Как найти косвенные налоги формула макроэкономика

Опубликовано: 15.05.2024

Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:

1 Индивидуальные налоги 30
2 Чистые частные внутренние инвестиции 45
3 Нераспределённая прибыль корпораций 21
4 Трансфертные платежи 11
5 Пособия по безработице 4
6 Экспорт 13
7 Прибыль корпораций 61
8 Импорт 4
9 Доходы от продажи акций 10
10 Взносы на социальное страхование 20
11 Проценты по государственным облигациям 7
12 Личные сбережения 27
13 Амортизация оборудования 24
14 Амортизация зданий 12
15 Налог на прибыль корпораций 23
16 Потребительские расходы 255
17 Арендная плата 16
18 Процентные платежи частных фирм 15
19 Доходы от собственности 42
20 Косвенные налоги на бизнес 32
21 Дивиденды 17
22 Чистый факторный доход из-за границы -6

Определить: стоимость потреблённого капитала, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт, заработная плата, сальдо государственного бюджета, ВВП, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД.

Решение:

1) Найдём Располагаемый личный доход домашних хозяйств – РЛД (disposable personal income – DPI), который они тратят на Личное потребление и Личные сбережения.

Формула расчёта РЛД

Отсюда Расчёт Располагаемого личного дохода
.

2) РЛД рассчитывается также как разность между Личным доходом и Индивидуальными налогами. Отсюда Личный доход равен:

Формула и расчёт личного дохода

3) Личный доход (personal income – PI) рассчитывается также как разность между НД и всем тем, что не поступает в распоряжение домохозяйств и является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить всё то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД:

Формула Личного дохода

Выразим отсюда Национальный доход – НД (National Income - NI) – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов.

Формула Национального дохода

Расчёт национального дохода

4) Национальный доход можно рассчитать и другим способом, как разность между Чистым национальным продуктом (ЧНП) и косвенными налогами.

Формула Национального дохода

Отсюда выразим ЧНП:

Формула и расчёт чистого национального продукта

5) Кроме этого Национальный доход равен сумме: Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций.
Выразим отсюда величину заработной платы:

Расчёт заработной платы

6) ЧНП также равен разности между валовым национальным продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула Чистого национального продукта

Отсюда выразим ВНП:

Формула и расчёт ВНП

7) Зная ВНП, а также величину чистых факторных доходов из-за границы можно найти ВВП:

Формула и расчёт ВВП

8) Чистый внутренний продукт (ЧВП) равен разности между валовым внутренним продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула и расчёт ЧВП

9) Найдём валовые частные внутренние инвестиции (gross private domestic investment – Igross)
Валовые инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций и стоимости потреблённого капитала (амортизации):

Формула и расчёт Валовых инвестиций

10) Чистый экспорт (net export – NX) представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами страны по импорту (import – Im) и соответствует сальдо торгового баланса:

Формула и расчёт чистого экспорта

11) Теперь зная ВВП, сумму валовых частных внутренних инвестиций, величину чистого экспорта и величину потребительских расходов (consumption spending – C), можно определить государственные закупки товаров и услуг (government spending – G)

Формула и расчёт государственных закупок товаров и услуг

12) Сальдо государственного бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджета равны сумме Индивидуальных налогов, Налога на прибыль корпорации, Косвенных налогов на бизнес и Взносов на социальное страхование.

Расчёт доходов бюджета

Расходы бюджета равны сумме Государственных закупок товаров и услуг, Трансфертов и Процентов по государственным облигациям.

Расчёт расходов бюджета

Расчёт сальдо государственного бюджета

Государственный бюджет сбалансирован.

Условие задачи взято из: Матвеева Т. Ю.. Введение в макроэкономику : учеб. пособие; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007

Основные понятия и определения

К важнейшим макроэкономическим показателям системы национальных счетов (СНС) относятся такие показатели, как валовой выпуск, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, валовой национальный продукт, валовой национальный доход, валовой национальный располагаемый доход.

Валовой выпуск (ВВ) – это валовая стоимость всех продуктов и услуг, созданных на территории данной страны институциональными единицами-резидентами в течение определенного срока. Некоторые категории произведенных, но не реализованных на рынке продуктов и услуг, включаются в объем валового выпуска:

  1. продукты, произведенные предприятием для внутреннего потребления, но включенные в выпуск;
  2. продукты и услуги, обмененные по бартеру;
  3. продукты и услуги, используемы работодателем для оплаты труда работников в натуральной форме;
  4. сельскохозяйственные и пищевые продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления.

ВВ оценивается в ценах, которые существуют на момент производства, а не на момент реализации продукции.

Промежуточное потребление (ПП) – это стоимость потребленных товаров и услуг в процессе производства других товаров и услуг. Основные элементы промежуточного потребления:

  1. материальные затраты отраслей, относящихся к производственной и непроизводственной сферам;
  2. оплата нематериальных услуг отраслей материального и нематериального производства;
  3. расходы на закупку военного снаряжения и военного оборудования длительного пользования;
  4. потери продуктов, связанные с текущим производством и не включенные в материальные затраты;
  5. расходы на командировки;
  6. текущие затраты владельцев жилищ на содержание жилых помещений.

Стоимость ПП рассчитывается в ценах конечного потребления, включая все торгово-транспортные наценки. ПП должно оцениваться в фактических ценах, которые существуют на момент, когда приобретенные товары используются в производстве, а не в тех ценах, которые были уплачены за товары.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) – это разность между валовым выпуском и расходами на промежуточное потребление.

Если выпуск оценен в основных ценах, т. е. в ценах, из которых вычитаются налоги на продукты, но в которые включаются субсидии на продукты, то считается, что ВДС также оценена в основных ценах. Если выпуск оценен в ценах производителей (т. е. включая налоги на продукты, но без НДС), но без учета субсидий на продукты, то ВДС оценена в ценах производителя.

Валовой национальный доход (ВНД) – это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. В качественном отношении ВНД является потоком первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу.

В состав первичных доходов включаются следующие элементы:

  1. оплата труда;
  2. прибыль;
  3. доходы от собственности;
  4. налоги на производство и импорт.

Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) представляет собой разность ВНД и сальдо текущих трансфертов, переданных за границу или полученных из-за границы, т. е. ВНРД является суммой валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. В составе ВНРД выделяют расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление – это расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Национальное сбережение представляет собой разность ВНРД и конечного потребления.

Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства — производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Пример расчета

(нажмите на соответствующую вкладку)

Исходные данные

В таблице приведены макроэкономические показатели, которыми характеризуется экономика страны.

(цветом выделены расчетные данные)

Показатели Вариант 1 Вариант 2
Доходы собственников45 302
Индивидуальные налоги 10 880
Государственные закупки товаров и услуг165480
Чистые инвестиции1545
Арендная плата2485
Процентные платежи 113210
Стоимость потребленного капитала34 75
Экспорт20 32
Косвенные налоги на бизнес6572
Заработная плата360410
Трансфертные платежи1514
Импорт 318
Доходы, полученные гражданами за рубежом 84128
Потребительские расходы410540
Валовые инвестиции 49120
Доходы иностранцев в данной стране3298
Национальный доход 542 1007
Чистые факторные доходы52 30
Располагаемый личный доход50076
Взносы на социальное страхование 4765
Чистый экспорт1714
Личный доход510 956
Валовой национальный продукт 693 1184
Валовой внутренний продукт (по расходам) 641 1154
Валовой внутренний продукт (по доходам)641 1154
Чистый национальный продукт 659 1109

Решение для варианта 1

Рассчитаем недостающие показатели:

1) Личный располагаемый доход = Личный доход – Индивидуальные налоги

Индивидуальные налоги = Личный доход – Личный располагаемый доход = 510-500=10

2) Чистый экспорт = Экспорт – Импорт

Импорт = Экспорт – Чистый экспорт = 20-17=3

3) Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Стоимость потребленного капитала = 15+34=49

4) Чистые факторные доходы = Доходы, полученные гражданами страны за рубежом – Доходы иностранцев в данной стране

Доходы, полученные гражданами страны за рубежом = Чистые факторные доходы + Доходы иностранцев в данной стране = 52+32=84

5) ВВП (по расходам) = потребительские расходы + валовые инвестиции + государственные закупки товаров и услуг + чистый экспорт = 410 + 49 + 165 + 17 = 641

Как известно, оба метода расчета ВВП (по доходам и по расходам) дают одинаковый результат.

6) ВВП (по доходам) = заработная плата + стоимость потребленного капитала + косвенные налоги на бизнес + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + арендная плата

Процентные платежи = 641 – 360 – 34 – 65 – 45 – 24 = 113

7) Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций = 360 + 24 + 113 + 45=542

8) Личный доход = Национальный доход – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям = 542 – взносы на социальное страхование +15 = 557 – взносы на социальное страхование

510 = 557 – взносы на социальное страхование

взносы на социальное страхование = 47

9) ВВП = ВНП – чистые факторные доходы

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы = 641 + 52 = 693

10) ЧНП = ВНП – стоимость потребленного капитала = 693 – 34 = 659

Решение для варианта 2

Рассчитаем недостающие показатели:

1) Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Стоимость потребленного капитала

Стоимость потребленного капитала = валовые инвестиции – чистые инвестиции = 120 – 45 = 75

2) Чистый экспорт = Экспорт – Импорт

Экспорт = Чистый экспорт + Импорт = 14 + 18 = 32

3) Чистые факторные доходы = Доходы, полученные гражданами страны за рубежом – Доходы иностранцев в данной стране:

4) ВВП (по расходам) = потребительские расходы + валовые инвестиции + государственные закупки товаров и услуг + чистый экспорт = 540 + 120 + 480 + 14 = 1154

Как известно, оба метода расчета ВВП (по доходам и по расходам) дают одинаковый результат.

5) ВВП (по доходам) = заработная плата + стоимость потребленного капитала + косвенные налоги на бизнес + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + арендная плата

Доходы собственников = 1154 – 410 – 75 – 72 – 210 – 85 = 302

6) Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций = 410 + 85 + 210 + 302 = 1007

7) Личный доход = Национальный доход – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям = 1007 – 65 + 14 = 956

8) Индивидуальные налоги = Личный доход – Личный располагаемый доход = 956 – 76 = 880

9) ВНП = ВВП + чистые факторные доходы = 1154 + 30 = 1184

10) ЧНП = ВНП – стоимость потребленного капитала = 1184 – 75 = 1109

Принципы оценки

ВВП оценивается в текущих рыночных ценах (в ценах конечного покупателя). Цена конечного покупателя включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидий на продукты.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам.

Основная цена — цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты.

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены на аналогичные товары и услуги, реализуемые на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует. В частности, по затратам на производство оцениваются услуги государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

При расчете ВВП такие показатели, как добавленная стоимость, прибыль, прирост запасов материальных оборотных средств, исчисляются за вычетом холдинговой прибыли (убытка), представляющей собой ту величину стоимости продукции, которая образовалась в результате изменения цен на нее за период нахождения продукции в запасах. В условиях высокой инфляции изменение стоимости продукции по этой причине может быть довольно значительным.

Оценка в постоянных ценах выполняется как в части производства валового внутреннего продукта, так и его использования.

Переоценка показателей производства ВВП в постоянные цены осуществляется путем дефлятирования (переоценки выпуска и промежуточного потребления отраслей по соответствующим индексам цен) или методом экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли с помощью количественных индикаторов, адекватно отражающих динамику развития производства в данной отрасли.

После внесения поправок на сезонные колебания обычно производится анализ компонентов агрегированных экономических показателей. Например, ВВП может быть первоначально разделен на три составные части: продажи конечным потребителям внутри страны, чистый экспорт и изменение товарно-материальных запасов. Выделение такой составляющей, как изменение товарно-материальных запасов, имеет большое значение, так как именно колебаниями накопления этих запасов часто объясняются большинство или даже все кратковременные изменения в объемах производства. Кроме того, факторы, определяющие накопление товарно-материальных запасов, не совпадают с теми, что обусловливают колебания объема продаж конечным потребителям. Увеличение или уменьшение накопления этих запасов часто на один или два квартала опережает рост или падение объема конечных продаж. Далее, продажи конечным потребителям можно разделить на продажи домашним хозяйствам, предпринимательским фирмам (машины и оборудование), государству и иностранным покупателям. Движения этих нескольких компонентов также зачастую не совпадают и определяются различными факторами.

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Систему национальных счетов формируют следующие показатели:

  1. валовой внутренний продукт (ВВП);
  2. валовой национальный продукт (ВНП);
  3. чистый внутренний продукт (ЧВП);
  4. внутренний доход (ВД);
  5. личный доход граждан (ЛД).

В настоящее время основным показателем национального производства в большинстве стран мира является ВВП.

Валовой внутренний продукт выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.

Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:

  1. по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;
  2. по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;
  3. по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости.

При расчете ВВП по сумме произведенной продукции во избежание повторного счета учитывается только стоимость товаров и услуг, которые используются для конечного потребления и не используются для дальнейшей переработки. К добавленной стоимости относится только та часть стоимости продукта или услуги, которая создана на данном предприятии.

Различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП-это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.

Реальный ВВП-это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП.

Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле:

ИПЦ = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость этой корзины в базовом году X 100%.

Реальный ВВП будет равен отношению номинального ВВП к индексу цен, умноженному на 100%:

ВВП реал = ВВП ном / ИПЦ X 100%.

Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным товарам и услугам, произведенным в экономике, т.е. он более полно отражает изменение цен в обществе, охватывая все товары и услуги. Тогда:

ВВП реал = ВВП ном / Дефлятор X 100%.

Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений, т.е. стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции:

В случае подсчета чистого национального продукта (ЧНП) амортизационные отчисления вычитаются из ВНП.

Внутренний доход (ВД) - это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента.

Для определения личного дохода (ЛД) из величины ВД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход.

Личный доход представляет собой весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов.

Если из ЛД вычтем индивидуальные налоги, уплачиваемые гражданами, то получим личный располагаемый доход (ЛРД), который идет непосредственно на потребление и сбережения, а не на уплату индивидуальных налогов, которые включают в себя, в частности, личный подоходный налог, налог на личное имущество, налог на наследство и др.

"Основные макроэкономические показатели" и другие материалы по теме "Макроэкономика"


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Читайте также: