Проблемы применения таможенных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Предварительное информирование таможенных органов (Афонин П.Н., Хрунова А.Л.) // Экономические отношения. № 1 / 2017

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].


Почему переработка товаров на таможенной территории важна в первую очередь для предприятий текстильной и легкой промышленности, работающих с ввозимым сырьем? Реалии, подводные камни и перспективы разрешительной таможенной процедуры на примере российских компаний, отшивающих коллекции ready-to-wear для крупных иностранных брендов из импортных тканей и фурнитуры, -в аналитике наших экспертов.

Актуальность для бизнеса

Использование таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» приобретает все большую значимость в современных российских экономических условиях, поскольку ее применение решает две ключевые задачи: привлечение инвестиций в перерабатывающие производства и существенное увеличение объемов экспортируемой продукции. Напомним,что к 2020 году он должен составить 250 млрд. руб.

Согласно исследованиям, проведенным Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности СОЮЗЛЕГПРОМ, для российских дизайнеров и швейных производств сегодня особенно актуальна возможность получения заказов от мировых ритейлеров на отшив одежды из давальческого сырья. Правильно внедренная практика переработки на таможенной территории могла бы существенно расширить производственные мощности отечественных предприятий легкой промышленности. Возможность принимать заказы от иностранных компаний на производство одежды, обуви и аксессуаров в значительной степени способствовала бы подъему конкурентоспособности швейной промышленности и модной индустрии в целом при одновременном росте несырьевого экспорта.

В 2017 году объем экспорта одежды (61 группа ТНВЭД РФ) из Российской Федерации приблизился к 3 000 т, что в относительном выражении составляет около 2% от общего количества импортируемой одежды. При этом основная доля пришлась на продукцию, изготовленную с использованием импортного сырья и фурнитуры. По оценкам Росстата, около 90% из 300-330 тыс. человек, занятых в легкой промышленности, трудятся на малых и средних предприятиях. В основном это касается швейной и трикотажной подотраслей, предприятия которых в настоящее время работают не с полной загрузкой.

Суть процедуры

«Переработка на таможенной территории» - таможенная процедура, специально разработанная для отечественных производственных предприятий, которые выпускают экспортную продукцию с использованием импортного сырья и комплектующих. Суть в следующем: иностранные товары, используемые для производства на российском предприятии, ввозятся на срок переработки без уплаты таможенных пошлин и платежей. Таким образом, если продукция предприятия отправляется на экспорт, то возникает существенная экономия. Ключевым моментом является отсутствие экономической нагрузки на предприятие в виде таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Условия помещения товаров под таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» регламентированы Таможенным кодексом ЕАЭС.

Текущие проблемы применения процедуры и пути решения

Мы убеждены, что доступность широкому кругу предпринимателей, а также изменение системы администрирования в части применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» могли бы существенно помочь развитию российского производственного сектора в различных отраслях промышленности и логистики. Вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза дает большие надежды бизнесу на качественное улучшение таможенного администрирования. Однако современная практика применения самой процедуры пока не идеальна. Рассмотрим ключевые проблемы.

1. Идентификация. Основной проблемой использования таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» является выполнение условия о возможности идентификации таможенными органами ввозимых тканей и фурнитуры в готовой одежде. Существующие методы и формы идентификации ввозимых тканей и фурнитуры в готовых изделиях в целом не могут быть применены к оценке того факта, что именно ввезенная ткань и фурнитура были использованы при производстве данного предмета одежды.

Для ускорения процессов принятия решения по идентификации изделий легкой промышленности мы предложили Федеральной таможенной службе России рассмотреть возможность выдачи Торгово-промышленной палатой совместно с СОЮЗЛЕГПРОМ удостоверений об идентификации на соответствующую продукцию. Согласно проведенным предварительным консультациям с экспертами существующие на сегодняшний день методы исследований текстильного сырья в готовом продукте обеспечивают их стопроцентную идентификацию. В этой связи в порядке эксперимента мы предложили разработать и начать применять выдаваемые ТПП удостоверения об идентификации иностранных тканей в готовых изделиях. Для этого было предложено составить методические рекомендации по используемым методам идентификации (процедура сопоставления предварительно отобранных проб и образцов иностранного давальческого сырья) в продуктах их переработки, подробное описание и фотографирование рисунков (принтов) на тканях и т.д.

Единые правила идентификации ввозимых для переработки на таможенной территории тканей существенно ускорили бы процесс получения разрешений на применение таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории». Производитель при их наличии смог бы подготовить все необходимые документы и сведения, а таможня - принять их в полном объеме (без предварительного согласования и принятия решения на усмотрение таможенного органа). Однако сегодня данные предложения не нашли положительного отклика, так как, по мнению специалистов Федеральной таможенной службы России, данной проблемы не существует, а предложенное решение только приведет к жалобам со стороны предпринимательского сообщества об удорожании процесса. Получается, что бизнесу дешевле таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» не применять. При этом Федеральной таможенной службой России предлагается обеспечивать идентификацию путем предварительного отбора проб и образцов ввозимых тканей и фурнитуры для производства одежды в целях лабораторных исследований для обеспечения идентификации в готовых изделиях. По нашему опыту в некоторых регионах получение соответствующих заключений от таможенных лабораторий может занимать от 3 до 6 месяцев. Такие сроки не оставляют возможности для применения рассматриваемой таможенной процедуры.

2. Срок выдачи разрешения. В настоящее время на рассмотрении Комиссии Евразийского экономического союза находится проект Решения, который предусматривает возможность
подачи таможенному органу в качестве заявления для применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» таможенной декларации не только в случае необходимости осуществления работ по ремонту товаров, но и на иные работы по переработке товаров, если их стоимость не превышает 10 000 евро.

По нашему мнению, принятие подобного Решения при одновременном наличии точно и четко согласованной процедуры идентификации и увеличении суммы таможенной стоимости работ и услуг до 50 000 евро существенно ускорит и упростит порядок применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории».

Срок выдачи разрешения на таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» сегодня составляет 15 дней (он может быть продлен таможенным органом до 30 дней). Однако на практике в связи с постоянно запрашиваемыми таможенными органами документами, уточняющими заявленные сведения (по большей части именно о способах идентификации тканей и фурнитуры в готовых изделиях легкой промышленности), срок принятия решений существенно затягивается. По отдельным обращениям срок рассмотрения возможности применения процедуры затягивался до трех месяцев, но сумма в 10 000 евро, прописанная в проекте Решения, сегодня никак не изменит текущей ситуации.

3. Меры нетарифного регулирования. До 1 января 2018 года процедура «Переработка на таможенной территории» не предусматривала применения мер нетарифного регулирования к товарам, ввозимым для переработки. Сегодня это является обязательным, несмотря на то, что ввозимые для переработки ткани и фурнитура сохраняют статус иностранного товара.

Необходимость декларировать соответствие ввозимых тканей, фурнитуры и иных комплектующих для производства одежды и других изделий легкой промышленности влечет за собой дополнительные расходы, а также увеличивает срок принятия товаров на переработку минимум на 21 день для исследования проб и образцов при получении протоколов, на основании которых выдаются декларации соответствия на товар.

Варианты решения проблемы:

1) предоставление предприятием, получающим разрешение на переработку товаров легкой и текстильной промышленности, дополнительного обязательства о вывозе полученной готовой одежды в полном объеме;

2) ускорение вступления в силу Изменений № 1 в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», в котором предлагается дополнить статью пунктом 4 следующего содержания: «4. В случае, если такая продукция легкой промышленности, как материалы текстильные, войлок, фетр и нетканые материалы, меха, кожа и кожа искусственная, производятся или ввозятся для целей изготовления готовой продукции легкой промышленности и таким образом являются сырьем (материалами) для изготовления готовой продукции, обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Технического регламента подлежит готовая продукция легкой промышленности. При этом продукция легкой промышленности, которая производится или ввозится предприятием для производства готовой продукции, не может выпускаться в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза».

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и платежей. Действующим таможенным законодательством предусмотрено, что предприятие легкой промышленности при помещении ввозимых тканей и фурнитуры под действие таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» должно предоставить обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей и налогов за исключением тех случаев, когда таможенный орган имеет основания полагать, что условия ввоза тканей для переработки на таможенной территории не будут выполнены, например, готовые изделия одежды будут выпущены для внутреннего потребления.

Необходимо отметить, что предоставление денежного обеспечения существенно снижает экономический эффект от применения процедуры и сужает возможности ее использования широким кругом участников ВЭД. Решением проблемы могло бы стать предоставление возможности подачи предприятием дополнительного гарантийного обязательства о вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Российской Федерации в установленный срок, либо ограничение суммы, не требующей обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей, стоимостью работ и услуг по переработке размером до 50 000 (по аналогии с заявлением процедуры переработки на таможенной территории путем подачи таможенной декларации).

5. Устраненный барьер и освобождение от НДС реэкспортируемой после переработки продукции. Стоит отметить, что ранее существовало еще одно очень важное препятствие в достижении максимального экономического эффекта от применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории», связанное с тем, что вывозимая готовая продукция легкой промышленности, полученная в результате переработки, не подлежала налогообложению по ставке 0%, как при чистом экспорте. Однако по многочисленным просьбам бизнесменов с 1 января 2018 года стали действовать соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

Мы уверены, что предоставление предприятиям легкой и текстильной промышленности возможности в полном объеме использовать таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» позволит привлечь новые заказы на производство одежды, увеличить объемы экспортируемой продукции, создать новые высокотехнологичные рабочие места и в итоге приведет к общему повышению мировой конкурентоспособности отрасли. При этом общее распространение практики применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» могло бы существенно повлиять на развитие всех отраслей российской промышленности.

Благодарим за участие в подготовке статьи Елену Попову, заместителя руководителя Московского представительства АО «ИнВест Мультимодал», доцента кафедры «Таможенное дело и ВЭД» Московского социально-экономического института.

Анализ применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей

Комплексное исследование правовой природы обеспечения уплаты таможенных платежей позволило сформулировать основные принципы таможенного обеспечения:

  1. принцип законности, проявляющийся через установление общих условий таможенного обеспечения и закрепление системы способов обеспечения законодательством РФ, в том числе таможенным законодательством государств – участников Таможенного союза;
  2. принцип свободы выбора плательщиком конкретного способа обеспечения, позволяющий плательщику таможенных платежей самостоятельно выбирать способ обеспечения уплаты таких платежей, за исключением договора страхования, использование которого возможно только в специальных случаях;
  3. принцип целенаправленности таможенного обеспечения, заключающийся в том, что основной целью таможенного обеспечения является гарантия надлежащего исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов;
  4. принцип фискальный, реализующийся посредством предоставления гарантий уплаты таможенных платежей с целью обеспечения наполнения доходной части федерального бюджета;
  5. принцип приоритета публичных интересов, связанный с принципом фискальности и означающий, что принимаемые в этой области нормативные акты должны отстаивать интересы государственной казны от неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
  6. принцип сочетания императивных и диспозитивных начал механизма таможенного обеспечения, предопределенный самой сущностью таможенного обеспечения.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Законодательством государств — членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства — члена таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Если одним и тем же лицом на территории одного из государств — членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства — члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств — членов таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением. Порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве — члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных ТК ТС.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве — члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах — членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств — членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Законодательством государств — членов таможенного союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.

Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

При выпуске товаров в соответствии со статьями 198 и 199 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных ТК ТС.

В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных ТК ТС, если это предусмотрено законодательством государств — членов таможенного союза.

При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений ТК ТС.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

2.1 Залог имущества и поручительство в таможенном законодательстве: общие признаки и отличительные черты.

Залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита залог имущества может быть представлен также иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

К правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, выполнением обязательств, обеспеченных залогом, обращением взыскания на заложенное имущество, прекращением залога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона.

Предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации может являться предметом залога, за исключением:

  1. имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
  2. имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;
  3. товаров, подвергающихся быстрой порче, животных;
  4. электрической, тепловой и иных видов энергии;
  5. предприятий;
  6. имущественных прав;
  7. ценных бумаг;
  8. космических объектов;
  9. залога товаров в обороте;
  10. продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена;
  11. имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда.

Предмет залога в течение всего периода действия договора о залоге имущества должен находиться на территории Российской Федерации.

Для определения рыночной стоимости предмета залога осуществляется оценка предмета залога в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением предоставляются в двух идентичных экземплярах проект договора о залоге имущества, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и документы, подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий.

Проект договора о залоге имущества должен содержать положения о том, что:

  • последующий залог имущества, заложенного для обеспечения обязательств перед таможенными органами, в течение срока действия договора о залоге имущества не допускается;
  • лицо, которому принадлежит заложенное имущество (залогодатель), не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа;
  • залогодатель обязан страховать за свой счет переданный в залог предмет залога независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенному органу;
  • залогодатель производит оценку предмета залога за свой счет;
  • залогодатель и таможенный орган пришли к соглашению об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке в случае неисполнения обязательств, обеспеченных залогом имущества;
  • замена предмета залога допускается с письменного согласия таможенного органа другим равным по стоимости имуществом, что оформляется дополнительным соглашением к договору о залоге имущества;
  • в случае обращения взыскания на предмет залога расходы на его реализацию покрываются за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, а при их недостаточности — за счет залогодателя.

Договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20 процентов.

Договор о залоге имущества может заключаться с оставлением предмета залога у залогодателя или с передачей заложенного имущества таможенному органу. Договор о залоге имущества заключается с оставлением предмета залога у залогодателя, если у таможенного органа отсутствуют основания полагать, что условия пользования, распоряжения и хранения предмета залога не будут соблюдены.

Предложение заключить договор о залоге имущества рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

В случае заключения договора о залоге имущества таможенный орган выдает залогодателю таможенный приходный ордер. В случае отказа в заключении договора о залоге имущества таможенный орган в срок, установленный ТК ТС, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор о залоге имущества, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

При неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все расходы, связанные с заключением договора о залоге имущества и обращением взыскания на заложенное имущество, несет залогодатель.

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем. К правоотношениям, связанным с заключением договора поручительства, выполнением обязательств, обеспеченных поручительством, представлением поручителю требования, прекращением поручительства, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона.

При выборе плательщиком таможенных пошлин, налогов поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства. Вместе с указанным предложением представляется в двух идентичных экземплярах проект договора поручительства, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а также согласие плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Проблемы определения величины таможенных платежей

При формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые не затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся развитием.
Цель таможенных органов – максимальное содействие международным экономическим отношениям, повышение товарооборота. Таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого – пополнение федерального бюджета.[2]

Эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы – таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Закон о таможенном тарифе предусматривает методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров: [4]

  • 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами,
  • 2) по стоимости сделки с идентичными товарами,
  • 3) по стоимости сделки с однородными товарами,
  • 4) вычитания стоимости,
  • 5) сложения стоимости,
  • 6) резервный метод.

В большинстве случаев применяется первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.

В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, – к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства. [14]

Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов. Величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения. Международные организации рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики. [11]

Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки.

С приходом кризиса система ввоза в Россию различных товаров начала регрессировать — таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов. Федеральная таможенная служба РФ в 2014 году перечислила в бюджет более 7 трлн. рублей, а именно 7100,6 млрд рублей таможенных платежей и сборов. Из них – 69% этих средств – таможенные платежи за экспорт, а 31% импорт. Сумма доначисления ФТС после корректировки таможенной стоимости составляет 32,900 млрд. руб. Это превышает сумму денежных средств, перечисленных ФТС России в 2013 году (6564,56 млрд рублей), более чем на 535,3 млрд рублей или на 8,1%. [22]

Меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для развития экономики страны. Стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к росту цен и дефициту. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. [16]

Таможня выбирает максимально возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Минимальная урегулированность контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, разных злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД. Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. [13]

Можно выделить следующие слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:

необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;

несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров. [2]

Несмотря на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок принятия решений по таможенной стоимости товаров, таможенные органы часто принимают необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями.

Основная проблема, возникающая при разрешении в судебном порядке споров о корректировке таможенной стоимости, связана с отсутствием единства в толковании Закона о таможенном тарифе судебными и таможенными органами. Если судебная практика формируется высшими судебными органами, то в системе таможенных органов в качестве источника формирования правоприменительной позиции используются указания региональных таможенных управлений. В целях установления единообразного подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение правоприменительных проблем на уровне высших органов обеих систем. [17]

От правильности определения величины таможенной стоимости зависит количественный показатель поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, поэтому «таможенная стоимость» это ценовая характеристика товара, определяемая в соответствии с методами, закрепленными в Законе «О таможенном тарифе, отражающая его реальную цену и используемая в качестве стоимостной основы для целей таможенного обложения». [4]

Следует усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку таможенной стоимости без достаточных к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение.

Контроль заявления и определения таможенной стоимости должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС России. Указанные лица должны осуществлять свою деятельность во всех таможнях Российской Федерации и быть подотчетными ФТС.

Применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур.[15]

осуществляемое в соответствии со ст. 122 ТК обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей. Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

1) залогом товаров и транспортных средств;

2) гарантией третьего лица;

3) внесением на депозит причитающихся сумм. При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган РФ не примет иного решения. Залогода тель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа РФ. Оформление залога и обращение взыскания на предмет залога осуществляются в соответствии с законодательством РФ о залоге (использование залога таможенными органами регламентировано приказом ГТК от 22 февраля 1994 г. № 71). В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего ли цензию ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте. Указанные банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет ГТК. Порядок рассмотрения заявлений банков и иных кредитных учреждений о включении в реестр определяется ГТК. За включение банка и иного кредитного учреждения в реестр взимается сбор. При несоблюдении условий гарантии и требований ТК банк и иное кредитное учреждение могут быть исключены из реестра по решению ГТК. При исключении банка или иного кредитного учреждения из реестра уплаченный сбор возврату не подлежит. На депозит вносится сумма таможенных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются. Порядок внесения на депозит причитающихся сумм и их возврата определяется ГТК (приказы ГТК от 22 декабря 1993 г. № 549 и от 10 мая 2001 г. № 427). В соответствии с Феде ральным законом от 5 августа 2000 г. № 118ФЗ в случае внесения налогоплательщиком авансовых платежей или средств на депозит в обеспечение уплаты таможенных платежей указанные средства размещаются исключительно на счетах федерального казначейства. Документами ГТК установлены:

а) правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами (приказом ГТК от 24 апреля 2000 г. № 341);

б) реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами (приказом ГТК от 16 января 2001 г.№41);

в) методика работы с банковскими гарантиями, выданными в качестве обеспечения исполнения владельцами таможенных складов обязательств в отношении товаров, хранящихся на таможенных складах (письмо ГТК от 5 февраля 2001 г. № 0106/4459).

Что такое обеспечение уплаты таможенных платежей?

Обеспечение уплаты таможенных пошлин означает следующее: выпуск груза с поста осуществляется без фактической оплаты декларантом. Эта процедура возможна только под определённые гарантии того, что все задолженности будут погашены, но с некоторой отсрочкой. Значение термина подробнее описано в официальном документе — ТК ТС.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область (звонок бесплатен)

Применение термина

Применяется термин во многих случаях. Их можно разделить на две категории:

  • Безусловные.
  • Исключительные.

Безусловные случаи

К безусловным случаям относятся:

  • таможенный транзит;
  • переработка груза вне таможенной территории.

При данных режимах теоретически не должны взиматься таможенные взносы. Обеспечение уплаты в подобных случаях позволяет контролировать предпринимателей.

Однако контроль не всегда осуществляется должным образом. Некоторые недобросовестные бизнесмены осуществляют импорт и экспорт грузов без уплаты таможенных взносов, прикрываясь таможенным транзитом и переработкой вне таможенной территории.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин оформляется под гарантии оплаты.

Исключительные случаи

Исключительные случаи — это редкие прецеденты. К ним можно отнести:

  • форс-мажоры;
  • временные режимы и договорённости между участвующими в сделке государствами.
  • различные переходные этапы и т. д.

В таких ситуациях таможенные органы не могут сразу точно определить размер таможенной пошлины для конкретной операции, а задерживать груз не имеют права. Тогда и применяется обеспечение уплаты пошлин.

Существует условное разделение исключительных случаев использования данного термина:

  • Значительные изменения в сроках погашения взносов. Они могут осуществляться в рамках международных договоров.
  • Выпуск груза, который в дальнейшем подлежит прохождению различных экспертиз. Это могут быть проверки качества и пробы, процедуры получения разрешений и сертификатов и т. д.
  • Иные случаи. Таможенная очистка — сложная процедура. Каждый случай должен рассматриваться отдельно, что зачастую занимает много времени. А задерживать груз дольше установленного в законодательстве Российской Федерации срока сотрудники таможни не имеют права.

Генеральное обеспечение

Иногда предприниматели намереваются продолжительный период времени придерживаться режима, который подразумевает оплату сборов после выпуска товара под ответственность декларанта. Тогда выгоднее всего для упрощения торговых процедур использовать возможность генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин.
Система работает так: одна таможня должна подтвердить сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на продолжительный срок. Абонемент должен быть признан и другими службами.

В сертификате содержится следующая информация:

  • Наименование непосредственно того государственного органа, кто подтвердил абонемент.
  • Лицо, которое предоставило документ.
  • Срок действия.
  • Весь список процедур и операций, которые будут проводиться в рамках данного документа.
  • Сумма обеспечения.

Оформление генерального обеспечения значительно сокращает расходы и сохраняет время на оформлении документов на ряд таможенных формальностей.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 10.11.2018 2018-11-10

Статья просмотрена: 4170 раз

Библиографическое описание:

Моргун, А. В. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей / А. В. Моргун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53652/ (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность темы исследования. Федеральная таможенная служба Российской Федерации в области таможенного администрирования ступенчато проводит изменения, оптимизирует таможенные операции, вводит передовые информационные технологии. Выполняется данная работа в соответствии со Стратегией совершенствования таможенных органов до 2020 года, с учетом реализации дорожных карт «Совершенствование таможенного администрирования» [2].

Стремясь к формированию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, Федеральная таможенная служба России проводит большую работу по введению высокоперспективных технологий уплаты таможенных платежей. Согласно части 14 статьи 116 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1] уплата таможенных пошлин, налогов может производиться посредством платежных и электронных терминалов, банкоматов.

При уплате таможенных платежей для работы электронного терминала используются как программные, так и аппаратные средства, определяемые оператором таможенных платежей на рабочем месте плательщика, а также на основе сервисов личного кабинета.

Для того, чтобы улучшить систему уплаты таможенных платежей созданы и введены следующие технологии:

1) удаленная уплата таможенных платежей с использованием электронной подписи при подаче декларации на товары в электронном виде, имеющей признак удаленной уплаты;

2) уплата таможенных платежей физическими лицами посредством платежных терминалов, электронных терминалов и банкоматов, размещенных вне пунктов местоположения таможенных органов, наличными денежными средствами или банковскими картами, обслуживание которых предоставляют операторы таможенных платежей;

3) удаленная уплата таможенных платежей физическими лицами касательно товаров для частного пользования, перемещаемых перевозчиками (службами курьерской доставки и транспортно-экспедиторскими компаниями) в адрес физических лиц получателей товаров.

5 октября 2015 года через Портал электронного декларирования ФТС России осуществлена возможность оплаты таможенных платежей участниками внешнеэкономической деятельности, к которому открыт доступ через официальный интернет-сайт Федеральной таможенной службы.

Внедрение обязательного электронного декларирования сформировало положения для активного совершенствования технологии удаленной уплаты таможенных платежей.

Под удаленной уплатой таможенных платежей считается предоставление возможности плательщику совершить уплату таможенных платежей прямо со своего рабочего места с использованием электронного терминала с разъяснением в декларации на товары, представленной в электронной форме, особого показателя удаленной уплаты таможенных платежей.

Главное в технологии удаленной уплаты таможенных платежей состоит в том, что декларант с участием микропроцессорной карты при таможенном декларировании товаров приобретает доступ к особому банковскому счету участника внешнеэкономической деятельности, с которого происходит на счета Федерального казначейства перевод денежных средств. В одном из банков-участников платежной системы оформляется карта. Операторами платежной российской системы, обеспечивающими участникам внешнеэкономической деятельности услуги, являются ООО «Мультисервисная платежная система» и ООО «Таможенная карта» [4].

Реализовываться уплата таможенных платежей может удаленно, посредством личного кабинета оператора интернет-платежей или с поддержкой POS-терминалов на таможенных постах, а также через программное средство декларанта.

Существенные преимущества применения технологии удаленной уплаты: осуществление таможенных платежей всех видов в любом таможенном органе на территории России; защищенность расчетов и целевое применение перечисляемых сумм; уплата таможенных платежей вместе с подачей декларации, включая доплату отсутствующих сумм; возможность управления платежами посредством онлайн-сервисов; при выпуске нескольких карт допустимость таможенного декларирования и оплаты таможенных платежей сразу в разных таможенных органах; отсутствие надобности субсидирования денежных средств.

Федеральная таможенная служба России также создала условия для оплаты таможенных платежей через сеть «Интернет» при помощи таможенных карт РАУНД.

Участник внешнеэкономической деятельности при данном способе уплаты таможенных платежей может осуществлять оплату таможенных платежей непосредственно в процессе электронного декларирования. Отсутствует при этом необходимость в физическом присутствии работника на таможенном посту, либо в установке POS-терминала в офисе участника внешнеэкономической деятельности.

Значительную степень безопасности при осуществлении интернет-платежей обещает таможенная карта РАУНД, вследствие использования разового SMS пароля, а также электронной подписи плательщика. Оповещение об оплате мгновенно зачисляется в информационную систему ФТС России после проведения платежа.

Федеральная таможенная служба создала работу вместе с Федеральным казначейством, обращенную на форсирование сроков приема информации об перечислении и уплате денежных средств. Поступает информация об уплате и перечислении денежных средств в электронном виде в таможенные органы. Время доведения информации до таможен о зачислении денежных средств урезано до двух часов.

Сегодняшние технологии уплаты таможенных и иных платежей, управляющие таможенными органами дают возможность: во-первых, соразмерно с суммами, начисленными на товары в декларации, принимать уплату таможенных платежей, что исключает потребность движения денежных средств; во-вторых, время осуществления таможенных операций уменьшить; в-третьих, ошибки при вводе банковских реквизитов и иной информации, минимизировать, нужной для точной идентификации платежей и плательщика»; в-четвертых, соединить технологии удаленной уплаты таможенных платежей и возможности электронного декларирования, исключающие необходимость в местах совершения таможенных операций наличия участника внешнеэкономической деятельности [3].

Следовательно, Федеральная таможенная служба России выполнила большую работу по улучшению системы обеспечения уплаты таможенных платежей, улучшению способов уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей. Удачно используются, в данное время, такие технологии, как удаленная уплата, позволяющая в порядке реального времени исполнять уплату таможенных платежей и уплату таможенных платежей с применением таможенных платежных карт. Вследствие этого стало достижимым исполнять выпуск товаров до периода действительного зачисления денежных средств на счета таможенных органов, а также существенно урезать время совершения таможенных операций.

Немало проблем появляется у таможенных органов, при взыскании с участников ВЭД таможенных платежей. Существенные трудности связаны с фальсификацией документов, предоставляемых при таможенном декларировании транспортных средств и товаров, а также вследствие занижения таможенной стоимости товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей. Немаловажное значение играет при взимании и обеспечении уплаты таможенных платежей, проблема несовершенства нормативно-правовой базы.

Развитие системы уплаты таможенных платежей осуществляется через введение новейших информационных технологий, которые будут содействовать совершенствованию работы таможенных органов при проведении таможенного контроля, для решения появляющихся проблем.

Читайте также: