Исторические аспекты становления налоговой системы

Опубликовано: 01.05.2024

Социально-экономические реформы последних лет изменили базовые основы экономики России: преобразовали ранее существовавшую систему формирования, распределения и использования государственных доходов, в том числе налоговых доходов, призванных обеспечить выполнение функций, возложенных на государство.

В этой связи большое значение приобретает реорганизация налоговой системы, ее использование для стимулирования предпринимательской деятельности, регулирования доходов населения и обеспечения регулярного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению не только общеэкономических, но и социальных задач. А выделение исторического аспекта в развитии налогообложения и его природы является необходимой мерой.

Целью исследования выступает рассмотрение ретроспективы развития налогообложения в России, поскольку только с пониманием, откуда и как зародился сам налог, можно понять, какое положение и роль он имеет на сегодняшний день. Кроме того, важной представляется возможность сделать определённые выводы и не допустить ошибок прошлых лет.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой является общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории и теории налогообложения, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативно-правовых актов.

В процессе исследования применялись различные общенаучные и теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, метод теоретизации, группировки, табличный и др. Эмпирическую базу исследования составили: налоговое законодательство Российской Федерации, официальные публикации в научных и деловых периодических изданиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Они зародились в то же время, что и государство: в IV в. до н. э. – V в. н. э.– появились пути их взимания. Происхождение налогообложения взаимосвязано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств и постепенной индивидуализацией труда и потребления. Налоги и налогообложение посодействовали возникновению общественно значимой деятельности, современное название которой соотносится с понятиями «налоговая деятельность» или «фискальная деятельность» [2].

Первоначально налоги образовывали незначительную часть общественных фондов, так как публичные затраты главным образом покрывались за счет добровольных пожертвований, военной добычи, доходов от общинной собственности.

Основополагающей стороной всех прошлых налогово-правовых сторон была и остаётся идея о налоге как развивающемся во времени компромиссе, начиная с определённого этапа человеческой истории. Этот компромисс обеспечивает естественное соглашение основополагающих начал общества и государства – частного интереса, частной собственности, с одной стороны, и публичного интереса, публичной собственности – с другой.

В развитии налогообложения принято выделять три основополагающих этапа (таблица 1) [4].

Понятие налогообложения в истории нашей страны также имеет очень глубокие корни. История налогообложения в нашей стране насчитывает более тысячи лет. Затрагивая вопрос возникновения и развития налогов в России, необходимо выделить основные периоды (рис. 1).

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Но наиболее интенсивное развитие налогообложение получило в 15–20 веках (табл. 2) [7].

Этапы развития налогообложения

Первым этапом развития налогообложения являются Древний мир и Средние века (IV в. до н. э. – V в. н. э). На этом этапе происходит появления и развитие налогов. Так как государственные расходы увеличивались, налоги взимались в денежной форме, регулярно, увеличивался размер налогов. Со временем, налоги стали основным доходом государства.

Вторым этапом развития налогообложения является возникновение и становление капитализма (V–XVIII вв.). Этот этап можно охарактеризовать экономическими и общественными изменениями, и, как следствие, изменениями в налогообложении. Основной доходной частью государственных бюджетов становятся налоги. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

Третьим этапом развития налогообложения является современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени). В большинстве стран численность налогов в налоговых системах сокращается, увеличивается роль законодательства при их установлении и взимании.

Doc14.pdf

Рис. 1. Периоды развития налогообложения в России

Развитие налогообложения в России в 15-20 веках

Наиболее значимые события

Первые русские косвенные и прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда же появились первые целевые налоги: на выкуп ратных людей, на строительство засек–укреплений на южных границах, на создание регулярной армии и т.д. Великим мастером по «выбиванию» денег для наполнения казны был царь Иван Грозный. Для этого использовался правеж через наказание кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку в Сибирь.

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата.

Система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов–таможенных и кабацких. Так, в 1679–1680 на прямые сборы дали 53,3% всех доходов государства, а прямые 44%.

Петр 1: (1721–1725) налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. Екатерина II: (1762–1796) налоговая система несколько упростилась. Павел 1: (1796–1801)18 декабря 1796 г. – «Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами».

Доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений.

Наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21–25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18–23% государственных доходов.

В ХХ веке основу налоговых доходов бюджета образовывали: прямые налоги (пошлины, квартирный налог, подоходный налог, поземельный налог и др.).

Налоговая система того периода отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела конкретного принципа формирования.

В условиях планово-распределительной экономики СССР роль налогов в системе доходных источников государства была необоснованно принижена, а прямые налоги с населения не имели большого значения в формировании бюджета. Поступление налоговых платежей обеспечивало приблизительно 20 % доходов бюджета.

В конце XX века в ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, которые были направлены на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита. Многие теории, касающиеся налогов, получили теорию обмена. В основе этой теории заключается мнение, что налог является платой, которую каждый гражданин вносит за защиту от преступлений, доступ к правосудию, охрану его личной и имущественной безопасности. Налогом является договор между государством и гражданами, поэтому теорию обмена называют теорией общественного договора, заключённого между государством и обществом [5].

На сегодняшний день налоги являются главным инструментом, при помощи которого происходит регулирование рыночных отношений в государстве, в том числе и в России. Механизм налогообложения обязан приспособиться и к регулярно изменяющейся практике хозяйствования, и к новому уровню производительных сил. В наше время налоги – главная форма доходов государства. Механизм налогов используется для того, чтобы государство оказывало воздействие на научно-технический прогресс и на динамику общественного производства [1].

Специалисты определили пять свойств «хорошей» налоговой системы с оптимальным для населения и организаций и достаточным для государства уровнем налогообложения:

1) экономически эффективная налоговая система не должна вступать в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2) административная система должна быть простой и недорогой в применении;

3) налоговая система должна относительно быстро реагировать на меняющиеся экономические условия;

4) налоговая система должна суметь убедить людей в том, что они платят, чтобы политическая система отражала их предпочтения;

5) налоговая система должна быть справедливой к различным индивидуумам [6].

В последний год на российскую экономику существенно повлиял шторм антивирусной шоковой терапии, который не мог обойти стороной и налоговую политику. Налоги как наиболее чувствительная с точки зрения денег сфера публичных отношений ожидаемо претерпевает ощутимые трансформации в свете кризисных явлений.

Уникальность текущей ситуации заключается в том, что практически одновременно со схожими проблемами столкнулся весь мир. По опыту других стран, набор фискальных мер поддержки в целом достаточно ограничен и не имеет принципиальных различий. Он осуществляется в следующих направлениях:

  • отсрочки по уплате налогов и сдаче отчетности;
  • снижение налоговых ставок;
  • снижение подоходного налогообложения, введение мораториев и «каникул»;
  • предоставление налоговых преференций против встречной взаимопомощи бизнеса (например, снижение налога на имущество для арендодателей при зеркальном снижении арендной платы для арендаторов);
  • смягчение или приостановление налогового контроля и администрирования в целом.

За последние месяцы 2020 года в России появился ряд нормативных актов, который в целом подтверждает приверженность нашей страны этим общемировым тенденциям. Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России. Во исполнение этих предложений оперативно были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 102–ФЗ от 01.04.2020 г.), которыми Правительство Российской Федерации наделено широкими полномочиями в части регулирования процедурных аспектов налоговых правоотношений. Правительством 6 апреля (спустя 4 дня после официальной даты подписания) в соответствии с этими поправками и предоставленными ими полномочиями было опубликовано Постановление № 409 от 02.04.2020 г. с основными антикризисными мерами (ключевые из которых сводятся к разного рода отсрочкам). ФНС России и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования (на сайте ФНС России оперативно появился соответствующий справочный раздел). Не стоит забывать и про пласт региональных законов, где каждый из субъектов федерации вправе в пределах полномочий принимать определенные меры.

Тем не менее, принятые в налоговой сфере акты оставляют множество вопросов. Так, Министерством финансов была предложена программа мобилизации доходов на 2021-2023 годы, которая призвана пополнить казну на 1,8 трлн. руб. Она включает ряд непопулярных мер: пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение акцизов на табак, введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов.

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год [3].

Таким образом, по результатам исследования определено, что исторические аспекты возникновения и развития налогообложения в России основаны на становлении механизмов налогового регулирования. В Российской Федерации идет реформирование существующей налоговой системы. Действующая налоговая система в ее правовых и основных аспектах подвергается аргументированной критике. Чтобы повысить уровень эффективности экономики и уровень жизни населения, а также повысить сбор налогов, необходимо создать благоприятный налоговый климат, а также внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, но в первую очередь важна стабильность.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 3502 раза

Библиографическое описание:

Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/ (дата обращения: 19.05.2021).

Издревле сложилось, что для успешного функционирования государства требовались налоги. Ведь налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В статье отражены основные периоды развития налоговой системы и налогообложения от Древней Руси до наших дней. Рассмотрены виды налогов в различные этапы становления налоговой системы.

Финансово-налоговая история Руси берёт начало с Ⅸ века, когда варяжскими князьями Рюриками были объединены два центра восточных славян — Новгород и Киев и создано древнерусское государство Киевская Русь. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». В Лаврентьевской летописи говорится, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». [3, с. 138] Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы, то есть пункты контроля на въезде город. [2, с. 23]

После завоевания Руси Золотой Ордой система налогообложения изменилась, но в пользу татаро-монгол. Известно 14 видов взимания с русских земель. из которых главным был «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана. Непомерные поборы привели к свержению системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости.

Налоговая система была реформирована во времена правления Ивана III, который, отменив «выход», ввел первые русские косвенные и прямые налоги.

Во второй половине ⅩⅥ в. многие налоги и сборы стали взыматься в денежной форме. Во время правления Ивана Ⅳ были введены «полоняничные деньги», которые представляли собой разновидность налога, взимавшегося с населения для выкупа людей, захваченных в плен татарами. Так же были введены сбор «четвертовых денег» — налог на содержание должностных лиц, пошлина при убое скота.

Во времена правления царя Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в полномочия которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к соляному бунту, а к 1662 году произошло обесценивание медных денег, что повлекло за собой стихийные восстания. В 1679 было введено «подворное обложение» — это система взимания прямых налогов, взимаемых, в соответствии с данными переписных книг, с «уездных» (крестьяне, бобыли, задворные, деловые) и посадских люди.

В годы царствования Петра I была создана налоговая система, которая потом без изменений 70 лет кормила и содержала государство. В большой степени влияние на проводимые им реформы оказало знакомство царя с западноевропейским опытом.

Например, в 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50 % всех доходов в бюджете государства. С конца XVIII в. подушный налог становится в России главным доходом государства. Параллельно взимался оброчный сбор, взимаемый с крестьян за пользование земель.

В период правления Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная дань, введенная Петром Ⅰ, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов.

Прямые налоги обеспечивали в XVIII в. около 50 % доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. При введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23–28 % доходов. Вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15 % доходов). Налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступал один из крупнейших деятелей русского либерализма, выдающийся экономист Николай Иванович Тургенев. Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения. [2, с. 35]

Во второй половине XIX в. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. Подушное обложение было заменено налогом с городских строений, который впервые в истории России платило и дворянство. Вторым по значению выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

В период правления Николая II было представлено немало проектов модернизации налоговой системы. В частности П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как одну из самых радикальных в мире программ по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века. По сути, она содержала в себе все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран:

− поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества;

− прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума;

− использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).

Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала в мире достаточно прочное финансовое положение. Но мировая война, в которую России вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказались на финансовом благополучии государства, а именно возросла бумажно-денежная эмиссия, усилились темпы инфляции, а покупательная способность рубля падала. Одновременно с этим доходы госбюджета неумолимо сокращались. Февральская революция 1917 г. только усугубила положение.

После Октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40 % в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. В январе 1919 г. была введена «продразверстка» — способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянским хозяйствами государству всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (НЭП) были ознаменован заменой продразверстки продналогом. Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств. Продналог фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов. [4, C. 203]

Позже на замену продналогу пришел единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства.

Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы

В период новой экономической политики происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

В конце 1930 года НЭП был ликвидирован, а налоговая система страны стала развиваться в направлении, противоположном общемировым тенденциям. От налогообложения перешли к административным методам изъятия прибыли. Также большое значение получил налог с оборота.

В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на объеме и структуре государственных доходов. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и заменены существующие. [1, с. 90]

Во время войны был введен военный налог, в основу которого был заложен принцип подушного обложения и налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

За 15 лет после Великой Отечественной войны в Советском союзе прошли две денежные реформы. Первая, в 1947 года провели обмен прежних денег на новые и одновременно отменили карточную систему распределения продуктов и товаров. Вторая, в 1961 году провели заодно и деноминацию рубля, обменяв послевоенные 10 рублей на 1 новый рубль. [3, с.]

В 1966 году была введена плата за фонды, представлявшая собой форму распределения прибыли предприятий. Так же был установлен подоходный налог с колхозов, с кооперативных и общественных организаций, налог с владельцев строений. Позже были введены такие налоги, как налог со зрелищ, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

За 70 лет советской власти «социалистические налоги» перестали быть налогами в классическом смысле слова, став механизмом изъятия и концентрации прибыли в руках государства. Хотя в советские времена формально и существовали налоги, они совершенно не отражали экономических реалий. Переход от административной к рыночной экономике потребовал коренного изменения налоговой системы страны. [3, с. 288]

По мнению бывшего министра финансов РФ М. М. Задорнова становление налоговой системы России можно разделить на три этапа:

«Первый — 1991–1992 годы — это очень спешное введение компенсирующих налогов. Главной задачей на этом этапе было просто стабилизировать систему и собирать хоть какие-то средства в бюджет.

Второй — 1993–1997-й — апробация и становление системы, введение НДС, экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ, что обеспечило и обеспечивает до настоящего времени львиную долю поступлений в бюджет.

Третий — 1998–2001-й — формирование целостной налоговой системы, принятие Налогового кодекса. Он определил и формализовал правила игры между государством как сборщиков налогов и налогоплательщиками физическими и юридическими лицами». [3, с. 279]

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Все налоги и сборы, взимаемые на территории РФ, поделены на три группы:

Федеральные — перечень налогов и сборов установлен НК РФ и является закрытым. К данной группе согласно ст. 13 НК РФ относятся:

− налог на добавленную стоимость (НДС);

− налог на доход физических лиц (НДФЛ);

− единый социальный налог;

− налог на прибыль организаций;

− налог на добычу полезных ископаемых;

− сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К следующей группе относятся региональные налоги (ст. 14 НК РФ). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. В разных регионах РФ действую разные налоговые ставки. К данной группе относятся следующие виды налогов:

− Налог на имущество организаций;

− Налог на игорный бизнес;

И третья группа состоит из местных налогов (ст. 15 НК РФ), которые устанавливаются, вводятся и прекращают действовать аналогично региональным налогам. Отличает данные два вида только то, что в отношении местных налогов действуют нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований. К данной группе относятся только два вида налогов:

− Налог на имущество физических лиц.

Исходя из истории становления налоговой системы, можно сделать вывод, что на современном этапе экономического развития вопросы развития экономики страны напрямую зависят от качества ее налоговой системы, от возможности обеспечить финансовую стабильность государства.

  1. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 5-е изд. — М.: Питер, 2006. — 496 с.
  2. Леонова Н. Г. История и теория налогообложения. — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2016. — 83 с.
  3. Починок Н. Фискал. — М., 2016. — 304 с.
  4. Содномова С. К. Теория и история налогообложения. — Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. — 148 с.
  5. Толкушин А. В. История налогов в России. — М.: ЮРИСТЪ, 2001. — 432 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ дата обращения: 03.12.2019).

Похожие статьи

Развитие налогового законодательства России и Германии.

Великая Отечественная война оставила большой отпечаток во всех сферах жизни людей.

община, налог распределял местный. Кроме подушного налога вводился налог на всех домашних

Усугубило положение и налоговая политика Германии в отношении России.

налог , РФ , инвентаризационная стоимость , имущественное.

Налоговое бремя некоторых прежних налогов была ослаблена, в основном это сказалось, для население с низким уровнем дохода. Введена подушная подать Петром I в 1724 году, как налог взимаемый в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные.

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения. Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный.

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. В 1991 г. в России можно было ввести в.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, организация, налог на прибыль.

Большое значение в системе налогообложения России играет налог на прибыль

Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения.

Во все времена ни одно государство не обходилось без взыскания налогов со своих граждан. Налогообложение - элемент экономической культуры, характерный всем государственным системам.

В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными особенностями.

Первый период включает хозяйственные системы древнего мира и средних веков и отличается малоразвитостью и случайным характером налогообложения. Первоначально налоги были в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, снаряжение для армии. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму.

Второй период развития налогообложения приходится на конец XVII – начало XVIII вв. характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. Начинает происходить формирование первых налоговых систем, которые включают прямые и косвенные налоги. Огромную роль играют акцизы, взимающиеся, со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист Адам Смит (1723 – 1790 ). Он первым дал определения налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, сформулировал принципы налогообложения, а также определил, что налоги для плательщика являются показателем его свободы, а не рабства.

Третий период развития налогообложения начался с XIXв., произошло уменьшение количества налогов и изменились права при их установлении и взимании.

После первой мировой войны были проведены налоговые реформы. Тогда и была заложена основа современной налоговой системы, в которой прямые налоги заняли ведущие позиции.

Среди первых форм жертвоприношений, в том числе и религиозного толкования, упоминалась десятина – одна из зародышевых форм развития налогообложения в России.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. После чего, первоначальной ставкой налога от всех полученных доходов стало 10%.

По мере объединения Древнерусского государства, с конца IX в., дань стала основным источником доходов княжеской казны. Этот прямой налог стал систематическим. Утвердившись в Киеве, Князь Олег (912) занялся установлением дани с подвластных племен. Жителей Новгорода обязали ежегодно платить князю 300 гривен, что являлось целевым сбором на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Так же в Древней Руси было известно и поземельное обложение.

Во времена татаро-монгольского нашествия, основным налогом стал «выход», взимавшийся баскаками, а затем, самими русскими князьями с каждой души мужского пола и со скота. Далее пошлины стали главным источником внутренних доходов.

Осьмеником назывался сборщик пошлин в XII в. в Киеве. Он взимал осмничее – сбор за право торговли. С XIII в. на Руси для главного сборщика торговых пошлин появляется название «таможник», который в свою очередь имеет помощника «мытника».

В 1480 году Иваном III была прекращена уплата «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги (дань) с посадских людей и крестьян. Были введены так же пищальные и ямские налоги. Через систему пошлин и откупов взимались косвенные налоги, главными из которых были таможенные и винные.

Существенно умножил государственные доходы Иван Грозный (1530 –

1584). Он ввел несколько иные способы собирания налогов. Теперь при взимании прямых податей главным объектом обложения была земля, а раскладка велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Главным из косвенных налогов всё так же оставались торговые, таможенные и судебные пошлины. Раскладка и взимание податей производились земскими общинами, посредством выборных окладчиков.

Налоговая система все более совершенствовалась при царствовании Романовых. При Алексее Михайловиче применяли экстренные сборы. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Прямые налоги поднялись до 20 %. В 1646 году повысили акциз на соль с 5 до 20 копеек за пуд. Расчет был на то, что все слои населения потребляют соль и налог разложится на всех равномерно. Но Соляной налог отменили после московского (соляного) бунта в 1648 году, началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Так же введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 году издан Торговый устав. Для иностранцев таможенная пошлина составляла 12 – 13 %, для русских – 4 – 5 %.

В 1667 году Новоторговым уставом были уточнены ставки. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и 12 денег с рубля для иностранных

купцов, но при проезде в глубь страны иностранцы должны платить еще по

гривне с рубля или дополнительно 10 %. Введенный налог на имущество получил активное распространение.

В период правления Петра I (1672 1725) введены военные налоги, так как преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов.

Крупные преобразования в России происходили в период правления Екатерины II (1729 1796). Она внесла значительные изменения в налогообложениекупечества.

С 1797 года губернии были разделены на четыре класса в зависимости от

плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Так же вводились надбавки целевого назначения, например, надбавки на строительство государственных больших дорого, на устройство водных сообщений. Кроме государственных налогов, взимались и местные.

Перед началом Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 год доходы государства были 3522 млн. руб., расходы – 3303 млн. руб. Но в результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны.

Финансовая система наладилась после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении перехода к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств при отсутствии какой либо самостоятельности предприятий лишала хозяйственных руководителей всякой инициативы и постоянно подводила страну к финансовому кризису.

Представлена глава из учебного пособия "Налоги и налоговое право".

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

§ 1.1. Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения. Даны периоды развития налогообложения от древнего мира до сегодняшних дней.
§ 1.2. Развитие налогообложения в России. Формирование налоговой системы от Древней Руси до России 1991 года
§ 1.3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов. Формирование представлений о природе налогообложения. Развитие налоговых теорий как систем научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

§ 1.1. Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями2.

1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

2. В конце XVII - начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

§ 1.2. Развитие налогообложения в России

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались "дань". В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 г.г.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672-1725 г.г.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды.

В период правления Екатерины II (1729-1796 г.г.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. . Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.
После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы.

§ 1.3. История развития научных
представлений о налогообложении.
Общие и частные теории налогов

На первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последней стадии налог стал получать правовое содержание.
Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер. Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. В широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:25, реферат

Краткое описание

Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Налоговая система РФ…………………………………………………….. 4
2. Эволюция налоговой системы в РФ
2.1. Исследования становления и развития налоговой системы РФ… 10
2.2 Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с
переходной налоговой системой РФ………………………………. 13
3. Налоговая статистика……………………………………………………. 19
4. Заключение……………………………………………………………….. 23
Библиографический список……………………………………………… 25

Содержимое работы - 1 файл

Финансы.docx

Сибирский Университет Потребительской Кооперации

На тему: Становления и развития налоговой системы РФ

Выполнила: Тимошенко А.С

Проверила: Самарская И.М

3. Налоговая статистика…………………………………………………… . 19

Библиографический список……………… ……………………………… 25

Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни.

Исторический аспект в становлении налоговой системы играет определяющую роль и рассматривается как объективная закономерность. Налоговые системы абсолютного большинства государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических, социальных и иных условий, и каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих национальный характер развития этих стран. Не является исключением и налоговая система Российской Федерации, становление и развитие которой - процесс своеобразный, длительный и сложный.

Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

1.Налоговая система РФ

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости. Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы, к числу которых относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписание этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень — федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль предприятий и организаций;
  • акцизы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • таможенные пошлины.

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем будем именовать их региональными налогами. Этот термин был введен нами в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. В 1999 г. в качестве региональных налогов начали функционировать налог с продаж и налог на вмененный доход.

Третий уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных,
так и местных налогов.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • налог на рекламу;
  • налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;
  • большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно- территориальных образований России в решении социально-экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По социально-экономической сущности отчисления во вне- бюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 5,4% — в Фонд социального страхования, 1,5% — в Фонд занятости, 3,6% — в Фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет от своих заработков 1% в Государственный пенсионный фонд РФ.

Как уже отмечено, налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают в них на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулируемых налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

Читайте также: