Пределы налоговой юрисдикции государства

Опубликовано: 19.05.2024

Необходимым условием существования современного демократического государства и реализации им публичных функций являются налоги. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью изъятия средств на государственные нужды – управление, оборону, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культуру и т.д. Только государство обладает прерогативой на принятие норм, определяющих состав и величину налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. Устанавливая налоги, государство тем самым распространяет свой фискальный суверенитет на любые доходы или имущество частных лиц, полученные на его территории или находящееся на ней.

Государственная политика в области налогообложения позволяет посредством варьирования тех или иных элементов налогообложения и установления льгот регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране. С помощью налогов государство косвенно влияет на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, уровень потребления, перераспределение доходов населения, динамику рождаемости и т.д. При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе государственного управления.

Налог – это установленная законом форма отчуждения определенной доли собственности физических и юридических лиц, основанная на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, в целях финансового обеспечения функций государства. Невыполнение обязанности по уплате налога, выраженной в денежной форме, влечет причинение материального ущерба государству, вследствие чего оно вправе применять меры принудительного характера по отношению к налогоплательщикам.

Особым видом фискальных платежей являются сборы и пошлины. Их основным отличием от налогов в общем случае является возмездность платежа, то есть государство в обмен на уплату пошлины или сбора предоставляет плательщику определенные услуги либо право на совершение каких-либо действий. Сборы, как и налоги, носят обязательный характер, а пошлины взимаются только с лиц, которые обратились в соответствующие органы для получения необходимых им услуг.

доходы бюджета 2018

Налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, уплачиваемые в установленном законом порядке, составляют основу налоговой системы любой страны. Наряду с неналоговыми доходами и иными поступлениями они участвуют в пополнении государственной казны.

Основным документом, регламентирующим систему налогового права на территории Российской Федерации, является Налоговый Кодекс (НК РФ). Кроме того, налоговые отношения регулируют также федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. В первой части сформулированы нормы общего характера, касающиеся основ системы налогообложения в России. Здесь приводится состав налогов и сборов, обязательных к уплате на территории страны, рассматриваются основные понятия, принципы и институты налогового права, большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, видам налоговой ответственности и способам защиты прав налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 12 общих налогов и 5 специальных налоговых режимов. В отличие от общей системы налогообложения, действующей по умолчанию, переход на специальный налоговый режим осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Общие налоги дифференцируются по уровню администрирования на федеральные, региональные и местные налоги. Такая классификация налогов обусловлена разграничением компетенции между уровнями власти и наличием видов налогов, которые вправе вводить орган законодательной или представительной власти каждого уровня. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные может быть не связано с бюджетом, в который они зачисляются. Н-р, большая часть суммы налога на прибыль организаций, который относится к федеральным налогам, подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ.

К федеральным налогам относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В состав региональных налогов включены транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Местные налоги, как и региональные, устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К числу специальных налогов относятся единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенный налог (УСН), патент, а также действующий в экспериментальном режиме налог на профессиональный доход. Применять специальные режимы налогообложения могут не все налогоплательщики, а только те из них, кто осуществляет определенные виды деятельности и чьи финансово-экономические показатели удовлетворяют установленным критериям по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств, доле в уставном капитале и пр. При переходе на уплату специальных налогов налогоплательщики получают освобождение от уплаты таких общих налогов, как НДС и налоги на имущество (с некоторыми ограничениями), НДФЛ и налог на прибыль организаций. Все прочие налоги подлежат уплате в установленном порядке.

Как и общие налоги, специальные налоги могут быть классифицированы по уровню администрирования. Так, федеральными налогами являются такие специальные налоги, как УСН и ЕСХН, регулируемые на федеральном уровне. К числу региональных налогов относится патент.

Особое место среди специальных налоговых режимов занимает система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В рамках применения этой системы участники этих соглашений уплачивают только некоторые налоги и сборы. Уплата всех остальных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы.

Лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность уплаты налога, признается налогоплательщиком. Налогоплательщиками могут быть как физические лица – собственно граждане и граждане, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица – организации.

Исключительно физические лица являются плательщиками НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Только организации платят налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Ряд налогов уплачивается и организациями, и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Это НДС, акцизы, НДПИ, ЕСХН, УСН. Только индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату патента. Поскольку этой категории налогоплательщиков не разрешено заниматься игорным бизнесом, то, соответственно, только организации платят налог на игорный бизнес. Наконец, все вышеперечисленные участники гражданских правоотношений независимо от их статуса признаются плательщиками транспортного, земельного и водного налогов.

Большинство налогов уплачивается в бюджет самими налогоплательщиками. Однако существует несколько налогов, в отношении которых обязанности по их уплате в отдельных случаях возложены на налоговых агентов, – это НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В противоположность налогоплательщикам налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налоги не со своих доходов. Фактически налоговый агент выполняет роль посредника между государством и налогоплательщиком, исполняя обязанность последнего по уплате налога. Так, налоговый агент обязан удержать НДФЛ с заработной платы своих работников и перечислить его в государственную казну. Налоговым агентом признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов. Налоговым агентом удерживается и уплачивается в бюджет НДС при приобретении имущества у иностранной компании на территории РФ, аренде или покупке государственного и муниципального имущества, реализации конфискованного товара и в иных установленных НК РФ случаях.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Благодаря налоговому контролю налоговые органы обеспечивают пополнение той части доходов государственного бюджета, что формируется за счет налоговых поступлений. Поскольку от поступления налогов во многом зависит экономическая безопасность государства, оно наделило налоговую службу большими полномочиями и целым арсеналом средств наказания за нарушение налогового законодательства начиная со штрафных санкций и заканчивая полной приостановкой деятельности налогоплательщика.

На таможенные органы возложены обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через государственную границу РФ, к числу которых относятся НДС и акцизы, регулируемые налоговым законодательством, а также таможенная пошлина, вынесенная за рамки налогового законодательства. Несмотря на то, что таможенная пошлина по существу относится к группе косвенных налогов на товары, она находится в сфере таможенного законодательства РФ, поскольку имеет особый статус и рассматривается в большей степени не как налог, а как инструмент торговой политики государства.

Вторая часть НК РФ посвящена собственно налогам и сборам. Каждый налог определяется его привязкой к конкретному объекту обложения. Объектом налогообложения могут быть имущество, доходы или различного рода сделки – по реализации, передаче или обмену товаров и услуг, перемещению материальных ценностей через государственную границу и т.д. Большинству налогов соответствует не один, а несколько объектов налогообложения. Так, налог на прибыль имеет один объект обложения, а НДС – четыре. В зависимости от вида объекта налогообложения налоги подразделяются на имущественные, подоходные, ресурсные налоги и налоги на потребление.

Имущественные, подоходные и ресурсные налоги относятся к группе прямых налогов. Прямыми налогами облагаются непосредственно имущество и доходы. Прямые налоги взимаются в процессе аккумуляции материальных благ, включаются в стоимость товаров и услуг и уплачиваются как теми, кто получает доход от своего личного труда, так и собственниками капиталов или доходного имущества. Таким образом, при прямом налогообложении юридическим и фактическим плательщиком налога является одно и то же лицо.

Факт владения или распоряжения движимым и недвижимым имуществом в той или иной форме влечет за собой возникновение обязанностей по уплате ряда имущественных налогов – земельного, транспортного, налогов на имущество физических лиц и организаций. С помощью подоходных налогов в пользу государства изымается часть полученного или предполагаемого к получению дохода – это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСХН, УСН, патент. Пограничное состояние между имущественными налогами и подоходными занимает налог на игорный бизнес – фактически это налог на вмененный доход с каждого имущественного объекта игрового бизнеса. Использование природных ресурсов, находящихся в публичной собственности, ведет к уплате ресурсных налогов – НДПИ и водного налога.

В отличие от прямых налогов налоги на потребление или, иначе, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. По существу они представляют собой надбавку к цене товара или услуги, которую оплачивает покупатель. Продавец же фактически выполняет функции сборщика налога и перечисляет в бюджет налог за счет выручки от реализации готового продукта. Таким образом, бремя уплаты косвенных налогов в действительности несет конечный потребитель товаров и услуг.

Классическим примером косвенного налога является налог на добавленную стоимость. НДС в цене товара фактически оплачивается покупателем, а ответственным за его уплату в бюджет, т.е. налогоплательщиком, является продавец. Получаемая им сумма НДС не является ни частью стоимости отгруженных товаров или услуг, ни доходом от их реализации. Следует отметить, что обложению НДС подлежит вся реализация, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком, так как сумма НДС в стоимости потребленных в процессе производства ресурсов, закупленных на стороне, уже уплачена в бюджет их поставщиком.

Вся совокупность объектов налогообложения, находящихся в пределах юрисдикции государства, составляет его налоговый потенциал. Производным от налогового потенциала является налоговая база, применительно к каждому налогу означающая стоимостную или физическую величину объекта налогообложения. Н-р, одним из объектов обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговой базой – мощность его двигателя в лошадиных силах. Совокупная налоговая база всегда меньше налогового потенциала страны за счет освобождения от обложения некоторых объектов налогообложения или применения установленных налоговых вычетов.

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы представляет собой налоговую ставку. Налоговая ставка непосредственно определяет долю собственности налогоплательщика, которую он, исходя из имеющегося у него объекта налогообложения, должен безвозмездно передать в пользу государства во исполнение установленной законом обязанности. В зависимости от того, выражена налоговая ставка в абсолютных или относительных показателях по отношению к налоговой базе, налоги делятся на налоги с твердыми ставками, налоги с адвалорными ставками и смешанные налоги, сочетающие твердые и адвалорные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения налоговой базы (н-р, 300 руб. за 1000 м 3 забранной воды). Адвалорные ставки определены в процентах к налоговой базе, выраженной в стоимостных единицах измерения (н-р, 6% от дохода). В зависимости от влияния изменения налоговой базы на величину ставки среди адвалорных ставок выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения.

Пропорциональная ставка зафиксирована в процентах по отношению к любой налоговой базе. С ростом налоговой базы соответствующим образом меняется и сумма налога. Пропорциональное налогообложение характерно для таких налогов, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН, земельный налог и т.д. Ставки прогрессивных налогов увеличиваются с ростом налоговой базы и уменьшаются при ее понижении. Чем больше налоговая база, тем выше ставка налога, и наоборот. Примером прогрессивного налогообложения может служить обсуждаемая в обществе, но пока признанная Правительством РФ нецелесообразной, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (для доходов до 5 млн.руб. – ставка 13%, от 5 до 50 млн.руб. – 18%, от 50 до 500 млн.руб. – 23%, свыше 500 млн.руб. – 28%). Регрессивный налог – полная противоположность прогрессивного налога. Частично регрессивный характер носил отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). Чем больше был доход, который налогоплательщик выплачивал физическим лицам или получал сам, тем меньше был размер налоговой ставки.

Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка относятся к основным элементам юридической конструкции налога. Помимо них, элементами налогообложения являются налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период указывает, за какой временной промежуток рассчитывается налог, порядок исчисления налога – как рассчитывается налог, порядок и сроки уплаты налога – куда и когда уплачивается налог.

Если определены все указанные выше элементы налога и налогоплательщик, налог считается установленным.

Уплата налогов государству является самой главной повинностью граждан и организаций. Вместе с тем для этих лиц существуют и другие обязанности, связанные с налогами, в частности, по ведению налогового учета и представлению налоговой отчетности.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Общие положения

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Cледственные органы.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Налоговая декларация и налоговый контроль

Взаимозависимые лица и международные группы компаний

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам

Межстрановые потоки товаров, работ, услуг, взаимные переливы капиталов, массовая миграция рабочей силы, перемещение валютных и иных ценностей между государствами неизбежно приводят к тому, что между взаимодействующими государствами возникают налоговые противоречия, нуждающиеся в законодательном урегулировании.

Налогообложение — это всегда компромисс между интересами плательщика и государства. Если же организация — резидент какого-либо государства осуществляет деятельность на территории другого государства и получает там доходы, то с точки зрения налогообложения следует увязать интересы не двух, а уже трех сторон: плательщика, государства резидентства и государства — источника доходов.

Дело в том, что субъект и объект налогообложения находятся в тесной взаимосвязи. В зависимости от характера этой связи налоги разделяют на две группы: 1) налоги, построенные по принципу резидентства (резидентские налоги); 2) налоги, построенные по принципу территориальности (территориальные налоги). Различие между этими двумя группами состоит в том, что при взимании резидентских налогов важен статус субъекта налогообложения и неважно, где у него возникает объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, важно место возникновения объекта, статус налогоплательщика при этом не имеет определяющего значения.

О том, к какой группе налогов относится тот или иной налог, можно судить из контекста статей НК РФ, признающих лицо налогоплательщиком и определяющих объект налогообложения. Так, к территориальным относится НДС, а налоги на прибыль и имущество организаций — к резидентским налогам (табл. 8.1).

Таблица 8.1 Примеры резидентских и территориальных налогов

Таблица 8.1 Примеры резидентских и территориальных налогов

Нетрудно заметить, что резидентские налоги — это прямые налоги, а территориальные — налоги косвенные. Отсюда следует сделать важное замечание: когда речь идет о «внутреннем» налогообложении используют классификацию налогов в терминах «прямые — косвенные», а когда речь заходит о «международном» аспекте налогообложения, то налоги классифицируют в терминах «резидентские — территориальные». Одной из целей, для которых классификация налогов на прямые и косвенные признана необходимой, было разграничение юрисдикции между странами.

В соответствии с принципом резидентства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном государстве, в том числе и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства.

Налоговый статус лица законодательство определяет по-разному в зависимости от того, является это лицо физическим или юридическим.

Так, резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Принцип резидентства следует учитывать юридическим лицам, так как это определяет порядок взимания налогов. В разных странах к резидентам относят юридических лиц исходя из разных критериев. В России, например, как и во многих других странах, для этого используют критерий «инкорпорация»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, где оно основано (зарегистрировано).

которой находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью фирмы.

Отнесение конкретного налога к резидентским или территори-альным — прерогатива конкретного государства, оно при таком отнесении исходит из собственных экономических интересов. На-логообложение, построенное по принципу резидентства, особенно выгодно для экономически развитых стран, фирмы которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов своих резидентов вне своей территории. Напротив, для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные инвестиции, выгоден принцип обложения на основе национальной принадлежности источника дохода, т.е. здесь применяется принцип территориальности. Обложению в этом случае подлежат только доходы, извлекаемые на территории данной страны, независимо от национального или юридического статуса их получателя, а доходы, извлекаемые фирмами этого государства в других странах, от налогов в этом государстве освобождаются.

Отсюда следует, что если налоги взимать полностью в стране, которая признает плательщика своим резидентом, то нарушаются очевидные интересы страны — источника доходов. И напротив, при взимании налогов исключительно в стране фактического осуществления приносящей доход деятельности, ущемляются интересы страны резидентства. Поэтому она найдет законные способы вос-препятствовать выводу деятельности своих резидентов со своей тер-ритории. Если же налоги взимать в обеих странах, то страдает пла-тельщик — нерезидент, он будет нести удвоенное налоговое бремя.

Каждое государство осуществляет налогообложение в соответ-ствии со своим национальным налоговым законодательством, учитывая прежде всего свои собственные интересы.

В следующих разделах настоящей главы будут показаны применяющиеся в настоящее время механизмы гармонизации интересов всех сторон налоговых правоотношений, возникающих в процессе глобальной международной экономической интеграции.

При «международном» налогообложении изначально используют нормы национального законодательства. Это объясняется тем, что каждое суверенное государство обладает неограниченным юридическим суверенитетом от внешней юридической власти. Между суверенными государствами установлено суверенное равенство, действует древний принцип права: «Par in parem non habet imperium seu jurisdictionem» («Равный над равным не имеет власти или юрисдикции»). Одно государство изъято из-под юрисдикции другого государства, их отношения основаны на международно- правовом начале суверенитета государств и их равенстве в международных отношениях. Иными словами, одно государство неподсудно другому.

Юрисдикция государства в области налогообложения включает юрисдикцию устанавливать налоги и юрисдикцию применять на-логовое законодательство — взимать налоги. И если при установлении налогов суверенитет государства ничем не ограничен, то в части права изымать налоги государство ограничено: во-первых, материальными условиями жизни, во-вторых, суверенитетом других государств. Поэтому при разработке порядка налогообложения (собственного налогового законодательства) государство должно иметь в виду, что способы взимания налогов, вступающие в конфликт с фискальным суверенитетом других государств, недопустимы и малоэффективны: заинтересованное государство окажет правомерное противодействие нарушению его суверенных прав.

Традиционно в международном праве юрисдикция государств разделяется на юрисдикцию по лицам и территориальную.

Для целей налогообложения определяющей является «экономическая привязка» лиц к тому или иному государству. Государство вправе взимать налог с тех лиц и явлений, которые связаны с его экономикой. Поэтому в налоговом праве используется категория резидентства, выражающая экономическую связь между лицом и государством.

Государство обладает территориальной налоговой юрисдикцией. Оно вправе устанавливать и взимать налоги с доходов, источник которых связан с экономикой данного государства и фактами, имеющими место в данном государстве (реализация товаров, работ и услуг, имущество и др.). Обложение налогами постоянного представительства иностранной организации относится также к территориальной юрисдикции государства, на территории которого иностранная организация имеет такое представительство, и служит целям разграничения прав нескольких государств в области нало-гообложения.

Принцип суверенного равенства государств в международных экономических отношениях проявляет себя в виде принципа равноправия: юридическое равенство и подлинное соблюдение экономических интересов всех государств, искоренение всех форм протекционизма и дискриминации в международных экономических отношениях и в то же время в виде принципа взаимной выгоды, соблюдение которого ведет к тому, что из экономического сотрудничества стороны извлекают равную пользу. Для целей спра-ведливого распределения налоговых доходов государства должны стремиться, с одной стороны, сохранить собственные возможности по изъятию налогов, с другой — к сотрудничеству.

Определение налоговых юрисдикций государств при обложении доходов резидента одного государства, полученных из источника, находящегося на территории другого государства, является постоянной проблемой налогообложения.

Обложение доходов нерезидентов осуществляется по территориальному принципу — в зависимости от связи дохода с территорией страны нахождения источника его возникновения. Понятие «территория Российской Федерации» содержится в Законах РФ от 1 апреля 1993 г.

С понятием «территория» тесно связана ключевая категория налогового права — «налоговая юрисдикция» (территория, на которой конкретная административно-территориальная единица собирает налоги по установленным ею правилам).

Налоговый резидент конкретного государства (юридическое или физическое лицо, постоянно пребывающее в данной налоговой юрисдикции — государстве) обладает неограниченной нало-говой ответственностью: облагаются его доходы из всех источников (как в этом государстве, так и за его пределами), а также все его имущество (находящееся на территории данной юрисдикции и на территориях других юрисдикций).

Нерезидент обладает ограниченной налоговой ответственностью: облагаются его доходы только из источников в данной налоговой юрисдикции, а также имущество, находящееся на ее территории.

Таким образом, один и тот же доход, одно и то же имущество могут одновременно облагаться налогами в двух налоговых юрис- дикциях (двойное налогообложение). Для избежания двойного налогообложения заключаются международные (как правило, двусторонние) соглашения об избежании двойного налогообложения. Специальные нормы могут также предусматриваться в национальных налоговых законах.

Экстерриториальность определяет «место осуществления деятельности», «место реализации товаров (работ, услуг)», т.е. категории, непосредственно влияющие на возникновение объекта налогообложения по отдельным налогам в конкретной юрисдикции.

В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория России включает территорию субъектов РФ и внутренние воды (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Состав государственной территории России

Рис. 8.1. Состав государственной территории России

Внутренние неморские воды — воды рек, ручьев, озер и иных водоемов, в том числе пограничные воды в пределах границ государ-ственной территории. Пограничными водами считаются водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия границы. К ним могут относиться и подземные воды в створах, где проходит государственная граница.

Внутренние морские воды — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории России. К ним относятся воды:

портов РФ (ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов);

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, их перечень устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Федеральным законом может быть установлена иная ширина территориального моря. Определение территориального моря применяется также ко всем островам России.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Делимитация территориального моря между Россией и государствами, побережья которых противолежат ее побережью или являются смежными с ним, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Исходными линиями, от которых отмеряется ширина террито-риального моря, являются:

указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах линия наибольшего отлива вдоль берега;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат России;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны России, утверждается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1 : 200 000 — 1 : 300 000, а в случае их отсутствия — на карты масштаба 1 : 100 000 или 1 : 500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Воздушное пространство РФ — воздушное пространство над ее территорией, в том числе над внутренними водами и территориальным морем.

Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении следующих пространств, не являющихся ее территорией.

Континентальный шельф РФ (включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка).

Подводная окраина материка — продолжение континентального массива России, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России. Внутренней его границей является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более 200 морских миль).

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Делимитация континентального шельфа между Россией и государствами, побережья которых противолежат ее побережью или являются смежными с ним, осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права.

Карты и перечни географических координат. Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делими- тационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в «Извещениях мореплавателям».

Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, специально уполномоченным на то Правительством РФ.

Исключительная экономическая зона РФ — морской район, нахо-дящийся за пределами ее территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам России, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Делимитация исключительной экономической зоны между Россией и государствами, побережья которых противолежат ее побережью или являются смежными с ним, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Карты и перечни географических координат. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в «Извещениях мореплавателям».

Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на то Правитель-ством РФ.

13 декабря 2016




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Юрисдикция – это установление пределов полномочий того или иного органа судебной власти или любого другого органа государственной (муниципальной) должности.

Судом общей юрисдикции признают орган судебной власти, который занимается решением конфликтных, спорных ситуаций в пределах своих полномочий. Это, например, районный суд. Он вправе рассматривать практически все уголовные дела.

Также они занимаются рассмотрением жалоб на незаконные действия при аресте, задержании и так далее. Кроме уголовных дел и рассмотрения жалоб, районный суд вправе заниматься и рассмотрением гражданских дел (семейные, трудовые и другие).


Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Юрисдикция компаний, оффшорная юрисдикция


В мировой практике, под юрисдикцией принято понимать различные полномочия государства по оценки правовых фактов, решение различных вопросов правового значения.

В настоящий момент можно рассмотреть и проанализировать очень много рекомендаций по юрисдикции, подходящей к той или иной деятельности компании или предприятия. Например, Коста-Рика славится своими хорошими и выгодными условиями для регистрации на ее территории различных интернет-проектов (казино, лотерея и другие). Сюда же относят и Мальту.

Если вы планируете зарегистрировать компания по определенному направлению деятельности, лучше зарегистрировать ее в оффшоре. Если вы планируете заниматься китайскими товарами, то лучше выбрать для этого китайские города, если европейскими – страны Европы.

Для проведения расчетных операций с иностранными производителями или поставщиками, чаще остальных для регистрации оффшоров выбирают Сейшельские острова или Британские. Есть и такие оффшорные зоны, с которыми у стран подписаны определенные соглашения в целях недопущения двойного налогообложения. Это, например, Австрия, Кипр и Великобритания.

Все владельцы стремятся снизить свою налоговую нагрузку до минимума.

Не менее важным является конфиденциальность. В некоторых оффшорах информация не разглашается даже посредством направления им запросов с вышестоящих органов. Такие данные можно будет получить только через Интерпол, но и здесь им необходимо будет представить серьезные основания.

Престиж территории тоже является важным фактом для привлечения выгодных и серьезных клиентов. Для таких компаний идеально подходят Нидерланды и Англия.

Конкурирующие юрисдикции


В мировых публикациях в основном никто не дает определений конкурирующей юрисдикции. Ведь при рассмотрении такого понятия, необходимо и привести реальные примеры.

В последнее время все чаще возникает вопрос о резко возросшем обострении конкуренции между государствами: совершение крупных сделок все чаще уводят из России в другие страны.

Европа очень серьезно озабочена борьбой с Англией и другими странами за привлечение оффшорных компаний на свою территорию. Фондовые биржи также конкурируют за инвесторов, изменяя для них условия на более выгодные.

Конкурирующие юрисдикции государств очень четко прослеживаются в корпоративном и налоговом праве. Конкурирующая юрисдикция всегда признавалась как временное явление.

Понятие международной юрисдикции


Большое количество стран мира пока еще не приняли для себя юрисдикцию Международного Суда ООН обязательной, как это требуется.

Принципы

Можно сказать, что международная юрисдикция – это властные отношения страны. Выделяют несколько принципов международной юрисдикции: территориальности, гражданской принадлежности, универсальности, защиты национальных интересов и пассивной правосубъектности.

  • Принцип территориальности означает, что собственная юрисдикция деятельности государства действует только на его территории.
  • Принцип гражданский принадлежности предполагает расширение своих полномочий по отношению к своим гражданам, если те находятся за пределами территории страны. Это касается уголовного преследования граждан, находящихся за границей.
  • Принцип универсальности дает разрешение на судебное преследование (военные преступления и т.д.) независимо от страны, в которой находится гражданин.
  • Принцип защиты национальных интересов устанавливается в целях защиты своей национальной безопасности.
  • Принцип пассивной правосубъектности устанавливает юрисдикции, полагаясь на гражданство лица.

Экстерриториальная юрисдикция


Чаще всего такими юрисдикциями считают консульства и дипломатии, распространение на них иммунитетов и принципа неприкосновенности.

Принцип суверенности государства, то есть официальные лица одной страны не подлежат юрисдикции другой страны.

Понятие иммунитета для дипломатов означает защищенность такого лица от уголовного преследования другой страной. Такие лица также освобождаются от досмотра на таможне и не платят налогов.

Экстерриториальность также относят и к военным базам, расположенным в другой стране. Также места расположения учреждений ООН пользуются этой юрисдикцией. Морские суда, находясь в пределах иностранного государства, тоже пользуются экстерриториальной юрисдикцией.

Военные воздушные суда, которые пересекают территорию другого государства, также неприкосновенны. Они принадлежат стране, чьи опознавательные знаки имеются на борту данного судна.

Фото с сайта escapemgz.com
Фото с сайта escapemgz.com

Многие европейские страны предлагают не только упрощенную и лояльную для бизнеса законодательную базу, но и оптимальные условия налогообложения.

Ирина Симонян, директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ, рассматривает несколько государств ЕС, на которые есть смысл обратить внимание предпринимателям.

Ирина Симонян
Ирина Симонян
директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ

Эстония

— Эстония известна доброжелательным отношением чиновников к бизнесу и развитой цифровой инфраструктурой. Практически все бизнес-процессы можно контролировать онлайн — регистрировать компанию, подавать отчеты, задавать вопросы государственным службам и др. Также привлекают умеренные цены на сопровождение бизнеса. Еще один бонус — возможность получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Отсутствует налог на нераспределенную прибыль. Налог на прибыль уплачивается только тогда, когда компания решила распределить дивиденды своим собственникам

Ставка корпоративного налога на распределенную прибыль составляет 20% (с 2020 года в некоторых случаях может применяться пониженная ставка в размере 14%)

Ставка НДС на некоторые товары и услуги составляет 0% и 9%. Стандартная ставка НДС — 20%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 60 странами мира, включая Беларусь и Украину.

Фото с сайта estonianworld.com

Фото с сайта estonianworld.com

Литва

Одна из самых близких к Беларуси европейских стран привлекает бизнесменов недорогой рабочей силой и относительно низкими налоговыми ставками. Процесс регистрации компании не требует больших временных и финансовых затрат. Преимуществом является и отсутствие языкового барьера — в стране распространен русский язык. Большинство бизнес-операций можно осуществлять онлайн.

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль — 15%. Льготная ставка в 5% предусмотрена для компаний, у которых не более 10 сотрудников и доход которых составляет не более € 300 тысяч в год

Стандартная ставка налога на дивиденды — 15%, но законодательством предусмотрен льготный режим для холдинговых компаний

Отсутствие валютного контроля

Нет налога на роялти и проценты

Стандартная ставка НДС — 21%, но к некоторым товарам и услугам применяются льготные ставки 9%, 5% или 0%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 56 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

Мальта

Многие компании регистрируются на Мальте из-за хорошей репутации страны, политической стабильности, отличного качества банковских услуг и, конечно, интересных условий для налогового планирования. Одной из самых выгодных схем для акционеров является создание на Мальте двухуровневой структуры, состоящей из холдинговой и дочерней компаний. Мальта также известна своими популярными программами получения ВНЖ и гражданства через инвестиции, что позволяет иностранным инвесторам стать полноправными резидентами или гражданами страны.

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль компании на Мальте составляет 35%. Однако большинство компаний используют систему так называемого условного начисления налога, которая позволяет в короткие сроки вернуть большую часть уплаченного налога при распределении дивидендов. Например, компания платит налог на прибыль по ставке 35%. Получатель дивидендов имеет право на возврат 30%, или 6/7, если бенефициарные владельцы этой компании не являются резидентами Мальты или резидентами без домицилия

Доход мальтийской компании, полученный в качестве дивидендов и прироста капитала от зарубежной компании, будет исключен из налогообложения на Мальте, если мальтийская компания имеет «квалифицированное участие» в зарубежной компании (применяются определенные критерии)

Мальтийская компания не несет валютных рисков, так как уплата налогов на прибыль, как и возврат, производится в той валюте, в которой она была получена

Договоры об избежании двойного налогообложения с 72 странами мира (Беларуси и Украины среди них нет).

Латвия

Еще одна прибалтийская страна является популярным направлением для регистрации бизнеса. Дело не только в географической близости, но и в простоте оформления компании и минимальных требованиях по наличию уставного капитала. Инвестиции в основной капитал предприятия в Латвии в размере от € 50 000 (при условии ежегодных налоговых выплат компании от € 40 000) позволят также получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Налог на нераспределенную прибыль — 0%. Налог на распределение прибыли (при выплате дивидендов) — 20%. Однако размер налога на дивиденды будет в первую очередь зависеть от резидентского статуса получателя

Микропредприятия платят фиксированный налог 15% (требование — оборот не выше € 40 000 в год). Они освобождаются от зарплатных налогов и подоходного налога

Налог на добавочную стоимость в Латвии составляет 21%, но для некоторых видов товаров и услуг — 12% и 5%. При совершении сделок внутри Евросоюза НДС составляет 0%. Нулевая ставка также действует для некоторых услуг, которые латвийская компания оказывает гражданам третьих стран

Договоры об избежании двойного налогообложения с 61 страной мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

После вступления в ЕС Кипр существенно изменил свою законодательную структуру, налоговую систему и правила по ведению отчетности, что превратило Кипр из офшора в низконалоговую юрисдикцию с хорошей репутацией. Членство Кипра в ЕС позволяет компании получить номер плательщика НДС, что открывает перспективы укрепления деловых связей и развития международной торговой деятельности со странами Евросоюза. Кипр, как и Мальта, позволяет получить ВНЖ и гражданство через инвестиции, что делает страну еще более привлекательной для инвесторов.

Фото с сайта taksi-kipr.com

Фото с сайта taksi-kipr.com

Налоговые преимущества:

Одна из самых низких ставок корпоративного налога в ЕС — 12,5%

Компания, зарегистрированная на Кипре, освобождается от уплаты налога на прибыль, если директором компании является нерезидент Кипра и компания не ведет свою деятельность на Кипре

Ставка НДС варьируется от 5% до 19%. Компания может быть освобождена от уплаты НДС, если предоставляет свои услуги и товары нерезидентам Кипра

В июле 2015 года на Кипре был введен статус «лицо без домицилия» (non-domiciled resident) в отношении физических и юридических лиц. Практически это означает, что лица, которые хотят переехать на Кипр и стать налоговыми резидентами Кипра, будут освобождены от подоходного налога и взноса в Фонд обороны в течение 17 лет после переезда на Кипр, если они получают только пассивный доход (например, дивиденды, роялти, проценты и т.д.)

Договоры об избежании двойного налогообложения с 65 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

На что обратить внимание при выборе юрисдикции

При выборе подходящей юрисдикции стоит рассматривать каждую конкретную ситуацию: вид деятельности компании, ее организационно-правовую форму, цель собственника, желание или нежелание становиться резидентом страны и многое другое:

Размер уставного капитала при регистрации компании

Ставка корпоративного налога и особые условия при распределении прибыли

Договор о двойном налогообложении с вашей страной

Условия для резидентов и нерезидентов

Защита активов компании

Налогообложение для физических лиц.

Ставка корпоративного налога в разных странах

Страна

Ставка корпоративного налога на 2019−2020, в %

По просьбе нашего читателя постараемся описанную тему от 16:52 | 02.06.2015 раскрыть ещё глубже, сегодня рассмотрим Пределы налоговой юрисдикции государства. Не будем разливать воду, а преступим рассмотрению этого вопроса.

Основное положение

Несмотря на преобладание обозначенного выше признака резидентства в упорядочении вопросов государственной налоговой юрисдикции, определение его пределов выступает достаточно сильной теоретической и правоприменительной проблемой. В этой связи, представляется целесообразным обратить внимание на то, что при определении пределов налоговой юрисдикции государства надлежит руководствоваться следующими правилами и признаками:

Во-первых, правильно определять понятие территории государства, необходимое как для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, так и для правильной квалификации объектов налогообложения, с тем чтобы определить возник ли он на территории соответствующего государства или не возник.

Иными словами, территориальные пределы распространения налоговой юрисдикции всегда имеют тенденцию к расширению, не ограничиваясь исключительно сухопутной территорией страны.

Во-вторых, учитывать положения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, институт резиденства в рамках которых позволяет разрешать проблемы одновременной налоговой обязанности, которая может возникнуть, как было отмечено выше, ввиду признания лица резидентом в нескольких странах, посредством установления в действующем законодательстве таких критериев, благодаря которым лицо становится резидентом единственного государства (так называемых «тестов резидентства»).

Так, одним из наиболее распространенных тестов резидентства, применяемым в международных соглашениях применительно к регулированию вопросов налоговой юрисдикции государств в отношении физических лиц, выступает приоритетное проживание гражданина на территории страны в течение не менее 183 календарных дней. В свою очередь, для юридического лица основным тестом выступает факт государственной регистрации на территории определенной страны.

Однако, несмотря на относительную универсальность обозначенных критериев, в международной практике применяются и иные тесты резиденства, позволяющие верно определять пределы государственной налоговой юрисдикции и избегать обозначенных выше проблем.

Заключение

Конечно можно много говорить по теме Пределы налоговой юрисдикции государства, но основную суть мы изложили по этому вопросу. Если вам нужно дополнительная консультация, пожалуйста пишите ваши сообщения нам на почту. Все поступившие вопросы рассматриваются и не остаются без ответа.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Читайте также: