Как называется торговая политика государства связанная с установлением высоких таможенных пошлин

Опубликовано: 26.04.2024

Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Фритредерство - это политика невмешательства государства в международные отношения.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины.

По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики ). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т. е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

Каковы последствия использования протекционистской политики для экономики?

Результат введения импортной пошлины показан на рис. 6.1. В этом случае пошлина приводит к увеличению цены импортируемого товара в стране, установившей ввозную пошлину, на всю величину этой пошлины, т. е. с Pw до Pw + t. Производство импортируемого товара увеличивается с S1 до S2, а потребление сокращается с D1 до D2. В результате в стране, установившей пошлину, происходит снижение импорта.

Рис. 6.1. Результат введения пошлины

Введение пошлины повышает цену не только на импортируемый товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров.

Однако фактический уровень таможенной защиты, обеспеченный системой тарифов, может существенно отличаться от расчетного. Эффект от введения пошлины может оказаться неодинаковым на разных этапах производства товара. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

Предположим, что автомобиль Ford Focus продается на мировом рынке за 10 тыс. долл. и что стоимость деталей, из которых он собирается, составляет 8 тыс. долл. Теперь сравним две страны: пусть Россия собирается осуществлять сборку автомобилей, а США, уже имеющие сборочное производство, собираются развивать выпуск комплектующих.

Для поощрения отечественной автомобильной индустрии Россия устанавливает пошлину на ввоз готовых автомобилей в размере 20%, позволяя, таким образом, отечественным сборочным предприятиям автомашин поднять их цену с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае будет некорректно говорить о том, что сборщики отечественных машин получат лишь 20%-ную защиту своего рынка. До введения пошлины отечественное сборочное производство могло бы существовать только в том случае, если бы стоимость сборки автомобиля составляла не более 2 тыс. долл. (разница между 10 тыс. долл., соответствующими цене готовой машины, и 8 тыс. долл., соответствующими стоимости ее деталей); теперь же оно будет возможно и при стоимости сборки, равной 4 тыс. долл. (разность между 12 тыс. долл. и стоимостью деталей). Таким образом, в данном случае 20%-ная пошлина фактически обеспечит сборщикам отечественных автомобилей полную защиту.

Если предположить, что США для стимулирования отечественного производства комплектующих вводят 10%-ную пошлину на экспортируемые в Россию детали, то для отечественных сборщиков автомобилей цена комплектующих вырастет с 8 тыс. долл. до 8,8 тыс. долл. При стабильных пошлинах на готовые автомобили данная мера сделает сборку машин в отечественных условиях менее выгодной. Ведь до введения пошлины выпуск отечественных машин оказывался рентабельным, если стоимость сборки не превышала 2000 долл. (10 000 - 8000); теперь же, после установления пошлины, стоимость сборки не должна быть выше 1200 долл. (10 000 - 8800). Таким образом, подобная пошлина на комплектующие хотя и обеспечит защиту российским производителям, но степень фактической защищенности снижается.

Аналогичные рассуждения позволяют экономистам разработать методы оценки степени фактической защиты, получаемой конкретными отраслями при введении пошлин или использовании иных типов торговой политики. Разновидности торговой политики, нацеленные, к примеру, на стимулирование промышленного развития, нередко приводят к достижению гораздо более высокой степени защиты внутреннего рынка, чем просто импортные пошлины.

Импортная пошлина приводит к увеличению цены товара на внутреннем рынке страны-импортера. При этом отечественное производство в стране-импортере возрастает, а отечественное потребление сокращается.

Рассмотрим сначала выгоды, которые получают отечественные производители. Они сталкиваются с более высокой рыночной ценой, а значит, получают для себя дополнительную выгоду. Выигрыш производителя определяется суммой, вырученной от продажи автомобилей по более высоким, с учетом пошлины, ценам.

Отечественные потребители также столкнутся с увеличением цены, что приведет к ухудшению их материального положения. Теперь рассмотрим, что произойдет в этих условиях с третьим действующим лицом - государством. Очевидно, что оно получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.

Введение пошлины ослабляет стимулы к развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объемы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.

Пошлина поощряет производителей и потребителей действовать так, как если бы импорт был более дорогим, чем он есть на самом деле. Для национальной экономики фактические затраты на дополнительную единицу потребления соответствуют цене дополнительной единицы импорта, но поскольку пошлина делает внутреннюю цену выше мировой (соответственно 12 000 и 10 000), то потребители снижают объемы своих приобретений до такого уровня, при котором предельная единица товара делает их выгоду равной отечественной цене, включающей в себя ставку пошлины. Таким образом, экономика производит у себя дополнительные единицы товара, которые могут быть куплены за рубежом по более низкой цене.

Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая - это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах. Наряду с этими потерями следует рассмотреть улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины по сравнению с национальными машинами. Но нередко данный положительный эффект не возникает, так что убытки от введения пошлины однозначно превышают приносимые ею выгоды.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие :

1) антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

2) компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

3) сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
  • Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
  • Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…

б) требование таможенной службы лицензии на импорт;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:


Институт таможни создан для регулировки и контроля за внешнеэкономическими отношениями. Формы таможенного регулирования определяются таможенной политикой государства, под которой понимается совокупность методов, направленных на реализацию властной воли во внешнеэкономической сфере путем установления таможенного режима перемещения товаров и материальных ценностей через таможенную границу государства. Последняя совпадает с границей государственной.

Другими словами, под таможенной политикой подразумевается совокупность мотивов, которыми руководствуется законодатель, и средств, направленных им на достижение целей, которые он ставит перед таможенным регулированием. Цели эти могут быть разными, иногда взаимоисключающими, т.к. на практике приходится соблюдать определенный баланс между национальными интересами и добрососедскими отношениями.

Цели таможенной политики

Перед законодателем стоят две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, необходимо поддержать собственного производителя за счет ограничения импорта, способного обрушить национальную экономику (эта политика называется протекционизмом), а с другой стороны - поддержать международные отношения на высоком уровне, пустив в страну импортный товар, среди которого есть чрезвычайно нужные самому государству вещи. Последний вид политики в своем радикальном проявлении именуется фритредерством и сводится к свободной торговле и интенсивному товарообороту, без каких-либо ограничений со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Протекционизм находит проявление в увеличении ставок ввозной таможенной пошлины на импортные товары, в результате чего их потребительская цена возрастает, что делает их менее привлекательными для отечественного потребителя. Он вынужден обращать внимание на внутреннюю продукцию, конкурентные качества которой снижаются.

ритредерство работает с точностью до наоборот. Импортные товары облагаются минимальными ввозными пошлинами, или вообще освобождаются от таковых. В результате отечественный рынок делается разнообразнее, но значительная часть национального производства не выдерживает конкуренции с импортными товарами. Это приводит к снижению экономических показателей и падению уровня местного производства. Поэтому фритредерство используется временно, если существует дефицит товара или на национальном рынке.

В качестве его примера можно привести либерализацию внешнеэкономической деятельности, наблюдавшуюся в 90-х годах. Тогда товарный дефицит вызвал необходимость наполнения отечественного рынка импортом, в результате чего завоз товаров в страну 2 года происходил на льготных условиях. После стабилизации внешнеэкономических связей, России удалось вернуться к протекционистской таможенной политике, когда получилось наладить собственное производство.

Основное содержание таможенной политики

В наше время таможенная политика должна балансировать между протекционизмом и свободной торговлей, что обуславливает необходимость тонкого регулирования импортных и экспортных операций. С одной стороны, нужно дать возможность развиться национальному производству, а с другой - поддержать добрососедские отношения с другими странами, давая им возможность ввоза своего товара, который должен послужить стимулом для повышения качества отечественного производства.

В этой связи главное содержание таможенной политики сводится к обеспечению эффективного контроля за товарообменом на территории государства, решению экономико-политических задач, защите внутреннего рынка и стимулированию российской экономики. Эта таможенная политика и определяет главный вектор таможенного регулирования и таможенного дела.

Другие принципы формирующие содержание таможенной политики, выражаются в таких ее направлениях:

  • Защита интересов сторон внешнеэкономических отношений;
  • Равенство сторон внешнеэкономических отношений;
  • Взаимность и соразмерность регулятивных таможенных мер, применяемых всеми участниками внешнеэкономической деятельности;
  • Выполнение принятых на себя обязательств во внешнеэкономической сфере;
  • Прозрачность регулятивных механизмов, гласность применяемых регулятивных мер;
  • Объективность таможенного регулирования;
  • Минимизация государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность, исключение неоправданного вмешательства;
  • Обеспечение безопасности внутреннего рынка и внешнеторговых отношений;
  • Наличие судебного механизма обжалования действий и решений таможенных органов (их должностных лиц);
  • Государственный монополизм на таможенное регулирование и единая его методика.

Таможенная политика чаще всего проявляет себя через таможенные тарифы и льготы. Нет ни одного более гибкого и тонкого способа регулировки импорта-экспорта в целях обеспечения интересов национальной экономики и иностранных контрагентов.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Еще одно из важных направлений таможенной политики - это экономическая безопасность государства. Российский экспорт характеризуется значительной частью сырьевой составляющей, тогда как продажа готовой продукции по своему объему намного меньше. Ситуацию усложняют экономические санкции, которые ограничивают реализацию и без того небольшого объема готовой продукции российского производства. В таких условиях Россия ищет альтернативу многим устоявшимся внешнеторговым связям, используя Таможенный Союз - особый режим с наиболее благоприятными условиями товарообмена между его участниками.

Таможенный Союз за основную идею берет единое таможенное пространство и отмену пошлин. В ответ на санкции, российскими властями введены контрсанкции, направленные на ограничение или запрет импорта некоторых видов иностранной продукции. Воспользовавшись членством в Таможенном Союзе, Республика Беларусь пробовала пропускать через свою территорию на таможенную границу РФ санкционные товары, что послужило причиной обострения отношений между участниками Таможенного Союза и принятия российскими властями мер противодействия незаконному импорту.

Другим направлением российской таможенной политики являются иностранные инвестиции. Государство заинтересовано в том, чтобы иностранный капитал вкладывал деньги в развитие российской инфраструктуры и экономики, ввиду чего смягчило инвестиционный климат и устроило процедуру таможенной переработки.

Если таможенную политику определяет законодатель, то реализуют ее таможенные органы при участии других субъектов исполнительной власти. Одновременно учитываются интересы участников внешнеэкономических отношений. Таким образом, таможенная политика балансирует между интересами государства и мировыми соглашениями в области торговли.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Читайте также: