История акцизов в мире

Опубликовано: 23.04.2024

«История возникновения и развития акцизов»

Акцизы (от лат. assidere, т.е. налагать, устанавливать) — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.

Данный налог применяеться в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными. К тому же, у акцизов есть еще две важнейшие функции:

1. Данный налог направлен на сдерживание потребления вредных для здоровья населения продуктов, таких как алкоголь и табак.

2. С его помощью в ряде стран осуществляется перераспределение доходов наиболее богатой части населения путем введения акцизов на отдельные особо дорогие товары.

Налогоплательщикамиакцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налоговым периодомпризнается календарный месяц.

1. Развитие акцизов в мире

С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны.

В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов на его функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов.

Основная причина широкого распространения акцизов со времен глубокой древности и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения.

Акцизы были известны еще в Римской империи: налог с оборота по ставкам от 1 до 10%, особый налог с оборота при торговле рабами (4%) и налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости).

Алкогольные напитки в древности, как правило, не облагались налогом. Первое упоминание о пошлине с каждого «хмельного короба» встречается в договорной грамоте Новгорода с тверским князем Ярославом 1265 года.

В целом, как в феодальной Европе, так и в России современные формы акцизов происходят от регалий и системы их взимания — откупов. Регалией можно считать монопольное право монарха на производство и продажу товаров, услуг, бесхозного имущества и т.д., которое обеспечивало «фискальную эксплуатацию верховных прав и присвоение объектов природы, не составляющих частную собственность». В XV—XVTI вв. они насчитывались сотнями. Основные их них: лесная, горная, соляная, речная, рыбная ловля, охота, чеканка монет и многое другое. В России при Алексее Михайловиче важнейшие объекты, как сейчас бы назвали, экспорта — пенька, соболя, сало, смола, патока — российские купцы были обязаны продавать в казну, а при Петре добавились важнейшие товары внутреннего рынка — соль, табак, мед, деготь, рыбий жир и дубовый гроб.

Кроме продажи в казну, другой формой реализации государственной монополии стал откуп, т.е., покупка частным лицом (иногда конкурсная) права сбора и продажи монополизированных товаров. Наиболее распространенными были откупа на пиво, табак, кофе, соль, вино, спирт, чай, сахар и т.д. Но откупа — это только точка отсчета дальнейшего развития акцизного обложения, а все-таки не вид акцизов. Сходство между ними состояло в том, что население при покупке этих товаров платило надбавку к цене, хотя государством она точно не регламентировалась.

Подлинная «эра акцизов», начавшаяся в Европе примерно с XVII столетия, а в России — с XVIII, представляла собой достаточно пеструю картину их использования. В определенных ситуациях, когда достоинства «затмевали» недостатки, акцизы восхваляли «до небес», иногда, наоборот, считали крайне несправедливыми, разорительными для основного населения и потому практически неприемлемыми.

Косвенные налоги имеют способность давать государству естественно возрастающий доход без всяких изменений в размерах налоговых ставок, и только за счет увеличения количества населения, роста благосостояния и т.д.

В период эволюционного формирования универсального акциза считается, что косвенное обложение способствовало развитию промышленности - (косвенные налоги, взимаемые по количеству сырья или размерам аппаратов, имели способность поощрять развитие промышленности). Классическим примером может послужить история развития акциза на спирт в Ирландии. В 1786 г. был определен налог в размере 30 шиллингов с галлона емкости котлов. Это подхлестнуло производителей на технические новшества, чтобы при меньшей емкости увеличить выпуск продукта. Зная это, государство поднимало ставки, и в 1797г. они уже составили 54 фунта стерлингов с галлона, но выпуск объема продукта рос несоизмеримо быстрее, и через l5 лет после введения акциза выкурка спирта ускорилась в 2880 раз.

К сожалению, не существует достоинств без недостатков. А недостатки у акцизного обложения имелись и имеются очень серьезные. При введении небольшого количества акцизов, они охватывают сравнительно небольшое количество граждан, так как не всем хочется потреблять определенные подакцизные продукты (спирт, табак). Если же ими охвачены товары первой необходимости, то такое обложение охватывает всех, не обеспечивая необлагаемого минимума, и очень больно бьет по малоимущим большим семьям с большим количеством иждивенцев при одном кормильце. С этим обстоятельством в свое время связывали даже прогрессирующий демографический спад в некоторых государствах. Вторым, очень ощутимым недостатком, является ярко выраженная регрессивность обложения.

Акцизное обложение распространено очень широко и в современной мировой налоговой практике, где применяется достаточно успешно.

2. История развития акцизов в России

Сейчас невозможно категорически утверждать, какие налоги - прямые или косвенные - возникли раньше. По одной из версий, простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.

Правовой основой деятельности винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственными органами с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался "коронным поверенным", т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями.

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность. Легальными источниками их доходов являлись: 1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.); 2) харчевая продажа (закуски); 3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушивших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки). Однако основные доходы откупщики получали за счет покупателей крепких алкогольных напитков путем обмера, обсчета, фальсификации продукта. В России были нередки случаи поджога и разгрома царских кабаков. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию и должностные преступления среди чиновничества царской России.

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства.

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Каждый вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям.

Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.

Также патентный сбор взимался: с заведений для приготовления прессованных дрожжей; с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт; с пивоваренных заводов; с медоваренных заводов; с водочных и спиртоочистительных заводов; с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость; с заводов, выделывающих пейсаховую водку.

Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру (с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта.

Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи по свободной цене.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование.

date image
2015-05-27 views image
3413

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений первоначальная акцизная форма налогообложения становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары – они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения были:

1. свеклосахарное производство;

2. крепкие напитки;

4. осветительные нефтяные масла;

5. зажигательные спички.

До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.

Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

1. спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

2. спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;

3. портер, пиво всех родов и мед;

4. брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.

Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.

Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.

Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.

Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.

Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.




Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых – 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и удостоверениями его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному надзору в течение полугода таможенного свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.

В настоящее время очень тяжело определить, какие налоги появились раньше – прямые или косвенные. По предположениям, более ранняя форма налогообложения – это прямые налоги, которые подлежат взиманию с дохода и имущества налогоплательщика.

По историческим данным, акцизное налогообложение в России ведет свое начало от системы взимания откупов. Наиболее распространенными были откупа на пиво, табак, кофе, соль, вино, спирт и т.п. Откупная система существовала в XV - XVI веках. Особо известным являлся винный откуп. Его правовой основой являлся некий контракт, который заключался на торгах правительственными органами с откупщиком. Этот документ закреплял цену, условия и время реализации алкогольных напитков. Доходы, которые были получены от реализации алкогольных напитков, являлись личной собственностью царя. Однако откуп считается лишь точкой отсчета в развитии акцизного обложения, но все-таки не видом акцизов.

Продолжительное время в Российской империи Казенная палата имела контроль над поступлением податей, однако надзор данного органа был слабым.

Специалисты сферы государственного управления резко критиковали откупную систему, в этом они имели поддержку общественных деятелей.

Во время существования Российской империи акциз считался косвенным налогом только на объекты внутреннего производства. Система взимания акцизов была связана непосредственно с государственными монополиями, а также таможенными пошлинами. До 1917 года не предполагалось обложение акцизами импортируемых товаров, так как они эти товары подлежали обложению таможенными пошлинами.

Очень активно акцизы применялись в конце XIX - начале XX вв. Под акцизное обложение уже попадали следующие товары: [1]

· крепкие алкогольные напитки;

Следует отметить, что до 1881 года еще существовал акциз с соли.

С 1875 по 1898 год в государстве были отменены подушная подать, соляной налог, винный налог и другие откупные платежи, это произошло в связи с проведением налоговой реформы.

Акциз с таких крепких напитков, как спирт, вино и водка исчислялся в зависимости от содержания в них безводного спирта.

В 1863 году Департамент сборов, на который возлагался сбор налогов, был разделен на два обособленных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. На местах была необходимость осуществления постоянного податного надзора, поэтому в 1885 году был создан институт податных инспекторов при Казенной палате. Именно он был ответственным за своевременное и полное поступление налоговых платежей.

В XX веке акциз на водку и спирт стал занимать первые места среди косвенных налогов. Его сумма стала зависеть от содержания спирта в ведре напитка и составляла 11 копеек за один градус. Ниже представлены акцизы по различным товарам, выраженные в денежной форме:

· акциз на сахар - 1,75 руб. за пуд;

· акциз на табак - от 22 коп. до 1,5 руб. за фунт (в зависимости от вида);

· акциз на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд.

Подводя итог, косвенное налогообложение развивалось путем увеличения списка подакцизных товаров, в близкой связи с использованием казенных монополий на основные подакцизные товары. Со временем, контролировать уплату акцизов стало затруднительно, так как индивидуальное акцизное налогообложение расширилось довольно быстро.

В 19 веке политические деятели и ученые подробно изучили сущность акцизного налогообложения и сделали следующий вывод: акцизы ограничивают возможности удовлетворения потребностей, наносящих ущерб здоровью человека. По их мнению, философия акциза состоит в его отрицании. При высокой акцизной ставке, соответственно будет высокой и цена, то есть и меньше объем спроса, а также размер налогового дохода. С.Ю. Витте воплотил данный подход в своей реформе финансов и налогообложения. Витте в своих сочинениях писал: «Реформа должна преследовать народное отрезвление, а после уже интересы фиска». Следует отметить, что для автора интересы фиска доминируют над иными интересами. Однако подробное изучение философии акцизов помогло Витте побороть стереотипность мышления в отношении фискальных интересов.

В его видении они состоят в уменьшении потребления подакцизной продукции. [2]

Еще во времена НЭПа акциз являлся самым высокодоходным налогом. Однако акцизы были социально ориентированы. Политика акцизов проводилась с целью сохранения здоровья человека, так ставки на вина с повышенным содержанием алкоголя превышали в 3 раза ставки на вина с низким уровнем алкоголя.

Подводя итог, нужно сказать, что у акцизов значительное время была лишь фискальная цель, и они абсолютно не отличались от государственной пошлины. Со временем развитие экономики выходило на новый уровень, и акцизная определенность нашла свое отражение в принципах налогообложения и при реализации их на практике.

Акцизный налог реализуется с целью ограничить спрос на некоторые товары и услуги, а также, чтобы обеспечить финансовые меры по ликвидации негативных последствий от потребления подакцизных товаров. По этой причине главная функция акцизов меняется. Она способствует предотвращению негативных последствий, которые являются следствием удовлетворения потребности подакцизной продукцией.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие акциза

Без существования налогов и различного вида сборов невозможно представить себе существование того государственного строя, который мы привыкли видеть на протяжении тысячелетий. В сложившейся системе налогообложения существенную роль играют налоги искусственно повышающие цену товара или услуги. К ним и относится акцизный сбор.

Акцизом считается косвенный (непрямой) налог на высокорентабельный товар.

Он является переложимым налогом, т.к. уплачивает его конечный потребитель, за счёт того, что акциз уже включён в стоимость товара.

Акциз подразумевает повышение цен на предметы роскоши. На данный момент в России, товарами подлежащими акцизными сборами являются:

  • Этиловый спирт, а также продукция содержащая более 9% этилового спирта в объёмной доле;
  • Автомобили легковые;
  • Мотоциклы с высокой развиваемой мощностью двигателя;
  • Бензин и дизельное топливо;
  • Масла моторные;
  • Табак и сигареты.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа История акциза 430 руб.
  • Реферат История акциза 250 руб.
  • Контрольная работа История акциза 190 руб.

История возникновения

Плюсы и минусы непрямого налогообложения описывались уже в 17 веке. Английский экономист У. Пети в своей работе « Трактат о налогах и сборах» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основы построения налогов и сборов подробнее выделил четыре основных положительных момента:

  • Каждый должен платить в соответствии с объёмом и качеством потребляемой продукции, как того требует справедливость. Следовательно этот налог не навязывается насильно. Его уплачивает тот, кому потребление данного товара необходимо;
  • Этот налог способствует развитию бережливости и через неё является способом обогащения народа;
  • Он не уплачивается дважды за одну и ту же вещь так как её невозможно потребить более одного раза;
  • Этот способ налогообложения даёт государственной власти большой объём знаний о богатстве, промыслах и мощи страны.

Однако при всех плюсах акцизы также не лишены и минусов. Экономисты прошлого не раз замечали о несправедливости обложения акцизным сбором товаров жизненной необходимости, т.к. попадая в расходы этот налог не пропорционален доходам. Например богатый платит за лекарство тот же акциз что и бедный.

Акциз в России

Акцизные сборы в России также играли большую роль. Особенно это касается акцизов на алкогольную продукцию т.к. различного рода хмельные напитки с древнейших времён пользовались популярностью и считались хорошим источником дохода для Государства.

За времена своего существования акцизные сборы неоднократно изменялись. Варьировались как ставка налога, так и группы облагаемых товаров. История акцизного налогообложения в России в основном связана с такими товарами как сахар, соль, табак, алкоголь и нефтепродукты. Доходы от акцизов достигали внушительных показателей и являлись большим подспорьем для системы налогообложения.

Во второй половине 19-го века в стране были созданы специальные акцизные управления в деятельность которых входило обеспечение полноты сбора пительного акциза. Несколько позже в их сферу деятельности так же добавились акцизы и с других товаров. После великой октябрьской революции акцизы были отменены. Однако уже в 1921 году переход к новой экономической политике сначала их реанимировал, а в 1922 и существенно расширил список подакцизных товаров. Однако в период экономической реформы 1930-32 гг. акцизы снова были отменены. Следующий этап восстановления акцизов связан с переходом к рыночной экономике, а также становлением налогового кодекса Российской Федерации.

В современной экономике акцизный сбор выполняет роль не только наполнителя бюджета, но, также, является рычагом влияния, позволяя существенно корректировать объём потребляемой продукции. Например повышение акциза на табачную продукцию ведёт к снижению объема потребления табачных изделий.

Акциз способствует перераспределению доходов от реализации продуктов на которые Государство имеет монополию (например нефть, газ).

Таким образом, акциз являет собой косвенный налог способствующий наполнению бюджета, регулятором потребления определённого вида товара, а также средством перераспределения доходов от определённых товарных групп.

Преимущества акцизов убедительно раскрыл крупный английский экономист У. Петти в работе «Трактат о налогах и сборах» (1662), выделяя четыре довода в пользу акцизов:

1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно, и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

2. Этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере людей, наживших большое состояние.

3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

4. При этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны каждый день.

Однако, несмотря на такие преимущества акцизов, экономическая мысль на протяжении веков не умалчивала и об отрицательных чертах косвенного налогообложения. Прежде всего, отмечался такой недостаток косвенных налогов, как их несправедливый характер, проявляющийся в регрессивности: «…падая на расходы, косвенные налоги далеко не пропорциональны доходам», - писал швейцарский экономист Ж. Сисмонди.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки – квас, пиво и питейный мед – с давних времен считались на Руси неплохим источником дохода.

Для обеспечения полноты сбора акцизов, в России во второй половине XIX века были образованы акцизные управления. Первоначально они занимались организацией сбора только питейного акциза, в последующие годы – акцизными сборами по другим товарным группам. После Октябрьской революции 1917 г. акцизные управления были ликвидированы, а акцизы отменены (1920).

Переход к новой экономической политике реанимировал акцизы как весомый и эффективный источник доходной части бюджета. С 1921 г. были восстановлены акцизы на вино, табачные изделия, спички, курительную бумагу, в 1922 г. – на спирт, пиво, нефтепродукты, сахар, соль, кофе, цирконий. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов. В 1928 г. акцизы по отдельным товарам были объединены с промысловым налогом. В период финансовой реформы 1930-1932 гг. акцизы были снова ликвидированы.

Новый этап восстановления акцизов в рыночной экономике связан с переходом к рыночным отношениям и становлением налоговой системы, а также принятием Налогового кодекса.

Необходимость существования и применения акцизов в современных условиях связана, помимо их использования в качестве дополнительного доходного источника, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. В частности, в качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие.

Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия. В ряде стран имеется опыт в применении так называемых экологических акцизов. Например, Германия на бензин низкого качества (низкооктановый) для снижения масштабов загрязнения воздуха выхлопными газами устанавливались повышенные ставки.

Другой причиной возникновения акцизов является потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных, дорогих товаров, спрос на которые малоэластичен по цене. Иначе говоря, акцизом облагаются «предметы роскоши». Акциз с именно таким названием был введен, например, в 1994 году в США – им облагались товары, стоимость которых превышала 32 000 $. В категорию подобных товаров попадают, как правило, автомобили, ювелирные изделия и т.п.

Еще одной предпосылкой возникновения акцизов является потребность перераспределения высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, в том числе, товаров на производство (добычу) которых, государство имеет монополию. По этой причине возникли, например, акцизы на нефть и природный газ. Следовательно, кроме фискальной функции, акцизы призваны осуществлять регулирование объемов реализации и потребления отдельных групп товаров.

Таким образом, акцизы являются представителями косвенных налогов, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых системах практически всех стран мира. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции (нефть, природный газ, нефтепродукты).

Читайте также: