Как начислить в 1с налог на негативное воздействие на окружающую среду

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экологические платежи


В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

При размещении указанных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 «Об отходах производства и потребления»). В статье рассмотрим основные моменты платы за НВОС, но более детально остановимся на налоговом и бухгалтерском учете.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

  • используете автотранспорт (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ);
  • платите другой организации за вывоз твердых коммунальных отходов (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лицами, которые должны вносить плату за НВОС (п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Формат, структура, порядок подтверждения, принятия и представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в форме электронного документа изложены в Информации Росприроднадзора от 30.11.2017 «Электронный формат «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.

Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).

В бухгалтерском учете

В бухучете плата за НВОС на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» включается в состав расходов по обычным видам деятельности (расходами организации согласно названному стандарту считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

В связи с тем что платеж за НВОС в силу ст. 13 — 15 НК РФ не является налоговым, в бухгалтерском учете он отражается без использования счета 68 «Расчеты с бюджетом». Начисление данного платежа следует отражать записью по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

При этом встречается и противоположная точка зрения. Согласно которой затраты организации, связанные с получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) с отражением в учете проводки Д 20 (25) К 68.10.

Пример. Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

По итогам 2019 года плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 80 000 руб. Выбросы осуществлялись в пределах норм (в пределах лимитов).

31 декабря 2019 г. нужно отразить:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» — начислен платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 80 000 руб.

12 февраля 2020 г. перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Дебет 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» Кредит 51 — перечислена плата 80 000 руб.

Таким образом, организация может учесть затраты на уплату НВОС в пределах норм (лимитов) в расходах как по налогу на прибыль, так и при УСН. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки: Д 20 (25) К (76) 68 и Д 76 (68) К 51.

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/46432 от 08.08.2016

Минфин России сообщил, как и когда учитывать при налогообложении плату за негативное воздействие на окружающую среду. Речь идет о платежах за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов), а также за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение.

Кто должен вносить плату

Вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ).

Платить за загрязнение природы обязаны юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, п. 6 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029). Объекты IV категории оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду и характеризуются одновременно:

наличием на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

отсутствием сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд;

отсутствием сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Плата взимается за следующие виды негативного воздействия (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ):

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Когда вносить плату

С 01.01.2016 отчетным периодом для платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год. Экономический субъект самостоятельно рассчитывает плату по итогам отчетного периода. Вносить плату следует:

субъектам малого и среднего предпринимательства - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Эти лица должны будут рассчитать и внести плату за 2016 год в срок до 01.03.2017;

остальным организациям и предпринимателям - вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала (п. п. 2, 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, письма Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777, от 01.03.2016 N ОД-06-01-32/3447).

Налог на прибыль

В налоговом учете плата за негативное воздействие на окружающую среду (в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов, установленных лимитов на размещение отходов) включается в состав материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

По общему правилу дата признания расходов в виде обязательных платежей - это дата их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Однако даты осуществления именно материальных расходов установлены отдельно – пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ. И в данной норме дата осуществления расходов в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду прямо не определена. Поэтому Минфин России считает, что материальные расходы в виде платы или квартальных авансовых платежей по ней признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который производятся соответствующие платежи (письмо от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете плата за загрязнение природы относится к расходам по обычным видам деятельности. Такой расход возникает на дату начисления платы (п. п. 5, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Так как плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налогом или сбором, она отражается без использования счета расчетов с бюджетом (письма Минфина России от 28.07.2008 № 03-06-06-04/2, УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/112957, определение КС РФ от 10.12.2002 № 284-О).

Пример. Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Организация в 2015 - 2016 годах в процессе производственной деятельности на объекте загрязняла атмосферный воздух. Квартальный авансовый платеж в 2016 году составляет 30 000 рублей. Бухгалтер сделает проводки:

ДЕБЕТ 20 (23 …) КРЕДИТ 76

- 30 000 руб. – начислен квартальный авансовый платеж;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

- 30 000 руб. – перечислен квартальный авансовый платеж.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


  • Кто является плательщиком сбора за НВОС
  • Данные, на которых базируется расчет платы
  • Ставки, применяемые для расчета за 2021 год
  • Форма отчетности и сроки ее сдачи
  • Порядок платы за негативное воздействие
  • Признание расходов на НВОС
  • Итоги

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности образуются только отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно тут.

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.


Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2021 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 24.01.2020). В нем приведены ставки на 2016-2018 год. А в 2020 году применяются ставки 2018 года с коэффициентом 1,08 (постановление Правительства РФ от 11.09.2020 № 1393).

Как рассчитать плату за НВОС по итогам года, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

В целях стимулирования юрлиц и ИП к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты, указанные в пп. 5 (с 2020 года) и 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2020 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 (приложение № 2).

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Пошаговую инструкцию по заполнению декларации см. в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2021 году это рабочий день, поэтому никаких вопросов со сроком сдачи декларации за 2020 год не возникнет. А вот если этот день приходится на выходной, нужно учитывать, что возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдавать декларацию нужно накануне. Например, так было в 2019 году. 10 марта было воскресеньем, а пятница накануне нерабочим праздничным днем (8 марта). Поэтому отчитаться за 2018 год следовало не позднее четверга 07.03.2019.

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации, то есть до 10 марта. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О том, как подать уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, вы можете узнать из Готового решения от экспертов К+. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2020 году оплаты за негативное воздействие, могут определяться величины авансовых платежей на 2021 год. Сумма каждого из них может быть равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2020 год.

Но это только один из способов платить авансы. С 2020 года их также можно определять:

  • в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • умножением платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2020-2021 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

С 07.09.2019 определен порядок зачета или возврата переплаты по НВОС, а также бланки необходимых для этого документов. До указанной даты с этим были проблемы.

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2020 года осталась такой же, как и в 2019 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации, выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Кочерова Л. М.

эксперт-практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Какой документ устанавливает правила

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
    IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

  • 1,08 — коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
  • Это уровень 2020 года. Его планировали повысить до 1,12, но оставили прежним.

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Герасименко Наталья

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

  • квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

  • Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
  • Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдавать Когда сдавать Кто сдает (категория)
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года До 20.04.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года До 20.07.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года До 20.10.2021 1, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

  • регулирует Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Алгоритм расчета платы за НВОС

1. Определите, какое именно воздействие на окружающую среду оказывает организация. Например, осуществляет:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

2. Посмотрите Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Найдите ставки к определенному виду негативного воздействия. Выберите соответствующий раздел.

3. Определите:

  • ставки платы для конкретного загрязняющего вещества;
  • коэффициенты, применяемые по каждому загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2020 и 2021 году, — 1,08).

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

4. Чтобы рассчитать платеж, все вышеуказанные показатели умножьте друг на друга. Используйте формулы, выбранные из соответствующего раздела Правил, утв. Постановлением Правительства России от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — загрязнение атмосферы стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за вредные выбросы в водные объекты;
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 — за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 — сжигание попутного газа на специализированных установках.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Платежи за загрязнение окружающей среды уплачивались организацией и признавались в расходах по налогу на прибыль ежеквартально авансовыми платежами, исходя из фактических данных за предыдущий период.
В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам календарного года, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом. На этот момент организацией сформированы бухгалтерская отчетность и налоговая декларация по налогу на прибыль.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить сумму корректировки (как в большую, так и в меньшую сторону) платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по фактическим данным по итогам календарного года?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Плата за НВОС, подлежащая внесению по итогам 2019 года, подлежит признанию в расходах для целей налогообложения и бухгалтерского учета за указанный период (на дату 31.12.2019) в итоговой сумме, исчисленной с учетом корректировок ее размера.
Формирование налоговой базы по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2019 год без учета корректировки размера платы за НВОС приводит к искажениям, требующим исправления (особенности приведены ниже).

Обоснование позиции:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) по итогам отчетного периода (календарного года) исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Исчисленная таким образом плата за НВОС с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). При этом в течение отчетного периода предусмотрено внесение квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала), размер которых в 2019 году определялся как одна четвертая части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год*(1).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается:
- дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
- дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.
Дата осуществления материальных расходов в части платы за НВОС в этом пункте не определена, что отмечается и представителями финансового ведомства (смотрите ниже).
Вместе с тем по общему правилу при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Учитывая, что обязательство по уплате указанной платы и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год), материальные расходы в виде платы за НВОС признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690. Причем финансовое ведомство обращает внимание, что обязанность по уплате квартальных авансовых платежей возникает в силу закона и не ставится в зависимость от представления в уполномоченный орган соответствующего расчета (декларации) по итогам таких периодов*(2).
Таким образом, считаем, что сумма платы за НВОС, исчисленная за 2019 год с учетом корректировок, должна учитываться для целей налогообложения прибыли на последнее число указанного налогового периода (31.12.2019), вне зависимости от сроков внесения этой платы и представления декларации о плате за НВОС.
Соответственно, эта плата с учетом корректировок должна формировать налоговую базу по налогу на прибыль за 2019 год (которая определяется нарастающим порядком) и отражаться в налоговой декларации за указанный период (п.п. 1, 7 ст. 274 НК РФ). Стоит заметить, что налоговая декларация по налогу на прибыль по итогам налогового периода (календарного года) представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2019 год не позднее 30.03.2020) (п. 4 ст. 289 НК РФ), что дает возможность учесть в годовой декларации по налогу на прибыль сумму платы за НВОС, подлежащую уплате за отчетный период по сроку не позднее первого марта (п. 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ) (что, в свою очередь, предполагает определение ее размера с учетом корректировок до этой даты).
На наш взгляд, если рассматриваемая плата была принята в расходы без учета корректировки, произведенной позднее, можно говорить об искажении налоговой базы по налогу на прибыль за соответствующий налоговый период. В таком случае следует учитывать положения п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ.
Напомним, этими нормами предусмотрена возможность перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абзац третий п. 1 ст. 54 НК РФ).
В этих случаях у налогоплательщика не возникает обязанности представления уточненной налоговой декларации за соответствующий период (однако такого права налогоплательщик не лишен). Применительно к рассматриваемой ситуации к излишней уплате налога на прибыль может привести сумма корректировки платы за НВОС в большую сторону, не учтенная при расчете налога на прибыль за 2019 год (при условии отсутствия убытка за этот период). Соответственно, сумма такой корректировки может быть учтена уже в текущем налоговом периоде*(3).
Если же размер платы за НВОС корректируется в меньшую сторону (то есть в расходах учтено больше, чем исчислено по итогам отчетного периода с учетом корректировки), то у налогоплательщика возникает обязанность пересчета налоговой базы и представления уточненной налоговой декларации.
Обращаем внимание, что на основании п. 2 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации, что вполне может иметь место в рассматриваемой ситуации. При этом каких-либо негативных последствий в виде налоговых санкций или пеней для налогоплательщика в этом случае не возникает (конечно, при условии, что сумма доначисленного в связи с корректировкой налога будет уплачена в установленный срок) (п.п. 3, 4 ст. 81 НК РФ).

Бухгалтерский учет

То же самое касается и бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В отчете о финансовых результатах расходы признаются в т.ч. когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов (п. 19 ПБУ 10/99). Таким образом, организация, не имеющая права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета*(4), плату за НВОС включает в состав расходов по обычным видам деятельности по дате начисления.
По нашему мнению, начисление платы за НВОС за отчетный период следует отражать в бухгалтерском учете аналогично начислению налогов, подлежащих уплате по итогам календарного года, то есть на 31.12.2019. Причем, исходя из п. 19 ПБУ 10/99, расходы в виде платы за НВОС, исчисляемой по итогам отчетного периода, следует отражать в бухгалтерском учете в окончательно определенном размере с учетом корректировки (сумма расхода должна быть определена). Во всяком случае такой порядок сближает налоговый и бухгалтерский учет и представляется рациональным (п.п. 5, 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации является ошибкой, подлежащей обязательному исправлению в соответствии с ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (п.п. 2, 4 ПБУ 22/2010)*(5).
Так, ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010). Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в месяце выявления. А прибыль или убыток, возникшие в результате ее исправления, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (счет 91) (п. 14 ПБУ 22/2010).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

К сведению:
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов, которое может отличаться от мнения других специалистов, а также позиции контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

12 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Стоит заметить, что с 01.01.2020 в Закон N 7-ФЗ внесены изменения, в т.ч. в части определения величины платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей (п. 7 ст. 16.2, п.п. 4, 6, 7 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
*(2) Смотрите также Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, письма Росприроднадзора от 18.07.2016 N АА-06-01-36/14253, от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155.
*(3) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли).
*(4) Что, как мы понимаем, имеет место в рассматриваемой ситуации, учитывая, что субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят квартальные авансовые платежи за НВОС.
*(5) Возникновение ошибки может быть обусловлено в том числе:
- неточностями в вычислениях;
- неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
- неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности.
При этом не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Читайте также: