены законодательством. В такой ситуации помимо самих налогов и взносов приходится платить еще и пени.

Начнем с того, что обязанность по уплате налога и взноса считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление средств на соответствующий счет Федерального казначейства. Конечно, при наличии на счете организации, с которого перечисляются деньги в бюджет или внебюджетные фонды, достаточного денежного остатка на день платежа.

Читайте более свежие материалы:

Как в бухучете отражаются штрафы за неуплату налогов или взносов?

Взыскание налоговой задолженности – по новым правилам

Если же данная обязанность своевременно исполнена не была, то помимо обязательных платежей фирме придется раскошелиться еще и на пени.

Пени по налогам

Пени уплачиваются кроме причитающихся к перечислению в бюджет сумм налога. При этом не имеет значения, что к налогоплательщику применены другие меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате налога, а также меры ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Иными словами, в случае несвоевременного пополнения казны факт перечисления налога и штрафов за опоздания не освобождает от пеней.

Как правило, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога, начиная с даты, которая признана днем уплаты налога законодательством.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательного платежа. Причем процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. На данный момент этот показатель составляет 8 процентов (указание Банка России от 23 декабря 2011 г. № 2758-У).

Для расчета пеней (П) следует использовать формулу:

П = З х Д х СР х 1/300, где

З – сумма несвоевременно уплаченного налога;

Д – количество дней просрочки;

СР – процентная ставка рефинансирования Банка России, действующая в период просрочки.

За расчетный период учетная ставка может изменяться, причем неоднократно. Возникает вопрос: какое из ее значений следует брать для определения пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога в этом случае?

Здесь следует иметь в виду: когда в течение периода, за который начисляются пени, ставка рефинансирования Банка России менялась как в большую, так и в меньшую сторону, применяют все ее значения по каждому периоду их действия. Об этом свидетельствуют, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-9104/08-51-Ф02-493/ 2009, ФАС Московского округа от 31 марта 2009 г. № КА-А41/2507-09. Рассмотрим сказанное на примере.

Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Отметим, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного его имущества.

В ряде случаев начисления «налоговых» пеней можно избежать. Говоря более конкретно, таких ситуаций всего две.

Во-первых, когда по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика.

Во-вторых, если по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам фирмы в банке, наложения ареста на денежные средства или на его имущество.

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Просрочены налоговые авансы

Если организация должна уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, то обязанность по уплате авансовых платежей по налогу признается исполненной в том же порядке, который установлен по отношению к налогу в целом за период.

Так, если авансовые платежи по налогу уплачены в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены законодательством, то на сумму задолженности по авансам начисляются пени.

Напомним, что уплата авансовых платежей предусмотрена, в частности, по следующим налогам.

Налог на прибыль организаций. По итогам каждого отчетного периода фирмы обычно исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала года до окончания отчетного периода.

Налог на имущество организаций. Сумма авансового платежа по налогу на имуществу рассчитывается по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Транспортный налог. Организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Законодательством конкретного субъекта РФ обязанность по уплате авансовых платежей может быть отменена.

Земельный налог. Суммы авансов по налогу исчисляют те налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал. Эти платежи они определяют по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Местными властями обязанность по уплате авансовых платежей может быть отменена.

Если же по итогам периода величина исчисленного налога оказывается меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение указанного периода, то «авансовые» пени подлежат соразмерному уменьшению. Об этом говорится в письмах Минфина России от 19 января 2010 г. № 03-03-06/1/9, от 18 марта 2008 г. № 03-02-07/ 1-106, а также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2007 г. № 47.

Пени по страховым взносам

Так же как в случае с налогами, пени за задержку платежей по взносам уплачиваются помимо сумм самих взносов и штрафных санкций.

Отметим, что Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ авансовых платежей по страховым взносам не предусмотрено. В течение расчетного периода (то есть календарного года) плательщик уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней.

Напомним, что платежи во внебюджетные фонды подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за тем, за который производится расчет. Если указанный срок уплаты приходится на выходной или нерабочий день, датой окончания срока платежа считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Пени за несвоевременное перечисление страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате. От счет начинается со дня, следующего за установленной датой уплаты страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. При этом, так же как и при расчете пеней за просрочку уплаты налогов, процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России.

Для расчета пеней по страховым взносам следует использовать такую же формулу, что и для расчета пеней по налогам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу следующих причин: – по решению суда были приостановлены его операции в банке; – на его имущество наложен арест.

Пени не начисляются за весь период, пока существуют эти обстоятельства.

Надо отметить, что существует еще одна ситуация, не описанная в законодательстве, при которой пени не начисляются. Именно так дело обстоит, если недоимка образовалась в результате исполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о страховых взносах. Но только тогда, когда такие разъяснения были даны конкретному страхователю либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа, – например, письма Минздравсоцразвития, ФСС или Пенсионного фонда.

Вместе с тем если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов, то пени подлежат начислению и уплате.

Уплачиваются пени одновременно с перечислением сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно с банковских счетов, а также за счет иного имущества.

Просрочены взносы на травматизм

О том, что страхователь уплачивает пени при перечислении указанных взносов в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены законом, говорится в статье 22.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки «несчастных» взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты этих взносов, и по день их уплаты или взыскания включительно.

Начисление пеней не производится, если страхователь подтвердит, что не мог погасить недоимку в силу приостановления операций по его счетам в банке или наложения ареста на его имущество. Также пени не начисляются в период действия предоставленной отсрочки или рассрочки погашения сумм задолженности по страховым взносам и иным платежам.

Определяются пени в процентах от недоимки, которой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок.

Процентная ставка пеней устанавливается в размере 1/300 ставки Банка России, действовавшей на момент образования недоимки. При изменении указанной ставки размер пеней исходя из новой ставки рефинансирования определяется со дня, следующего за днем ее изменения.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой страховых взносов, а при недостаточности средств у страхователя после уплаты страховых взносов в полном объеме. Недоимка и пени могут быть взысканы ФСС России принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.

Отражение пеней в учете

Для целей исчисления налога на прибыль расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (во внебюджетные фонды), учитываются при определении налоговой базы (п. 2 ст. 270 НК РФ). Начисление пеней за несвоевременную уплату налогов (авансовых платежей по ним) в бухгалтерском учете выглядит так:

М.В. Гребенаров, налоговый консультант


Налоговый учет и отчетность

В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет.
Узнайте больше >>

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.

Понятие налоговых санкций

В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.

В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:

  • как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
  • как твердая сумма;
  • как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.

Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.

К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.

Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.

К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.

Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.

Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.

Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.

Установление налоговых санкций

Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.

Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.

Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема прав иных лиц.

На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.

Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.

Применение налоговых санкций

Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.

Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.

Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.

Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.

Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.

Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.

В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.

Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.

Увеличение и уменьшение размера штрафа

Положения НК определили круг обстоятельств, способствующих уменьшению или увеличению объема назначаемой ответственности.

В качестве обстоятельств, способствующих отягощению уровня ответственности, принимается повторность совершаемых правонарушений.

Круг обстоятельств смягчающих налоговую ответственность является открытым, что говорит о возможность применения самых различных сведений ответчика в качестве смягчения вины. К таким обстоятельства может быть отнесено и сложное финансовое положение, и совершение деяния впервые, и отсутствие умысла в таких действиях.

Любое из обстоятельств, признанное таким, которое уменьшает степень вины, является поводом для снижения финансового эквивалента штрафа наполовину.

Снизить штраф может и сам налоговый орган, но и уже сниженный штраф может быть уменьшен на основании судебного решения, о чем должен ходатайствовать ответчик, предоставляющий документы, позволяющие уменьшить ответственность субъекта налогообложения.

Взыскание налоговых санкций

Процесс взыскания налоговых санкций, которые могут быть выражены в виде штрафа, недоимки или пени, возложен на налоговый орган, выявивший и зафиксировавший нарушение законодательных норм.

Установить размер санкции должен суд, к которому с заявлением обращается инспекция, требующая привлечения к ответственности субъекта налогообложения.

Процессуальное решение о взыскании штрафных санкций, является основанием для проведения принудительного взыскания, через органы ФССП. Лицо, признанное нарушителем может исполнить решение налогового или судебного органа в добровольном порядке, а равно и вправе проводить обжалование таких решений.

Справочная / Всё про налоги

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя?

  • Размер пеней для ИП
  • Расчёт пеней для ИП на примере
  • Калькулятор расчёта пеней
  • Пени для ООО
  • Сроки уплаты пеней в ИФНС
  • Как оплатить пени по налогам ИП?
  • Как Эльба поможет оплатить пени?
  • Штрафы налоговой инспекции
  • Полезно запомнить о пенях и штрафах

Размер пеней для ИП

Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют пени и как вам их посчитали. Так вы заранее прикинете траты, если вдруг пропустили срок, и даже сможете проверить налоговую.

Пени считают за каждый день просрочки — чем дольше вы не платите, тем больше пеней начислят. При небольшой просрочке суммы получаются незначительными, поэтому предпринимателей обычно больше пугают другие вещи: штрафы и блокировки счетов.

Расчет пени ФНС по налогам

Ключевую ставку устанавливает Центральный банк. Учитывайте ту, которая действовала в период просрочки. Узнать её можно на сайте ЦБ РФ.

Пени начинают начислять на следующий день после того, как закончился срок для уплаты, а заканчивают в тот день, когда вы перечислите налог. То есть за тот день, когда вы заплатили сумму долга, пеней уже не будет. Такой позиции придерживается Минфин в письме от 5 июля 2016 года и налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.​

Например, 25 октября — последний день для уплаты налога, а вы перечислили деньги только 29 октября. Пени начислят за 3 дня — 26, 27 и 28 октября.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Расчёт пеней для ИП на примере

До 25 октября Никита должен заплатить аванс по УСН за 9 месяцев— 50 тысяч рублей. Но он прождал оплату от клиента и перечислил налог только 1 ноября. Посчитаем пени за 6 дней просрочки.

Смотрим ключевую ставку на сайте ЦБ РФ — допустим, она равна 4,25%. Теперь подставим всё, что знаем, в формулу:

Эту сумму придётся заплатить вместе с суммой налога.

На самом деле мало кто считает пени вручную. Удобнее использовать калькулятор.

Калькулятор расчёта пеней

Как пользоваться калькулятором

  1. Выберите, кто вы — ИП или организация.
  2. Укажите сумму налога, которую заплатили не вовремя.
  3. Укажите срок для уплаты налога. Например, для УСН за 3 квартал 2021 года — это 25 октября.
  4. Укажите день, в который фактически перечислили налог.
  5. Не включайте в просрочку день оплаты — об этом сказала налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.

Пени для ООО

С 2017 года выросли пени для ООО за долгую просрочку. Если не платить налог больше месяца, то с 31 дня пени станут в два раза больше.

Расчет пени за просрочку

Организация «Мир носков» не заплатила УСН за 1 квартал 2021 года до 25 апреля. И уже 40 дней на ней висит долг 20 тысяч рублей. Вот как считаются пени за эту просрочку:

За 30 дней просрочки = 4,25%/300 х 20 тысяч х 30 дней = 85 рублей.

За 31-40 дни просрочки = 4,25%/150 х 20 тысяч х 10 дней = 56,7 рублей.

Итого за 40 дней просрочки ООО «Мир носков» заплатит 141,7 рублей пеней.

Сроки уплаты пеней в ИФНС

Пени платят добровольно или по требованию налоговой. Пени по требованию нужно заплатить за 8 рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. За пропуск срока банк заблокирует сумму долга на счёте.

Можно не дожидаться требования и перечислить пени заранее. Посчитайте их размер самостоятельно или узнайте из сверки с налоговой.

Как оплатить пени по налогам ИП?

  • Сначала узнайте, есть ли у вас пени: для этого проведите сверку с налоговой или зарегистрируйтесь в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
  • Подготовьте платёжку на сайте налоговой. Инструкция по заполнению — в статье «Как создать платёжку на уплату пени и штрафов».

Для ООО порядок тот же.

Как Эльба поможет оплатить пени?

Эльба подготовит платёжку по требованию налоговой автоматически. Прочитайте в статье, как это сделать.

Чтобы узнать размер пеней, отправьте запрос на сверку с налоговой: раздел Отчётность → Сверка с налоговой → Создать выписку операций по расчётам с бюджетом.

Штрафы налоговой инспекции

Штраф налоговой инспекции могут начислить вдобавок к пеням. Но вас не оштрафуют только за то, что вы пропустили срок. Для назначения штрафа нужно, чтобы вы неправильно посчитали налог и занизили его. Это поясняет Высший Арбитражный суд в пункте 19 постановления.

  • Если заплатите налог позже, чем нужно, но в правильном размере — начислят только пени.
  • Если занизите налог в декларации и заплатите эту сумму — налоговая доначислит налог, пени и штраф.

Размер штрафа фиксированный, он начисляется не за дни просрочки, как пени, а за нарушение в целом. Штраф за неуплату налога — 20% от суммы долга, если занизили налог не специально, 40% — если умышленно.

Читайте также: