В настоящее время в евразийском экономическом союзе в качестве защитных мер применяется пошлина

Опубликовано: 30.04.2024

Сидоров Алексей Александрович

Старший преподаватель кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева А.А.Сидоров — об особенностях защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза.

Меры защиты внутреннего рынка (защитные меры) являются одним из немногих эффективно действующих наднациональных инструментов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Наряду с другими мерами нетарифного, а также таможенно-тарифного регулирования, они составляют основу наиболее интегрированной сферы ЕАЭС — внешнеторговой политики.

К защитным относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, направленные на противодействие, соответственно, возросшему, демпинговому или субсидируемому импорту из третьих стран. Антидемпинговые и компенсационные меры по сути являются средством защиты производителей от недобросовестной иностранной конкуренции. Чаще всего защитные меры применяются в форме пошлин, которые платят экспортеры из третьих стран в дополнение к действующим ввозным таможенным пошлинам.

Защитные меры применяются на единой таможенной территории ЕАЭС и вводятся по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Введению таких мер предшествует проводимое ЕЭК по заявлению производителей или их объединений расследование. Его цель — доказать наличие возросшего, демпингового или субсидируемого импорта; ущерба (или угрозы его причинения) отрасли экономики государств — членов ЕАЭС; причинно-следственной связи между ними. Таким образом, фактически все компетенции, связанные с защитными мерами, переданы на наднациональный уровень.

У государств-членов осталось лишь две функции — формирование позиции по предложениям ЕЭК о применении защитных мер, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательства и практики применения данных мер. Именно с этими национальными компетенциями связаны основные проблемы защиты внутреннего рынка ЕАЭС.

В настоящее время в ЕАЭС действует 16 защитных мер (все антидемпинговые) в отношении различных товаров, из них семь — против Китая, семь — против Украины, одна — против Китая и Малайзии, одна — против Индии. Примечательно, что данные меры введены преимущественно по инициативе российских производителей.

Особенностью применения защитных мер в ЕАЭС является тот факт, что большинство расследований инициируется Россией. Это логично, поскольку в нашей стране сосредоточена большая часть производства ЕАЭС, которому требуется защита. По данным ЕЭК, в 2017 г. на Россию пришлось 87% ВВП и 89% промышленного производства ЕАЭС. В то же время только российские компании могут относительно беспрепятственно набрать необходимый для начала расследования процент поддержки заявления другими производителями (как правило, также российскими).

Инициирование же расследований компаниями других государств-членов затруднено по причине их недостаточной доли в производстве ЕАЭС. Часто получается так, что товары, являющиеся объектом расследования ЕЭК по инициативе России, в других государствах-членах практически не производятся, то есть последние являются потребителями. Это и представляет собой основную проблему при формировании позиций государств-членов по предложениям ЕЭК о применении защитных мер. Любые защитные меры в той или иной мере могут ущемлять интересы потребителей, которые всегда заинтересованы в максимально низких ценах, пусть даже за счет демпинга и субсидирования. Это, однако, не может быть основанием для отказа от применения защитных мер, которые требуются для выравнивания условий конкуренции на рынке ЕАЭС, нарушенных нечестной практикой иностранных компаний.

Формирование позиций государств-членов по предложениям ЕЭК о применении защитных мер, как правило, происходит сложно и наталкивается на жесткое противодействие потребителей или ассоциаций потребителей товара, в отношении которого предлагается ввести меру. Более того, некоторые представители государств-членов иногда даже признают выгодность для них демпинга.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, все компетенции, связанные с защитными мерами, переданы на наднациональный уровень. С другой стороны, государства-члены участвуют в процессе принятия решений путем формирования позиций и их направления в ЕЭК.

Формально ЕЭК могла бы не консультироваться с государствами-членами при введении защитных мер, что, наверное, было бы правильно в условиях экономической интеграции в ЕАЭС. Фактически же ЕЭК вынуждена это делать, чтобы минимизировать риски последующих предложений об отмене введенных мер. Практика показала, что и этого избежать не удается.

Так, 29 мая Коллегия приняла решение о применении антидемпинговой меры в отношении гербицидов из Европейского союза (ЕС). Казахстан, однако, 18 июня фактически наложил вето на данное решение, внеся предложение о его отмене за подписью премьер-министра [1]. Согласно Договору о ЕАЭС, в таком случае решение Коллегии приостанавливается на срок, необходимый для урегулирования вопроса Евразийским межправительственным советом (ЕМС) или Высшим Евразийским экономическим советом.

Подобный прецедент уже был, когда в июне 2016 г. Беларусь внесла предложение об отмене решения Коллегии о применении антидемпинговой меры в отношении ферросиликомарганца из Украины [2]. В итоге вопрос был урегулирован, а мера была введена решением ЕМС от 27 октября 2016 г. Наложение вето на решение Коллегии — мера крайняя, исключительная. Ее неоднократное использование дает основания говорить о системных проблемах защиты внутреннего рынка ЕАЭС. Пока вопрос не урегулирован, европейские производители имеют возможность продолжать ввозить гербициды в ЕАЭС по демпинговым ценам, а ущерб от демпинга может возрасти. ЕЭК могут обвинить в неспособности защитить производителей ЕАЭС, а также в нарушении правил ВТО, по которым антидемпинговые расследования должны завершаться в течение 18 месяцев. Россия же в условиях западных санкций пока лишена соответствующей правилам ВТО законной возможности ввести дополнительные пошлины на товары из ЕС.

Совершенствование законодательства и практики применения защитных мер ЕАЭС также зашло в тупик. В законодательстве имеется ряд пробелов, которыми пользуются недобросовестные поставщики из третьих стран, в том числе для обхода действующих в отношении них защитных мер. ЕАЭС существенно отстает от продвинутых в этом отношении объединений и стран — прежде всего, ЕС и США, активно совершенствующих свое законодательство. Эта задача становится особенно актуальной в условиях текущего резкого роста протекционизма в мире.

Локомотивом повышения эффективности регулирования в данной сфере выступает Россия. Однако внесение изменений в Договор о ЕАЭС в части защитных мер тормозится отдельными государствами-членами, у которых не находят поддержки многие предложения, в том числе взятые из зарубежного опыта.

Проблемы системы защиты внутреннего рынка ЕАЭС порождают вопрос о ее соответствии национальным экономическим интересам России. Возникает вопрос и о конструктивности позиций других государств-членов ЕАЭС, по-видимому, забывающих о выгодах, которые они получают от доступа на российский рынок, и его масштабах.

  • Договор перевозки
  • Правила продажи билетов военнослужащим
  • Правила возврата авиабилета
  • Правила отказа от дополнительных услуг
  • Правила обслуживания пассажиров на борту
  • Какие нужны документы для перелета?
  • Правила перевозки детей в самолете
  • Перелет беременных на самолете
  • Правила перевозки несопровождаемых детей
  • Выбор места
  • Выбор места у аварийного выхода
  • Правила въезда в страны
  • Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности

Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС:

  • Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключение монет из драгоценных металлов) и/или дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
  • Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
  • Культурные ценности;
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • Вывозимые государственные награды РФ;
  • Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
  • Оружие и боеприпасы, в том числе холодное оружие (ножи, кастеты, сурикены и т.д.)
  • Ввозимые алкогольные напитки в количестве больше 3-х литров;
  • Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
  • Радиоэлектронные средства и/или высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
  • Технические средства, имеющие функции шифрования;
  • Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
  • • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их лицо имеет несопровождаемый багаж*

* Под определение «товары для личного пользования» попадают предметы, медикаменты и т.д., которые ввозятся/вывозятся в ЕАЭС исключительно для нужд одного человека без цели последующей продажи.

2. На таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается ввоз следующих товаров для личного пользования:

  • Товары, таможенная стоимость которых не превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
  • Табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр табака (в том числе жевательный табак «насвай»*), либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

* Насвай - сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Обращаем внимание, что при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС применяются следующие ставки таможенных платежей:

  • Единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
  • Единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.

Для личного пользования пассажир НЕ МОЖЕТ вывезти с территории ЕАЭС:

  • Рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
  • Икра осетровых рыб весом более 250 граммов

К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:

  • Природные алмазы;
  • Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
  • Котлы центрального отопления;
  • Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
  • Солярии для загара;
  • Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимых в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.

  • Ограничения в Аэропорту Сиань
  • Страны Европейского союза (ЕС)
  • Ограничения на ввоз мяса и продуктов животного происхождения в КНР

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС:

  • Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключение монет из драгоценных металлов) и/или дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
  • Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
  • Культурные ценности;
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • Вывозимые государственные награды РФ;
  • Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
  • Оружие и боеприпасы, в том числе холодное оружие (ножи, кастеты, сурикены и т.д.)
  • Ввозимые алкогольные напитки в количестве больше 3-х литров;
  • Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
  • Радиоэлектронные средства и/или высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
  • Технические средства, имеющие функции шифрования;
  • Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
  • • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их лицо имеет несопровождаемый багаж*

* Под определение «товары для личного пользования» попадают предметы, медикаменты и т.д., которые ввозятся/вывозятся в ЕАЭС исключительно для нужд одного человека без цели последующей продажи.

2. На таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается ввоз следующих товаров для личного пользования:

  • Товары, таможенная стоимость которых не превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
  • Табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр табака (в том числе жевательный табак «насвай»*), либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

* Насвай - сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Обращаем внимание, что при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС применяются следующие ставки таможенных платежей:

  • Единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
  • Единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.

Для личного пользования пассажир НЕ МОЖЕТ вывезти с территории ЕАЭС:

  • Рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
  • Икра осетровых рыб весом более 250 граммов

К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:

  • Природные алмазы;
  • Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
  • Котлы центрального отопления;
  • Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
  • Солярии для загара;
  • Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимых в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.

Роспотребнадзор (стенд)

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) дает ответы на часто задаваемые вопросы в части применения санитарных мер в ЕАЭС - Документы Управления Роспотребнадзора

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) дает ответы на часто задаваемые вопросы в части применения санитарных мер в ЕАЭС

1. В каких случаях государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеют право вводить временные санитарные меры?

В соответствии с Протоколом о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) государства-члены имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия в случае:

ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории государства-члена;

получения информации от соответствующих международных организаций, от государств-членов или третьих стран о применяемых санитарных мерах и (или) ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации;

если соответствующее научное обоснование применения санитарных мер является недостаточным или не может быть представлено в необходимые сроки;

выявления подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), не соответствующей единым санитарным требованиям или техническим регламентам Союза.

Государства-члены в возможно короткий срок уведомляют друг друга о введении ими санитарных мер, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и их изменении.

При введении государством-членом временных санитарных мер другие государства-члены принимают необходимые меры и проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивающие надлежащий уровень защиты государства-члена, принявшего решение о введении таких мер.​

2. Какими полномочиями наделены уполномоченные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-членов Евразийского экономического союза в соответствии с правом Союза?

Уполномоченные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в отношении лиц, транспортных средств, подконтрольных государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) при перемещении их через таможенную границу Союза в пунктах пропуска государств-членов, расположенных на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза;

имеют право запрашивать у уполномоченных органов других государств-членов необходимые протоколы лабораторных исследований (испытаний);

оказывают взаимную научно-методическую и техническую помощь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

информируют друг друга о возможных поступлениях товаров, не соответствующих единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, о каждом случае обнаружения особо опасных инфекционных болезней, указанных в международных медико-санитарных правилах, и опасной для жизни и здоровья человека продукции;

при необходимости и по взаимной договоренности в целях соблюдения требований, установленных актами, составляющими право Союза, в области санитарных мер и охраны таможенной территории Союза от ввоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также для оперативного решения иных вопросов проводят совместные проверки (инспекции) на территориях государств-членов, производящих подконтрольную государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукцию (товары).

Уполномоченные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случаях обнаружения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и (или) распространения на таможенной территории Союза продукции, опасной для жизни, здоровья человека и среды его обитания, направляют информацию о них, а также о принятых санитарных мерах в интегрированную информационную систему Союза.​

3. Каков порядок применения в Евразийском экономическом союзе санитарных мер?

Санитарные меры – это обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора проб, методов исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к маркировке и упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека.

Санитарные меры применяются в отношении лиц, транспортных средств, а также подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), включенной в единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

К продукции (товарам), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299).

Порядок разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур утверждается Комиссией.

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), в отношении которой разрабатываются технические регламенты Союза, включаются в технические регламенты Союза в соответствии с актами Комиссии.​

4. Каким образом можно подтвердить наличие государственной регистрации товара при осуществлении в его отношении санитарно-карантинного контроля?

В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г., подтверждением наличия свидетельства о государственной регистрации является:

оригинал свидетельства о государственной регистрации или его копия, заверенная выдавшим его органом или получателем указанного документа;

или выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее - Единый реестр), выдаваемая органами и учреждениями государства-члена, уполномоченными в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации наименований продукции (товаров), изготовителя, получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации;

или электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью;

или сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта Союза в сети Интернет;

или наличие указания в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации, номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах государств-членов);

или наличие на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах государств-членов).​

5. В каких случаях должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение оценки подконтрольных товаров?

В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г., должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение оценки подконтрольных товаров в следующих случаях:

- нарушение условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;

- прибытие товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;

- поступление информации о несоответствии подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;

- наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах.

На период проведения оценки подконтрольных товаров решение об их размещении принимается совместно с таможенными органами.

По результатам оценки подконтрольного товара должностным лицом, осуществляющим санитарно-карантинный контроль, принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Союза данного подконтрольного товара.​

6. Требованиям каких нормативных правовых актов должна соответствовать пищевая продукция для детского питания при ее государственной регистрации в Евразийском экономическом союзе?

В соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно - Протокол, Договор, Союз) оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.

Пунктом 2 Протокола установлено, что регистрация (государственная регистрация) - форма оцени соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, осуществляемая уполномоченным органом государства - члена Союза.

В свою очередь, в соответствии с положениями Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору) государственная регистрация - процедура оценки соответствия продукции единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям или требованиям технических регламентов Союза, осуществляемая уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза, согласно пункту 2-1 Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, не применяются единые санитарно- эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

В соответствии с положениями статьи 53 Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Таким образом, пищевая продукция для детского питания перед выпуском в обращение на таможенной территории Союза должна пройти процедуры оценки соответствия требованиям технических регламентов Союза в форме государственной регистрации и подтвердить свое соответствие требованиям всех технических регламентов Союза, которые на нее распространяются.

7. Какие требования по содержанию остаточных количеств лекарственных препаратов предъявляются в Евразийском экономическом союзе к продукции пчеловодства?

В соответствии с положениями Договора Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Союз) технические регламенты Союза устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе к продукции, и имеют прямое действие на территории Союза.

Требования безопасности пищевой продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (далее - TP ТС 021/2011) и вступившим в силу с 1 июля 2013 года.

Согласно части 1 статьи 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В отношении остаточных количеств нитрофуранов и хлорамфеникола в меде натуральном и пищевой продукции пчеловодства отмечаем, что в пункте 1 Приложений для всех разделов приложения 3 к TP ТС 021/2011 установлены гигиенические требования безопасности пищевой продукции в части содержания в ней допустимых уровней антибиотиков. Так, для меда натурального установлен допустимый уровень, в том числе левомицетина - «не допускается» ( 15.01.19

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Михаила Чернова, Кублог

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

Нетарифное регулирование

Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.

В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц ТС.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.

Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Мы остановимся на основных из них.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:

1. Меры прямого ограничения:
- Квотирование;
- Лицензирование;
- Специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
- Сертификация;
- Санитарно-эпидемологический контроль;
- Ветеринарный надзор;
- Карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
- Валютный контроль.

Квотирование

Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

Различают следующие виды квот:

- Глобальные квоты - определяют размер общего ввоза определенного товара, не распределенный между поставщиками;
- Индивидуальные квоты - распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;
- Сезонные квоты - устанавливают в строго отведенный период календарного года и чаще всего распространяются на определенные виды сельскохозяйственной продукции.
- Тарифные квоты - предусматривают преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами.

К преимуществам квотирования можно отнести:

- Гарантии ограничения ввоза товаров до определенной величины.
- Поддержку определенных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством.

В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.

В соответствии с положениями ст. 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 года , экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:

1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
- сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
- сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
- снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит
от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Лицензирование

Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.

В соответствии с положениями ст. 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование осуществляется в случаях:

- Введения временных количественных ограничений на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
- Реализации разрешительного порядка ввоза или вывоза отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
- Предоставления исключительного права на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
- Выполнения международных обязательств.

В соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза , утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.

Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р , установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Различают 3 вида лицензий:

- Разовые лицензии - выдаются на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, дают право на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии – не более 1 года.
- Генеральные лицензии - выдаются участнику ВЭД на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии – не более 1 года.
- Исключительные лицензии - предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.

Для получения лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов, в соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

- заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;
- электронная копия заявления;
- копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
- иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Следует учитывать, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД, независимо от количества наименований товаров по договору. Перечень лицензируемых товаров приведен в Письме ФТС РФ от 16.07.2008г. № 01-11/28567 "О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения"

Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации.

Специальные защитные меры

Целью применения специальных защитных мер является защита экономических интересов производителей товаров государств-членов Таможенного союза в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию ТС. В эту группу защитных мер входят:

Специальные пошлины - применяются в исключительных случаях, и устанавливаются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьезного ущерба определенной отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию ТС в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения.

Антидемпинговые пошлины - применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики государства. Антидемпинговые пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

Компенсационные пошлины - применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики стран-членов Таможенного союза. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранения возникшего ущерба отрасли экономики, и не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

Порядок проведения расследования и и применения специальных защитных мер установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" . Полномочия по проведению расследования в России возложены на Минэкономразвития РФ.

Следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

Читайте также: