Минфин россии налог на прибыль

Опубликовано: 15.05.2024

Письмо Минфина России

от 20.09.2019 № 03-03-14/72475

Письмо Минфина России от 20.09.2019 № 03-03-14/72475 об определении даты получения внереализационных доходов в виде разницы между суммой вычетов и суммой акциза для целей налога на прибыль организаций

Дата публикации: 01.10.2019

Письмо Минфина России

от 24.07.2019 № 03-03-06/2/55668

Письмо Минфина России от 24.07.2019 № 03-03-06/2/55668 «О налогообложении налогом на прибыль организаций дохода, полученного акционером (участником) при выходе (выбытии) из организации»

Дата публикации: 09.08.2019

Письмо Минфина России

от 11.02.2019 № 03-03-14/8047

Письмо Минфина России от 11.02.2019 № 03-03-14/8047 «О применении с 01.01.2019 амортизационной премии в отношении судов, зарегистрированных в РМРС»

Дата публикации: 28.02.2019

Письмо Минфина России

от 27.12.2018 № 03-03-20/95323

Письмо Минфина России от 27.12.2018 № 03-03-20/95323 «О порядке определения остаточной стоимости нематериального актива»

Дата публикации: 27.12.2018

Письмо Минфина России

от 10.12.2018 № 03-03-20/89274

Письмо Минфина России от 10.12.2018 № 03-03-20/89274 «Об учете в целях исчисления налога на прибыль организаций субсидий, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями»

Дата публикации: 18.12.2018

Письмо Минфина России

от 09.11.2018 № 03-03-20/80821

Письмо Минфина России от 09.11.2018 № 03-03-20/80821 «О порядке определения предельной величины инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций»

Дата публикации: 13.11.2018

Письмо Минфина России

от 27.09.2018 № 03-03-20/69290

Письмо Минфина России от 27.09.2018 № 03-03-20/69290 «По вопросу применения налогоплательщиками региональных льгот по налогу на прибыль организаций в связи вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении и.

Дата публикации: 28.09.2018

Письмо Минфина России

от 02.07.2018 № 03-03-20/45524

Письмо Минфина России от 02.07.2018 № 03-03-20/45524 "Учет для целей налогообложения прибыли организаций расходов, понесенных работодателем на оплату услуг по организации туризма и отдыха по договорам о реализации туристского продукта"

Дата публикации: 05.07.2018

Письмо Минфина России

от 18.06.2018 № 03-03-20/41332

Письмо Минфина России от 18.06.2018 № 03-03-20/41332 «По вопросу определения срока полезного использования в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию с 01.01.2018 года»

Дата публикации: 18.06.2018

Письмо Минфина России

от 02.04.2018 № 03-03-20/21391

Письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-03-20/21391 «О размере ставки налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет для резидентов «ОЭЗ ТВТ»

Дата публикации: 02.04.2018

Письмо Минфина России

от 20.02.2018 № 03-03-20/10674

Письмо Минфина России от 20.02.2018 № 03-03-20/10674 «О порядке применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций»

Дата публикации: 27.02.2018

Письмо Минфина России

от 29.12.2017 № 03-03-06/1/88413

Письмо Минфина России от 29.12.2017 № 03-03-06/1/88413 «О порядке применения налоговых преференций в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, по налогу на прибыль организаций и налогу на иму.

Дата публикации: 16.02.2018

Письмо Минфина России

от 08.02.2018 № 03-03-20/7515

Письмо Минфина России от 08.02.2018 № 03-03-20/7515 «По вопросу определения минимального объема капитальных вложений в региональный инвестиционный проект»

Дата публикации: 08.02.2018

Письмо Минфина России

от 18.12.2017 № 03-03-РЗ/84409

Письмо Минфина России от 18.12.2017 № 03-03-РЗ/84409 «По вопросу о порядке подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение авиабилетов в электронном виде»

Дата публикации: 20.12.2017

Письмо Минфина России

от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150

Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150

Анализ отдельных Писем Вы можете посмотреть на канале Юзвака М.В. на YouTube:

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

1. Письмо от 30 декабря 2019 г. № 03-08-05/103340

Если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, соответствующую критериям постоянного представительства, то в этом случае такая деятельность может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства в Российской Федерации. Вместе с тем, чтобы осуществление деятельности подготовительного или вспомогательного характера не могло рассматриваться как основание для признания образования постоянного представительства, такая деятельность должна осуществляться в пользу самой иностранной организации (головного офиса), а не в пользу иных лиц.

Таким образом, определение налоговой базы методом, указанным в пункте 3 статьи 307 НК РФ, применимо в случае осуществления иностранной организацией деятельности подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, которая приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения.

2. Письмо от 4 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/94297

Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Закона N 63-ФЗ, что подразумевает наличие электронной подписи для всех участников электронного взаимодействия. При формировании авансового отчета по командировочным расходам в электронном виде в целях соблюдения требований Закона N 63-ФЗ использование электронной подписи обязательно для всех участников составления документа.

ТОП-10 Налоговых споров за 2019 год

3. Письмо от 6 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/94824

Основания для признания задолженности безнадежной (нереальной ко взысканию) в целях главы 25 НК РФ на основании судебного решения арбитражного суда как акта государственного органа, указанного в абзаце первом пункта 2 статьи 266 НК РФ, отсутствуют.

4. Письмо от 9 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/95595, от 3 декабря 2019 г. N 03-08-05/93884, от 2 декабря 2019 г. № 03-08-05/93406, от 26 ноября 2019 г. № 03-08-05/91706, от 9 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/95589

При отсутствии в НК РФ положений относительно правил расчета доли российской недвижимости в активах российской организации полагаем правомерным осуществление расчета доли российской недвижимости в активах организации на основании балансовой стоимости активов, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности этой организации, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, отчетная дата составления которой является ближайшей и предшествующей дате реализации акций указанной российской организации. При этом под недвижимым имуществом необходимо понимать то имущество, которое определено Гражданским кодексом Российской Федерации.

Принимая во внимание, что показатели, необходимые для корректного расчета доли российской недвижимости в активах организации, могут отсутствовать в публикуемых формах финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, до внесения изменений в НК РФ, определяющих порядок определения доли российской недвижимости и регулирующих обмен информацией, необходимой для осуществления указанного расчета, налогоплательщикам рекомендуется обращаться за получением необходимых сведений к организациям, в отношении которых необходимо произвести указанный расчет доли недвижимого имущества. Указанные сведения могут предоставляться налогоплательщикам, в частности, в виде итогового значения доли российской недвижимости в активах организации, рассчитанного такой организацией самостоятельно, после получения от налогоплательщика соответствующего обращения.

Обзор налоговых новостей за февраль 2020

5. Письмо от 19 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/99579

В случае если нормами гражданского или отраслевого законодательства обязательства налогоплательщика фиксируются в рублях, то такие обязательства перед налогоплательщиком текущей переоценке в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 НК РФ не подлежат. Следовательно, после включения в реестр требований кредиторов сумма валютной задолженности, пересчитанная в рублевый эквивалент в соответствии с вышеприведенными положениями Закона N 127-ФЗ, текущей переоценке для целей налогообложения прибыли не подлежит.

6. Письмо от 29 ноября 2019 г. № 03-08-05/93164

Из положений НК РФ, а также положений Гражданского кодекса управляющая компания, действующая как доверительный управляющий закрытого паевого инвестиционного фонда, не имеет права самостоятельно пользоваться и распоряжаться доходом и определять экономическую судьбу указанного дохода, а следовательно, не может быть квалифицирована в качестве лица, имеющего фактическое право на доходы, полученные закрытым паевым инвестиционным фондом.

Практика Верховного суда за 2019

7. Письмо от 14 октября 2019 г. № 03-03-06/2/78528

Вынесение арбитражным судом определения, на основании которого обязательства должника - физического лица, признанного банкротом, считаются погашенными, является основанием для признания задолженности такого должника безнадежной для целей статьи 266 НК РФ.

8. Письмо от 14 октября 2019 г. № 03-03-06/1/78500

Если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства Российской Федерации, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения прибыли организации как не имеющие надлежащего документального подтверждения. Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, указан в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации". Следовательно, "QR-код" является обязательным реквизитом.

Комментарий к налоговым спорам за январь 2020

9. Письмо от 6 августа 2019 г. № 03-03-06/1/59200

При этом, что касается расходов на приобретение права требования долга, полагаем, что указанная сумма не может быть признана безнадежной задолженностью в силу пункта 3 статьи 279 НК РФ. Указанным пунктом установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

10. Письмо от 16 августа 2019 г. № 03-03-06/1/62253

Правовые последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ) приравнены к его ликвидации, следовательно, кредитор вправе включить в состав внереализационных расходов задолженность такого лица как убыток в виде безнадежной задолженности по основанию ликвидации организации-должника.

При этом ни ГК РФ, ни Закон N 129-ФЗ не относит указанные в пункте 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ организации к недействующим юридическим лицам. Из указанного следует, что исключение организации из ЕГРЮЛ по основаниям пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не является ликвидацией. В связи с этим кредитор не вправе включить в состав внереализационных расходов задолженность такого лица как убытки в виде безнадежной задолженности.

Дайджест налоговых новостей за февраль 2020

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

В порядке заполнения декларации по налогу на прибыль ФНС нашла опечатки и рассказала, что с ними делать

ФНС обнаружила некорректные формулировки, которые использованы в порядке заполнения отчетности по налогу на прибыль. Все они касаются отражения прибыли и убытков контролируемых иностранных компаний (КИК).

1. Значения всех строк Приложения 1 к Листу 09 Декларации следует указывать в рублях. Значит, показатель по строке 130 "Налоговая база за налоговый период" может быть равен, например, показателю строки 170, а не 160 Раздела Б2 Листа 09 (по строке 160 прибыль отражается в валюте).

2. Сумму убытка по строке 170 Раздела Б2 Листа 09 Декларации нужно указывать со знаком "-". Оговорка об обратном, которая есть в порядке заполнения декларации, является технической ошибкой.

3. По строке 100 Раздела Б3 Листа 09 Декларации отражается прибыль или убыток в рублях. В то же время в пункте 20.5.22 Порядка заполнения Декларации указано, что показатель по строке 100 приводится в валюте. Но согласно алгоритму определения прибыли КИК, реализованному в Разделе Б3 Листа 09 Декларации, по строке 100 указывается подлежащая учету величина прибыли (убытка) КИК, уже пересчитанная в рубли. Следовательно, в пункте 20.5.22 Порядка допущена опечатка и по строке 100 показатели должны указываться в рублях.

Одновременно при расчете прибыли или убытка, соответствующих доле контролирующего лица, показатель по строке 110 умножать на курс не нужно.

4. В порядке заполнения строки 060 Раздела Б3 Листа 09 Декларации, где сказано о возможном отрицательном значении показателя, ошибочно приведен номер строки 040, а должен быть 060 и при отрицательном значении показателя по данной строке оно указывается со знаком минус ("-").

НОЯБРЬ 2019 года

Компенсация расходов на прохождение работниками медосмотров уменьшает налог на прибыль

Если прохождение работниками медосмотров по закону является обязательным, то расходы на их проведение учитываются в раходах при расчете налога на прибыль при условии соответствия критериям статьи 252 НК РФ.

При этом, как указывается в письме Минтруда России от 22.01.2018 N 15-2/В-123, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работника при устройстве его на работу должно осуществляться по направлению работодателя и за счет средств работодателя. Иной порядок прохождения предварительного медосмотра является нарушением трудового законодательства.

Что должно быть указано в кассовом чеке, чтобы он однозначно подтверждал затраты

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухучете" обязательными реквизитами кассового чека являются:

- дата составления документа;

- наименование экономического объекта, составившего документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.

При этом если действующим законодательством РФ для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны именно они.

Также в кассовом чеке или БСО согласно положениям пункта 6.1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ККТ" должны указываться:

- наименование покупателя (клиента) (наименование организации, ФИО ИП);

- ИНН покупателя (клиента);

- сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

- сумма акциза (если уплачивается);

- регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар).

Если физлицо представляет организацию, то его идентификация происходит на основании предъявляемой им доверенности от имени организации.

Таким образом, в кассовом чеке отражается информация как о продавце, так и о покупателе.

При наличии в чеке всех реквизитов, этот чек может подтверждать произведенные расходы при расчете налога на прибыль.

Выплату среднего заработка работникам за время прохождения диспансеризации можно учесть в расходах на оплату труда только при наличии подтверждающих документов

Статьей 185.1 Трудового кодекса РФ установлено, что работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Перечень расходов на оплату труда определен в статье 255 НК РФ. К указанным расходам относятся, в частности, расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров (пункт 7 статьи 255 НК РФ). Но чтобы указанные расходы уменьшили базу для расчета налога на прибыль, они должны быть надлежащем образом документально подтверждены, в том числе документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Напомним, что согласно статье 185.1 Трудового кодекса РФ документом-основанием для освобождения от работы для прохождения диспансеризации является письменное заявление работника. Этого заявления согласно ТК РФ достаточно. И ТК РФ не обязывает работника подтверждать факт использования по назначению предоставленного ему нерабочего оплачиваемого дня. Об этом же говорит Роструд в п.2 Обзора актуальных вопросов от работников и работодателей за апрель 2019 года.

Но, чтобы затраты работодателя на выплату среднего заработка за время прохождения диспансеризации работниками можно было учесть в расходах на оплату труда, статья 255 НК РФ требует подтверждающих документов.

Вот такая коллизия.

При этом еще в марте, в очередном Обзоре актуальных вопросов от работников и работодателей за март 2019 года, Роструд при разъяснении порядка подтверждения работниками прохождения плановой диспансеризации с предоставлением выходного дня, указал, что в правилах внутреннего трудового распорядка организации можно прописать обязанность работников документально подтверждать (например, соответствующей справкой) факт прохождения им диспансеризации в соответствии со статьей 185.1 ТК РФ. Вэтом случае предоставление такой справки будет являться обязательным. А при ее отсутствии выходной может превратиться в прогул.

Поскольку освобождение имеет целевое назначение, да и для налогового учета это необходимо, работнику нужно представить подтверждающие документы - справки (талоны) медицинской организации с указанием даты и времени посещения врача. Аналогичную точку зрения при прохождении диспансеризаций высказали: ФСС на своём официальном сайте http://fss.ru/ru/faq/313758/313760/313761/313840.shtml, Самарский областной суд в апелляционном определении от 22.01.2014 по делу N 33-603/2014; Сахалинский областной суд в апелляционном определении от 17.07.2018 по делу N 33-1809/2018; Челябинский областной суд в апелляционном определении от 21.11.2013 по делу N 11-12190/2013.

А теперь еще и данным письмом Минфин указал - документы, подтверждающие прохождение диспансеризации, необходимы.

Еще на один момент обращает внимание Минфин.

Если прохождение медицинских осмотров (диспансеризации) законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их (ее) проведением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Речь идет вот о чём. Для прохождения диспансеризации сотрудникам предоставляется один рабочий день 1 раз в 3 года. Порядок и периодичность проведения диспансеризации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.7 ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения утвержден приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 124н.

В соответствии с п.5 Порядка 124н диспансеризация проводится:

1) 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно;

2) ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан: инвалидов ВОВ, блокадников, узников концлагерей и предпенсионеров.

Т.е. вы можете и ежегодно предоставлять своим сотрудникам в возрасте от 18 до 39 лет день для диспансеризации, но т.к. это законодательством не предусмотрено, то включать в расходы на оплату труда вы сможете оплату только одного дня раз в три года.

ОКТЯБРЬ 2019 года

Сотрудника командировали для участия в награждении. Что делать с налогом на прибыль, НДФЛ и страховыми взносами?

Работников направили в командировку для участия в награждении ведомственными наградами за производственные достижения в труде, длительный стаж работы на предприятиях транспортной отрасли и выплатили командировочные. Как учитывать эти командировочные при расчете налога на прибыль? Нужно ли на них начислять НДФЛ и страховые взносы?

Минфин ответил на этот вопрос так.

1. Налог на прибыль

Расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.12 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Если поездка работника признается служебной командировкой в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса, то расходы на такую поездку могут быть учтены в составе налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве командировочных расходов. Конечно, если они экономически обоснованы, подтверждены документально и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п.1 статьи 252 НК РФ).

Если поездка работников для участия в награждении ведомственными наградами признается служебной командировкой в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса, то не облагаются НДФЛ командировочные расходы работников на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ, в том числе суточные в размере 700 рублей при командировках по России и 2500 рублей при командировках за рубеж.

3. Страховые взносы

Если поездка работников для участия в награждении является в соответствии с ТК РФ служебной командировкой, то оплата организацией командировочных расходов не облагается страховыми взносами (п.2 статьи 422 НК РФ).

Если же поездка не признается служебной командировкой, то оплаченные расходы на эту поездку облагаются страховыми взносами (п.1 статьи 420 НК РФ), поскольку они не содержатся в перечне статьи 422 НК РФ.

Кредит, по которому истек срок исковой давности, учитывается во внереализационных доходах в этом же году

Суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами в соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ.

Доход в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (п.4 статьи 271 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик обязан включить суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, в состав внереализационных доходов именно в год истечения срока исковой давности.

Если работники используют автомобиль организации для служебных поездок, то доход они не получают и облагать НДФЛ нечего

Если сотрудники организации используют для служебных поездок автомобиль, принадлежащий организации, то дохода у сотрудников не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков-физлиц. Следовательно, и облагать НДФЛ нечего.

Но у организации должны иметься документы, подтверждающие использование сотрудниками автомобиля, принадлежащего организации, в служебных целях, поскольку использование сотрудниками организации служебного автомобиля без документов, подтверждающих цели совершенных поездок, приводит к возникновению у них экономической выгоды, которую можно оценить и, соответственно, обложить этот доход НДФЛ.

Налог на прибыль организаций

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.11 п.1 ст.264 НК РФ). И их можно учесть в расходах при наличии документального подтверждения.

Только сам налогоплательщик может оценить целесообразность расходов на проезд

image_pdf
image_print

В будущем году произойдёт ряд изменений налогового законодательства касательно порядка исчисления налога на прибыль. В статье разберём основные новшества и нюансы исчисления, которые необходимо применять на практике с 2021 года.

Производители печатной продукции смогут уменьшить базу по налогу

С 1 января 2021 года в силу вступит Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 323-ФЗ, согласно которому будут внесены изменения в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В настоящее время производители печатной продукции (СМИ) могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на стоимость брака, а также продукции, утративший товарный вид, но не более чем на 10%.

С будущего года данная доля будет увеличена и списанию будет подлежать не более 30% стоимости бракованной печатной продукции.

Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ вносит изменения в порядок налогообложения по налогу на прибыль для IT-компаний, а также производителей электронной (радиоэлектронной) продукции.

Так, начиная с 1 января 2021 года изменяется размер процентной ставки. Компании по-прежнему будут уплачивать 3% в федеральный бюджет, о вот ставка для регионального бюджета составит 0%.

Чтобы воспользоваться правом принять такие ставки, необходимо чтобы одновременно выполнялись следующие три условия.

  • наличие государственной аккредитации в области IT-технология
  • не менее 90% от общей суммы доходов приходится на реализацию разработанных программ и баз данных
  • среднесписочная численность персонала не менее 7 человек

Для компаний по производству электроники:

  • организация включена в специальный реестр в порядке, утверждённом Правительством РФ
  • не менее 90% от общей суммы доходов должна составлять выручка от реализации услуг по проектированию и разработке
  • среднесписочная численность работников не менее 7 человек

Невыполнение хотя бы одного из условий в течение налогового периода лишает компанию права применять нулевую ставку.

Новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль

При сдаче отчётности за 2020 года необходимо будет использовать новую форму декларации. Об этом сообщается в письме ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655.

В декларации будут использованы новые штрихкоды.

Налоговая инспекции больше не будет отражать сведения о номере регистрации декларации.

Добавлены новые коды признака налогоплательщика, которые указываются на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к Листу 2:

  • 15 – для компаний, владеющих лицензиями на пользование участками недр и применяющих пониженную ставку при уплате в региональный бюджет
  • 16 – для компаний, связанных с производством сжиженного природного газа или переработкой углеводородного сырья в товары
  • 17 – для компаний, занятых информационными технологиями
  • 18 – для резидентов Арктической зоны
  • 19 – для компаний, чья деятельность связана с проектированием и разработкой электроники

В Листе 4 добавлен новый код дохода «9», который используется при наличии доходов, полученных акционером, участником или правопреемником при распределении имущества ликвидируемого общества.

Из декларации исключены сведения о выплаченных физлицам доходах от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также от выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Доходы музеев, театров, библиотек для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с приказом ФНС от 26 августа 2020 года № ЕД-7-3/603 утверждена новая форма, а также порядок предоставления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра или библиотеки, учредителями которых выступают субъекты РФ или муниципальные образования.

Изменения коснутся электронной формы предоставления данных и вступят в силу с 1 января 2021 года.

Новая форма будет подтверждением права применять 0% ставку по уплате налога в бюджет региона, поскольку будут наглядно отражать структуру полученных доходов.

Распределение налога на прибыль среди обособленных подразделений

В соответствии с п.2 ст.288 НК уточнён порядок, по которому налогоплательщик, который при определении суммы налога на прибыль использует ставки, отличные от базовых (3% в федеральный бюджет, 17% в региональный бюджет), определяет долю прибыли каждого обособленного подразделения.

Головное учреждение должно будет рассчитать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговым базам для каждой специальной ставки.

Долг ликвидированного кредитора при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Если поставщик исполнил обязательства по поставке продукции, а покупатель своевременно не перечислил на его расчётный счёт денежные средства, то у последнего образуется кредиторская задолженность.

В письмах ФНС от 16 сентября 2020 года № 03-03-07/81257 и от 1 октября 2020 года № 03-03-06/1/85891 относительно долгов перед кредиторами даются следующие разъяснения. Так, если компания (кредитор) в течение 12 месяцев не сдавала декларации, а по её расчётному счёту отсутствовали движения денежных средств, то она может быть признана ликвидированной.

А значит, покупатель вправе включить сумму долга перед такой компанией в состав внереализационных доходов. Такое право возникает после внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Чтобы избежать штрафных санкций от налоговой инспекции за занижение налоговой базы, компания обязана систематически проверять: не исключён ли сомнительный кредитор из ЕГРЮЛ.

Однако, существует письмо Минфина РФ от 14 сентября 2020 года № 03-03-13/80493, которое напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ существуют такие основания исключения юрлица из ЕГРЮЛ, при которых задолженность перед кредитором не может быть списана:

  • ликвидация не может состояться из-за отсутствия денежных средств у компании и учредителей
  • с момента записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений прошло больше полугода

Выплата дивидендов для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с письмом ФНС от 19 октября 2020 года № СД-4-3/17130 если компаний выплатила промежуточные дивиденды по итогам I квартала, 6 и 9 месяцев, но при формировании годовой отчётности величина полученной чистой прибыли оказалась меньше ранее распределённой, то дивиденды за I квартал, 6 и 9 месяцев не подлежат переквалификации для целей налогообложения.

Амортизация расконсервированного основного средства

При расконсервации основного средства амортизацию по нему необходимо начислять с 1 числа месяца, после которого произошла такая расконсервация, до момента полного списания остаточной стоимости.

Срок полезного использования в данном случае никак не влияет срок, в течение которого будет списываться амортизация.

Расходы по организации удалённой работы для целей налогообложения

Министерство финансов РФ выпустило письмо от 24 сентября 2020 года № 03-03-06/1/83636, согласно которому при переводе части сотрудников на удалённую работу, расходы, связанные с деятельностью компании учитываются в общеустановленном порядке. Стоит помнить, что расходы должны быть экономически оправданы, налоговая инспекция обратит на это внимание.

Если компания на фоне распространения коронавирусной инфекции была вынуждена на неопределённое время приостановить свою деятельность, то в соответствии с пп.3 и 4 п.2 ст.265 НК РФ расходы по простою включаются во внереализационные расходы в одну из статей:

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам

Коронавирусные субсидии в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

В письме Минфина РФ от 2 сентября 2020 года № 03-03-06/1/76953 содержатся разъяснения касательно того, как компаниям учитывать меры финансовой поддержки от государства, полученные в время пандемии, для целей налогообложения по налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль: как учитывать коронавирусные субсидии при определении налоговой базы)

Так субсидии, полученные налогоплательщиками на основании Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576, для частичного погашения текущих задолженностей, в том числе на выплату заработной платы, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список получателей финансовой помощи формировался на основании вида осуществляемой деятельности по состоянию на 1 марта текущего года.

Второй вид финансовой поддержки, предоставляемой на основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976, был направлен на проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. Данную субсидию необходимо учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Тестирование работников на COVID-19 в составе расходов

Расходы по проведению клинических исследований на предмет обнаружения у сотрудников коронавирусной инфекции, работодатель вправе включить в состав прочих расходов с целью налогообложения по налогу на прибыль.

Расходы на приобретение медицинских изделий при расчёте налога на прибыль

Расходы на приобретение, изготовление, доставку медицинских изделий для диагностики COVID-19 в полном объёме учитываются в составе прочих расходов, даже если включены в амортизируемое имущество. Перечень приведён в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 714.

Стоит отметить, что такое имущество не подлежит амортизации, даже если относится к амортизируемому (п.2 ст. 256 НК РФ).

Ещё материалы по теме

Налоги для IT 2021

Изменения в Налоговом кодексе для IT-бизнеса: недостатки, преимущества, требования

Перечень затрат, которые уменьшают налог на прибыль

Работодателям расширят перечень затрат, которые уменьшают налог на прибыль

Изменения в налоговом законодательстве на 2021 год

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
    • Расчет по страховым взносам
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Новые требования ЭДО

Электронный документооборот счетов-фактур: новые требования

Приказ Минфина No 14н от 05.02.21 устанавливает дополнительные правила при оформлении, отправке и подтверждении счетов-фактур

Изменения счёта-фактуры 2021

Изменения в форме счёта-фактуры

Постановлением 534 внесены изменения в заполнение счетов-фактур с июля 2021, а также в журнал учёта счетов-фактур и книги продаж/покупок.

Новые разъяснения Роструда

Новые разъяснения от Роструда

Разъяснения от Роструда в 2021 году: порядок заполнения СЗВ-ТД, подарки сотрудникам вместо обязательной индексации зарплат и не только.

Читайте также: