Чаще всего служат объектом налогообложения

Опубликовано: 08.05.2024

Новые правила закона о бухучете на практике

С 1 января 2014 года Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) действует в редакции Закона от 21 декабря 2013 г. № 357-ФЗ. Остановимся на главных нововведениях, имеющих практическое значение.

Мнимые и притворные объекты – вне закона

Объекты бухгалтерского учета – это элементы бухгалтерской отчетности компании (п. 7.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.). В свою очередь отчетность должна быть достоверной, то есть правдиво отражать последствия сделок, событий, операций.

Объекты бухгалтерского учета, фальсифицирующие отчетность, получили специальное название. Теперь их именуют мнимыми и притворными. Такие объекты могут возникать в результате мнимых и притворных сделок, но не обязательно. Наглядное представление о том, что значат эти термины, можно получить из таблицы 1.

Таблица 1. Мнимые и притворные сделки и объекты бухучета.

Определения и характеристики

Мнимый(ая) Притворный(ая)
Объект бухгалтерского учета(п. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ) Несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в т. ч. неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни) Объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в т. ч. притворные сделки)
Сделка
(ст. 170 ГК РФ)
Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия Сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях

Сами по себе приемы искажения бухгалтерской отчетности давно известны, а уяснить новую классификацию помогут примеры.

Мнимые объекты часто выполняют двойную функцию. Они:

  • порождают необоснованную налоговую выгоду;
  • используются для нелегального вывода денежных средств из компании.

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством, и расходы на их создание.

Между тем прямой связи между притворными сделками и притворными объектами не имеется. Отменить последствия притворной сделки может только суд, да и то по иску лишь определенных лиц (п. 3 ст. 166 ГК РФ).

Не исключено, что купля-продажа недвижимости по заниженной цене будет признана притворной сделкой. Но до вынесения судом соответствующего решения и покупатель, и продавец должны вести учет на основании двусторонних документов, подписанных уполномоченными лицами при совершении сделки. В частности, покупатель вправе дооценить приобретенный объект основных средств лишь в конце года. Продавец сможет применить рыночную цену только в целях налогообложения. Но доход продавца и актив покупателя притворными объектами не являются.

Добавим, что требование приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) подлежит применению на стадии документирования сделок, а не на этапе регистрации объектов бухгалтерского учета, зафиксированных в первичном документе.

Новые запреты и разграничение ответственности

В соответствии с принятыми поправками Закон № 402-ФЗ не допускает:

  • принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок;
  • регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведения счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

В то же время лицо, на которое возложено ведение бухучета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. За достоверность данных, содержащихся в «первичке», отвечают лица, ее подписавшие.

Россия присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ). Конвенция рекомендует странам-членам:

  • добиваться от компаний ведения точного учета полученных и расходованных ими сумм с указанием того, по какому поводу происходит получение и расходование средств;
  • ввести запрет на совершение компаниями скрытых сделок или ведение ими неучтенных счетов;
  • применять адекватные санкции за пропуски, фальсификации и злоупотребления в сфере бухгалтерского учета.

Усовершенствованы подходы к документообороту

Пунктом 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ установлен единый принцип документооборота: лицо, ответственное за оформление факта хозжизни, обеспечивает своевременную передачу первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Иными словами, работник, подписавший первичный документ, обязан сдать его в бухгалтерию.

Значимость этого правила трудно переоценить, ведь бухгалтерия не контролирует сделки, операции или события. Информацию о фактах хозяйственной жизни бухгалтер черпает из документов, поступающих к нему на обработку, и если документы не будут переданы в бухгалтерию их составителями, то не удастся соблюсти требование о ведении учета без пропусков.

Еще одна новация касается форм первичных документов (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе: данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, и информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

До 1 января 2014 года формы первичных документов, составляемые компанией, должен был утверждать ее руководитель. С этого года эта норма скорректирована. Теперь руководитель формы не утверждает, а определяет.

Чем различаются эти действия?

Дело в том, что процедура определения форм документов шире, чем процедура их утверждения.

Во-первых, имеются общеобязательные формы, утвержденные подзаконными актами. Дополнительного утверждения со стороны руководителя компании они не требуют. Иллюстрацией могут служить формы кассовых документов, транспортных накладных, приемо-сдаточных актов на металлолом.

Во-вторых, существуют общепризнанные формы, хотя и разработанные государственными органами, но необязательные к применению. К ним относятся унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлениями Госкомстата России, а также форма универсального передаточного документа (письмо ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96). Специально утверждать эти формы тоже не требуется (разумеется, если компания использует их в неизменном виде).

В третьих, форма первичного документа может быть установлена договором (письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03- 03-06/1/31261), то есть согласована в двустороннем порядке.

Ну а формы, разработанные компанией самостоятельно, по-прежнему нужно утверждать в составе учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Куда и когда представлять аудиторское заключение

Компании, отчетность которых попадает под обязательный аудит, ждет приятная новость: смягчены правила представления аудиторского заключения. Такая возможность появилась благодаря изменениям в пункте 10 статьи 13 и пунктах 2–4 статьи 18 Закона № 402-ФЗ).

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. Закон № 402-ФЗ обязал такие компании представлять бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Правда, к этому моменту сроки представления отчетности за 2012 год истекли. Данное предписание было рассчитано на применение начиная с отчетности за 2013 год. Оно распространялось на все случаи представления, в том числе в налоговую инспекцию (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) и в орган государственной статистики.

В соответствии с новыми поправками, вступившими в силу 1 января 2014 года, аудиторское заключение необходимо представлять только в дополнение к обязательному экземпляру годовой отчетности. Но обязательный экземпляр сдается в орган статистики. Получается, что в иные инстанции, включая налоговые органы, аудиторское заключение представлять не нужно.

Кроме того, представлять аудиторское заключение одновременно с отчетностью необязательно. Оно должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Но при этом – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В итоге, начиная с этого года, обязательные аудиторские заключения войдут в государственный информационный ресурс.

Елена Диркова, директор, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Практическая информация в подходящем для Вас формате

В журнале «Практическая бухгалтерия» даны ответы на вопросы, хозяйственные ситуации на примерах с проводками, бесценный опыт практического применения нововведений. Что немаловажно - Вы сами решаете как получать информацию: через доступ к сайту, электронный журнал, или классический печатный.
Выберите удобный формат >>

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

На последней неделе осени появилось два документа, которые исправляют только что принятые нормы. Уточнили перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Ждем корректировку коэффициентов-дефляторов на 2020 год.

Уточнили перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости

Федеральный закон от 28.11.2019 № 379-ФЗ

Что произошло: ноябрьский закон изменил норму, принятую Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в отношении вида имущества, облагаемого налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости.

Ошибка законодателей была в том, что в сентябрьском законе устанавливался открытый перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, да еще и со ссылкой на объекты налогообложения, предусмотренные гл. 32 «Налог на имущество физических лиц». Это в первую очередь жилые дома и иные жилые помещения, которые в действующей редакции пп. 4 п.1 ст. 378.2 НК РФ не учитываются на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Что изменили: пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Больше нет открытого перечня имущества, облагаемого по кадастровой стоимости. Теперь налогом на имущество организаций будет облагаться не только имущество, перечисленное в пп. 1–3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (напомним, что это, в частности, административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций), но и новое, установленное в пп. 4 данной нормы, а именно:

  • «жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

Это то имущество, которое является объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.

Интересная получается ситуация: мы получили некий симбиоз двух разных налогов — налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц. Впору задаться вопросом: в каких ситуациях компания будет уплачивать налог на имущество организаций с объектов, которые перечислены в главе 32 «Налог на имущество физических лиц»? Получается, что для организации не важно, учитывается ли данное имущество на балансе в качестве объекта ОС или нет, если налоговая база учитывается как кадастровая стоимость недвижимого имущества. Налог все равно надо будет уплачивать.

Если недвижимое имущество имеет балансовую стоимость, то в целях обложения налогом на имущество должно учитываться на балансе в качестве объекта ОС. Если недвижимость имеет кадастровую стоимость, то для целей обложения налогом на имущество не важно, учитывается или нет на балансе в качестве объекта ОС. Иными словами, вся недвижимость, имеющая кадастровую оценку будет облагаться налогом на имущество организаций.

А если рассмотреть строительную организацию в такой ситуации, то получается, что построенные жилые объекты, учитываемые как готовая продукция, теперь будут облагаться налогом на имущество организаций до момента их продажи, а после продажи физическим лицам — налогом на имущество физлиц. Если это так, то у строительной организации теперь есть стимул скорее продавать построенные жилые объекты по реальной цене. Здесь надо сделать оговорку: новые объекты чаще всего ставятся на кадастровый учет.

Не должно вызывать сомнений одно, что этой поправкой законодатели, во-первых, расширили круг плательщиков и, во-вторых, установили новые объекты налогообложения по налогу на имущество организации. Полагаем, что должно быть разъяснение контролирующих органов.

Напомним, что субъект РФ при установлении особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, вправе самостоятельно определять те виды объектов недвижимого имущества, которые будут подлежать налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости начиная с 1 января 2020 года. Такое разъяснение представлено в Письме ФНС России от 03.10.2019 № БС-4-21/20087@.

Минэкономразвития планирует корректировку коэффициентов-дефляторов на 2020 год

Что произошло: в предыдущем обзоре мы рассказывали, что Минэкономразвития определилось с коэффициентами-дефляторами на 2020 год (Приказ Минэкономразвития России от 21.10.2019 № 684). В профессиональной среде открытых возражений этот приказ не вызвал.

Однако в воздухе повис вопрос, если на 2020 год заявлен ожидаемый уровень инфляции 3,8% (по прогнозам Минфина — 3%), почему коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2020 год увеличивается почти на 5% (4,9%), а не на уровень инфляции?

Что будет: Минэкономразвития планирует корректировку коэффициентов-дефляторов на 2020 год. Согласно проекту, коэффициент для ЕНВД будет 4,7%, а не 4,9%. Разница ощутима? На наш взгляд, проблема все равно остается нерешенной.

Порядок расчета срока давности по налоговым преступлениям

Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 48

Что произошло: ВС РФ еще раз подтвердил свою позицию, что исчисление срока давности за налоговые преступления должно вестись с даты, когда налог (взнос) необходимо было уплатить в соответствии с нормами НК РФ. Это хорошая новость.

Для вычета НДС момент ввода объекта в эксплуатацию значения не имеет

Постановление АС Северо-Западного округа от 31.10.2019 по делу № А52-100/2019

Проблема: суды и контролирующие органы уже неоднократно говорили о том, что для применения вычета входящего НДС не имеет значения дата ввода объекта в эксплуатацию. Вычет налога связан с принятием товаров, работ или услуг на учет, а не с вводом в эксплуатацию. В общем виде налогоплательщик вправе заявить вычет в течение трех лет.

Что сказал суд: рассматривался вопрос о праве на вычет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Подрядчик возводил фундамент и укреплял откосы комплекса. Оплачивали по этапам. Счета-фактуры выставлялись также по этапам. Выполненные работы принимались к учету. Весь объект был введен в эксплуатацию спустя четыре года, и организация тогда же заявила вычет НДС. Налоговая сняла вычет, доначислила НДС и пени.

Суд поддержал налоговиков и в своем решении отметил, что организация могла отражать в отчетности вычеты НДС по мере подписания актов приемки выполненных работ, поступления счетов-фактур и оформления первичных документов. Подобные разъяснения уже давал Минфин и суды (Письмо Минфина России от 19.07.2019 № 03-07-11/54587; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2018 № Ф04-696/2018 по делу 3 А27-8143/2017. Определением Верховного Суда РФ от 16.07.2018 № 304-КГ18-9290 отказано в передаче дела № А27-8143/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Совет при поэтапной оплате работ: если выписаны счета-фактуры, в договоре этапы обозначены — вычет НДС вправе заявить также по мере выполнения работ.

Налоговому агенту НДФЛ можно перечислять заранее без штрафных санкций

Постановление АС Центрального округа от 29.10.2019 по делу № А54-8727/2018

Суть проблемы: НДФЛ налоговый агент не вправе перечислять за счет собственных средств (п. 9 ст. 226 НК РФ). При выплате заработной платы налоговому агенту надо проявлять бдительность и буквально следить за тем, чтобы НДФЛ не перечислялся ранее даты фактической выплаты доходов физлицам. Обратный порядок вызывает подозрение у налоговых органов. Судебная практика неоднозначна.

Решение суда: очередная победа налогового агента выражена в Постановлении АС Центрального округа от 29.10.2019 по делу № А54-8727/2018. Налоговая не смогла доказать, что ИП уплачивал налог за счет собственных средств, поскольку заработная плата выплачивалась вовремя, а указанные действия ИП не привели к недоимке — деньги в бюджет поступили.

Совет: устоявшейся судебной практики нет, а разъяснения контролирующих органов постоянно меняются. Во избежание необоснованных налоговых рисков не перечисляйте НДФЛ раньше даты выплаты дохода работникам. Сначала выплачивайте доход, после перечисляйте НДФЛ.

Что делает постройку недвижимостью с точки зрения закона

Когда монолитный фундамент не обязывает платить налог

Чем «удобства» неудобны для налога на имущество

  • Налогооблагаемое имущество
  • Арбитражная практика по налоговым спорам

C 2013 года вступили в силу важные поправки в главу 30 «Налог на имущество» НК РФ. К их числу, в первую очередь, относится исключение из объекта налогообложения движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В связи с чем важно проанализировать нормы законодательства и судебные решения по вопросу квалификации имущества в качестве недвижимого. Практика показывает, что во многих случаях, опираясь на индивидуальные характеристики каждого объекта, можно доказать, что-то или иное строение не является недвижимостью. Поэтому, учитывая изменения НК РФ, есть смысл провести полную ревизию объектов налогообложения. Сделанные выводы помогут сэкономить налог как в отношении строящихся объектов, так и, возможно, уже введенных в эксплуатацию сооружений.

Существует обширная судебная практика по спорам об отнесении объекта к недвижимым

Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Также в числе недвижимого имущества перечислены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Критерием классификации является невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба их назначению.

Также к недвижимым вещам отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Очевидно, что приведенные нормы не позволяют точно идентифицировать имущество. Сориентироваться в данном случае поможет подробный анализ судебных актов, посвященных рассмотрению вопроса о классификации объектов имущества с точки зрения статьи 130 ГК РФ.

Стоит отметить, что на сегодняшний день имеется достаточно обширная практика. Определение «движимости» имущества имеет значение для правильного начисления амортизации. Ведь до 1 января 2013 года недвижимые объекты можно было амортизировать только с момента подачи документов на их государственную регистрацию, а движимые — с момента ввода в эксплуатацию. Также классификация объекта важна для определения статуса «самовольная постройка», которым может обладать только недвижимость. Это выясняется при решении вопроса о сносе.

С введением налоговой нормы эта практика вскоре будет активно пополняться. Но анализ имеющейся показывает, что один и тот же фактор одним судом может быть признан решающим для квалификации имущества как недвижимого, а другим судом — принят во внимание, но определен как не имеющий принципиального значения. Рассмотрим эти факторы.

Фундамент не является фундаментальным признаком недвижимости

Итак, одним из основных признаков недвижимости норма ГК РФ называет наличие фундамента, который обеспечивает связь с землей. Однако, согласно судебной практике, наличие у строения фундамента не свидетельствует о том, что речь идет исключительно о недвижимом имуществе. В этом случае оценивается, в том числе, его вид и глубина заложения.

Сразу отметим, что есть пример, когда даже объект без фундамента был признан недвижимым (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.11 №А41-23419/10). В рассматриваемом деле анализировалась карта намыва. Был сделан вывод о недвижимости данного объекта, поскольку прочная связь с землей достигалась другими способами.

Что касается наличия фундамента, то щебеночное и ленточное основание объекта часто первый шаг к признанию его движимым имуществом. Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.11.06 №А79-4382/2006 признал движимым имущество в виде открытого склада металлоформ, оборудованного козловым краном с подкрановыми путями и железобетонным забором. Суд согласился, что данное имущество может быть легко без ущерба демонтировано, поскольку у него щебеночное основание.

В отношении ленточного фундамента принимались различные решения, но в основном суды признают движимым стоящее на нем имущество. Такой вывод сделан в постановлениях федеральных арбитражных судов Волго-Вятского от 19.12.06 №А43-1798/2006-12-24, от 20.04.09 №А38-1050/2008-15-87, от 27.03.09 №А38-1049/2008-15-86, Восточно-Сибирского от 26.09.11 №А58-6329/2010 округов в отношении автостоянки, магазина, гаража, склада.

Для признания имущества на ленточном фундаменте недвижимым нужны дополнительные аргументы, которые мы рассмотрим далее. Но отметим, что компания может столкнуться и с формальным подходом. Так, рассматривая дело о самовольной постройке, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.12.09 №А33-528/2009 сделал вывод о недвижимости объекта, возведенного на бетонном ленточном фундаменте (охранная будка, автомастерская). Однако из судебного решения понять логику такой квалификации невозможно — характеристики объекта как таковые не исследовались.

Как ни странно, движимым признавалось имущество, расположенное и на монолитном фундаменте. При этом суды учитывают технические характеристики построек. В частности, на возможность демонтажа без нарушения целостности и функциональности конструкции. Либо обращают внимание на то, что объект является сборной конструкцией. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 05.12.06 №Ф03-А51/06–1/4367 признал движимым имуществом магазин на фундаменте из отдельно стоящих монолитных бетонных плит глубиной заложения до одного метра, выполненный на щебеночной подготовке. Аналогичные решения приняты в постановлениях федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 18.03.08 №Ф08-1203/08, Волго-Вятского от 27.11.06 №А29-1126/2006-2э, от 17.05.06 №А11-6035/2005-К2-27/225 округов. На фоне подобной практики имущество на фундаменте из деревянных лежек, конечно, признавалось движимым (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.10.11 №А58-1276/11).

Подведенные коммуникации делают имущество недвижимым

При прочих равных условиях решающую роль для классификации имущества играет наличие внутренних коммуникаций. В судебной практике они однозначно свидетельствуют о недвижимом характере объекта, невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба. Решений судов, признающих имущество движимым, несмотря на наличие коммуникаций, выявлено не было.

Зато достаточно решений в пользу признания имущества недвижимым. Так, выше приведены решения, когда небольшая глубина фундамента или ленточное основание позволяли сделать вывод о движимости имущества в целом. Но если к таким объектам подводятся инженерные коммуникации, электрические и сантехнические сети, то объекты признают недвижимым имуществом.

В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.08.09 №КГ-А40/7494-09-П — недвижимым признано имущество на заглубленном фундаменте. Или постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.10 №А12-16367/2009, в котором рассматривался объект, возведенный на ленточном кирпичном фундаменте с глубиной заложения полметра. Этот же суд в постановлении от02.08.10 №А65-32590/2009 признал имущество на ленточном фундаменте недвижимым из-за подведения к зданию электротехнических устройств. Это делало невозможным его демонтаж без причинения ущерба объекту.

Определяющим фактором наличие коммуникации стало также в постановлениях федеральных арбитражных судов Московского от 17.07.12 №А40-84669/09-28-644, Западно-Сибирского от 25.02.11 №А27-24716/2009, от 03.12.09 №А75-8011/2008, Дальневосточного от 10.08.10 №Ф03-5467/2010 округов.

Таким образом, в практике на эти характеристики имущества следует обращать внимание в первую очередь. Удобства и блага цивилизации могут обернуться расходами не только эксплуатационными, но и налоговыми.

То, что можно перенести, — движимость

При рассмотрении вопроса о возможности или невозможности перемещения объекта без нанесения ему несоразмерного ущерба судами зачастую исследуются особенности конструкции объекта. В частности, анализируются использованные в объекте материалы, конструктивные особенности его элементов, типы их соединений.

Так, признавая модуль для хранения сыпучих материалов движимым имуществом, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, что объект состоит из разборных сооружений и оборудования и может быть перемещен. Налоговый орган ссылался на данные осмотра, однако его сотрудники, как указал суд, не имеют специальных познаний для квалификации имущества, а экспертиза проверяющими не проводилась (постановление от 17.05.06 №А11-6035/2005-К2-27/225).

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал сборно-разборной конструкцией, предусматривающей возможность перемещения без нанесения ущерба, щитовой домик. А торговый киоск этим судом признан движимым имуществом, поскольку выполнен из металлических конструкций, фанеры, ДСП и не имел фундамента (постановления от 05.12.07 №Ф08-7953/07 и от 07.03.07 №А32-12464/2006–9/321 соответственно).

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 27.11.06 №А29-1126/2006-2э признал склады сборными конструкциями, демонтаж и перемещение которых возможны без причинения несоразмерного ущерба их назначению. Суд учел, что стены объекта состоят из металлического каркаса, металлических листов без утеплителя, перекрытия представляют собой металлические арочные формы, внутри помещений отсутствует отопление, водоснабжение, канализация. На основании этого имущество отнесено к движимому.

Что следует учитывать собственнику такого имущества для того, чтобы выиграть спор? В отличие от предыдущего признака (проведение коммуникаций, подключение к электро- и сантехническим сетям), в данном случае зачастую сделать заключение только на основании осмотра невозможно. Суды в целях применения статьи 130 ГК РФ, как правило, не берутся самостоятельно только на основании представленных технических документов оценивать возможность демонтажа и перемещения объекта без причинения ему ущерба. Тогда для принятия решения необходимо провести экспертизу.

Так, экспертным заключением руководствовался Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 05.12.06 №Ф03-А51/06–1/4367. Здание каркасного типа было построено из легких металлических конструкций. Однако возможность его перемещения без причинения ему несоразмерного ущерба подтверждалась в ходе экспертизы. Данное заключение представлялось собственником (ответчиком) в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ в обоснование своих возражений на иск.

В деле, рассмотренном в постановлении от 25.05.10 №А17-4938/2009 Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа, стороны отказались от проведения экспертизы. Суд принял решение на основании имеющихся данных о строении: ленточный фундамент, сборно-разборная конструкция стен. Был сделан вывод о недостаточности доказательств прочной связи объекта с землей, вследствие чего павильон игровых автоматов признали движимым имуществом.

Но не всегда суд может согласиться принять решение, признавая доказательства недостаточными. Дело может быть отправлено на пересмотр с целью проведения экспертизы и установления характера объекта (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.11 №А41-23419/10, от 23.01.12 №А40-16616/11-157-141, от 11.01.12 №А40-90186/10-1-570).

Технический паспорт — не показатель недвижимого характера объекта

Еще одним из критериев, по которым имущество обычно относят к недвижимому, является наличие технического паспорта на объект. В частности, с учетом этого фактора приняты решения в постановлениях федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 03.12.09 №А75-8011/2008, Поволжского от06.04.10 №А12-16367/2009 округов. Во втором случае суд руководствовался также разъяснениями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. А именно пунктом 2 письма от 29.08.07 № АМ/1146@. Из данных разъяснений следует, что если имущество не является объектом капитального строительства, то организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации и технического учета объекта капитальным строением. Технический паспорт в этом случае не оформляется.

Однако есть и противоположные выводы. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 06.12.11 №Ф03-5938/2011 указал, что само по себе наличие технического паспорта не свидетельствует о том, что сооружение, в отношении которого проведен технический учет и инвентаризация, является недвижимым имуществом.

Более того, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 12.10.11 №А58-1276/11 сделал вывод, что и государственная регистрация не является безусловным доказательством того, что объект относится к недвижимому имуществу. Павильон имел фундамент из деревянных лежек, стены из каркаса (деревянного либо металлического), утепленные изовером и обшитые фанерой, дощатые полы. Суд решил, что объект не обладает отличительным признаком недвижимости — неразрывной связью с землей.

Таким образом, во-первых, наличие или отсутствие технического паспорта на объект, на наш взгляд, не является признаком, на основании которого можно однозначно классифицировать имущество. Во-вторых, его получение вторично по отношению к квалификации объекта. В связи с чем данный вопрос не должен иметь принципиального значения.

Классификатор может ввести в заблуждение

Встречаются решения, в которых для классификации объектов (наряду с другими факторами) используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013–94, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 №359. Однако заметим, что группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов, и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Движимость либо недвижимость объекта в этом случае не имеет решающего значения, и применение ОКОФ для классификации имущества спорно.

Судебная практика применения ОКОФ в целях статьи 130 ГК РФ противоречива. Так, на основании того, что в ОКОФ спорное имущество отнесено к оборудованию, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 22.02.07 №Ф03-А51/06–2/5594 признал имущество движимым. А Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 01.08.07 №Ф04-4989/2007(36585-А70-24) сделал такой же вывод в отношении кабельных линий электропередачи. При этом суд не принял во внимание, что в ОКОФ они отнесены к сооружениям.


Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Важно!

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту - ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Дополнительные льготы по региональным налогам могут быть установлены региональным законодательством.

Региональные налоговые льготы регламентируются Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (далее – Областной закон).

По налогу на прибыль организаций статьей 10 Областного закона установлены пониженные ставки в части сумм, зачисляемых в областной бюджет:

1. В размере 13,5 процента (12,5 процента на период 2017-2020 годов) для:

инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области;

общественных организаций инвалидов;

организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Указанные ставки действуют до 01.01.2023 в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. В размере 0 процентов для:

  • организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Действует в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
  • организаций, указанным в статье 25.16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (заключивших специальные инвестиционные контракты с участием Российской Федерации). Применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Областным законом от 01.08.2019 № 176-ЗС введен инвестиционный налоговый вычет (это сумма затрат налогоплательщика, позволяющая уменьшать сумму налога на прибыль организаций) для:

  • организаций приоритетных для Ростовской области видов деятельности;
  • организаций-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;
  • организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры клубного типа, государственным областным и (или) муниципальным музеям и библиотекам, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала.

Общие условия предоставления инвестиционного налогового вычета в региональной части налога на прибыль организаций определены Налоговым кодексом Российской Федерации:

  • вычет не может превышать 90 процентов расходов на основные средства третьей - десятой амортизационных групп (за исключением относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств);
  • ставка налога на прибыль для определения предельной величины вычета - 5 процентов;
  • возможен перенос остатка вычета на будущий период до 2027 года;
  • решение об использовании инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в его учетной политике;
  • по объектам, используемым для вычета, амортизация не применяется;
  • налогоплательщик вправе отказаться от применения инвестиционного налогового вычета только по истечении трех последовательных лет после решения об его использовании;
  • в случае выбытия основного средства, в отношении которого был применен инвестиционный налоговый вычет, налогоплательщик восстанавливает сумму налога и уплачивает пени.

Право на применение инвестиционного налогового вычета не предоставляется инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ростовской области, применяющим пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль.

Применяя право на вычет, можно уменьшить и федеральную часть налога на прибыль организаций.

По налогу на имущество организаций статьей 2 Областного закона установлены пониженные ставки:

Областным законодательством установлены пониженные ставки.

В размере 1,1 процента:

в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, при условии вложения инвестиций (капитальных вложений) в объеме 0,5 млн рублей и более, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование;

в отношении имущества организаций, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения 140 млн рублей и более;

в отношении имущества организаций - собственников торговых центров (комплексов) и (или) помещений в них, предоставляющих имущество в аренду (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

в отношении имущества организаций - собственников гостиниц (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

в отношении имущества организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию овощей защищенного грунта (тепличных хозяйств) (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020).

В размере 1,6 процента:

в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, на 2020-2021 годы.

Кроме того, пунктом 1 статьи 4 Областного закона освобождены от уплаты налога следующие категории налогоплательщиков:

организации - в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения инвестиций в сумме 300 млн рублей и более.

в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, реализуемого на территории индустриального (промышленного) парка, расположенного на территории Ростовской области - независимо от объема инвестиций (капитальных вложений).

организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», – в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основного средства.

организации, на балансе которых в качестве основных средств учитываются стадионы, переданные в государственную собственность Ростовской области в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, - в отношении указанных объектов недвижимого имущества на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основных средств.

По транспортному налогу в соответствии со статьей 7 Областного закона от уплаты освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также созданные ими и состоящие из них общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
  • граждане, подпадающие под действие статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имеющие на праве собственности легковые автомобили;
  • граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии со статьей 121 Областного закона от 22 октября 2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;
  • категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • граждане из подразделений особого риска, указанные в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  • налогоплательщики в отношении транспортных средств, в которых в качестве моторного топлива используется природный газ (по 31 декабря 2022 года включительно).

В отношении отдельных категорий транспортных средств - мотоциклов, мотороллеров или легковых автомобилей от уплаты транспортного налога освобождаются:

  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;
  • инвалиды III группы в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей и проживающих совместно с ними;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи ребенка-инвалида и проживающий совместно с ним;
  • опекун инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

По упрощенной системе налогообложения

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, статьей 11 Областного закона установлена пониженная налоговая ставка в размере 10 процентов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определяемых Правительством Российской Федерации отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, установлена налоговая ставка в размере 1 процента при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в размере 5 процентов - с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Данная льгота действовала с 01.01.2020 по 31.12.2020.

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

По патентной системе налогообложения:

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, относящимся к определяемым Правительством Российской Федерации отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в два раза снижен размер потенциально возможного к получению годового дохода.

Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Данная льгота действовала с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Читайте также: