К типичным источникам информации о налоговых преступлениях относятся данные

Опубликовано: 14.05.2024

Зафесов Руслан

С интересом прочел в «АГ» заметку адвоката Анатолия Рипинского «Одной “перестановкой” подследственности проблем с налоговыми преступлениями не решить».

Вряд ли кто-либо из экспертов в сфере экономических преступлений согласится с тезисом, что проблемы, возникающие при налоговых расследованиях, возможно решить одной только сменой органа предварительного расследования. При этом для меня осталось не до конца очевидным, какие именно обсуждения изменения уголовно-процессуального законодательства, в том числе в вопросах подследственности, имеет в виду автор статьи. Да и вопрос о полной передаче полномочий по расследованию налоговых преступлений следователям МВД представляется, на мой взгляд, весьма спорным.

При этом можно с полной уверенностью утверждать, что руководство Следственного комитета РФ вряд ли добровольно согласится на такую уступку – прежде всего потому, что расследование налоговых преступлений генерирует для СКР положительные показатели в работе. Так, в интервью газете «Известия» заместитель председателя СКР Елена Леоненко, курирующая расследование налоговых преступлений, привела результаты работы ведомства на данном направлении. За 10 лет работы СКР в бюджет государства по налоговым преступлениям было возмещено 208 млрд руб.; стоимость имущества, на которое был наложен арест, составила 67 млрд руб., а в последние четыре года следователям удается в среднем возмещать 50% от причиненного ущерба.

Таким образом, благодаря полномочиям расследовать налоговые преступления СКР сегодня может не только отчитаться о количестве уголовных дел, направленных в суд, но и указать сумму денежных средств, возмещенных бюджету в сегодняшнее непростое время.

В рассматриваемой статье автор, к сожалению, при констатации того, что в последние годы наблюдается рост количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, не привел ссылки на статистические данные. Кроме того, одной из причин роста количества уголовных дел автор считает «кардинальное изменение с 2014 года порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям», хотя, на мой взгляд, ничего революционного в порядке их возбуждения не произошло. В 2014 г. законодатель лишь вновь признал результаты оперативно-разыскной деятельности надлежащим поводом для возбуждения уголовных дел по налогам, вследствие чего произошел определенный скачок количества уголовных дел – с 1836 в 2014 г. до 2962 дел в 2015 г.

Другой тезис автора, когда он объясняет причину роста уголовного преследования по налоговым преступлениям, звучит как «отсутствие прямой зависимости принятия решения о возбуждении уголовного дела от вступившего в силу решения налогового органа». На практике действительно встречаются случаи возбуждения уголовных дел при наличии не вступившего в силу решения налогового органа или вообще без него, но поводом для возбуждения подобных дел являются результаты ОРД, пусть и основанные на материалах незавершенной налоговой проверки.

В п. 9 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику соответствующего решения налогового органа, после чего дается еще месяц на его обжалование в вышестоящий налоговой орган. В свою очередь, материал по факту нарушения налогового законодательства направляется в следственные органы в течение 10 дней после истечения двухмесячного срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 32 НК). В связи с этим материалы, направляемые налоговым органом следователю, всегда основаны на вступившем в законную силу решении налогового органа.

Интересно и то, что главной причиной увеличения количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям автор статьи считает передачу полномочий по расследованию СКР, что, на мой взгляд, весьма спорно, поскольку в течение нескольких лет после изменения подследственности расследование налоговых преступлений либо осуществлялось выходцами из МВД, либо в любом случае было далеко от идеала. Таким образом, полагаю, что изменение подследственности может лишь негативно повлиять на процесс расследования.

Действительно, если сравнивать количество уголовных дел в 2019 г. с показателями работы в 2011 г., то количество возбужденных уголовных дел возросло почти в полтора раза. Однако на практике за 2019 и 2020 гг. сотрудники СКР отмечают пусть незначительное, но снижение количества возбужденных дел, что не свидетельствует о том, что совершать налоговые преступления стали меньше.

Данное обстоятельство объясняется двумя факторами: общим снижением количества налоговых проверок из-за все большего внедрения цифровых технологий при осуществлении налогового администрирования и серьезным увеличением пороговых сумм неуплаченных налогов, за неуплату которых наступает уголовная ответственность.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время нет никаких оснований говорить о неуклонном росте показателей налоговых преступлений – как раз наоборот: ситуация в этой сфере уголовного права стабилизировалась, и связано это с не чем иным, как с более системным подходом налоговых и следственных органов, а также появлением новых цифровых технологий. Таким образом, если раньше следователи возбуждали 100 уголовных дел, из которых только 50 содержали необходимую доказательственную базу и имели судебную перспективу, то сегодня возбуждается всего 60 дел, из которых 50 – перспективны.

Ответы можно получить по форме внизу.

В обстоятельства, подлежащие доказыванию включается, установление:

имеет ли предприятие право на льготы по уплате налогов.
мотивов совершения преступления.
обязано ли это юридическое лицо уплачивать налоги.
соблюдения обычаев делового оборота.

Какие факторы будут существенны при оптимизации налогов предприятия:

количество учредителей предприятия.
место регистрации предприятия.
название предприятия.
метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли предприятия.
метод начисления амортизации.
организационная форма предприятия.

С помощью проверки налогоплательщика может быть установлено:

характер и размер ущерба, причиненного преступлением.
событие преступления (время, место, способ и др. обстоятельства).
обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого.
вина обвиняемого.

Несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению это:

неявные признаки налогового преступления.
явные признаки налогового преступления

Налоговое преступление это:

виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ.

Субъективная сторона налогового преступления может выступать в форме:

прямого умысла.
небрежности.
неосторожности.

Осуществление надзора за соблюдением законности в процессе расследовании налоговых преступлений осуществляет:

суд.
прокуратура.
следствие.

Основанием для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении является:

наличие достаточных данных, указывающих на признаки налогового правонарушения.
наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
приказ начальника следственного подразделения.

Методика расследования налоговых преступлений это:

совокупность приемов и способов, применяемых сотрудниками правоохранительных органов с целью борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности.
совокупность приемов и способов, применяемых сотрудниками органов государственной власти с целью борьбы с налоговыми правонарушениями.
совокупность приемов и способов, применяемых сотрудниками правоохранительных органов с целью борьбы с налоговыми преступлениями.

При рассмотрении материалов проверки налогоплательщика следователь вправе принять следующее процессуальное решение:

возбудить уголовное дело.
отказать в возбуждении уголовного дела.
предать материалы в ФСБ.

Признаки налогового преступления документируются в:

акте проверки налогоплательщика.
приговоре суда.
заключении судебно-экономической экспертизы.

Юридическая квалификация деяния в ходит в предмет:

уголовно-правовой характеристики преступления.
криминологической характеристики преступления.
криминалистической характеристики преступления.

Составы налоговых преступлений являются:

Следственными действиями при расследовании налоговых преступлений являются:

наблюдение.
выемка.
назначение экспертизы.
опрос.
очная ставка.

Сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 рублей является:

крупным размером для физического лица.
особо крупным размером для физического лица.
особо крупным размером для юридического лица.

В качестве способа совершения налогового преступления можно выделить:

Искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы.
Нарушение сроков регистрации предприятия.
Выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля.
Искажение объекта налогообложения.
Прием на работу высококвалифицированных сотрудников.

Налоговая оптимизация это:

виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ.
уменьшение и более равномерное распределение по времени платежей в бюджет на основе полного использования льгот, налоговых освобождений и иных правомерных методах, предоставляемых налогоплательщику законодательством о налогах и сборах.

Установление того, каким способом изготовлен документ, использован ли для этого подлинный или поддельный бланк, нанесены ли оттиски печати и штампа подлинными или поддельными клише и пр. входят в предмет:

почерковедческой экспертизы.
баллистической экспертизы.
технико-криминалистической экспертизы.

Срок, установленный в ч.1 ст.144, может быть продлен до:

30 суток.
40 суток.
10 суток.

Информация о совершенном налоговом преступлении может быть отражена в:

отчетности предприятия.
первичных учетных документах.
уставных документах.
учетных регистрах предприятия.

Вопросы связанные с определением полноты исчисления налогов и соответствия требованиям законодательства разрешаются:

судебно-налоговыми экспертизами.
судебно-бухгалтерскими экспертизами.
финансово-аналитическими экспертизами.

Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления:

физическим лицом.
юридическим лицом.

В соответствии со ст.144 ч.1 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее:

5 суток.
7 суток.
3 суток.

Вопросы связанные с определением полноты исчисления налогов и соответствия требованиям законодательства не разрешаются:

судебно-налоговыми экспертизами.
судебно-бухгалтерскими экспертизами.
финансово-аналитическими экспертизами.

Криминалистическая характеристика налогового преступления включает:

сведения о мотивах и цели преступления.
изучение облика преступника, его социального статуса, возраста, пола и пр. признаков.
юридическую квалификацию деяния.
типичные следы преступления.
данные о способе совершения преступления.

Выявление налоговых преступления входит в компетенцию:

оперативного сотрудника.
эксперта-экономиста.
следователя.

российские компании, предоставляющие услуги по оптимизации налогообложения предприятия.
государства, которые предоставляют льготный налоговый режим компаниям, зарегистрированным на их территории.

следственное действие, направленное на изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
следственное действие, направленное на принудительное обследование личности, помещения, сооружения, участков местности, находящихся в ведении обыскиваемого лица и членов его семьи, или какой-либо организации, для отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемого лица или трупа.

Функции по борьбе с налоговой преступностью в современной России возложены на:

Минфин.
Министерство внутренних дел.
Федеральную службу безопасности.

К типичным источникам информации о налоговых преступлениях относятся данные:

оперативно-разыскной деятельности.
налоговых проверок.
должностных лиц предприятия.
сведения прокуратуры и суда.
Ответы на этот тест придут вам на электронную почту:

В 2020 году впервые почти каждая выездная налоговая проверка стала сопровождаться доследственной полицейской проверкой, а в половине случаев – возбуждением уголовного дела:

Снимок экрана 2021-04-12 в 9.06.52.jpg

То есть при сокращении ВНП с 2015 года в 5 раз, количество доследственных проверок сократилось только в 1,8 раза. Что это означает на практике, как влияет на результаты комиссий по легализации налоговой базы и перспективы обжалования результатов ВНП в суде и насколько реальный риск быть привлеченным к уголовной ответственности за налоговые преступления – в нашей новой статье, которая основана только на фактах и статистике ФНС, МВД, Судебного департамента ВС РФ и судебной практике 2020-2021 годов.

Зависимость количества ВНП и количества возбужденных уголовных дел и правда относительная. В соответствии с п. 9 ст. 144 УПК РФ, следователь может возбудить уголовное дело по налоговому преступлению и до получения из налогового органа заключения о нарушении НК РФ или информации о результатах мероприятий налогового контроля при наличии повода и достаточных данных.

Такие данные могут быть получены ОЭБиПК и в ходе участия в комиссиях по легализации налоговой базы. Так как такие мероприятия законодательно не регламентированы, присутствовать на них может кто угодно, при этом побуждение к уточнению налоговых обязательств далеко не всегда может заканчиваться ВНП, а поводом для возбуждения уголовного дела может быть не только заявление, но и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.

То есть оперативник посидел на комиссии по легализации, послушал, получил материалы предпроверочного анализа и написал рапорт об обнаружении признаков состава преступления.

Наблюдение из практики: если налогоплательщика приглашают на комиссию по легализации налоговой базы без указания конкретного времени, лучше приходить к концу рабочего дня: все устали, хотят домой, полицейские уехали.

Но центральный вопрос для возбуждения уголовного дела по налоговым составам преступления — это даже не умысел, а размер уклонения от уплаты налогов. Для ч. 1 ст. 199 УК РФ – это 15 млн.р., для ч.2 – 45 млн.р. Следует отметить, что для ИП они значительно ниже - 2,7 и 13,5 млн.р. соответственно по ч.1 и 2 ст. 198 УК РФ.

При этом считают недоимку налоговые органы и следователи по-разному: во-первых, следователей интересует прежде всего НДС и налог на имущество, поскольку для определения недоимки по налогу на прибыль, сложно устанавливать действительные налоговые обязательства, во-вторых, даже по НДС суды в уголовном процессе приходили к выводу о необходимости проведения налоговой реконструкции задолго до положительной практики ВС РФ по налоговым спорам и Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@.

Например, в Апелляционном постановлении Московского городского суда от 21.04.2020 № 10-7800/20 было указано, что анализ доказательств позволил суду сделать правильный вывод о том, что следствием не определен и не конкретизирован действительный размер налогов, от уплаты которых уклонился налогоплательщик, а обвинение ему предъявлено по сумме налогового вычета, выставленного фиктивным продавцом товара.

Между тем, из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» следует, что для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов.

П. 1 ст. 199 УК РФ – преступление небольшой тяжести, максимальная ответственность за которое – два года лишения свободы. Так как срок привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 УК РФ составляет два года после совершения преступления (момент окончания преступления - фактическая неуплата налогов в установленный НК РФ срок), многие уголовные дела прекращаются по этому основанию. Но есть нюанс. Также как и при прекращении уголовного дела на основании ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ (в связи с возмещением в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступления), основание не является реабилитирующим.

И в арбитражном процессе по оспариванию результатов ВНП, суд это может припомнить, например в решении АС Тульской области от 12.03.2021 по делу А68-397/2019 суд отметил, что уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с уплатой доначисленных налогов. В постановлении о прекращении уголовного дела указано, что директор не возражал против прекращения дела, и ему разъяснены последствия прекращения уголовного дела. То есть если ты не оправдан или дело не прекращено за отсутствием состава преступления – ты признал себя виновным, зачем спорить в арбитраже? При этом упускается важный момент: одно дело арбитражный споры, другое – риск сесть в тюрьму. Ведь максимальное наказание по ч.2 ст.199 УК РФ – до 6 лет лишения свободы, а срок привлечения к уголовной ответственности – 10 лет. Отметим, что для ч.2 ст. 199 УК РФ не обязательно «набрать» 45 млн.р. доначислений, достаточно совершить преступление группой лиц (например, парой директор-бухгалтер).

Насколько велик риск? Из в года в год количество приговоров составляет около 400, количество лиц, получивших реальный срок лишения свободы колеблется от 32 до 55 на всю Россию. При этом традиционно типичный осужденный за налоговые преступления это мужчина в возрасте от 30 до 49 лет, с высшим образованием, проживающий в федеральном центре, ранее не судимый.

Таким образом, вот прямо чтобы сесть в тюрьму по налоговому преступлению – это надо постараться. Но такая задача перед государством и не стоит. В 2020 году, налогоплательщики добровольно уточнили свои обязательства на 158 млрд. р. (+22%), а в результате ВНП – на 135 млрд.р. Как говориться, выводы делайте сами. Но итак очевидно, что бороться налогоплательщики стали значительно меньше: на 17,4% сократилось количество жалоб в вышестоящие налоговые органы, на 31,2% - суды по налоговым спорам (при этом налоговики выигрывают 84% споров по удельному суммовому показателю, в абсолютных цифрах значения не приводятся).

Справедливости ради надо отметить, что обжалование результатов ВНП действительно часто не имеет смысла, поскольку его итог на 99% предопределен обстоятельствами дела и собранными доказательствами налоговых органов. Поэтому вывод, несмотря на свою банальность, один: чем раньше будут проанализированы сделки и структура бизнеса, на предмет нарушения положений ст.54.1 НК РФ, тем больше шансов не доводить дело до налогового спора, суда и возбуждения уголовного дела.

Если вы хотите оценить ваш бизнес на наличие реальных налоговых и корпоративных рисков, а также найти способы их нивелирования – эксперты Комплаенс Решения готовы оказать качественную юридическую поддержку.

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 – сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3 регламентирует действия в отношении страхователей – физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило – если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности (

Общие сведения

Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?
На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.

Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:

  • финансовые операции;
  • оформление патента;
  • регистрация товарного знака;
  • другие юридически значимые операции.

Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.

Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
  • кто должен был контролировать этот процесс;
  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

: приговор Серпуховского городского суда Московской области от 2 июня 2011 года по делу № 1-37/2011 и Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 июня 2013 года по делу № 22-6971/2013.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Виды противоправных действий

В Уголовном кодексе существуют 3 статьи, определяющие меры наказания за совершенные налоговые преступления в различных сферах деятельности:

  • № 194 — таможенные пошлины и сборы, виновными признаются частные лица и коммерческие организации;
  • № 198 — уклонение от уплаты налогов физическими лицами;
  • № 199 — уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
  • № 199.1 — нарушение взятых обязательств налоговыми агентами.

Все четыре пункта объединяет общий итог противоправных действий: недополучение госбюджетом определённой денежной массы.

Статья 194 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 198 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199.1 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Объект правонарушения

В отношении данных преступлений объектом считаются отношения в финансовой сфере, касающиеся формирования госбюджета и внебюджетных фондов. Здесь можно выделить два основных понятия:

  • налог — безвозмездный платёж индивидуального характера, который взимается с частных лиц и организаций;
  • налоговый сбор — обязательный взнос, являющийся предметом финансовых отношений между плательщиком и государством.

Налогоплательщиками считаются все лица, которые обязаны уплачивать налоги с полученной финансовой прибыли. Таким образом, объектом преступления можно считать налоги:

  • подоходные;
  • на имущество;
  • таможенные сборы;
  • обязательные пошлины.

Следовательно, совершённым преступлением являются противоправные действия в этих сферах, совершенные вопреки действующему законодательству. В свою очередь, такие злодеяния подразделяются на 2 формы: по злому умыслу и неосторожности, что предполагает различные меры ответственности.

Объективная сторона

Объективной стороной совершенного преступления принято считать злонамеренное уклонение налогоплательщика от уплаты положенных налогов либо включение в декларацию недостоверных сведений с целью сокрытия доходов.
Налоговые декларации должны предоставляться в налоговые организации по месту регистрации плательщика не позднее 30 апреля каждого года. Несвоевременное предоставление отчетной документации может классифицироваться как бездействие, что также предполагает определенные меры ответственности.

Субъективная сторона

Здесь принимается во внимание умысел, который определяет степень ответственности обвиняемого. Вообще, субъективной стороной данных преступлений являются умышленность и неосторожность. В первом случае, обвиняемый чётко осознаёт, что совершает противоправные действия либо намеренно бездействует, позволяя совершаться преступлению. Во втором, виновник не осознаёт последствий либо рассчитывает их избежать.
Поэтому при расследовании таких дел надлежит установить, что к ответственности привлекается именно непосредственный виновник, который действовал осознанно и полностью отдавал отчет своей противоправной деятельности.

Способы уклонения

Существуют такие действия, которые можно классифицировать в качестве совершенного преступления:

  • сокрытие объектов;
  • сокрытие денежных средств;
  • проведение скрытых операций с целью уменьшения налогового бремени;
  • сокрытие части финансового оборота компании;
  • проведение фиктивных финансовых операций с целью сокрытия от надзорных органов основного источника доходов.

Во всех перечисленных действиях чётко прослеживается злой умысел, что характеризует их в качестве свершившихся преступлений в налоговой сфере.

Договоры, предотвращающие двойное налогообложение

Это международные соглашения, заключенные между Россией и рядом других стран, направленные на избежание двойного налогообложения, а также предупреждающие уклонение от уплаты налогов. В упрощённом варианте, это действует так: лицо, владеющее капиталом или получающее прибыль за рубежом, облагается налогом в соответствии с действующим законодательством этого государства. При этом необходимая для этого сумма может вычитаться из налоговой ставки, которая подлежит уплате на территории России, при условии, что она не превышает величину, которая взимается в стране на аналогичный размер капитала или полученной прибыли.
С каждым государством заключается свой договор, с учётом действующего законодательства на его территории. При этом в рамках соглашения предусматривается взаимопомощь по взиманию налогов с иностранных резидентов.

Величина ущерба

Ключевой стороной в определении вины и меры наказания является размер причинённого ущерба. Уголовную ответственность предусматривает только крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.
В частности, в рамках статьи 199.1 крупным размером считается налоговая задолженность за 3 финансовых года, превышающая сумму 5 000 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевается задолженность за аналогичный отчетный период, но сумма увеличивается до 15 000 000 рублей.

Расследование налоговых преступлений: доказывание

Налоговые и экономические преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ признаются таковыми только в случае, если такое деяние совершено преднамеренно, с прямым умыслом, в частности, с целью полной или частичной неуплаты налогов и сборов. Также следует учитывать, что основанием (для налоговых органов) направления материалов налоговой проверки в отдел следственных органов по налоговым преступлениям является установление виновности конкретного лица. Умышленный характер каждого из видов рассматриваемых налоговых преступлений устанавливается на основании косвенных доказательств, и чаще всего это связано с отсутствием прямых доказательств, таких как: показания свидетелей; документы, подтверждающие фактические намерения виновника; файлы ведения «черной бухгалтерии». В следственной практике, умысел виновного лица на совершение налогового преступления доказывается совокупностью обстоятельств его совершения. Процессуальной оценке при расследовании налоговых преступлений, в свою очередь, подлежат выявленные обстоятельства, их взаимозависимость и взаимосвязь.

Одной из существенных проблем в борьбе с налоговыми преступлениями, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, является доказывание умысла виновного налогоплательщика. С позиции налоговой службы об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, а также установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными лицами взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.

Уклонение от налоговых выплат

Согласно статье № 199, любое лицо, признанное налогоплательщиком обязано предоставлять декларацию о доходах. Любое уклонение от обязательств, в том числе включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений карается по закону.

Состав преступления

Совершённое преступление определяется следующими признаками:

  • обвиняемый не подает налоговую декларацию либо включает в отчётность недостоверные сведения с целью сокрытия истинного размера доходов.;
  • следствием совершенных действий является не поступление в казну определенных сумм;
  • размер сокрытых налогов причисляется к крупному и особо крупному размеру.

Данные пункты подразумевают злой умысел и осознанность совершения противоправных действий, следовательно, предполагают уголовную ответственность.

Размеры сумм, которые влекут уголовное наказание

Как уже упоминалось, ответственность наступает лишь в тех случаях, когда предполагается ущерб в крупных и особо крупных размерах. Если речь идёт о неуплате налогов, уголовная ответственность наступает с 5 000 000 рублей, полученных за 3 финансовых года, при условии, что задолженность составляет более 25% от положенных к уплате сумм.
Если составом преступления является сокрытие имущества, облагаемого налогом, порогом ответственности становится сумма в 250 000 рублей.

Когда по результатам проведённой проверки обнаруживается недоимка, превышающая приведённые значения, возбуждается уголовное дело.

Как избежать ответственности

Уголовное преследование не предполагается, если размер неуплаченных налогов ниже обозначенных порогов. В этом случае, виновные подлежат административному взысканию, которое предполагает денежный штраф в установленном размере.

Важно! Образовавшуюся задолженность придется закрывать в любом случае, со всеми накопившимися штрафами и пени за период просрочки.

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2021 года № 44-Г-60.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Наказание

Согласно статье 199, виновные в неуплате налогов в крупном размере могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 рублей либо приговариваются к принудительным работам сроком до 24 месяцев. Кроме этого, здесь предполагается тюремное заключение до 2-х лет с ограничением заниматься определённым видом коммерческой деятельности на 3 года.
Если речь идет о причинении ущерба в особо крупных размерах или преступление совершается организованной группой лиц, штраф увеличивается до полумиллиона рублей, срок содержания под стражей остается неизменным: до 2-х лет.

Методы противодействия

В настоящее время, государство предпринимает такие шаги по предупреждению налоговых преступлений:

  • изменение правовой базы с целью перекрытия легальных лазеек для совершения махинаций;
  • ужесточение мер ответственности;
  • работа над улучшением деятельности контролирующих организаций.

В целом, профилактические меры призваны стабилизировать финансово-экономические отношения внутри страны, и обеспечить приток налоговых средств в бюджет в полном объёме.

Сроки давности

Согласно действующему законодательству, виновные не могут привлекаться к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления в финансовой сфере прошло более 3-х лет. При условии, что в противоправных действиях не прослеживается отягчающих обстоятельств.
Видео на тему налогообложения

Сущность налогового расследования. Как следует из самого понятия «налоговое расследование», его основным отличием от расследования в целом является отраслевая специализация. Налоговое расследование может быть проведено только в отношении фактов нарушения налогового законодательства.

Налоговое расследование – это совокупность разнообразных мер розыскного и аналитического характера, с помощью которых соответствующие органы государства исследуют, узнают все обстоятельства совершения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Объектом налогового расследования является деятельность налогоплательщика, являющаяся в налоговой сфере предположительно противоправной и в связи с этим формирующая угрозу налоговой безопасности государства и потенциально дестабилизирующая состояние правопорядка в налоговой сфере.

Налоговое расследование представляет собой систему правоохранительных и иных функций, где системообразующим фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как налоговое правонарушение или налоговое преступление.

Место налогового расследования в общей теории расследований. Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что налоговое расследование является разновидностью государственного правоохранного расследования, сочетающего в себе в определенных случаях элементы как административного, так и уголовно-процессуального видов расследования. Системообразующим фактором здесь выступает именно сфера реализации противоправного посягательства, ставшего предметом расследования. В случае если деяние совершено в налоговой сфере, то выяснение обстоятельств дела становится возможным посредством проведения именно налогового расследования.

Особенности правового регулирования налогового расследования. Отдельные элементы налогового расследования в Российской Федерации искусственно соединены законодателем с понятиями контрольной работы налоговых органов и производством по фактам налоговых правонарушений. Однако налоговое расследование является не составным элементом указанных понятий, а самостоятельным процессом, логически и функционально связывающим процессы налогового контроля и производства по фактам налоговых правонарушений и налоговых преступлений.

Состав органов, проводящих налоговые расследования. Полномочиями в области проведения налогового расследования в той или иной степени наделены все органы налоговой администрации. Раньше в России существовала специализированная государственная структура, созданная именно для реализации данной функции, – Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные подразделения. Теперь решение этих вопросов передано в ведение МВД России.

Признаки налогового расследования. Налоговое расследование обладает следующими основными признаками:

– имеет структурно-организационное обеспечение;

– опирается на средства и методы оперативно-розыскного, уголовно-процессуального характера, а также на результаты налогового контроля;

– направлено на обеспечение состояния правопорядка в налоговой сфере и защиту налоговой безопасности РФ.

Основные виды модификаций налогового расследования. Определяющими факторами для выбора модификации налогового расследования в Российской Федерации являются:

– характеристика источника получения сведений, ставших основанием для проведения налогового расследования;

– характер предполагаемого противоправного посягательства, подлежащего расследованию;

– особенности правового поля, в котором осуществляется расследование;

– субъект, проводящий налоговое расследование;

– организационная форма налогоплательщика, чья деятельность подвергается налоговому расследованию;

– сфера экономической деятельности, в которой произошло деяние, ставшее предметом налогового расследования.

При определении модификаций налогового расследования исходя из источника сведений, ставших основанием для его проведения, следует выделить налоговое расследование:

– проводимое по результатам налогового контроля;

– осуществляемое на основании заявления физического или юридического лица;

– проводимое на основании данных, полученных налоговой администрацией в результате оперативно-аналитического поиска или финансовой разведки;

– осуществляемое на основании сведений, полученных от иных государственных правоохранительных или контрольных организаций.

В зависимости от правового поля, в котором осуществляется налоговое расследование, существуют следующие модификации налогового расследования:

– в правовом режиме налогового законодательства;

– правовом режиме налогового и административного законодательства;

– правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства;

– смешанном правовом режиме.

К модификациям налогового расследования, классифицируемым по характеру противоправного посягательства, относятся следующие:

– налоговое расследование налогового правонарушения;

– административное расследование административного правонарушения в налоговой сфере;

– налоговое расследование налогового преступления;

– налоговое расследование факта противоправного деяния в налоговой сфере, информация о котором недостаточна и не позволяет квалифицировать содеянное.

По субъекту проведения налогового расследования различают следующие модификации налогового расследования:

– осуществляемое налоговыми органами;

– проводимое органами внутренних дел (органами ФСЭ-НП МВД России);

– осуществляемое таможенными органами;

В зависимости от организационной формы налогоплательщика, чья деятельность подлежит расследованию, выделяют модификации налогового расследования деятельности налогоплательщика:

Характеристика правовых модификаций налогового расследования. Модификационная система налогового расследования, сгруппированная исходя из используемого в ходе ее реализации правового поля, является одной из важнейших. Остановимся на ее описании более подробно.

Если для выявления, проверки факта налогового правонарушения и принятия решения по нему применяются только нормы, предусмотренные налоговым законодательством, то можно вести речь о налоговом расследовании, процесс которого регулируется НК.

Налоговое расследование, осуществляемое в правовом режиме налогового законодательства, признается таковым в случае, если процедуры выявления, проверки факта налогового правонарушения и принятия решения по нему производились на основании норм налогового законодательства. Эта модификация расследования, как правило, осуществляется налоговыми органами РФ. В качестве нормативной базы при проведении расследования применяются преимущественно нормы НК.

Административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Административное расследование в области налогов и сборов может проводиться только по фактам правонарушений, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями в области налогов и сборов. В КоАП такие административные правонарушения предусмотрены ст. 15.3-15.9 и 15.11.

Налоговое расследование в правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства осуществляется исключительно органами внутренних дел. Налоговое расследование, проводимое в соответствии с нормами УПК, является процессом собирания и проверки доказательств, необходимых и достаточных для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Данная модификация налогового расследования осуществляется в виде двух стадий – предварительного и судебного следствия. В ряде случаев, указанных в законе, расследование может быть осуществлено в форме дознания, которое либо предшествует предварительному следствию, либо представляет собой самостоятельную форму по делам, по которым предварительное следствие не проводится.

Следственная деятельность в рамках данной модификации осуществляется в правовых режимах оперативно-розыскной деятельности, налогово-проверочной работы и уголовного процесса.

Налоговое расследование в смешанном правовом режиме осуществляется в случаях, когда, например, выявленные в ходе налогового контроля нарушения налогового законодательства для окончательного разрешения требуют применения уголовно-процессуальных норм и, следовательно, появления в проверочном процессе следователей органов внутренних дел. Это возможно, когда юридическая оценка результатов контрольной работы позволяет квалифицировать содеянное налогоплательщиком как налоговое преступление.

Налоговое расследование в данной модификации может осуществляться, например, при проведении отдельных этапов налогового расследования налоговыми органами и органами внутренних дел. В качестве нормативной базы используются нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства. При этом для оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия могут применяться и положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В качестве примера реализации налогового расследования в смешанном режиме можно назвать ситуацию, при которой налоговая проверка проводится налоговыми органами и обеспечивается нормами НК, а процесс реализации ее результатов в соответствии с нормами УПК осуществляется органами внутренних дел.

Еще один пример смешанного правового режима – это налоговое расследование в правовом режиме налогового и административного законодательства. Оно признается таковым в случае, если, например, выявленный и исследованный в правовом режиме налогового законодательства факт правонарушения был впоследствии квалифицирован по статье КоАП, предусматривающей ответственность за административные правонарушения в налоговой сфере. Дальнейшее расследование таких правонарушений должно производиться в режиме административного расследования.

Основные схемы проведения налогового расследования. В процессе налогового расследования возможны различные сочетания указанных модификаций. Тем не менее, несмотря на большое количество их вариантов, в ходе проведения налогового расследования можно выделить ряд основных комплексных схем осуществления налогового расследования налоговой администрацией РФ.

Расследование налогового правонарушения. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового правонарушения. В связи с отсутствием конфликтной ситуации между налогоплательщиком и налоговым органом, причиной которой является признание налогоплательщиком своей вины в совершенном, производство по выявленному факту осуществляется силами налоговых органов. Конфликтная ситуация, вызванная отрицанием налогоплательщиком своей виновности, разрешается в ходе судебного разбирательства.

Расследование административного правонарушения в налоговой сфере. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение административного правонарушения в налоговой сфере. После квалификации выявленного нарушения все теми же налоговыми органами проводится административное расследование. Производство по результатам расследования осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП. Решение о виновности лица и привлечение его к соответствующему виду ответственности в зависимости от вида правонарушения принимают в соответствии с их компетенцией либо налоговые органы, либо суд.

Расследование налогового преступления, выявленного налоговыми органами. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового преступления. Все материалы передаются соответствующей структуре органов внутренних дел, которая продолжает налоговое расследование собственными силами. Полученные результаты подтверждают обоснованность квалификации. Производство по результатам налогового расследования осуществляется органами внутренних дел в порядке, предусмотренном УПК. Решение о виновности лица в содеянном принимается судом.

Расследование налогового преступления, переквалифицированного в результате как налоговое правонарушение. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицируется как совершение налогового преступления. Все материалы передаются соответствующей структуре органов внутренних дел, которая продолжает налоговое расследование собственными силами. Если полученные результаты не подтверждают обоснованность квалификации, то противоправное посягательство оценивается как совершение налогового правонарушения. Материалы возвращаются в налоговые органы. Производство в отношении описываемого факта осуществляется либо самостоятельно налоговыми органами, либо в судебном порядке.

Расследование налогового преступления, выявленного органами внутренних дел. Основанием налогового расследования является информация, полученная органами внутренних дел в ходе оперативно-контрольной деятельности (в том числе посредством получения заявления лица о произошедшем противоправном посягательстве). По результатам расследования деяние налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового преступления. Производство по результатам налогового расследования осуществляется органами внутренних дел в порядке, предусмотренном УПК. Решение о виновности лица в содеянном принимается судом.

Расследование налогового правонарушения, выявленного органами внутренних дел. Основанием налогового расследования является информация, полученная органами внутренних дел в ходе оперативно-контрольной деятельности (в том числе посредством получения заявления лица о произошедшем противоправном посягательстве). По результатам налогового расследования деяние налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового правонарушения. Все материалы передаются в соответствующую структуру налогового органа. Производство в отношении описываемого факта осуществляется либо самостоятельно налоговыми органами, либо в судебном порядке.

Расследование факта правонарушения в налоговой сфере, выявленного органом, не входящим в систему налоговой администрации России. Основанием налогового расследования является информация, полученная в ходе деятельности государственных правоохранительных структур, не входящих в состав налоговой администрации РФ (например, в ходе расследования иного противоправного деяния, не относящегося к налоговой сфере, или по результатам налогового расследования, осуществляемого зарубежной налоговой администрацией). По результатам предварительной квалификации, проведенной соответственно одной из указанных выше организаций, полученные материалы направляются для дальнейшего налогового расследования либо в налоговые органы, либо в органы внутренних дел. Дальнейшая переквалификация, передача материалов дела, проведение налогового расследования и производства по выявленным фактам противоправного посягательства осуществляются в порядке, подробно описанном в предыдущих комплексных схемах проведения налогового расследования.

Читайте также: