Введение латиноамериканскими государствами высоких импортных пошлин

Опубликовано: 26.04.2024

Экономический кризис 1929—1933 гг. показал уязвимость сложившихся в странах региона социально-экономических структур, пагубные последствия чрезмерной зависимости экономики региона от внешнего рынка. В годы кризиса резко упал спрос на традиционную продукцию Латинской Америки. Тысячи плантаций, заводов и фабрик оказались парализованными. Миллионы тонн кофе, зерна, плантационных культур уничтожались, не находя спроса. Разорялись массы производителей. Многие остались без работы. Ухудшились общие условия жизни трудящихся, средних слоев населения. Экономический кризис подорвал материальную и социальную базу правящих режимов в регионе, привел к росту социальной нестабильности и бурным политическим переменам. При этом в разных странах события развивались по-разному.

Там, где у власти находились либерально-реформистские правительства, кризис обернулся против них и их политики и был использован силами правой оппозиции. Именно так произошло в Аргентине, где в результате военного переворота в 1930 г. было свергнуто второе правительство Иригойена и к власти вернулись консервативные группировки.

В Бразилии, напротив, кризис расшатал позиции правившей здесь «кофейной» олигархии, чем воспользовались оппозиционные ей буржуазно-националистические круги. Буржуазная революция 1930 г. покончила с олигархическим режимом.

В Колумбии в том же году консервативный олигархический режим сменился либерально-реформистским. В Чили и на Кубе в начале 30-х гг. в результате массовых революционных выступлений рухнули установленные незадолго до кризиса диктаторские режимы.

В Чили в 1932 г. на 12 дней власть захватили социалисты, провозгласившие «социалистическую республику». Вскоре здесь было восстановлено конституционное правление.

Таким образом, в 30-е гг. на политической карте Латинской Америки продолжали сосуществовать, нередко сменяя друг друга, различные политические режимы — диктаторские и конституционные по форме правления, консервативные, либерально-реформистские, националистические и левые по социальному содержанию.

Активизация экономической роли государства в Латинской Америке была характерна главным образом для наиболее продвинувшихся по пути капиталистического развития стран региона (Аргентина, Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай), хотя имела место и в других государствах.

Государственное регулирование экономики в латиноамериканских республиках в 30-е гг. выразилось во введении высоких протекционистских пошлин на импорт и других форм стимулирования государством экономического развития: предоставление кредитов, субсидий, финансовых и налоговых льгот местным предпринимателям, развитие государственного сектора.

Эти мероприятия совпали по времени с аналогичными мерами в высокоразвитых государствах Западной Европы и Северной Америки и осуществлялись не без их влияния. Но в Латинской Америке речь шла о государственном регулировании экономики с целью ускорить развитие местного капитализма.

Государственное регулирование экономики в Латинской Америке имело разные варианты и масштабы. Консервативный вариант осуществлялся в Аргентине при правительстве Августина Хусто (1932—1938). Здесь государственное вмешательство в экономику имело непосредственной целью поддержание доходов казны и агроэкспортной олигархии.

В Бразилии во время националистической диктатуры Жетулио Варгаса (1930—1945) государственное регулирование более непосредственно выразило интересы национально-буржуазных кругов. Здесь государственная политика в большей мере была направлена на поощрение национального капитала и промышленного развития. Она привела к созданию значительного государственного сектора и задевала интересы землевладельческой элиты и иностранных компаний. Эта политика сочеталась с социальными уступками трудящимся.

В Чили и Мексике вмешательство государства в экономику отразило интересы более широких национально-патриотических, демократических и левых сил, включая средних и мелких предпринимателей, слои крестьянства и городских трудящихся. Здесь оно сопровождалось серьезными антиолигархическими и антиимпериалистическими мерами, в том числе национализацией ряда отраслей, социальными реформами. В Мексике это были революционно-демократические преобразования правительства Карденаса (1934—1940), в Чили — деятельность правительства Народного фронта (1938—1941) в условиях демократического конституционного режима.

Народный фронт был создан в Чили в 1936 г. В него вошли партии радикалов, социалистов, коммунистов и демократов, а также профсоюзные объединения. Коммунисты Чили, как и других стран Латинской Америки, к этому времени отказались от курса на немедленную «социалистическую революцию» и согласились сотрудничать с другими левыми и демократическими силами в борьбе за ближайшие общие цели: защита демократических свобод и прав трудящихся, обеспечение экономического и социального прогресса, национального суверенитета. Это облегчило создание Народного фронта. Победив на президентских выборах в 1938 г., чилийский Народный фронт пришел к власти. Коммунисты не вошли в состав правительства, но поддерживали его.

Правительство Народного фронта Чили расширило демократические свободы, права трудящихся, приняло меры против крайне правых организаций. Созданная в 1939 г. Корпорация развития производства ввела в строй ряд новых заводов, содействовала зарождению тяжелой промышленности. Ее деятельность привела к возникновению влиятельного государственного сектора экономики. Оказывалась помощь мелким и средним землевладельцам, часть пустующих земель передана безземельным крестьянам.

Изменения в экономической политике латиноамериканских правительств, произошедшие в 30-е гг. привели к росту местного производства и укреплению национального капитала.

США и Латинская Америка.

Важной проблемой в межвоенный период для стран Латинской Америки стали их взаимоотношения с США. Воспользовавшись временным ослаблением внимания европейских держав к Латинской Америке во время первой мировой войны, США усилили свое проникновение в Центральную и Южную Америку. С 1913 по 1929 г. североамериканские капиталовложения в регионе увеличились в 4,5 раза. Опасаясь роста антиамериканских настроений и стремясь упрочить влияние США в регионе, новый американский президент Ф. Рузвельт в 1933 г. заявил об отказе США от интервенций и других форм вмешательства в дела латиноамериканских государств и о переходе к политике «доброго соседа», или «добрососедского сотрудничества». Это означало переориентацию Вашингтона на более гибкие формы экспансии и явилось важным положительным сдвигом в межамериканских отношениях.




Аргентина. В ХІХ — в начале ХХ в. Аргентина — переселенческая страна (преимущественно выходцев из Испании и Италии). Экономика страны развивалась в рамках агроэкспортной модели: она была одним из самых крупных производителей сельхозпродукции в мире, поступавшей преимущественно на экспорт (мясо, зерновые и технические культуры). В конце ХІХ в. в стране разворачивается широкое демократическое движение против «элитарной демократии». Возникает первая массовая политическая партия — Гражданский радикальный союз во главе с Ипполито Иригойеном.

Под давлением движения в 1912 г. в стране было введено всеобщее избирательное право. Это дало мощный толчок либерализации режима в стране. Период 1916—1930 гг. вошел в историю страны под названием «эпоха “либерального реформизма”». Ее связывают с президентством И. Иригойена (1916—1922, 1928—1930 гг.). Он легализовал деятельность профсоюзов, ввел восьмичасовый рабочий день и двухнедельный оплачиваемый отпуск. Была проведена земельная реформа, в соответствии с которой крестьянам из государственного фонда было передано 8 млн. га земли и защищались права арендаторов. Развернулась борьба за национализацию нефтяной промышленности. Но его преобразования не были завершены. Экономический кризис 1930-х гг. обострил положение в стране. В 1930 г. военные во главе с генералом Ф. Урибуру осуществили переворот. Их правление с 1930 по 1943 г. вошло в историю страны как «десятилетие позора». Тем не менее правление военных положило начало новым тенденциям развития. В условиях агроэкспортной модели развития в стране начала реализовываться широкая программа импортозаменной индустриализации — замена экспортируемых товаров на товары, которые производились в Аргентине. Вводились государственные методы регулирования экономики. Импортозаменная индустриализация привела к серьезным изменениям в социальной структуре общества: наиболее многочисленными и влиятельными прослойками общества становятся наемные рабочие и предприниматели. Изменилась структура экспорта страны. Аргентина превратилась в аграрно-индустриальную страну. Но достичь экономической независимости ей не удалось. Страна попала в технологическую зависимость от ведущих стран мира. Во внешней политике Аргентина проводила политику «лидера Южной Америки» и всегда находилась в оппозиции к политике США. Аргентина отказалась вступить в Лигу Наций и установила дипломатические отношения с Советской Россией (1921 г.). Осуждала колониальную дипломатическую политику США в Центральной Америке. В 1930-е гг. пошла на сближение с Германией.

Мексика. Вследствие революции 1910—1917 гг. к власти пришла новая политическая элита. 1 мая 1917 г. была принята одна из самых демократических к тому времени конституций. Она закрепляла за нацией права на землю и ее недра, вменяла в обязанность вернуть крестьянам все захваченные у них земли, а также наделить их землей из государственного фонда. Кроме того, каждый штат устанавливал максимум землевладения, а излишки выкупались и распределялись между крестьянами. Конституция признавала права профсоюзов, установила восьмичасовый рабочий день. Начальное образование стало обязательным и бесплатным. Мексика провозглашалась демократической президентской федеративной республикой. Наиболее важные преобразования осуществил президент Ласаро Карденас (1934— 1940 гг.). За время его правления было покончено с господством латифундий, крестьяне получили в 2,5 раза земли больше, чем за предыдущие 20 лет, были национализированы железные дороги и нефтяная промышленность, утвердилось демократическое устройство. Правительство проводило политику импортозаменной индустриализации и вводило протекционистские законы для защиты собственной промышленности. Внешняя политика базировалась на принципах невмешательства во внутренние дела других государств, на уважении суверенитета и равноправии в международных отношениях. Мексика была первой среди стран Латинской Америки, признавшей СССР и установившей с ним дипломатические отношения (1924 г.). Страна приняла тысячи политических эмигрантов из Испании после установления там режима Ф. Франко; осудила акты агрессии Германии и Японии. Особые отношения сложились с США

Бразилия. В начале ХХ в. была отсталой аграрной страной, где не были преодолены пережитки рабовладельческого строя (был отменен в 1888 г.). Свержение монархии и установление республики (1889 г.) не изменили политическую жизнь в стране. Период с 1889 по 1930 г. вошел в историю страны под названием «старая республика». Доминирующее положение занимала земельная аристократия — латифундисты (производители кофе и сахарного тростника). Правящая элита формировалась из аристократов штатов Сан-Паулу и Ми-нас-Жерайс. К началу 1920-х гг. существующий в стране режим вызывал открытое недовольство. Против власти кофейных магнатов выступили молодые офицеры. Их движение получило название «тенентистское» (от португ. т.епепт.е — лейтенант). В 1922 г. в ряде гарнизонов вспыхнули мятежи, после подавления которых из оставшихся отрядов те-нентистов была образована единая колонна, которая с боями прошла всю страну с юга на север (1924—1927 гг.). Лидирующую роль в этом движении играл начальник штаба колонны капитан Л. Престес. Мятежников поддержали представители региональных элит, которым был запрещен доступ к высшей власти, а также предприниматели и промышленники. Кризис «старой республики» стал очевиден. Экономический кризис 1929—1933 гг. подорвал могущество старой элиты, и к тому же у нее не было программ выхода из кризиса. В таких условиях в 1930 г. в стране состоялись президентские выборы, на которых одержала победу правящая «Консервативная концентрация». Но оппозиция, объединившаяся в «Либеральный альянс» во главе с Ж. Варгасом, не признала поражения и захватила власть силой. Следующий период в истории страны получил название «эра Варгаса» (1930—1964 гг.). В период своего президентства Ж. Варгас стал инициатором проведения широких реформ. Он установил режим личной власти (1934 г.) и в первые годы своего правления симпатизировал идеям фашизма, стремясь во всем быть похожим на Муссолини (как внешне, так и в политической деятельности), но во время Второй мировой войны кардинально изменил взгляды: в 1942 г. объявил войну Германии и даже направил в район военных действий в Италии 30-тысячный корпус, воевавший на стороне стран антигитлеровской коалиции.

За годы правления Ж. Варгаса была осуществлена импортозаменная индустриализация, создан государственный сектор экономики (металлургия, электроэнергетика, транспорт), введены протекционистские таможенные налоги, проведено разведывание и начата эксплуатация природных месторождений (бокситы, железная руда, никель, золото). Осваивались новые земли. Благодаря умелой дипломатической политике Ж. Варгас добился выгодных для страны внешних инвестиций. В социальной сфере было введено страхование и трудовое законодательство, введен восьмичасовый рабочий день, определен размер минимальной заработной платы, пенсий, отпусков и т. п. Правительство выделяло значительные средства на развитие образования и культуры. В то же время были распущены все политические партии, введена цензура, преследовалась оппозиция

date image
2015-04-17 views image
693

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



После второй мировой войны значение развивающихся стран на мировой арене изменилось. Начиная с 70-х годов государства латинской Америки испытывали необходимость проведения широкомасштабных мер по индустриализации народного хозяйства, что вынуждало либерализировать и внешнеторговую политику. Политика вмешательства правительства позволила вычленить страны с более или менее либеральной торговой политикой. Таковыми оказались Венесуэла и Чили, где протекционистская защита ограждала национальное производство узкого круга продовольственных товаров.

В отличие от этого Бразилия, проводящая более жесткую импортную политику, приблизилась к периоду, когда была вынуждена ограничить перечень товаров, запрещенных к импорту. В реестр включались продукция машиностроения, бытовая техника и другие товары потребительского спроса населения. С этого периода возникла необходимость осуществления глобальных изменений в таможенной реформе, которая включала в себя поэтапное снижение ставок тарифов на товары и в первую очередь производственного назначения. В снижении максимальных ставок импортных пошлин наибольшего значения достигали в Бразилии (более чем 25%), в Мексике (около 10%), в Аргентине (11%). В Чили же пошлинами облагались лишь предметы роскоши, а в ряде стран - и некоторые виды продовольствия, конкурирующие с национальным производством. Такая таможенная политика вызывала ряд противоречий между развитыми странами и странами Латинской Америки. В частности, сравнительно высокий уровень тарифа (40%) на ввоз электроники вызывал негативное отношение США.

Предметами разногласия становились и тарифы, защищающие внутренний рынок Бразилии, особенно на импорт продукции отечественных товаропроизводителей. Необходимость защиты внутреннего рынка стала проблемой общерегиональной, что предопределило целесообразность странами латиноамериканской интеграции (ЛАЙ) взаимно предоставлять друг другу преференциальные режимы в области тарифа. Специальные законопроекты стимулировали осуществление закупок товаров отечественного производства, отдавая при этом им приоритетность. Особый механизм стимулировал снижение в производственных секторах доли вспомогательных материалов, деталей и узлов, запасных частей импортного производства. Такая политика в области импортного режима не могла не вызвать адекватных усовершенствований в области экспортной политики, общими чертами которой являются:

· применение экспортных пошлин на сельскохозяйственные товары при благоприятной обстановке на мировом уровне, что было обусловлено необходимостью изъятия государством сверхприбылей (Парагвай, Аргентина, Уругвай);

· государственное регулирование валютной выручки от экспорта предприятий в целях укрепления монетарной политики, что расширило функции банковской системы в покупке валюты у предприятий (Боливия, Бразилия);

· введение частичных запретов и ограничений на экспорт товарных ценностей в соответствии с их уровнем на внутреннем рынке (Колумбия, Боливия, Бразилия, Чили).

Такие ограничительные меры в экспортной политике были обусловлены хроническими инфляционными процессами в странах Латинской Америки.

Осознавая целесообразность наращивания экспортных возможностей, государственная политика в области импорта включала инструментарий, способствовавший стимулированию экспорта (освобождение от ряда налогов экспортных товаропроизводителей: компенсация налогов и сборов импорта комплектующих изделий, использованных для производства электроники). Особое место в становлении этих механизмов сыграло создание свободных экономических зон (СЭЗ). Эти и последующие меры, принятые правительствами латиноамериканских стран, укрепили их позиции на мировом, уровне, а также вызвали доверие международных торговых организаций.




Так, например, неолиберальная модель экономики Чили включает в себя фискальную политику, политику регулирования обменного курса валют. В ходе реформ проведенных ещё в 80-е годы были устранены все нетарифные барьеры, а таможенная пошлина снижена в 9 раз! В настоящее время чилийская экономика работает в режиме обеспечения разнообразия экспорта, поскольку новая волна научно-технического прогресса в течение предстоящих двух десятилетий радикальным образом изменит конъюнктуру мирового рынка, отбросив высокий спрос на медь(Чили специализируется на экспорте меди) в связи со значительными изменениями технологий в сфере телекоммуникаций.

На либерализации внешней торговли латиноамериканских государств сказалось создание таможенного союза интеграционной группировки МЕРКОСУР. Вступление в силу данного соглашения поставило задачу поэтапного устранения таможенных барьеров во внутризональной торговле, в том числе введение единой системы тарифов на продукцию, которая поступает из третьих стран. В настоящее время она охватывает 85% товарной номенклатуры, остальные 15% позиций должны быть отрегулированы в течение 5-10 лет. Так, среднее значение импортного тарифа к рубежу 2004 года сократилось в Бразилии с 45 до 14%, в Аргентине - с 30 до 18%, в Чили - до уровня 11%. В итоге к настоящему времени группировка МЕРКОСУР использует единую систему тарифов из третьих стран, где товарные ценности дифференцируют величину импортных пошлин от 0 до 20%, в частности, на инвестиционные товары - на уровне 14%.

10.2. Теория импортных пошлин

Введение импортных пошлин - одно из средств воздействия государства на экономику. Пошлина может устанавливаться в виде фиксированной платы за каждую ввезенную из-за границы единицу товара или в виде процентных отчислений от его цены. Импортная пошлина влияет не только на конъюнктуру рынка облагаемого ею товара, но и на экономику всей страны, так как все рынки находятся в тесном взаимодействии.

Частичный анализ. Отвлечемся сперва от взаимодействия рынка блага, облагаемого импортной пошлиной, с другими рынками.

Рис. 10.19. Последствия импортной пошлины
для отдельного рынка маленькой страны

Если страна потребляет незначительную часть мирового производства некоторого блага, то объем его предложения из-за границы можно считать совершенно эластичным по цене как до, так и после введения пошлины (график предложения блага из-за границы - прямая, параллельная оси абсцисс). Последствия введения импортной пошлины в этом случае иллюстрирует рис. 10.19. Пересечение кривых отечественного предложения и спроса (S и D) определяет равновесное сочетание Р2, Q2 в закрытой экономике. Пусть цена мирового рынка на данное благо равна Р0 и его можно ввозить в страну беспошлинно. Тогда цена на внутреннем рынке тоже снизится до Р0. В этом случае объем отечественного предложения равен Q0, а объем спроса - Q4. Разность Q4 - Q0 закрывается импортом.

Если с каждой единицы ввозимого товара взимается пошлина в размере t ден. ед., то его цена возрастет с Р0 до Р1 = Р0 + t и это вызовет следующие последствия:

1) эффект защиты отечественного производства: объем отечественного предложения возрастет с Q0 до Q1;
2) эффект потребления: объем отечественного потребления сократится с Q4 до Q3;
3) эффект внешней торговли: объем импорта сократится на (Q1 - Q0) + (Q4 - Q3);
4) эффект платежного баланса: импорт в ценностном выражении сократится на [(Q1 - Q0) + (Q4 - Q3)]P0;
5) эффект таможенных сборов: сумма взимаемых пошлин возрастет на (Q3 - Q1)·(P1 - P0);
6) эффект перераспределения: излишки производителей возрастут на площадь P0abP1, а излишки потребителей уменьшатся на площадь P0mnP1;
7) эффект экономических потерь: разность между потерями потребителей и выигрышем производителей, уменьшенная на пошлинные сборы представляет чистые потери общества, равные сумме площадей треугольников abc и mnd.

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

Еще более разнообразны последствия введения импортной пошлины при несовершенной эластичности импорта по цене, т.е. в тех случаях, когда объем предложения товара из-за границы увеличивается только по мере увеличения его цены. В графическом виде такая ситуация изображена на рис. 10.20.

Рис. 10.20. Последствия импортной пошлины
для отдельного рынка в двухстрановой модели

При беспошлинной торговле товар в обеих странах будет продаваться по цене P0, которая обеспечивает равенство объема экспорта из страны В объему импорта в страну А. Если страна А будет взимать с каждой ввозимой единицы товара пошлину в размере t ден. ед., то вместо прямой линии цен P0P0 возникнет ломаная линия цен P1FHP2. Она отражает тот факт, что после введения пошлины цена блага в стране А выше его цены в стране В на t = FH ден. ед. В то же время за счет соответствующего расположения ломаной линии цен над осью абсцисс изменившиеся объемы экспорта и импорта по-прежнему равны друг другу (Qex = Qim).

Как и в предыдущем случае, введение пошлины вызывает семь выше перечисленных эффектов. Но теперь чистым потерям общества, представленным суммой площадей двух заштрихованных треугольников, противостоит выигрыш от снижения цены импортируемой продукции, представленный площадью заштрихованного прямоугольника:
(P0 - P0)Qex.

Этот выигрыш для страны А является потерей для производителей страны В. Следовательно, когда объем импорта не является совершенно эластичным по цене, тогда часть пошлины, вводимой одной страной, перекладывается на производителей другой страны. В такой ситуации страна А может найти оптимальную величину пошлины, которая максимизирует разность между площадью заштрихованного прямоугольника и суммой площадей двух заштрихованных треугольников. Величина получаемого таким образом выигрыша зависит от эластичности спроса и предложения в каждой из стран (от наклонов кривых S и D в окрестностях точки равновесия). Вводящая пошлину страна выигрывает тем больше, чем эластичней ее спрос и предложение и чем они менее эластичны за границей.

Перемещение монопольной прибыли. Если в обеих странах хозяйство ведется в условиях совершенной конкуренции, то введение импортной пошлины, в том числе и оптимальной для одной из стран, нарушает Парето-эффективное состояние мирового хозяйства: рыночная цена блага оказывается выше предельных затрат его производства. На этом основании сторонники свободной торговли выступают против установления пошлин. Однако их аргументы становятся беспочвенными в условиях несовершенной конкуренции, когда и при отсутствии пошлин не выполняется равенство Р = МС.

Если поставщиком импортной продукции является монополист, то посредством введения импортной пошлины ввозящая продукцию страна может изъять часть прибыли заграничной монополии. Обратимся к рис. 10.21.

Рис. 10.21. Перемещение монопольной прибыли

При беспошлинной торговле монополия предложит Q0 ед. продукции по цене P0, так как такое сочетание обеспечивает ей максимум прибыли (МС = MR). Если с каждой продаваемой за границей единицы продукции нужно платить пошлину в размере t ден. ед., то для монополии кривая спроса сместится вниз на расстояние t (D
D'), так как при любом объеме продаж ее средняя выручка уменьшится на t ден. ед. В этом случае монополия уменьшит объем предложения до Q1, а цену до P1. Но для потребителей цена возрастет до P2 = P1 + t. В результате излишки потребителей сократятся на площадь P0baP2, а сумму получаемых государством пошлин представляет площадь P2adP1. Последняя состоит из двух слагаемых: части потерь излишков потребителей - площадь P2acP0 и части прибыли зарубежной монополии - площадь P0cdP1. Оптимальная ставка пошлины в этом случае определяется в результате максимизации разности между площадями прямоугольника P0cdP1 и треугольника abc.

Аналогичное перераспределение прибыли посредством введения импортной пошлины можно осуществить в условиях олигополии на отечественном рынке.

Допустим, что на рынке некоторого блага есть лишь два продавца: одна отечественная и одна зарубежная фирма. Каждая из них стремится к максимуму прибыли и определяет объем своего предложения, полагая объем предложения конкурента заданным (модель дуополии Курно). Отраслевой спрос представляет линия D2 на рис. 10.22.

Рис. 10.22. Линия реакции отечественной фирмы

Когда отечественная фирма является единственным продавцом на этом рынке, то она в целях максимизации прибыли предлагает Q2 ед. по цене P2. Если зарубежная фирма продает на отечественном рынке, напр., Q2 - Q' ед. продукции, то кривая спроса на продукцию отечественной фирмы смещается вниз до положения D1. На этой кривой спроса отечественная фирма выберет сочетание Q1, P1, соответствующее пересечению МС и MR1. Совместное предложение обеих фирм полностью удовлетворит спрос по цене P1, равный Q3. Когда зарубежная фирма будет предлагать Q2 ед. продукции, тогда кривая спроса на продукцию отечественной фирмы займет положение D0 и она будет выпускать лишь Q0 ед. В этом случае совместное предложение составит Q4 и цена снизится до P0. Соединив все точки, представляющие выбираемые отечественной фирмой сочетания Q,P, получим прямую ее реакции на поведение конкурента - прямую R.

Для большей наглядности дальнейшего анализа уберем с рис. 10.22 кривые спроса D0 и D1 с соответствующими им кривыми предельного дохода и добавим кривую средних затрат отечественной фирмы; получится рис. 10.23.

Рис. 10.23. Перемещение прибыли иностранной фирмы к отечественной фирме

Примем, что в исходном состоянии цена равна P0. При такой цене объем выпуска отечественной фирмы равен Q0, а зарубежной Q4 - Q0. Пусть с введением импортной пошлины цена на отечественном рынке возрастает до P1. Тогда объем предложения иностранной фирмы сократится на Q4 - Q3 ед., а отечественной фирмы возрастет на Q1 - Q0. В результате повышения цены излишки потребителей сократятся на площадь P0E0E1P1, а прибыль отечественной фирмы увеличится с amkP0 до bglP1. В общем приращении прибыли отечественной фирмы примечательны две составляющие: 1) площадь angb - результат снижения средних затрат по мере расширения выпуска (переложение части постоянных затрат на зарубежную фирму); 2) площадь затемненного прямоугольника - результат перемещения части прибыли зарубежной фирмы.

Если разность между приращением прибыли отечественной фирмы и уменьшением потребительского излишка положительна, то импортная пошлина повышает благосостояние страны.

Меркантилизм как учение и как экономическая система на службе у европейского торгового капитала. Торговые монополии, запреты, ограничения и регламентации в эксплуатации колониальных стран европейскими метрополиями. Системы флотилий в торговле Испании и Португалии с Новым Светом. Навигационный акт 1651 г. для английских владений. Королевские монополии в заморских владениях Франции. Торговая политика голландской Вест-Индской компании.

Роль налогового бремени в эксплуатации американских колоний. Сравнительная характеристика налоговых систем в испанских, португальских, британских, французских и голландских владениях.

Основу эксплуатации колоний составляла торговая монополия метрополии, которая, исключая иностранную конкуренцию в экспорте и импорте колоний, позволяла диктовать цены и эксплуатировать их за счет неэквивалентного обмена. Так, торговля Испании с ее колониальными владениями с 1503 г. полностью контролировалась Торговой палатой (Каса де контратасьон) и велась поначалу только через Севилью, а позже, с 1717 г., и через Кадис. В 1543 г., во время войны с Францией и в целях борьбы с пиратами, Испания ввела ограничения на мореплавание в Атлантике, предоставляя такое право лишь крупным судам, не менее 100 тонн водоизмещением, притом группами из 10 и более кораблей. В 1561 г. она ввела систему ежегодной отправки в Америку двух флотилий под охраной военных кораблей: одна отправлялась в январе в Панаму, другая в августе в Веракрус. При этом отправлявшиеся из Испании суда подвергались строгому досмотру в Севилье или Кадисе, по прибытии в Новый Свет снова осматривались уже чиновниками колониального аппарата, по разрешению которых товары поступали в продажу, но обязательно в строго обозначенные места, где проводились знаменитые ярмарки. Лишь с 1765 г. бурбоновскими реформами трансатлантическая торговля была в какой-то мере либерализована.

Португалия поначалу не особенно строго запрещала иностранцам торговать с Бразилией. И по сей день один из районов Рио-де-Жанейро называется Фламенго, напоминая о том, что некогда здесь находился голландский квартал. Однако с 1580 по 1640 г. Португалия находилась в унии с испанской короной, и Испания распространила на Бразилию те же порядки, которые существовали в ее собственных владениях. Так, в 1660 г. была введена такая же система флотилий, включавших и суда тех государств, которым официально разрешалось торговать с Бразилией. Ограничился доступ к колониальной торговле и для португальских купцов, поскольку с 1647 г. бразильская территория была поделена на сферы влияния отдельных торговых компаний, наделенных монопольными правами.

Торговая монополия дополнялась королевскими монополиями на производство и/или сбыт отдельных, как правило, особо доходных товаров. В частности, в Испанской Америке были введены монополии на ртуть (1559), соль (1609), перец (1634), игральные карты (1572), гербовую бумагу (1638), а со второй половины XVIII в. на водку и табак. Доходы от монополий, например, в Новой Гранаде составляли в 1791-1795 гг. на водку 1,14 млн. и на табак 1,77 млн. песо. В Перу существовала, кроме того, королевская монополия на добычу селитры для производства пороха.

Важным механизмом эксплуатации являлись запреты, ограничения, регламентации в торговле между колониями и в колониальном производстве. В качестве лучшего примера можно сослаться на положение дел в текстильной отрасли испанских колоний, где для учреждения мануфактуры требовалось особое позволение заморского монарха, деятельность мануфактур строго регламентировалась королевскими ордонансами и нередко ограничивалась территориально, о чем свидетельствует, в частности, королевский указ 1599 г. для Мексики, запретивший создавать мануфактуры где бы то ни было, кроме Мехико, Лос-Анхелеса, Антекеры-дель-Валье-де-Оахака и Вальядолида. Колониальная администрация ограничивала торговлю между колониями запретами или квотами.

Большую помеху развитию рыночного хозяйства в колониях составляло практически не упоминаемое в литературе вмешательство властей в ценообразование. Так, в Мексике (Новой Испании), колониальные власти, руководствуясь соображениями экономиста Томаса де Меркадо о праве общества устанавливать справедливые цены на продукцию частных производителей, назначали цены на продукты массового спроса маис, пшеницу, мясо, а с 1583 г. в Мехико по причине резкого вздорожания зерна из-за наличия множества перекупщиков и перепродавцов появился казенный оптовый элеватор, куда производители были обязаны свозить зерно по фиксированным ценам и откуда оно продавалось в розницу хлебопекарням столицы. В Испанской Америке подобные элеваторы (альондига) и порядки торговли хлебом, мясом и прочими товарами широкого потребления существовали в XVII-XVIII вв. повсюду.

Тяжелым прессом на торговле, производстве и населении в колониях лежала налоговая система. Внешняя торговля облагалась таможенными пошлинами альмохарифасго. Так, товары из Испании в Америку облагались 5% в Севилье и еще 10% в Америке (на вина пошлина в обоих случаях составляла 10%). С 1778 г., в период реформ по либерализации торговли, ввозные пошлины были снижены до 5% на товары иностранного производства и до 3% на испанские. Отдельной статьей облагался ввоз в колонии чернокожих невольников в размере 2 песо за каждую душу, вывоз колониальных товаров с 1562 г. 2,5% (с 1778 г. 3,5%), а торговля между колониями или между портами одной и той же колонии облагалась 2,5% вывозной пошлины и еще 5% ввозной. Помимо этого все товары облагались страховыми взносами авериа, за счет которых осуществлялось конвоирование флотилий военными кораблями.

Любые сделки купли-продажи в колониях облагались, кроме того, особым налогом алькабалой. С 1571 г. она составляла 2% стоимости товара, позже 4%, а в период бурбоновских реформ 6%. От ее уплаты освобождались церковь и монашеские ордена, индейцы, бедняки при покупке маиса, пшеницы и других зерновых, наследование собственности и т.п.

Многочисленными налогами облагались производство и сфера услуг. Треть доходов королевский терсио уплачивали в казну пользователи индейской рабочей силы, получаемой по системе энкомьенды и миты (о которых будет сказано ниже). Пятой частью доходов королевским кинто делились с короной владельцы золотых и серебряных рудников, сборщики жемчуга, изумрудов, янтаря и других драгоценных камней, разработчики свинцовых, оловянных, медных и железорудных месторождений, а также получатели энкомьенд, если вверенные им на попечительство индейцы выплачивали оброк золотом или серебром. Много доходов получала метрополия за счет продажи должностей в колониальном аппарате и подушной индейской подати (о ней подробнее будет сказано ниже), прочих налогов.

Кроме того, тяжелым бременем лежали на сельском хозяйстве колоний церковные налоги, в особенно десятина. Ее уплачивали все сельские производители: королевские поместья (1523), владельцы поместий из числа рыцарей военных орденов (1539), все земледельцы, в том числе индейцы (1533), все скотоводы (1552) и даже владельцы энкомьенд из той части получаемого оброка, которая выплачивалась индейцами натурой (1536).

Словом, старшее поколение ученых было абсолютно право в том, что не сама по себе политическая зависимость и не само по себе национальное (или расовое) угнетение индейцев, негров и прочих цветных в колониях послужили причиной войны за независимость, что гораздо более существенной причиной были присущие колониальному режиму материальные помехи росту товарного производства и капитализма торговые и королевские монополии, ограничения, регламентации, запреты, налоги и т.п. В этой части концепции М.С. Альперовича и его коллег состоит, на наш взгляд, ценное и перспективное решение проблем в изучении войны за независимость, придающее ей гораздо больше убедительности, чем в изложении сторонников зависимого капитализма.

Тем не менее эта позиция нуждается как минимум в трех существенных уточнениях. Во-первых, наличие указанных помех в колониальных владениях в Новом Свете не являлось отличительной чертой феодального абсолютизма Испании и Португалии, а было присуще абсолютно всем колониям, в том числе и тем, куда, по мысли старшего поколения ученых, передовые европейские державы несли буржуазные отношения. Если взять торговую монополию, то это еще большой вопрос, где она была жестче в колониях иберийских феодалов или во владениях буржуазных Англии, Голландии или Франции.

Так, для английских колоний подлинным бичом стал Навигационный акт 1651 г., дополненный в 1660 г. Он регламентировал их внешнеторговые отношения, запрещая им, в частности, вывозить свои продукты куда бы то ни было, кроме Англии, и ввозить товары из каких бы то ни было стран, кроме метрополии, перевозить свои продукты в Англию на судах, не принадлежащих метрополии. Документ даже запрещал английским торговцам ввозить в американские владения товары любого происхождения, кроме английских, чего не было ни в Испании, ни в Португалии. Колониальный гнет возрастал и в Северной Америке, особенно в 1760-1770-е годы при короле Георге III, когда там были введены многие ограничения на торгово-промышленную деятельность, сходные с регламентацией экономики в феодально-абсолютистских обществах.

Когда Франция захватила в Карибском бассейне Мартинику и начала ее осваивать (1635), она не устанавливала торговую монополию несколько десятилетий. Но стоило французским купцам предложить колонистам Мартиники товары по вдвое завышенной цене, как вспыхнувшим конфликтом сразу же воспользовались голландские конкуренты. Они, разрешив этим колонистам беспошлинный ввоз продукции в свои порты и поставляя им товары дешевле, надолго захватили в свои руки торговлю с вест-индскими владениями Франции. Отвоевывать эти владения у голландских купцов пришлось Вест-Индской компании, образованной в 1664 г. при непосредственном содействии Кольбера и запретившей колонистам и иностранным торговцам вести товарообмен под страхом конфискации кораблей вместе с товарами. Когда же компания обанкротилась и с 1674 г. торговля с колониями в Карибском бассейне перешила под непосредственное управление королевского правительства, то из года в год торговая монополия Франции крепчала, преследование контрабанды ужесточалось, а колонисты оказывались все более беззащитными перед грабительскими условиями обмена, навязываемыми метрополией.

Такую же политику в своих карибских владениях проводила Голландия через собственную Вест-Индскую компанию. Правда, в 1675 г. Кюрасао был объявлен зоной свободной торговли, в том числе для иностранных купцов. Но это стало возможным только потому, что остров использовался в первую очередь как главный склад товаров из Голландии и африканских рабов, предназначенных для сбыта как в свои, так и в чужие колонии.

Торговая монополия в буржуазных колониях также дополнялась и укреплялась запретами, ограничениями, регламентациями и другими мерами, ложившимися тяжелым грузом на многие отрасли местного хозяйства. Так, Навигационный акт ввел запрет на переработку сырья в колониях, и в результате Англия, до 1650 г. зависевшая от ввоза сахара из Португалии или Голландии, сумела обеспечить свои потребности поставками сахара-сырца из собственных колоний Вест-Индии, создать на своей территории целую сахароперерабатывающую отрасль (первый сахарорафинадный завод был построен в Англии в 1644 г., а к 1753 г. их насчитывалось уже 120) и вдобавок до 20% ввозимого сахара, но теперь уже очищенного и более дорогого, реэкспортировать в свои же сахарные колонии.

Не менее откровенно грабила свои колонии и Франция, которая тоже указом 1684 г. запретила под страхом наказания штрафом в 3 тыс. ливров строить в колониях сахарорафинадные заводы, создала сахароперерабатывающую отрасль на собственной территории и к 1775 г. не только полностью обеспечила свои потребности в сахаре, но еще и реэкспортировала в колонии свыше 60% ввозимого оттуда сахара. Среди других мер стоит отметить введение Францией в обращение в 1670 г. американского ливра, на треть дешевле турского, или установление в карибских владениях закупочных цен на индиго в 8 раз ниже, чем на соседних английских островах и т.д.

Размеры эксплуатации колоний посредством неэквивалентного обмена, покоящегося на торговой монополии и многочисленных запретах, станут еще более очевидными, если принять во внимание, что колонии были вынуждены покупать у метрополий не только потребительские товары, но и те, что им были абсолютно необходимы для нормального воспроизводства отраслей, экспортировавших продукцию в метрополии. Одну из наиболее доходных для купцов метрополий статью колониального импорта составлял живой товар чернокожие невольники из Африки. В этом бизнесе первенство поначалу принадлежало португальцам, которые еще в середине XV в., т.е. задолго до открытия Америки и пути в Индию вокруг мыса Доброй Надежды, ежегодно ввозили в Европу от 700 до 800 рабов, затем расширили их ввоз в связи с развитием плантационного хозяйства на Мадейре, Азорских и других островах Атлантического океана, а с 1532 г. начали регулярно их поставлять и в Бразилию. Вслед за португальцами устремились в Африку и испанцы, однако в охоте за людьми преуспеть не сумели и были вынуждены выкладывать огромные суммы за ввозимых в свои колонии невольников сначала португальцам, а потом и буржуазным колонизаторам англичанам, французам и голландцам. А эти последние в еще большей мере, чем в чужие колонии, обогатились на ввозе рабов в свои собственные владения в Новом Свете: если на каждого белого колониста Кубы в 1823 г. приходилось 0,8 негра-раба, то, к примеру, на английской Ямайке в 1787 г. это соотношение 1:9, во французском Сан-Доминго 1:11, а в голландском Суринаме в 1817 г. и того больше 1:24.

Налоговый пресс в буржуазных колониях также вряд ли уступал в тяжести поборам в феодальных владениях. Так, на французской Мартинике вывоз продукции в метрополию облагался пошлиной в 2%, за свое же жилище каждый колонист платил налог, равный 5% годового дохода, за каждого из своих негров-рабов плантаторы уплачивали налог в размере 33 ливров в год. Как и в Ибероамерике, подушной податью в 25 ливров в год облагались на Мартинике свободные цветные, оптовики и розничные торговцы уплачивали в виде налога соответственно 500 и 250 ливров, а торговые посредники 1.650 ливров в год.

Иными словами, можно говорить о большей или меньшей роли того или иного компонента колониальной системы эксплуатации в той или иной колонии Нового Света, но это никак не дает основания для деления колониальных владений в Америке на феодальные и буржуазные. Потому как везде, независимо от принадлежности феодально-абсолютистским Испании и Португалии или же буржуазным Англии, Франции и Голландии, колониальный режим был принципиально идентичен и состоял из одних и тех же механизмов, а именно: торговой монополии, запретов, ограничений, регламентаций, налогов и т.д.

Эти механизмы составляли колониальную оболочку производственных отношений (базис) в колониях Нового Света и, в свою очередь, являлись неотъемлемой частью учения и практики меркантилизма доктрины и политики европейского торгового капитала. Базис охранялся соответствующей надстройкой (о чем ниже).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Читайте также: