111 терминов налогового права

Опубликовано: 10.05.2024

Авторский коллектив:

Н.Ю. Андреев, В.В. Замулко, А.А. Копина, Л.Н. Пастушкова, А.Г. Пауль, Н.Н. Пищулина, К.А. Пономарева, А.В. Реут, Д.А. Реут, А.А. Рябов, И.А. Сапрыкина, Н.А. Соловьева, Э.Э. Юхневич, В.А. Яговкина

Руководитель авторского коллектива — Н.А. Соловьева

Издание рекомендовано в качестве научно-практического издания Международным учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» и Научно-исследовательским институтом образования и науки

Книга представляет собой краткий анализ определений и научных взглядов на используемые в законодательстве и налогово-правовой доктрине понятия.

В 2015 г. вниманию читателя было представлено научно-практическое издание «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование». По прошествии совсем небольшого периода времени авторы посчитали необходимым актуализировать и усовершенствовать материал: не стоит и упоминать об известной динамике налогового права.

В новой монографии представлены как термины, анализ которых давался в предыдущем издании, так и новые понятия (например, дискриминация в налоговых отношениях, контролируемые иностранные компании, налоговый маневр, парафискалитет, унификация налогового законодательства). При этом упоминавшиеся в первой книге термины актуализированы с учетом развития законодательства и правоприменительной практики. Например, взамен освещенного в предыдущем издании термина «налоговое резидентство» отдельно рассмотрены понятия налогового резидентства физических лиц и налогового резидентства организаций.

Издание представляет собой не просто глоссарий терминов и не претендует на установление собственной терминологии. Напротив, важной целью данной работы является привлечение внимания к дискуссионности либо недостаточной изученности того или иного понятия, необходимости их законодательного закрепления или корректировки. Многие понятия не являются законодательно закрепленными, но широко используютс я в правоприменительной практике и правовой доктрине (например, деофшоризация, низконалоговые юрисдикции, губительная налоговая конкуренция, бенефициарный собственник). В связи с изложенным издание имеет не только теоретическое, но и, в первую очередь, прикладное значение.

В отношении далеко не всех из рассмотренных терминов сложилось единообразное понимание, ряд понятий требует более глубокого теоретического изучения и практического осмысления. Ярким примером тому является концепция бенефициарного собственника. Она вошла в международное налоговое право относительно поздно, однако получила достаточно широкое распространение. Несмотря на то, что понятие «бенефициарный собственник» используется в области международного налогообложения уже несколько десятилетий, в мировой науке и практике отсутствует консенсус относительно применения данной концепции. Среди ученых и практиков до сих пор имеются существенные расхождения относительно его содержания (применительно к международным договорам), пределов его применения и порядка легализации (необходимости закрепления и конкретизации данной концепции на уровне национального законодательства). В то же время не достигнут консенсус относительно того, имеет ли это понятие автономное значение в международном налоговом праве или его значение должно происходить исключительно из национального права заинтересованных стран.

Тем и интересна данная работа – несмотря на краткость изложения, подготовленный материал дает представление о степени изученности понятий и помогает определить актуальные направления научных и практических исследований в налоговом праве.

Авторским коллективом проанализировано значительное количество работ отечественных ученых и практиков – не только юристов, но и экономистов, а также правоприменительная и судебная практика. Обращает внимание индивидуальный подход к изложению содержания каждого термина – в зависимости от степени изученности понятий в работе в ряде случаев нашли место и обращения к истории развития определенных терминов, и к зарубежной практике их толкования.

При анализе ряда терминов проанализированы релевантные зарубежные доктринальные и законодательные источники, в том числе на языке оригинала. При этом изложение терминов отличается четкостью и сопоставимым уровнем проработки каждого из них. Например, существенно доработаны термины «бенефициарный собственник», «соглашение об избежании двойного налогообложения», «низконлоговые юрисдикции». Очевидной доработки потребовал, в частности, термин «налоговая выгода», что обусловлено дополнением НК РФ новой статьей 54.1.

Избранный формат позволил авторскому коллективу представить в значительной степени нейтральное толкование понятий. Несмотря на дискуссионность ряда терминов, определенные законодательные пробелы, авторы воздерживаются от критики, поддержки либо отрицания существующих позиций. Подобное изложение способствует объективному восприятию читателями подготовленного материала.

В основу библиографического списка положены монографические исследования, актуальные научные статьи и учебная литература последних лет, что, несомненно, способствовало репрезентативности и комплексности исследования.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям юридических вузов, научным работникам, сотрудникам налоговых органов и другим государственным служащим, практикующим юристам, а также всем тем, кто интересуется проблемами современного налогового права.

Авторский коллектив выражает благодарность рецензентам:

Е.Ю. Грачевой, д-ру юрид. наук, профессору, заслуженному юристу РФ, почетному работнику высшего профессионального образования РФ, почетному работнику науки и техники РФ, первому проректору и заведующей кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина;

И.А. Майбурову, д-ру экон. наук, профессору, заведующему кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина.

Итак, мы освоили (осваиваем) основы гражданского права (договорного и корпоративного). Знаем, что такое обязательства и договоры, чем вещное право отличается от обязательственного, общество с ограниченной ответственностью отличается от акционерного и что требуется для его создания.

Мы знаем чуть больше, чем ничего, но даже это - уже очень хорошо.

А значит, наступило время для освоения собственно налогового права.

Но нужно заранее предупредить о сложностях.

Налоговое законодательство на протяжении вот уже тридцати лет сохраняет одну неизменную черту - оно постоянно изменяется. Могут изменить точку с запятой на точку, а могут установить новый налог. Причем дело осложняется тем, что налоговое законодательство - трехуровневое. Да, в основе - Налоговый кодекс, но под ним - законы регионов и нормативные акты муниципальных образований, а рядом с ним- некоторые законы, которые я бы назвал экспериментальными. Например, закон о налоге на профессиональный доход ("налог на самозанятых") или налог на недвижимость вы в Налоговом кодексе не найдете. И если о "налоге на самозанятых" более-менее все знают, то налог на недвижимость вообще долгий, нудный и локальный эксперимент, о котором многие успели забыть. А там еще неналоговые платежи. которые очень часто от налогов отличаются тем, что налогами не называются. И судебная практика меняется, иные даже говорят, что в Налоговом кодексе три части: первая, вторая - и Постановление Пленума ВАС РФ "О необоснованной налоговой выгоде". Я это готов повторить, и даже безо всякой иронии: до 2017 года так все и было, пока не начала работать ст. 54.1 Налогового кодекса. Сейчас все несколько сложнее.

В общем, вы уже поняли, что будет непросто? И это делает работу налогового юриста очень интересной (во всех смыслах этого слова, которые вы только знаете, плюс еще чуть-чуть).

Помня обо всех этих изменениях, вы и должны подходить к охоте за знаниями по налоговому праву, учитывать, что многое может измениться еще до того, как книга или статья выйдет из печати. А может и не измениться. Такая вот налоговая рулетка.

Ладно, испугались - и забыли.

Ах, да, нужно вспомнить еще об одной сложности.

Есть российское налоговое право - а есть международное, а точнее даже, право обложения налогами трансграничных сделок.

Снова разобьем источники знаний на блоки.

А. Книги.

Тут бы пуститься в длинные-длинные, как налоговые декларации крупнейших налогоплательщиков, списки. Но тогда можно было бы просто сказать: "Вбейте в поисковик два слова - налоговое право - и читайте результаты". Чтобы дать длинный список, не нужно никаких усилий. А вот чтобы найти десять-двадцать книг, тех самых, нужно перелопатить тысячу.

- Евгений Тимофеев, Налоговое право - практическое и увлекательное, полутом 1 (а второй полутом, насколько знаю, появится еще нескоро).

Помните, что я говорил о корпорации налоговых юристов? Евгений - один из первых, кто начинал изучать налоговое право в Российской Федерации. Первый диплом по налоговому праву РФ, защищенный в МГИМО, был написан именно им. Через переплетение теории (принципов налогового права) и практики (теория подается через судебные прецеденты) Евгений рассказывает об источниках и основных началах налогового права. Очень интересно, я эту книгу советую участникам нашего интенсивного курса по налоговому праву. Для начала - самое то.

- Налоговое право: учебник (под редакцией С.Г. Пепеляева), 2015 год (хотя есть и более поздние издания). Один из немногих учебников по праву, где есть цветные иллюстрации и даже целые цветные страницы. Сергей Геннадьевич - один из первых, кто защитил кандидатскую диссертацию по налоговому праву в России (а не еще в Советском Союзе), и будучи преподавателем, начал совмещать практику и науку. Сейчас он руководит одной из крупнейших российских юрфирм, Пепеляев групп. И тем более интересно почитать учебник под его редакцией: Сергей Геннадьевич занимался налоговым правом, когда, по сути, еще не было налогового законодательства, но уже были лихие годы рыночной свободы.

- Николай Кучерявенко, Курс налогового права (том первый). Автор - один из крупнейших украинских исследователей налогового, и полный курс, кажется, содержит в себе шесть томов. Но в издательстве "Статут" выходил двухтомник: первый посвящен основам налогового, второй- украинскому налоговому законодательству и практике. Нас будет интересовать первый том, где в концентрированном виде дан теоретический каркас налогового. Это возможность попробовать на зуб настоящий налоговый гранит. Попробовали? Теперь можно дать чуть челюсти отдохнуть.

Отдохнули? (кто сказал "не так быстро"?!). Продолжаем бой. Если вы начинаете чувствовать себя как шахтеры в забое - это плохо. Рано, еще столько всего впереди. Поехали дальше.

- 101 термин налогового права + 111 терминов налогового права (руководитель авторского коллектива - Наталья Соловьева). Что интересно, Наталья Соловьева имеет значительный опыт инхауса, при этом в авторский коллектив в основном входят консалтеры. Единство налоговой корпорации, что поделаешь. Помните, что говорилось выше о профессиональном языке? Эти две книги о терминах помогают изучить язык профессионального налогового юриста, а кроме того, вводят в курс множества проблем, с которыми сталкиваются налоговые юристы на практике. Лучше быть готовым к бою до самого боя, так ведь?

- Константин Сасов, Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. По сути, это анализ ключевых налоговых тем, которые затрагивал Конституционный Суд и которые еще остаются актуальными (насколько это возможно в условиях постоянных изменений). Очень близкое приближение к практике.

Но вот тут-то и возникает проблема. Возможно, вы уже с нею столкнулись и поняли ее, ну или, как минимум, начали подозревать о ней.

Конечно, о проблемах, возникающих в налоговой практике, интересно читать. Но сама суть проблемы может забыться. "Что-то там такое было. Было. А что? Не помню. ". Или, еще хуже, начнется додумывание практики. Как в истории про индейца, который рассказал, что у бледнолицых есть лошади с двумя хвостами (речь шла о слонах), а после рассказа сделали вывод, что если есть у белых лошади с двумя хвостами, то могут найтись и с четырьмя. Что делать? Нельзя просто взять и изучить судебную практику по налогам. Ее можно только изучать (я не скажу ничего оригинального - то же самое в других отраслях права, за исключением римского частного, вот уж где практика устоялась. ).

Б. Судебная практика.

Хотя налоговых дел сравнительно мало - для начинающего их покажется слишком много. Время единственный не восполняемый ресурс, а потому нужно как-то решать проблему бесконечности судебной практики и конечности вашего времени.

В этом помогут дайджесты по налоговому праву, обзоры судебной практики. А в случае с налоговым правом - еще и алерты. Это сигналы об опасности, то есть об изменениях налогового законодательства и практики, которые могут повлечь отрицательные налоговые последствия для налогоплательщиков.

По большому счету, каждая более или менее крупная юридическая фирма, занимающаяся налоговым правом, публикует свои обзоры судебной практики. Можно выбирать любой вариант.

Я перечислю только те, за которыми стараюсь постоянно следить (благо, в ленте Фэйсбук их быстро размещают коллеги из соответствующих фирм, так что мне часто не надо проверять их сайт и даже не надо быть подписанным на обновления, обзор меня сам найдет).

- Блог TaxAdvisor : выходит еженедельно под лозунгом "свежий викли в ленту". Хорош своей краткостью и структурированностью: здесь всего несколько блоков, где содержатся ключевые вопросы, поднятые за последнее время в судебной практике, плюс изменения в законодательстве и т.д.

- Алерты Taxology: Taxology - как и TaxAdvisor, это юридическая компания, специализирующая на налогах (тут можно написать: спасибо, кэп, ведь само название об этом говорит, но я не устаю повторять банальные вещи). Интересные штуки, почитайте;

- Обзоры DS Law по налоговому праву. Я стал следить за их обзорами совсем недавно, но уже могу их порекомендовать. Тоже очень интересные штуки, время, потраченное на их прочтение, того стоит;

- Аналитические материалы Пепеляев групп. Выкладываются как на их сайте, так и концентрируются в ежегодных сборниках "Правила для бизнеса - уроки судебных дел". Во втором случае это достаточно объемные аналитические материалы, но они теряют в скорости в сравнении с актуальными обзорами, доступными на сайте компании;

- Дайджесты и алерты "Щекин и партнеры". Денис Щекин - еще один очень показательный пример теоретика, взявшегося за практику, и, насколько я знаю, успешно совмещающего все это с работой управляющим партнером в юридической компании. В былые годы обзоры издавались в виде объемных томов в бумаге, теперь же публикуются в электронном виде (можно подписаться).

- Timothy's . В налоговом праве был свой Timoti еще до Тимоти: команда созданная Евгением Тимофеевым, раньше публиковала в бумаге, теперь же создает дайджесты по налогам в электронном виде.

Я уверен, что есть многие другие дайджесты, алерты и обзоры судебной практики, но для начинающих я бы советовал эти (сами ими пользовался и пользуюсь).

При этом надо помнить скрытую угрозу дайджестов: если читать их все, то не хватит времени ни на что другое. А кроме того, не ознакомившись с самим судебным решением, можно попасть под обаяние позиции автора дайджеста, понять судебное решение иначе, чем, может быть, дело обстоит на самом деле.

А потому, все-таки, главным источником знаний о судебной практике следует считать саму судебную практику: встречаешь интересную штуку в обзоре - находи само судебное решение. Проще всего это сделать, используя банк данных арбитражных судов, kad.arbitr.ru

И повторюсь: нельзя просто взять и изучить судебную практику по налогам, ее можно только изучать.

Удачи в этом деле.

В. Социальные сети

Вы уже зарегистрировались на Facebook, читаете публикации на Закон.ру

А это значит, что готовы отслеживать информацию, размещаемую на таких ресурсах и посвященную налоговому праву.

Но. Теперь настало время узнать (или вспомнить), что Вконтакте тоже может быть очень полезным.

Ключевым ресурсом, предназначенным для изучения налогового права в ВК, я считаю паблик Tax Edu Club. Администраторы пытаются собирать много всяких интересных штук, посвященных (вы уже должны были догадаться, какому) праву. Возможно, уникальным является собрание видеозаписей заседаний Президиума ВАС РФ по налоговым спорам. Там можно увидеть крутых налоговых юристов в самых что ни на есть боевых условиях.

Президиума, однако, больше нет, как и Высшего Арбитражного суда. А жаль.

Г. Видеокурсы.

Вот тут надо понимать "видеокурсы" очень широко. Зачастую это могут быть видеозаписи выступлений налоговых юристов. Плюс сюда можно отнести Видеовестник "Деофшоризация", посвященный, в основном, налоговым аспектам офшорного бизнеса. Выпуски там краткие, но очень содержательные.

Ключевым видеокурсом можно считать видео семинаров проекта "Поддержка", но о нем подробнее будет позже. При этом стоит помнить, что они рассчитаны (в основном) на уже разбирающихся в основах законодательства и практики в сфере налогов. Сразу к ним приступать будет не всегда просто. Но видеокурсы того стоят: например, я пишу эти заметки, включив "фоном" один из семинаров.

Д. Конференции и семинары

Одной из старейших постоянных конференций я бы назвал "Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ", которая проходит на юрфаке Московского университета каждую весну. Уровень материалов там предназначен для уже в разбирающихся в налоговом праве, но здесь можно пообщаться со многими ведущими налоговыми юристами России, а это дорого стоит.

Другое постоянно действующее старинное мероприятие - Налоговый клуб группы компаний "Налоги и финансовое право", а также множество иных событий от тех же организаторов, в Екатеринбурге.

Плюс сравнительно недавно начала проводиться Российская налоговая неделя, грандиозное недельное мероприятие, в котором задействованы Москва, Петербург и некоторые другие города. Для студентов уровень докладов здесь может показаться сложноватым, но опять же - тут можно пообщаться с представителями нашей корпорации, что само по себе бесценно. Об организаторах Российской налоговой недели - чуть позже, я думаю, это будет интересно.

Плюс во многих высших учебных заведениях (много в столице, немного - в регионах, но с чего-то надо начинать!) проводятся конференции и иные мероприятия по налоговому праву. Я бы настоятельно советовал не только их посещать, но и на них выступать.

На доклад надо смотреть практически: делая доклад на конференции - приобретаешь навыки публичных выступлений. Сперва- доклад, потом выступление в суде, а потом и весь мир. (я все-таки это написал? все же поспешил я с раскрытием планов).

Не исключаю, что сперва доклад может получиться не очень. Не беда. Без ошибок и проблем не бывает только у тех, кто ничего не делает. А мы делаем. И сперва будут ошибки, на которых еще и поучиться можно. А за ошибками придут успехи. Ну либо переключитесь на другую отрасль права, или вообще разонравится все. Тоже бывает. Никто не застрахован от такого исхода. Это нормально - в том смысле, что бывает. Ведь никто не обещал, что будет легко (ну как минимум, я - точно).

Е. Законодательство и комментарии к нему.

"Всего лишь" Налоговый кодекс (бывает, что издается в трех томах, чаще в одном огромном), региональные законы и нормативные акты местного самоуправления, а также отдельные законы, в основном связанные со всякими налоговыми экспериментами (чему пример налог на профессиональный доход).

С комментариями здесь, с одной стороны, очень просто - комментариев очень немного, если мы говорим о книгах с заглавием "комментарий". С другой стороны, сложно - практически каждая более-менее значимая поправка в Налоговый кодекс или новые веяния судебной практики обрастают небольшими, большими и огромными заметками.

Хорошие примеры таких множеств можно найти, поискав заметки о ст. 54.1 Налогового кодекса. Хотя бы на Закон.ру таковых появилось весьма немало, и они продолжают появляться.

Думаю, правильнее было бы сказать, что в отличие от цивилистики, наш комментарий - это не единая книга, а лоскутное одеяло. Маленькие заметки, собранные воедино, образуют переливающееся, искрящееся и пестрое единство сложности.

И вот единство сложности вы уже преодолели или скоро преодолеете.

Хочется опробовать знания в бою, так ведь?

А потому в следующей главе узнаем, как это можно сделать.

Научно-практическое издание представляет собой краткое изложение налогово-правовых и экономических взглядов на 111 терминов налогового права. Рассмотрены не только закрепленные в налоговом законодательстве термины, но и в нем не содержащиеся, однако широко используемые в правоприменительной практике, научной и учебной литературе.

Для студентов и магистрантов юридических и экономических факультетов, а также для всех изучающих и интересующихся налоговым правом.

Рекомендовано Международным учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве научно-практического издания.

Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве научно-практического издания.

111 терминов налогового права: новый взгляд

Рассмотрена характеристика налога как экономико-правовой категории, формирование каналов денежных средств в налогообложении, а также взаимосвязь налогов с доходной частью бюджета (кривая Лаффера).

Статья посвящена одному из самых сложных вопросов теории налогового права. Автором раскрывается само понятие "юридическая конструкция налогов", анализируются составляющие ее элементы. В статье также уделяется внимание анализу и отграничению смежных понятий и схожих понятий, таких как "элементы налогообложения" и т.д.

В сборнике научных трудов рассматриваются современные вопросы науки и практики применения научных результатов по материалам международной заочной научно-практической конференции «Современные вопросы науки и образования - XXI век» (29 февраля 2012 г.).

Приведены научные достижения ведущих ученых, докторантов, аспирантов и студентов, определяющих возможности решения актуальных научных проблем, а также повышение эффективности использования научного потенциала научных организаций и предприятий в решении приоритетных научно-методических задач развития Российской и зарубежной науки.

Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов с целью использования в научной и учебной деятельности.

В настоящее время взимание земельного налога относится к дискуссионному вопросу, поскольку имеются сложности в его правовом регулировании. Указанные сложности обосновываются в первую очередь тем, что данный вопрос регулируется несколькими отраслями законодательства одновременно: это налоговое законодательство, земельное, гражданское и в некоторых случаях природоресурсное. В статье речь идет только о собственниках земельных участков, как о специальных субъектах, поскольку только собственники обязаны платить налог на землю.

В статье предлагается рассмотреть таможенно-тарифное регулирование как совокупность мер, предназначенных для нормативного упорядочения общественных отношений, возникающих в связи с применением к товарам, перемещаемым через таможенную границу, таможенной пошлины. Указанным мерам на этапе регламентации общественных отношений, соответствует набор правовых средств, которыми выступают нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах, издаваемых компетентными органами. Такой подход к понятию таможенно-тарифного регулирования позволяет выявить, что таможенно-тарифное регулирование может осуществляться на трех уровнях: национальном (внутригосударственном), международном (в конвенционной или институциональной формах) и наднациональном (в организациях интеграционного типа).

Статья рассматривет в диахроническом плане формирование концепции социального менеджмента и соответствующей терминологии.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Пятой международной научно-практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 27 апреля, 2012 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки. Материалы публикуются в авторской редакции.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения", прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.

В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции "Кодификация законодательства: теория, практика, техника", прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.

Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.

Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.

Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Действующее законодательство не содержит дефиниции термина "налоговая система", в то время как в научной и учебной литературе существует значительное количество определений понятия "налоговая система".

Налоговая система была впервые определена в Законе РФ N 2118 от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке. Данное определение подвергалось критике со стороны правоведов, экономистов и практических работников, при этом стержнем критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно "пристегнуть" платежи неналогового характера к налоговым платежам [7, с. 66-67].

В то же время некоторые авторы придерживаются именно "узкого" подхода в понимании налоговой системы. Так, Н.В. Миляков указывает, что налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Автор подчеркивает, что понятие "налоговая система" и применяемое Налоговым кодексом РФ словосочетание "система налогов и сборов" - синонимы [6, с. 83].

В литературе неоднократно отмечалась некорректность отождествления понятия "система налогов" с понятием "налоговая система". В частности, на это указывает авторский коллектив Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко, определяя систему налогов как совокупность отдельных налогов, обладающую организационно-правовым и экономическим единством, а налоговую систему как совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения [13, с. 238]. Такого же понимания налоговой системы придерживается С.Г. Пепеляев, при этом подчеркивая, что понятие "налоговая система" характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы [8, с. 262].

Существуют, по сути, схожие определения налоговой системы как основанной на определенных принципах системы урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения [10, с. 129; 12, с. 149].

Э.Д. Соколова предлагает определение налоговой системы государства как правовой формы налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, т.е. налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения [11, с. 31].

Имеющиеся в специальной литературе определения налоговой системы разнообразны, однако значительная их часть исходит из установления тех или иных элементов налоговой системы.

Так, К.С. Бельский определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относится налоговая платежеспособность, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения [1, с. 55].

Авторский коллектив И.А. Майбурова дает определение налоговой системы как целостного единства четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [7, с. 68].

И.И. Кучеров указывает, что в широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Составляющими этой сложной системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права [4, с. 215].

В.Г. Пансков придерживается следующего определения: налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства [9, с. 171].

Согласно позиции Л.Н. Лыковой, налоговая система любого государства представляет собой:

во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов [5, с. 82].

Существуют и иные подходы к определению налоговой системы. По мнению В.В. Коровкина возможны два подхода к определению налоговой системы. Первый исходит из определения сущности и функционального назначения системы, второй базируется на определении ее содержания. Согласно первому налоговую систему можно определить как императивную структуру организации взаимоотношений между сувереном (в лице государства) и налогоплательщиками или систему отправления государственно-властных функций при формировании казны. Согласно второму под налоговой системой понимается взаимосвязанная совокупность всех существенных условий налогообложения, действующих в данной стране в данный конкретный период времени [3, с. 197].

М.Н. Карасев указывает, что налоговая система, опосредуя большую часть или большинство общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения, является формальным выражением налоговой политики государства. Автор делает вывод о возможности характеристики налоговой системы с двух позиций. С одной стороны, как совокупности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений [2, с. 164].

Налоговые системы можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы подразделяют на:

либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП;

умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП;

жесткофискальные, позволяющие перераспределить посредством налогов более 40% ВВП [7, с. 70-71].

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы подразделяют на:

подоходные, делающие основной акцент на обложение доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов;

умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов;

косвенные, делающие основной акцент на обложение потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов [7, с. 71-72].

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы делятся на:

централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений;

умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений;

децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений [7, с. 72].

1. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. N 9. С. 48-55.

2. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004. - 224 с.

3. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2006. - 576 с.

4. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфроР, 2009. - 473 с.

5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. М.: Дело, 2004. - 400 с.

6. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

7. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

8. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. - 591 с.

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 680 с.

10. Парыгин В.А., Тадеева А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 480 с.

11. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. N 1. С. 28-31.

12. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. - 368 с.

13. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. - 528 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Читайте также: