Как отвязаться от налоговой

Опубликовано: 22.04.2024

Итак, вы решили немного раздобыть денег или просто компенсировать регулярное падение доходов, вызванное "мудрой политикой", однако государство не сдается в своих попытках заполучить ваши, увы, гроши (иначе в нашей стране, к сожалению, честно заработать не получается ) и инициирует налоговую проверку. Я писал ранее, что чиновники запустят свои носы в сектор экономики, связанный с наймом жилья, можете пройти по ссылке и прочитать мои мысли . Волна заболеваемости идет на спад, а значит скоро власть снимет ограничения в части проверок бизнеса и закошмаривания граждан.

В первую очередь грядущие проверки стопроцентно коснутся тех, у кого в собственности окажется больше одного объекта жилой недвижимости. Еще летом я писал. что ФНС начала рассылать "письма счастья", в которых призывала объясниться, а также доказать, что "излишнее" жилье не передано новым жильцам по договору найма, а собственник не извлекает гешефт. Думаете, я издеваюсь? Нет, ни разу, можете в этом убедиться . Налоговая инспекция действительно обращается к гражданам с "наездом", ссылается на то, что ФНС стало известно об извлечении гражданином дохода и требует пояснений.

Что делать? Как встречать инспектора, внезапно появившегося на вашем пороге? Как отвечать на такое письмо?

Сначала выдохните и расслабьтесь. Инспекция в 99% процентов случаев блефует. Если вы ведете расчеты со своими квартирантами, используя наличные денежные средства, то ФНС НИКОГДА в жизни не докажет наличие между вами подобных отношений. ну, разумеется, это в здравомыслящем обществе, не пораженном язвами духовности и скрепоносности, но, тем не менее, это факт - нет доказанного факта регулярного перечисления денег вам, нет и юридически значимого факта, например, заключения договора найма жилья. В общем, строго-настрого запретите жильцам перечислять вам деньги на карту, это табу.

Даже регулярное зачисление денег на карту не дает повода говорить о существовании подобных отношений, однако мы же с вами не будем давать ФНС пытаться оперировать подобными доказательствами, верно? Там, конечно, сидят не самые блестящие умы, но пара-тройка относительно соображающих юристов найдется. Проблема лишь в том, что все это явление (в части кампании, направленной на вывод данного рынка найма жилья из тени) будет носить повальный характер, а в случае судебного обжалования суды, уверен, будут вставать на сторону государства (не кусать же им ту руку, которая их кормит, кстати, напомню, за наш с вами счет).

В принципе, само по себе наличие договорных отношений может "всплыть" лишь тогда, когда вы обращаетесь в суд, чтобы взыскать с негодяя-жильца денежные средства или компенсацию за испорченные вещи или причинение вреда внешнему облику квартиры. Также вероятна и обратная ситуация, когда наниматель чем-то недоволен и идет в суд за защитой своих прав. Если ваши отношения устраивают обе стороны, то предположу, что о ваших тайных делишках никто не прознает, и пусть так будет в действительности.

Никаких инспекторов пускать никуда не нужно, даже не открывайте им дверь, пусть идут на х назад к себе на службу. На письма следует отвечать вежливо в стиле "не состоял, не привлекался, сведениями о сдаче своего недвижимого имущества в аренду или о заключении договора найма не располагаю, прошу предоставить сведения, составляющие вашу доказательную базу мне на электронную почту в виде копий для ознакомления, явиться в указанное время не могу в связи с занятостью на рабочем месте, ответ дать прошу в кратчайшие сроки, в противном случае буду вынужден обратиться за защитой своих интересов в прокуратуру" (это условный набор фраз, которые рекомендую использовать в ответном письме, не следует это принимать за универсальный ответ на любое обращение, хотя можете попробовать, но за последствия не отвечаю).

Отмечу, что огромную долю рынка найма жилых помещений занимают пенсионеры , которые, как мы все знаем, не только доедают "последний хрен без соли", но и являются людьми внушаемыми и доверчивыми. На них инспекция может легко надавить, после чего те не только сознаются во всех смертных грехах, но и с радостью побегут платить налоги не только за себя, но и за другого парня. Рекомендую всем провести беседу со своими родителями, бабушками и дедушками (ко мне уже поступали подобные обращения, напуганные пожилые люди в панике звонили своим детям и спрашивали, что это вообще значит? что творит ФНС? хорошо, что сами позвонили и поставили в известность!) на предмет того, что не нужно никого впускать в дом, в том числе и всех инспекторов, проверяющих и прочих бездельников, существующих за наш с вами счет.

Если вдруг начало действительно припекать, налоговая выяснила, что в вашей квартире проживают "левые" люди, что было подтверждено в соответствующем акте, составленном участковым, то крайне не рекомендую бежать и заключать договор безвозмездного пользования со своими нанимателями, это может привести к тому, что вы сэкономите пару десятков тысяч на налогах, но можете приобрести головную боль на несколько месяцев, пока не распрощаетесь со своими квартирантами, напрямую отказавшимися платить. Короче говоря, если доверяете людям, то можете попробовать и заключить такой договор, но в тех случаях, когда речь идет о деньгах, доверие иногда отходит на задний план.

Разумеется, я не призываю вас не платить налоги. Я всего лишь призываю задуматься над тем, стоит ли их платить в той ситуации, когда денежные средства, поступающие в бюджет государства, тратятся не на создание комфортной окружающей среды, не на повышение качества медицины или образования, а на постройку очередного шубохранилища или комнаты для грязи. Выводы предлагаю сделать вам самостоятельно и написать мысли в комментарии.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и распространяйте мои материалы. Огромное вам спасибо, дорогие друзья, за активность и неравнодушие! Оставайтесь людьми!

П.С. не забывайте про мой телеграм, подписывайтесь по ссылке , там буду выкладывать то, что "Дзен" точно запретит или уже запретил.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Ликвидация


При добровольной ликвидации предприятия или ИП возникает необходимость проведения сверки расчетов с бюджетом. Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке. Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@.

Пытаясь ликвидировать предприятие или ИП, часто налогоплательщик с удивлением обнаруживает приличные долги по налогам за давно прошедшие периоды. Налоговики требуют их погасить. И пугают вместо добровольной ликвидации банкротством с привлечением к субсидиарной ответственности.

Од­на­ко пра­виль­но было бы го­во­рить не о сроке дав­но­сти по неупла­те на­ло­гов, а о сроке дав­но­сти взыс­ка­ния на­ло­га. Ведь важно то, в те­че­ние ка­ко­го вре­ме­ни с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать неупла­чен­ный налог.

За­яв­ле­ние в суд долж­но быть по­да­но в те­че­ние шести ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, опре­де­лен­но­го в тре­бо­ва­нии (п. 3 ст. 46 НК РФ). С учетом срока, указанного в требовании, срок об­ра­ще­ния в суд со­став­ля­ет от четырех до шести ме­ся­цев.Это и есть срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Таким образом, при пропуске установленных сроков взыскания недоимки налоговый орган не вправе предпринимать меры по ее взысканию.

По общему правилу срок давности по налоговым правонарушениям составляеттри года.

Это значит, что лицо можно привлечь к ответственности, если еще не прошло три года:

  • или со дня совершения им налогового правонарушения;
  • или со дня, следующего за налоговым (расчетным) периодом, в котором им было совершено правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Если налогоплательщик допустил грубое нарушение правил учета доходов, расходов и/или объектов налогообложения, либо не уплатил в срок (не полностью уплатил) сумму налога, сбора, взноса в результате занижения налоговой базы или иного неверного исчисления, то срок давности начинает течь со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода (ст. 120, 122 НК РФ).

В соответствии с позицией ВАС РФ это означает, что срок давности считается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен (п. 15 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Причем данное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет год (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

В остальных случаях срок привлечения к налоговой ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения налогового правонарушения.

По смыслу положений ст. 44 НК, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

По подп. 5 п. 3 статьи 44 и подп. 4 п. 1 ст. НК исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Но инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе, путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Рекомендация:

При наличии задолженности по налогам более трех лет, при ликвидации предприятия и при пропуске установленных сроков взыскания недоимки надо обратиться в суд требованием:

— признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена;

— обязать инспекцию устранить допущенные нарушения ваших прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии этой задолженности.

При исследовании дела нужные нам факты будут установлены, старые требования и решения налоговая должна будет представить сама по ст. 200 АПК.

В мотивировочной части решения суд укажет, что такие-то налоги уже не могут быть взысканы в связи с пропуском срока.

Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В этой статье — обзор способов совсем не платить налоги или платить поменьше. Универсального метода нет, потому что в каждом бизнесе нужно разбираться отдельно: что за сфера, какой регион, сколько сотрудников и расходов. Прежде чем менять налоговый режим, переезжать в регион со льготами или увеличивать расходы, поговорите со своим бухгалтером.

Олег Никитин

Способ 1. Уйти на налоговые каникулы

Налоговые каникулы — это возможность не платить налоги два налоговых периода. Каникулы бывают только для предпринимателей на упрощенке и патенте.

Налоги: 0 рублей в двух налоговых периодах. Два налоговых периода — это не всегда два года, давайте на примере:

1 января 2019 года Алена зарегистрировала ИП, она выбрала упрощенку. Ее налоговые каникулы будут идти два года: 2019-й и 2020-й — в это время ей не нужно платить налоги;

Если Алена зарегистрирует ИП 1 ноября 2019 года, каникулы будут короче: ноябрь и декабрь в 2019 году и весь 2020 год;

Допустим, Алена решила купить патент в Краснодаре на два месяца — он стоит 1000 рублей. Налоговый период будет равен сроку патента, это два месяца. Раз у Алены каникулы, она получает бесплатно свой патент и еще один на такой же срок, в сумме четыре месяца — это два налоговых периода.

Если в регионе есть каникулы для патента, выгоднее брать патент сразу на год, чтобы каникулы шли два года.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году. Каникул от взносов нет.

Кому подходит: новым ИП в некоторых регионах по некоторым видам деятельности.

Подробно о налоговых каникулах мы рассказывали в другой статье.


Налоговые каникулы для ИП

Способ 2. Зарегистрировать ИП в регионе со льготами

На упрощенке «доходы» ставка обычно 6%, а на упрощенке «доходы минус расходы» — 15%, их так и называют: упрощёнка 6% и упрощенка 15%. Но есть регионы со ставками ниже — о них и поговорим.

Налоги: от 0% до 5% для упрощенки «доходы» и от 0% до 10% на упрощенке «доходы минус расходы».

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: тем, кто только задумывается о своем бизнесе и готов переехать в регион со льготами.

Чтобы совсем не платить налоги, нужно найти регион со ставкой 0% для вашего бизнеса, сделать в нем прописку и там же зарегистрировать ИП. Вот для примера несколько таких регионов.

Регион
Ставка на упрощенке «доходы»
Вид деятельности

оптовая и розничная торговля автомобилями, мотоциклами и их ремонт

здравоохранение и предоставление социальных услуг;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

сбор и утилизация отходов;

производство бумаги и бумажных изделий.

выращивание овощей, трюфелей и грибов;

производство кожи и кожаных изделий.

выращивание зерновых культур;

разведение овец и коз;

производство безалкогольных напитков и пищевых продуктов;

научные исследования и разработки.

Если со ставкой 0% нет ничего подходящего, можно поискать города с 1%, 3%, 5%. О поиске льготных регионов мы подробно писали в другой статье — она о разработчиках, но принцип един.

Как разработчику сэкономить на налогах

Способ 3. Работать на патенте

Патент — дополнительная система налогообложения. Это значит, что нельзя работать только на патенте, но его можно добавить к упрощенке или общей системе.

Патент получают в том городе, где ведут бизнес. Если магазин, кафе или ветеринарная клиника в Челябинске, патент нужно оформлять в челябинской налоговой. Те, у кого бизнес в нескольких городах, оформляют по патенту на каждый город.

Налоги: 6% от налоговой базы. Налоговая база — не реальный заработок, а потенциально возможный доход, который рассчитывает налоговая. Но об этом можно не думать, потому что в налоговой сразу называют финальную цену: столько-то рублей за патент на месяц и столько-то за патент на год.

На патенте налог не зависит от дохода. К примеру, в Челябинске есть две парикмахерские, «Светлана» и «Катюша». Обе работают на патенте. За год «Светлана» заработала 20 млн рублей, а «Катюша» полмиллиона, но за патент они заплатят одинаково: 13 260 рублей.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: ИП, у которых меньше 15 сотрудников, подходящий регион и вид деятельности.

Нет единой фиксированной цены на патенты для всех предпринимателей во всех городах. Например, в грузоперевозках цена зависит от региона и количества фур.

Не так давно ко мне обратилось за помощью акционерное общество (назовем его просто «Налогоплательщик»), в отношении которого налоговики проводили модные нынче контрольно-аналитические мероприятия (КАМ, или по-простому — предвыездная проверка).

ФНС требовала от компании, применявшей общую систему налогообложения, доплатить 50 млн руб. Предприятие с претензиями налоговой было не согласно, но не хотело нарываться на неприятности. Моей задачей было помочь доверителю выйти из ситуации с минимальными потерями.

Прежде, чем перейти к сути дела, необходимо дать читателям некоторые пояснения. Ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о налогах и сборах не содержит определения контрольно-аналитических мероприятий. В реальности КАМ — это торг между налоговой и налогоплательщиком на этапе до назначения выездной налоговой проверки. Задача ФНС — увеличить налоговые сборы, задача компании — по возможности отбиться от доначислений и при этом не навлечь на себя более страшную кару — выездную налоговую проверку, которая обойдется дороже и по времени, и по деньгам.

Обычно КАМ возникают не на пустом месте. В первой половине календарного года налоговая по своим каналам собирает информацию, которая может свидетельствовать о неполной уплате налогов за три предшествующие года. Например, у одного налогоплательщика обнаруживаются признаки умышленного дробления бизнеса с целью минимизации налоговых платежей. У другого среди контрагентов находят «техническую» фирму. У третьего обязательства по сделке не могли быть исполнены контрагентом. Короче, налоговая копает…

После этого между налоговиками и компаниями начинается обмен письмами. Первые требуют, вторые оправдываются. Проводятся опросы должностных лиц налогоплательщика и встречи в налоговой. Длиться это может несколько месяцев.

В результате налогоплательщик «добровольно» доначисляет и уплачивает налоги и пени и представляет уточненные налоговые декларации.

Если не отвечать на требования налоговой, не сотрудничать с ней и не доплачивать налоги, то вероятность заполучить выездную проверку приблизится к 100%. Поэтому больше половины налогоплательщиков уточняются добровольно-принудительно на этапе КАМ.

Благодаря этому ФНС ежегодно снижает план налоговых проверок и при этом увеличивает поступления в бюджет. Таким образом, КАМ сегодня — это один из основных способов досудебного урегулирования налоговых споров.

Если у Вас есть вопрос по банкротству, субсидиарке или защите личных активов, подпишитесь на рассылку

Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.

И все бы хорошо, если бы не одно но. Так как ни самого понятия КАМ, ни порядка их проведения в законе нет, то отсутствует также и законодательное закрепление прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов в ходе этих мероприятий. Процедуры принятия решений по результатам КАМ и гарантий соблюдения договоренностей, достигнутых между налоговиками и налогоплательщиком в ходе мероприятий, тоже нет.

Это означает, что налогоплательщик после полугода переписки со своей налоговой инспекцией может в добровольно-принудительном порядке сдать уточненные налоговые декларации и доплатить согласованные с инспекцией налоги и пени, а после этого все равно получить выездную проверку. Если налоговая инспекция или вышестоящее управление ФНС решат, что сумма маловата.

На Налоговом конгрессе, состоявшемся в ТПП РФ в ноябре 2020 года, бизнес-сообщество и налоговые эксперты предлагали руководству ФНС закрепить в Налоговом кодексе нормы, регулирующие порядок и сроки проведения контрольно-аналитических мероприятий, а также права и обязанности сторон и порядок закрепления результатов КАМ (к примеру, в форме мирового соглашения).

Однако, представители ФНС полагают, что подобного правового регулирования не требуется. При этом они ссылаются на добровольный (!) характер взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом в ходе контрольно-аналитических мероприятий. По их мнению, вопросы истребования документов (информации) и вызова должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений урегулированы Налоговым кодексом РФ. Этого, мол, достаточно.

Вернемся теперь к нашему случаю. Налогоплательщик обратился ко мне на заключительном этапе препирательств с налоговиками. До этого он в течение пяти месяцев (с июля по ноябрь) самостоятельно участвовал в контрольно-аналитических мероприятиях. За это время налоговый орган направил в адрес компании три информационных письма с предложениями, а по сути требованиями, представить пояснения и документы в связи с возникшими расхождениями по суммам налогов, уплаченных в 2016–2018 годах.

Компания сотрудничала с налоговой и направляла ей соответствующие документы: счета-фактуры, договоры, акты выполненных работ, оборотно-сальдовые ведомости. Часть вопросов удалось снять, компания согласилась доплатить в казну порядка 25 млн рублей. Но оставались неурегулированными претензии по налогу на прибыль и НДС примерно на такую же сумму.

Проблема была в том, что налоговая раскопала два старых арбитражных дела, выигранных Налогоплательщиком. В первом случае компания обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности по договору оказания услуг, во втором — о взыскании неосновательного обогащения (по ходу процесса предмет второго иска изменили также на взыскание задолженности). Налоговая посчитала, что решения арбитражных судов являются основанием для взыскания с компании дополнительных сумм по налогу на прибыль и НДС.

Это означало, что Налогоплательщику придется доплатить в бюджет еще примерно 24,5 млн, из них 10,5 млн руб. НДС и около 14 млн руб. налога на прибыль плюс набежавшие пени.

1. Клиент помогал работать
В компании был хорошо налажен бухгалтерский и налоговый учет. Клиент быстро давал пояснения и предоставлял нужные документы, поэтому мы могли оперативно прояснить все неясные моменты.

2. Диалог с налоговой
Налоговики вели себя корректно. Удалось наладить с ними диалог и детально обсудить каждый пункт требований.

1. Закон не писан
Отсутствует правовое регулирование контрольно-аналитических мероприятий и соблюдения договоренностей по их итогам. При частичном удовлетворении требований налогового органа налогоплательщик несет риски доначислений.

2. За примерами далеко ходить надо
Недостаток судебной практики по аналогичным спорам.

3. Дефицит времени
Клиент обратился ко мне всего за пять дней до заседания по результатам КАМ в налоговой.

Задача была не из легких. Мне нужно было быстро свести воедино материалы двух объемных и запутанных арбитражных дел с длинной предысторией и нормы Налогового кодекса РФ и найти ответ на главный вопрос: почему Налогоплательщик не должен доплачивать в бюджет?

Между тем, уже через пять рабочих дней после моего появления в компании генеральный директор должен был идти в налоговую на заседание комиссии для подведения итогов пятимесячных контрольно-аналитических мероприятий. Необходимо было выиграть время, и я решила обернуть недостаток КАМ себе на пользу.

Так как мероприятия — дело добровольное и регламента их проведения нет, я подготовила, а Налогоплательщик направил в налоговую, ходатайство о переносе срока проведения комиссии на две недели. Обоснование: необходимость подготовки аргументированных возражений на требования налоговой, содержащиеся в третьем информационном письме.

Ходатайство удовлетворили, мы получили отсрочку и за это время подготовили письменные пояснения. Требования налогового органа мы признали правомерными только частично.

Итак, у нас было два арбитражных дела, в которых Налогоплательщик выступал в роли истца и отсудил достаточно крупные суммы. И по каждому из них вырабатывалась отдельная позиция для переговоров с налоговой.

В первом случае требование моего клиента о взыскании задолженности за услуги по перевалке, складскому хранению и отпуску третьим лицам нефтепродуктов суд удовлетворил в полном объеме. В пользу Налогоплательщика были также взысканы судебные расходы, проценты за пользование чужими денежными средствами и государственная пошлина.

По этому делу налоговая предлагала компании:

1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:

— задолженность — 37 млн руб.;

— проценты за пользование чужими денежными средствами — 288,8 тыс. руб.;

— государственную пошлину — 106,6 тыс. руб.;

2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 5,6 млн руб.

Изучив материалы этого дела (от первой инстанции до кассации), я обнаружила, что решение суда вступило в законную силу в 2015 году, то есть за пределами трехлетнего периода, который мог быть охвачен выездной налоговой проверкой. Нужно было тактично сообщить налоговой, что за этот период компания уточняться не обязана и не будет.

В пояснениях на предложение-требование налоговой мы указали, что во время камеральных проверок деклараций, в которые теперь предлагалось внести уточнения, фактов нарушений законодательства о налогах и сборах установлено не было.

Получилось, как в поговорке: «Кто не успел, тот опоздал». Это позволяло убрать из предполагаемых доначислений 5,6 млн руб. НДС + 7,4 млн руб. налога на прибыль организаций + соответствующие суммы пени.

Во втором деле была одна сложность: первоначально Налогоплательщик заявил в арбитражном суде требование о взыскании неосновательного обогащения, но затем изменил предмет иска на взыскание задолженности. И это было нам на руку.

По второму делу налоговая предлагала:

1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:

— задолженность — 32,4 млн руб.;

— судебные расходы — 188 тыс. руб.;

— государственную пошлину — 14,9 тыс. руб.;

2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 4,9 млн руб.

Я проанализировала материалы арбитражного дела и положения Налогового кодекса РФ и пришла к выводу, что требование налоговой в части судебных расходов и государственной пошлины было законным. Это означало, что Налогоплательщику нужно будет доплатить в бюджет всего 40,6 тыс. руб.

А вот с предложением включить в состав внереализационных доходов взысканную по решению суда задолженность в размере 32,4 млн руб. мы были не согласны. И вот почему. Для целей налого­обложения прибыли Налогоплательщик признавал доходы методом начисления, поэтому сумма, присужденная арбитражом, уже была отражена в составе доходов от реализации в предыдущем налоговом периоде (на дату подписания этими сторонами актов выполненных работ). А согласно Налоговому кодексу РФ суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не могут быть включены в них повторно.

Для того, чтобы обосновать нашу позицию, нам нужно было поднять документы 5-ти и даже 7-летней давности. Работа оказалась непростой, но благодаря хорошо налаженному в компании учету мы справились.

Что касается предложения налоговой восстановить НДС, то мы пришли к выводу, что решение арбитражного суда не порождало ни одного из обстоятельств, установленных пп. 4 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ. Напомним, что в этом подпункте содержится закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить суммы НДС, ранее принятые к учету. Я решила сослаться на это обстоятельство и не лезть в дебри первичных документов.

Все это позволяло уменьшить предполагаемые доначисления еще на 4,9 млн руб. по НДС + 6,5 млн руб. по налогу на прибыль + не платить соответствующие суммы пени.

Согласованную с Налогоплательщиком позицию я оформила в виде письменных пояснений на информационное письмо, и компания направила их в налоговую.

После того, как наша позиция была сформирована, предстояло защитить ее в налоговой на заседании комиссии по подведению итогов контрольно-аналитических мероприятий. Эти заседания проводятся в очной форме, онлайн-формат не предусмотрен, хотя возможность такая обсуждается.

Это самый важный этап. На заседании детально рассматривается каждый пункт требований налогового органа, а налогоплательщику предоставляется возможность обосновать свою позицию.

Нам сравнительно легко удалось доказать свою правоту в вопросе об НДС. Были приняты и доводы по решению первого суда, вступившему в силу в 2015 году.

Труднее было с налогом на прибыль по второму делу. Пришлось убеждать налоговиков, что ранее спорная сумма была уже учтена в доходах. Для этого на комиссию привезли договоры, акты взаимозачетов, «древние» налоговые декларации и соответствующие выписки со счетов бухучета. Мы изложили всю последовательность рассмотрения дела в трех инстанциях и в итоге были услышаны.

Уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год компания представила 26 декабря 2019 года. К тому времени «добровольно» доначисленные налоги и соответствующие пени были фактически уплачены. Но, как мы помним, все договоренности, достигнутые в ходе КАМ носят джентльменский характер и никак не фиксируются, поэтому сохранялся риск, что налоговая организует камеральную проверку и все равно доначислит спорные суммы налогов.

Только в конце апреля 2020 года, после истечения срока, отведенного на составление и вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, мы вздохнули спокойно. Акт проверки налогоплательщику не поступил.

Уточненные декларации по НДС за 2016 год не представлялись. Формально это могло послужить поводом для назначения выездной или тематической налоговой проверки. Но этот риск был снят после истечения срока назначения выездной налоговой проверки, установленного п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Срок назначения ВНП за 2016 год истекал в последние рабочие дни 2019 года. Проверка не была назначена, и к середине января 2020 года инцидент можно было считать исчерпанным.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: