К ресурсным налогам относятся

Опубликовано: 03.05.2024

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.
В настоящее время в России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов.
Ресурсные платежи можно рассматривать как специфические налоги, взимаемые в связи с получение дохода от предпринимательской деятельности, связанной с добычей или использованием природных ресурсов и оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время все больше внимания уделяется ресурсным платежам как важному источнику формирования доходной части бюджета. За последние годы наблюдается рост доходов от ресурсных платежей. Это увеличение рассматривается как условие для снижения поступлений по другим видам налогов. Кроме того, ресурсные платежи призваны совершенствовать природно-ресурсную политику государства, направленную на повышение эффективности использования и охрану земельных, водных, лесных и прочих ресурсов. Все это определяет актуальность выбранной темы работы.
Целью работы является изучение ресурсных налогов, их видов и функций.
Для достижения цели будут решены такие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность ресурсных налогов;
Изучить виды и функции ресурсных налогов;
Привести пример расчета ресурсных налогов.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по налогам в Российской Федерации, Налоговый Кодекс РФ и статистические данные.
Для решения поставленных в данной работе задач использовались общенаучные методы: анализ, синтез, систематизация, сравнительный анализ.


1 Понятие и сущность ресурсных налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сложность понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, но правовое и социальное, жестко связанное с категорией «государство». Таким образом, изучая природу налогов, в зависимости от целей и задач исследования можно выделить различные аспекты, экономический, правовой или социальный.
Экономическая сущность проявляется в том, что с помощью налогов государство осуществляет присвоение части созданных материальных благ, производит их перераспределение в процессе выполнения своих функций. Исходя из того, что сущность налога проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, можно дать несколько определений налога.
Социальная природа налога может быть закреплена в следующем определении: налог – это общественное отношение между государством и другими социальными субъектами по поводу распределения общественных продуктов (благ). С позиции его экономической сущности налог – это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей.

2 Виды и функции ресурсных налогов
Основными видами ресурсных налогов в Российской Федерации выступают:
Водный налог;
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Земельный налог
Плата за использование лесного участка и лесные ресурсы
Данная группа налогов и платежей, также как другие налоги, выполняет фискальную функцию. Государство при этом реализует свое право получать доход от принадлежащей ему собственности. Такой подход позволяет получить часть средств, необходимых для финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды. В то же время этой группе налогов в большей мере, чем другим, присуща регулирующая функция, они являются финансовым инструментом государственного регулирования природопользования.
Водный налог. Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Плательщиками водного налога могут выступать как юридические, так и физические лица (предпринимательский статус значения не имеет), осуществляющие в процессе своей деятельности:
забор воды;
использование акватории;
использование гидроэнергетических ресурсов;
сплав леса.
В любом из вышеперечисленных случаев использования водных объектов ранее требовалась лицензия.
Расчет налога производится в декларации, которая подлежит ежеквартальной сдаче в налоговую инспекцию по месту использования водного объекта. Неисполнение налогоплательщиками данных обязанностей грозит им различными санкциями со стороны контролирующих органов.
Налог на добычу полезных ископаемых. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, а по углю и углеводородному сырью как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая база исчисляется исходя из количества добытых полезных ископаемых отдельно по каждому их виду.
Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых составляет календарный месяц. Ставки налога устанавливаются в процентах от стоимости добытого полезного ископаемого за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Размер ставки зависит от вида полезных ископаемых. Так, например, ставки составляют при добыче: подземных минеральных вод – 7,5%; алмазов, драгоценных и полудрагоценных камней – 8%; торфа и каменного угля – 4%; антрацита – 47 руб. за тонну; угля коксующегося – 57 руб. за тонну; угля бурого – 11 руб. за тонну. В некоторых случаях применяется ставка 0% (0 рублей в отношении попутного газа).
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов)водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Объектами обложения являются объекты животного мира и водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным в статье 333. 3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях за каждое животное. Примерставки сбора: медведь бурый камчатский 6000 руб., благородный олень/лось 1500руб.,соболь 120 руб., тетерев 20 руб.
Ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование ими осуществляется в целях:
- охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира и водных биологических ресурсов; - изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются дифференцированно по водным бассейнам и видам объектов. Пример ставки сбора приведен в таблице 5. Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта животного мира и водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора.
В России из года в год усиливается контроль над природной обстановкой. Так, с 1 января 2002 года действует ФЗ «Об охране окружающей среды». В документе отдельным пунктом выделена плата за НВОС — негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно закону, НВОС делится на следующие категории:
выбросы опасных веществ в воздух стационарными объектами;
складирование твердых отходов, образовавшихся в ходе производственных процессов;
загрязнение поверхностных и грунтовых вод, а также сбрасывание вредных веществ в водоемы, предназначенные для забора воды на нужды населения.
Некоторые виды загрязнений природы не учитываются, так как не могут быть точно определены и измерены.
Это такие виды: превышение шума; засорение почв; активное электромагнитное излучение; превышение вибрации и другое. На такие виды плата за НВОС в 2019 году не взимается, так как нет никакой возможности измерить уровень нанесения вреда природе.
По этой причине и не рассчитаны нормы определения платы. Также предприятия не платят за свой автотранспорт, несмотря на выпускаемые в атмосферу выхлопные газы.
Любые вопросы, касающиеся предоставляемой отчетной документации, регулируются Федеральной службой природопользования РФ.
НВОС — это, по сути, одна из основных мер контроля государства за нанесением вреда природе. По закону этот налог должны выплачивать любые субъекты, чья работа ухудшает состояние окружающей природы. Под эту категорию подпадают как российские, так и любые зарубежные компании, ведущие деятельность на территории РФ.
С 1 января 2019 года законодательно сдается декларация о плате за НВОС в 2019 году

К ресурсным налогам относятся:

- налог на добычу полезных ископаемых,

- сборы за пользование объектами животного мира,

К имущественным налогам относятся:

налог на имущество предприятий.
Налог на добычу полезных ископаемых.
Налогоплательщиками данного налога считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр, на территории РФ, извлеченные из отходов добываемого сырья или добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществлялась на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
Количество добытых полезных ископаемых определяется с учетом фактических потерь или количеством фактически добытых полезных ископаемых по завершении полного технологического цикла. Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества добытых полезных ископаемых не включаются. Количество драгоценных камней определяется после первичной сортировки, классификации и оценки необработанных пород.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого вида добываемого минерального сырья.
Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики – организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, имеющие лицензию на право ведения данной деятельности.
Объекты обложения – объекты животного мира и водных биоресурсов. Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биоресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока и лицами, постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в объемах удовлетворения личных потребностей.
Лимиты использования объектов животного мира и квоты на добычу объектов водных биоресурсов для удовлетворения личных потребностей устанавливают исполнительные органы власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами власти.
Налоговая база и ставки
определяется отдельно по каждому виду объектов животного мира и водных биоресурсов. Налоговая база определяется как количество или объем добычи в соответствии с лицензией квотами на данную деятельность.
Водный налог.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств.
Объект налогообложения – водные объекты с применением сооружений, технических средств и устройств, используемых в целях забора воды, удовлетворения потребностей для выработки электроэнергии, лесосплава, добычи полезных ископаемых, коммуникаций, размещения сооружений, оборудования и установок, сброса сточных вод и в иных целях.
Налоговая база и ставки
определяются в зависимости от вида пользования водными объектами, объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом; площадь акватории пользования; объем сточных вод, сбрасываемые в водные объекты.
Сумма налога по итогам каждого отчетного периода определяется по каждому виду исчисления исходя из соответствующих налоговых ставок и налоговой базы.
Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог относится к местным налогам. Объект налогообложения - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налоговым периодом по уплате указанного налога признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Налоговая база определяется:
• В отношении транспортных средств – мощностью двигателя в лошадиных силах;
• В отношении воздушных транспортных средств – статистической тягой двигателя;
• В отношении водных транспортных средств – валовой вместимостью в регистровых тоннах;
• В отношении других транспортных средств как единица транспортного средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяга реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), Относится к региональным налогам. Плательщиками указанного налога являются российские организации и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Налоговым периодом по уплате указанного налога признается календарный год. Максимальная налоговая ставка не может превышать 2,2 процента.

Налог на добычу полезных ископаемых — один из видов федеральных налогов в РФ, взимаемый в соответствии с гл. 26 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (см. Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395—1 «О недрах»).

Объект налогообложения представляет собой полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база установлена в виде стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Налоговый период составляет календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 342 НК РФ в зависимости от вида добытого полезного ископаемого.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Водный налог — это один из видов федеральных налогов, был введен с 1 января 2005 г. вместо платы за воду.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения ст. 333.9 НК РФ. К ним относятся четыре вида водопользования:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база по водному налогу определяется налогоплательщиком в соответствии со ст. 333.10 НК отдельно в отношении каждого водного объекта, а в случае, когда в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, — отдельно применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки. Масштабом налога являются: объем воды, площадь акватории, количество электроэнергии, объем сплавляемой древесины. За единицу налогообложения, согласно 1 куб. м воды, 1 кв. м используемой акватории, 1000 кВт/ч электроэнергии, 1000 куб. м сплавляемой древесины на 100 км.

Порядок исчисления налога предполагает исчисление налога налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Плательщики сборов — организации и физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (ст. 333.1 НК РФ).

Объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии (ст. 333.2 НК РФ). Указанная статья устанавливает также перечень объектов, не являющихся объектами обложения.

Ставки сборов устанавливаются в соответствии со ст. 333.3 НК РФ в зависимости от объекта обложения. Ставки сбора за каждый объект устанавливаются в твердых размерах.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов.

Уплата сборов производится:

1) физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);

2) плательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

1. Для исчисления налога на добычу полезных ископаемых количество полезного ископаемого рассчитывается:

а) единицах нетто массы или объема прямым или косвенным (расчетным) методом;

б) единицах брутто массы или объема прямым или косвенным (расчетным) методом;

в) в единицах нетто или брутто в зависимости от добываемого полезного ископаемого.

2. Облагаемая база по платежам за право пользования недрами при стороительстве подземных сооружений определяется:

а) как объем участка, на котором осуществляется строительство;

б) как площадь лицензионного участка, на котором осуществляется строительство, за вычетом возвращенной его части;
в) как фактическая стоимость строительства таких сооружений.

3.Облагаемая база по платежам за пользование лесным фондом определяется как:

а) площадь предоставленного в пользование плательщика участка лесного фонда;

б) объем лесосырьевых ресурсов;

в) объем лесосырьевых ресурсов или площадь предоставленного в пользование плательщика участка лесного фонда.

4. За пользование водными объектами при водоснабжении населения минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в размерах:

а) 60,0 – 370,0 рубля за 1 тысячу м3 воды в пределах установленных лимитов;

б) 60,0 рублей за 1 тысячу м3 воды в пределах установленных лимитов;

в) 60,0 рублей за 1 тысячу м3 воды в пределах лимита и 370,0 рублей сверх лимита.

5. Суммы ресурсных налогов и платежей в целях налогообложения включаются:

а) в расходы организации;

б) во внереализационные расходы;

в) на счет чистой прибыли.

Вопросы для контроля знаний - Ресурсные налоги и платежи

1. Кто является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?

2. Что признается объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых?

3. Как определяется налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых?

4. Как рассчитывается количество полезного ископаемого?

5. Какие расходы учитываются при формировании расчетной стоимости добытого полезного ископаемого?

6. В каких случаях устанавливается налоговая ставка в размере 0% при добыче?

7. Как исчисляется налоговая ставка по отдельным видам полезных ископаемых?

8. Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

9. Кто является плательщиком (неплательщиком) платежей за право пользования недрами.

10. Что является объектом обложения платежей за право пользования недрами?

11. Порядок установления ставок по платежам за право пользования недрами.

12. Какие обстоятельства принимаются во внимание для снижения ставок по платежам за право пользования недрами?

Акцизы

1. Налоговый период по акцизам устанавливается:

а) каждый календарный месяц;

в) один календарный год.

2. Налогоплательщиками акцизов являются:

а) организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье;

б) организации, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары;

в) организации, их филиалы, другие обособленные подразделения, производящие и реализущие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

3. Реализаци денатурированного спирта не является объектом обложения акцизами:

а) во всех случаях является объектом налогообложения;

б) во всез случаях;

в) при реализации в пределах выделенных квот и по специальным разрешениям, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

4. Передача подакцизных товаров между структурными подразделениями от уплаты акцизов освобождается:

а) если передача производится в производственных целях;

б) во всех случаях;

в) если структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками акцизов.

5. Передача в качестве вклада в уставный капитал подакцизной продукции:

а) признается объектом налогообложения акцизами;

б) не признается объектом налогообложения акцизами.

6. Передача для собственных нужд организации подакцизных товаров:

а) не признается объектом налогообложения акцизами, если передача осуществляется для дальнейщего производства неподакцизных товаров;

б) признается объектом налогообложения акцизами;

в) не признается объектом налогообложения акцизами.

7. Пиво относится к подакцизной продукции:

а) не относится к подакцизной продукции;

б) относится в любом случае;

в) если упаковкой служат металлические банки.

8. Мотоциклы признаются подакцизными товарами, если мощность двигателя свыше:

а) 90 л.с. (67,5 кВт);

9. Налогоплательщики – участники договора простого товарищества обязанности по уплате акцизов несут:

а) солидарную ответственность все участники;

б) только участник, ведущий общие дела по договору;

в) каждый участник в части реализации продукции, соответствующей доле его доходов.

10 Налоговая база по акцизам при передаче ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, исчисляется исходя:

а) из рыночных цен;

б) из стоимости переработки, если иное не предусмотрено статьей 40 НК РФ;

в) из цен на идентичную продукцию.

11. Порядок исчисления акциза при получении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно из республики Беларусь осуществляется следующим образом:

а) уплачивается сумма акциза, указанного в документах продавца;

б) сумма акциза, уплаченная с алкогольной продукции в республике Беларусь, вычитается из суммы акциза согласно действующим нормам НК РФ;

в) определяется по действующим нормам налогового законодательства РФ,

Вопросы для контроля знаний - АКЦИЗЫ

1. Кто является плательщиком акцизов?

2. Какие товары признаются подакцизными?

3. Что признается объектом налогообложения по акцизам?

4. Что не является объектом налогообложения по акцизам?

5. Какие налоговые ставки установлены по подакцизным товарам и подакцизному минера-льному сырью?




6. Каков порядок расчета налоговой базы по акцизам?

7. Какие операции освобождаются от обложения акцизами?

8. Что влияет при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ на процедуру взимания акциза?

9. Что понимается под особым режимом налогового склада в отношении алкогольной про-дукции?

10. Каков порядок уплаты акцизов при реализации алкогольной продукции через подакциз-ный склад?

11. Как рассчитывается налоговая база при специфических налоговых ставках?

12. Какие вычеты применяются при уплате акцизов в бюджет?

13. Какая дата принимается как дата реализации подакцизной продукции?

14. Порядок и сроки предоставления налоговой декларации и уплаты акцизов?

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: