Как налоговая проверяет налог на прибыль

Опубликовано: 27.04.2024

Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Недавно ФНС России выпустила письмо с контрольными соотношениями для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 14 июля 2015 г. № ЕД-4-3/12317@ "О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций"). Письмо предназначено в первую очередь для налоговых инспекторов, принимающих налоговые декларации и проводящих камеральные проверки. Но и налогоплательщики могут самостоятельно им воспользоваться как при заполнении декларации, так и при проверке уже сданной отчетности.

Полный перечень контрольных соотношений можно найти в письме ФНС России, мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Лист 02 "Расчет налога"

Порядок заполнения большинства строк этого листа уже прописан в декларации: в конце наименования строки в скобках указывается, из какой строки какого листа декларации нужно взять сведения. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Строка 090 "Суммы льгот, предусмотренных законодательством РФ". Если в этой строке организация отразила сведения по применяемым льготам, то как прописано в письме ФНС России о контрольных соотношениях, налоговые инспекторы обязаны будут запросить документы, подтверждающие право применения льготы. Поскольку на выполнение требования налогового органа организации отводится всего 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), то лучше заранее подготовить необходимую документацию.

Строки "Налоговая база для исчисления налога" (стр. 120, 130) и "Ставка налога" (стр. 140-170). Если организация является участником региональных инвестиционных проектов, резидентом особой экономической зоны или субъект федерации, в котором она зарегистрирована, снизил налоговую ставку, зачисляемую в региональный бюджет, то налоговая инспекция уделит внимание порядку заполнения этих строк.

Если налоговая база полностью получена от инвестпроектов, в регионе со сниженной ставкой или в особой экономической зоне (стр. 130 = стр. 120), то ставка налога (стр. 140) складывается из ставки налога в федеральный бюджет (ст. 150) и ставки налога в бюджет субъекта РФ, понизившего ставку (стр. 170). А вот в случае, когда в общей сумме налоговой базы присутствуют и доходы не от инвестдеятельности или полученные в прочих субъектах РФ (то есть стр. 130 ФОРМЫ

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (КНД 1151006)

Отчет о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик)

Для организаций-страховщиков предусмотрена и междокументарная проверка некоторых показателей налоговой отчетности с бухгалтерской. Так, сумма доходов от реализации, указанных в строке 010 Листа 02 декларации по прибыли должна быть не меньше суммы полученных страховых премий по страхованию жизни (стр. 1100 формы № 2-страховщик, утв. приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. № 109н "О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков") и заработанных страховых премий по иным видам страхования (стр. 2100 формы № 2-страховщик), указанных в Отчете о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик). Такое правило основывается на порядке учета доходов от реализации, указанном в п. 1-2 ст. 293 НК РФ.

Что касается внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02), то они должны быть больше суммы трех составляющих: отраженной в Отчете о прибылях и убытках страховщика суммы изменения страховых резервов по страхованию жизни (стр. 1500 формы № 2-страховщик), изменения иных страховых резервов (стр. 2300 формы № 2-страховщик), а также изменения резервов убытков (стр. 2240 формы № 2-страховщик).

Приложение № 4 к Листу 02 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу"

В соответствии с законодательством уменьшить базу можно либо на всю сумму убытка, либо на ее часть, перенеся оставшуюся часть на следующие налоговые периоды (п. 1 ст. 283 НК РФ). Поэтому стоит помнить, что по стр. 150 "Сумма убытка или часть убытка" отражается полученный налогоплательщиком убыток не в полном размере, а только в той сумме, которая не превысит налоговую базу налогового периода. То есть значение стр. 150 не должно превышать значение стр. 140 "Налоговая база за отчетный (налоговый) период".

Если же налоговая база за отчетный период (стр. 140) будет равна нулю, то и сумма убытка, отражаемая по стр. 150, также должна быть нулевой.

Приложение № 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения"

Данное приложение предназначено для расчета и распределения суммы налога между обособленными подразделениями организации. Начать проверку его заполнения лучше со сравнения данных строк этого приложения с информацией, указанной в Листе 02. Так, налоговая база, по стр. 030 Приложения № 5 должна совпадать с налоговой базой, отраженной в стр. 120 Листа 02. А в стр. 031 Приложения № 5 не должны попасть сведения из приложений, заполненных по закрытым обособленным подразделениям (суммируются показатели только тех приложений, у которых в строке "Расчет составлен" не проставлен код "3"). Также сумма долей налоговой базы, указываемых по стр. 040, должна быть равной 100 при сложении показателей по всем обособленным подразделениям, у которых в этом приложении в строке "Расчет составлен" указаны коды "1", "2" и "4".

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), должна равняться сумме налога (стр. 070 Приложения № 5), уменьшенной на выплаченный за границей налог (стр. 090 Приложения № 5), и ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в следующем за отчетным периодом квартале (стр. 120 Приложения № 5) (п. 1-2 ст. 286 НК РФ).

В случае, когда налогоплательщик уплачивает авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, равенство будет другим: сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), равна разнице между суммой налога за предыдущий отчетный период (стр. 070 Приложения № 5) и суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога тоже за предыдущий отчетный период (стр. 090 Приложения № 5).

Лист 03 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)" Раздел А. "Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)

ФОРМЫ

Отчет о движении денежных средств

Показатели этого листа можно сравнить с данными Отчета о движении денежных средств (Форма № 4). Так, если значение по строке "на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)" Формы № 4 (или стр. 3220 Формы № 4-страховщик для организаций-страховщиков) больше нуля, то и сумма строк 110 и 120 (сумма налога начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные периоды и в последний квартал отчетного периода) также должна быть положительной.

Если же ошибку нашли уже после истечения срока уплаты налога, но до обнаружения ее налоговым инспектором или до вынесения решения о проведении налоговым органом выездной проверки по этому налогу и за этот период, то организация также может избежать штрафов, если уплатит самостоятельно необходимую сумму налога и соответствующие пени, а затем подаст уточненную декларацию (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Обращаем внимание, что для освобождения от штрафа обязательно нужно заплатить сумму пеней. Это не раз подчеркивалось как Минфином России, так и судами (Определение КС РФ от 7 декабря 2010 г. № 1572-О-О, письмо Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). При этом уплатить налог и пени нужно будет до подачи уточненной декларации, поскольку в обратном случае в карточке расчетов с бюджетом автоматически отразится недоимка.

Что касается несущественной ошибки, которая не влияет на размер подлежащего уплате в бюджет налога, то она не влечет начисление штрафа вне зависимости от того, когда и кем она была обнаружена. Однако налогоплательщик все же вправе подать уточненную декларацию и в этом случае (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сдавая любую налоговую отчетность, нужно быть готовым к возможным претензиям контролеров. Как проверяют декларацию по налогу на прибыль?

Проверка согласованности показателей

Все данные проверяются на согласованность как внутри декларации, так и с другими отчета­ми (как бухгалтерскими, так и налоговыми) от­четного периода. Указанная проверка включает в себя анализ данных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение соот­ветствующих контрольных соотношений.

К примеру, при проверке декларации по на­логу на прибыль организаций сопоставляют выручку от реализации с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках. Как правило, разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) об­разуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и налоговом законода­тельстве. К примеру, возможными причинами отклонения могут быть: наличие производства с длительным циклом, операции с ценными бу­магами, безвозмездное получение товаров (ра­бот, услуг, имущественных прав), переоценка стоимости имущества.

Субъекты малого предпринимательства (за исключе­нием эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе использовать в бухгалтерском учете кассовый метод признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

При совмещении общего налогового ре­жима и ЕНВД сумма выручки в декларации по налогу на прибыль будет меньше выруч­ки, отраженной в отчете о прибылях убыт­ках. В письме Минфина России от 25 июня 2008 года № 07-05-09/3 отмечено, что в от­чете о прибылях и убытках сумму единого налога на вмененный доход показывают по отдельной строке (после показателя текуще­го налога на прибыль). Это срока «Прочее» с кодом 2460.

Заинтересует налоговиков и разница между прямыми расходами, показанными в деклара­ции по налогу на прибыль, и себестоимостью продаж из отчета о прибылях и убытках. В этом случае инспектор может попросить представить учетную политику организации, где определен перечень прямых расходов.

ФНС России в письме от 24 февраля 2011 года № КЕ-4-3/2952@ указала, что налогоплатель­щик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расхо­дам только при отсутствии реальной возмож­ности включить указанные затраты в прямые расходы, применив при этом экономически обо­снованные показатели.

Сумму расходов, связанных с производ­ством и реализацией, а также внереализаци­онные расходы сравнивают с аналогичными показателями, отраженными в отчете о при­былях и убытках (себестоимость продаж, ком­мерческие, управленческие, прочие расхо­ды и т. д.). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например: применение разных способов начисления амортизации, разные оценки товарно-материальных цен­ностей, применение различных правил отра­жения процентов по полученным кредитам и займам, нормирование расходов (в налого­вом учете), переоценка основных средств, фор­мирование резервов и т. д.

Отметим, что некоторые показатели бухгал­терской и налоговой отчетности соотнести нель­зя. Например, пункт 9 статьи 258 НК РФ раз­решает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01). Но если из бухгалтерской отчетности либо пояснений к ней не будет прослеживаться поступление основных средств, а в декларации амортизаци­онная премия заявлена (строки 042 и 043 при­ложения № 2 к листу 02), то вопросы у инспек­торов обязательно возникнут.

При применении организацией ПБУ 18/02 разницу между бухгалтерской прибылью (убыт­ком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода отражают в бухгалтерской отчетности. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства показы­вают в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосроч­ных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на при­быль отражают в отчете о прибылях и убытках (п. 24 ПБУ 18/02).

Сумму налога на прибыль по декларации можно сравнить с аналогичным показателем отчета о прибылях и убытках. Расхождение воз­можно, если в текущем периоде было выявлено искажение суммы налога на прибыль за про­шедшие годы.

Темпы роста расходов и доходов

Не понравится налоговикам несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности темпам роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженным в бухгалтерской отчетности. В этом случае вы будете являться кандидатом на выездную проверку (п. 4 Обще­доступных критериев). Как правило, динами­ку данного показателя смотрят за несколько периодов.

Конечно, несоответствиям темпов роста мо­гут быть и разумные объяснения. Например: изношенность оборудования потребовала доро­гостоящего ремонта либо вовсе покупку нового, резкое подорожание ТМЦ и т. д.

Налоговый убыток

Если вы в декларации покажете убыток, то ждите вызова в налоговую инспекцию на ко­миссию по легализации объектов налогообло­жения.

Как правило, в обращении к налогопла­тельщику следует «просьба» перепроверить правильность формирования налоговой базы и сдать уточненную декларацию (прибыльную либо нулевую).

Чиновники утверждают, что такое предпри­ятие попадает в группу налогоплательщиков, показатели деятельности которых соответ­ствуют критериям отбора субъектов для прове­дения выездных налоговых проверок. В пунк­те 2 Общедоступных критериев речь идет об осуществлении организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в тече­ние двух и более календарных лет.

Претензии инспекторов вызывают недоуме­ние. Ведь даже Минфин России не отрицает того, что косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (на­логового) периода вне зависимости от наличия либо отсутствия доходов в этом периоде (письмо Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/269). ФНС России также согласна, что все расходы, отнесенные в учетной политике нало­гоплательщиком к косвенным, формируют убы­ток отчетного года (письмо от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6494).

В объяснительной записке следует отразить причину возникшего убытка (новое предпри­ятие, сезонность продаж, отсутствие лицензии, реорганизация производства и т. д.). Также за­частую налоговые инспекторы просят расшиф­ровать суммы расходов.

Не стоит соглашаться на искусственное «обнуление» декларации, ведь в прибыльные годы вы сможете снизить налоговую базу на сумму полученного ранее убытка. Перенос убытков на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за периодом получения убытка, и не ограничивается по сумме пере­носимого убытка в каждом налоговом периоде (п. 1 и п. 2 ст. 283 НК РФ).

В следующий раз вы узнаете о том, как проверяют декларацию по НДС. Следите за обновлениями на сайте Бухгалтерия.ру!

Переместите отчет сюда или Загрузите с компьютера

Кто и как сдает декларацию по прибыли

Форму представляют в налоговую инспекцию по месту вашей регистрации после окончания отчетного периода и по итогам прошедшего года. Годовую декларацию все организации сдают не позднее 28 марта. Промежуточные формы представляют в зависимости от порядка расчета авансовых платежей по налогу на прибыль. Если компания их рассчитывает ежеквартально, то отчитаться нужно не позднее 28-го числа того месяца, который следует за прошедшим кварталом. Если фирма рассчитывает авансы ежемесячно, то отчет сдают 28-го числа каждого месяца.

Сдать декларацию обязаны:

  • любые организации и их обособленные подразделения на общей системе налогообложения;
  • организации, которые выступают в роли налоговых агентов по налогу на прибыль (их система налогообложения значения не имеет);
  • ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков.

Сдать декларацию можно:

Способ подачи документа зависит от среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:

  • 100 человек и меньше – расчет сдают в электронной форме или на бумаге;
  • больше 100 человек – расчет сдают только в электронной форме.

Как проверяют декларацию по прибыли в налоговой инспекции

Проверка по ФЛК

Как мы сказали выше, программа налоговиков проверяет соответствие файла с декларацией тем требованиям к его формату и реквизитам, которые установила налоговая служба.

В большинстве случаев ошибки ФЛК связаны:

  • с отсутствием или неправильным указанием обязательных реквизитов в декларации по налогу на прибыль. Например, нет обязательных разделов и подразделов, не указан код плательщика, ошибки в ИНН и т. д.;
  • неправильным формированием файла бухгалтерской программой. Например, если название выгруженного файла не совпадает с аналогичным показателем, который «зашит» внутри формы.

В файле с декларацией нет подраздела 1.1. Раздела 1. Он должен быть обязательно.

В файле с декларацией нет нужных разделов. Ошибка возникла при выгрузке файла из учетной программой. Данные выгрузились не полностью.

В листе 02 декларации нет кода типа налогоплательщика. Бывают следующие коды:

В приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль нет названия обособленного подразделения.

В декларации неверно указан ИНН компании. Он должен состоять из 10 цифр.

Проверка по контрольным соотношениям (КС)

Второй этап проверки декларации по налогу на прибыль – проверка по контрольным соотношениям. Он включает в себя сопоставление данных внутри декларации для выявления противоречий в документе. Например, сумма налога к доплате в федеральный бюджет, указанная в строке 040 раздела 1, должна совпадать с аналогичным показателем в строке 270 листа 02. Если это правило не соблюдается, значит, в декларации ошибка.

В отношении действующей декларации контрольные соотношения налоговой службой не утверждены. Последние КС были выпущены к предыдущей форме отчета. Но по ним вы можете проверить и действующую форму. Более 200 контрольных соотношений остаются актуальными и сейчас.

Чаще всего ошибки, по которым срабатывают КС, допускают:

  • при расчете ежемесячных авансовых платежей на будущий квартал;
  • при определении суммы налога к доплате в федеральный и региональный бюджеты;
  • при расчете налоговой базы и отражении убытка, который ее уменьшает.

Авансы на будущий квартал (КС 1.7)

Обычно в отчете нарушается контрольное соотношение 1.7. Оно касается компаний, которые перечисляют ежемесячные авансы по прибыли. Соотношение затрагивает порядок заполнения строк 120, 130 и 140 подраздела 1.2 раздела 1. Здесь указывают сумму ежемесячного аванса по налогу на прибыль в федеральный бюджет. Она должна быть равна 1/3 от суммы аванса, вписанного в строку 300 всех листов 02. Если это правило не соблюдается, то сумма аванса считается завышенной или заниженной.

Правильно заполненная форма должна выглядеть так:

  • лист 02

Авансы в листе 02 декларации по прибыли

  • подраздел 1.2 раздела 1.

Авансы в подразделе 1.1 раздела 1 декларации по прибыли

Налог к доплате в федеральный и региональный бюджеты (КС 1.1 и 1.3)

Зачастую форма не проходит проверку, так как в ней ошибочно указаны суммы налога к доплате (контрольные соотношения 1.1 и 1.3). Их отражают по строке 040 (федеральный бюджет) и 070 (региональный бюджет) подраздела 1.1 раздела 1 декларации. Аналогичные показатели есть в листе 02 в строках 270 и 271. Данные подраздела 1.1 раздела 1 и листа 02 должны совпадать. Если это правило не соблюдается – в отчете допущена ошибка.

Если форма заполнена правильно, она будет выглядеть так:

  • подраздел 1.1 раздела 1.

Налог к доплате в подразделе 1.1 раздела 1 декларации по прибыли

  • лист 02

Налог к доплате в листе 02 декларации по прибыли

Расчет налоговой базы при отражении убытка (КС 107)

Контрольное соотношение 107 касается заполнения приложения 4 к листу 02. Напомним, что в этом приложении учитывают сумму убытка, которую можно учесть при расчете облагаемой прибыли. Так, по строке 140 приложения приводят налоговую базу за отчетный период. Аналогичный показатель есть в строке 100 листа 02. Данные этих строк должны полностью совпадать. Если они различаются – в форме ошибка.

При правильном заполнении декларации эти сроки будут выглядеть так:

  • приложения 4 к листу 02

Убытки приложении 4 листа 02 декларации по прибыли

  • лист 02

Налоговики должны проверять каждую компанию не реже чем один раз в три года. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому многие компании (в том числе и крупные) живут без налоговых ревизий много лет, даже не зная, что такое выездная налоговая проверка. Во многом это зависит от показателей их налоговой и бухгалтерской отчетности, на основе анализа которых и отбирают налогоплательщиков на выездную проверку. Кроме того, на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены схемы ухода от налогообложения. Именно поэтому успешное прохождение камеральной проверки может длительное время ограждать компанию от проверки выездной.

Что и как анализируют налоговики? На что надо обратить внимание при составлении налоговых деклараций, чтобы не попасть в "черный список" кандидатов на выездную проверку? Ответы на эти вопросы приведены в документе ФНС России с грифом "Для служебного пользования" - Методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, которые оказались в распоряжении экспертов «ПНП».

Этап первый: проверка контрольных соотношений

Первый этап камеральной проверки включает в себя анализ показателей декларации на выполнение контрольных соотношений, то есть проверяется связь отдельных данных декларации между собой. Кроме того, на этом этапе идет проверка отдельных показателей декларации на соответствие их главе 25 Налогового кодекса.

Для начала налоговики устанавливают факты несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. Если они будут обнаружены, у компании могут запросить пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Причем первичные документы могут быть затребованы только если у налоговиков появятся основания предполагать, что база по налогу на прибыль занижена.

Внимание! Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы;
  • пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке;
  • средства целевого финансирования.

Поэтому, чтобы предупредить возможные вопросы налоговиков, в пояснительной записке к годовой отчетности желательно разъяснить порядок применения льгот по налогу. А также расшифровать отдельные прибыли и убытки с указанием на то, как рассчитывался налог в этом случае.

Казусы в контрольных соотношениях

Благодаря недоработке Методических рекомендаций в некоторых ситуациях налоговики всегда будут требовать у компании пояснений и дополнительных документов.

Ведь в Методических рекомендациях не учли тот факт, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Между тем специалисты из ФНС требуют, чтобы нижестоящие подразделения уделяли пристальное внимание именно проверке данных декларации на выполнение контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Причем, как правило, такая проверка проходит не вручную, а в автоматизированном режиме - с помощью специальной программы. Поэтому инспектор и не будет вникать, почему показатели не совпадают. Он сразу вызовет налогоплательщика для объяснений.

Например, объяснения потребуют, когда компания заявила амортизационную премию. Методологи из ФНС рекомендуют при проверке правомерности включения в расходы амортизационной премии (п. 1.1 ст. 259 НК РФ) сравнить данные бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного (налогового) периода. При этом, если у компании данные бухгалтерской отчетности по основным средствам не изменились, а амортизационная премия тем не менее заявлена, Методические рекомендации советуют запросить документы, подтверждающие основания ее применения.

Однако в ФНС забыли о том, что в бухгалтерском учете амортизационная премия не начисляется (ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н)! Кроме того, порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Поэтому показатели по строке 044 приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль и по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1) соотноситься не будут никогда.

Кроме того, в ФНС считают, что у компании в обязательном порядке надо запросить пояснения, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности значительно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации - убыток. Однако в Методических рекомендациях не нашел отражение тот факт, что с введением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н) причины этих отклонений можно увидеть как в бухгалтерском балансе компании, так и в отчете о прибылях и убытках.

Поэтому, если по результатам года бухгалтерская прибыль компании оказалась больше налоговой, в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать для налоговых инспекторов перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств (активов).

Методика экономического анализа из ФНС на втором этапе

На втором этапе камеральной проверки налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Как сказано в Методических рекомендациях, именно по результатам этого этапа налоговые органы должны окончательно отобрать налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, а также разработать план действий по ее эффективному проведению.

Экономический анализ декларации проводится ежеквартально только в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также тех компаний, налоговые поступления которых в бюджет составляют не менее 60 процентов всех поступлений в налоговом органе. Для остальных налогоплательщиков - раз в год по результатам годовой отчетности.

В его рамках оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и определяют их влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Экономический анализ проводится в зависимости от конкретных значений финансово-экономических показателей по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

В качестве примера таких показателей методологи из ФНС указали обороты по реализации, сумму доходов и расходов. Причем налоговым органам на местах дано право самостоятельно определять для каждого показателя значительность отклонения и его критерии. Однако методологи ФНС не указали для своих подчиненных, какие значения этих показателей считаются нормальными.

ФНС России рекомендует обращать особое внимание на компании, которые заявляют в декларации незначительные суммы налога на прибыль либо убыток.

В рамках второго этапа проверки налоговики проводят углубленный анализ в части сопоставления показателей, отраженных в декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов. Методические рекомендации предписывают анализировать эти показатели в динамике.

Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, непосредственно предшествующих году проведения анализа. Это помогает им отследить тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих не только на налог на прибыль, но и на суммы других налогов.

Внимание! При значительном расхождении сумм показателей некоторых строк налоговой декларации по налогу на прибыль с суммой показателей соответствующих строк формы № 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках" (см. таблицу) компанию попросят предоставить в налоговую инспекцию информацию об источниках такого расхождения.

Причем сами специалисты из ФНС указывают, что данные показатели могут и не совпадать. Однако это может происходить довольно редко и по тем операциям, доходы и расходы по которым определяются в особом порядке. Например, при наличии операций с ценными бумагами, при безвозмездном получении имущества, при товарообменных сделках. Кроме того, налоговики считают, что различие показателей определено четкими причинами, перечень которых достаточно узок.

Среди таких причин в Методических рекомендациях указаны:

  • отказ от признания выручки в бухгалтерском учете в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
  • наличие производств с длительным циклом;
  • пересчет выручки по правилам статьи 40 Налогового кодекса;
  • переоценка стоимости имущества.

Обратите внимание, что на практике причин расхождения указанных выше показателей гораздо больше, чем заявлено налоговиками. Например, благодаря некоторым видам доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, но отражаются в бухгалтерской отчетности:

  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенного арендатором.

Кроме того, некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, это проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период. В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа.

Поэтому, если сумма показателей, приведенных в таблице, у вас значительно расходится, заранее подготовьте разъяснения для налоговиков. Желательно в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства.

Источники информации для косвенной оценки налоговой базы

К вопросам камеральной проверки относится и сопоставление сумм других налогов, исчисляемых в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Из внутренних источников информации налоговики используют данные других налоговых деклараций.

Внимание! На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор делает выводы о возможных суммах других налогов. А именно сопоставляет налоговые базы по различным видам налогов. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то налоговики ожидают от компании и значительные суммы поступлений ЕСН.

Конечно, такая зависимость не позволяет точно определить сумму других налогов, подлежащих уплате. Однако помогает налоговикам сформировать определенные тенденции в объемах различных налогов, которые они должны отслеживать. Например, если компания задекларировала значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, налоговики могут заранее спрогнозировать уровень доходов этой компании. Ведь изменение мировых цен на экспортируемые товары будет прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли.

Помимо этого налоговики могут оценить налоговую базу по косвенным признакам на основании данных из внешних источников информации. Например, для анализа затрат компании на изготовление единицы продукции специалисты из ФНС рекомендуют запрашивать специализированные организации о физических объемах потребления, ценах на ресурсы и т. д. Ведь производственный процесс предполагает использование определенной технологии. А именно на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов. Зная количество использованных ресурсов, налоговики могут определить объем выпущенной продукции и тем самым проверить сопоставимость заявленных организацией доходов.

Кроме того, ресурсы употребляются в определенных пропорциях. Причем норму расхода ресурсов налоговый орган может взять у других компаний из этой отрасли. Если эта норма нарушена, налоговики считают, что часть готовой продукции не отражена в учете. То есть затраты списаны на все количество выпущенной продукции, а выручка от реализации отражена частично. Поэтому в такой ситуации по рекомендации специалистов ФНС для получения дополнительных доказательств инспекция проведет встречные проверки у контрагентов проверяемой компании.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

  • проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;
  • проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;
  • проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

Этaпы камеральной проверки (см. схему)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Налоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

С декларацией по НДС

Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:

Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Раздел I декларации по НДС

Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 + строка 020 Приложения 6 к листу 02

Сумма показателей графы 4 строк 010, 020, 030 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 120 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 Приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 Приложения Е) + итоговая строка графы 3 Приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 Приложения Д

Если налоговики выявят расхождение, они должны выяснить его причину. Для этого они могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля: вызвать организацию в налоговую инспекцию для объяснений, затребовать первичные документы, провести встречные проверки.

Но иногда расхождения между декларациями неизбежны. Например, если организация поставляет товары на экспорт и одновременно пользуется освобождением от НДС по статье 145 НК РФ.

Кроме того, в методичке рекомендуется проверить еще несколько соотношений:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Строка 110 Раздела 1 декларации по НДС

графа 4 – графа 6

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Строка 080 Раздела 2 декларации по НДС

С декларацией по налогу на рекламу

Между декларацией по налогу на прибыль и деклараций по налогу на рекламу тоже должно быть определенное соотношение:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Декларация по налогу на рекламу

Расхождения между строкой 090 Приложения № 3 декларации (расходы на оплату труда) и формой № 5 возможны лишь в том случае, если у фирмы есть расходы на оплату труда, которые не уменьшают прибыль в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса. Они отражаются в Приложении № 3 к листу 02 декларации.

Кроме того, налоговики предлагают сравнить декларацию по налогу на прибыль с другими показателями бухгалтерской отчетности. Прежде всего, это суммы доходов:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 030

Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170

Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях:

– если у фирмы есть операции с ценными бумагами;

– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;

– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.

С точки зрения доходов анализу подлежат и другие показатели декларации:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 100 – строка 030 – строка 040

Сумма всех (нескольких) или одна из строк: 030, 040, 060, 080, 090

Отдельное соотношение налоговики разработали и для расходов. Правда, оно может соблюдаться, только если фирма начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Читайте также: