Налоговая проверка при реорганизации в форме присоединения

Опубликовано: 14.05.2024

Большая компания хочет присоединить к себе маленькую. Так бывает довольно часто, потому что таким путем проводят добровольную и официальную ликвидацию компании без долгов. Тем не менее, риск налоговой проверки при присоединении есть. Можно ли ее все-таки избежать и что для этого нужно?

Из письма в редакцию

Подскажите ответ на вопрос: как большая компания (ООО) может выкупить маленькую фирму (ООО)? Будут ли налоговые проверки при таком слиянии?

Мнение эксперта

Присоединение ООО к ООО – это закрытие одной компании через ее объединение с другой. Это фактическая ликвидация ООО путем присоединения к другому обществу с передачей всех прав и обязательств ликвидируемого той фирме, с которой происходит объединение.

Слияние ООО приводит к созданию принципиально нового хозяйствующего субъекта на базе закрытых обществ. То есть ни один из участников не продолжает свою хозяйственную деятельность. Поэтому потребуется регистрация закрытия всех участников и открытия нового юридического лица.

Исходя из сути вашего вопроса, вы решили именно присоединить к себе «маленькую фирму (ООО)», а не создавать из двух действующих ООО одно новое юрлицо.

Сначала несколько общих замечаний

Поглотившее общество после совершения сделки несет все риски по оплате долгов присоединенного ООО, даже если они были выявлены после регистрации. Срок исковой давности – три года. Поэтому присоединение практикуют как альтернативу добровольной и официальной ликвидации компании без долгов (надеемся, что это ваш случай). Если же предполагается банкротство ООО с последующим его присоединением, то это возможно только при участии арбитражного суда.

В процессе присоединения необходимо составить ликвидационный баланс. Также производится переоформление прав и обязательств ликвидируемого предприятия на его правопреемника, а с отдельными кредиторами придется рассчитаться до регистрации реорганизации. В процессе присоединения нет необходимости в получении справки о полном расчете с ПФР и ФСС, что означало бы проведение проверки правильности расчетов данными органами и погашение задолженности, что занимает до 2 месяцев.

Теперь рассмотрим этапы присоединения ООО к ООО

1. Подготовительный этап

Изначально в каждом из обществ проводится общее собрание учредителей с оформлением протокола с целью:

  1. принятия окончательного решения о проведении реорганизации, в котором необходимо прописать передачу поглощающему обществу прав на:
  • уведомление ИФНС об инициации объединения в трехдневный срок после оформления решения последним участником;
  • публикацию сообщения о происходящем в специальном журнале;
  1. ратификации договора о присоединении, в котором прописываются:
  • ключевые этапы проведения процедуры и их сроки;
  • величина и особенности уставного капитала после объединения;
  • распределение расходов на реорганизацию между участниками;
  • руководитель процесса и прочее.

2. Уведомление заинтересованных лиц

Для ИФНС следует подготовить:

  • сообщение-уведомление о планируемом объединении;
  • сообщение о том, что грядет реорганизация юридического лица (форма № С-09-4);
  • решения всех участников о проведении преобразования.

По месту регистрации основного общества нужно подать еще и заявление о создании новой компании путем реорганизации по форме Р12001.

Документы визируются ЭЦП либо подписями, заверенными нотариусом, и направляются в ИФНС по месту регистрации участников. ИФНС вправе затребовать иные документы, касающиеся данной процедуры.

Через три рабочих дня налоговые органы выдадут свидетельство о «старте» кампании по объединению, подтверждающее внесение изменений в ЕГРЮЛ.

После получения указанной бумаги у обществ есть 5 рабочих дней на уведомление кредиторов. Это делается путем направления писем с уведомлением.

Дополнительно публикуются два сообщения о происходящем в «Вестнике государственной регистрации» с месячным интервалом между ними.

Внебюджетные фонды уведомляются посредством отправки писем с уведомлением о вручении.

3. Инвентаризация

  • наличия и сохранности ценностей общества, учтенных и неучтенных на балансе, а также остатков по счетам;
  • обязательств перед всеми заинтересованными лицами (кредиторами, государственными органами);
  • прав требования;
  • складского учета и хозяйства;
  • достоверности информации, содержащейся в документах учета.

Проверке подлежит все имущество ООО и его обязательства вне зависимости от их местонахождения, и материальные ценности, не принадлежащие обществу (полученные в аренду или переданные ему на ответственное хранение, на переработку).

По окончании инвентаризации участниками общества составляется и визируется передаточный акт.

Избежать налоговой проверки и связанных с ней задержек можно, если будет соблюден ряд условий: отсутствие долгов по налогам и страховым взносам на момент подачи заявления о реорганизации; регулярное погашение текущих платежей; сотрудничество исключительно с добросовестными контрагентами.

Присоединение ООО к ООО в части формирования пакета документов для регистрации преобразований в ИФНС предусматривает обращение в указанный орган со следующими бумагами:

  • решения о реорганизации (от каждого участника плюс совместное);
  • заявлением о прекращении хозяйственной деятельности от имени присоединяемого общества (форма Р16003);
  • заявлением по форме № Р14001 об изменении данных реестра ЕГРЮЛ;
  • заявлением по форме № Р13001 о регистрации корректировки учредительных документов;
  • протоколом общего собрания учредителей обществ;
  • передаточным актом;
  • договором о присоединении;
  • учредительными документами (Уставом);
  • квитанцией об уплате пошлины (при присоединении – порядка 1500 руб.);
  • подтверждением уведомления заинтересованных лиц (копиями извещений с отметками о получении адресатами, сообщений из «Вестника»).

По истечении 5 рабочих дней ИФНС выдаст:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о регистрации;
  • Устав с отметкой налоговиков.

Риск налоговой проверки есть.

Из 89 статьи Налогового кодекса следует, что инспекция может (не обязана) провести выездную налоговую проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, причем независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Проверить могут период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. А налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Мотивация выездных проверок при проведении реорганизации понятна: ФНС заинтересована в своевременной оплате начисленных налогов и взносов, а также и в выявлении признаков банкротства.

Избежать налоговой проверки и связанных с ней задержек можно, если будет соблюден ряд условий:

  • отсутствие долгов по налогам и страховым взносам на момент подачи заявления о реорганизации;
  • регулярное погашение текущих платежей;
  • сотрудничество исключительно с добросовестными контрагентами (исключить из их списка подозрительные и явно «однодневные» фирмы).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Законно ли проводить плановые проверки юридического лица, если с момента его реорганизации в форме присоединения не прошло трех лет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
То обстоятельство, что с момента реорганизации юридического лица в форме присоединения прошло менее трех лет, не препятствует проведению плановой проверки в отношении организации.

Обоснование вывода:
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Одной из форм контроля является проведение плановых проверок. Предметом плановой проверки выступает соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления им деятельности совокупности предъявляемых законодательством требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Плановые проверки проводятся на основании утверждаемых контролирующими органами ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, письмо Минфина России от 05.12.2017 N 03-02-07/1/80575). Существует несколько оснований для включения проверки в ежегодный план проверок (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Одним из таких оснований является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Положения законодательства в этой части сформулированы недостаточно определенно, однако, на наш взгляд, речь в данном случае идет о государственной регистрации юридического лица при создании (отметим, что нами не обнаружено разъяснений или судебной практики, из которых можно было бы сделать противоположный вывод). При этом даже если предположить, что законодатель распространяет указанную норму и на случаи реорганизации юридических лиц, это определенно не может относиться к реорганизации в форме присоединения. Дело в том, что все остальные формы реорганизации (преобразование, слияние, выделение, разделение) по крайней мере предполагают образование новых, не существовавших ранее юридических лиц, тогда как присоединение влечет лишь прекращение ранее существовавшего юридического лица (присоединяемая организация), а присоединяющее юридическое лицо продолжает существование в том же качестве, без каких-либо изменений (применительно к вопросам госрегистрации). В случае присоединения реорганизация юридического лица считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Данное обстоятельство, на наш взгляд, означает, что к рассматриваемой ситуации не могут применяться положения п. 1 ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, и, соответственно, никаких препятствий для проведения плановой проверки нет.
В соответствии с п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, исключение проверки из ежегодного плана производится только в случае ликвидации юридического лица, реорганизация влечет лишь изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице. Отметим, что имеются также ведомственные документы, которые касаются порядка проведения плановых проверок (письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 декабря 2011 г. N 05-4806, от 16 июля 2012 г. N 05-2680). Данные акты предписывают в ситуации, когда объект проверки находится в стадии реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица, проводить проверку в соответствии с имеющимся планом проверок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

18 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Бойкова Т. Н. , эксперт Компании «РосКо»

Реорганизация — это возможность, которую дает предпринимателям действующее гражданское законодательство для решения множества бизнес-задач. Применяя этот механизм можно расширить сферу деятельности, увеличить прибыль или объем продаж, иными словами оптимизировать бизнес. Но с другой стороны, реорганизация это сложный процесс, обладающий рядом особенностей в сфере налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно, но сначала дадим определение понятию «реорганизация».

Если обратиться к толковому словарю, то реорганизация — это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Реорганизация может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ч.1 ст. 57 ГК РФ). Во всех случаях она производится по решению учредителей, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Исключение могут составлять случаи, когда реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см. например, статью 38 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции").

Вид реорганизации

Действие

Основания перехода прав и обязанностей

Слияние

возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних

Присоединение

прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу

Разделение

прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам

Выделение

создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего

Преобразование

изменение одной организационно-правовой формы общества в другую

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 4 ст. 57 ГК РФ).

Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц. Они утверждаются учредителями юридического лица (органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц), и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Их непредставление, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ч.3 ст. 59 ГК РФ). Форма передаточного акта законодательством не установлена, поэтому организация может разработать ее самостоятельно. Разделительный баланс составляют на основе обычной формы бухгалтерского баланса, утвержденной Минфином России (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. N 66н"О формах бухгалтерской отчетности организаций"), но в отличие от обычной формы в разделительный баланс включают данные как реорганизуемой компании, так и новых организаций.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме (Форма N P12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации» утверждена Приказом ФНС от 25 января 2012г. N ММВ-7-6/25@"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств") сообщить в орган осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (ч.1 ст. 60 ГК РФ).

А также в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 23 НК, организация, приняв решение о реорганизации, обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (Форма N С-09-4, утверждена Приказом ФНС от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"). С этого момента налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ). В этом состоит отличие от обычных условий, при которых налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст. 89 НК РФ). А правомерно ли назначение выездной проверки после прекращения процесса реорганизации и регистрации нового юридического лица? Ответ дается в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 216.12.2011г. № 03-02-07/1-435, согласно которому, в отношении правопреемника реорганизованного юрлица может проводиться выездная налоговая проверка, которая должна охватывать период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ). Это правило касается только правопреемников, после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить проверку такого юридического лица (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.07.2011 № 03-02-07/1-267).

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе правопреемство распространяется и на обязанность по уплате налогов (п.1 ст. 50 НК РФ). Причем исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику обстоятельства неисполнения исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по уплате налогов. При этом правопреемник должен уплатить все пении штрафы, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям (п.3 ст. 50 НК РФ). Если до реорганизации компанией были допущены какие-либо нарушения в области ведения налогового учета, то ответственность также переходит к правопреемнику. Налоговый орган, проводивший проверку, не обязан сообщать правопреемнику о рассмотрении материалов проверки реорганизованной организации, если ранее саму организацию налоговые органы известили надлежащим образом (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 № 13751/09 и 13753/09).

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Срок хранения финансовых документов организации (данные бухгалтерского, налогового учета, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов;) составляет четыре года (пп.8 п.1 ст. 23 НК РФ). Отметим, что налоговый кодекс и законодательство о бухгалтерском учете (п.1 ст. 29 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) устанавливают разные сроки для хранения документов. Единого документа, который бы устанавливал порядок и сроки хранения в настоящее время не издан, поэтому в своей работе можно придерживаться Приказа Министерства культуры РФ от 25 августа 2010г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", тем более, что Решением ВАС РФ от 21 февраля 2012г. N 14589/11 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству в части, в которой на акционерные общества и другие коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Итак, вашу организацию решили проверить. Руководитель налогового органа, проводящего проверку выносит решение о проведении выездной налоговой проверки. Форма решения утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки". Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Лицо, проводящее проверку вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Порядок их истребования и представления регламентируется Приказ Федеральной налоговой службы от 31 мая 2007г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Документы предоставляются в виде заверенных руководителем компании копий, в случае необходимость налоговый орган может запросить ознакомление с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п.3 ст. 93 НК РФ). В тех случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы, при изъятии таких документов обязательно изготовляются копии, которые заверяются лицом, проводящим проверку и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган обязан передать их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия (п.8 ст. 94 НК РФ).

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения(п. 13 ст. 89 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п.15 ст. 89 НК РФ).

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В заключение скажем, что согласно пп. 2 п.1 ст. 31 НК РФ, проводить налоговые проверки — это право, а не обязанность налогового органа, поэтому, возможно ваша реорганизация пройдет для них незаметно, однако надеяться на это не стоит и лучше заранее тщательно продумать и оценить правильность проведения всего процесса реорганизации вашей компании.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Реорганизация

Сущность ликвидации по ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. О предстоящей ликвидации общество должно уведомить налоговый орган в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Процедура добровольной ликвидации организации требует прохождения следующих этапов:

  • принятие участниками общества решения о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии;
  • деятельность комиссии по ликвидации (публикация объявления о ликвидации, выявление кредиторов, инвентаризации и проч.);
  • внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.
При ликвидации организации обязательно проводится выездная налоговая проверка, причем независимо от того, какой срок прошел с предыдущей проверки. Такая проверка может охватывать не только три календарных года, предшествующих тому, в котором было вынесено решение о проведении проверки, но также и текущий календарный год, когда принято решение о проведении ликвидации на основании п. 11 ст. 89 НК РФ.

Согласно ст. ст. 100 и 101 НК РФ в акте выездной ликвидационной проверки и в решении, принятом по ее результатам, налоговые органы укажут на выявленные в проверяемом периоде нарушения налогового законодательства, например, неуплата налогов и пеней. Требование на их уплату выставляется по результатам выездной проверки в течение десяти дней с момента вступления в силу решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. А оно, в свою очередь, начинает действовать по истечении десяти дней с момента его вручения налогоплательщику, как это установлено п. 2 ст. 70 и п. 9 ст. 101 НК РФ.

Если же налоговики такое требование не направят, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию и исключить организацию из ЕГРЮЛ. Однако налоговая инспекция, выступая как регистрирующий орган, может отказать в этом по причине задолженности по пеням. Оспорить подобное решение можно только в судебном порядке. А сложившаяся судебная практика неоднозначна: с одной стороны, суды признают эти отказы неправомерными – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-6226/2008(13352-А03-38) от 08.10.08 г. С другой стороны, некоторые арбитражные судьи считают, что налогоплательщик знает о наличии недоимки, и налоговому органу необязательно высылать требование кредитора - Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-7894/05-Ф02-6116/05-С2 от 08.12.05 г.

Кроме описанного выше ликвидационная комиссия вправе также отказаться от включения в реестр и удовлетворения требования налоговой инспекции как кредитора по гражданско-правовым основаниям, например при истечении трехлетнего срока исковой давности. Если налоговый орган не обжалует данное решение в судебном порядке, недоимка считается погашенной в силу п. 6 ст. 64 ГК РФ. Судебная практика в этом случае поддерживает налогоплательщиков – например, Постановления ФАС Центрального округа по делу № А68-462/07-15/12 от 19.03.08 г., Северо-Западного округа № А05-12741/04-8 от 07.09.05 г.

При ликвидации юридического лица ликвидатор обязан правильно рассчитать налоги и сборы, полностью и своевременно уплатить их. Ликвидируемая организация должна рассчитаться с бюджетом как по налогам, по которым она выступает в качестве налогоплательщика, так и по налогам, уплачиваемым ею в качестве налогового агента - по налогу на доходы физических лиц, как установлено п. 2 ст. 226 НК РФ. На дату составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо представить в налоговые органы декларации по всем налогам, исчисленным организацией. Налоговые декларации при этом необходимо сдавать даже в тех случаях, когда у организации не возникает налоговой базы. После этого проводится сверка расчетов по налогам и сборам, с обязательным оформлением акта сверки расчетов.

В соответствии с положениям п. 4 ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с неё налогов, сборов, а также пеней, штрафов, подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам. Обязанность по уплате налогов и сборов прекращается только после ликвидации юридического лица, как это следует из положений пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ.

Ликвидация юридического лица, как известно, дело хлопотное и затратное, процесс может растянуться на непредсказуемо длительное время. И особенно если противоречия с кредиторами или дебиторами придется решать в суде. Во многих случаях существующий бизнес реструктуризируют, избегая многих проблем, связанных с ликвидацией компании. Для этого применяют правовые механизмы реорганизации юридического лица.

Реорганизация – также одна из форм прекращения деятельности юридического лица. Но в отличие от ликвидации права и обязанности реорганизуемого юридического лица могут не прекращаться, а переходить к другому лицу. Ликвидационный баланс при этом не составляется, только промежуточная отчетность. Согласно нормам ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Разница между перечисленными формами заключается в том, к кому и в каком порядке переходят права и обязанности реорганизуемых юридических лиц.

При принятии уполномоченным органом организации решения о реорганизации необходимо в трехдневный срок письменно сообщить в регистрирующий (т.е. налоговый) орган о начале процедуры реорганизации. При этом срок начинают исчислять с ближайшего рабочего дня, следующего за датой принятия решения о реорганизации. Налоговый орган принимает решение: проводить или не проводить проверку, за какой период и по каким налогам. В отличие от ликвидации, здесь при удачных обстоятельствах выездной проверки можно избежать. Но это не избавит правопреемника от возможных последствий по обязательствам предшественника в ближайшие три года после реорганизации.

Уведомление о реорганизации становится основанием внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. После этого реорганизуемое юридическое лицо должно с периодичностью не реже одного раза в месяц дважды поместить в уполномоченных СМИ уведомление о своей реорганизации. Если в реорганизации участвуют два юридических лица и более, уведомление публикуется от имени всех одним из них. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса соответственно, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица приводят к отказу в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Передаточный акт или разделительный баланс составляются в соответствии с решением уполномоченного органа. Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации. На дату составления передаточного акта или разделительного баланса проводится инвентаризация.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации регулируется ст. 50 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи установлено, что исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидированным в результате реорганизации юридическим лицом этих обязанностей. Обязанность по уплате пеней и штрафов реорганизованного юридического лица также исполняет правопреемник. Это означает, что реорганизация не изменяет исполнение обязанностей по уплате налогов его правопреемниками.

При слиянии юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов признается юридическое лицо, возникшее в результате такого слияния. При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов становится присоединившее его юридическое лицо. При разделении правопреемниками в части исполнения обязанности по уплате налогов признаются возникшие в результате реорганизации юридические лица.

При преобразовании правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь созданная организация. И только при выделении у вновь созданных юридических лиц не возникает правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его налоговых обязанностей. Но если в результате выделения налогоплательщик не сможет исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, если реорганизация была направлена лишь на неисполнение обязанности по уплате налогов, то судом может быть возложена обязанность на выделившиеся юридические лица солидарно исполнить налоговую обязанность реорганизованного лица.

При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На практике это выражается в принятии решения об исполнении налоговых обязательств учредителями и отражении их в передаточном акте и разделительном балансе.

Получается, что проведение ликвидации или реорганизации приводит не только к внеочередной выездной налоговой проверке, но и требует составления дополнительных форм отчетности, по которым проводятся камеральные проверки. А по ним, как и по выездным, налоговые органы могут затребовать дополнительные документы, обосновывающие расчеты налогов, что иногда сводит на нет разницу между этими двумя видами налоговых проверок.

Присоединение организаций представляет собой одну из форм реорганизации, при которой прекращается деятельность одной организации (далее — присоединяемое общество) с передачей всех прав и обязанностей организации-правопреемнику (далее — Основное общество).

Рекомендуем ограничиваться участием именно двух обществ в реорганизации: одно лицо присоединяется к другому. Участие большего количества обществ чаще всего приводит к отказу в регистрации налоговой инспекцией.

Для того чтобы провести весь процесс присоединения понадобится достаточно большое количество документов, а именно:

  • Уведомление Р12003.
  • Заявление Р12016.
  • Заявление Р13014.
  • Решение (протокол) присоединяемого общества.
  • Решение (протокол) основного общества.
  • Договор о присоединении.
  • Передаточный акт (подавать в ФНС не обязательно).
  • Протокол совместного общего собрания участников присоединения.
  • Новая редакция Устава Основного общества.

По времени реорганизация в форме присоединения занимает около четырёх месяцев.

Шаг 1. Принятие решения о присоединении

Каждое ООО, участвующее в присоединении должно провести общее собрание Участников. Целью собрания является принятие решения о проведении процесса присоединения и утверждение соответствующего договора. Решения о реорганизации должны быть приняты единогласно.

Решение участника (участников) общества должно содержать:

  • само решение о реорганизации в форме присоединения;
  • утверждение Договора о присоединении;
  • утверждение передаточного акта (только в решении присоединяемого общества);
  • возложение обязанности по предоставлению документов в налоговую, публикации в Вестнике на одно из обществ (обычно на Основное общество).

Шаг 2. Уведомление ФНС о начале процедуры реорганизации

В течение трех дней с момента принятия решения о присоединении необходимо уведомить налоговый орган. Требуется предоставить:

  • Уведомление по форме Р12003;
  • Решение (протокол) присоединяемого общества;
  • Решение (протокол) основного общества;
  • Договор о присоединении.

Заявителем по форме Р12003 будет то общество, на которое решением участников возложена обязанность по проведению процедуры реорганизации.

По истечении пяти рабочих дней налоговая обязана предоставить листы записи в ЕГРЮЛ на каждое ООО о начале процедуры присоединения.

Шаг 3. Уведомление кредиторов и публикация в СМИ

В течение пяти рабочих дней с даты направления в регистрирующий орган уведомления о начале реорганизации каждое из Обществ, участвующих в процессе, должно в письменной форме уведомить о присоединении всех известных ему кредиторов. Сообщение рекомендуется направлять почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

В специальном издании — «Вестнике государственной регистрации», необходимо 2 раза (по 1 разу в месяц) опубликовать объявление о прекращении деятельности тех компаний, которые присоединяются. А также об изменении в регистрационных документах присоединяющей стороны. Объявление даётся от имени всех участников процесса.

Также с 12 ноября 2019 года организации официально обязали вносить сведения о реорганизации также и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс). За неисполнение обязанности предусмотрена как административная ответственность, так и возможен отказ налоговой. Опубликоваться на данном ресурсе можно с помощью ЭЦП самой организации, или воспользовавшись ЭЦП нотариуса.

Шаг 4. Проведение совместного общего собрания участников присоединения

Проводится собрание членов сообществ, принимающих участие в процедуре, на повестку дня которого выносятся вопросы:

  • оговариваются изменения в учредительных документах головной организации в связи с расширением объёма уставного фонда и добавлением новых членов;
  • проводятся выборы руководства головной организации.

Шаг 5. Направление заявления в связи с завершением реорганизации юридического лица

После истечения тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации (то есть не ранее месяца с момента последней публикации в Вестнике) и не ранее трёх месяцев с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процесса присоединения в регистрирующий орган подаются следующие документы:

  • заявление по форме Р12016 (раннее использовалась форма Р16003, но с 25 ноября 2020 она утратила силу);
  • договор о присоединении;
  • копии писем, которые направлялись кредитором;
  • копии публикаций сообщений в СМИ.

Регистрирующий орган самостоятельно направляет запрос в ПФР. После получение ответа от фонда, принимается решение о регистрации реорганизации, если юридическое лицо в Пенсионный фонд РФ предоставляло отчет о персонифицированном учете.

Через пять рабочих дней в налоговой Вы получите лист записи ЕГРЮЛ о том, что присоединяемое ООО ликвидировано.

Шаг 6. Внесение изменений в учредительных документах общества-правопреемника

При присоединении к Основному обществу переходят все права и обязанности присоединённого ООО. В результате этого происходит увеличение уставного капитала Основного общества, а также увеличение количества участников за счёт участников присоединённого ООО.

Для регистрации данных изменений в налоговую подаются следующие документы:

  • заявление по форме Р13014;
  • Устав (новая редакция);
  • протокол общего собрания учредителей юридических лиц;
  • договор о присоединении;
  • квитанция об уплате пошлины за внесение изменений в учредительные документы (800 р.).

Через пять рабочих дней в налоговой Вы получите лист записи о внесении изменений в учредительные документы.

Читайте также: