Источники уплаты налогов сборов пошлин

Опубликовано: 15.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Вводный инструктаж

    Ознакомление с целями и задачами практики; инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; организационные вопросы.

    Ознакомление с предприятием.

    Инструктаж по технике безопасности

    Характеристика предприятия

    Адрес: 671160, Республика Бурятия, г. Гусиноозерск, ул. Степная, д. 17а

    Телефоны
    Приемная: 8 (301-45) 43-6-87
    «Горячаяй линия»: 8 (301-45) 43-1-15
    Телефон доверия о коррупционных и иных правонарушениях
    совершаемых государственными служащими налоговых органов

    8 (301-45) 42-9-28
    Факс: 8 (301-45) 43-6-87

    Реквизиты
    Код ИФНС 0318
    Код ОКПО 73225847
    Код регистрирующего органа 03048
    ОКТМО

    Получатель платежа УФК по Республике Бурятия (МРИ ФНС России №3 по Республике Бурятия))
    ИНН получателя
    КПП получателя
    Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
    БИК
    Корр. счет №
    Счет №

    Понятие налога и сбора. Классификация налоговых платежей.

    Виды и порядок налогообложения

    Система налогов Российской Федерации

    Источники уплаты налогов, сборов, пошлин

    Порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов

    Правила заполнения данных статуса плательщика, ИНН получателя, КПП получателя, Наименование налоговой инспекции, КБК, ОКАТО, Основания платежа, Налоговый период, Номер документа, Дата документа, Типы платежа

    Коды бюджетной классификации

    Порядок их присвоения для налога

    Виды и порядок налогообложения

    Это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель уплачивает следующие налоги и сборы:

    · налог на добавленную стоимость (НДС);

    · налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    · налог на добычу полезных ископаемых;

    · сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    · налог на игорный бизнес;

    · налог на имущество физических лиц;

    · взносы на обязательное пенсионное страхование;

    · страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Однако, большинство из перечисленных налогов и взносов исчисляются и уплачиваются только в том случае, если они занимаются определенным видом деятельности и возникает налогооблагаемая база. Традиционно, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество.

    Система налогов Российской Федерации

    Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

    Элементы налогообложения

    Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный валовой внутренний продукт (ВПП), за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

    Источники уплаты налогов, сборов, пошлин

    Источник уплаты налога

    К категориям, дополняющих или тесно связанные с объектом налогообложения, относится и понятие источника налога.

    В некоторых случаях источник налога может совпадать с объектом налогообложения (доход при расчете налога на прибыль), но в большинстве случаев – это два разных понятия. Источником уплаты основной массы налогов являются доходы плательщика. Причем если для физических лиц можно действительно говорить о доходах, куда войдут заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и т.д., то для юридических лиц в основном речь идет о чистый доход – прибыль. Ведь из общей суммы выручки необходимо восстановить средства производства (материальные затраты) и затраты рабочей силы (фонд заработной платы), и только после этого остается прибыль.

    Иногда как источник налога рассматривают капитал налогоплательщика, требует дополнительной аргументации. Во-первых, доходы уже является элементом капитала плательщика. Во-вторых, если иметь в виду имущество плательщика, а точнее – средства, полученные за его счет (суммы от реализации недвижимости, накопленные средства), то в этом случае – ситуация экстраординарная, поскольку зачастую для уплаты налога реализуют объект налогообложения (продают земельный участок для перечисления платы за землю) или осуществляют процессы, в результате все равно приводят к потере права собственности на объект (налоговые платежи за счет средств, предназначенных для расширения, реконструкции; заемных средств).

    основным источником, за счет которого выплачивается основная масса налогов, является доход. Существует также определенный порядок уплаты налогов за счет дохода.

    1.Спочатку налогооблагаемая доход уменьшается на имущественные налоги, пошлины и другие платежи.

    2.На втором этапе перечисляются местные налоги, вы траты по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

    3.На третьем этапе выплачиваются все налоги, оставшиеся с тех, которые оплачиваются за счет дохода.

    Специфические особенности имеет внесение страховых взносов за счет дохода. Главное здесь заключается в том, что они составляют часть себестоимости и исчисляются по установленным ставкам фактических расходов на оплату труда. Таким образом реализуются денежные накопления, с помощью которых часть чистого дохода направляется на различные виды обязательного государственного страхования.

    источник налога – средства плательщика (преимущественно – доход), что ресниц использует для уплаты налога. Исключительными источниками уплаты налога являются:

    1) любые денежные суммы, поступившие налогоплательщику;

    2) доходы и другие средства, полученные платно или бесплатно налогоплательщиком, в том числе приобретенные за счет дохода;

    3) заемные средства и средства целевого финансирования.

    Детализированный механизм, регулирующий источники уплаты налогов, закрепленный ст. 7 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 рака. Согласно этой статье, источниками самостоятельной оплаты налоговых обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика есть любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества и неимущественных ценностей, выпуска ценных бумаг, в том числе

    корпоративных прав, полученные в заем (кредит), а также из других источников.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, (например, налог на добавленную стоимость (НДС). Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. К сборам относят: сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и т.д. Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера. Существует три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная. Плательщики - граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий. Государственная пошлина взимается:за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами, за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ и или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ.

    Транспортный налог

    налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог относится к региональным налогам. Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и т.д. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств. Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 04

    Виды налогообложения.

    Общая система налогообложения (ОСНО)

    Общая система налогообложения (ОСН) - это совокупность правил и норм, регулирующих ведениебухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности теми организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не применяют специальные налоговые режимы. Достаточно часто эту систему налогообложения называют "которую еще называют - общий налоговый режим" или ОСНО.

    Применяя ОСНО налогоплательщики – организации и ИП должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

    Какие налоги надо платить при общей системе налогообложения

    При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:

    · налог на добавленную стоимость (который сокращенно называют - НДС);

    · налог на имущество организаций;

    · налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей);

    · налог на доходы физических лиц (который сокращенно называют - НДФЛ).

    Согласно этим статьям Налогового кодекса РФ все налоги делятся на федеральные ,региональные и местные

    К федеральным налогам и сборам статья 13 Налогового кодекса РФ относит:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;

    ·налог на добычу полезных ископаемых;

    ·сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    • государственная пошлина.

    К региональным налогам статья 14 Налогового кодекса РФ относит:

    • налог на имущество организаций;
    • налог на игорный бизнес;
    • транспортный налог.

    К местным налогам статья 15 Налогового кодекса РФ относит:

    • налог на имущество физических лиц;
    • земельный налог.

    Упрощенная система налогообложения (УСН)

    это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового и бухгалтерского учета.
    Существует 2 вида упращенной схемы;

    Класическая УНС усн на основе патента для ИП. Политическая сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижение налоговой нагрузки по сравнению с общественной системой налогооблажения, в уменьшении налогового бремени

    Создание УСН является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо НКРФ, исходным, базовым нормативным актам, закрепляющим статус субъектоа малого предпринимательства является ФЗ №209» О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

    Понятия "налог" и "сбор" - одни из важнейших в налоговом законодательстве.

    Понятие налога, его признаки

    Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

    Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

    Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

    И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

    • обязательность характера платежа;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
    • цели налогообложения – публичные.

    Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

    Источник налогов и их структура

    Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

    Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

    В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

    Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

    Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

    В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

    Классификация налогов и их виды

    Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

    1. В соответствии со способом изъятия:

    • прямые;
    • косвенные.

    Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

    Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

    2. В соответствии с воздействием:

    • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
    • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
    • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
    • твердые (ставка в абсолютной сумме).

    3. В соответствии с назначением:

    • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
    • маркированные (закреплены по целевому назначению).

    4. В соответствии с субъектом:

    • с физических лиц;
    • с юридических лиц;
    • смешанные.

    5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

    • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
    • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
    • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

    Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

    Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

    Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

    Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

    Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

    Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

    Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

    Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

    Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

    Понятие налоговой системы

    Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

    В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

    Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

    • принцип справедливости;
    • принцип определенности;
    • принцип удобства;
    • принцип экономии.

    То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

    Понятие и признаки сбора

    Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

    Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

    • индивидуальная безвозмездность;
    • свобода выбора;
    • компенсационный характер;
    • состав элементов ограничен;
    • разовый характер;
    • предварительный характер уплаты;
    • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
    • отсутствие штрафов.

    Виды и система сборов

    В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

    Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

    Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

    Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

    Источники уплаты налогов, сборов и пошлин

    К категориям, дополняющих или тесно связанные с объектом налогообложения, относится и понятие источника налога.

    Источником уплаты основной массы налогов являются доходы плательщика. Причем если для физических лиц можно действительно говорить о доходах, куда войдут заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и т.д., то для юридических лиц в основном речь идет о чистый доход – прибыль.

    Существует также определенный порядок уплаты налогов за счет дохода.
    1.Сначало налогооблагаемый доход уменьшается на имущественные налоги, пошлины и другие платежи.
    2.На втором этапе перечисляются местные налоги, выплаты по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
    3.На третьем этапе выплачиваются все налоги, оставшиеся после тех, которые оплачиваются за счет дохода.
    Исключительными источниками уплаты налога являются:
    1) любые денежные суммы, поступившие налогоплательщику;
    2) доходы и другие средства, полученные платно или бесплатно налогоплательщиком, в том числе приобретенные за счет дохода;
    3) заемные средства и средства целевого финансирования.
    Источниками погашения налогового долга налогоплательщика по решению органа взыскания являются любые активы налогоплательщика.
    Не могут быть использованы как источники погашения налогового долга налогоплательщика по его самостоятельному решению или по решению органа взыскания:
    а) имущество налогоплательщика, предоставленное им в залог другим лицам, если такой залог был должным образом зарегистрирован в государственных реестрах залогов движимого или недвижимого имущества до момента возникновения права налогового залога;
    б) активы, принадлежащие на праве собственности другим лицам и находящихся во временном распоряжении или пользовании налогоплательщика;
    в) имущественные права других лиц, предоставленные налогоплательщику во временное пользование или распоряжение, а также неимущественные права других лиц, в том числе права интеллектуальной (промышленной) собственности, переданные в пользование таком плательщику налогов без права их отчуждения;
    г) средства других лиц, предоставленные налогоплательщику в вклад (депозит) или доверительное управление, а также собственные средства юридического лица, которые использовались для выплат задолженности по основной заработной плате за фактически отработанное время физическим лицам, которые находятся в трудовых отношениях
    д) средства кредитов или займов, предоставленных налогоплательщику кредитно-финансовым учреждением, учитываемых на ссудных счетах, открытых в пользу такого налогоплательщика;
    е) имущество, включается в состав целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации в том числе казенных предприятий.;
    ж) активы, свободный оборот которых запрещен или ограничен в соответствии с законодательством.

    Способы взимания налогов

    В налоговой практике существуют 5 способов взимания налогов:
    1. Кадастровый- способ предполагает использование кадастра. Кадастр- это 1) список лиц, подлежащих обложению налогом (подоходным, земельным, имущественным и пр.); 2) систематизированный свод или реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, строений, промыслов), используемых для исчисления соответствующих прямых налогов. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры.
    2. Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника) - Изъятие налога у источника означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, т. к. налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Пример – подоходный налог с физических лиц.
    3. Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации) - способ взимания налогов предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту постоянного жительства (до 3 мая). В декларации физические лица должны указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов. Если доход только по месту основной работы, то декларации не надо.
    4. В момент расходования средств- характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров, работ, услуг и уплачиваются конечным потребителем в момент приобретения товаров. Этот способ наиболее эффективен и используется во многих странах мира.
    5. В процессе потребления и использования имущества- в процессе потребления или использования имущества – налог уплачивается из дохода налогоплательщика ежегодно и носит контрольно-регулятивный характер (налог с владельцев автотранспортных средств и пр.)

    Методы исчисления налогов

    Под исчислением налога понимаются действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога с субъекта налога на основе налогооблагаемой базы. Отсюда следует, что обязанность исчислить сумму налога законодательством возложена на самого налогоплательщика (НДС, акцизы), на налоговую инспекцию (земельный налог, налог на имущество граждан) или же на третье лицо (работодатель).
    Методы исчисления налогов:
    1. Кумулятивный ( накопительный)
    Определение суммы налога и его взимание с начала бюджетного года (налогового периода) с нарастающим итогом с общей суммы дохода и налоговых льгот, рассчитанной также с нарастающим итогом. При наступлении очередного срока уплаты налога исчисленную сумму уменьшают на ранее уплаченную или удержанную сумму налога (этот метод применяется в РФ).
    2. Некумулятивный
    Предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога. Данная система исчисления не обеспечивает равномерности поступления налогов в бюджет.
    Исторически существуют ещё 2 метода исчисления налога:
    1. Шедулярная форма. Предполагает разделение дохода (объекта налога) на его составные части (налогооблагаемая прибыль предприятия делится на прибыль от основной деятельности, от внереализационных операций и пр.) в зависимости от источника дохода и каждая часть облагается по отдельности с целью соблюдения принципа справедливости и воспрепятствования уклонению от уплаты налога.
    2. Глобальная форма. Исчисление и взимание налога производится с совокупного дохода независимо от источника дохода плательщика. Наиболее распространена в мире.

    1. Понятие налога и его особенности
    2. Функции налогов
    3. История развития налоговой системы РФ
    4. Понятие сбора и его характеристики
    5. Классификация налогов по субъектам и объектам обложения и их характеристики
    6. Классификация налогов по форме возложения и по назначению и их характеристики
    7. Классификация налогов по порядку установления и по ставкам и их характеристики
    8. Порядок налогообложения
    9. Понятие налоговой системы и принципы ее построения
    10. Критерии качества налоговой системы
    11. Понятие федерализма и его принципы
    12. Элементы налога и их характеристики
    13. Права налогоплательщика
    14. Обязанности налогоплательщика
    15. Порядок исчисления налогов
    16. Порядок и сроки уплаты налогов
    17. Основные и исключительные источники взимания налогов
    18. Активы, не являющиеся источниками погашения налогового долга
    19. Способы взимания налогов
    20. Методы исчисления налогов

    Читайте также: