Составление проекта бюджета основывается на основных направлениях бюджетной и налоговой политики

Опубликовано: 04.05.2024

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

органы законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и местного финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Казначейское исполнение бюджета

На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.

Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

Основные задачи казначейства:

учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;

распределение доходов между бюджетами различных уровней;

учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;

взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

обеспечение целевого и эффективного расходования средств;

управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.

Бюджетный процесс и полномочия его участников

С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.

С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

Государственная дума Федерального собрания РФ;

Совет Федерации Федерального собрания РФ;

Министерство по налогам и сборам;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;

принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;

составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;

осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

осуществляет управление государственным долгом РФ;

составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия бюджетного процесса

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертая стадия бюджетного процесса

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка про­гнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании кото­рых органы исполнительной власти осуществляют разработку проек­тов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости дости­жения минимальных государственных социальных стандартов на ос­нове нормативов финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг в соответствии с другими норма­ми (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

Минимальные государственные социальные стандарты — это госу­дарственные услуги, предоставление которых гарантируется государ­ством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определен­ном минимально допустимом уровне на всей территории России.

Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается мини­мально допустимая стоимость государственных и муниципальных ус­луг в денежном выражении, предоставляемых органами государст­венной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании прогноза социально-экономического развития стра­ны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, со­ставляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федераль­ному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, пред­шествующего очередному финансовому году).

С Бюджетного посла­ния и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, фи­нансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

1) Бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

3) ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей террито­рии на очередной финансовый год.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествую­щего планируемому году.

Для полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и муници­пальных образований.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться:

  • основные характеристики бюджета (общий объем доходов и рас­ходов бюджета, дефицит бюджета), а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификаций доходов бюджетов РФ и нормативы отчислений от собственных доходов бюд­жета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
  • расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюд­жетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;
  • распределение бюджетных ассигнований по главным распоря­дителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной струк­турой расходов соответствующего бюджета;
  • источники финансирования дефицита бюджета за счет государ­ственных или муниципальных внутренних заимствований;
  • верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
  • предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

а) верхний предел государственного внеш­него долга России по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

б) предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;

в) объемы и перечень этих заимствований по показателям источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

г) пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным го­сударствам и их юридическим лицам, а также международным орга­низациям (в том числе государствам — участникам СНГ);

д) предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привле­чение внешних заимствований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

1) прогноз консолидированного бюджета соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

2) адресная ин­вестиционная программа на очередной финансовый год;

3) план развития государственного или муниципального сектора экономики;

4) структура государственного или муниципального долга и про­грамма внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

5) программа предоставления государственных или муниципальных гарантии на очередной финансовый год;

6) оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

Законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного са­моуправления может быть предусмотрено составление и иных документов.

Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.

Описание

Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.

Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.

Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.

Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.

Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.

Решения для бизнеса

Что включает в себя система: ее задачи

Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.

Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.

Текущее планирование

Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.

Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.

Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.

Оборудование

Насколько обоснованы затраты

Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.

Оформление базы для анализа

В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.

Повышение эффективности

Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.

Выявление и минимизация рисков

В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.

бюджетирование это

Бюджетное управление и его особенности

Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:

  • регулярно планировать деятельность в зависимости от показателей;
  • утверждать планы, которые помогают экономить и разумно расходовать финансы;
  • изучить основы инвестиций, внедрить их, как дополнительный источник дохода, оптимизировать имеющиеся каналы инвестирования;
  • оценка текущего состояния для оперативного принятия мер по улучшению;
  • проверка необходимости запуска запланированных проектов в зависимости от полученной прибыли;
  • эффективно использовать ресурсный потенциал;
  • укрепить финансовую позицию и дисциплинированность;
  • улучшить мотивацию молодых специалистов и их стремление к достижению высоких результатов;
  • отработка системы постановки и выполнения задач;
  • проверка следования законодательству и договорным обязательствам.

В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.

Какие функции выполняет

В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:

  • планирование;
  • учет;
  • контроль.

На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.

Важные составляющие системы бюджетирования

Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.

Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.

Применение бюджета дает массу достоинств:

  • Через анализ фактической деятельности можно спланировать путь и направленность, как будет развиваться отдел или весь завод целиком. Сюда включаются как микрозадачи, так и их комплекс, ориентированный на улучшение позиций фирмы на рынке.
  • С помощью показателей легче оценивать текущее состояние и определить слабые участки, которые нуждаются в доработке.
  • Можно контролировать и корректировать работу всех отделов и работников. В смете указывается их профессионализм и образование, это можно задействовать для проверки профподготовленности и соответствия занимаемой должности.
  • Корректировать после соотношения и анализа отдельных уровней расходов. Это поможет быстрее повысить производительность и прибыль, сократить издержки на не основные цели.
  • Становится реально применять процесс бюджетирования сверху вниз — это способ управления, когда младшее руководство практически не привлекаются к обсуждению проблем и задач фирмы. Так учитывается цель компании, но не удается избежать сложностей с установкой отдельных бюджетов: высшее руководство редко знает о ситуации на местах.

Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает

Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.

Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.

Каждый раз это действие содержит 3 фазы:

  • Планирование. Изучается текущее состояние организации, составляется план и даты ближайших плановых корректировок. Учитываются возможные риски и обозначаются стороны для развития. Разрабатывается список целей, которых должна достичь компания в течение определенных месяцев или лет.
  • Реализация. Способствует продвижению запланированного, если следовать документации. Необходимо «держать руку на пульсе» и своевременно корректировать действия в случае непредвиденных результатов или снижения эффективности предприятия. Советуем отслеживать все факторы, которые могут влиять на итог. Большая смета делится на несколько маленьких, которыми проще пользоваться, с небольшим прогнозируемым сроком. С их помощью становится легче устранить проблему и скорректировать финансовые потоки.
  • Завершение. Подводятся итоги проведенной работы. Анализируются показатели в начале периода и в конце. Сравниваются фактические и плановые данные. Плохо, если между фактом и планом большая разница, значит, компания работала неэффективно или смета составлена неверно.

Решения для бизнеса

Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать

Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:

  • финансов;
  • операций;
  • инвестиций.

В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.

Вторая разновидность содержит:

  • сметы по конкретным направлениям деятельности;
  • косвенные налоговые траты;
  • баланс ликвидного имущества;
  • бюджеты производственных мощностей;
  • затраты на коммунальные услуги;
  • амортизация;
  • расходы на хозяйство.

Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.

Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:

  • создание новой продукции;
  • планирование по открытию рынка и завоеванию сегмента;
  • строительство и обеспечение всем необходимым нового отделения;
  • покупка и запуск техники;
  • постройка объектов любого назначения.

Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.

Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.

Бюджет организации и его состав

В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.

О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:

Приток ДС Бюджет Меняется долг по поставщикам и оплате труда Смена объемов запасов сырья и материалов Бюджет по производству Меняются объемы запасов готовой продукции Бюджет по отгрузке Меняется долг по покупателям

Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:

  • Оплата — создание — транспортировка потребителю — на условиях предоплаты.
  • Производство — передача клиенту — погашение задолженности — при выплате по факту.

бюджетирование на предприятии

Разработка запланированного бюджета организации: пошаговая инструкция

Технология его создания — процесс нелегкий, особенно если компания большая. Необходимо пройти несколько стадий, пропускать которые нельзя, чтобы не допустить появления ошибок, которые невозможно устранить.

Рекомендуем придерживаться простой схемы:

  • Изучить спрос на товары/услуги фирмы, оценить нишу на рынке, сезонность и платежеспособность покупателей.
  • Учесть коммерческие расходы. Включить сюда затраты на рекламу, раскрутку, маркетинг. Выбрать только эффективные методы.
  • Составить бюджет процесса производства. Уделить внимание производственным мощностям, износу оборудования. При необходимости заложить замену, модернизацию или ремонт техники.
  • Организовать управленческие затраты. Зарплата, траты на коммунальные услуги, операторов связи и интернета, оснащенность рабочих мест.
  • Сформировать отчет по доходным и расходным статьям. Учесть текущие данные, отвести время на разбор и планирование сметы по слабым местам предприятия, спланировать дальнейшую работу с учетом планов.

Плюсы/минусы бюджетирования

Как и любое иное явление, бюджет имеет свои достоинства и недостатки. Среди положительных сторон стоит отметить:

  • отлично влияет на работников, мотивирует;
  • помогает координировать работу;
  • позволяет своевременно анализировать текущее состояние и вносить коррективы;
  • возможность учиться на прошлых периодах и их результатах;
  • ресурсы распределяются более рационально;
  • способ сравнить запланированные и реальные итоги.

Но есть и отрицательные стороны:

  • один и тот же план воспринимается разными людьми различно;
  • не все менеджеры достаточно подготовлены для анализа финансовых показателей;
  • система может оказаться сложной, а ее создание — дорогостоящим;
  • планирование требует повышения эффективности труда, а сотрудники, боясь не достигнуть нужного уровня производительности, теряют мотивацию и снижается их работоспособность;
  • если достижение будет слишком сложным, никто не поверит в его выполнимость, выполнение затормозиться.

Организация бюджетирования

Бюджет составляется на определенный период времени, это цикличная величина — год, полгода, три месяца. Размер устанавливается фирмой. Внутри одного большого плана есть подпериоды.

Важно все организовать так, чтобы аппарат управления и структурные подразделения своевременно получали регламенты и инструкции с обязанностями каждого. Также регулярно должна поступать обратная связь — отчетность. Это необходимо для внесения коррективов.

Формирование и составление бюджета предприятия

Весь процесс проходит в несколько этапов:

  • определение общих целей фирмы;
  • выявление ожидаемых значений показателей деятельности;
  • утверждение расчетов;
  • создание планов действий на уровне функциональных центров и подразделений;
  • оформление и консолидация;
  • изучение составленных документов на заседании бюджетного комитета, утверждение без изменений или с корректировками;
  • ознакомление всех исполнителей под роспись.

В эту схему входит все, что необходимо выполнить для получения готовой сметы. Начинают утверждать с макроплана и общих задач всей организации, постепенно переходя на отделы и филиалы.

Ведение и корректное управление любым бюджетом компании

Для этого часто используют подходящее ПО, которое облегчает расчеты, самостоятельно формирует отчеты и выявляет недостаточность финансирования.

Это не просто составленный план, в соответствии с которым выделяются средства на реализацию. При грамотном подходе это руководство к действию, которое может корректироваться в случае появления новых обстоятельств, влияющих на положение на рынке.

Желательно проводить автоматизацию части процессов. Начинается это с установки ПО и введения нового для фирмы аппарата денежного управления, который будет иметь доступ во все отделы и ко всем документам. Назначаются руководители ЦФО и люди, которые будут отвечать за дальнейшее ведение дел.

Планирование бюджета организации или предприятия: что это такое

Это необходимый для оптимизации путь. Он выражается в объединении финансового, общего и оперативного плана, контроле по его исполнению и анализе итогов. Составление можно перевести в автоматический режим при помощи ПО.

В условиях постоянного появления новых заводов и офисов конкуренция становится шире. Постоянно нужно развиваться, меняться под ожидания потребителей, делать выводы и изменять концепции при необходимости. Наличие заранее спланированной сметы по расходам и доходам позволяет быть уверенным в завтрашнем дне, знать, на что хватит прибыли, а от чего стоит пока отказаться.

При помощи планирования можно избежать больших потерь, производственных простоев и дыр, задержек по оплате работникам и поставщикам. Становится реальным участие в инвестиционной деятельности, а обновленная техника способствует отрыву от конкурентов.

Оборудование

Как устанавливается система бюджетирования, подготовка и защита бюджета с участием ЦФО

Внедрение происходит с помощью центров ответственности. Важно придерживаться этапов, которые должны подстраиваться под конкретную сферу производства, размеры организации и другие особенности.

  • разрабатываются основные принципы построения системы;
  • прорабатывается финансовая структура, назначаются ответственные лица, организуются ЦФО;
  • создается модель смет и общая схема их формирования;
  • разрабатывается нормативная база, согласно которой будет регламентироваться бюджетирование;
  • автоматизируется весь процесс;
  • проводятся организационные изменения — создается аппарат с руководителями и специалистами.

Составление проектов бюджетов - это стадия бюджетного процесса, на которой определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.
Цель - определение объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня гос. услуг
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных гос. социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление гос. или мун. услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Основой при составлении проектов бюджетов служат:

• Бюджетное послание Президента РФ;

• прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год;

• основные направления бюджетной и налоговой полити­ки на очередной финансовый год;

• прогноз сводного финансового баланса на очередной финансовый год;

• план развития государственного сектора экономики на очеред­ной финансовый год.

Порядок составления федерального, регионального и местного бюджетов устанавливается соответствующими исполнительными органами власти.

Вопрос 4. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета Российской Федерации - Бюджетным кодексом РФ.


Задания для закрепления.

Задание 1. Вопросы для самоконтроля:

1) Дайте понятие бюджетного процесса.

2) Перечислите принципы бюджетного процесса.

3) Назовите задачи бюджетного процесса.

4) Укажите этапы бюджетного процесса.

5) Перечислите участников бюджетного процесса.

6) Что понимается под составлением проектов бюджетов?

7) Какие органы организуют работу по составлению проектов бюджетов?

8) На каких документах основывается составление проектов бюджетов?

9) Укажите органы, участвующие в рассмотрении и утверждении федерального бюджета.

10) В форме какого документа утверждается федеральный бюджет?

Задание 2. С использованием дополнительной литературы изучите организацию бюджетного процесса в зарубежных странах.

Задание 3. Ответьте на вопросы в тестовой форме.

1. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс – это:

а) регламентируемая законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

б) регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

в) регламентируемая законодательством субъектов РФ деятельность органов государственной власти, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

2. Какой орган власти составляет проект федерального бюджета?

а) Государственная Дума РФ;

б) Правительство РФ;

в) Министерство финансов РФ;

г) Совет Федерации РФ;

3. Укажите срок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации.

4. В какой срок проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть представлен Правительством в Государственную Думу для рассмотрения?

а) не позднее 1 октября текущего года;

б) не позднее 1 сентября текущего года;

в) за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

5. Сколько дней длится первое чтение при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой?

6. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; формирует и представляет бюджетную отчетность?

а) распорядителя бюджетных средств;

б) администратора доходов;

в) получателя бюджетных средств.

7. Какому органу власти направляется Бюджетное послание Президента РФ?

а) Министерству финансов РФ;

б) Федеральному Собранию РФ;

в) Правительству РФ.

8. Какие полномочия не относятся к полномочиям исполнительных органов власти как участников бюджетного процесса?

а) исполнение бюджетов;

б) рассмотрение и утверждение бюджетов;

в) составление бюджетов;

г) составление отчетов об исполнении бюджетов;

д) утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

9. Установите правильную очередность этапов бюджетного процесса.

а) рассмотрение и утверждение бюджетов, составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, контроль за исполнением бюджетов;

б) составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, контроль за исполнением бюджетов;

в) составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов, контроль за исполнением бюджетов.

10. Используется ли прогноз социально-экономического развития при составлении проектов бюджетов?

в) только при составлении федерального бюджета.

11. Кем подписывается утвержденный федеральный закон о федеральном бюджете?

а) Министром финансов РФ;

в) председателем Правительства РФ.

12. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов?

а) исполнительных органов;

б) законодательных (представительных) органов;

в) главных распорядителей бюджетных средств.

13. Полномочия какого участника бюджетного процесса указаны далее: определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; составляет, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

а) распорядителя бюджетных средств;

б) администратора доходов;

в) главного распорядителя бюджетных средств;

г) получателя бюджетных средств.

14. Укажите полномочия исполнительных органов государственной власти как участника бюджетного процесса.

а) обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия;

б) рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия;

в) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.

15. Какая стадия бюджетного процесса предшествует стадии исполнения бюджета?

а) составление проекта бюджета;

б) рассмотрение и утверждение бюджета;

в) контроль за исполнением бюджета.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1372 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка про­гнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании кото­рых органы исполнительной власти осуществляют разработку проек­тов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости дости­жения минимальных государственных социальных стандартов на ос­нове нормативов финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг в соответствии с другими норма­ми (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

Минимальные государственные социальные стандарты — это госу­дарственные услуги, предоставление которых гарантируется государ­ством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определен­ном минимально допустимом уровне на всей территории России.

Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается мини­мально допустимая стоимость государственных и муниципальных ус­луг в денежном выражении, предоставляемых органами государст­венной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании прогноза социально-экономического развития стра­ны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, со­ставляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федераль­ному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, пред­шествующего очередному финансовому году).

С Бюджетного посла­ния и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, фи­нансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

1) Бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

3) ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей террито­рии на очередной финансовый год.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествую­щего планируемому году.

Для полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и муници­пальных образований.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться:

  • основные характеристики бюджета (общий объем доходов и рас­ходов бюджета, дефицит бюджета), а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификаций доходов бюджетов РФ и нормативы отчислений от собственных доходов бюд­жета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
  • расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюд­жетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;
  • распределение бюджетных ассигнований по главным распоря­дителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной струк­турой расходов соответствующего бюджета;
  • источники финансирования дефицита бюджета за счет государ­ственных или муниципальных внутренних заимствований;
  • верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
  • предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

а) верхний предел государственного внеш­него долга России по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

б) предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;

в) объемы и перечень этих заимствований по показателям источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

г) пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным го­сударствам и их юридическим лицам, а также международным орга­низациям (в том числе государствам — участникам СНГ);

д) предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привле­чение внешних заимствований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

1) прогноз консолидированного бюджета соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

2) адресная ин­вестиционная программа на очередной финансовый год;

3) план развития государственного или муниципального сектора экономики;

4) структура государственного или муниципального долга и про­грамма внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

5) программа предоставления государственных или муниципальных гарантии на очередной финансовый год;

6) оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

Законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного са­моуправления может быть предусмотрено составление и иных документов.

Читайте также: