Налог в кокандском ханстве

Опубликовано: 23.04.2024

С середины XVIII в.в. в среднеазиатских ханствах начался процесс "собирания земель" Попытки преодоления феодальной раздробленности продолжались в конце XVIII - начале XIX в.в.

Государственный строй. Налоговая система. Сходство наблюдается не только в политической истории среднеазиатских ханств, но и в их государственном устройстве. Формой государств в Бухаре, Хиве и Коканде былифеодальные монархии. Во главе Бухарского ханства стоял эмир, во главе Хивинского и Кокандского ханств - ханы, наделенные неограниченной властью и осуществлявшие ее с помощью сложного аппарата управления.

Высшая админстративная власть в Бухаре принадлежала кушбеги, который был старший везирем и одновременно правителем Бухарского вилаета (10 районов или туманов). Ему подчинялись хакимы или беки. Вторым по значению лицом после кушбеги был кушбеги - и - паян (нижний), который ведал финансовой частью. Он был начальником всех диванбеги, состоявших при правителях наиболее обширных вилаетов (Чарджуйского, Кермининского и др.). Начальник гарнизона Бухары, носивший звание топчибаши - и лашкар (начальник войсковой артиллерии), являлся вместе с тем начальником командиров всех воинских частей ханства. Разнообразные служебные функции второстепенного характера исполнялись служащими разных чинов. Причем, в первой половине XIX в., чины все больше превращаются в почетные звания, теряя связь с исполнением определенного круга обязанностей.

Так же в основном было организовано административное управление в Хивинском и Кокандском ханствах. Главным сановником Хивы в первой половине XIX в. был кушбеги (ранее - инак), получавший распоряжения непосредственно от хана. Он заведовал оседлым населением всей южной половины ханства. За ним следовал михтар, которому подчинялось оседлое население северной части ханства. Чин инака, считавшийся высшим званием после ханского достоинства и раньше имевший значение полномочного владетеля, в XIX в. утратил свое значение так же, как в Бухаре прежний высший чин аталыка.

Главным сановником Кокандского ханства являлся мингбаши с правами великого везиря и главнокомандующего армией, соответствовавший по своему значению кушбеги Бухарского ханства. Важную роль в админстративно - политическом отношении играл назначаемый непосредственно ханом правитель Ташкента (беклярбеги). При хане функционировал совет, в который, кроме него самого, мингбаши, входили также аталык, атабек, дастурханчи, рисалачи, мехтер, наиб, удайчи, ходжа-калян, кази - калян, кази - аскар, шайхулислам, а также некоторые другие админстративные лица. Одни из них постоянно находились при хане, являясь одновременно правителями отдельных вилаетов и городов, где имели своих наместников или доверенных лиц для сбора податей и налогов, доставляемых затем в Коканд. Другим своим приближенным хан отдавал за службу отдельные области.

На политическую и духовную жизнь всех трех ханств большое влияние оказывало мусульманское духовенство. Представители духовной знати могли занимать не только высшие духовные или судебные посты, но и административные должности, выступая в качестве правителей областей и т.д. В Хивинском ханстве наиболее видные лица из высшего духовенства имели, как и светские феодалы, свои дружины. Существовало две категории духовных лиц. К первой относилось чиновное духовенство - шайхулисламы, казин, раисы, муфтии, мударрисы, имамы и др.

Высшую судебную власть в Бухаре осуществлял кази - калян (верховный судья), который назначался эмиром и был главой всех остальных судей, которые также назначались эмиром. В Хивинском ханстве, как и в Бухаре, существовали по городами судьи (казии), находившиеся в подчинении у главного судьи столицы (кази - каляна). В Кокандском ханстве высшая судебная власть находилась в руках казиев, назначаемых самим ханом из числа видных духовных лиц, во главе которых стоял кази- калян. Следующим лицом после верховного судьи по важности занимаемого положения во всех трех ханствах был раис (буквально, начальник), или мухтасиб (в Коканде), в обязанности которого входили надзор за поведением жителей, выполнением ими предписаний шариата и торговая инспекция (раису Бухары подчинялись раисы всех других городов ханства). Полицейская власть была сосредоточена в руках миршабов, или курбаши (в Кокандском ханстве).

Войска среднеазиатских ханств в XVIII - XIX в.в. были в основном конные, иррегулярные , состоящие главным образом из нукеров - особого служилого сословия, освобожденного от налогов и обязанного в случае войны являться под предводительством областных правителей с полным вооружением и боевыми конями. Регулярная пехота появилась в Бухаре только в 30-х гг. XIX в. под названием сарбазов, а в Кокандском ханстве - во второй половине XIX в. В Хивинском ханстве в XIX в. было и конное, и пешее войско, но конницы было в 8-9 раз больше.

Основой финансовой системы всех среднеазиатских ханств являлись налоговые поступления в государственную казну. Какие же виды налогов были наиболее распространены в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах?

В Бухарском ханстве из всех налогов самым значительным был харадж, который платили натурой, из доли урожая. Из других налогов важнейшим был закят - государственный поимущественный налог в размере 1/40 стоимости облагаемого предмета. Существовал и особый налог - аминана, размером в 1,5 % стоимиости товаров и имущества. В случае войны с населения, как правило, собирали чрезвычайный налог (джул). Поддержание ирригационный системы в надлежащем состоянии: ремонт оросительных каналов, их очистка, содержание чиновников водного надзора - ложилось на плечи земледельческого населения.

В Хивинском ханстве также существовали многочисленные постоянные и чрезвычайные налоги и повинности, которыми облагались разные социальные слои населения в зависимости от местности, рода занятий и т.д. К ним относятся: салгут (поземельная подать), мирабона (сбор в пользу мираба), милтык - салиги (денежный сбор с населения на покупку оружия для воинов), араба ала (мобилизация арб на государственные нужды); бегар, казу, (проведение и очистка распределительной сети), качу (мобилизация на устройство предохранительных дамб) и др. Существовали специальные дорожные сборы, за переправку и.т.п.




В Кокандском ханстве налоговая система, в основе сходная с бухарской, отличалась особой изощренностью. Харадж являлся одним из основных налогов, как и в других ханствах. Налог со скота, имущества вообще и с товаров в частности (1/40 от стоимости) назывался закят. Он был общепризнанным в мусульманских странах. Больше доходы приносили базарные сборы с торговых лавок и ремесленников. В случае необходимости жители ханства обязаны были предоставлять лошадей, арбы, рабочих для постройки или ремонта крепостей, оросительных каналов, чистки конюшен, строительства мостов, а также участовать в военных действиях. Одной из распространенных повинностей был хашар - общественное мероприятие, связанное с сооружением каналов, плотин, содержанием их порядке и исправности, с возведением медресе, мечетей и т.д.

Самый обременительной была воинская повиность. В случае войны каждый мужчина обязан был нести службу, причем сам обеспечивал себя провиантом.

3.Социально-экономическая и культурная жизнь среднеазиатских ханств.

К концу XVIIIв., благодаря некоторой централизации государственной власти, в среднеазиатских ханствах складываются более благоприятные условия для развития сельского хозяйства, ремесленного проивзодства, внутренней и внешней торговли. Основу хозяйства в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах составляло поливное и богарное земледелие. В ханствах стала восстанавливаться ирригационная система, строились новые каналы, за счет чего увеличилась площадь орошаемых земель.

Особенно заметно увеличилась ирригационная сеть в Кокандском ханстве, где до XVIII в. для орошения использовались только мелкие речки (саи) и ручьи.

В целом весь процесс сельско-хозяйственного производства, орудия труда мало изменились в течение веков. Земледельцы выращивали различные сельскохозяйственные культуры: пшеницу, рис, ячмень, просо, кукурузу, маш, джугару и др. Разнообразные овощи, фрукты, бахчевые, прекрасные сорта винограда выращивались в ханствах с большим успехом, так же как и технические культуры- хлопок, табак, кунжут, лен, красильные растения. В сельском хозяйстве к середине XIXв. четко выявилась специализация отдельных областей на производстве тех или иных земледельческих культур. Главным районом разведения риса, например, была Самаркандская область (долина Мианкаля), табака - Карши и Каттакурган, марены и других красильных - Хивинское ханство, шелководства -Наманганская, Андижанская и Кокандская области, окрестности Маргелана, Хазарасп. Основными районами хлопководства были Бухара, Ферганская долина, Шахрисабз, Янги-Ургенч и Каттакурган. В Кокандском ханстве, например, пытались культивировать и американский хлопок.

В районах кочевого скотоводства в большом количестве разводили овец-курдючных и каракульских ("араби куй"). В целом к 50-м годам XIX в. по уровню развития сельского хозяйства среди среднеазиатских ханств первое место занимало Кокандское. Хивинское ханство отставало не только от Ферганы, но и от Бухарского эмирата.

В XVIII-XIX в. в среднеазиатских городах широко развивалось ремесленное производство. Однако в этот период во многих районах Средней Азии ремесло еще не вполне отделилось от земеледелия. Многие ремесленники в летнее время обрабатывали землю и питались продуктами своих огородов и полей. С другой стороны, отдельные виды ремесла широко развивались в сельской местности. Что касается городского ремесла, то, имея длительную историю развития, оно было чрезвычайно специализированным. Существовали специальности по выработке лишь какого-нибудь одного вида изделия и даже по одной только операции. Вместе с тем ремесло было тесно связано с торговлей - чаще всего ремесленник сам продавал свой товар. Только внешнеторговые операции были сосредоточены в руках купцов.

Ведущей отраслью ремесленного производства во всех среднеазиатских ханствах было ткацкое производство, которое развивалось не только в городах, но и в сельской местности. В Бухаре производили отличную булатную сталь, из которой изготовлялись превосходные ножи. Одним из важнейших видов ремесленного производства было ювелирное дело. Широкое распространение получило ковроделие (в Хивинском ханстве производились знаменитые туркменские ковры), гончарное проивзодство (широкий известностью пользовалась риштанская керамика); в Ферганской долине было развито производство фарфоровых изделий, многие из которых в настоящее время хранятся в музеях, в Хивинском ханстве - резьба по дереву и камню; славились своим искусством далеко за пределами Средней Азии бухарские и хорезмские вышивальщицы.

Одной из важнейших отраслей ремесленного производства было изготовление бумаги. Важнейшими центрами бумажного производства были Бухара, Самарканд, а затем Коканд, хотя уже в начале XVIIIв., не выдержав конкуренции с фабричной бумагой, поступавшей из России, среднеазиатское бумажное дело неудержимо пошло на спад.

Высокого уровня достигло и оружейное производство, искусство оформления конского снаряжения; изготовление лодок и водоподъемных механизмов (чигирей), распростаненное, например, в Хивинском ханстве.

Перечень ремесленных отраслей и специальностей можно было бы продолжить (только в Кокандском ханстве их, по архивным данным, в XIXв. существовало более 100). В целом же развитие ремесленного производства и его специализация, возникновение промышленых районов свидетельствовали о важных сдвигах в развитии производительных сил ханств. Однако до уровня машинной индустрии среднеазиатское ремесло не поднялось. Только в наиболее развитых отраслях городской промышлености (ткачество, оружейное производство) применялись станки, инструменты, технологические приемы, рожденные многовековым опытом развития ремесленного производства.

Территория среднеазиатских ханств была богата полезными ископаемыми.

Однако становлению горнодобывающей промышленности препятствовали многие факторы: неразвитость производительных сил, господство феодальных проивзодственных отношений, отсутествие специалистов, запретительные мероприятия ханов, опасавшихся, что разработка рудных богатств может навлечь грабительские набеги со стороны соседних государств и др.

Развитие ремесленного производства, рост городов способствовали оживлению внутренней и внешней торговли. Внутренняя торговля в ханствах базировалась главным образом на издавна существовавшем разделении труда между оседлыми земледельцами, ремесленниками городов и сел и кочевниками-скотоводами. Внутреннюю торговлю составляли главным образом продовольственные товары, а также продукция ремесленников.

Среднеазиатские ханства вели активную внешнюю торговлю: Бухарский эмират - с Персией, Афганистаном, Индией, Кашгаром, Китаем; Кокандское ханство - с Бухарой, Восточным Туркестаном, Китаем, частично с Хивой, Афганистаном, Индией, Ираном, Турцией; Хивинское ханство - с Ираном, Турцией, Китаем. Главным внешнеторговым партнёром среднеазиатских ханств являлась Россия.

Во второй половине XVIII в. после длительного периода застоя и упадка, вызванного общеполитической ситуацей, в среднеазиатских ханствах наблюдается некоторое оживление в культурной жизни, что нашло выражение в появлении новых научных сочинений, в том числе исторических, развитии литературы, искусства книжной миниатюры, архитектуры, музыки и театра.

Но поистине средоточием литературных сил того времени стало Кокандское ханство, где сформировалось особая Кокандская литературная среда (Боборахим Машраб, Ходжа Назар оглы Хувайдо, Мулла Шермухаммад Акмаль, Махмур, Гулхани, Гази, Хазык, Маъдан и др.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ошский государственный университет


ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

налог, поступления в казну, бесконтрольные произвольные виды налогов, вспомогательный налог, система налогообложения, tax revenues to the treasury, uncontrolled arbitrary taxes, operating taxes, tax system

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье проведен анализ историчесиких причин возникновения налоговой политики и бесконтрольной налоговой системы на территории Кыргызстана в период Кокандского ханства.

Текст научной статьи

В период Кокандского ханства население облагалась различными видами налогов. Уменьшения земельных владений и бездействия ханской политики привели к резкому снижению объема поступления в казну Кокандского ханства. Из-за чего были повышены размеры налогов, взимаемые от населения. Политика управляла по понятию «самый высший владелец земли». Земля являлось самым важным владением и богатством государства и в это же время правительство являлась «самым высшим владельцам». «Хан - это государство» это понятие являлась главенствующей. Такая обстановка обусловливала возникновение налоговой политики, которая отвечала только требованиям феодальной верхушки. Хан и государство одно и то же, поэтому казна государства рассматривалась как личная собственность хана. Это обстоятельство обусловило возникновение бесконтрольной налоговой системы. Объем облагаемого налога определялось не юридическим путем (шариат, адат), а в большинстве случаев по надобности хана, акима и бека. Такая система вместо устойчивого налогообложения породила неразбериху, усилила необоснованное налогообложение простых людей. Архивные документы на русском языке того времени показывают, что в Кокандом ханстве изымалось от населения 18 видов налогов. Это можно увидеть в записях статсоветника Г. Вейнберга, а также в записках Кауфмана от 10 - ноября 1874 года были зафиксированы, что на территории Кокандского ханства изымаются от населения 18 видов налогов. Исследователи Востока А.П. Хорошкин и Н. Пантусов в своих трудах разделили собираемые налоги на территории Кокандского ханства на две группы: основные и вспомогательные. Эти налоги с учетом условий шариата имели следующий вид: Харадж-налог за использование и обработку земель крестьянами, этим видом налога облагались крестьяне в натуральном виде; от поливных земель 1/5 часть собранного урожая, от багарных земель1/10 часть собранного урожая; танап - обложение налогами фруктовых садов, изымалось в виде денег или в натуральном виде от собранного урожая; зекет - налог облагаемый от торговцев, от ремесленников объем налога составляло 1/40 часть от денег, которая была получена в виде прибыли от производства продажи или услуг. Зекетом также облагались и кочевые племена. Например, кочевники платили налоги от объема имеющихся живностей, от 40 овец 1 овец, от 40 голов лошадей 1 лошадь, от 30 крупнорогатого скота 1 крупнорогатый скот, от 5 верблюд 1 верблюд. Сверх того, имелись налоги вспомогательные, которые относились к бытовым налогам и размер этого налога определялся по желанию акима. Эти налоги относились к налогам «адат». Например, джайлоо пулу - деньги, облагаемые за использование пастбищ, «кеми пулу» - за использование бродов переходов рек или за переход частных земель, а также оплачиваемые деньги от торговых караванов и стад живностей за переход частных земель. Они имели вид за прохождение через землю зекет пулу, за использование мостов изымали налог копуро пулу. А также от торговцев изымались налоги «таги жай пулу» - за место торговли; «неках жана тарихане пулу» - облагались при женитьбе и при оформлении наследства; «луката пулу» - это налог на имущество без хозяина после смерти владельца; «тараза пулу» - за использование измерительных приборов весов и разновесок во время торговли; «тамбаки пулу» - за землю использованную под посев табака; «намак пулу» - налог облагаемый за добычу соли. А также существовали различные налоги в виде зекета облагаемые за сбор орехов с диких ореховых лесов Арстанбапа, Сары -Челека, Кызыл-Ункура, а также за сбор фисташек. Налоги также изымались за выпас овец и коров и за сбор фруктовых ягод в виде зекета. Позднее Кудаяр-хан ввел дополнительный вспомогательный налог «харадж аты» за использование лошадей; «карагай пулу» -за продаваемый древесный материал для строительства; «отун пулу» -на стоимость предназначенных за дрова для продажи; «даллал пулу» - за посредничество на рынке; «кук пулу» - за использование пастбищ (джайлоо) для выпасов скота; «суу пулу» - за использование воды для полива и других целей. Увеличение налогов породило недовольство населения. В результате бедные хозяйства, которые не сумели оплатить налоги для погашения долга на налоги вынуждены были отдавать своих родных детей богатым людям. Все население, проживающее в Кокандском ханстве облагалось самым трудным налогом, который назывался «кыл куйрук». Этим налогом население облагалось перед военными походами. Каждый населенный пункт должен был поставить для армии с каждой семьи (тутун) одного экипированного солдата (жоокер) и 2-х коней. Тяжелое налоговое бремя постепенно увеличило недовольство населения ускорило развал и ослабление Кокандского ханства. Несмотря на существование бесконтрольных произвольных видов налогов можно сделать заключение, что на территории Кыргызстана существовала система налогообложения, которая являлась неотъемлемой частью единой налоговой системы Кокандского ханства. Из всего выше рассмотренного следует сделать вывод, что налоги при Кокандском ханстве были нереальными по сравнению с нынешней. В то же время отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов приводили к тяжелым последствиям. Примером неудачной практики могут служить войны друг с другом, т.е., между ханствами. Эти войны требовали огромных расходов. И от этого же тяжело страдала беднейшая часть населения. Вся тяжесть этой политики ложилась на плечи простых людей. Поэтому зафиксированы неоднократные восстания против правящей системы и усиливались освободительные движения. Если дать налоговой системе при Кокандском ханстве оценку по трем направлениям; политической, экономической и правовой то можно увидеть следующее: - Правила Кокандском ханством абсолютная монархия, режим которой являлся авторитарным. Правовой стороны налоговая система вышеуказанное время не имела устойчивую структуру, являясь аморфным образованием, которая изменялась в зависимости политической ситуации и номенклатуры. Например, во время военных событий налоги непомерно увеличивались. Налоговая система не могла аккумулировать средства для чрезвычайных ситуаций. - Экономическая сторона налоговой системы вовремя Кокандского ханства показывает, что она была не эффективной, потому что, существующая налоговая система усиливала обогащения богатой части населения и обеднению бедной части населения. Не получила развитие промышленность, уровень кустарно - ремесленного производства была на очень низком уровне. - Правовая характеристика существующей налоговой системы показывает, что усиление противоречия между богатыми и бедными вызывала сильного народного возмущения. Особенно тех слоев населения, которые удерживались в составе Кокандского ханства с помощью военных сил. Неоднократные восстания покоренных народов подрывала мощь ханства. Как мы знаем, что налоговая система возникла и развивается вместе с государством, на ранних ступенях государственной организации. И конечно, не следует думать, что оно было основана исключительно на добровольных началах. В наше время важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. Мы должны знать, что налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством. Здесь необходимо вспомнить: Политика налогообложения «При сборе налогов, - писал он, - нельзя допустить, чтобы они оказались тяжким бременем для народа или привели край нищете. Разорение народа ведет к обнищанию государственной казны, а значит к ослаблению военной мощи и, следовательно, к ее разобщенности, а это в свою очередь является причиной ослабления государства» - Амир Темур. Строя систему налогообложения настоящего времени необходимо учитывать пройденный исторический опыт, уроки нашей страны и других стран. На основе вышесказанных рассуждений можно сделать следующие выводы: 1. На территории Кыргызстана существовала налоговая система, несмотря на его бесконтрольность и произвольность. 2. Налогообложение вовремя Кокандского ханства на территории Кыргызстана мало отличалась от предыдущих налоговых систем различных династий, была непомерно велика и не способствовала развитию экономической инфраструктуры. 3. Недовольство населения на политику налогообложения Кокандского ханства вызвал противоречия между слоями населения, из-за чего на территории Кыргызстана усилилось народно-освободительные движения и восстании, приближая гибель самого Кокандского ханства. 4. Несмотря на ряд отрицательных фактов, имеются ряд положительных факторов, один из них - это интеграция экономики Кыргызстана на международную арену.


Рубрика: История

Дата публикации: 04.02.2020 2020-02-04

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Хатамова, З. Н. Особенности налоговой системы Кокандского ханства / З. Н. Хатамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66918/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье дается обзор изучения налоговой системы в истории Кокандского ханства, порядка сбора налогов и видов налогов. Было упомянуто, что должностные лица, начальники, старейшины канав, мираб, гарантированные и старейшины, ответственные за сбор налогов и их деятельность в соответствии с административным регламентом, в частности, занимались налогообложением. Также предоставляется информация о дани, налогах, закяте, налоге с продаж и доходе от аренды. Были также предприняты попытки проанализировать сборы, такие как сбор денег, наличные, хан-налог, панджяк, и какие налоги они собирали.

Ключевые слова: Кокандское ханство, налоговый, административный, глава, дань, закят, танобан, сбор денег.

Как мы все знаем, каждое суверенное государство имеет свою уникальную историю и культуру. Эта история, истинный создатель и создатель этой культуры — действительно народ этой страны, — сказал президент нашей страны Ш. Мирзиёев. [1.5.] После обретения независимости нашей страны произошли радикальные изменения в общественно-политической, экономической и культурной жизни нашего народа. Эти изменения можно увидеть в налоговой реформе. Растущий интерес к истории налогообложения нашей страны, которая продолжает вводить новшества, породила новую страницу в мире научных исследований.

Кокандское ханство было отделено от Бухарского ханства в 1709 году и было официально провозглашено независимым ханством во времена Олимхана. Самое молодое и ведущее Кокандское ханство из узбекских ханств было лидером налоговой политики во всех сферах государственного управления. Экономическая жизнь государства и социальная жизнь населения неразрывно связаны с налоговой политикой страны. Отдельных исследований по налогам и налоговым системам в Кокандском ханстве (1709–1876) не проводилось.

В научных исследованиях о налоговой системе ханства дается некоторая информация в произведениях А. Жувонмардиева «Проблемы земли и воды в Фергане в XVI и XIX веках», Набиева «Из истории Кокандского ханства», Х. Бобобекова «История Кокандского ханства», Махмудова «Административное управление Кокандского ханства».

В произведении «Тарихи Шохрухий» также содержится информацию о налогах. В центральном государственном архивном фонде Республики Узбекистан хранятся рукописи налоговой системы Кокандского ханства, созданной в каталоге документов русского востоковеда А. Л. Троицкой.

Налоги, взимаемые с населения в Кокандском ханстве, можно разделить на формальные и специальные виды налогов.

Существовали официальные налоги, такие как налоги, закят, налог с продаж, налог с животных, налог на вес, налоги на переходы через реки, налоги на соль, налоги на десятину. Специальные налоги включают налог на свадебные церемонии, налоги на наследство и налоги на танобон.

В документах «Земля и вода в Фергане в XVI-XIX веках», которые изучал А.Жувонмардиев были приведены термины о налогах и штрафах в Кокандском ханстве,.

По словам российского исследователя А. Куна, официальные налоги в ханстве были такими, как дань, закят, налог, торговый налог, налог на взвешивание, речной налог, налог на соль. В исследовании Р. Набиева отмечается, что перечисленные виды налогов включают в себя земельный налог, налог хана, брачные деньги, выкуп, деньги на кобылу, солому, чай, хворост и уголь.

Исследования А. Л. Троицкой также включает новые термины, таких видов налогов, как деньги на тарики, деньги на полынь, деньги на сбор, люцерна, деньги на корабли.

Здесь судовой налог такой же, как и при переходе через реку, приведённую А. Куном и Р. Набиевым.

Панджяк — это налог на дрова и тростник, и в исследовании Р. Набиева этот термин называется как «деньги на хворост».

Кахский денежный налог представлял собой соломенный и кормовой сбор, который Р.Набиев объяснил термином “деньги на солому”.

Деньги на алаф была сбором с люцерны. Один из рукописных документов, основованных на милостыню, которые А. Л. Троицкая называет хок-оби, заключается в том, что налог на другие источники называется миробон, налог на воду.

В Кокандском ханстве, в соответствии с правилами административного управления, сбором налоговых работ занимались определенные должностные лица.

Должностные лица в налоговой системе ханства состояли из начальников, чиновников, которым также помогали местные старейшина канав, мираб, амин и старейшины. [2,60].

Главные начальники и чиновники, занимающиеся сбором налогов и контролирующие за деятельностью сбора налогов, также принимали активное участие в этом процессе. Начальники, — писал А. Миддендорф, — разбросаны по всему ханству.

Они контролировали полный вклад налога в казну хана, включая каждого губернатора и старейшин больших деревень. [3.10.]

В архивных документах верховный правитель часто обращался к начальникам не только по налоговым, но и по другим вопросам. Мухаммед Содик, служивший губернатором столицы ханства в столице, имел одновременно звание мирохура и туксоба.

По его мнению, эти титулы были даны Мухаммеду Содику до того, как он был назначен на должность вождя, и часто использовал их во имя командира. Это напоминает о том, что чиновника в центральном правительстве называют изначальным званием, действительность которого была и раньше. [2.63]

В Кокандском ханстве региональным хокимам также предоставляется право взимать пошлины и налоги. [4.75] Во времена Худояр-хана (1865–1875) хокимы областей платили налоги в размере 1500000 рублей в год.

Сборщик налогов называется сборщиком налогов на общем народном языке (налог на землю и каждый налогоплательщик).

Хотя налоги должны были взиматься по фиксированной ставке и вовремя, это изменялось по усмотрению хана и чиновников. В частности, тип и сумма налогов увеличились в ходе военных действий. [4.89.]

Налоговая система и налоговые формы отделения Кокандского ханства от Бухарского ханства основаны на налоговой системе Бухарского ханства. Однако в последние годы налоговая система претерпела значительные изменения в период Худаяр-Хана. Ниже приведен обзор видов налогов и анализа на основе источников из Кокандского ханства.

  1. Мирзиёев Ш. М.“Эркин ва фаровон демократик давлатни биргаликда барпо этамиз”., “Ўзбекисттон”, 2016 й. 54 бет жами, сноска 5-бетдан.
  2. Махмудов Ш “Қўқон хонлигининг маъмурий бошқаруви”.дис., 60 –бет
  3. Мидендорф Миддендорф А. Очерки Ферганской долини. Спб. 1882.
  4. Н.Обломуродов, Ф.Толипов “Ўзбекистонда солиқлар тарихидан” Тошкент 2009й., 180б., 75-б.
  5. ЎзРМДА И-1043,. № 742, № 761, № 918, № 916,№ 918, № 919, № 965, № 976, № 1008, № 1067, № 1069, № 1087, № 1090, № 1092, № 1114, № 1147, № 1161, № 1181, № 1227, № 1243.
  6. Набиев Р. Н., Из истории Кокандского ханства. (Феодальное хозлйство Худояр — хана). — Т., 1973

Сельское хозяйство

Население Кокандского ханства в совершенстве владело умением искусственного орошения. Вода использовалась рационально, на землях ханства пшеница являлась основной сельскохозяйственной культурой. Также выращивались почти все виды фруктов, овощей и бахчевых. Ведущее место занимали кукуруза и клевер, выращиваемые как корм.

В ханстве особое место занимало хлопководство. Многие дехкане Ферганской долины были хлопкоробами, хлопководство постоянно развивалось. Закупки Россией хлопка Центральной Азии, в первую очередь у Коканда, способствовали дальнейшему расширению хлопковых полей. Торговля хлопком была освобождена даже от пошлины. Поэтому кокандские купцы непрерывно ездили в Россию. С повышением спроса на хлопок повысилась и цена на него.

Землевладение

В Кокандском ханстве существовали следующие формы землевладения:
1) амлакские земли (частновладельческие); 2) частнособственнические земли; 3) вакфные земли.

Вся земля в государстве принадлежала государству, поэтому частные владельцы земель в действительности владели не землей, а выращенной на ней продукцией и возведенными на ней строениями. В большинстве собственность составляла от 30 до 60 соток. Земли для их обработки сдавались в аренду дехканам.

Дехкане трудились также и на ханских землях. Количество принудительно мобилизованных для работы на ханских землях людей доходило до 10 тысяч человек. Эти дехкане назывались мардикерами (поденщиками).

В ханстве образовалась прослойка людей, работающих по найму на частных землях за 1/4 часть урожая, не имеющих ни лошади, ни орудий труда, которых называли чорикерами („чор“ — четверть, „кор“ — работа). Кроме этого, были еще и крестьяне, называемые корандами (издольщиками), которые за половину урожая брали земли в аренду и работали по найму со своими орудиями труда.

Налоги и повинности

Основным налогом являлся хирадж (поземельная подать), его размер составлял в зависимости от площади засеваемой земли и вида культуры 1/3—1/5 часть урожая.

Взимаемый с кочевых народов зякет имел много видов. Основные из них назывались: „плата за содержимое в загоне“, плата „за дым“, „сборы-налоги“. Зякет „плата за содержимое в загоне“ взимался с кочевых скотоводов в зависимости от поголовья скота и размеров загона. Его собирали в зимнее время, когда скот содержался в загоне.

Зякет плата „за дым“ являлся налогом, взимаемым весной накануне выгона на пастбища по одному барану с каждой семьи.

„Сборы-налоги“, передаваемые беку и состоящие из 9 наименований, были дарами богатых людей и их родственников, освобожденных от уплаты зякета.

Дело дошло до того, что трудящийся народ должен был платить налоги за все, так как все целинные земли, кустарники, тугаи, лесные массивы, озера, пастбища находились во владении хана.

Население мобилизовывалось на ремонт стен цитадели, строительство оборонительных сооружений, рытье каналов, очистку арыков, строительство дорог.

Ремесленничество

Согласно документам ханства, в Коканде имелись следующие профессии ремесленников: медник, ювелир, резчик, гончар, производитель бумаги, ткач, мастер по шитью тюбетеек, вышивальщица, специалист по строительству мостов, кузнец, нанвай (пекарь), мастер, изготовляющий арбы, телеги, бархатных дел мастер, маляр, дорукаш, деворзан, дегрез, кожевенник, оружейник, мастер по изготовлению копий, мастер по изготовлению решеток, кокономоталыцик, скорняк, кузнец, изготовляющий подковы и подковывающий лошадей, мастер по шитью паранджи, портниха, набойщик, ковровщик и другие.

В ханстве в Касансае (Намангане), на реке Кукрев на севере Каратага, на берегах реки Чирчик, в верхнем устье реки Чаткал добывали золотую руду.

В Коканде, как и в Самарканде, производили бумагу. Цех по производству бумаги находился в Коканде за воротами Муйи-муборак около мавзолея.

Торговля

В Коканде, как и в Самарканде, производили бумагу. Цех по производству бумаги находился в Коканде за воротами Муйи-муборак около мавзолея.
В Коканде было много купцов из соседних городов зарубежных стран. Воскресенье и среда в городе были базарными днями

В экономической жизни Кокандского ханства торговля с Бухарским эмиратом, Хивинским ханством, Кашгаром, Индией, Афганистаном, Ираном и особенно с Россией занимала большое место. Так, торговля с Кашгаром велась только через Коканд. Путь каравана с лошадьми из Коканда до Кашгара составлял 14—20 дней. Из Коканда в Кашгар доставлялись: железо, сафьян, шелковые и хлопчатобумажные ткани, золото.

В караван-сараях Коканда шел обмен товарами, привезенными из Индии, Тибета, Кашгара, Бухарского эмирата, Афганистана, России. В Коканд купцы ездили по караванным путям.

К началу XIX века враждовавшие между собой Бухарское, Кокандское и Хивинское ханства стремились втянуть Россию в свои непрестанные войны (каждое на своей стороне). Генерал-губернаторы пограничных областей России нередко вмешивались в конфликты между соседями. Военное министерство России поддерживало действия генерал-губернаторов, а министерство иностранных дел протестовало, опасаясь международных осложнений. После Крымской войны политика России в Средней Азии стала более активной. Император Александр II всегда вставал на сторону военных. Экспедиции русских войск уходили все дальше на юг. Некоторые племена, устав от грабежей, просились в русское подданство, что соответствовало экспансионистской политике России.

В начале 60-х годов XIX века завершилось присоединение к России казахских земель. Возник конфликт с Кокандом, претендовавшим на эти земли. В ответ на действия хана русские войска заняли значительную часть территории Кокандского ханства. Власть хана оказалась поколебленой, в ханстве разгорелась междоусобная борьба, которая завершилась в 1876 году ликвидацией ханства и включением его территории в состав Российской империи как Ферганской области.

неизвестные страницы забытой войны
В.Корнеев - сотрудник Военного университета, подполковник

Статья опубликована в "Независимом военном обозрении". НВО, N22, 1999 г., с. 5.

Образовавшееся в конце XVIII - начале XIX в. в Ферганской долине Кокандское ханство, было самым молодым государственным образованием в Средней Азии. С помощью таджикских горцев и узбекских кочевых племен, среди которых выделились своей воинственностью китай-кипчаки, правители Коканда непрерывно расширяли свои владения. В течение короткого времени Кокандское ханство захватило долину реки Сыр-Дарьи, основало свои форпосты в киргизских кочевьях, на Памире. На завоеванных землях кокандцами было построено около 19 крепостей. В 20-30-х гг. XIX в. границы этого государства на юге доходили до г. Джизак, на западе до г. Туркестан, на севере власть кокандского хана распространялась на казахские и киргизские племена до озера Балхаш и реку Или включительно. Успешно осуществлялась экспансия ханства и на восток. Пользуясь тем, что большая часть населения северо-востока Китая являлась мусульманами, кокандцы несколько раз совершали походы на Кашгар - одну из провинций этого государства. В 1831 г. обессиливший от борьбы Китай решил купить мир с Кокандом путем заключения договора, по которому кокандцы получили право собирать в свою пользу пошлины с иностранной торговли в Кашгаре, а также в некоторых других городах Китайского Туркестана. Это обстоятельство, а также тот факт, что крупный экономический центр региона - Ташкент находился под юрисдикцией Коканда, усиливало политическое и торговое значение этого государства как посредника во взаимоотношениях России и стран Востока.

Однако двусторонние связи между Российской империей и Кокандским ханством развивались достаточно сложно и носили в основном конфронтационный характер. При этом инициатива их резкого ухудшения принадлежала, по мнению узбекских историков, среднеазиатскому государству.

Вследствие острой внутриполитической борьбы в ханстве у престола часто - находились группировки, воинственно настроенные по отношению к России. Поэтому российские купцы всячески притеснялись кокандской администрацией, из-за чего часто несли убытки. Кроме того, кокандцы стали претендовать на верховенство в казахских аулах Среднего Жуза, жители которых еще в начале 40-х гг. XVIII в. присягнули на верность российскому государству. Так, в 1831-1834 гг. бывший российский подданный казахский султан Саржан Касымов уговорил кокандского хана дать ему воинские отряды, с помощью которых он стал совершать грабительские набеги на кочевья казахов Среднего Жуза. На реке Сары-Су Касымов построил два укрепления, но потерпел поражение от имперских войск и вынужден был скрыться в Коканде. В мае 1834 г. по приказу кокандского правителя ташкентский беклярбек вместе с тем же Касымовым в сопровождении шеститысячной армии двинулся на казахские аулы Среднего Жуза и дошел до реки Ишим. При этом в степь для организации антироссийской пропаганды было послано около 100 агитаторов. Однако поднять народ на восстание кокандским предводителям не удалось. Они укрепились в крепости Улутау, но, узнав, что из Акмолинска вышел российский военный отряд, оставили гарнизон в городе, а сами бежали обратно в Ташкент. В начале 50-х гг. еще один военный поход в казахские кочевья Среднего Жуза совершил ташкентский беклярбек Мирзаахмед, но вновь потерпел неудачу. Тем не менее агрессивные акции кокандских и хивинских властей (Хива также стремилась к гегемонии в регионе) дорого обошлись России. Подстрекаемые среднеазиатскими правителями, кочевые племена нападали на пограничные селения (аулы) Российской империи, угоняли скот и лошадей, а также людей, которых впоследствии продавали в рабство. Кокандские ханы, кроме того, любой ценой стремились заполучить российских солдат, которых использовали для обучения собственного войска. Поэтому в 20-30-х гг. прежняя либеральная политика российских властей по отношению к казахским племенам, наиболее характерная для времени царствования Екатерины II, когда кочевникам были даны экономические льготы, выделялись средства на постройку мечетей, школ, караван-сараев, а также издание мусульманских книг, была отодвинута на задний план. В силу сложившихся обстоятельств в этот период упор был сделан на административно-военные мероприятия. Для этого царским правительством были предприняты меры по ограничению власти кочевых родоначальников, усилены гарнизоны пограничных крепостей. Кроме того, оренбургский генерал-губернатор Неровский для укрепления границы решил построить между реками Тобол и Иртыш что-то вроде Великой китайской стены. Однако, насыпав защитный вал протяженностью 18 верст, строительство прекратили. Посчитали, что дешевле будет отправлять в степь подвижные отряды, для обеспечения которых стали строить передовые укрепления. Так постепенно были образованы Оренбургская и Западно-Сибирская, а впоследствии Сыр-Дарьинская пограничные линии. К началу 60-х гг. XIX в. крайние пункты этих линий (поселок Яны-Курган на правобережье Сыр-Дарьи и крепость Пишпек в Семиречье) находились уже в составе российского государства. Оставшийся "разрыв", через который в российские владения проникали разбойные отряды, в Петербурге решили ликвидировать. Военно-политическим руководством Российской империи было принято решение о соединении пограничных линий. С этой целью в 1864 г. с обоих направлений навстречу друг другу выступили отряды под командованием полковников Веревкина и Черняева.

Вместе с тем уже весной 1860 г. из Коканда стали поступать известия о подготовке ханства к войне с Россией. Из Британской Индии в столицу, а также в Туркестан были направлены оружейники, приступившие к изготовлению пушек, мортир и артиллерийских снарядов европейского образца. В инженерном отношении совершенствовались защитные сооружения крепостей. Годных для кавалерийской службы коней кокандский правитель Малля-хан своим указом запретил "резать в пищу". Разъезжая по казахским и киргизским аулам, кокандские чиновники реквизировали скот и лошадей, а также настраивали население против России. Малля-хан даже пытался договориться с бухарским эмиром о создании антирусской коалиции, но сделать это ему не удалось.

Российские войска успешно продвигались по заранее намеченному маршруту. Отряд Черняева в мае-июне 1864 г. занял кокандские крепости Мерке и Аулие-Ата (ныне Джамбул). Почти в это же время, 12 июня 1864 г. полковник Веревкин штурмом взял укрепленную крепость Туркестан. Город этот имел важное значение в регионе. Через него проходили караванные дороги в Бухарское ханство, Китай и Индию. В городе находилась Могила Азрет-султана, одна из исламских святынь Средней Азии. Сюда совершали паломничество (хадж) многие жители среднеазиатских ханств, Афганистана и Китайского Туркестана.

С занятием города российскими войсками духовенство и население города сохранили свои права и привилегии согласно шариату. Помимо этого они были освобождены от воинской повинности и уплаты некоторых податей. Существенно были сокращены налоги, оставлена в неприкосновенности собственность. Для инженерного оборудования теперь уже российской крепости было принято решение оплатить все издержки горожан из казны, а также в счет поставки кибиточной подати российскими подданными - киргизами.

Тем не менее, осознавая важное стратегическое и религиозное значение города, кокандские власти предпринимали решительные действия, направленные на возвращение города в свое владение. Руководил ими мулла Алимкул - регент при малолетнем Худояр-хане. Тонкий дипломат и хороший военачальник, Алимкул из простого слуги выдвинулся в крупного сановника ханства. В начале декабря 1864 г. он неожиданно появился в нескольких верстах от крепости, совершив красивый маневр с десятитысячным отрядом. Уходя из-под Ташкента на юг и переправившись на левый берег реки Сыр-Дарьи, Алимкул, показывая намерение к отступлению, пересел со своим отрядом на суда, спустился вниз по течению и высадился напротив города. Российские казачьи пикеты незамедлительно доложили о появлении большого отряда кокандцев коменданту крепости подполковнику Жемчужникову. Последний для выяснения обстановки 4 декабря 1864 г. выслал в степь уральскую казачью сотню под командованием есаула Серова. Казаки выехали в разведку в направлении селения Икань. Здесь и произошел бой.

Отряд муллы Алимкула окружил сотню Серова, которая насчитывала 112 человек и имела одно единственное орудие - "единорог". В этой ситуации Серов принял решение спешиться и занять круговую оборону. Используя подручные средства (мешки с провиантом, ящики из-под зарядов), казаки оборудовали позицию. Кокандцы начали бой с артиллерийской подготовки (в отряде Алимкула было 3 орудия), но, к счастью уральцев, снаряды ложились рядом с позицией, а осколки поражали лишь лошадей. По-видимому, неприятель был уверен в своем численном превосходстве и безысходности положения русских и поэтому не проявлял особой активности. Весь день 4 декабря прошел в артиллерийской и ружейной перестрелке. Однако рано утром 5 декабря кокандцы, выстроившись в колонны, с громкими криками "Аллах!" ринулись на позицию уральцев. Казаки встретили их дружным ружейным огнем, "заговорил" и "единорог". Меткие выстрелы вносили сумятицу в ряды конницы противника. Но неприятель перестраивался и вновь атаковал позицию российского отряда. В полдень пыл наступающих угас, и мулла Алимкул прислал в лагерь Серова парламентеров с предложением сдаться и принять ислам. Ответом стал стройный ружейный залп в сторону врага. При этом раненые российские воины вновь заняли свои боевые места. Казаки Василий Рязанов и Павел Меринов разносили патроны, а урядник Александр Железнов метким огнем выводил из строя кокандских командиров. В это время неприятельский снаряд попал в колеса нашего орудия. Тогда уральцы собственными силами соорудили из ящиков что-то вроде лафета и стали на руках переносить "единорог". После возобновления орудийной стрельбы с российской стороны нападавшие решили прекратить атаки и убрать тела погибших воинов. В этот момент отряду Серова представилась реальная возможность сообщить о случившемся в крепость. Тем не менее доставить известие в крепость удалось не сразу. Лишь под вечер, когда стемнело казаки Аким Чернов, Андрей Борисов и киргиз Ахмед доставили письмо в крепость. Рано утром 6 декабря перед взором наших солдат открылась следующая картина. Азиаты изготовили 16 мантелетов (перевернутые арбы со щитами). Под их прикрытием они сразу же пошли в атаку на позицию русских. Вновь разгорелся жаркий бой. Кокандцы с помощью мантелетов подходили к уральцам на близкое расстояние и бросались в рукопашную схватку. Понемногу силы нашего отряда стали ослабевать. Тогда Серов решил выиграть время переговорами. В течение двух часов он дурачил головы противникам, надеясь на подкрепление. Но помощи не было. Как оказалось, комендант крепости Туркестан подполковник Жемчужников выслал на помощь казакам отряд подпоручика Сукорко, но дал ему следующую инструкцию: при обнаружении крупных сил неприятеля в бой не ввязываться и немедленно возвращаться в крепость. Младший офицер так и поступил. При получении донесения о скоплении больших сил кокандцев он со своим отрядом отошел в крепость. А тем временем 1/3 казачьей сотни Серова уже выбыла из строя. Дальнейшая оборона грозила полным уничтожением отряда. В этих условиях есаул Серов принял решение выйти из окружения. Заклепав "единорог" и подобрав раненых, казаки с криком "Ура!" бросились на врага. Кокандцы растерялись от неожиданной атаки русских и расступились. Наш отряд начал медленное отступление. В течение последующих часов уральцы, преследуемые противником, отбивались от его многократных атак. На глазах у живых раненым и отставшим казакам отрубали головы. Сотня таяла на глазах. И только недалеко от крепости их встретило подкрепление, спасшее оставшихся в живых героев. В итоге двухдневной битвы в казацкой сотне 57 человек были убиты и 41 ранен. Сам есаул был ранен в спину и контужен в шею. Так закончился бой под селом Икань, но не Иканьское дело. Как показывают документы, 7-9 декабря 1864 г. комендант крепости Туркестан Жемчужников послал генерал-майору Веревкину (за соединение Сыр-Дарьинской и Западно-Сибирской линий Веревкин и Черняев были произведены в генерал-майоры) ряд записок, в которых просил о помощи, мотивируя ее тем, что мулла Алимкул намерен штурмовать Туркестан. Однако последний и не думал об этом. Потеряв в бою под Иканем около 500 человек убитыми и столкнувшись с храбростью и мужеством российских солдат, кокандский военачальник не рискнул осаждать крепость.

Веревкин, получив панические по содержанию записки коменданта, в рапорте командиру Оренбургского корпуса писал: "Это странное и очень похожее на какой-то кошмар дело. доказывает тоже не новую вещь, что подполковник Жемчужников не соответствует занимаемой им должности". Еще решительнее поступил генерал-майор Черняев - начальник созданной передовой Ново-Кокандской линии. Приказав начать расследование против тех, кто мог и должен был прийти на выручку сотне Серова, он написал докладную на имя военного министра с прошением о возбуждении против подпоручика Сукорко следствия. Однако огромное расстояние от крепости Туркестан до Петербурга, плохо организованное почтовое сообщение сделали свое дело. Ходатайство Жемчужникова о награждении отличившихся под селением Икань пришло в Петербург гораздо раньше реляции Черняева. Высочайшим указом подпоручик Сукорко был награжден орденом Святого Владимира IV степени, с мечами и бантом. Тем не менее щедро были награждены и настоящие герои. Несколько приказов было подписано в течение года о награждении оставшихся в живых казаков. Есаулу Серову был присвоен чин войскового старшины и пожалован орден святого Георгия IV степени, а подвиг его сотни навечно внесен в летопись славных дел воинов-туркестанцев. Не остались без заботы и семьи казаков, убитых на поле брани. Наказной атаман Уральского казачьего войска 20 января 1865 г. сообщал командиру Оренбургского корпуса, что по получении известия о деле под селением Икань по войску была открыта подписка в пользу осиротевших семейств. В частности, только на поминальном вечере в честь павших воинов в течение часа было собрано 2191 руб. серебром. Вот так простые русские люди откликнулись на горе своих собратьев.

Мужество и благородство российских воинов, прогрессивная внутренняя политика российских властей на завоеванных территориях были оценены и местными жителями. Документы тех лет изобилуют многочисленными просьбами кокандского населения о принятии их в российское подданство. Так, 20 октября 1864 г. Черняев представил в правительство списки киргизов и казахов Большого Жуза численностью в 34,5 тыс. юрт, ставших подданными Российской империи. В конце этого же года манап Саяковского рода Рускулбек обратился к Черняеву с аналогичной просьбой. В составе этого рода насчитывалось 10 тыс. кибиток. В целом с 1855 по 1867 гг. все северные киргизы Кокандского ханства добровольно присягнули России.

Читайте также:

Copyright © Налоговый консультант