Как отразить субсидии в бухгалтерском и налоговом учете

Опубликовано: 14.05.2024

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 утверждены правила выплаты субсидии из Федерального бюджета (ФБ) на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 учитывать получение и использование субсидии в бухгалтерском и налоговом учете.

Кто может получить субсидию на проведение мероприятий по профилактике коронавируса

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения в 2020 году мероприятий по профилактике коронавируса.

Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) могут использовать субсидию на любые расходы.

Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены.

Бухгалтерский и налоговый учет субсидий на дезинфекцию и профилактику коронавируса

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать.

Субсидия, полученная организацией на компенсацию понесенных затрат, относится на увеличение финансового результата организации и учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов организации (п. 10 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Если же полученная субсидия будет использована на будущие расходы, проводить ее через счет 86 также нецелесообразно, поскольку субсидия предоставляется на любые затраты (без целевого назначения) и не предполагает никакой отчетности об использовании полученных средств.

В то же время организация по желанию может использовать счет 86 для учета полученных средств, поскольку никаких запретов на использование счета 86 в данной ситуации нет.

Затраты, на компенсацию которых получена субсидия, в бухгалтерском учете отражаются в расходах в обычном порядке.

Субсидии, полученные субъектами МСП из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не учитываются в доходах для целей исчисления налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом расходы за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, также не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 48.26 статьи 270 НК РФ введены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

НДС по приобретенным за счет субсидии товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам можно принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).

При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) ни субсидии, полученные из федерального бюджета, ни затраты, на компенсацию которых получены субсидии, в целях исчисления налога при применении УСН не учитываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Отражение получения и использования субсидии в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0

Рассмотрим на примере, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 отражать получение и использование субсидии организацией, применяющей общую систему налогообложения.

Получение субсидии в программе отражается стандартным документом Поступление на расчетный счет с видом операции Прочее поступление (рис. 1):

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 1. Получение субсидии

Предположим, что организация получила субсидию в сумме 28 000 руб. (из расчета на 2 сотрудников).

В полях Счет расчетов и Прочие доходы и расходы следует указать счет 91.01 «Прочие доходы» и аналитику к нему (статью прочих доходов и расходов).

В статье прочих доходов и расходов должен быть снят флаг Принимается к налоговому учету (рис. 2).

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 2. Статья прочих доходов и расходов

На момент получения субсидии в учете организации уже могут быть отражены расходы на дезинфекцию и профилактику коронавирусной инфекции, например, с помощью документа Требование-накладная (рис. 3а).

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 3а. Списание материалов на дезинфекцию и профилактику, закладка «Материалы»

Предположим, что расходы на дезинфекцию и профилактику учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (рис. 3б).

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 3б. Списание материалов на дезинфекцию и профилактику, закладка «Счет затрат»

Проанализируем расходы организации на дезинфекцию и профилактику коронавируса с помощью оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) по счету 26 «Общехозяйственные расходы». Используя панель настроек, можно одновременно вывести данные бухгалтерского и налогового учета (рис. 4).

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 4. ОСВ по счету 26 за январь — июль 2020 г.

Расходы организации на дезинфекцию и профилактику коронавируса, отраженные в налоговом учете, следует скорректировать в сторону уменьшения на сумму полученной субсидии (то есть на 28 000 тыс. руб.). Для этого можно воспользоваться документом Операция, где отразить соответствующую корреспонденцию счетов (рис. 5).

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 5. Исключение расходов на профилактику коронавируса из налоговых расходов

Поле Сумма остается незаполненным, поскольку данные бухгалтерского учета не корректируются, а в специальном поле для целей налогового учета Сумма Дт НУ: 26 следует указать сумму 28 000 руб. со знаком «минус» для исключения из состава налоговых расходов.

Если организация применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» балансовым методом (без отражения в учете постоянных и временных разниц), то фиксировать постоянную разницу в проводке не требуется.

Таким образом, расходы, произведенные за счет субсидии на профилактику коронавируса, не будут включаться в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (рис. 6).

Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1С:Бухгалтерии 8», Рис. 6. ОСВ по счету 26 за январь — август 2020 г.

Расходы на дезинфекцию и профилактику коронавирусной инфекции за счет субсидии можно отражать и после ее получения.

В этом случае в документе Требование-накладная (или в других документах, использующихся для учета расходов) следует указать счет и аналитику затрат по статье, не учитываемой для целей налогообложения прибыли (рис. 6а и 6б).

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Счет 86 «Целевое финансирование»

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Счет 98 «Доходы будущих периодов»

Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов. Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.

Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:

  • Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
  • Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).

Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:

Дт 51 – Кт 86

Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.

Расходование средств субсидии в бухучете

При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.

Разберем ситуацию на примерах:

Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.

При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:


Для упрощения примера примем, что компания освобождена от уплаты страховых взносов за период выплаты этой з/п.

Проводки будут такими:

  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.

При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:


В бухучете отразить оплату части аренды за счет субсидии следует так:

  • Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
  • Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
  • Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
  • Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
  • Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.

Нюансы налогового учета субсидии

Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.

В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.

В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.

И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.

Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:

  • у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).

Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Подводим итоги

Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.

Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.

Учет субсидий в 2020 году: важные нюансы для учреждения и учредителя
AK55 / Depositphotos.com

Финансовое ведомство подготовило обширные системные разъяснения в части учета операций по предоставлению и получению субсидий на выполнение государственного / муниципального задания и на иные цели с примерами бухгалтерских корреспонденций (письмо Минфина России от 4 февраль 2020 г. № 02-06-07/6939).

На некоторые моменты стоит обратить особое внимание, поскольку они представляют собой определенные новшества в порядке признания доходов в виде субсидий у учреждений и расходов – у органа-учредителя при их предоставлении:

Документ-основание для признания субсидии в доходах текущего года – Извещение (ф. 0504805).

Признание доходов текущего отчетного года по доведенным субсидиям на отчетный период по мере достижения показателей целесообразно отражать в бухгалтерском учете учреждения последним рабочим днем того отчетного периода, в котором выполняются условия предоставления субсидии и достигаются поставленные цели. И основанием для этого должен стать Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания / Отчет о достижении целевых показателей. Такое требование пока закреплено в Инструкциях №№ 174н и 183н.

Напомним, в конце прошлого года Минфин России высказывал мнение о том, что документом-основанием для признания доходами текущего отчетного периода субсидии на задание при его выполнении может быть извещение. Но, во-первых, это были разъяснения частного характера. Во-вторых, тогда не конкретизировалось, что речь идет об Извещении формы 0504805.

Теперь же позиция ведомства в отношении документа-основания прописана достаточно четко и подлежит обязательному применению. Соответствующие поправки Минфин планирует внести и в Инструкции. Подробнее об этом здесь.

Обратите внимание: формирование Извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанности представления Отчетов по субсидиям, даже если они должны быть представлены учреждением после годовой бухгалтерской отчетности.

Изменение суммы ранее принятых показателей – это уточнение оценочных значений.

Вполне может быть, что Отчет о выполнении задания / Отчет о выполнении условий предоставления целевой субсидии покажет факт недостижения показателей задания или целевой субсидии. Соответственно, объем субсидии, ранее зафиксированный на основании Извещения (ф. 0504805) подлежит изменению. Минфин прямо указывает: в этом случае корректировка является уточнением ранее принятых оценочных значений. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие корректирующие бухгалтерские записи. Обратите внимание: проводки по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки, и отражаются том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям.

Вышеизложенный подход, на наш взгляд, вполне применим и в отношении порядка отражения в учете начислений налогов на имущество и на землю. Метод начисления обязывает учреждение начислить налог в том отчетном периоде, к которому он относится, а налоговое законодательство предусматривает формирование налоговой декларации после окончания отчетного / налогового периода. Поэтому вполне вероятно, что сумма налога, исчисленная на основании декларации, будет отличаться от суммы предварительного расчета, сделанного в целях бухучета. И в такой ситуации речи об ошибке идти не может, ведь первоначально отражаются суммы на основании предварительного расчета, предусмотренного учетной политикой. Соответственно, корректировка в учете суммы налога по факту представления декларации – это тоже уточнение оценочных значений текущей датой.

Финансовый результат текущего года по субсидии на иные цели признается в сумме без учета перечисленных авансов.

Минфин России прямо указывает: доходы / расходы текущего финансового года по операциям от получения / предоставления субсидий на иные цели на основании Извещения (ф. 0504805), Отчета о достижении целевых показателей или иного документа, предусмотренного Соглашением для целей завершения в учете финансового года, отражаются в учете учреждения и учредителя в сумме принятых учреждением денежных обязательств по расходам за счет целевой субсидии без учета перечисленных авансов. То есть при наличии одного из этих документов в учете обеих сторон будет учтена одинаковая сумма без учета авансов, отраженная проводками.

У учреждения: Дт 5 401 40 152 (162) Кт 5 401 10 152 (162)
У органа-учредителя: Дт 1 401 20 241 (281) Кт 1 302 41 (81) 732.
Соответственно, в годовом отчете учреждения по счету 5 401 40 152 (162) Минфин России допускает наличие только суммы, соответствующей сумме авансов / предоплат, произведенных за счет средств целевой субсидии и она должна быть подтверждена идентичными показателями по дебету счета 5 206 ХХ 560.

Показатели счета 5 205 52 (62) 000 при уменьшении субсидии текущего года обнуляются.

    Наличие в конце года на лицевом счете и по счету 5 201 11 000 остатка неиспользованные средства субсидии влечет необходимость отражения в учете одной из двух операций:
  1. Есть остаток средств, но НЕТ подлежащей оплате кредиторской задолженности – остаток субсидии нужно вернуть в бюджет, а значит, отразить задолженость перед бюджетом:
    Дт 5 401 40 152 (162) Кт 5 303 05 731
  2. Есть остаток средств и ЕСТЬ кредиторская задолженность, отраженная на счетах 5 300 00 000 и на 500-х счетах учета обязательств, – признаем сумму остатка в размере “кредиторки” в доходах текущего года:
    Дт 5 401 40 152 (162) Кт 5 401 10 152 (162).
Впоследствии учредитель рассмотрит вопрос о потребности в этих средствах.
Иными словами, весь остаток средств на лицевом счете по КФО 5 должен быть “закрыт” задолженностью – либо перед кредиторами, либо перед бюджетом.
Если при наличии кредиторской задолженности в следующем году произойдут события, вследствие которых оплачивать ее не придется, например, решение суда, расторжение договора или при признание расходов по этому договору нецелевыми, на эту сумму Минфина советует начислить задолженность перед бюджетом:
Дт 5 401 40 152 (162) Кт 5 303 05 731
Такую же корреспонденцию придется сделать и при возврате учреждению в следующем году ранее перечисленного аванса.
  • Показатели счета 5 205 52 (62) 000 при уменьшении субсидии текущего года обнуляются.

    Бывает, что учредитель в текущем году перечисляет целевую субсидию в меньшем объеме, нежели было предусмотрено Соглашением изначально. И у учреждения в конце года остается не “закрытым” дебет счета 5 205 52 (62) 000 на сумму не доведенной субсидии. В такой ситуации Минфин рекомендует учреждению обнулить расчеты с учредителем по доходам по этой субсидии обратной проводкой:

    Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 205 52 (62) 561.

    Причем учредитель остатки принятых бюджетных обязательств по не предоставленной в 2019 году субсидии, отраженные на счетах санкционирования расходов, на 01.01.2020 не переносит.

  • Обязательное выполнение соотношений показателей при подтверждении остатков по счетам.
      Учитывая вышеприведенный Минфином алгоритм действий, можно проследить ряд закономерностей:
    1. Если ЕСТЬ остаток на 5 201 11 000, при этом НЕТ начисления на 5 303 05 731 и НЕТ остатка по Кт 0 401 40 152 (162), значит в учете должна числиться “кредиторка”, например, по счету 5 302 ХХ 000.
    2. При сверке показателей годовой отчетности у учреждения и учредителя будет соблюдаться следующее соотношение:

    Остаток Кт 5 401 40 152 (162) = Остаток авансов по Дт 5 206 ХХ 560 (за счет конкретной субсидии) = Дт 1 206 41 (81) 562 (у учредителя по этой субсидии)

      Обратитие внимание, что такое соотношение будет справедливым в том случае, если:
    • субсидия доведена в полном объеме, предусмотренном Соглашением – в таком случае на счет 5 205 52(62) 000 “закрывается”;
    • ИЛИ имело место недофинансирование по субсидии, но счет 5 205 52(62) 000 был уменьшен корреспонденцией, указанной выше в п. 5.

    Если же субсидия была доведена не в полном объеме, а расчеты с учредителем по счету 5 205 52(62) 000 не были “закрыты” путем их обнуления, то указанное соотношение будет иметь вид:
    Остаток Кт 5 401 40 152 (162) – Остаток Дт 5 205 52 (62) 561 = Остаток авансов по Дт 5 206 ХХ 560 (за счет конкретной субсидии) = Дт 1 206 41 (81) 562 (у учредителя по этой субсидии)

    Казначейством начиная с отчетности на 01.01.2020 предусмотрено межформенное контрольное соотношение к показателям Сведений (ф.ф. 0503169 и 0503769):
    У учреждения Кт 5 401 40 152 (162) – Дт 5 205 52 (62) 561 = Дт 1 206 41 (81) 562 у учредителя.
    Очевидно, что данное соответствие показателей будет “работать” только когда расчеты между учреждением и учредителем еще не были подтверждены Извещением (ф. 0504805), т.е. при составлении промежуточной отчетности.

    Читайте также: