Налоговая революция в россии

Опубликовано: 18.05.2024

Президент России Владимир Путин снова обратился к гражданам в прямом эфире. Глава государства поблагодарил соотечественников за достойное прохождение самого опасного периода пандемии, за «взаимную поддержку, за достоинство». И анонсировал новые меры поддержки.

Первый акцент президент снова сделал на отечественном здравоохранении, подчеркнув, что «многое предстоит сделать для повышения качества и доступности медицинской помощи, переподготовить кадры, отремонтировать, обновить медицинские учреждения, на современной, в том числе цифровой базе». Глава государства отметил, что в первую очередь все это будет делаться в рамках программ модернизации первичного звена, на реализацию которых заложено более 500 млрд рублей.

Всё — детям

Казалось бы, дальше обращение должно идти по привычному сценарию: социальная поддержка, малый бизнес. Но президент отверг шаблоны: акцентировав внимание на детях с тяжелыми, в том числе редкими заболеваниями, он подчеркнул, что порой у родителей некоторых из них нет иной надежды, как благотворительные фонды. Однако, по словам Владимира Путина, решение проблемы нужно системное, государственное. «Надо определить надёжный, постоянный источник финансирования», — подчеркнул российский лидер. Таковым должны стать налоги.

С 2001 года в России действует плоская шкала на доходы физлиц: 13%, независимо от уровня доходов. Президент предложил с 1 января будущего года изменить ставку налога на доходы физических лиц с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает свыше пяти миллионов рублей в год.

«Сразу уточню, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 миллионов в год. Но и это даст бюджету порядка 60 миллиардов рублей. Эти средства предлагаю, как говорят специалисты, «окрасить», защитить от любого другого использования и целевым образом направлять на лечение детей с тяжёлыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций», — заявил президент, отметив, что все действующие программы лечения редких заболеваний при этом, безусловно, сохранятся.

По мнению аналитиков, введение прогрессивной шкалы налогообложения — шаг ожидаемый (эту тему обсуждают на государственном уровне уже несколько лет) и вполне оправданный.

«Дополнительные 2% налоговых выплат не способны нанести существенного ущерба благосостоянию граждан, но принесут существенную пользу социальной сфере», — прокомментировал инициативу главы государства руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, — «В год бюджет будет получать дополнительные 60 млрд рублей, эти средства, помимо действующих программ помощи, будут направлены на лечение детей с орфанными заболеваниями, что даст возможность гораздо большему числу юных россиян получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивать их медикаментами и техническими средствами для реабилитации здоровья. Стоит отметить, что во многих странах Европы и в США налоговые ставки гораздо более существенны, они составляют от 18 до 40% от доходов».

О важности сохранения баланса заявил и председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. «Непопулярность повышения налога компенсируется небольшим повышением ставки. Такая корректировка допустима, если этот налог больше не будет изменен, это важно для доверия и стабильности», — написал он в Twitter, — «Выгода бюджета в 60 млрд руб. в результате изменения НДФЛ сама по себе невелика в масштабах страны. Важно, что впервые в масштабах страны предлагается селективный налог, который идет на конкретную цель…», — добавил он.

Некоторая ирония заключается в том, что увязка источников федеральных налогов с целями их использования, это новация по отношению к традиционным подходам столпов финансово-экономического блока. Но и прогрессивная шкала противоречит упомянутым подходам в не меньшей степени.

Бизнес не забыт

Конечно, свыше 5 миллионов рублей в год нужно еще заработать. А как подчеркнул президент, эпидемия нанесла сильнейший удар по мировой экономике. Негативные последствия, конечно, сказались и на России. Владимир Путин отметил, что «с самого начала борьбы с последствиями эпидемии базовой задачей стало сохранить доходы российских семей, поддержать занятость, помогать, прежде всего, людям и только людям, решать их проблемы. Через это идти к поддержке экономики в целом».

Основной критерий всех мер по поддержке бизнеса заключался в сохранении рабочих мест и зарплатного фонда. На это государство направило беспрецедентные кредиты, приняло решения по списанию налогов и страховых взносов, выделило прямые государственные субсидии. Но на достигнутом власти останавливаться не намерены.

Президент предложил выделить еще 100 миллиардов рублей на программу льготного кредитования компаний под 2% годовых при условии сохранения рабочих мест.

«Мы видим, что эта мера востребована. Уже одобрены заявки от 90 тысяч компаний, где работают 2 миллиона 400 тысяч сотрудников. Но спрос, как мы видим, оказался гораздо выше, чем изначально планировало правительство», — пояснил Владимир Путин. Дополнительные средства, по его словам, позволят поддержать предприятия их работников на этапе выхода из режима ограничений и тем самым ускорить восстановление экономики и занятости.

По словам экспертов, ранее выданные льготные займы уже сыграли важную роль в условиях пандемии. По словам начальника отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василия Карпунина, решение о продлении такой формы кредитования объясняется именно ее высокой эффективностью.

«Средства были направлены на выплату заработных плат, многие компании смогли выйти на работу в июне, чтобы заработать средства на оплату арендных платежей и налогов, выплаты поставщикам, однако ограничения из-за коронавируса сняты или смягчены не во всех регионах, а значит, бизнесу потребуются дополнительные средства, которые помогут не допустить банкротств и увеличения безработицы», — поясняет эксперт, добавляя, что суммарный объем выданных займов составит минимум 248 млрд рублей.

Зеленый свет для IT

Отдельно президент выделил IT-сектор, отметив, что он является одним из самых динамичных и бурно растущих. По словам Владимира Путина, экспорт российского программного обеспечения за последние 5 лет увеличился вдвое.

«Конечно, для поддержки, для развития такой системообразующей отрасли нужны не просто эффективные, а нетривиальные подходы и решения. И в ходе состоявшейся встречи дал поручение коллегам из правительства совместно с экспертным, профессиональным сообществом проработать такие шаги. Учитывая при этом, что сфера сфера информационных технологий традиционно отличается высокой мобильностью», — отметил Путин.

Поддержать отрасль планируется, облегчив ей налоговое бремя. Как писал ранее «Эксперт-онлайн», СМИ стало известно о планах правительства по снижению страховых взносов и налога на прибыль для IT-компаний. Теперь президент эту информацию подтвердил.

«Планы по поддержке отрасли, о которой я только что сказал, подготовлены, решения приняты. В качестве первого шага предлагаю провести в IT-отрасли так называемый налоговый манёвр и прежде всего существенно сократить нагрузку на фонд оплаты труда. А это, отмечу, основная статья расходов для высокотехнологичных компаний», — заявил Владимир Путин. — «Напомню, мы уже вдвое, до 15 процентов понизили ставку страховых взносов для всех компаний малого и среднего бизнеса. Считаю, что в IT-сфере мы можем и должны пойти дальше. Сейчас ставка страховых взносов для таких компаний составляет 14 процентов на период до 2023 года. Предлагаю снизить её до 7,6 процента. Причём не временно, а бессрочно».

Кроме того, также, бессрочно, для IT-компаний предлагается снизить ставку налога на прибыль: с нынешних 20% до 3%. По словам президента, это не только сравнимо, «а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для IT-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская». Фактически, отметил глава государства, это будет одна из самых низких налоговых ставок в мире.

Представители отрасли полагают, что анонсированные меры поддержки действительно станут серьезным импульсом для отечественной IT-индустрии. «Налоговые послабления для IT-отрасли предлагаются очень ощутимые: страховые выплаты сокращаются в два раза, налог на прибыль — в семь раз. Это значительно сократит расходы организаций сектора на выплату налогов, а значит, оставшиеся средства можно будет использовать для повышения зарплат специалистам, приобретение технологий, материалов и т.д. Такие меры стимулирования развития отрасли могут привлечь иностранные компании в Россию, а также серьезно помогут стартапам в IT-секторе», — считает партнер и директор компании «Интеллектуальный Резерв» Павел Мясоедов.

Для самостоятельных

Руководство страны решило позаботиться не только о компаниях и их сотрудниках, но и о тех, кто работает «в свободном плавании». По словам Владимира Путина, всего за полгода число самозанятых в России выросло в 2,5 раза – с 300 до 700 тысяч человек. При этом в период эпидемии эта категория получила особые меры поддержки — государство вернуло ей налог на профессиональный доход за прошлый год, а для его уплаты в текущем году предоставило так называемый «налоговый капитал» в размере МРОТ — 12,3 тыс. рублей.

По мнению президента, возрастную планку для получения статуса «самозанятого» пора понизить: с 18 до 16 лет, открыв, таким образом, молодежи дорогу в бизнес.

«Именно молодые люди — энергичные, образованные, профессиональные, часто вчерашние школьники и студенты — составляют костяк высокотехнологичных команд и компаний, в том числе в сфере информационных технологий», — подчеркнул глава государства, отметив, что согласно расчетам, предоставленным правом смогут воспользоваться около 3 млн человек. При этом начинающие предприниматели также смогут рассчитывать на дополнительные налоговые льготы, то есть на налоговый капитал, «чтобы не отвлекать ресурсы от развития своего дела на уплату налога».

В бизнес-сообществе считают, что ставка на самозанятых сделана верно: в новом статусе регистрируется все больше граждан, и свою роль в этом явно играет в том числе нынешняя поддержка государства, отмечает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. В числе факторов «за» регистрацию в статусе самозанятых, по его словам, и то, что в таком случае предприниматели получают все юридические права для защиты интересов. Все это, в сочетании с низкими налоговыми ставками и простотой бухгалтерских процедур, безусловно, привлекает граждан. Так что можно рассчитывать и на то, что молодежь заинтересуется таким предложением.

«Предлагаемая инициатива может значительно увеличить число граждан, которые в скором времени получат этот статус. По словам самого президента, этим правом смогут воспользоваться до 3 млн россиян. Всего же, по оценкам Росстата, в РФ около 20 млн самозанятых. Минфином ранее планировалось, что в 2021 году зарегистрируется 1,4 млн человек, в 2022 году — 1,8 млн, в 2023 году — 2,1 млн. С учетом новых инициатив эти цифры будут превышены уже в ближайшее время», — комментирует ситуацию Сигал.

Жизнь берет свое

Стоит отметить, что беспрецедентные меры государственной поддержке сохранятся не только для бизнеса, но и для граждан. Так президент анонсировал в том числе повторные выплаты по 10 тысяч рублей на детей в возрасте до 16 лет. По словам Владимира Путина, поддержку получат российские семьи, в которых растет около 28 миллионов детей.

Но сосредоточившись на поддержке, власти помнят и о необходимости дальнейшего экономического развития. Важно не только удержаться на плаву, но и задать нужный темп движения в верном направлении. И в ближайшее время, например, будет обсуждаться использование инструментов долгосрочного финансирования для развития инфраструктуры по примеру «вечных бондов» РЖД. И это — отнюдь не полный перечень приоритетных задач, решать которые предстоит уже в ближайшее время.

Ведь несмотря на то что эпидемия, как подчеркнул президент, еще не закончилась, «жизнь берет свое, входит в привычное русло». При этом глава государства уверен в том, что все возникающие проблемы будут решены. «Мы уже доказали, что умеем это делать», — резюмировал он.

Государственная дума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект № 720839-7 с масштабными поправками в обе части Налогового кодекса РФ . Новации касаются практически всех налогов и порядка их администрирования. В НК РФ прописали новые способы взаимодействия органов ФНС России с налогоплательщиками, изменили сроки сдачи некоторых видов налоговой отчетности и установили новые правила для постановки на учет налогоплательщиков и их имущества.

Новый порядок общения налоговиков и налогоплательщиков

В НК РФ теперь закреплен новый способ передачи документов от налоговых инспекций налогоплательщикам. В соответствии с новой редакцией статьи 30 НК РФ , это передача документов через МФЦ. Сейчас этой статьей предусмотрены только такие способы:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме через оператора ЭДО;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

В новом способе датой получения документов признается день, следующий за днем его поступления в МФЦ.

Кроме того, налоговики получили право напоминать налогоплательщикам об имеющейся у них задолженности. Делать они это будут посредством отправки СМС-сообщений и электронной почты не чаще, чем один раз в квартал.

Информирование о залоговом имуществе

В статьи 72 НК РФ и 73 НК РФ внесены поправки, обязывающие налоговые органы публиковать на официальном сайте ФНС информацию о принятых решениях о залоге и аресте имущества налогоплательщиков, о запрете на отчуждение такого имущества. В таком информационном сообщении должен быть указан полный перечень залогового имущества. Данные об отмене залога подлежат обязательной публикации.

Под залог ФНС имущество попадет, если в течение месяца после получения требования об оплате налоговой недоимки налогоплательщик ее не погасит.

ФНС получает право осматривать помещения, имущество и документы должников

В статью 92 НК РФ внесли поправки, в соответствии с которыми налоговый инспектор, принявший решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 млн рублей, получает право проводить осмотр территорий, помещений и имущества должника. Такой осмотр проводится при условии, если требование ИФНС об оплате недоимки не исполнено в течение 10 дней. Периодичность осмотров — не более одного раза по одному решению о взыскании налоговой недоимки.

Новые правила налогового учета иностранных работников

Предусмотрено введение автоматической постановки на налоговый учет иностранных граждан, которые ранее в налоговых органах на учете по какой-либо причине не состояли. Происходить это будет сразу после сдачи отчетности налоговым агентом по НДФЛ по месту постановки на учет этого налогового агента.

Новые правила отчетности по НДФЛ и новый порядок оплаты

Сроки сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ законопроект сдвигает на месяц раньше — до 1 марта вместо 1 апреля года, следующего за отчетным. Кроме того, в электронном виде отчетность по НДФЛ обязали сдавать всех налоговых агентов, у которых численность налогоплательщиков в отчетности составляет до 10 человек, а не до 25 человек, как сейчас. Смогут сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ на бумаге только те, у кого численность работников составляет не более 10 человек.

Декларации 3-НДФЛ теперь сдаются в МФЦ. При их принятии сотрудники МФЦ обязаны поставить отметку с датой на копии налоговой декларации.

Камеральные проверки уплаченного за год НДФЛ налоговики теперь смогут проводить и в том случае, если налогоплательщик не сдаст декларацию 3-НДФЛ. В этом случае ему начислят налог на основе данных, которые есть в распоряжении органов ФНС. При продаже недвижимости сумму дохода определят по цене сделки или 0,7 кадастровой стоимости (то, что больше по сумме). При дарении доходом является кадастровая стоимость. Декларацию сдавать выгоднее, потому что в ней учитываются и расходы.

Правила расчета НДФЛ при продаже квартиры, купленной за средства материнского капитала, уточняются. Теперь налогоплательщики смогут уменьшить сумму своего облагаемого налогом дохода на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение объекта недвижимости в размере, пропорциональном его доле.

Изменится порядок расчета НДФЛ при продаже квартиры, полученной в дар и по наследству. Налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества.

Физические лица больше не будут самостоятельно декларировать доходы от продажи ценных бумаг. Теперь вместо них это обязаны делать налоговые агенты — организации и ИП, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

Налоговых агентов обяжут платить НДФЛ за свой счет

В целях борьбы с серыми и черными зарплатами законодатели решили избавить работников от обязанности платить НДФЛ, который с них не удержал налоговый агент, хотя должен был. В статью 208 НК РФ внесена поправка следующего содержания:

В целях настоящей главы доходами также не признаются доходы в виде сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.

Таким образом, весь доначисленный по результатам налоговой проверки НДФЛ должно оплатить не физическое лицо, а его налоговый агент за счет собственных средств. Работать станет безопасно, платить НДФЛ с серой зарплаты работникам не придется.

Новые правила вычетов

Законодатели позволят налогоплательщикам НДФЛ получать при покупке квартиры (дома и т. д.) имущественный вычет за взрослых детей, которым исполнилось 18 лет. Правда, только в том случае, если они признаны судом недееспособными. А вот заявить о своем желании получить вычет или возврат НДФЛ станет проще, форму соответствующего заявления включили в состав декларации 3-НДФЛ.

Для имущественного вычета по процентам расширен перечень кредиторов. Теперь при покупке квартиры получить вычет по ипотечным процентам при рефинансировании кредита можно и в том случае, если рефинансирование провел не банк, а другая финансовая организация.

Новые льготы по НДФЛ

Статью 217 НК РФ, в которой содержится перечень доходов, освобожденных от налогообложения, дополнили новым пунктом 37.2. В соответствии с ним, доходы в виде единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам в сумме до 1 млн рублей по государственной программе «Земский учитель» больше не облагаются НДФЛ. До сих пор право на такую льготу имели только медицинские работники. Учителя смогут использовать ее в части выплат, право на получение которых возникнет с 01.01.2020 до 31.12.2022.

Патентная система налогообложения

Новая редакция статьи 346.51 НК РФ позволит налогоплательщикам ПСН покупать патент не на весь месяц, а на его часть. А именно на любое количество дней в течение календарного года. Статья дополнена пунктом такого содержания:

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент.

При этом с 01.01.2020 запрещено применение патентной системы налогообложения при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке. В настоящее время это:

  • лекарства;
  • обувь;
  • одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха.

Даже продажа одного товара из этой категории приведет к утрате права применять ПСН.

Также ограничить применение ПСН теперь смогут местные власти. Им дано право вводить ограничения, связанные с наличием у налогоплательщика транспортных средств, сдаваемых площадей, объектов торговли и других объектов.

Единый налог на вмененный доход

Налогоплательщикам, применяющим ЕНВД, запретили продавать товары, подлежащие обязательной маркировке. Продажа лекарственных препаратов, обуви и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха теперь для вмененщиков недоступна. Даже одна такая сделка приведет к утрате права на льготный режим налогообложения.

Налог на имущество

В соответствии с новой редакцией статьи 378.2 НК РФ , вся недвижимость, для которой определена кадастровая стоимость, облагается налогом по кадастровой стоимости. Делается это вне зависимости от наличия или отсутствия такой недвижимости в региональном перечне, и от вида ее использования. Очевидно, что после этой поправки региональные перечни утратят смысл и будут упразднены.

Еще

Это подтверждается не только анализом функционала, но и указанным выше приказом ФНС РФ, согласно которому налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5 до 30%.

В качестве примера приводятся сведения о налоговой нагрузке некоторых, наугад взятых организаций из различных отраслей:

В подтверждение примеры налоговой нагрузки организаций, которые не являются плательщиками НДПИ и акцизов:

МУП «Ухтаводоканал», ИНН 11020228818 27,1%

ООО «Ухтажилфонд», ИНН 1102055018 24,6%

АО «ОДК-Пермские моторы», ИНН 5904007312 23,8%

ПАО «Т плюс», ИНН 6315376946 11,7%

АО «Тандер», ИНН 2310031475 10,1%

ПАО «Лукойл», ИНН 7708004767 6,2%

ПАО «Транснефть», ИНН 7706061801 6,1%

Такое соотношение нагрузок, которое следует из упомянутого приказа ФНС РФ, а также приведенных примеров, при всем желании нельзя назвать равенством, возникает вследствие различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, тогда как трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по этим же налогам.

В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт).

В итоге имеет место нарушение заявленного в пункте 1 статьи 3 НК РФ принципа равенства налогообложения, что в итоге делает невозможным гармоничный экономический рост во всех отраслях сразу.

Альтернативное предложение

Реализация принципа равенства налогообложения, декларируемого пунктом 1 статьи 3 НК РФ, возможна только одним-единственным способом – введением единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, взамен четырех основных налогов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ, и удерживаемого безакцептно на базе современных банковских технологий – при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей (заказчиков), или при инкассации наличных денег в ритейле.

Ставка единого оборотного налога рассчитывается из следующих данных:

Выручка организаций в 2016г. 234,3 трлн.руб.1

Налог на прибыль 2,8 трлн.руб.

Страховые взносы 4,1 трлн.руб.

Расходная часть бюджета ПФР 6,5 трлн.руб.

НДФЛ 3,1 трлн.руб.

80% от НДФЛ (по низким доходам) 2,5 трлн.руб.

Согласно следующему соотношению, построенному на основе показателей выручки, НДС, налога на прибыль, расходной части бюджета ПФР и 80% НДФЛ (то есть по относительно низким доходам), ставка единого оборотного налога составит 6,2%

В этой связи детально расшифровываю признаки предлагаемого мной единого оборотного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ:

— налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают денежные доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;

— объект налогообложения – реализация в смысле пункта 1 статьи 39 НК РФ;

— налоговая база – выручка организации от реализации;

— налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;

— налоговая ставка – выше указано, исходя из сегодняшних условий, что она составляет 6,2%;

— порядок исчисления налога – как произведение налоговой ставки на налоговую базу;

— порядок и сроки уплаты налога – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей (безналично или при инкассации наличных)

Облагая выручку организаций по ставке 6,2%, появится возможность:

а) заместить четыре основных налога (НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ);

б) превратить в действительность пункт 1 статьи 3 НК РФ о равенстве налогообложения;

в) устранить присущую нынешней системе налогообложения налоговую дискриминацию;

г) избавиться от такого явления, как теневая заработная плата;

д) получить идеальную защиту от присущего современной системе налогообложения уклонения от уплаты налогов и обеспечить предельную простоту налогового администрирования;

е) построить профицитный пенсионный бюджет и навсегда снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;

ж) восстановить инвестиционную активность и в итоге получить гармоничную отраслевую структуру экономики, деформированную 27 годами рыночных реформ.


В последние годы разворачивается все больше споров о налоге на доходы физических лиц — и они обостряются в моменты пусть и формального, но выбора: похоже, многие россияне не готовы смириться с «плоской» (а учитывая систему организации страховых социальных платежей, то даже с регрессивной) шкалой налогообложения доходов. Отчасти с этим можно согласиться: данная система с точки зрения мировой практики представляется аномальной — стран, в которых подоходный налог не диверсифицирован в зависимости от благосостояния плательщика, сегодня меньше, чем государств, в которых такой налог… не взимается вовсе. И поэтому спорам условных «либертарианцев» и «социалистов» в России суждено продолжаться еще долго.

На фоне этих динамичных дискуссий в тени остается другой, куда более интересный и несоизмеримо более практический вопрос, касающийся не столько плательщиков налога на доходы физических лиц, сколько его получателей.

С формальной точки зрения подоходный налог основан на равенстве людей как граждан или резидентов определенного государства, которое его и устанавливает. Мало что так явно подчеркивает принадлежность к единому социуму, как универсальное участие в финансировании деятельности правительства. Не приходится удивляться тому, что не только эпизодическое введение этого налога обычно происходило в условиях войны (так было в 1798 году в Великобритании в период Наполеоновских войн или в 1861-м в США после начала Гражданской войны), но и его превращение в один из центральных элементов бюджетной системы также приходилось на периоды масштабных межгосударственных конфликтов (Крымской войны в Англии и Первой мировой — в США). В России попытки введения подоходного налога или его аналогов также предпринимались в знаменательные моменты, в 1812 и 1917 годах. Соответственно, этот налог в большинстве случаев администрировался центральными властями и направлялся в государственный (федеральный) бюджет.

Со временем ситуация немного поменялась, особенно в странах с сильной федеративной традицией, где собственные подоходные налоги ввели провинции, штаты или земли, как в США, Канаде, Индии, Бразилии, и даже отдельные города, как в Германии.

Однако фундаментальный принцип пересмотрен не был: в странах, где существует подоходный налог, он сегодня направляется либо исключительно, как во Франции, Великобритании и большинстве европейских стран, либо в доминирующей части, как в США или Германии, в центральный бюджет, становясь одним из основных источников его наполнения. В 2016 году подоходный налог обеспечивал 23,8% доходов бюджета Франции, 25,4% — Великобритании, 28,9% — Германии и 46,7% доходов федерального бюджета США.

Если особенность России, как мы уже отметили, заключается в недифференцированной шкале налога на доходы физических лиц, то ее подлинная уникальность в том, что получателем этого налога выступают региональные и местные бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу (ст. 56), 85% НДФЛ направляются в бюджеты субъектов РФ (в случае уплаты налога иностранным гражданином, работающим в России на основании патента, сумма возрастает до 100%), а 15% зачисляются в местные бюджеты и распределяются в зависимости от того, как организованы данные территории с точки зрения городских и/или сельских поселений.

Пикантность ситуации придает тот иррациональный факт, что, получая подоходный налог в свои бюджетные системы, региональные власти не имеют права менять его ставки или модернизировать систему его распределения между разными уровнями бюджетов — и то и другое жестко задано федеральным законодателем и регулируется только им.

На мой взгляд, именно этот момент сегодня стоило бы сделать центральным в дискуссиях о налоговых реформах. Хорошо известно, что идея перехода к плоской шкале подоходного налога в России всегда обосновывалась проблемами с его собираемостью и трудностями администрирования (в середине 1990-х в казну поступало не более 60% суммы причитавшегося государству налога), и ситуация резко изменилась после введения 13%-ной шкалы: прирост поступлений за 2000–2007 годы составил 1% ВВП. Однако именно относительно низкая собираемость стала, судя по всему, и фактором определенного пренебрежения данным налогом со стороны федерального правительства, в результате чего он оказался передан регионам, и больше к этому вопросу не возвращались и его ставки не пересматривали.

Сегодня ошибочность такого решения видна невооруженным глазом. Экономика России остается рентной и огосударствленной, из-за чего основные финансовые потоки и их бенефициары концентрируются в столицах. По итогам 2016 года Москва и Санкт-Петербург собрали в свои бюджеты соответственно 633 млрд и 199 млрд рублей данного налога, что составляет 27,6% его собираемости по стране. Соответственно, власти этих мегаполисов могут позволить себе перекладывать плитку на тротуарах по нескольку раз в год, устраивать праздники за сотни миллионов рублей и думать не о том, где взять деньги, a о том, на какие выдуманные нужды их потратить. В то же время на половину наименее обеспеченных регионов страны приходится всего 19,2% собираемого подоходного налога.

Но более важна другая сторона проблемы. В большинстве развитых стран экономическая активность не концентрируется в столицах, и потому регионы могут конкурировать за своих резидентов, предоставляя гражданам отличающиеся налоговые режимы и привлекая на жительство наиболее успешных из них. Лучше всего это видно на примере США.

В России же, увы, ничто не способно сделать жизнь в Омске или Воронеже лучше, чем в столицах, по основным показателям, поэтому сосредоточение налогоплательщиков в мегаполисах непреодолимо. Только с помощью административного ресурса или не вполне прозрачных льгот можно прописать Романа Абрамовича на Чукотке, а Михаила Прохорова — в Красноярском крае.

Налоговая революция

Однако в России регионы могут привлекать на свою территорию производства, и для этого у них намного больше аргументов, чем для привлечения к себе на жительство их владельцев. Соответственно, куда правильнее было бы оставлять в регионах НДС, а не НДФЛ — и при этом дать региональным властям право изменять его в относительно широких рамках, например варьировать от 10% до 22%. Если мы обратимся к статистике исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации за 2016 год, окажется, что сумма собранного НДФЛ (3,2 трлн рублей) несколько превышает сумму НДС, начисленного на товары и услуги, реализуемые на территории России (2,66 трлн рублей). Поменяв эти налоги местами, можно было бы совершить настоящую мини-революцию в отечественной системе налогообложения.

Какой эффект дала бы такая реформа?

С одной стороны, сегодня практически все доходы федерального бюджета представляют собой либо косвенные налоги (как тот же НДС), либо ренту (как НДПИ), либо таможенные пошлины и сборы. Иначе говоря, центр делает все для того, чтобы не вступать в «прямые налоговые отношения» с гражданами и делать вид, что он только финансово благодетельствует их, почти ничего не требуя взамен. С политической точки зрения перенаправление подоходного налога в федеральный бюджет предполагает появление у граждан бóльших прав требовать подотчетности у правительства. Совершая подобную трансформацию, мы, по сути, создаем базу для появления в перспективе движений, когда-то отмеченных лозунгом «no taxation without representation», потому что пока у россиян, как это ни странно, не так уж и много поводов требовать, чтобы правительство считало их равным партнером. Особенно важно это в условиях, когда доля нефтяных доходов будет, видимо, сокращаться.

С другой стороны, указанное изменение налоговой системы может дать важный стимул конкуренции между отдельными регионами за привлечение бизнесов, стать толчком к повышению товарооборота и к созданию лучших условий для предпринимательской деятельности. В Америке такую функцию выполняет крайне диверсифицированный налог с продаж, некоторым аналогом которого и является НДС, и России, как стране с очень разными условиями хозяйствования, подобный инструмент, несомненно, необходим. По сути, регионы потеряли бы налог, на объем и ставку которого они не в состоянии влиять, и получили бы взамен существенно более гибкий инструмент, ничего значимого при этом не потеряв. Они тогда в большей степени стали бы зависеть от собственной привлекательности для бизнеса, чем от общей экономической конъюнктуры и решений правительства, устанавливающего уровень зарплат бюджетников, что чрезвычайно важно в условиях продолжающегося экономического кризиса и неочевидности его скорого преодоления.

Наконец, предлагаемый маневр существенно уравнял бы возможности регионов и столиц. Разница в суммах поступающих НДФЛ и «внутреннего» НДС (361 млрд рублей) в 2016 году была бы потеряна прежде всего мегаполисами, у которых сократились бы сверхдоходы. Она оказалась бы в распоряжении федерального бюджета, и он обрел бы таким образом дополнительную возможность обеспечить трансферты наименее благополучным регионам или погасить их задолженность перед банками и рассчитаться по бюджетным кредитам.

Иначе говоря, Кремль также имеет определенную заинтересованность в такой перемене, так как она и повысит степень его влияния на регионы, и сделает руководство обеих столиц более восприимчивым к факторам финансовой целесообразности. А в условиях, требующих бюджетной экономии, это не выглядит лишним. К сожалению, в ходе заканчивающейся уже президентской кампании ни один из ведущих кандидатов не предложил практически ничего из того, что могло бы изменить существующую в стране налоговую систему не с точки зрения повышения или снижения налогов, а в контексте придания ей большей гибкости и сбалансированности.

Налоговая революция: Россия как громадный оффшор

Ради всего этого нам нужна, читатель, налоговая революция.

Первый шаг государство в налоговой революции сделало, облегчив обложение личных доходов. Но начало оно явно не с того конца. Россия больше нуждается в ином – в кардинальном упрощении и облегчении налогов на компании, на так называемые юридические лица. Мы, читатель, должны стать первой в мире оффшорной зоной на одной седьмой части суши. Но не просто «налоговой гаванью», подобно Кипру или Каймановым островам, а оффшорной страной с реальной экономикой.

Как это сделать? Предложим свой вариант. Объявляется о том, что в России создана первая в мире полностью оффшорная экономика для производителя. Любой инвестор знает: страна стала оффшором (иначе говоря – налоговым убежищем) на двадцать лет.

Итак, налогов на производство товаров, услуг и информации в России больше нет. А как бюджет пополняется? За счет платежей трех типов. Начнем по порядку…

Первый платеж – это роялти, рента от использования природных ресурсов России. Пойми нас правильно, читатель: ресурсы – это не только то, что добывается из недр Земли, не только нефть, газ и уголь. Ресурсы – это и леса, и торфяники, и луга. Это чистая вода и воздух!

Есть два типа ресурсов. Одни добываются из недр и продаются: нефть, газ, уголь, руды металлов. Другие ресурсы потребляются из окружающей среды и относятся к возобновимым – вода и воздух, лес. А значит, платежи за принципиально разные виды ресурсов надо организовать по-разному. Итак, за первые нужно брать деньги, исходя рыночной конъюнктуры. Проще говоря, чем дороже идет на мировых биржах нефть – тем больше придется нефтяникам «отстегивать» в общенародный кошелек. А вот за ресурсы второго типа надо взимать плату, исходя из затрат на восстановление тех самых воды, воздуха и леса.

Мы должны честно сказать: «Люди! В ельцинские времена произошла громадная путаница. Тогда смешали вопрос собственности и вопрос использования. То есть, вполне вероятно, что нефтяные компании могут быть частными. Но недра России до сих пор остаются общественным достоянием, общенародной собственностью. По Конституции 1993 года. Их никто не приватизировал де-юре.

Поэтому пусть частная компания платит государству за пользование недрами. Ведь страна не является собственностью Алекперова из «Лукойла» или даже Богданчикова из «Роснефти». Она – собственность народа. Именно общая собственность и формирует единый народ. Государство должно получать платежи за пользование подземными кладовыми нации. Роялти и есть не что иное, как денежные поступления за уникальный ресурс».

Сегодня все как ошалели, наперебой обсуждая, как изъять у владельцев нефтекомпаний и других добывающих структур природную ренту, роялти. Закатывая глаза, правые и левые считают, насколько можно тем самым пополнить бюджет. Мол, и на тридцать, и на сорок миллиардов «у.е.» ежегодно. Об этом говорят экономисты, это волнует инвесторов и предпринимателей. Ученые и политики наперебой доказывают: нужно вводить новый налог как можно скорее! Но когда все говорят хором, поневоле задумываешься: а в чем причина такого удивительного единодушия?

Разгадка сего явления, на наш взгляд, проста. Чиновникам высшего ранга нужен «законный» механизм для передела собственности. Установи ренту повыше – а потом отбирай компании и промыслы за неуплату. Не можешь заплатить? Уступи-ка собственность по сходной цене тем, на кого мы покажем. Скажем, товарищу Абрамовичу. А потом можно выпустить закрытое постановление правительства, по которому размеры ренты для конкретной компании снижаются – с учетом высоких политических задач по восстановлению чего-нибудь. Либо разрушенной Чечни и несчастной Ингушетии, либо для поддержания высокого уровня футбольного клуба «Челси» – нужное всегда отыщется.

Патриоты всех оттенков и мастей ратуют за ренту совсем по иным причинам. Им она нужна для того, чтобы перераспределить сырьевые миллиарды от олигархов к нуждающимся. Им хочется повысить зарплаты бюджетникам, поднять пенсии и пособия. В принципе, левые и патриоты органично дополняют власть и совместно могут добиться введения этой самой ренты. Но принесет ли это благо стране?

Действительно, давно настало время положить предел вывозу из страны колоссальных денег, которые тратятся не в интересах развития России, а на покупку клуба «Челси» или самой дорогой яхты в мире. 90 процентов читателей ответят: «Конечно, пора!». Точно так же необходимо поднимать зарплаты и пенсии бюджетников. Но какое отношение все это имеет к экономике Преображения? Совершенно никакого! Россия не спасется, если деньги, которые доставались кучке олигархов, раздать на зарплаты бедным. В первом случае они уходили на бесполезную роскошь горстки магнатов за рубежом. Во втором исстрадавшиеся нищие потратят эти нефтяные миллиарды, чтобы закупить массу потребительских товаров (импортных – ибо свои уже не производятся или неконкурентоспособны). В очередной раз мы проедим самих себя, устроив вариант брежневской Большой сделки 1970-х. Ведь тогда мы тоже спустили бешеные деньги на горы импортных тряпок, бытовых вещей и еды, так и не создав из нефтедолларов фонда будущих поколений.

Нет, та истерия, вспыхнувшая вокруг ренты, до добра не доведет. Никакая не палочка-выручалочка эта рента. Пытаться решить ею все проблемы страны – все равно, что топором операцию на мозге делать. Нужна гораздо более умная система. Какая? Давайте разберемся.

Итак, на что нужно тратить отобранные у олигархов «рентные» деньги? Во-первых, на увеличение эффективности добычи сырья с помощью самых передовых технологий – чтобы эти добывающие отрасли природу не губили, а сохраняли. А как это сделать? Только переходом на самые экономичные технологии.

Перед тем, как запустить систему рентных платежей, надо составить список-кадастр месторождений по нескольким показателям. Скажем, по близости к обжитым местам, доступности, глубине залегания сырья, величине запасов. И тогда тот, кто разрабатывает «тяжелое» месторождение в самой непроходимой местности, на большой глубине, заплатит казне заметно меньше тех, кому достались самые «сливки». Таким образом, нужно вдохновить инвесторов на освоение новых месторождений, не отпугнув их при этом слишком большими платежами.

В этом случае рента возвращается к своей исконной роли платы – платы за пользование недрами вне зависимости от экономической конъюнктуры. Чем лучше у тебя условия добычи – тем она больше. Роялти не позволит крупным компаниям просто «столбить» огромные месторождения и не разрабатывать их, как это сплошь да рядом случается в нынешней России. В первую очередь, это относится к западным компаниям. Глупо, читатель, превращать себя в «холодильник» развитого мира, где хранятся «продукты», которые подадут к столу лишь через много лет, когда это понадобится нашим цивилизационным противникам. Но именно это сегодня и происходит: западный капитал скупает наши месторождения и не разрабатывает их.

Механизм взимания ренты должен обеспечивать общенациональные интересы. Что для этого нужно сделать? Вспомнить, что роялти-рента – отнюдь не единственный механизм изъятия сверхдоходов. Есть еще налог с продаж. Если вы хотите, чтобы предприятия и предприниматели переходили на экономичные технологии, чтобы рационально расходовали горючее, тепло, электричество и воду, ресурсы должны стать дорогими. Да-да, уважаемая левая оппозиция, именно так!

Второй столп налоговой революции – это налог с продаж. Он заменяет собой и НДС, и налог на прибыль. Он дополняет роялти, играя с ним в одной связке.

Налог с продаж – часть цены товара, которую получает не продавец, а государство. Это не налог на добавленную стоимость, который должны платить все.

(ПРИМЕЧАНИЕ: По мнению многих экономистов, НДС прекрасно работает на убийство производства. Чем сложнее индустрия, чем больше в ней этапов создания товара – тем больше «накрутка» НДС. Что получается? Выживает добыча сырья и выпуск металлических болванок, а машиностроению – крышка.)

Нет, налог с продаж платит только покупатель, а не производитель. Он отличается и от налога с прибыли. Что есть прибыль? Грубо говоря, разница между затратами на дело и выручкой с продаж. Нынешний налог с прибыли также уничтожает Россию и загоняет ее в дремучую отсталость. Почему? Потому что промышленники, чтобы платить поменьше налога с прибыли, завышают издержки. Они не хотят внедрять самую передовую технику и экономичные технологии будущего. Ведь это невыгодно! Нынче чем меньше твои затраты, чем лучше ты ведешь дело – тем больше у тебя отбирает государство.

А налог с продаж платится не с прибыли, а с выручки, причем не производителем, а покупателем. Экономика получает сильный толчок для развития, становится выгодно брать на вооружение технологии, которые увеличивают прибыль.

Начинает шевелиться и государство. Это сейчас ему наплевать на то, что его граждане влачат нищенское существование – налоги-то ему платят в основном не граждане, а предприятия. А вот когда бюджет будет пополняться в значительной мере от налога с продаж, то тут хочешь-не хочешь, а придется делать все, чтобы заработки людей росли, чтобы они больше покупали. Заодно оно заинтересуется тем, чтобы и предприятия покупали больше: оборудования, ресурсов, комплектующих. А уж в особенности государству становится сладок экспорт: ведь в этом случае налог с продаж в бюджет платит зарубежный покупатель, втягиваемый таким образом в отечественную экономику. Придется поощрять вывоз машин, техники, патентов и лицензий, помогая в этом гарантиями и кредитами.

Налог с продаж удобен: его взимают каждый день и каждый час. Его берут в сам момент покупки, в миг, когда деньги зачисляются на счет продавца.

Он решает еще одну важную проблему. Речь идет об изъятии части сверхприбылей у сырьевиков в моменты, когда мировые цены на сырье высоки. Мировые цены растут? Растет и налог с продаж на каждую тонну нефти, на каждые 10 тысяч кубометров газа. На каждый килограмм платины, грамм цезия и т. д. Все честно: в момент нефтяного бума государство получает деньги на то, чтобы развивать науку, решать социальные проблемы, крепить обороноспособность. А коли мировые цены падают – то сообразно им падает и наш налог, не давая сырьевикам разориться. Вплоть до нуля падает. Механизм работает очень эффективно.

Иначе в сырьевых отраслях нельзя. Знаете, во сколько обходится добыча в России одного барреля нефти? 15 долларов в среднем. А в Саудовской Аравии – только в 5 долларов. И если средняя мировая цена на нефть плавает, скажем, у отметки в 30 долларов за баррель, то государство в виде налога с продаж берет с добывающих компаний 10 процентов от выручки, три доллара. Если же цена зашкаливает за 32 доллара, то государство возьмет уже 25 процентов от цены. Предположим, что цена дошла до 50 долларов. Тогда компания заплатит 3 базисных доллара плюс 25 процентов от дополнительных двадцати долларов, со сверхприбыли, то бишь – еще 5 долларов. Вот и получается, что при высоких ценах на «черное золото» нефтяники отдадут в бюджет 8 долларов с каждого барреля-бочки.

А теперь предположим (хотя сегодня это кажется почти невероятным), что цена на нефть упала до 14 долларов. Саудовские нефтяники и в этом случае остались при барышах, получая девять долларов с каждого барреля. Зато нашим впору зубы на полку класть: у нас получается где-то доллар убытка. Тут государству вообще нельзя брать налог с продаж: пусть отрасль спасается. Нужно часть прежних налогов отдавать компаниям как целевой кредит на освоение месторождений или на внедрение спасительных технологий, которые государство строго определило и может порекомендовать. А кредит компания может погасить не деньгами, а добытыми ресурсами. Этакая система с разделом продукции получается, только не для пришедших сюда иностранцев, а для своих инвесторов.

Как видите, дорогие друзья, при всей своей простоте налог с продаж предстает инструментом с изрядной гибкостью, который очень важные проблемы мог бы решать. Он может очень чутко регулировать деловую активность.

Соединенные в одной системе, роялти и простой налог с продаж сотворят чудо. А еще достигается экономия на громадных штатах налоговых чиновников-ищеек, лишаются работы оравы адвокатов и специалистов по уклонению от налогов. Вся тяжесть податного тягла переносится на личное и производственное потребление, на экспортеров. Зато полностью освобождается производство. Развивайся, инвестируй свою прибыль, закупай оборудование, плати специалистам и работникам – что еще нужно? Нет налогов на фонд оплаты труда – и теперь выгодно платить работникам легально и сполна. Правда, должна будет сохраниться система взимания с бизнеса платежей в структуры гарантированного социального страхования и пенсионного обеспечения.

Подъем производства в стране получится настолько бурным, что мы позабудем и о безработице, и о нищете.

Третий столп налоговой революции – система платежей за право заниматься той или иной деятельностью.

Собственно говоря, такой платеж – не новинка. Просто нужно, наконец, перестать болтать и перевести на эту систему весь малый бизнес. А по возможности – и большую часть среднего. Для последнего можно сочетать покупку лицензии с уплатой налога с продаж. Хочешь открыть кафе, ресторан, магазин, булочную или пекарню? Покупай патент – и занимайся делом, не тратя сил и времени на горы бумаг и общение с налоговой службой. Купил патент – и больше с тебя никто ничего брать не имеет права. Налоги пусть платят твои покупатели. Если их будет много – благо для всех. Если мало – то прогоришь. Ясно, просто и понятно.

Особенный эффект патентная система может дать бизнесу, связанному с человеческими пороками. Их ведь никуда не денешь. Страсть к игре, выпивке, к женщинам легкого поведения была, есть и будет. Чего голову в песок прятать? Легализуйте эти «бизнесы», и пусть их хозяева раскошеливаются за очень дорогие патенты.

Хочешь держать казино? Мы с тебя не будет брать налог с прибыли или с оборота. Ты мне за каждый стол в твоем игорном доме заплатишь бабки на год вперед.

Это – очень разумная система. Вот есть виды деятельности, которые развивают наше общество, усиливают нацию, дают рабочие места и ведут русских Нейромир. Те, кто занимается таким бизнесом, платить будут чисто символические деньги. Если же твой бизнес связан с эксплуатацией низменных страстей и пороков – заплатишь по высшей шкале. Чем ближе к пороку – тем больше плата за лицензию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Россия и революция в Германии

Россия и революция в Германии Осенью 1918 г. на территории урезанной после Бреста России находилось примерно 100 тысяч иностранных солдат, 70 тысяч из них составлял контингент чехословаков. Половину остальных представляли собой воинские подразделения англичан. Начало

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

НАЛОГОВАЯ ВОЙНА

НАЛОГОВАЯ ВОЙНА Да здравствует король без налогов! Девиз мятежников (1635) Разве у нас нет права на защиту? Мы полностью погрязли в нищете; Армия и кардинал — Вот и все наше имущество и богатство. Капитан Жан Босоногий (1639) В мае 1635 года, как мы уже знаем, Людовик XIII, перейдя

Б. Кармаль: «Россия хотела, чтобы здесь произошла революция»

Б. Кармаль: «Россия хотела, чтобы здесь произошла революция» «Были у нас товарищи, считавшие, что в Афганистане есть все условия для создания пролетарской партии и революции»,[69] — вспоминает Николай Григорьевич Егорычев. Уж кому, как не ему, знать потаенные от народа

Россия и революция в Германии

Россия и революция в Германии Осенью 1918 г. на территории урезанной после Бреста России находилось примерно 100 тысяч иностранных солдат — 70 тысяч из них составлял контингент чехословаков. Половину остальных представляли собой воинские подразделения англичан. Начало

4. Россия и германская революция

4. Россия и германская революция Союз германского кайзеровского рейха с русской революцией был неискренним и неестественным, но в высшей степени действенным. Союз большевистской России с немецкой революцией был совершенно искренним, это было наиболее естественное дело

Глава 1. АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОССИЯ

Глава 1. АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОССИЯ Первое английское поселение на территории США возникло в 1607 г. в Виргинии (Вирджинии) и получило название Джеймстаун. Торговая фактория, основанная командами трех английских кораблей под командованием капитана Ньюпорта, стала

Революция управления Россия должна найти свой ответ на кризис старых форм государственности

Революция управления Россия должна найти свой ответ на кризис старых форм государственности На рельсах деградации Проблемы с переводом страны на рельсы инновационного развития – это следствия кризиса государственной машины старого типа. Кризиса, что охватывает

Глава 4. Мировая Революция. — Россия и Ленин

Глава 4. Мировая Революция. — Россия и Ленин IОбычно Политику определяют как "планомерное воздействие на государственные дела" или как "сознательную государственную практику". Одни ее свойства обнаруживают черты искусства, и потому о Политике говорят, как об искусстве

Глава 5. Мировая Революция. — Россия и Ленин. (Продолжение)

Глава 5. Мировая Революция. — Россия и Ленин. (Продолжение) IНаиболее блестящая эпоха русского консерватизма совпадает с расцветом в первой половине XIX века так называемого «славянофильства».Представители этой школы заимствовали из немецкой идеалистической философии

Читайте также: