Изъятие платежного терминала налоговым органом

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Канал Kasha продолжает рассказывать, как защититься от давления налоговиков.

Выемка документов и системных блоков — нечасто встречающийся метод «давления налоговиков на нас, нерадивых налогонеплательщиков», гордо и официально именующийся как «Метод налогового контроля».

Статья 94 НК РФ четко указывает, что данный вид контроля допускается ТОЛЬКО ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ.

Поэтому подобные телодвижения налоговиков, при камеральной проверке или вообще «вне рамок», «с целью проверки конкретной сделки», неправомерны.

Тут уж смело можно их отправлять в пеший поход до маршрутки. Естественно, для выемки документов и системных блоков должно быть постановление налоговиков-выезднюков, утвержденное руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Рассмотрим теперь случаи, в которых усилия налоговиков по втюхиванию нам различного рода санкций сводятся на «нет».

1. Статья 94 НК РФ гласит: «выемка может быть произведена, если налоговые органы имеют достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены». НО. Если налоговики не докажут, что мы рвемся уничтожить и подделать документы — сам факт выемки идет под «известное место», и его результаты не могут быть использованы в качестве доказательства нашей вины.

Также неправомерным является постановление о выемке документов, вынесенное до истечения срока добровольного предоставления документов (как правило, 5 рабочих дней). Были случаи, когда налоговиками выставлялись требования о предоставлении документов и в этот же день оформлялось постановление о выемке. Данный «косяк» налоговой идет на пользу налогоплательщику в плане обжалования.

Однако самый простой способ избежать выемки документов и компьютеров — добровольно представить проверяющим необходимые документы. Ведь, изъяв компьютеры, инспекторы могут получить куда больше информации.

К чему можно докопаться?

  • Выемка произведена в отсутствие руководителя и его законного представителя, а также, в случае, если налогоплательщику «не зачитали их права и обязанности».
  • Отсутствие понятых — извечный «косяк» налоговиков (даже если велась кино-, фото-, видеосъемки). Однозначно изъятые документы не могут являться доказательством о «вине» налогоплательщика, даже если там крупными буквами будет написано «Обнал 15 мульярдов».

Понятые не могут быть заинтересованными лицами!

Указанный запрет касается всех сотрудников налогового органа, в том числе персонала, который обеспечивает работу проверяющих (например, водителей, уборщиц, вахтеров и т.д.). А также запрет распространяется на стажеров и студентов, проходящих преддипломную практику в налоговых органах. От их исполнительности зависит, какую характеристику напишет им их куратор-инспектор.

2. Спорным является вопрос, о том, кто должен изготавливать копии изъятых документов, так как Налоговым кодексом четко это не определено. Согласно пункту 8 статьи 94 НК РФ при изъятии документов изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа, и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия».

В нашем случае, изготовлением копий мы не заморачивались, потребовав зафиксировать в протоколе, что «обязанность налогоплательщика за свой счет делать копии документов не предусмотрена налоговым законодательством РФ».

Таким образом, оформив заблаговременно «договор аренды компьютера» (как бы ни смешно это звучало), можно себя обезопасить. Так как компьютер принадлежит по факту не тому, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка.

Даже супер инженер-дворник с кучей рекомендаций не признается судом, как лицо, обладающее должной квалификацией для экспертизы вашего компьютера, если диплом об образовании отсутствует. Мелочь, но все-таки.

5. После возврата налоговиками системников, советуем либо тщательно обследовать возвращенную компьютерную технику, с привлечением необходимых специалистов, либо, что гораздо надежнее, сразу же избавиться от возвращенной сотрудниками правоохранительных органов техники. Например, путем ее реализации третьим лицам (мало ли чего туда спецы установят).

Учитывая такие «косяки» налоговиков, при «надлежащем оформлении вышеуказанных процедур», у нас больше шансов отмазаться и не привлечься. Главное — не стоит препятствовать налоговикам при проведении выемки, пусть смотрят, а вы потом пожалуетесь.

С 1 января 2010 года вступают в силу Федеральный закон РФ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон РФ от 03.06.2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Отметим, что до принятия этих законов взаимоотношения участников «терминального» бизнеса не были урегулированы специальными законодательными нормами и выстраивались на основе норм глав 49 «Поручение» и 52 «Агентирование» Гражданского кодекса РФ.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, признается платежным агентом.

Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства физических лиц за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства физических лиц в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, признается поставщиком.

Физическое лицо , осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, признается плательщиком.

Платежный агент — юридическое лицо , заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, признается оператором по приему платежей.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель , заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, признается платежным субагентом.

Платежный терминал – это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Напомним, что оператором по приему платежей может быть только юридическое лицо и только платежный агент.

Платежный агент — индивидуальный предприниматель не может быть оператором по приему платежей (то есть он не может заключать с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Напомним, что постановка на учет осуществляется по правилам, изложенным в Положении о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28.

Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

При этом с 01.01.2010 г. идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями операций по приему от клиентов — физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре.

Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством РФ.

При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы.

Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации (изложенной на предыдущей странице);

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Контрольно-кассовая техника , входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Кассовый чек , выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа – кассовый чек;

2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», под платежным терминалом для целей Закона о ККТ понимается устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).

Также в законе о ККТ появилось определение банкомата.

Это устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Положения пунктов 2 и 3 ст. 2 Закона о ККТ о праве производить наличные расчеты без применения ККТ не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

С 01.01.2010 г. контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна:

– быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

– быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

– иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

– обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

– эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

– передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;

– иметь паспорт установленного образца.

Для ККТ в составе платежных терминалов и банкоматов установлены особые требования.

Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

– использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;

– осуществлять регистрацию применяемой ККТ в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

– предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

– применять исправную ККТ, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

– эксплуатировать ККТ в фискальном режиме;

– выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;

– обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ККТ информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;

– предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Иногда у фирмы, владеющей платежным терминалом, возникает необходимость сменить его местонахождение. При этом необходимо иметь в виду, что, в лучшем случае, сам терминал и ККТ должны располагаться в одном и том же здании. И это только один из нюансов, о которых нельзя забыть. В других тонкостях переезда разобралась Анна Мишина.

Согласно правилам, действующим с первого января 2010 года, все платежные терминалы обязаны иметь в себе контрольно-кассовую технику. «Терминальная» ККТ в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. При этом в заявлении всегда указывается адрес и место ее установки. А раз она должна быть встроена в терминал, то, соответственно, место расположения кассового аппарата и терминала должны совпадать. И если вдруг терминал «переезжает», об этом необходимо в тот же день уведомить ИФНС и указать в заявлении новый адрес установки ККТ. Имейте ввиду, это заявление, в принципе, может быть составлено в свободной форме (Письмо Минфина РФ от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-408).

Единственное обязательное требование – бумага должна содержать следующие реквизиты: полное наименование компании, ее ОГРН, ИНН и КПП (или ФИО индивидуального предпринимателя), местонахождение фирмы, ее телефон и факс, а также полное имя руководителя и главного бухгалтера и их номера телефонов (для ИП – его адрес, телефон и факс, а также данные его бухгалтера, если таковой имеется). Далее необходимо указать модель контрольно-кассовой техники, ее заводской номер и год выпуска, номер паспорта и наименование организации, осуществляющей техническую поддержку аппарата. Кроме того, в заявлении требуется прописать прежний адрес и место установки платежного терминала, в который встроена ККТ, а также зафиксировать его новое местонахождение.

По окончании регистрации изменений места нахождения «терминальной» ККТ следует внимательно проверить выданные налоговиками документы.

Потому что, как показывает практика, чиновники могут попросту перепутать данные и внести в карточку неверные сведения, что при последующих проверках грозит вылиться, в лучшем случае, в конфликт, а в худшем – в судебную тяжбу.

Например, одна коммерческая организация несколько лет назад попала в следующую ситуацию. Ее контрольно-кассовый аппарат был встроен в платежный терминал, расположенный по определенному адресу. А в его карточке регистрации, выданной налоговиками, было указано другое место «приписки» – разнились данные касательно корпуса здания. Как обычно, во время проверки инспекторы указали на это бизнесменам, напомнили, что те нарушили закон, и привлекли компанию к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа. Однако уже в суде удалось выяснить, что расхождения данных вызваны ошибкой в указании адреса, допущенной при регистрации платежного терминала в налоговом органе. А адрес места установки платежного терминала не изменялся, и уведомлять инспекторов, соответственно, ни о чем не требовалось (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2011 г. по делу № А26-10155/2010).

Сто к одному

Теперь коснемся вопроса работы терминалов и кассового аппарата, соединенных между собой в одну систему, но территориально расположенных в разных местах.

Существует письмо ФНС РФ от 25 февраля 2013 года № АС-4- 2/3069, в котором указано, что применение одной контрольно-кассовой машины по нескольким адресам установки платежных терминалов (даже если они находятся в общей системе или подключены друг к другу по каналам связи, не входящим в состав кассового аппарата и платежного терминала) считается нарушением правил применения ККТ. И, соответственно, это является основанием для привлечения коммерсантов к административной ответственности по ча- сти 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Действительно, некоторые фирмы иногда проявляют изобретательность и пытаются соединить несколько терминалов с компьютером и подключить получившуюся сеть к одной и той же ККТ, чтобы последняя при проведении платежа по любому из подключенных к нему терминалов автоматически печатала чек. При этом сам кассовый аппарат остается обособленным. Он просто подсоединен к терминалам, но территориально находится в другой точке, и при платеже через автомат кассовые машины обеспечивают печать чека на фискальном сервере компании-агента. При этом все реквизиты чека передаются в реальном времени на сервер по приему платежей, а далее – на платежный терминал, где выполняется печать копии чека со всеми требуемыми законом реквизитами. То есть, у плательщика останется не чек как таковой, а лишь его дубликат, сгенерированный автоматом. Получается, что сам чек плательщик получить не сможет, а значит, у налоговиков есть полное право привлечь фирму, использующую одну ККТ для нескольких терминалов, к административной ответственности.

Впрочем, не все компании разделяют вышеуказанную точку зрения. И пытаются вновь и вновь убедить налоговиков и арбитров, что в присоединении нескольких терминалов к одному кассовому аппарату, в принципе, нет ничего страшного. Как, например, один предприниматель, не так давно привлеченный за такую провинность к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде четырехтысячного штрафа. Бизнесмен не согласился с обвинением, и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным вынесенного ревизорами «штрафного» постановления и его отмене.

Существует письмо ФНС РФ, в котором указано, что применение одной контрольно-кассовой машины по нескольким адресам установки платежных терминалов считается нарушением правил применения ККТ.

Судьи первой инстанции решили, что налоговики абсолютно заслуженно наказали предпринимателя (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2014 г. по делу № А26-8115/2013).

Не согласившись с решением арбитров, предприниматель направил жалобу в апелляционную инстанцию. В ней бизнесмен еще раз указал, что его действия не содержат данного правонарушения. Ведь его терминалы были соединены с контрольно-кассовой техникой через компьютер и в момент приема платежа ККТ исправно печатала установленный законом чек, который и получал плательщик.

Однако судьи апелляционной инстанции, также как и их коллеги, сочли, что предприниматель достоин вынесенного ему наказания. Ведь в данном случае он действительно нарушил законодательство о применении ККТ. Потому что организации, применяющие платежный автомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе этого терминала (ч. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закон № 103-ФЗ). А судя по представленным в суд документам, ревизоры обнаружили, что «терминальный» кассовый аппарат находится не в месте регистрации машины, т.е. он, попросту говоря, туда не встроен. Поэтому плательщик не имел возможности получить в терминале оригинальный чек. К тому же, факт разных месторасположений «тянет» за собой еще одно нарушение – сведения о ККТ не соответствовали данным в ее регистрационной карточке.

Судьи обеих инстанций сделали вывод о том, что предприниматель нарушил требования пункта 1 статьи 3, пункта 1.1 статьи 4, пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и пункта 12 статьи 4, статьи 5 и 6 Закона № 103-ФЗ. И заплатить штраф он обязан (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 г. по делу № А26-8115/2013).

Незначительное нарушение

И еще один арбитражный спор. Правда, он был выигран компанией до того, как появилось письмо № АС-4–2/ 3069, но специфика его ситуации в том, что не встроенная в терминал ККТ находилась в том же месте, где и сам терминал. То есть – по одному и тому же адресу, что в полной мере соответствовало регистрационным данным в карточке контрольно-кассового аппарата. Итак, в торговом зале магазина платежный терминал посредством ЭВМ был соединен с установленной в этом же помещении ККМ. В момент приема платежа кассовый аппарат автоматически, без участия работников, печатал чек, соответствующий всем установленным требованиям закона. Документ печатается одновременно с получением плательщиком квитанции об оплате. Кроме того, при проведении платежа с терминала, в автоматическом режиме происходило оповещение о возможности получения кассового чека в кассе магазина посредством размещенной на квитанции информации, а также с помощью голосового сообщения. Таким образом, квитанция, распечатываемая терминалом, и чек, выдаваемый на кассе, содержат всю требуемую законом информацию, соответствующую регистрационной карточке.

Далее, терминал и ККТ, размещенные в проверяемом магазине общества, представляют собой единую неделимую систему, поскольку в случае недоступности любого программного или аппаратного компонента работа программного комплекса автоматически блокируется (это подтвердил сам разработчик системы). Поэтому мнение налоговиков о том, что расчеты производились через платежный терминал без применения ККТ в связи с ее отсутствием, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Единственный довод, который арбитры приняли от налоговиков, так это то, что проверяемая ККТ зарегистрирована без указания места установки в составе платежного терминала, что является нарушением части 4 статьи 6 Закона № 103-ФЗ. Но, учитывая то, что кассовый аппарат и терминал находились по зарегистрированным адресам, и то, что платеж, прошедший через систему, был очень мал (десять рублей), судьи сочли возможным признать нарушение малозначительным, и заменить штраф устным замечанием (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2010 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 г. по делу № А56-43477/2010).

Анна Мишина, для журнала «Расчет»


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>

Платежные терминалы сегодня можно встретить везде: в магазинах и кафе, на автозаправках и ресторанах – клиенту везде могут предложить воспользоваться банковской картой, используя мобильную версию устройства. Однако вопрос, нужен ли ИП платежный терминал, по-прежнему актуален, и эту проблему нужно рассматривать в двух аспектах.

Преимущества использования платежного терминала

Насколько выгодно использование данного устройства, и повысит ли его применение прибыль предприятия? В первую очередь, предприниматель получает возможность вести безналичные расчеты, а значит, увеличить количество своих клиентов или покупателей за счет тех, кто привык и намерен использовать только банковские карты, а сегодня их процент от общего числа достаточно велик. В настоящее время отсутствие возможности применения безналичных денежных средств может стать серьезным препятствием для покупки, и это необходимо учитывать при определении потребности в платежном терминале.

ip-dlya-platejey-terminala-1-1-2.jpg

Еще одно преимущество использования платежного терминала – возможность упрощения расчетов и снижения затрат на обработку наличных денежных средств. Компании, имеющие расчетный счет, а сегодня они составляют львиную долю рынка, вынуждены тратить деньги на работу с деньгами, как бы парадоксально это ни звучало. Для того чтобы осуществить поступление средств на счет, требуется провести инкассацию: собрать деньги с торговых точек и перевезти их в банк. Во-первых, мероприятие это является рискованным, так как нападения на инкассаторов являются не таким уж редким происшествием, а во-вторых, требует определенных затрат. Снизить их размер возможно – для этого требуется уменьшить объемы перевозимой наличности, а также изменить график инкассации, увеличив промежутки между визитами. Денежные средства в безналичной форме, пройдя через платежный терминал, сразу же попадают на счет индивидуального предпринимателя. Дополнительно это упрощает их учет - вся выручка автоматически суммируется и не требует дополнительных манипуляций.

Кому нужен платежный терминал

Согласно требованиям законодательства, физические лица, занимающиеся предпринимательством, оборот которых составляет менее 40 млн. рублей в год, освобождены от потребности устанавливать данное оборудование – они могут сделать это исключительно по собственной инициативе.

ip-dlya-platejey-terminala-1-1-3.jpg

Соответственно, первый критерий, согласно которому установка платежного терминала обязательна – величина годового оборота. Если она составляет более 40 млн. рублей в год, каким бы видом бизнеса ИП ни занимался, то терминал он ставит. Исчисление выручки производится следующим образом: из нее исключаются балансовая стоимость активов, в том числе и те, что существуют в нематериальном виде, а также налог на добавленную стоимость. В отдельных случаях расчет выручки может быть достаточно сложным, поэтому самостоятельно производить его не стоит во избежание ошибок.

Установке терминала не подвержены:

изготовители и продавцы предметов народного промысла;

ИП, расположенные в отдаленных районах, где по техническим причинам невозможно функционирование данной техники. Перечень таких местностей определяется в регионах индивидуально;

продавцы без стационарного места торговли: бочки с напитками, тележки по ремонту обуви, торговля на рынках, места которых не оборудованы должным образом;

киоски с газетами и прочей печатной продукцией;

предприятия общественного питания, работающие в учреждениях образования;

кредитные компании, а также фирмы, работающие исключительно с безналичной оплатой товаров и услуг;

граждане, сдающие в аренду находящиеся в личной собственности жилые помещения.

Все остальные, не попавшие в этот список представители малого бизнеса, должны дать возможность своим клиентам воспользоваться безналичным расчетом, установив терминал для приема банковских карт.

Нужна или нет регистрация терминала

Если ИП планирует установить терминал – неважно, в добровольном или в обязательном порядке, то одним из первых встает вопрос о том, нужно ли регистрировать данный вид оборудования в налоговых органах, как это требуется при применении ККТ. Несмотря на то, что в законодательстве нет четкого определения понятия «контрольно-кассовая техника», в категорию, требующую обязательной регистрации, попадают все устройства, оснащенные фискальной памятью. Терминал же служит только для приема оплаты –оборудование выдается предпринимателю банком и используется на условиях заключенного между сторонами договора. Обычно условия соглашения являются неизменными, и потому решение о применении терминала не влечет за собой неожиданных сюрпризов в будущем.

ip-dlya-platejey-terminala-1-1-4.jpg

Платежный терминал не имеет фискального накопителя и не является оборудованием, регистрация которого в налоговых органах предусмотрена законодательством. Его использование является увеличением количества способов приема оплаты услуг и товаров, не более, и фискальными функциями не обладает.

Отдельного упоминания заслуживают условия, на которых ИП сотрудничает с банком. Практика показывает, что для личных нужд и потребностей бизнеса лучше завести два отдельных счета, иначе разделение доходов и расходов будет трудоемким и длительным, что увеличивает вероятность ошибок, и, как следствие, начисление штрафов со стороны налоговых органов. Законодательство не обязывает ИП делить счета, но сделать это лучше заблаговременно, не дожидаясь неприятностей.

Установка и обслуживание платежного терминала – цена вопроса

Достаточно высокая стоимость оборудования и его установки, а также обслуживания – главный камень преткновения на пути применения безналичных расчетов индивидуальными предпринимателями. Между тем, с расширением их использования и появлением новых моделей в линейке производителей кассовой техники, цена этих аппаратов постепенно снижается. Самый дешевый терминал сегодня стоит всего 25 тыс. рублей, к этой цифре следует прибавить расходы на обслуживание – они определяются банком, с которым будет заключен договор. Существуют также бесконтактные устройства – их цена выше, но и использовать их более удобно.

Законодательством предусмотрено несколько способов снижения расходов на содержание терминала:

установка одного устройства на нескольких расположенных поблизости друг от друга торговых точках, принадлежащих одному индивидуальному предпринимателю;

использование технологии «мультимерчант». Она предусматривает прохождение платежей через один терминал на разные расчетные счета. В этом случае терминал находится в распоряжении сразу нескольких ИП – они делят расходы по содержанию устройства между собой, снижая свои затраты.

Кроме этого, можно арендовать платежный терминал на какой-то срок у банка, который предоставляет подобное оборудование своим партнерам. Отсутствие устройства, если оно предусмотрено законодательством – повод для начисления штрафных санкций. Кроме того, наличие оборудования дает несомненные преимущества на рынке:

увеличение числа покупателей;

удобный и точный учет доходов.

Очевидно, что даже одной из этих причин вполне достаточно для того, чтобы начать присматривать подходящее оборудование для своего ИП – благо, ассортимент устройств сегодня достаточно широк.

Как выбрать терминал

Начать процедуру надо с определения перечня собственных требований к этой технике. Здесь могут быть следующие варианты:

Тип подключения. Большая часть моделей может эксплуатироваться как при проводном, так и при беспроводном подключении, что значительно расширяет возможности использования данного оборудования. Оценивать следует канал связи и скорость передачи данных.

Наличие и разновидность прошивки. Она может и отсутствовать – тогда клиент может заключить договор с любым банком по своему выбору, в противном случае прошивка ориентирована только на ПО того банка, с которым устройство будет работать.

Тип предприятия и количество транзакций. Требования к терминалу, работающему в стационарной торговой точке с большой проходимостью и к устройству, установленному на небольшом рыночном лотке, различаются, и это необходимо учитывать.

Стоимость оборудования. Здесь принимается в расчет прибыльность предприятия и срок окупаемости приобретения. Диапазон цен на рынке достаточно велик, чтобы подобрать оборудование в полном соответствии со своими требованиями и финансовыми возможностями.

Более подробную консультацию можно получить у специалистов компании, занимающейся продажей платежных терминалов. Они обладают всей необходимой информацией и, как правило, предлагают клиенту несколько моделей на выбор.

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

06.03.2021 | ВОПРОС-ОТВЕТ Является ли обычный мобильный кнопочный телефон без сенсорного экрана технически сложным товаром?

Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?

05.03.2021 | ПРЕСС-ЦЕНТР Союз потребителей России призывает усилить поддержку потребителей

В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.

25.02.2021 | ВОПРОС-ОТВЕТ Может ли продавец настаивать на проведении проверки качества в случае возврата некачественного товара?

Защита прав потребителей при оказании услуг по приему денежных средств через терминал


Деятельность по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), т.е. оплата товаров (работ, услуг) через платежные терминалы, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В отношениях, которые возникают при расчете через терминалы, участвуют плательщик, поставщик и платежный агент. Платежный агент, установивший терминал, обязан обеспечить предоставление потребителям следующей информации:

1) адрес места приема платежей;

2) наименование и место нахождения платежного агента, а также ИНН;

3) наименование поставщика;

4) реквизиты договора, заключенного между платежным агентом и поставщиком;

5) размер комиссии;

6) способ подачи претензии;

7) номера контактных телефонов поставщика и платежного агента;

8) адрес и номер контактного телефона Управления налоговой службы.

При приеме платежей, в обязательном порядке, терминалом выдается кассовый чек, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) наименование оплаченного товара (работы, услуги);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер комиссии (в случае взимания);

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его ИНН;

8) номера контактных телефонов поставщика и платежного агента.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

В случаях, если платеж по каким-либо причинам не поступил, необходимо обращаться с официальной письменной претензией в адрес организации – платежного агента, с приложением копий платежных документов, подтверждающих требования потребителя.

В случае неразрешения возникшего имущественного спора в добровольном порядке, в соответствии со ст. 11 ГК РФ потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в судебные органы. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, в большинстве случаев освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, разъясняем, что в соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.3 ст. 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» обязательство физического лица по оплате товаров (работ, услуг) перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту (т.е. внесения в терминал).

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Что делать, если ваш банк прекратил свою деятельность?

Количество банков, которые прекращают свою деятельность, растет. Происходит это по разным причинам. Зачастую финансовые организации лишаются лицензий. И в такие периоды страдают прежде всего клиенты, чьи счета остались замороженными в прекратившем работу банке.

Как правильно выбрать банк, чтобы не лишиться своих денег?

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с финансовой организацией. Банки, микрофинансовые организации и подобные им структуры плотно вошли в нашу жизнь. Но, как и в любой сфере, наряду с действительно профессиональными и честными организациями существует масса мошенников. Не попасть в число их жертв просто. Главное, соблюдать определенные правила.

Возврат банковских комиссий

Возврат банковской комиссии. С каждым днем все больше потребителей обращаются в банки, чтобы вернуть уплаченные деньги за всевозможные незаконно удержанные банковские комиссии по договорам потребительского кредитования или ипотечным займам.

Читайте также: