К методам косвенного регулирования экономики относятся налоги

Опубликовано: 12.05.2024

Файл: Тесты по Госрегулированию экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлена: 20.11.2019

Скачиваний: 70


Тесты по ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ

1. Политика протекционализма была обоснована научной школой:

Б) меркантилистов;

2 . «Рецептами» кейнсианства для государственного регулирования экономики являются :

А) регулирование денежной массы;

Б) дефицитный госбюджет;

В) существенные расходы государства на инвестиции;

Г) сокращение трансакционных издержек.

3. Переход к рыночной экономике в РФ осуществлялся на основе:

А) Укрепление вертикали власти;

Б) либерализация ценообразования;

В) развитие экономики знаний;

Г) приватизация и разгосударствление.

4. «Провалами» рынка являются:( Провалы" (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

А) монополия;

Б) дефицит государственного бюджета;

В) асимметричность информации;

Г) производство общественных благ.

5. Монетаризм главным направлением регулированием экономики считает:

А) регулирование денежной массы;

Б) сокращение дефицита гос.бюджета;

В) регулирование ставки рефинансирования;

Г) регулирование норм обязательных резервов для банковского сектора.

6) Доля государства в экономике определяется:

А) долей государственной собственности;

Б) долей перераспределения ВВП через бюджетную систему;

В) долей денежной массы к ВВП;

Г) долей занятых в государственном секторе экономики.

7. Определите экономические функции государства:

А) регулирование рынка;

Б) производство общественных благ;

В) перераспределение ресурсов;

Г) определение пропорций совокупного спроса и предложения.

8. В развитых европейских государствах доля ВВП перераспределения через бюджетную систему, составляет примерно :

Б) 40-45%;

9. Роль государства в экономике определяется:

А) количеством денег в обращении;

Б) долей перераспределяемого ВВП;

В) долей занятых по формам собственности;

Г) величиной дефицита бюджета.

10. К методам косвенного регулирования экономики относятся:

А) налоги;

В) государственные закупки;

Г) ставка рефинансирования.

1.Назовите нормы антимонопольного контроля, используемые при создании, слиянии коммерческих организаций:

А) сумма активов учредителей, создающих новую организацию, превышает 200 тыс. МРОТ;

Б) стоимость активов новой организации при слиянии превышает 100 тыс. МРОТ;

В) создание организации с филиалом более чем в 10 субъектах Федерации;

Г) все ответы неверны;

2. К доминирующим хозяйствующим субъектам можно отнести организации с долей на рынке определённого товара :

3. Характеристиками олигопольного рынка являются:

А) конкуренция между несколькими продавцами;

Б) вход в отрасль и выход из неё не возможны;

В) выпуск однородного продукта

Г) большое количество покупателей и продавцов

4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяет монопольную власть через:

А) ценовую компоненту;

В) долю компаний на рынке;

Г) долю крупнейших компаний в объёме продаж;

5. Антимонопольное регулирование на товарных рынках запрещает:

А) установление монопольно низких цен;

Б) изъятие товаров из обращения;

В) рекламу монополистов;

Г) слияние и поглощение.

1.Величина налогов непосредственно влияет на величину:

А) спроса;

Б) предложения;

В) все ответы не верны;

2. Определите общефедеральные налоги:

А) налог на прибыль;

Б) земельный налог;

В)налог с продаж;

3. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

А) доходы от налога на имущество юридических лиц;

Б) доходы от налога на прибыль;

В) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Г) доходы от налога на землю;

4. Назовите ставки НДС (в %):

5. Единый налог на временный доход применим:

А) к соглашениям о разделе продукции;

Б) к лизинговым соглашениям;

В) к отдельным видам деятельности ;

Г) все ответы не верны

1.Функциями бюджетной политики являются:

А) обеспечение расходов на обеспечение производственных благ;

Б) обеспечение социальных индивидуальных расходов;

В) обеспечение конкуренции;

Г) обеспечение стратегии и тактики социально-экономического развития определённого типа ;

2. В консолидированный региональный бюджет входят:

А) муниципальные бюджеты;

Б) бюджет пенсионного фонда;

В) бюджет субъекта Федерации;?

Г) бюджет регионального фонда социального страхования;

3. Относительная величина дефицита бюджета определяется как:

А) разность доходов и расходов к величине ВВП;

Б) отношение выплат по внешним и внутренним долгам к величине расходной части бюджета;

В ) разность налоговых и не налоговых доходов к величине ВВП;?

Г) разность доходов и расходов к численности экономически активного населения;

4. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

А) кредиты ЦБ;

Б) нефтегазовые доходы бюджета;

В) резервный фонд;

Г) внешние займы;

5. Основными показателями для составления федерального бюджета РФ являются:

А) темп роста ВВП;

Б) темп роста инфляции;

В) величина цен на нефть на мировых рынках;

Г) ожидаемый валютный курс;

1.Назовите значение действующего в настоящее время в РФ экономического индикатора:

А) ставка рефинансирования 8%;

Б) нормы обязательных резервов 4-4,5%;

В) страхование депозитов 3-5%;

Г) прирост М 2 за квартал 1-3%;

2 . В денежную массу входят :

А) только наличные деньги в обращении;?

Б) только вклады до востребования и депозиты;

В) только денежный эквивалент ценных бумаг;

Г) все ответы неверны;

3 . В денежную базу входят:

А) М 0 ;

Б) М 2 ;

В) обязательные резервы КБ в ЦБ;

Г) все ответы неверны;

4. Инструментами регулирования экономической системы являются:


А) ставка рефинансирования;

Б) нормативы обязательных резервов;

В) валютные интервенции в ЦБ;

Г) купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг с обратным выкупом;

5 . Контроль деятельности коммерческих банков осуществляется:

А) лицензированием;

Б) установлением обязательных экономических нормативов в деятельности;

В) определением структуры денежной массы;

Г) все ответы неверны;

1. К инвестициям в нефинансовые активы относятся:

А) затраты на создание основных фондов;

Б) затраты на объекты интеллектуальной собственности;

В) затраты на приобретение в собственность земельных участков;

Г) затраты на приобретение ценных бумаг;

2. К формам государственного стимулирования инвестиционной деятельности относятся:

А) государственные гарантии;

Б) бюджетное финансирование;

В) ускоренная амортизация;

Г) налоговые льготы по лизинговым операциям;

3. В макроэкономической системе величина инвестиций зависит:

А) ставки рефинансирования;

Б) потребительского спроса;

В) налогового бремени;

Г) темпа инфляции;

4. К привлечённым источникам инвестиций относятся:

А) выпуск ценных бумаг;

В) бюджетные средства;

Г) средства других организаций;

5. Инвестиционными налоговыми льготами являются:

А) ускоренная амортизация;

Б) инвестиционный налоговый кредит;

В) налоговый режим по соглашениям о разделе продукции;

Г) льготная ставка по НДС;

1. Назовите основные экономические факторы , препятствующие инновационной деятельности промышленности:

А) недостаток собственных средств;

Б) высокий экономический риск;

В) длительные сроки окупаемости;

Г) все ответы не верны;

2. Назовите типы особых экономических зон:

3 . Структура затрат на технические инновации включает:

А) исследования и разработки;

Б) приобретение машин и оборудования;

В) производственное проектирование;

Г) обучение и подготовку персонала;

4. Приоритетами развития науки и технологий в РФ являются:

А) «живые» системы;

В) информационно-телекоммуникационные системы;

Г) рациональное природопользование;

5 . Институтами развития являются:

А) Российская венчурная компания;

В) Российская корпорация нанотехнологий;

1. Для расчёта потребительской корзины объём потребления определяется по следующим группам населения:

А) трудоспособное население;

2. Степень неравенства в распределении доходов определяет:

А) кривая Лаффера;

Б) кривая Лоренца;

В) кривая Филлипса;

Г) кривые безразличия;

3. Пособие по безработице в РФ выплачивается в течении:

Г) все ответы неверны;

4 . В настоящее время в РФ минимальный размер оплаты труда:

А) равен прожиточному минимуму;

Б) в два раза больше прожиточного минимума;

В) равен среднеотраслевой оплате труда;

Г) все ответы неверны;

5. Формами государственной поддержки безработных является:

А) выплата пособий;

Б) программы профессиональной переподготовки;

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

417 719 оценок star
star
star
star
star

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач.

Плановые регуляторы — это действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности; рыночные регуляторы — объективно действующие, складывающиеся как результирующая взаимодействия многих производителей и потребителей товаров и услуг. Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции И Τ.Π.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

• регулирование цен, их уровней и соотношений;

• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Прогнозирование, про- Важнейшей предпосылкой государствен- граммирование и плани- ного регулирования экономики является рование, их роль в регу- разработка прогнозов.

тему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

При программно-целевом подходе обеспечиваются концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. C его помощью решаются важнейшие проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер.

Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.

Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективы и составляются на всех уровнях — от предприятия до национального и международного уровней.

К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.

Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных субъектов и дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.

Финансово-кредитные методы регулирования относятся ко всем сферам социально-экономической жизни России. Общественно необходимые затраты труда и цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее среднеобщественные затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре.

Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем.

Целесообразно иметь в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в пределах устанавливаемых верхних и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены — цены стихийного рынка.

Важную роль в регулировании должна сыграть система прямых хозяйственных договоров, регулирующих отношения. Хозяйственный договор должен стать основным документом, регламентирующим отношения между производителем и потребителем. Поставщик и покупатель вступают в договорные отношения, руководствуясь стоимостными нормативами. Хозяйственная организация любой формы собственности обладает правом выбора поставщика ресурсов и покупателя продукции. Договоры заключаются в предплановый период; в них четко фиксируются все условия взаимодействия сторон, объемы поставок товаров и услуг, их структура, номенклатура, соответствие стандартам, требования по качеству, сроки поставки, цены и тарифы. В договорах регламентируются нормы материальной ответственности за нарушение условий. Заключенные в предплановый период, они служат базой разработки планов производства, распределения и реализации хозяйственных субъектов.

Целенаправленно изменяя параметры хозяйственных условий, но не выходя за пределы объективного действия законов товарного производства, государство может создавать то более благоприятные, то менее благоприятные условия для производства и реализации тех или иных продуктов и сырья и тем самым регулировать объемы, приближая производство к параметрам и требованиям единого государственного плана развития экономики.

Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности-в течение установленного срока.

Стандартизация устанавливает нормы, правила, характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. При этом специальный орган — Госстандарт России осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие технические правила проведения работ по стандартизации.

При регулировании размещения и развития производительных сил применяется нормативный метод, выражающий научно обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны.

Балансовый метод позволяет правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза. Балансы дают возможность оценить целесообразность нового строительства, мощности этих новых объектов. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения.

Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения.

Прямое воздействие на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и особенно на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые, управленческие регуляторы.

На дальнейшее совершенствование системы регулирования должна оказать влияние реформа управления, направленная на укрепление вертикали власти и выраженная в указе Президента РФ об образовании семи федеральных округов, в которые включаются субъекты Федерации. Это федеральные округа — Северо-Западный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный — с центром в Москве, Приволжский — с центром в Нижнем Новгороде, Уральский — с центром в Екатеринбурге, Южный — с центром в Ростове-на- Дону, Сибирский — с центром в Новосибирске и Дальневосточный — с центром в Хабаровске. Полномочные представители в федеральных округах призваны координировать работу федеральных структур власти на вверенных им территориях. Ожидается, что эта

мера обеспечит более качественный контроль за работой регионов со стороны президента и укрепит его связи с регионами.

Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д. Схематически система государственного регулирования экономики изображена на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Схема государственного регулирования экономики

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМфКОНТРОЛЯ

1. Охарактеризуйте административное и экономическое регулирование.

2. Назовите прямые и косвенные методы регулирования экономики.

3. Раскройте метод экономического прогнозирования. Какова его роль в государственном регулировании?

4. Что представляет собой государственное планирование как метод государственного регулирования экономики?

Файл: Тесты по Госрегулированию экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлена: 20.11.2019

Скачиваний: 70


Тесты по ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ

1. Политика протекционализма была обоснована научной школой:

Б) меркантилистов;

2 . «Рецептами» кейнсианства для государственного регулирования экономики являются :

А) регулирование денежной массы;

Б) дефицитный госбюджет;

В) существенные расходы государства на инвестиции;

Г) сокращение трансакционных издержек.

3. Переход к рыночной экономике в РФ осуществлялся на основе:

А) Укрепление вертикали власти;

Б) либерализация ценообразования;

В) развитие экономики знаний;

Г) приватизация и разгосударствление.

4. «Провалами» рынка являются:( Провалы" (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

А) монополия;

Б) дефицит государственного бюджета;

В) асимметричность информации;

Г) производство общественных благ.

5. Монетаризм главным направлением регулированием экономики считает:

А) регулирование денежной массы;

Б) сокращение дефицита гос.бюджета;

В) регулирование ставки рефинансирования;

Г) регулирование норм обязательных резервов для банковского сектора.

6) Доля государства в экономике определяется:

А) долей государственной собственности;

Б) долей перераспределения ВВП через бюджетную систему;

В) долей денежной массы к ВВП;

Г) долей занятых в государственном секторе экономики.

7. Определите экономические функции государства:

А) регулирование рынка;

Б) производство общественных благ;

В) перераспределение ресурсов;

Г) определение пропорций совокупного спроса и предложения.

8. В развитых европейских государствах доля ВВП перераспределения через бюджетную систему, составляет примерно :

Б) 40-45%;

9. Роль государства в экономике определяется:

А) количеством денег в обращении;

Б) долей перераспределяемого ВВП;

В) долей занятых по формам собственности;

Г) величиной дефицита бюджета.

10. К методам косвенного регулирования экономики относятся:

А) налоги;

В) государственные закупки;

Г) ставка рефинансирования.

1.Назовите нормы антимонопольного контроля, используемые при создании, слиянии коммерческих организаций:

А) сумма активов учредителей, создающих новую организацию, превышает 200 тыс. МРОТ;

Б) стоимость активов новой организации при слиянии превышает 100 тыс. МРОТ;

В) создание организации с филиалом более чем в 10 субъектах Федерации;

Г) все ответы неверны;

2. К доминирующим хозяйствующим субъектам можно отнести организации с долей на рынке определённого товара :

3. Характеристиками олигопольного рынка являются:

А) конкуренция между несколькими продавцами;

Б) вход в отрасль и выход из неё не возможны;

В) выпуск однородного продукта

Г) большое количество покупателей и продавцов

4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяет монопольную власть через:

А) ценовую компоненту;

В) долю компаний на рынке;

Г) долю крупнейших компаний в объёме продаж;

5. Антимонопольное регулирование на товарных рынках запрещает:

А) установление монопольно низких цен;

Б) изъятие товаров из обращения;

В) рекламу монополистов;

Г) слияние и поглощение.

1.Величина налогов непосредственно влияет на величину:

А) спроса;

Б) предложения;

В) все ответы не верны;

2. Определите общефедеральные налоги:

А) налог на прибыль;

Б) земельный налог;

В)налог с продаж;

3. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

А) доходы от налога на имущество юридических лиц;

Б) доходы от налога на прибыль;

В) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Г) доходы от налога на землю;

4. Назовите ставки НДС (в %):

5. Единый налог на временный доход применим:

А) к соглашениям о разделе продукции;

Б) к лизинговым соглашениям;

В) к отдельным видам деятельности ;

Г) все ответы не верны

1.Функциями бюджетной политики являются:

А) обеспечение расходов на обеспечение производственных благ;

Б) обеспечение социальных индивидуальных расходов;

В) обеспечение конкуренции;

Г) обеспечение стратегии и тактики социально-экономического развития определённого типа ;

2. В консолидированный региональный бюджет входят:

А) муниципальные бюджеты;

Б) бюджет пенсионного фонда;

В) бюджет субъекта Федерации;?

Г) бюджет регионального фонда социального страхования;

3. Относительная величина дефицита бюджета определяется как:

А) разность доходов и расходов к величине ВВП;

Б) отношение выплат по внешним и внутренним долгам к величине расходной части бюджета;

В ) разность налоговых и не налоговых доходов к величине ВВП;?

Г) разность доходов и расходов к численности экономически активного населения;

4. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

А) кредиты ЦБ;

Б) нефтегазовые доходы бюджета;

В) резервный фонд;

Г) внешние займы;

5. Основными показателями для составления федерального бюджета РФ являются:

А) темп роста ВВП;

Б) темп роста инфляции;

В) величина цен на нефть на мировых рынках;

Г) ожидаемый валютный курс;

1.Назовите значение действующего в настоящее время в РФ экономического индикатора:

А) ставка рефинансирования 8%;

Б) нормы обязательных резервов 4-4,5%;

В) страхование депозитов 3-5%;

Г) прирост М 2 за квартал 1-3%;

2 . В денежную массу входят :

А) только наличные деньги в обращении;?

Б) только вклады до востребования и депозиты;

В) только денежный эквивалент ценных бумаг;

Г) все ответы неверны;

3 . В денежную базу входят:

А) М 0 ;

Б) М 2 ;

В) обязательные резервы КБ в ЦБ;

Г) все ответы неверны;

4. Инструментами регулирования экономической системы являются:


А) ставка рефинансирования;

Б) нормативы обязательных резервов;

В) валютные интервенции в ЦБ;

Г) купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг с обратным выкупом;

5 . Контроль деятельности коммерческих банков осуществляется:

А) лицензированием;

Б) установлением обязательных экономических нормативов в деятельности;

В) определением структуры денежной массы;

Г) все ответы неверны;

1. К инвестициям в нефинансовые активы относятся:

А) затраты на создание основных фондов;

Б) затраты на объекты интеллектуальной собственности;

В) затраты на приобретение в собственность земельных участков;

Г) затраты на приобретение ценных бумаг;

2. К формам государственного стимулирования инвестиционной деятельности относятся:

А) государственные гарантии;

Б) бюджетное финансирование;

В) ускоренная амортизация;

Г) налоговые льготы по лизинговым операциям;

3. В макроэкономической системе величина инвестиций зависит:

А) ставки рефинансирования;

Б) потребительского спроса;

В) налогового бремени;

Г) темпа инфляции;

4. К привлечённым источникам инвестиций относятся:

А) выпуск ценных бумаг;

В) бюджетные средства;

Г) средства других организаций;

5. Инвестиционными налоговыми льготами являются:

А) ускоренная амортизация;

Б) инвестиционный налоговый кредит;

В) налоговый режим по соглашениям о разделе продукции;

Г) льготная ставка по НДС;

1. Назовите основные экономические факторы , препятствующие инновационной деятельности промышленности:

А) недостаток собственных средств;

Б) высокий экономический риск;

В) длительные сроки окупаемости;

Г) все ответы не верны;

2. Назовите типы особых экономических зон:

3 . Структура затрат на технические инновации включает:

А) исследования и разработки;

Б) приобретение машин и оборудования;

В) производственное проектирование;

Г) обучение и подготовку персонала;

4. Приоритетами развития науки и технологий в РФ являются:

А) «живые» системы;

В) информационно-телекоммуникационные системы;

Г) рациональное природопользование;

5 . Институтами развития являются:

А) Российская венчурная компания;

В) Российская корпорация нанотехнологий;

1. Для расчёта потребительской корзины объём потребления определяется по следующим группам населения:

А) трудоспособное население;

2. Степень неравенства в распределении доходов определяет:

А) кривая Лаффера;

Б) кривая Лоренца;

В) кривая Филлипса;

Г) кривые безразличия;

3. Пособие по безработице в РФ выплачивается в течении:

Г) все ответы неверны;

4 . В настоящее время в РФ минимальный размер оплаты труда:

А) равен прожиточному минимуму;

Б) в два раза больше прожиточного минимума;

В) равен среднеотраслевой оплате труда;

Г) все ответы неверны;

5. Формами государственной поддержки безработных является:

А) выплата пособий;

Б) программы профессиональной переподготовки;

Вы будете перенаправлены на Автор24

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

  • прямые (жесткие, дирижистские),
  • косвенные.

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Прямое и косвенное экономическое регулирование 400 руб.
  • Реферат Прямое и косвенное экономическое регулирование 220 руб.
  • Контрольная работа Прямое и косвенное экономическое регулирование 230 руб.
  • квоты,
  • дотации,
  • субсидии,
  • субвенции,
  • штрафы.

Помио того государство может:

  • лицензировать определенные виды деятельности,
  • осуществлять поддержку конкретных предприятий, целевое финансирование,
  • формировать государственные заказы на продукцию или услуги.

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

Косвенное экономическое регулирование

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Читайте также: