Нормативно правовое обеспечение ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности

Опубликовано: 03.05.2024

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

- кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

- кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Алексей Иванов рассказывает о действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России: ФСБУ, ОСБУ и все-все-все. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. И даже в свежих учебниках по бухучёту встречаются описания системы, которая упразднена с 2013 года.


Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаю освещать реформу бухучёта. Она хоть иногда и подбуксовывает, но движется. Сегодня расскажу об уже действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. Да что там рядовые бухгалтеры — в учебниках по бухучёту, изданных в 2020 году, встречаются описания системы, которая работала до 2013 года! Со студенческой скамьи будущие бухи получают искаженное видение действительности.

Главный бухгалтерский нормативный документ — федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учёта подразделяются на:

  • федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ);
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учёта (ОСБУ);
  • нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;
  • рекомендации в области бухгалтерского учёта;
  • стандарты экономического субъекта.

ФСБУ устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учёта. Они обязательны для всех. Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступил в силу с 1 января 2021 года, разрешает оценивать запасы при списании одним из трёх альтернативных способов. Это значит, что для оценки конкретного вида запасов в конкретной компании нужно выбрать один из этих способов. Оценивать как-то по-другому нельзя. Кстати, привычные российскому бухгалтеру ПБУ — Положения по бухгалтерскому учёту — это тоже ФСБУ. В 2017 году статья 30 закона № 402-ФЗ была дополнена таким уточнением.

ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных отраслях экономики. ОСБУ обязательны для применения компаниями из соответствующих отраслей. Они разрабатываются Центробанком или Минфином и утверждаются ими же. Пока реально разрабатывает ОСБУ только первый. Отсутствие других разработчиков ОСБУ делает финансовый сектор экономики единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Пару лет назад мы с коллегами по университету делали НИР для Минсельхоза. Министерские чиновники были очень удивлены тем, что, оказывается, уже пять лет как не имеют полномочий издавать методические указания по бухучёту для отдельных сельхозотраслей. Только на поклон к Минфину — никак иначе.

Нормативные акты ЦБ РФ — это продолжение ОСБУ для финансового сектора. На этот уровень спускаются планы счетов, инструкции к ним и формы отчётности. Как и все циркуляры этого ведомства, они обязательны для применения в финсекторе, то есть банками, страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, ломбардами.

Рекомендации в области бухгалтерского учёта детализируют порядок применения ФСБУ и ОСБУ. Они нужны, когда из нормативки верхнего уровня сложно понять как отразить в учёте конкретную специфичную ситуацию. Рекомендации интерпретируют ФСБУ и ОСБУ в понятную для бухгалтера инструкцию. Они разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами. В отличие от ФСБУ и ОСБУ, рекомендации не являются обязательными к применению.

Например, мы разработали проект рекомендации «Учёт по энергосервисным договорам у исполнителя». Она нужна, когда исполнитель заключает с заказчиком договор, по которому за свой счёт заменяет оборудование заказчика на более энергоэффективное. В дальнейшем заказчик отдаёт исполнителю часть экономии на оплате электроэнергии. Ни один бухгалтерский нормативный документ такую ситуацию не описывает. Энергосервисные договоры есть, а порядок учёта у всех разный. Когда рекомендацию примут, обосновать правильность учёта аудиторам или суду будет проще.

Стандарты экономического субъекта — это учётная политика и другие документы, которые разрабатываются и утверждаются внутри компании и действуют только на неё.

️Напоследок важное уточнение. Система бухгалтерской нормативки иерархична — нижестоящие документы не должны противоречить вышестоящим. При расхождениях нужно руководствоваться вышестоящим документом.

Кстати, в сервисе «Моё дело Профбухгалтер» есть гибкие настройки учётной политики, которые бухгалтер может задавать индивидуально по каждому клиенту. А бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС. Попробуйте бесплатно по этой ссылке — это удобно и экономит массу времени!

Общие сведения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский учет - это формирование экономическим субъектом информации о:

  • фактах его хозяйственной жизни (сделках, событиях, операциях);
  • активах;
  • обязательствах;
  • источниках его финансирования;
  • доходах;
  • расходах;
  • других объектах (если таковые указаны в федеральных стандартах).

а) непрерывно с даты государственной регистрации экономического субъекта до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации;
б) путем накопления информации, превращения ее в документы и систематизации.

Бухгалтерская отчетность - это результат систематизации, информация о деятельности экономического субъекта и его финансовом положении за промежуток времени, называемый отчетным периодом.

Ведение бухгалтерского учета регулируется:

  1. Законом "О бухгалтерском учете";
  2. другими федеральными законами;
  3. нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Экономические субъекты, ведущие бухгалтерский учет:

  • коммерческие;
  • некоммерческие;

  • государственные;
  • местного самоуправления;
  • управления государственных внебюджетных фондов;

лица, занимающиеся частной практикой (при отсутствии применяемого к ним порядка учета объектов налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством):

  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • нотариусы;
  • иные лица;

если иное не установлено международными договорами РФ, то находящиеся на ее территории:

  • структурные подразделения иностранных организаций (при отсутствии применяемого к ним порядка учета объектов налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством);
  • международные организации, их филиалы и представительства.

Бухгалтерский учет применяется:

  • бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;
  • доверительным управляющим учета имущества, переданного ему в доверительное управление;
  • одним из участников простого товарищества учета имущества товарищей;

  • выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено законом об этих соглашениях.

Бухгалтерский учет ведется:

по общему правилу:

  • главным бухгалтером;
  • иным должностным лицом экономического субъекта;
  • лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;

  • главным бухгалтером.

Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства вправе вести бухгалтерский учет лично.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и организацию хранения документов бухгалтерского учета возлагается на руководителя экономического субъекта. При наличии разногласий между руководителем и лицом, ведущим бухгалтерский учет, последнее обязано исполнять только письменные распоряжения руководителя о принятии первичного учетного документа или отражении объекта бухгалтерского учета в отчетности. Ответственность за эти действия полностью ложится на руководителя.

Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика

Стандарты бухгалтерского учета - это документы, регулирующие деятельность экономических субъектов по ведению бухгалтерского учета. Законом предусмотрено три вида стандартов: 1) федеральные, 2) отраслевые, 3) экономического субъекта.

Предназначение и юридическая сила стандартов

определения и признаки:

  • объектов бухгалтерского учета;

  • классификации объектов бухгалтерского учета;
  • пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета;
  • применения плана счетов бухгалтерского учета (не относится к кредитным организациям:

компетенция ЦБ РФ);

  • формирования раскрываемой информации;
  • составления последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации, а также составления последней - при ликвидации юридического лица;

  • принятия к учету объектов бухгалтерского учета и их списания;
  • при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате и движении денежных средств за отчетный период;

  • раскрываемой информации;
  • приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации, а также последней - при ликвидации юридического лица;

  • денежного измерения объектов учета;
  • упрощенные ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную отчетность, для субъектов малого предпринимательства;

  • к учетной политике (в том числе к: условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту);
  • к плану счетов бухгалтерского учета (не относится к кредитным организациям: компетенция ЦБ РФ);
  • к содержанию раскрываемой информации;
  • к образцам форм бухгалтерской отчетности;

2) могут устанавливать:

  • специальные к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы;
  • к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности;

3) обязательны к применению, если в них не указано иное;

4) не должны противоречить Закону "О бухгалтерском учете".

  1. устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности;
  2. обязательны к применению, если в них не указано иное;
  3. не должны противоречить: а) Закону "О бухгалтерском учете", б) федеральным стандартам.

Стандарты экономического субъекта:

1) предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета этим экономическим субъектом, который сам определяет:

  • необходимость разработки стандарта;
  • порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандарта.

2) единообразно применяются всеми подразделениями экономического субъекта, а также могут распространяться на его дочерние общества;

3) не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Учетная политика

Экономический субъект, ведущий бухгалтерский учет, обязан, опираясь на действующее законодательство РФ, федеральные и отраслевые стандарты, выбрать для себя методы и приемы, которыми он будет руководствоваться при учете конкретных объектов бухгалтерского учета. Если говорить максимально просто, то он должен определиться, по каким формулам будут рассчитываться те или иные показатели, из которых складывается бухгалтерская отчетность.

С этой целью экономический субъект самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику - на уровне локального нормативного акта. В связи с этим Закон предъявляет к экономическому субъекту некоторые требования, в соответствии с которыми учетная политика:

1) должна применяться последовательно из года в год (быть стабильной);

2) может изменяться при условии:

  • изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных, отраслевых стандартов, если меняются какие-либо требования и надо приводить учетную политику в соответствие;
  • разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого повысит качество информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности экономического субъекта;

3) по общему правилу может изменяться с начала отчетного года для обеспечения сопоставимости отчетности разных лет.

Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация

Первичные учетные документы

Документы, принимаемые к бухгалтерскому учету и удостоверяющие факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), называются первичными учетными документами. Закон "О бухгалтерском учете" предъявляет к этим документам строгие требования:

1) наличие обязательных реквизитов (семь позиций);

2) составление документа:

  • при совершении факта хозяйственной жизни или непосредственно после его окончания;
  • на бумажном носителе/в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

3) соответствие форме, утвержденной руководителем экономического субъекта (или же форме, установленной в соответствии с бюджетным законодательством - для организаций государственного сектора);

4) правильное оформление исправлений, если таковые вносятся в документ;

5) включение копий первичных учетных документов в документы бухгалтерского учета, если оригиналы изымаются в соответствии с законодательством РФ (например, в результате обыска, выемки);

6) хранение этих документов должно продолжаться не менее пяти лет после отчетного года.

Регистры бухгалтерского учета

Регистром называется документ (журнал, ведомость), выполненный на бумажном или электронном носителе либо и на том, и на другом вместе, в котором фиксируется и накапливается информация из первичных учетных документов. Закон "О бухгалтерском учете" предъявляет требования к способу регистрации и оформлению регистра.

Требования к способу регистрации:

  1. регистрация должна быть своевременной;
  2. бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральным стандартом.

Двойная запись - это отражение каждой хозяйственной операции одновременно по двум счетам - по дебету одного и по кредиту второго, благодаря чему становится возможным избежать ошибок (не зря говорят: "дебет сошелся с кредитом"). По тем же принципам составляется бухгалтерский баланс. Дебет показывает сумму, благодаря которой средства предприятия увеличиваются (например, суммы, полученные от поставщиков). Кредит показывает уменьшение сумм экономического субъекта (например, суммы, уплаченные поставщикам).

Бухгалтерский счет (счет бухгалтерского учета) представляет собой таблицу из двух столбцов (дебет и кредит), в которой фиксируются в рублях все текущие хозяйственные операции предприятия за месяц. В столбец "дебет" помещаются поступления, а в "кредит" все, что выбывает.

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета называется планом счетов.

Требования к оформлению регистров:

  1. обязательные реквизиты (семь позиций);
  2. соответствие форме, утвержденной руководителем экономического субъекта (или же форме, установленной в соответствии с бюджетным законодательством - для организаций государственного сектора);
  3. исправления могут быть внесены только лицами, ответственными за ведение регистра, и правильно оформлены ими.

Требования к обеспечению сохранности регистров:

  1. если регистры изымаются у экономического субъекта в соответствии с законодательством РФ, то копии изъятых документов включаются в состав документов бухгалтерского учета;
  2. хранение этих документов должно продолжаться не менее пяти лет после отчетного года.

Инвентаризация активов и обязательств

Инвентаризация - это мероприятие, организуемое экономическим субъектом с целью выявления расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Именно в ходе инвентаризации путем сверки выявляется фактическое наличие объектов и происходит сопоставление с регистрами.

Виды инвентаризации, выделяемые действующим законодательством РФ и в подзаконных нормативных правовых актах:

в зависимости от источника, устанавливающего необходимость ее проведения:

  • проводимая в случаях, в сроки и в порядке, установленные экономическим субъектом самостоятельно;
  • проводимая в случаях, установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами, в обязательном порядке (например, при передаче имущества в аренду, смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения имущества, других случаях);

в зависимости от объекта различается инвентаризация:

  • дебиторской и кредиторской задолженности;
  • материально-производственных запасов;
  • прав на результаты научно-технической деятельности;
  • алкогольной продукции, произведенной на территории РФ;
  • других разновидностей.

Виды инвентаризации, выделяемые в бухгалтерском учете:

  • по объему - полная и частичная;
  • по методу проведения - выборочная и сплошная;
  • по назначению - плановая, внеплановая, повторная и контрольная.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это систематизированная информация о:

  • финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
  • финансовом результате его деятельности за отчетный период;
  • движении денежных средств за отчетный период.

Виды бухгалтерской (финансовой) отчетности по охватываемому периоду:

  • годовая (отчетный период исчисляется с 1 января по 31 декабря включительно);
  • промежуточная (обычно квартальная).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по экономическим субъектам:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к ним;

для организаций государственного сектора устанавливается в зависимости от их типа, например, для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - это:

  • баланс учреждения;
  • разделительный (ликвидационный) баланс;
  • пояснительная записка к балансу;
  • справки а) по консолидируемым расчетам, б) по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года;
  • отчеты: а) об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, б) о принятых учреждением обязательствах, в) о финансовых результатах деятельности;

  • годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
  • отчеты: а) о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России, б) об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав его имущества, в) о расходах на содержание служащих Банка России, г) об исполнении сметы капитальных вложений, д) об объеме сделок, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах;

для иных экономических субъектов:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к ним.

Бухгалтерский баланс - это отчет, состоящий из двух частей:

1-я "активы", в которую входят:

  • материальные внеоборотные активы;
  • нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы;
  • запасы;
  • денежные средства и денежные эквиваленты;
  • финансовые и другие оборотные активы;

Актив отражается в рублях, показывает материальные и нематериальные ценности (имущество) субъекта, их состав и размещение. Иными словами, актив - это то, что реально есть у экономического субъекта.

Внеоборотные активы - они же "основные фонды", средства производства длительного использования, более года.

Оборотные активы - они же "оборотные фонды", средства производства, расходуемые в течение года (сырье, материалы, денежные средства).

2-я "пассивы", в которую входят:

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные заемные средства;
  • другие долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные заемные средства;
  • кредиторская задолженность;
  • другие краткосрочные обязательства.

Пассив баланса показывает источники финансирования, за счет которых сформирован актив. В нем отражаются собственные средства (уставный капитал) и заемные, они же - долги экономического субъекта (не выплаченные кредиты, налоги).

По итогам баланса сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Это объясняется тем, что в обеих частях баланса отражаются одни и те же денежные средства, но под разными углами зрения:

  • в активе происходит группировка по составу (проще говоря, по тому, что приобретено на эти деньги);
  • в пассиве происходит группировка по источникам (проще говоря, по тому, откуда были получены деньги на приобретение активов).

Нельзя путать указанное равенство с понятием "нулевой баланс", под которым понимается пустая форма баланса, сдаваемая в налоговую инспекцию при отсутствии у экономического субъекта работников, деятельности и движения денежных средств по счетам.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее бумажного экземпляра руководителем экономического субъекта.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Читайте также: