Изменения фнс в 2016

Опубликовано: 13.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия

Всякий раз начало очередного календарного года является рубежом, после которого начинают применяться какие-нибудь новинки налогового законодательства, принятые законодателями в предыдущем году. Бухгалтеру следует учитывать, что уже с первого январского дня что-нибудь может измениться.

Поэтому мы перечислим поправки в налоговом законодательстве, которые действуют с 01.01.2016.

Налог на прибыль

Федеральный закон от 08.06.2015 № 150‑ФЗ [2] . Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль будет признаваться имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (в 2015 году – 40 000 руб.) (изменен п. 1 ст. 256 НК РФ).

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ будет пониматься часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (в 2015 году – 40 000 руб.) (изменен п. 1 ст. 257 НК РФ).

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода будут уплачивать организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал (в 2015 году – 10 млн руб.) (изменен п. 3 ст. 286 НК РФ).

Вновь созданные организации на уплату авансовых платежей ежемесячно будут переходить, если выручка от реализации у них превысит 5 млн руб. в месяц либо 15 млн руб. в квартал (в 2015 году соответственно 1 млн руб. и 3 млн руб.) (изменен п. 5 ст. 287 НК РФ).

Федеральный закон от 08.03.2015 № 32‑ФЗ [3] . С 01.01.2016 по долговым обязательствам, оформленным в рублях, устанавливается интервал предельных значений процентных ставок в пределах от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.

Проект федерального закона № 928122-6 [4] . Продлено по 31.12.2017 действие п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 32‑ФЗ. Согласно ему в целях расчета предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль, положения п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014, применяются с учетом следующих особенностей:

  • величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсы, установленные ЦБ РФ по состоянию на 01.07.2014;
  • величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ РФ, с 01.07.2014 по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Федеральный закон от 28.11.2015 № 326‑ФЗ [5] . Согласно п. 5 ст. 275 НК РФ российской организации, выплачивающей доходы в виде дивидендов, вменено в обязанность предоставить соответствующему налоговому агенту значения показателей Д1 и Д2, то есть сумм дивидендов, подлежащих распределению и полученных этой организацией к моменту их распределения. Теперь установлен порядок, согласно которому эти сведения надо сообщать (ст. 275 НК РФ дополнена п. 5.1 и 5.2).

На выплату доходов в виде дивидендов иностранной организации будет распространяться п. 5 ст. 275 НК РФ, если она действует в интересах третьих лиц и получателями этих дивидендов являются физические лица и (или) организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ (изменен п. 6 ст. 275).

Федеральный закон от 28.11.2015 № 325‑ФЗ [6] . Установлено, что показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль организаций по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков, указанные в договоре о создании КГН, не подлежат изменению в течение всего срока действия этого договора (изменен пп. 2 п. 7 ст. 25.3 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

  • как составленный в письменной форме один документ, подписанный сторонами;
  • как комплект документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.
Федеральный закон от 23.11.2015 № 318‑ФЗ. Не облагается НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) (изменен абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Проект федерального закона № 928122-6. Продлено до 01.01.2017 действие пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому применяется ставка 0% к услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории Севастополя (изменен п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 № 151‑ФЗ).

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Федеральный закон от 02.05.2015 № 113‑ФЗ [9] . Для налоговых агентов по НДФЛ установлена новая ежеквартальная форма отчетности (дополнен п. 1 ст. 80, изменен п. 2 ст. 230 НК РФ). Форма 6-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ [10] .

Отчеты по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ можно представлять на бумажных носителях, если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, составляет до 25 человек (в 2015 году в отношении формы 2-НФДЛ – до 10 человек) (изменен п. 2 ст. 230 НК РФ).

Уточнен порядок определения даты фактического получения дохода при получении дохода в виде материальной выгоды (изменен п. 1 ст. 223 НК РФ):

  • в виде экономии на процентах за предоставление заемных средств;
  • при зачете однородных требований;
  • при списании с баланса организации безнадежного долга физического лица;
  • по итогам утверждения авансового отчета после возвращения работника из командировки;
  • при приобретении ценных бумаг.
Сумма НДФЛ применительно к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику, а не нарастающим итогом, как в отношении иных доходов, облагаемых по ставке 13% (изменен п. 3 ст. 226 НК РФ).

Уточнен порядок удержания налога, если физическое лицо получило от налогового агента доход в натуральной форме или в виде материальной выгоды (изменен п. 4 ст. 226). Удержание можно производить при выплате любых других доходов, а не при любом перечислении денежных средств налогоплательщику. Исключена возможность удержания при перечислении по поручению физического лица третьим лицам.

О невозможности удержать НДФЛ налоговый агент должен сообщить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее – в течение одного месяца после окончания соответствующего налогового периода) (изменен п. 5 ст. 226).

Индивидуальные предприниматели, находящиеся на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД и «патенте», должны уплачивать налог по месту ведения соответствующей деятельности (изменен п. 7 ст. 226).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (изменен п. 6 ст. 226).

Федеральный закон от 08.06.2015 № 146‑ФЗ [11] . Можно будет применить имущественный вычет в следующих случаях (изменен п. 1 ст. 220 НК РФ):

  • выход из состава участников общества (отказ от доли в уставном капитале общества согласно требованиям законодательства);
  • передача средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества;
  • уменьшение номинальной стоимости доли в уставном капитале общества.
Уточнен порядок освобождения от двойного налогообложения (изменена ст. 232 НК РФ). Для проведения зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, физическое лицо должно представить декларацию по окончании налогового периода, в отношении которого проводится зачет, в течение трех лет после окончания указанного периода. Не надо будет подавать документ о подтверждении статуса резидента иностранного государства.

Федеральный закон от 28.11.2015 № 327‑ФЗ [12] . В налоговые регистры, которые ведут налоговые агенты по НДФЛ, следует дополнительно включать сведения о расходах и суммах, уменьшающих налоговую базу (изменен п. 1 ст. 230 НК РФ).

Федеральный закон от 23.11.2015 № 320‑ФЗ [13] . Не будут облагаться НДФЛ доходы в виде возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (ст. 217 НК РФ дополнена п. 61).

Федеральный закон от 23.11.2015 № 317‑ФЗ [14] . Увеличен стандартный вычет по НДФЛ на ребенка в возрасте до 18 лет, который является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте
до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы: до 12 000 руб. – для родителей, супруга (супруги) родителя, усыновителей, до 6 000 руб. – для опекунов, попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя (изменен пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ [15] . Утверждены новая форма сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ), порядок ее заполнения и формат представления. Начало действия документа – 08.12.2015.

Приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ [16] . Установлены новые коды доходов и вычетов (утратил силу Приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@). Начало действия документа – 29.11.2015.

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772. На 2016 год установлен необходимый в целях применения гл. 23 НК РФ коэффициент-дефлятор, равный 1,514.

Налог на имущество

Водный налог

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается на этот год равной 93 руб. за 1 000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта (п. 3 ст. 333.12).

Имущественные налоги, уплачиваемые физическими лицами

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772. На 2016 год установлен необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ коэффициент-дефлятор, равный 1,329.

Специальные налоговые режимы

Кроме этого, уточнены формулировки пп. 23 п. 2 ст. 346.5 и пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которым сумма уплаченного НДС не включается в расходы при расчете ЕСХН и при УСНО.

УСНО вправе будут применять организации, имеющие представительства (изменен пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 (с учетом Приказа Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 854). На 2016 год установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые в целях применения:

  • гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, – 1,329;
  • гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, – 1,798;
  • гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ, – 1,329.

Налоговый контроль

Непредставление расчета по форме 6-НДФЛ в установленный срок повлечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления этого документа (в ст. 126 НК РФ введен новый п. 1.2).

За непредставление расчета в течение 10 дней по истечении определенного срока представления налоговики получили право приостановить операции налогового агента по его счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ дополнена п. 3.2).

Приказ Минфина России от 23.09.2015 № 148н [18] . Внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (изменения применяются с 28.03.2016).

Страховые взносы

Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265. На 2016 год установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов: в ФСС – 718 000 руб., в ПФР – 796 000 руб.

Model.Article.Title

Дайджест бухгалтерских поправок и налоговых изменений, которые вступают в силу с 1 января 2016 года и повлияют на работу предпринимателей.

Изменения по НДФЛ

1. Ежеквартальная отчетность по НДФЛ (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Налоговым агентам придется сдавать новый расчет 6-НДФЛ по итогам каждого квартала, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Сдать 6-НДФЛ за год нужно не позднее 1 апреля следующего года.

В отчете содержится информация по начисленному и удержанному налогу (сумма выплат, сумма предоставленных вычетов, сумма исчисленного и удержанного налога). От налоговых агентов будет требоваться расшифровка суммы по датам получения дохода, удержания и срокам перечисления налога.

Штраф за несдачу отчета — 1000 руб. за каждый месяц просрочки и блокировка счета. Штраф за представление недостоверного отчета — 500 руб. Предприятия с численностью персонала более 25 человек должны будут сдавать отчет только в электронном виде.

2. Предоставление налоговыми агентами социальных вычетов (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Теперь социальные вычеты на лечение и обучение сможет предоставлять работодатель. От сотрудника требуется лишь письменное заявление и подтверждение права на получение вычетов, выданное инспекцией.

3. Расширение перечня доходов, освобождаемых от НДФЛ (вступает в силу с 1 января 2016 года)

С нового года не облагаются налогом имущество и имущественные права, полученные акционером (участником) при ликвидации иностранной организации или структуры. Продавая такое имущество, он может уменьшить доходы от продажи на сумму, равную стоимости имущества по данным ликвидированной организации на дату ликвидации, но не выше рыночной стоимости.

4. Появление у инспекций права блокировать счета налоговых агентов по НДФЛ (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Блокировка банковского счета и переводов электронных денег последует за несвоевременной сдачей расчета по форме 6-НДФЛ. Инспекция сможет заблокировать счет по истечении 10 рабочих дней с последнего дня, когда агент должен был подать отчетность.

Разблокировка возможна на следующий день после сдачи расчета. При этом нужно будет заплатить штраф 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц непредставления расчета.

5. Уточнение порядка перечисления НДФЛ и подачи расчетов (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Налоговым агентам — предпринимателям на ЕНВД или ПСН придется перечислять НДФЛ и сдавать расчеты за сотрудников по месту ведения деятельности.

6. Уточнение порядка расчета налога по ставке 13% (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Все доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, нужно исчислять в течение налогового периода нарастающим итогом с зачетом удержанной в предыдущие месяцы этого же налогового периода суммы налога. Исключение — доходы, полученные от долевого участия. По ним сумма налога определяется отдельно по каждой такой сумме, как и по доходам, облагаемым по другим ставкам.

7. Новые даты признания некоторых доходов (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Вид дохода Как признается в 2016 году Как признавался в 2015 году
В виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг На дату приобретения ценных бумаг или на дату оплаты стоимости приобретенных ценных бумаг На дату приобретения ценных бумаг
В виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств На последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства На день уплаты процентов
Полученный в результате проведения зачета встречных однородных требований На дату зачета Особых правил определения даты получения нет
Полученный в связи с экономией на расходах по возврату долга На дату списания безнадежного долга с баланса организации Особых правил определения даты получения нет
Полученный командированным сотрудником На последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет, после возвращения сотрудника из командировки Специальных правил определения даты фактического получения дохода нет

8. Новые сроки перечисления НДФЛ с некоторых доходов (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Выплачивая сотрудникам пособия по временной нетрудоспособности, в том числе и пособие по уходу за больным ребенком, и отпускные, налоговые агенты должны перечислять с них налог в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором эти доходы выплачивались. Что касается всех остальных доходов, то НДФЛ нужно будет перечислять не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода сотруднику.

9. Новый срок для подачи уведомления о невозможности удержания НДФЛ (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый агент должен сообщить в инспекцию о невозможности удержания НДФЛ. Это касается и сообщений о суммах НДФЛ, которые налоговые агенты не смогли удержать в 2015 году.

10. Увеличение минимального срока владения недвижимым имуществом для продажи без налога (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Пять лет — таков теперь минимальный срок нахождения недвижимого имущества в собственности налогоплательщика для освобождения от налогообложения дохода, который получен от реализации этого имущества. Прежний минимальный срок в три года остается для имущества, полученного от родственников или в результате приватизации. Этот порядок будет распространяться на недвижимость, приобретенную после 1 января 2016 года.

11. Увеличение размера стандартного налогового вычета на детей-инвалидов (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Стандартный вычет на детей-инвалидов и учащихся до 24 лет, являющихся инвалидами I и II группы, увеличится до 12 000 руб. – для родителей (усыновителей) и до 6000 руб. – для опекунов, попечителей, приемных родителей.

12. Повышение предельной величины дохода, до достижения которой применяется стандартный вычет (вступает в силу с 1 января 2016 года)

350 000 руб. – такова в 2016 году предельная величина дохода для предоставления стандартного вычета за налоговый период.

13. Уточнение порядка предоставления вычета при продаже доли в уставном капитале (вступает в силу с 1 января 2016 года)

С нового года при продаже доли в уставном капитале налогоплательщик вправе уменьшить доход на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением, либо на сумму не более 250 000 руб., если подтвердить документально расходы по приобретению нет возможности.

14. Изменение порядка зачета НДФЛ, уплаченного за границей (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Теперь, чтобы провести зачет НДФЛ, нужно подать декларацию по окончании налогового периода, в отношении которого проводится зачет, в срок три года после окончания указанного налогового периода. Документ о подтверждении статуса резидента иностранного государства подавать не нужно. При этом потребуется нотариальное заверение перевода документа о полученном налогоплательщиком доходе и уплате им налога за пределами России.

15. Дополнение перечня доходов, не облагаемых НДФЛ

Выплаченные по решению суда компенсации судебных издержек, которые граждане понесли при рассмотрении дела, освобождаются от НДФЛ.

16. Повышение порога на бумажную отчетность по НДФЛ (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Сдать справки 2-НДФЛ за 2015 год на бумаге смогут больше компаний. Лимит на бумажную отчетность по НДФЛ — до 25 сотрудников (ранее — до 10 сотрудников).

17. Новая справка 2-НДФЛ

Появились дополнительные поля по статусам иностранцев, уведомлениям на право применения некоторых вычетов и новые способы корректировки ранее поданных справок.

Изменения по НДС

18. Уточнение порядка документального подтверждения нулевой ставки

Чтобы подтвердить нулевую ставку НДС, с нового года можно будет подать в налоговые инспекции контракты (договоры) либо в виде единого документа, либо в виде нескольких документов. Во втором случае совокупность документов должна подтверждать сделку и все ее существенные условия.

19. Расширение списка товаров, реализация которых не облагается НДС

Реализация очков и линз для коррекции зрения и оправ для очков для коррекции зрения (в том числе солнцезащитных очков) с 2016 года освобождается от налогообложения.

Изменения по спецрежимам

20. Предоставление права региональным властям снижать ставки для УСН (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Ставки для предпринимателей на УСН с объектом налогообложения «доходы» теперь смогут устанавливаться в пределах от 1% до 6%. Налоговые каникулы региональные власти с 2016 года смогут устанавливать и для предпринимателей, оказывающих услуги населению. Для предпринимателей Крыма или Севастополя, использующих объект налогообложения «доходы за вычетом расходов», в 2017–2021 годах ставка может быть снижена до 3% по решению региональных властей.

21. Пополнение перечня видов деятельности на патентной системе налогообложения (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Перечень пополнится предпринимателями, задействованными в производстве молочной продукции, кожи и кожаных изделий, хлебобулочных и кондитерских изделий. ПНС смогут применять также предприниматели, занимающиеся переводами, лесоводством и другими новыми видами деятельности.

22. Расширение перечня сфер деятельности на ПСН, по которым регионы могут устанавливать «налоговые каникулы» (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Регионы получили право на законодательном уровне устанавливать «налоговые каникулы» для предпринимателей, работающих в сфере бытовых услуг. Сейчас льготы распространяются на деятельность в социальной, производственной и научной сферах.

23. Уточнение состава доходов и расходов, признаваемых при ЕСХН и УСН (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Налогоплательщики на УСН или ЕСХН с нового года не будут включать в доходы НДС, полученный в связи с выставлением счетов-фактур. Перечисленные в бюджет суммы НДС запрещается включать в расходы.

24. Расширение перечня организаций, которые могут применять УСН (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Организации, имеющие представительства, смогут применять УСН.

25. Увеличение порога для применения УСН по доходам (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Сумма дохода, при превышении которой плательщики теряют право применять УСН, составит 79 740 тыс. руб. в год.

Сумма дохода, при превышении которой нельзя перейти на УСН с 2017 года, — 59 805 тыс. руб. за 9 месяцев 2016 года.

26. Предоставление права муниципальным органам власти снижать ставки по ЕНВД (вступил в силу 1 октября 2015 года)

Ставки по ЕНВД по конкретным видам деятельности теперь смогут устанавливаться в пределах от 7,5% до 15% на основании местного законодательства.

Изменения по налогу на прибыль

27. Увеличение лимита стоимости амортизируемого имущества до 100 000 руб. (вступает в силу с 1 января 2016 года)

С нового года начинают действовать поправки, согласно которым к амортизируемому будет относиться имущество стоимостью более 100 000 руб. Лимит в 2015 году составляет 40 000 руб.

Данное нововведение также распространяется на плательщиков УСН, ЕСХН, а также на ИП, применяющих ОСНО.

28. Увеличение лимита доходов для начисления квартальных авансовых платежей (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Порог доходов, при которых компания должна платить ежемесячные авансы по налогу на прибыль, увеличится до 15 млн руб. за квартал (в 2015 году — 10 млн руб.). Новым компаниям придется платить 5 млн рублей в месяц (сейчас 1 млн руб.) и 15 млн руб. за квартал (сейчас 3 млн руб.).

29. Новый вид деятельности, по которому можно применять нулевую ставку (вступает в силу с 1 января 2016 года)

Со следующего года применять нулевую ставку налога смогут медицинские и образовательные организации, которые занимаются уходом и присмотром за детьми.

Изменения по налогу на имущество

30. Изменение порядка уплаты налога по имуществу, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость (вступает в силу с 1 января 2016 года)

С 1 января 2016 года недвижимость, налоговая база в отношении которой определяется исходя из кадастровой стоимости, подлежит налогообложению не только у собственника такого объекта, но и у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения (в 2015 году налог исходя из кадастровой стоимости платят только собственники имущества).

Изменения, связанные с налогами граждан (на имущество, транспортным, земельным)

31. Изменение сроков уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество

1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, — крайний срок уплаты налогов.


Cдать бесплатно декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Изменения, затронувшие особые экономические зоны

32. Льготный налоговый режим для резидентов свободного порта Владивосток

Для резидентов становится возможным применение пониженной ставки налога на прибыль и заявительного порядка возмещения НДС при наличии договора поручительства управляющей компании.

33. Пониженные ставки налога на прибыль для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области

Налоговая ставка в региональный бюджет не может быть больше 13,5%. Для налога, зачисляемого в федеральный бюджет, предусмотрена нулевая ставка. Она применяется в случае, если организация осуществляет деятельность, которая предусмотрена соглашением, на территории Магаданской области; если организация ведет раздельный учет доходов и расходов.

34. Повышение МРОТ до 6 204 руб.

Повышение МРОТ означает и повышение взносов ИП за себя. Величина фиксированного взноса за полный год (без учета доходов предпринимателя) составит 23 153,33 руб. (19 356,48 в ПФР + 3 796,85 в ФФОМС). Максимальная нагрузка на предпринимателя в виде фиксированных взносов с учетом его доходов за год составит 158 648,69 руб. (154 851,84 в ПФР + 3 796,85 в ФФОМС).

Изменения в страховых взносах

35. Изменение КБК по взносам в ПФР

С 2016 года вводятся новые КБК по пеням и процентам с взносов в фонды. Разделение на отдельные КБК взносов за сотрудников (с выплат до предельной базы и свыше предельной базы) приказ Минфина 190н отменил.

Вводятся новые КБК по взносам в ПФР за ИП — в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающего 300 000 руб., и в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. Также с 2016 года будет новый КБК для взносов ИП в ФФОМС.

36. Увеличение предельных баз по взносам в фонды за работников

Предельная база в ПРФ составит 796 000 руб. В ФСС на нетрудоспособность — 718 000 руб.

Для взносов в ФФОМС предельная база с 2015 года не устанавливается.

Отчетность в Росстат

37. Все малые и микропредприятия должны будут отчитываться в Росстат за 2015 год до 1 апреля 2016 года

За 2015 год всем малым предприятиям (включая микропредприятия) надо будет отчитаться до 1 апреля в Росстат в рамках сплошного наблюдения по формам МП-см (юрлица) и 1-предприниматель (ИП). Штраф за несдачу отчета или недостоверную информацию — 3 000-5 000 руб. на директора / предпринимателя. Согласно законопроекту наказание с 2016 года ужесточается: 10 000-20 000 руб. на директора/предпринимателя и 20 000-70 000 руб. на организацию.

Изменения в порядке применения ККТ

38. Переход на «умные» кассы отложат до 2017 года

Новая ККТ будет отправлять налоговикам информацию обо всех операциях, производящихся за наличный расчет. Ранее власти планировали перевести сразу всю розницу на новое оборудование, но в итоге пришли к тому, что делать это нужно постепенно.

По последней информации, действующие кассы должны быть заменены на те, что самостоятельно передают данные о расчетах в ФНС, до 2018 года. Вновь регистрируемая ККТ должна оснащаться нужным оборудованием с 1 февраля 2017 года. Те, кто не обязан сейчас применять ККТ, должны начать использовать «умные» кассы с 1 июля 2018 года (плательщики ЕНВД, ИП, применяющие патент и другие текущие льготники по 54-ФЗ).

Павел Орловский, аналитик сервиса Контур.Эльба

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Продолжаю публиковать свое мини исследование по поводу современной налоговой политики, привязанное к подведению налоговых итогов 2016 г. (см. анонс, и часть II)

Преобладание курса на ужесточение налоговой политики (часть I I )

«Ужесточение» и «усиление» тот тренд, который уже несколько лет преобладает не только в налоговой политике, но и в политике государственного регулирования бизнеса вообще. Нет, нельзя не отметить, что властями принимаются и иные решения, с какими-то «послаблениями» (например, о новых льготах, об «упрощении порядков» и др.), однако на общем фоне политики «закручивания гаек» какие-либо «смягчения» воспринимаются как редкие проблески.

том, что «бизнес надо держать жестко» или «поуркаганили и хватит». Вот и 2016 г. не стал исключением для таких настроений.

1. Новые полномочия ФНС в 2016 г .

Иногда создается впечатление, что власти рассматривают ФНС РФ (далее по тексту – ФНС) в качестве самого сильного и эффективного ведомства в стране. Это демонстрируют и Президент РФ, который в самом начале 2016 г. предложил передать ФНС администрирование целого ряда неналоговых платежей, так и ГосДума, которая «щедрою рукой» в принимаемых законах разрешала ФНС самой для себя, т.е. для своих налоговых органов, определять регламенты, процедуры и прочие «порядки», причем даже без согласования с другими ведомствами.Достаточно сказать, что только за два дня, 20 и 22 апреля 2016 г., депутаты ГосДумы, приняв Федеральные законы № 130-ФЗ и № 134-ФЗ, предоставили ФНС право разрабатывать подзаконные нормативные акты в пяти (!) случаях:о предоставлении копий документов на бумажном носителе в прошивке;о предоставлении копий документов в сканированном виде;о порядке направления апелляционной жалобы по телекоммуникационным каналам связи;о порядке получения согласия от налогоплательщика на обнародование информции о нём, которая, в этом случае, перестает быть «налоговой тайоной» (ст.102)[1];о порядке формирования и размещения сведений о налогоплательщике на сайте ФНС, которые с 01 июня 2016 г. не являются налоговой тайной[2].
(Кстати, интересно отметить, что из всего этого перечня, ФНС за более чем полгода, утвердило только один «порядок» – см. Приказ ФНС от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы»).
Если эта тенденция сохранится и в 2017 г., то ФНС скоро превратится в некое мегаведомство или в суперФНС, которая по своему статусу далеко перешагнет статус «службы».
А вот и перечень новых полномочий ФНС, полученных ею в 2016 г.:

- ФНС переданы полномочия по администрированию таможенных платежей, а также платежей, ранее администрируемых Росалкогольрегулированием (Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12);

- ФНС переданы полномочия по администрированию контроля за взиманием страховых взносов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ и № 250-ФЗ);

- ФНС переданы полномочия по ведению единого реестра ЗАГС (Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ);

В связи с принятием этого закона у некоторых возникает вопрос: «Зачем налоговым органам знание гражданского состояния людей?». Надо сказать, что ФНС и не скрывает своего интереса – это необходимо для выявления неявной взаимозависимости между гражданами по родству, свойству или даже супружеству (например, бывшему). В некоторых налоговых спорах налоговые органы обосновывают свои выводы о взаимозависимости ссылками даже на факты «двоюродного родства» (см. Постановления АС УО от 08.05.2015 №А50-14001/2014, АС ВВО от 26.04.2016 №А82-11554/2014 и др.)

- ФНС переданы полномочия органа валютного контроля (Федеральный закон от 03.07.2016 № 285-ФЗ).

Отдельно хотелось бы отметить предоставление ФНС практически исключительных полномочий при участии в процедурах банкротства. Так, Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ, установил следующее:

- Налоговые органы могут привлекать к субсидиарной имущественной ответственности бенефициаров, а не только номинальных директоров;

- Для выявления налоговиками бенефициаров срок увеличен с 2 до 3 лет;

- На законодательном уровне введена презумпция виновности руководителя за банкротство;

- Сомнительной стала считаеться сделка, которая заключена не только в период, когда компания обладала признаками неплатежеспособности, но и тогда, когда компания стала неплатежеспособной в результате такой сделки;

- Налоговым органам предоставлена возможность быть включенным реестр кредиторов в течение 6 месяцев (а не в течение 2, как было раньше).

2. Ужесточение налогового контроля

Налоговый контроль в 2016 г. продолжал усиливаться. Судите сами:

- С 2016 г. налоговые агенты стали обязанными ежеквартально сдавать в налоговую инспекцию новую форму 6-НДФЛ «О доходах и НДФЛ». В случае непредставления такой формы отчетности налоговый орган вправе проводить блокировку банковского счета (ст.76 НК РФ), а также наложить штраф в размере 500 руб. (ст.126.1 НК РФ);

- Пояснения по НДС, которые налоговый орган затребует у налогоплательщиков по налоговым декларациям, подаваемым в электронном виде, также должны предоставляться налогоплательщиком только в электронном виде. Причем попытка представить пояснения на «бумажном носителе» все равно будет рассматриваться как «неподача» (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ);

- Введение тотального контроля за кассовыми операциями, введение новых требований по «инновационным» on-line ККТ. Причем с 1 июля 2018 г . обязанность иметь такую «машину» будет распространена и на тех ИП и малые предприятия, которые применяет специальные налоговые режимы в виде патентной системы и ЕНВД (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);

- Банки по требованию налогового органа, обязаны представлять им фактически любую информацию о своих клиентов без каких-либо исключений и ограничений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ);

- Все организации с 21 декабря 2016 г . обязаны иметь данные по своим бенефициариям (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ).

Конечно, мне могут возразить, что изменения по ККМ и по «закону о бенефициарах» это не совсем «налоговое право», однако то, что вышеуказанные поправки обусловлены в первую очередь фискальным интересом государства, мало кто может оспаривать.

- Принята норма об установлении налоговой ответственности (п.1 ст.129.1 НК РФ) за непредставление пояснений в рамках КНП в случае, если налогоплательщик подает в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию в порядке п.3 ст. 88 НК РФ (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ) (Норма вступила в силу с 1 января 2017 г. Также необходимо отметить, что впервые законодатель вводит ответственность за «непредставление пояснений», т.к. ранее такой ответственности не было, а судебная практика исходила из того, что «представление пояснений», это именно право налогоплательщика, но не его обязанность (см. например, Постановление ФАС ВСО от 28.08.2012 по делу № А10-355/2012). );

- Резко повышена административная ответственность за нарушения в области бух/учета и отчетности: штрафы увеличены с 3.000 до 10.000 руб., введена ответственность за «повторность» (до 20.000 руб.), введена такая мера административного наказания как дисквалификация до 2 лет (Федеральный закон от 30.03.3016 № 77-ФЗ);

- Повышена административная ответственность за нарушения при работе с ККМ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);

- Принята норма о повышении в 2 раза ставки пени за неуплату налога свыше 30 календарных дней до 1/150 ставки ЦБР (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

- В случае отсутствия у юридического лица сведений о бенефициариях на такое лицо может быть возложен штраф в размере 500.000 руб. (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ) (Для этого в КоАП была введена новая статья 14.25.1 – «Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах»)

- 19 февраля 2016 г. в первом чтении был принят законопроект № 927406-6 о введении уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.

Так же, говоря об усилении «наказательного» направления в государственной политике по отношению к бизнесу, нельзя не отметить и ужесточение административного наказания для работодателей (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ). Так, пеня за задержку выплаты заработной платы увеличена до 1/150 ставки ЦБ, штраф за нарушение сроков выплаты заработной платы повышен для юридических лиц до 50.000 и т.д.

И еще одно любопытное наблюдение из прошлого года. Центр стратегических разработок недавно опубликовал исследование по законотворчеству в уголовном праве в последние два года. Из 140 законопроектов – поправок в УК РФ 88% предлагали усиление уголовной ответственности, а смягчение – только 12%. Впрочем, из всех 237 проектов (не только в УК, но и в УПК) законами стали только 42. Как утверждают эксперты отсеивались проекты явно популистского характера и проекты любых радикальных преобразований. Но при этом смягчающие поправки имели вдвое большие шансы быть принятыми, чем ужесточающие. Правда, поскольку ужесточающих было в 7 раз больше, в конечном счете, их приняли больше (17 против 5)[8].Кстати, все вышепредставленные перечни полномочий, контроля и ответственности – это не полный перечень, т.к. полный перечень всего, что было «ужесточено» и «усилено» в 2016 г. (особенно с учетом других отраслей законодательства) будет очень большим по объему.(продолжение следует)

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    29 Октября 2020, 10:00

    Чуть более четырех лет назад – 19 сентября 2016 года – вышел первый чек по новому порядку применения контрольно-кассовой техники. Первый чек в стране был получен от компании Роснефть, а получил его оператор «Первый ОФД» (входит в группу компаний ВТБ), обработал, сохранил и передал в ФНС России по новому порядку.

    Россия стала 12-ой страной в мире, которая ввела подобную систему. Это событие положило начало полномасштабной реформе федеральной налоговой службы России, и может считаться днем рождения абсолютно новых рынков, игроков и сервисов.

    Этому предшествовал ряд важных событий. В 2014–2015 годах для апробирования новой технологии передачи фискальных данных был проведен эксперимент ФНС под руководством в то время главы Федеральной налоговой службы, а ныне председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

    Эксперимент проводился в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан, совместно с АО «ЭСК», которое в дальнейшем стало известным рынку как «Первый ОФД».

    Впервые налогоплательщики в России узнали об ОФД в законопроекте «О внесении изменений в 54-ФЗ»: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 12 июля 2016 года вступил в силу сам Закон 54-ФЗ «О применении ККТ» с последними правками от 3 июля 2016 года.

    Закон создал новую сущность – операторов фискальных данных, в задачу в которых входит прием, хранение и передача фискальных документов от контрольно-кассовой техники в Федеральную налоговую службу России.

    Реформа явилась частью глобального национального проекта «Цифровая экономика РФ».

    Портал Retail-Loyalty.org обратился к представителям ФНС с просьбой поделиться свежими данными по работе онлайн-касс и ключевыми результатами реформы.

    Проект по переходу на онлайн-кассы стартовал в 2016 году и стал частью стратегии ФНС России по цифровой трансформации налогового администрирования, которая встраивается в среду бизнес-сообщества и позволяет существенно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня более 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали почти 3,4 млн работающих кассовых аппаратов.

    По состоянию на 30.09.2020 всего зарегистрировано 178 273 млн чеков, примерно 150 млн добавляется ежесуточно.

    С начала реформы парк ККТ увеличился более чем в 2 раза. Всего в реестре контрольно-кассовой техники зарегистрировано 185 моделей. В реестр фискальных накопителей включено 19 моделей, и 20 организаций получили разрешения на обработку фискальных данных.

    Кроме того, ФНС России разработала и запустила сервис «API Проверка чеков». Он позволяет проверить факт записи расчета и подлинность фискального признака на официальном сайте ФНС России. К сервису подключены более 20 крупных компаний. Ежедневно проверяется около 2 млн чеков, общее количество проверенных на сегодня – почти 1 млрд. Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники положительно повлиял на честность и конкурентоспособность рынка.

    Процесс регистрации кассы занимает у пользователя всего пять минут, тогда как ранее в старом порядке на это могло уходить до пяти дней. Отменены девять ранее обязательных форм бумажных отчетов для продавцов. Исключены такие посредники как центры технического обслуживания. Увеличен срок службы фискальных накопителей.

    Реформа ККТ также ликвидировала кассовую отчетность и значительно снизила количество налоговых проверок, благодаря чему уменьшилась нагрузка на работников инспекций ФНС России. Кроме того, для пресечения распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» проверки ККТ приостановлены до конца 2020 г., при этом все поступающие жалобы фиксируются и соответствующие проверки по ним будут проведены позднее.

    Введение 54-го Федерального Закона об изменениях в работе с контрольно-кассовой аппаратурой решило много задач. Одна из основных – сделать рынок более честным и конкурентоспособным. Кроме того, реформа позволила упростить формат взаимодействия предпринимателя и федеральной налоговой службы, минимизировать бюрократические и административные издержки исключила необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ, способствовала снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, сократила теневой оборот наличности и, как следствие, увеличила налоговые поступления.

    В Федеральной налоговой службе, которую возглавляет сейчас Даниил Егоров, уверены, что реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики исходя из отраслевых принципов, что привело к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности.

    Прошло всего 4 года, но уже, на сегодняшний день, результаты более чем впечатляющие – более 1,5 млн налогоплательщиков в России применяют порядка 3,4 млн онлайн-касс с функцией передачи данных в налоговую. Реформа позволила ликвидировать девять форм кассовой отчетности, произошел уход с рынка фирм-однодневок, увеличился рост собираемости НДС, внедрены онлайн-мониторинг крупнейших налогоплательщиков и бесконтактное налоговое администрирование.

    Появление операторов фискальных данных привело к образованию на рынке множества различных сервисов и экосистем для малого и среднего предпринимательства, позволяющих перейти на совершенно иной уровень ведения бизнеса. ОФД стали полноценными сервисными компаниями, наряду с операторами документооборота и удостоверяющими центрами по выдаче ЭЦП. Они предложили рынку новые продукты, такие как: сервисы на основе аналитики чеков и географического положения, магазины по продаже кассовой техники и сопутствующих товаров.

    Созданы условия для появления новых продуктов и сервисов в области больших отраслевых данных, которые сразу стали востребованы производителями FMCG, федеральными ритейл-сетями, банками, маркетинговыми агентствами, а также государственными учреждениями.

    «Крупный бизнес уже делает шаги в сторону более глубокой интеграции данных ОФД в свои системы мониторинга и аналитики и учетные системы. Синтез систем и данных, который мы сейчас наблюдаем, позволит решать, как традиционные задачи больших компаний с широкой сетью представительств, холдингов из десятков юрлиц, франшиз и т.д., так и выявлять и решать накапливаемые сложными системами ошибки управления и учета» – уверен Егор Сергеенко, директор по маркетинговым коммуникациям «Первого ОФД» (входит в группу компаний ВТБ). - Все это приводит к снижению рисков и отражается на операционных расходах крупных компаний.»

    « Конкуренция на рынке идей для бизнеса, соревнование технических команд по созданию систем управления бизнесом, товароучетных программ и других сервисов сейчас высока, как никогда. Все это приводит к снижению цен, улучшению качества продуктов и сервисов как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса. А также к появлению новых, еще не просматриваемых сейчас решений – мобильные, облачные системы, системы с искусственным интеллектом, самообучаемые нейросети и многое другое. А значит, задача по созданию комфортной среды для предпринимателей в общей сложности решена. И это одно из следствий перехода на новый порядок применения ККТ» – считает Егор Сергеенко.

    Читайте также: