Узел учета тепловой энергии налог на имущество

Опубликовано: 16.05.2024

Оценку и снятие параметров поступающего в многоквартирный дом ресурса осуществляет узел учета тепловой энергии. Комплекс — совокупность множества функциональных устройств, которые анализируют, контролируют и регистрируют получаемые сведения . Система объединяет несколько модулей: удается получить полную и достоверную картину количества и качества поставляемого ресурса.


Что такое тепловой узел

Повсеместное внедрение энергосбережения, которое потребовало от собственников жилых помещений осуществить установку индивидуальных приборов учета, затронуло и общие системы подачи коммунальных ресурсов. Для этих целей потребовалась разработка принципов действия узла учета тепловой энергии.

Назначение

УУТЭ — техническая система, состоящая из устройств и агрегатов, установленных на участках начальной подачи теплоснабжения в многоквартирный дом, которая позволяет решать следующие задачи:

Узел учета используется для проведения коммерческой оценки теплоносителя и тепловой энергии в рамках исполнения Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ. Осуществляется удобный и выгодный взаиморасчет со сбытовой организацией. При правильно налаженном оборудовании собственники могут добиться реальной экономии.

Устройство

Стандартный проект УУТЭ предполагает определенный перечень обязательных элементов и включает следующие механизмы:

  1. Запорные агрегаты. Отсекают подачу ресурса.
  2. Грязевик или фильтры. Препятствуют проникновению взвеси и уберегают остальные приборы и общую систему от порчи, засорения.
  3. Термопреобразователь, который связан со счетчиком. Аппарат чаще всего вваривается во входную трубу.
  4. Прибор учета тепловой энергии (вычислитель). Современные модели решают целый комплекс задач, от измерения до вычисления разных параметров.
  5. Датчик давления. Монтаж обязателен, если многоквартирный объект потребляет тепла более 0,5 Гкал/час.
  6. Отдельно устанавливаются простой манометр и жидкостный термометр. Это вспомогательные элементы для обслуживающего персонала.
  7. Преобразователь расхода, после которого размещается задвижка.

Система устанавливается на входящем трубопроводе. На обратном участке будут находиться грязевик и термодатчик.


Помимо традиционных для распределительной системы агрегатов, централизованный узел учета тепловой энергии оборудуется вычислительным блоком, а также принтером и телеметрическим модулем для передачи данных

Схемы узлов учета

Популярностью пользуется несколько вариантов создания системы пунктов тепла. Схемы подключения горячей воды:

  1. Последовательное двухступенчатое. Классическое решение, при котором происходит разделение на два участка. Первый представляет собой входной трубопровод системы отопления, а второй — обратный. Удобство схемы в отсутствии необходимости наличия сетевой воды. Есть ряд существенных минусов, среди которых выделяют потребность в реализации системы автоматизированного регулирования, правильно распределять тепло.
  2. Параллельное одноступенчатое. Стандартный вариант, отличающийся простотой. Основная проблема — значительный расход сетевой воды, которая служит для создания водоснабжения. Принцип подключения: к системе отопления параллельно подключаются трубы подачи горячей воды.
  3. Смешанное двухступенчатое. Универсальное решение, которое позволяет быстро проводить нужные настройки. В отличие от предыдущего варианта, происходит последовательное подключение, а принцип реализации практически идентичен первой разновидности.

Многое зависит от особенностей многоквартирного дома и функционирующей системы отопления.

Установка УУТЭ

Чтобы смонтировать узел учета тепла, нужно действовать по определенной инструкции:

  1. В зависимости от формы управления многоквартирным домом проводится собрание, которое должно разрешить работы и согласовать порядок выплат (целевого расходования средств).
  2. Первоначально проводятся расчетные процессы. Процедуры выполняют специалисты, которые занимаются проектированием объектов теплоснабжения. Только после составления технической документации можно переходить к следующему этапу.
  3. Подается заявление на согласование работ в теплоснабжающую организацию. Без законных причин компания не может отказать в установке.
  4. После уточнения нюансов и получения разрешения проводится монтаж согласно утвержденной схеме. Оборудование программируется и настраивается.
  5. Комиссия от теплоснабжающей организации проверяет работоспособность теплового узла и принимает систему для коммерческого учета потребления ресурса.

Все приборы должны размещаться так, чтобы обеспечивать удобство контролирования, снятия и отладки.


Составление проектно-сметной документации, монтаж и настройка аппаратуры должны выполняться организацией, имеющей сертификат и допуск к подобным работам, в противном случае приемная комиссия не даст разрешение на ввод УУТЭ в эксплуатацию

Техническое обслуживание

Процесс дальнейшей эксплуатации:

  1. Все приборы, как и квартирные ИПУ, проходят опломбировку.
  2. Любые вмешательства допускаются только с ведома снабжающей организации.
  3. Поддерживать работоспособность и выполнять настройку должны лица с соответствующей квалификацией.

Чтобы избежать лишних проблем, рекомендуется для обслуживания привлекать специализированные компании или теплоснабжающую организацию.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 апреля 2014 г. № 5903-МС/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24 марта 2014 г. № 05-26/1404 и в пределах своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 19 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 (далее – Правила) узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 “Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление) граница балансовой принадлежности – линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.

В соответствии со статьей 36 главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и, в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом собственников помещений в МКД.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с пунктами 105, 108 и 109 Правил:

– контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем.

– контролю качества теплоснабжения подлежат следующие параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим потребителя:

а) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети: температура обратной воды в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения; расход теплоносителя, в том числе максимальный часовой расход, определенный договором теплоснабжения; расход подпиточной воды, определенный договором теплоснабжения;

б) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт или при непосредственном присоединении к тепловым сетям: температура теплоносителя, возвращаемого из системы отопления в соответствии с температурным графиком; расход теплоносителя в системе отопления; расход подпиточной воды согласно договору теплоснабжения.

– конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения.

В зависимости от выбранного способа управления МКД договор с ресурсоснабжающей организацией заключает товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация или лица, осуществляющие, в том числе, отопление при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 49 Правил проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 44 Правил – проект узла учета содержит, в том числе:

– копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

– план подключения потребителя к тепловой сети;

– принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

– план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

– электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

– спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Исходя из изложенного, Минстрой России считает, что выдача технических условий (далее – ТУ) для проектирования приборов учета тепловой энергии правомерна только при установке общедомовых приборов учета. Для установки индивидуальных теплосчетчиков получение ТУ и разработка проектной документации не требуется.

РСО без согласия жителей установила ОДПУ и требует денег. Что делать несогласным с установкой или размером расходов? Существует ли предел затрат?

По вопросам:

Имеет ли право ресурсоснабжающая компания без решения собственников МКД установить ОДПУ и выставить расходы собственникам помещений? Если да, то на каких условиях? Как быть собственникам которые не согласны? Есть ли норматив или расчет предельной стоимости такой установки?

Сообщаю:

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный кодекс РФ;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416;
  5. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
  6. Письмо Минстроя России от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04;
  7. Письмо Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04;
  8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015);
  9. Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110;
  10. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016;
  11. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015;
  12. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015;
  13. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016.

Исходя из предоставленной информации, считаю необходимым сообщить следующее:

Инженерные сети МКД

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом многоквартирного дома и находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме. К такому оборудованию относятся инженерные коммуникации дома и общедомовые приборы учета.

Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления указанного закона (27.11.2009) обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанная обязанность отсутствует у собственников ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Поэтому отказаться от трат на оснащение дома ОДПУ несогласный собственник не может.

В соответствии с частью 8 статьи 13 фз «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110.

Закон № 261-ФЗ в ч. 12 ст. 13 определил последствия неисполнения собственниками обязанности по установке общедомовых приборов учета (далее также ОДПУ): если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 01.01.2012, то организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям МКД и которые выступают в качестве поставщика соответствующего коммунального ресурса, обязаны оснастить многоквартирный дом общедомовыми приборами учета.

Собственники, а также управляющая домом организация, ТСЖ обязаны допустить поставщиков коммунальных ресурсов к местам установки приборам учета. В случае недопуска ресурсоснабжающей организации в технические помещения дома РСО может обратиться в суд с требованием об обязании ответчика (ответчиков) не чинить препятствия в оснащении дома ОДПУ. В домах, где имеется единый субъект, управляющий домом (например, управляющая организация или ТСЖ), надлежащим ответчиком по иску будет такая организация.

Более того, существует положительная для РСО практика о допуске в дом для установки счетчика даже если общее собрание собственников приняло решение не устанавливать общедомовые приборы учета (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016)

Работы по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета являются платными. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 расходы на оснащение дома приборами учета относятся РСО на собственников. По умолчанию собственникам предоставляется рассрочка на срок 5 лет, если собственники не приняли на общем собрании решения о единовременной оплате или уменьшении периода рассрочки. Право на увеличение периода рассрочки законом не предусмотрено. Рассрочка платная: с собственников дополнительно может взиматься процент в размере не больше ставки рефинансирования (в настоящее время она приравнена к ключевой ставке).

Обеспечить поступление платежей в ресурсоснабжающую организацию обязано лицо, управляющее многоквартирным домом: УК, ТСЖ, ЖСК. По мнению Минстроя, изложенного в письме от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04, управляющая компания может собирать или взыскивать денежные средства с собственников на основании агентского договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.

Если управляющая компания отказывается участвовать в собирании или взыскании денежных средств в пользу РСО, то РСО вправе обратиться в суд и взыскать с УК свои расходы на установку ОДПУ. Верховный Суд РФ в п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) указал, что так как собственники помещений заключают с УК договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом, то и надлежащим ответчиком по этому иску будет управляющая организация.

Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.

При этом УК является представителем собственников, и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Поэтому если собственники не принимали решения об уменьшении периода рассрочки, то РСО не вправе взыскать с УК денежные средства без учета положенной собственникам пятилетней рассрочки.

Единая методика установления размера трат на установку ОДПУ ресурсоснабжающими организациями отсутствует, предельный размер таких трат не установлен.

По мнению Минстроя России, изложенном в письме от 09.04.2014 N 5792-МС/04, расходы на установку ОДПУ состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета. При предоставлении собственникам рассрочки в расходы также могут быть включены траты на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

Расходы распределяются между собственниками пропорционально их доле в праве на общую собственность.

Прибыль РСО
Согласно п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, споры относительно стоимости установки ОДПУ могут быть разрешены судом. Досудебный порядок урегулирования спора обязателен. Наиболее эффективным способом определить действительную стоимость выполненных работ будет строительно-техническая экспертиза.

С претензиями по стоимости может обратиться как любой собственник, считающий, что его права нарушены, так и управляющая организация или ТСЖ, основываясь на изложенной выше позиции Верховного Суда РФ.

Если дело дошло до иска РСО к УК о взыскании расходов на установку ОДПУ, необходимо заявлять встречный иск (с обязательным досудебным порядком). В противном случае все доводы о дороговизне разобьются о документы, представленные ресурсоснабжающей организацией: договоры с подрядчиками, справки КС-3, актами КС-2, локальные сметные расчеты, счета-фактуры и т.п. (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015) и установленной Правительством РФ необходимостью отдельно оспаривать размер расходов.

Впрочем, если РСО не озаботится доказыванием факта несения расходов, то суд может и отказать в удовлетворении ее требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016).

Резюме

Собственники помещений в многоквартирных домах, добровольно не установившие общедомовые приборы учета, обязаны обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации, непосредственно поставляющей коммунальный ресурс в дом, для установки ОДПУ и оплатить расходы по такой установке. Отказаться от этой обязанности нельзя.

Расчет расходов на установку ОДПУ ресурсоснабжающая организация осуществляет самостоятельно и предъявляет его к оплате собственникам или управляющей организации. Какие-либо предельные размеры расходов на установку ОДПУ отсутствуют.

Собственник помещения или УК, ТСЖ, не согласные с размером выставленных расходов, имеют право оспорить этот размер сначала непосредственно в РСО, а затем – в суде. Для этого потребуется провести строительно-техническую экспертизу, которая проверит правильность выставленной сметы.

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!

Нужна помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме контролирует расход потребляемой жильцами теплоэнергии, способствует повышению личной ответственности каждого проживающего за сохранение тепла в подъездах многоэтажных домов и является критерием для распределения затрат между всеми потребителями.

Поверка общедомовых приборов

Классификация общедомовых счетчиков тепла

Исходя из конструктивных особенностей учетного оборудования, выделяют следующие типы теплосчетчиков:

  • электромагнитные;
  • тахометрические;
  • вихревые;
  • ультразвуковые.

Электромагнитные счетчики тепла подходят для эксплуатации в регионах с небольшим количеством примесей металлов в воде. Чем выше их содержание, тем больше вероятность завышения показателей прибора.

Повышенная жесткость воды может стать причиной выхода из строя и тахометрических счетчиков, механические элементы которых могут забиваться и требовать дополнительного обслуживания. Несмотря на это отсутствие электроники в конструкции приборов тахометрического вида делает их самым экономически выгодным вариантом.

Наиболее рекомендуемым для установки вариантом является вихревой прибор. Он показывает стабильные показатели при любом качестве воды, и для него не имеет значения вертикальный или горизонтальный способ монтажа. Это позволяет устанавливать его в подходящем для снятия показаний месте.

Ультразвуковые счетчики, несмотря на то, что являются самым новым из всех видов данного оборудования, чаще всего выходят из строя, т. к. больше других подвержены влиянию внешних факторов.

Общедомовые счетчики плюсы и минусы

Одним из главных плюсов установки приборов учета потребления теплоэнергии является экономия расходов.

Перед их монтажом рекомендуется проверить состояние инженерных систем всего дома, выполнить ремонт труб, утеплить фасад здания, остеклить все окна здания и убедиться в том, что дверь подъезда плотно закрывается. Все эти меры помогут избежать утечек тепла.

Покупка, монтаж оборудования оплачивается собственниками строения. Маленькое количество квартир в доме означает большие расходы для каждой семьи. Дальнейшее техническое обслуживание и возможный ремонт счетчиков тепла тоже ложатся на плечи собственников жилья.

При соблюдении всех технических требований к обслуживанию учетного оборудования, затраты на электроэнергию снижаются на 30%, что ведет к полной окупаемости установки теплового счетчика за 3 года.

Важные моменты

Существует несколько важных моментов, которые стоит учесть при установке данного оборудования. К таким моментам можно отнести следующие вопросы:

  • как рассчитывается сумма оплаты;
  • возможен ли отказ от установки;
  • какова полная стоимость;
  • кто устанавливает данный прибор.

Как производится расчет суммы оплаты?

Расчет стоимости оплаты услуг за отопление для каждого собственника осуществляется в несколько этапов:

  1. Данные расхода по общедомовому счетчику тепла умножаются на тариф и делятся на квадратные метры всех помещений в здании, в которых есть отопление. Таким образом получают стоимость обогрева 1 м² здания.
  2. Из общедомового имущества выделяют долю каждой квартиры.
  3. Складывают полученное значение и размер квартиры в квадратных метрах, затем умножают на стоимость обогрева 1 м² строения.

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла?

Требование по обязательной установке приборов учета энергии не касается:

  • строений, признанных ветхими и аварийными;
  • зданий, потребление тепла которых не превышает 0,2 Гкал/ч.

В остальных случаях, в соответствии с ч. 1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261, собственники обязаны самостоятельно приобрести и установить необходимое оборудование.

Приборы учета тепловой энергии

Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии?

Стоимость самих приборов учета тепла, их установки и обслуживания зависит не только от их заявленной себестоимости, но и от региона страны и от индивидуальных особенностей отапливаемого объекта. Для жителей 100-квартирного жилого дома расходы на установку могут составлять 60-300 тыс. руб.

Примерно 30% от общей стоимости установки узла учета потребления теплоэнергии составляет себестоимость измерительно-вычислительного блока. Еще 20% составят расходы на блоки питания, датчики давления, монтажный комплект и прочее сопутствующее оборудование. Оставшиеся 50% приходятся на разработку проектно-сметной документации, монтаж и пуско-наладочные работы.

Экономия на этапе выбора приобретаемых учетных приборов и проектно-монтажной организации может привести к досрочному выходу оборудования из строя, что вызовет дополнительные расходы. В некоторых случаях они могут превышать изначальную выгоду от приобретения более бюджетного варианта счетчика и компании, занимающейся его установкой.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета?

Выбор подрядчиков на разработку проекта и проведения ввода оборудования в эксплуатацию осуществляется собственниками здания либо их уполномоченными представителями.

При проведении предварительного анализа ответственным лицам необходимо учитывать не только стоимость предложенных на рынке услуг, но и наличие у компании, их представляющих, сертификатов, дающих право на проведение таких работ.

Надежная компания не только проведет согласование проекта в соответствующих региональных инстанциях и выполнит монтаж оборудования, но предложит своим клиентам гарантию на установленный теплосчетчик, будет заниматься его обслуживанием и ремонтом.

Семён Курочкин

Независимый эксперт, аудитор. Пишу, помогаю, консультирую. Обращайтесь, помогу. Мой профиль ВКонтакте.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Какие преимущества получают при этом потребители?

Учет тепла, прежде всего, выгоден для потребителей, так как его расход по нормативам может превышать фактический и, в зависимости от состояния системы отопления, экономия может достигать до 40%.

Ощутимую выгоду можно также извлечь при использовании теплового узла учета в качестве общедомового счетчика - жильцы дома смогут экономить на оплате за потребление тепловой энергии. Общедомовой счетчик рассчитывает общий объем потребления тепла, вычисляя среднее значение на квартиру в многоэтажном жилом доме, а также поможет определить величину теплопотерь для системы отопления.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее, Правила). Данные Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

а) требования к приборам учета;

б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;

в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);

г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:

а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;

б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;

г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета. Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу названных Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

По истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета. Теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных Правилами.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Поскольку коммерческий учет осуществляется с помощью прибора учета, в вышеуказанных Правилах определены требования к устанавливаемым узлам учета тепловой энергии:

Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.

Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика. В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика. Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.

В теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб. Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

Для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований данных Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании:

а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя;

б) требований Правил;

в) технической документации на приборы учета и средства измерений.

Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя. В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия п. 44 Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее - комиссия) в следующем составе:

а) представитель владельца источника тепловой энергии;

б) представитель смежной теплосетевой организации;

в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.

Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:

а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;

б) акты разграничения балансовой принадлежности;

в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;

д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);

ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;

з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.

При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:

а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;

в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;

г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

В случае выявления несоответствия узла учета положениям Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.

Перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном п.п. 53-59 Правил.

По вопросам организации учета тепловой энергии и получении информации о технической возможности установки узлов учета тепловой энергии жители района могут обратиться в ресурсоснабжающие организации:

1. В населенных пунктах: п. Сибирский, п. Луговской, п. Выкатной, д. Цингалы, д. Батово, д. Ярки, д. Шапша, п. Кирпичный, д. Белогорье, д. Троица - МП «ЖЭК-3», адрес офиса:

г. Ханты-Мансийск, ул. Боровая, д.9, телефон приемной 8(3467) 318854;318855;318856. Директор Петрищев Виталий Николаевич.

2. В населенных пунктах: п. Гоноправдинск, п. Бобровский – МП «Комплекс плюс», адрес офиса:

п. Горноправдинск ул. Геологов д.5, телефон приемной 8(3467) 37-47-00, директор – Бабюк Иван Васильевич.

Читайте также: