История развития налогообложения в период царствования ивана грозного курсовая

Опубликовано: 11.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………. ………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………. 6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32

Работа состоит из 1 файл

Курсач.docx

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

«Историческое развитие налогообложения».

студент очного отделения

юридического факультета ВГНА

группы ЮО-308 И.В. Антонийчук

Заместитель заведующего кафедры финансового и налогового права

Глава 1. История налогов IX – XIX вв

§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси…………………………………………………………………… …………. 6

§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………… ……….11

§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………… ……….16

Глава 2. Налогообложение в России в XX в.

§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………… ……21

§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения……………………………………… ………………………..27

Список использованных материалов…………………………………………………… ………………….32

В начале человеческой цивилизации философы определяли налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им в то время налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др.

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере развития человечества налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

В наше время понятие налога приняло окончательный вариант и звучит оно так.

“Налог - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 1 ”

Со времени возникновения государства именно налоги стали необходимым механизмом в экономических отношениях общества, в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов и государственных деятелей различных эпох:

1) Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.

2)Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

3)А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На первых ранних этапах цивилизации основной формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольно, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются совершенствованием налоговой системы. В современном мире — это основной доход государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В целом в истории развития налоговой науки России определяющую роль сыграли два научных течения: неоклассическое, вобравшее идеи А. Смита и Д. Риккардо и марксизма.

В ходе написания курсовой работы нам будет необходимо установить что такое налог, налоговая система, налогообложение, узнать их значение. Благодаря этому в хронологическом порядке, поэтапно будет описано и проанализировано развитие налогообложения на территории России, начиная с первых упоминаний IXв. и заканчивая современным этапом в Российской Федерации. В ходе написания этой работы нам предстоит сравнить различные нормативно-правовые акты различных периодов времени. С помощью этого будут выведены закономерности развития налогообложения, учитывая различные исторические условия, в которых функционировало Русское государство на различных этапах своего существования.

Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.

В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Глава 1. История налогов IX – XIX вв.

§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси.

В этой главе будет рассмотрено развитие налогообложения в период с Древней Руси до Российской Империи.

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.

“Первая тенденция – периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего количества налогов. Через некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к противоположному результату – росту косвенного обложения.

Третья тенденция – постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эти товары (винные откупа, казенная монополия). 2 ”

Эпоха объединения Древнерусского государства, начинается с конца IXв. Основной источник дохода казны в этот период - дань.

Дань – представляет собой прямой налог(подать) собираемый с населения. Первый упоминания о взимании дани относится к эпохе князя Олега.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превратилась в подать, уплачиваемую населением государству. В Киевской Руси единицей обложения данью служил “дым”, который определялся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве.

“Дым” сохранился в России до XVIIв. Дань взималась двумя способами: повозом и полюдьем.:

  1. Повоз – система привоза дани дани князю(Великому князю)
  2. Полюдье – система сбора дани путём снаряжения экспедиций.

“В эпоху Золотой Орды появляются подати и сборы, которые взимаются преимущественно раскладочным способом. Так называемые Выход Ордынский он взимался сначала баскаками, а затем самими русскими князьями. 3 ”

При Иоанне III налог на производство пива и мёда – медовая дань. В XV – XVIвв. Существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков – явка.

В Древней Руси первые упоминания о дорожных пошлинах относятся к концу Xв. Взимались в виде:

  1. мыта – на перевозимые товары
  2. головщины- с торговых людей
  3. мостовщины и перевоза – на людей и товары.

В период феодальной раздробленности XIII – XIVвв. Кроме этих видов налогообложения постепенно распространялись судебные, торговые пошлины, а так же пошлины с соляных варниц, серебряного литья и других.

“К началу XVIIв. Данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани прямой государственной подати). Взималась с черносотенных крестьян и посадских людей. Существовали следующие виды податей:

  1. военные - омские, пищальные, емчужные деньги.
  2. Военно-инженерные – сбор на городовое и засечное дело
  3. Административные – казначеевы и дьячные пошлины.. 4 ”

В России в XII-XIIIвв. Получил распространение натуральный оброк – один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

Оброк взимался не только с доходов от земледелия, но и от торгово – пошлинных занятий. После реформы 1861г. Оброк заменён выкупными платежами.

Натуральный оброк с крепостных крестьян соответствовала система натуральных повинностей – это возмещение государством на население о обязанностей выполнять определённые работы и представлять личное имущество в распоряжении органов государственной власти.

В русском государстве в XV_XVIIвв. Существовало пожилое – пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменной Юрьева дня – его отменили.

Во второй половине XVIв. Многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

Взимались следующие виды денежных налогов и сборов:

  1. Полоняничные деньги – налог взимаемый для выкупа пленных
  2. Стрелецкие деньги – налог на содержание стрелецкого войска
  3. Сбор четверных денег (при Иоанне IV Грозном) – подать, взимаемая для содержания должностных лиц.

“К периоду царствования Ивана Грозного относится первое в российской упоминание о взимании акциза с мяса – в 1574г. Взималась пошлина при убое скота.

В конце XV – первой половине XXVIвв. В России учреждаются центральные органы управления – приказы. 5 ”

Существовали следующие виды финансовых приказов:

  1. Большого дворца
  2. Большого прихода
  3. Большой казны
  4. Новой четверти
  5. Счётных дел
  6. Полоняничный
  7. Стрелецкий
  8. Денежного и хлебного сбора
  9. Денежной раздачи
  10. Приказных дел

С XVIв. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные.

В период царствования Михаила Федоровича Романова, служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом – денежная и натуральная повинность крестьян и посадских людей. Так же одним из источников доходов казны в этот период стан иностранные займы( в основном английские займы, в замен англичане получили право на беспошлинную торговлю).

Особое место на Руси занимает церковная десятина.

Важнейшим источником дохода казны были торговые пошлины. В 1635г. разрозненные торговые пошлины заменены единой торговой пошлинной, взимавшаяся в размере 5 % с цены на любой товар. В 1646г. была увеличена ставка соляной пошлины , но из-за ряда соляных бунтов она была отменена.

“При Фёдоре Алексеевиче Романова с 1679г. взамен посошного обложения вводится подворный налог. В этот период основным источником государственных доходов являлись таможенные и кабацкие сборы составлявшие в 1680г. около 49% всех доходов бюджета. 6 ”

В завершении этого периода можно сделать несколько выводов по развитию налогообложения в Российском государстве в эти временные отрезки:

  1. финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III

(конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

  1. в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены вопросы возникновения и развития налогообложения, развитие налогообложения в России на разных этапах становления государства, а также проследим историю развития налогообложения при правлении различных царей, при реформах, вплоть до современности.
Цель курсовой работы - рассмотреть становление и развитие налогообложения в России.

Оглавление

Введение
1. Налоги в Древнерусском государстве
2. Подати и сборы в XVI-XVII вв.
3. Налоги в Российской империи в XVIII в.
3.1.Налоговые реформы Петра I
3.2 Изменение в налоговой системе в 1725-1750 гг.
3.3. Налоговая система и налоговая политика в России во 2 половине XVIII в.
4. Налоговая система XIX в.
4.1.Изменение в налоговой системе в период царствования Александра I
4.2 Изменение в налоговой системе, связанные с реформой 1861 г.
4.3 Налоговая система 1881 - 892 гг.
5. Налоговая система 1892 – 1917гг.
6. Налоговая система в Советской России 1917 – 1991 гг.
7. Налоговая система в РФ
Заключение
Список литературы
Задача

Файлы: 1 файл

Налоги курсовик.doc

В XV в. термин «оброк» начинает употребляться также и в значении государственной подати. В XV—XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денежным оброком, на котором находились государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежный оброк. Оброк взимался не только с доходов от земледелия, но и от торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброк был заменен выкупными платежами.

В русском государстве в XV—XVII вв. существовало так называемое пожилое — пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменой Юрьева дня в XVII в. взимание «пожилого» перестает осуществляться.

В XV—XVI вв. в отдельных местностях России было распространено взимание пошлины в пользу государства или феодала с родственников невесты, выдаваемой замуж в другие княжество, волость, город или за рубеж. Первоначально пошлина взималась натурой — куницей, впоследствии она могла взиматься и деньгами, однако за ней сохранилось название выводной (свадебной) куницы.

2. Подати и сборы в XVI—XVII вв.

Во второй половине XVI в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями, щальные деньги, предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные — на изготовление пороха, полоняничные деньги.

Полоняничные деньги представляли собой разновидность налога с населения, взимавшегося для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории.. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584, великий князь всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547) в 1555 г. устанавливается сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Такое название получили в связи с тем, что их сбор осуществляли чети — центральные правительственные учреждения в русском государстве (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюжская и Новая чети.

К периоду царствования Иоанна Грозного относится первое в российской истории упоминание о взимании акциза с мяса — в 1574 г. взималась пошлина при убое скота.

С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, существенно изменившие организационную систему сбора податей. В ходе реформы были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения. В частности, были учреждены земские избы во главе с земскими старостами, в ведении которых помимо различных вопросов местного управления был сбор податей с тягло го населения. Посад или крестьянская община распределяли подати между своими членами с учетом имущественного состояния и иных обстоятельств.

К эпохе царствования Иоанна Грозного относится появление одного из древнейших в русской истории проектов по совершенствованию налоговой системы, выдвинутых писателем публицистом, представителем передовой русской общественно политической мысли середины XVI в. И.С. Пересветовым.

Он требовал централизации доходов, и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить на логовую систему путем отделения функций судей от функций сборщиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены против боярства.

В конце XV — первой половине XVI в. в России учреждаются центральные органы управления — приказы. Доходами и расходами казны ведали финансовые приказы, представлявшие собой правительственные учреждения.

С XVI в. взимаются ямские деньги первоначально только с крестьян и посадских людей (так называемое тяглое население), а с 20 х гг. XVII в. — со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевоз Ки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и в военное время поставку подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой ямских денег, сбором которых ведал Ямской приказ.

Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно торгового населения посада).

С XV в. в России начинает применяться откупная система сбора доходов в государственную казну. Откуп представляет собой систему передачи купцам откупщикам за определенную плату права на взимание государственных налогов или сборов с населения, а также права на осуществление реализации определенных товаров. Как правило, эти права закреплялись в виде монополии за государством или его отдельными представителями. Разница между суммой, вырученной откупщиком, и договорной ценой по откупу составляла за вычетом издержек прибыль откупщика.

Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные. При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551 —1605, вступил на престол в 1598) осуществляется ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось не обыкновенными милостями: служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам раздавались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали «вспоможение». Инородцам было предоставлено освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV — начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и «служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затонщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инородцами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.

В период Смутного времени, наступившего после смерти Бориса Годунова и продолжавшегося до восшествия на престол Михаила Романова, Хозяйственная жизнь на Руси находилась в самом печальном положении; собирание податей представляло большие затруднения, поскольку очень многие города и села были разорены, а их жители разбежались. В определенной мере такое положение объяснялось существенными недостатками системы посошного обложения, утвердившегося в Московском государстве в XV—XVII вв.

В период царствования Михаила Федоровича (1596—1645, русский царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на данных так называемых писцовых книг; служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (тягло — в русском государстве XV — начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей; в XVIII—XIX вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков).

В термин «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подле жавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел.

Тяглое население («черные» люди) в XII—XVII вв. являлось общим названием городского и сельского населения, обязанного уплачивать все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства. Термин «тяглое население» просуществовал до 1724 г. (до введения подушной подати), когда он был заменен термином «податное население».

Наиболее крупной категорией плательщиков прямых налогов и натуральных повинностей были тяглые крестьяне — «черносошные» и частновладельческие крестьяне.

На Земском соборе в 1619 г. принимается постановление, в соответствии с которым в 1620-х гг. проводилась перепись населения. К целям переписи относились: описания городов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение численности плательщиков податей, количества обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли или убыли возделываемых земель, выявление тяглых людей, уклонявшихся от уплаты податей.

Писцовые книги имели, прежде всего, фискальное значение — на их основании производился учет плательщиков податей.

Сбор кабацких сборов осуществлялся в это время «целовальника ми». В соответствии с Законом от 1637 г. при уличении последних в воровстве и корыст и им грозила «смертная казнь без всякой пощады».

В период царствования Михаила Федоровича одним из источников доходов казны становятся иностранные займы: в частности, английские займы, полученные взамен предоставления англичанам права беспошлинной торговли.

В XVI—XVII вв. стали отдаваться на откуп таможенные и кабацкие сборы. Кроме таможенных сборов разнообразными поборами (поплавочное, мыт и т.д.) облагалась всякая торговля, даже повседневные занятия (брали за водопой скотины, мытье белья и т.п.).

В XVI—XVII вв. в виде промысловой пошлины взимался десятинный сбор — таможенный сбор, уплачивавшийся преимущественно натурой (пушниной, рыбой, слюдой, моржовой костью) с промышленных и торговых людей. В 1667 г. десятинный сбор был заменен рублевой пошлиной.

В этот же период широкое распространение получает амбарное (амбарщика) — казенная пошлина, взимавшаяся с купцов за пользование амбаром (складом) в гостиных дворах. Размер амбарного в разных местностях колебался от 1 до 4 денег в неделю. Налогообложение осуществлялось независимо от того, пользовался купец амбаром или нет. Уклонение от уплаты каралось конфискацией товара. Взимание амбарного было отменено в 1653 г. в интересах развития торговли. В середине XVII в. вводится единая пошлина для торговых людей — 5 денег с рубля оборота.

Особое место в налоговой системе Древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Впервые церковная десятина была установлена киевским князем Владимиром Святославичем (X в.). Существенные реформы финансовой и налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1629— 1676, царствовал с 1645). В начале его царствования войны со Шведским Королевством и Речью Посполитой требовали больших расходов, обстановка осложнялась рядом неурожайных лет и падежом скота от эпидемических болезней. Эти факторы были причиной ряда изменений в налоговой системе страны.

В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию «соляных бунтов», что привело к временной отмене указанного налога. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной казнью за употребление и торговлю «богоненавистным и богомерзким зельем».

Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара. Данную пошлину можно считать прообраз ом современного регионального налога с продаж.

Основным организационным мероприятием в сфере налогообложения было создание в 1655 г. Счетного приказа, который стал осуществлять анализ приходных и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 г. доходы казны превысили расходы, доходы составляли 1203 тыс. руб., а расходы 1125 тыс. руб.

При Федоре Алексеевиче (1661—1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей («задорных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646 г. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянская община или посад раскладывали ее между дворами. С 1646 г. единицей для исчисления посошного обложения отдельными видами податей стал считаться двор. Во второй половине XVII в. писцовые книги постепенно заменяются переписными книга ми, отражавшими главным образом количество крестьянских и посадских дворов.

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Налоговое бремя устанавливалось в большем размере для посадов и черносошных крестьян по сравнению с частновладельческими крестьянами.

Подворное обложение было проще посошного, оно давало более четкие критерии для распределения обязанностей по уплате податей между отдельными посадами и общинами, существенно снижала возможности произвола и взяточничества при учете плательщиков и распределении налогового бремени.

При подворной системе обложения широкое распространение начинают получать методы легального избежания или уменьшения налоговых обязательств. В связи с тем, что единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот, «крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, или огораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали заборами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись» 1 . Реакция власти на подобные антиналоговые действия тяглого населения выразилась в том, что подворное налогообложение при Петре I было заменено подушной податью. Подворное налогообложение просуществовало менее 50 лет.

Ямские - на содержание лошадей.

Пищальные - для производства пушек, покупку огнестрельного оружия.

На городовое и засечное дело -на благоустройство и строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.

Стрелецкая подать - для создания регулярной армии.

Полоняничные деньги - для выкупа попавших в плен ратных людей.

Ямчужные - на изготовление пороха.

Писчая белка-пошлина за перепись земель.

Посошное обложение-взимание подати с единицы земельной площади с учетом ее размера и качества, наличия угодий, зажиточности населения, сословной принадлежности.

Становление общерусской денежной системы и денежного обращения стало возможным после присоединения в XV-XVI вв. к Москве других русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа Елены Глинской вдовствующей великой княгини московской, жены Василия III и матери Ивана Грозного. Уже в последние годы правления Василия ΙΙΙ разнообразие монет, используемых на Руси, и большое количество поддельных и резанных монет грозило вылиться в настоящую катастрофу. Заключать торговые сделки становилось всё труднее. Участились казни фальшивомонетчиков. Проведение реформы было необходимо не только вследствие сложности денежного обращения, объединение русских княжеств вокруг Московского государства создало политические и экономические предпосылки реформы: создание единого государства предполагает и создание единого экономического пространства, что невозможно без единой денежной системы.

Реформа была начата в 1535 году. Старые деньги были запрещены. На первом этапе была введена единая монетная система. Новые монеты чеканились из серебра на государевом монетном дворе. Это была новгородка - копейка, появившаяся впервые и получившая своё название из-за изображаемого на ней всадника с копьём (весила 0,68 грамм серебра), деньга и полушка (половина деньги). В отличие от московки, на которой изображался великий князь на коне с мечом в руке (мечевые деньги) [21]. В результате проведенной реформы 1 рубль стал приравниваться к 10 гривнам, 1 гривна — к 10 новгородкам (копейкам). Итак, 1 рубль = 2 полтинам =100 копейкам =200 деньгам =400 полушкам. Здесь можно проследить переход названия меховых денег на металлические.

На втором этапе начался обмен старых денег на новые. Обмен проводился по весу. Через полтора года он был прекращен.

Таким образом, в ходе реформы 1535—1538 гг. было упорядочено весовое содержание рубля, практически введены десятичная система денежного счета и стандарты оформления и соотношения денежных знаков, учрежден Монетный двор. Были изъяты из денежного обращения неполноценные деньги, в данном случае поддельные и резанные. Введенную денежную систему нельзя назвать чисто десятичной, так как в обращении остался алтын. Один рубль состоял из тридцати трех алтынов и одной новгородки. Алтын = 3 копейки.

В результате реформы была создана единая система денежного обращения Русского государства, на протяжении последующих веков претерпевавшая различные изменения, но в целом сохранявшая единство и устойчивость. Это стало объективным положительным фактором политического и экономического развития Русского государства. Благодаря реформе Елены Глинской, русская денежная система достигла нового качественного экономического и технического уровня (обеспечение и выполнение литья монет). Это также имело огромное значение для активизации русской внешней торговли, прежде всего с европейскими странами. Не забудем, что это, по-сути, была первая денежная реформа в России.

Также последствием данной реформы явилось изменение порядка изготовления монет. Это разрешалось делать только монетным дворам в Москве, Новгороде, Пскове и Твери, которые получили статус государственных и должны были выполнять государственные заказы. Никто кроме этих дворов не имел права изготавливать монеты. Это позволило государству жестко контролировать объем монет их качество.

В таком виде денежная система просуществовала вплоть до середины XVII в.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.

В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено.

№51 Подворная система налогообложения

Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.

Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати - двор. Власти оп ределяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть государственного бюджета ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства, наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.

Подворное обложение - распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть населения, жившего в сёлах и деревнях. Там единицей обложения была «соха»: участок земли, обрабатываемый одним плугом или сохой (Сошное письмо).

Посошное обложение не учитывало массу населения, не имеющего пахотной земли (задворных и деловых людей, половников и др.). С 30-х гг. XVII в. правительство делало попытки и на селе облагать дворы, но это были отдельные чрезвычайные меры для пополнения казны.

Подворное обложение система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30-х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи населения в 1676—78 и составления переписных книг правительство в 1679 заменило посошное обложение подворным обложением, что увеличило контингент налогоплательщиков за счёт включения в их число ряда категорий населения, ранее не плативших налоги. Наиболее высокие ставки налогов со двора платили посадские люди и черносошные крестьяне, значительно более низкие — частновладельческие крестьяне, т.к. правительство учитывало их платежи своим владельцам. Общую сумму налогов по подворному обложению определяло правительство, а крестьянская община и посад имели право раскладки налогов между дворами — членами общины, исходя из их состоятельности.

В 1676-1678 гг. царь Фёдор Алексеевич провёл перепись населения страны по дворам. На основании | составленных при этом переписных книг в 1679 г. подворное обложение было введено по всей стране. Единый налог, который должны были собирать и доставлять в Москву выборные «целовальники» (целовавшие крест, что i не будут воровать), назывался «стрелецкими деньгами», так как шёл на содержание армии. Лично свободные посадские люди и черносошные крестьяне платили больше, крепостные крестьяне - меньше, поскольку они должны были ещё содержать своего помещика или вотчинника.

Общая сумма налогообложения была снижена, число облагаемых лиц значительно увеличилось, но этого оказалось недостаточно, недоимка по налогу накапливалась, на Земском соборе 1681-1682 гг. царь поставил вопрос об усовершенствовании подворного обложения. В соответствии с решением Собора общая сумма налога была снижена на треть, а в его распределении по уездам введена пропорциональная доходам система: более развитые районы должны были платить в расчёте на двор больше, чем бедные. Облегчение прямого обложения способствовало экономическому развитию страны и многократному увеличению доходов казны от косвенных | налогов (прежде всего, торговых пошлин). С началом Северной войны в 1701 г. этот экономический рост был задушен введением массы экстренных налогов, а в 1724 г. подворное обложение было заменено в России значительно более тяжёлой подушной податью (на каждого мужчину). На Украине и в Белоруссии подворное обложение сменилось подушным только во второй половине XVIII в.

Налоговые реформы Петра Великого. Подушная система налогообложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Периоду царствования Ивана Грозного, как важной вехе в развитии Российской государственности, в научной литературе отводится достаточно большое место.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Личность Ивана IV (Грозного ) 6
Глава 2. Государственные преобразования России во второй половине
XVI века: 11
2.1. Реформы Избранной рады 11
2.2. Первый Земский собор 13
2.3. Реформа органов управления 14
2.4. Реформы церкви 19
2.5. Преобразования в армии 21
Глава 3. Опричнина 24
Глава 4. Законодательство в эпоху Ивана IV (Грозного) 29
Заключение 33
Список используемых источников и литературы 36

Содержимое работы - 1 файл

Иван IV Грозный.doc

Содержание

Введение 3

Глава 1. Личность Ивана IV (Грозного ) 6

Глава 2. Государственные преобразования России во второй половине

XVI века: 11

2.1. Реформы Избранной рады 11

2.2. Первый Земский собор 13

2.3. Реформа органов управления 14

2.4. Реформы церкви 19

2.5. Преобразования в армии 21

Глава 3. Опричнина 24

Глава 4. Законодательство в эпоху Ивана IV (Грозного) 29

Заключение 33

Список используемых источников и литературы 36

Приложение 38

Введение

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны.

Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений, характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляются загадочными. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю нашего государства.

Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного, в которой скрывались черты выдающегося государственного деятеля, дипломата, выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.

Возможно, кровавые деяния скрыли собой те благие поступки, которые он совершил, но реформы этого человека сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов.

Во многих смыслах, деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал».

Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство.

Реформы Ивана IV Грозного актуальны сегодня и будут актуальными еще долгое время. Первая причина этому – их значимость для исторической науки, вторая – их немаловажное значение собственно для самого государства.

Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и оценить их со всех позиций, то можно избежать ошибок, допущенных нашими предшественниками- реформаторами.

Периоду царствования Ивана Грозного, как важной вехе в развитии Российской государственности, в научной литературе отводится достаточно большое место.

Исследованием периода правления Ивана Грозного занимался такой выдающийся ученый-историк как Карамзин. Он взял на вооружение концепцию “двух Иванов”, созданную современником и самым последовательным оппонентом грозного царя князем Андреем Курбским. Глубоко изучена эта тема в работе Зимина А. “Реформы Ивана Грозного”. Скрынников Р. посвятил изучению личности Ивана Грозного целую работу “Великий государь Иоанн Васильевич Грозный”.

Для изучения личности Ивана Грозного, его правления, его эпохи, историки применяли такие методы, как историко-сравнительный, систематический метод, метод историзма, индуктивный, дедуктивный и др.

Объектом курсовой работы стала личность Ивана Грозного как выдающегося политического деятеля, предметом – его деятельность по реформированию Российского государства.

Исходя из вышесказанного, целью курсового исследования является деятельность Ивана Грозного - первого царя-самодержца Российского государства.

Для ее достижения перед автором были поставлены следующие задачи:

  1. дать характеристику личности Ивана Грозного;
  2. раскрыть вопрос его деятельности по реформированию Российского государства;
  3. определить место его реформ в истории России;

Глава 1. Личность Ивана IV Грозного

25 января 1530 родился Иван IV Грозный, царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.

Когда Ивану исполнилось три года, умер его отец, великий князь Василий III, а в восемь лет он потерял и мать, оставшись круглым сиротой на попечении бояр. Иван обладал на удивление быстрым и гибким умом, который, однако, вследствие обстоятельств его детства получил болезненное и искаженное развитие. В детстве Иван был марионеткой в руках княжеских и боярских клик Шуйских, Бельских и Глинских, которые делили в это время государственную власть. Бесконечная лента дворцовых интриг и заговоров, опутывавшая царя, невольно заставляла его держаться настороже, обостряла и без того развитый у него инстинкт самосохранения. Именно в детские годы в его душе зародилась ненависть к боярам, превратившаяся с возрастом в маниакальную одержимость. Свойственная его характеру наблюдательность превратилась в подозрительность и недоверие к людям, задумчивость в скрытность, справедливость и милосердие в жестокость.

В пору своей юности Иван вошел уже ментально зрелым человеком. Это раннее развитие умственных способностей в будущем царе отмечали все его современники. Речи Ивана, страстные, возбужденные, производившие впечатление искренности, и всегда очень убедительно действовавшие на слушателей, представляют собой вышину русского ораторского искусства XVI века. Как отмечает историк Костомаров, "в сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, Иван больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения". 1

Все перечисленные черты характера Ивана IV оказывали непосредственное влияние на государственную деятельность. Наряду с хорошими, умными, великими планами и действиями, многие поступки царя, совершенные в состоянии аффекта, или, напротив, тщательно продуманные, являются верхом жестокости, распущенности и самого настоящего зверства.

С 1547 года условия жизни Ивана изменились. Он постепенно стал выходить из-под политической опеки бояр, а роль фактического руководителя государства перешла к митрополиту Макарию, стороннику идеи национального величия Москвы. 16 января 1547 года по старому стилю Иван торжественно венчался на царство. В 1561 г. царский титул был утвержден грамотой константинопольского патриарха. В этом же году Иоанн женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из старого боярского рода.

В 1560-е гг. ситуация изменилась. После тяжелой болезни и смерти супруги, Иван IV охладел к "Избранной раде", а начатые прогрессивные государственные преобразования были приостановлены. Окончательно озлобило царя бегство в Литву князя Курбского, одного из ближайших его соратников. Поворотным событием стал отъезд Ивана 3 декабря 1564 г. в Александровскую слободу вместе с царицей, царевичами, придворным штатом, военной охраной, дворцовой казной и святынями. Эта акция была хитрым политическим шагом Ивана IV. Просьбы народа о возвращении в Москву царь использовал в свою пользу, обвинив бояр в разрушении страны и выговорив себе право действовать против врагов государства по своему собственному усмотрению. Вернувшись в Москву, он учредил опричнину, ставшую главным орудием царского террора. За время существования опричинины были казнены десятки видных бояр, в их земли разорены, кощунственно убит митрополит Московский Филипп, разорены Новгород и Псков, запущена внешняя политика.

Хотя, несомненно, Иван IV является очень крупной исторической личностью, различными историками он всегда оценивался с разных точек зрения. В советское время Ивану Грозному приписывались такие заслуги, как создание твердого государства, укрепление централизованной власти и т.д., то есть все его деяния оценивались с позиций приоритета сильной, централизованной власти. Но существовал и другая крайность в исторической оценке деятельности Ивана Грозного: для многих историков он однозначно попадал в историческую рубрику под титул "тиранов", присоединяясь к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI и др., а при изучении влияния личности царя на его политическую деятельность психиатрические мотивы выступали чуть ли не на первое место.

С.Ф. Платонов объясняет сложность и противоречивость толкования личности царя тем, что о его времени осталось очень мало исторических материалов, поэтому составить объективную картину характера и жизнедеятельности царя, по мнению Платонова, невозможно. "Перед историком проходят целые вереницы лет без единого достоверного упоминания о самом Грозном. Какая "биография" тут возможна? И где тот материал, на котором можно было бы построить правильную "характеристику". В данных условиях мыслимы только догадки, более или менее вероподобные, более или менее соответствующие указаниям уцелевшего материала". 2

По мнению Платонова, историк XVIII века князь Щербатов в своей "Истории Российской", "порабощенный противоречиями своих источников… перенес их на характер своего героя." Из недостатков Грозного Щербатов выделял "самовластие, соединенное с робостью и низостью духа", которыми он объяснял "непомерную горячность, недоверчивость и суровое мщение". Внутреннее противоречие и двойственность характера Ивана Грозного, с точки зрения Щербатова, заключались в противопоставлении его недостатков "проницательному и дальновидному разуму".

Тот же взгляд на личность Ивана Грозного, но с большим литературным искусством, по мнению Платонова, выразил в своей "Истории Государства Российского" Карамзин 3 . Далее, на материале Карамзина, но, как считает Платонов, более удачно и тонко личность Ивана Грозного изобразил К. Аксаков, считавший, что "ослабление воли в сочетании с силою острого ума – одно из основных свойств Грозного." В числе не менее важных особенностей царя Аксаков выделял "художественность", которая "увлекала его к самым диким и самым низким поступкам". "Эти попытки славянофильского кружка развить карамзинский взгляд и сделать его более цельным положили начало длинному ряду художественных воспроизведений характера Грозного".

С.М. Соловьев 4 подошел к изучению личности Ивана Грозного с точки зрения изучения роли царя в цельном процессе развития патриархального быта в государственные формы. Соловьев считал, что нет необходимости скрывать личные качества Ивана Грозного, но его историческое значение заключается в том, что он правильно понял задачи своего времени, поэтому личные свойства и пороки Грозного мало интересовали представителей так называемой "историко-юридической" школы, во главе которой стоял Соловьев.

Таким образом, начиная с 1580-х годов прошлого столетия определилось две точки зрения на оценку деятельности Грозного. По мнению Платонова "дальнейшее развитие историографии не упразднило ни одной из них, но, очевидно дало торжество той, которая, пренебрегая целями личной характеристики, стремилась оценить Грозного как деятеля, как политическую силу. Как сравнительно много дается теперь, можно видеть из любого профессорского учебника русской истории и, конечно, из "Курса" В.О. Ключевского."

Ключевский 5 ставит в прямую зависимость политическую деятельность Ивана Грозного от его личных качеств – "Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком утомленных душевных сил… Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана." "Иван был царь. Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное влияние на его политический образ действий, испортил его."

Читайте также: