Источники погашения налоговой задолженности днр

Опубликовано: 16.05.2024

Порядок погашения задолженности в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика, не связанной с банкротством, выполнения денежных обязательств физических лиц в случае их смерти или признания безвестно отсутствующими либо недееспособными, а также несовершеннолетних лиц

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 55 главы 10-2 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IНС «О налоговой системе» (далее – Закон).

1.2. В настоящем Порядке понятия и термины используются в значениях, приведенных в Законе.

1.3. В настоящем Порядке:

1.3.1. Под ликвидацией налогоплательщика подразумевается государственная регистрация прекращения юридического лица или государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица или регистрация в соответствующем уполномоченном органе прекращения независимой профессиональной деятельности физического лица (если такая регистрация была условием ведения независимой профессиональной деятельности), в результате которой происходит закрытие их счетов и утрата их статуса как налогоплательщика в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики (далее – законодательство);

1.3.2. Под реорганизацией налогоплательщика подразумевается изменение его правового статуса, который предусматривает любое из следующих действий или их сочетание:

а) изменение наименования налогоплательщика, а для обществ – изменение организационно-правового статуса общества;

б) слияние налогоплательщиков, а именно передача активов налогоплательщика в уставные фонды других налогоплательщиков, в результате чего происходит ликвидация такого налогоплательщика;

в) разделение налогоплательщика на несколько лиц, а именно разделение его активов между уставными фондами новообразованных юридических лиц и/или физических лиц, в результате которого происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который разделяется;

г) выделение из налогоплательщика других налогоплательщиков, а именно передача части активов налогоплательщика, который реорганизуется, в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, в результате которого не происходит ликвидация реорганизуемого плательщика;

д) регистрация физического лица как субъекта хозяйствования без отмены его предыдущей регистрации как другого субъекта хозяйствования или с такой отменой.

II. Порядок погашения денежных обязательств и(или) задолженности в случае ликвидации налогоплательщика, не связанной с банкротством

2.1. В случае если собственник или уполномоченный им орган принимает решение о ликвидации налогоплательщика, не связанной с банкротством, активы такого налогоплательщика используются в очередности, определенной действующим законодательством.

2.2. В случае если в результате ликвидации налогоплательщика часть его денежных обязательств или задолженности остается непогашенной в связи с недостаточностью активов, то такая часть погашается за счет активов учредителей или участников такого налогоплательщика, если они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам налогоплательщика согласно законодательства, в пределах полной или дополнительной ответственности, а в случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица – за счет юридического лица, независимо от того, является ли он плательщиком налога, относительно которого возникло денежное обязательство или возникла задолженность такого филиала, отделения, другого обособленного подразделения.

В случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица или регистрации в соответствующем уполномоченном органе прекращения независимой профессиональной деятельности физического лица (если такая регистрация была условием ведения независимой профессиональной деятельности), погашение денежных обязательств и(или) задолженности осуществляется за счет активов указанного лица.

В других случаях денежные обязательства или задолженность, которые остаются непогашенными после ликвидации налогоплательщика, считаются безнадежной задолженностью и подлежат списанию в порядке, утвержденном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

2.3. Лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или задолженности налогоплательщика, является:

2.3.1. В отношении налогоплательщика, который ликвидируется – ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию в соответствии с действующим законодательством;

2.3.2. В отношении филиалов, отделений, других обособленных подразделений налогоплательщика, которые ликвидируются – такой налогоплательщик;

2.3.3. В отношении физического лица – предпринимателя или физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, – такое физическое лицо;

2.3.4. В отношении физического лица, которое умерло или признано судом безвестно отсутствующим или объявлено умершим или признано недееспособным – лица, которые вступают в права наследования или уполномочены осуществлять распоряжение активами такого лица;

2.3.5. В отношении кооперативов, кредитных союзов или других коллективных хозяйств – их члены (пайщики) солидарно;

2.3.6. В отношении инвестиционных фондов – инвестиционная компания, которая осуществляет управление таким инвестиционным фондом.

2.4. В случае, если налогоплательщик, который ликвидируется, имеет суммы излишне уплаченных денежных обязательств в бюджет и(или) фонд – то такие суммы:

2.4.1. Подлежат зачету в счет его денежных обязательств или задолженности перед таким бюджетом и(или) фондом – в случае их наличия;

2.4.2. Перечисляются для погашения денежных обязательств или задолженности перед другим бюджетом и(или) фондом – в случае их наличия;

2.4.3. Перечисляются в распоряжение такого налогоплательщика;

2.4.4. В распоряжение лиц, вступивших в права наследования или уполномоченных осуществлять распоряжение активами такого физического лица – в случае смерти физического лица, признания судом физического лица безвестно отсутствующим, объявления физического лица умершим или признания его недееспособным.

Перечисление (зачет) денежных средств, указанных в настоящем пункте, осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

III. Порядок погашения денежных обязательств или задолженности в случае реорганизации плательщика

3.1. В случае если собственник налогоплательщика или уполномоченный им орган принимает решение о реорганизации такого налогоплательщика, его денежные обязательства или задолженность подлежат урегулированию в следующем порядке:

3.1.1. Если реорганизация осуществляется путем изменения наименования, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика, после реорганизации он приобретает все права и обязанности относительно погашения денежных обязательств или задолженности, которые возникли до его реорганизации;

3.1.2. Если реорганизация осуществляется путем объединения двух или более налогоплательщиков в одного налогоплательщика с ликвидацией налогоплательщиков, которые объединились, объединенный налогоплательщик приобретает все права и обязанности относительно погашения денежных обязательств или задолженности всех налогоплательщиков, которые объединились;

3.1.3. Если реорганизация осуществляется путем разделения налогоплательщика на двух или более лиц с ликвидацией такого налогоплательщика, то все налогоплательщики, которые будут созданы после такой реорганизации, приобретают все права и обязанности относительно погашения денежных обязательств или задолженности, которые возникли до такой реорганизации. Указанные обязательства и задолженность распределяются между новообразованными налогоплательщиками пропорционально долям балансовой стоимости активов, полученных ими в процессе реорганизации согласно распределительному балансу.

3.2. Реорганизация налогоплательщика путем выделения из его состава другого налогоплательщика или внесения части активов налогоплательщика в уставной фонд другого налогоплательщика без ликвидации налогоплательщика, который реорганизуется, не влечет за собой распределения денежных обязательств и (или) задолженности между таким налогоплательщиком и лицами, образованными в процессе его реорганизации, или установления их солидарной ответственности за нарушение законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее – орган доходов и сборов), кроме случаев, когда по выводам органа доходов и сборов, такая реорганизация может привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств и(или) задолженности налогоплательщиком, который реорганизуется. Решение о применении солидарной или распределительной ответственности за нарушение законодательства о налогообложении может быть принято органом доходов и сборов в случае, когда активы реорганизуемого налогоплательщика находятся в налоговом залоге на момент принятия решения о такой реорганизации.

3.3. Налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, или тот, который воспользовался правом отсрочки и(или) рассрочки денежного обязательства, обязан заранее уведомить орган доходов и сборов о принятии решения относительно проведения любых видов реорганизации и подать в орган доходов и сборов, план такой реорганизации. Орган доходов и сборов имеет право принять решение о:

3.3.1. Распределении суммы денежных обязательств и(или) задолженности между налогоплательщиками, которые образуются в результате реорганизации, с учетом применения принципа пропорционального распределения, установленного подпунктами 3.1-3.2 настоящего раздела;

3.3.2. Погашении задолженности, обеспеченной налоговым залогом, до проведения такой реорганизации;

3.3.3. Установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств и(или) задолженности налогоплательщика, который реорганизуется, относительно всех лиц, образованных в процессе реорганизации, которая влечет за собой применение режима налогового залога относительно всего имущества таких лиц;

3.3.4. Распространении права налогового залога на активы налогоплательщика, который создается путем объединения других налогоплательщиков, если один из них или более имели задолженность, обеспеченную налоговым залогом.

3.4. Принятые в соответствии с пунктом 3.3 настоящего раздела решения органа доходов и сборов, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере налогообложения и таможенного дела, могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Проведение реорганизации налогоплательщиком с нарушением правил, определенных пунктом 3.3 настоящего раздела, влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

3.6. Реорганизация налогоплательщика не изменяет сроки погашения денежных обязательств и(или) задолженности налогоплательщиками, образованными в результате такой реорганизации.

3.7. В случае если налогоплательщик, который реорганизуется, имеет суммы излишне уплаченных денежных обязательств, то такие суммы засчитываются в счет его непогашенных денежных обязательств и(или) задолженности по другим видам налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей. Указанная сумма распределяется между бюджетами и фондом пропорционально общим суммам денежного обязательства и(или) задолженности такого налогоплательщика.

3.8. В случае если сумма излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщика превышает сумму денежных обязательств и(или) задолженности по другим налогам, сборам, взносам или другим обязательным платежам, то сумма превышения перечисляется в распоряжение правопреемников такого налогоплательщика пропорционально его доли в активах, которые распределяются, согласно распределительному балансу или передаточному акту.

IV. Порядок исполнения денежных обязательств и(или) погашения задолженности физического лица (в том числе физического лица – предпринимателя, физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность) в случае его смерти или признания безвестно отсутствующим или недееспособным, а также малолетнего/несовершеннолетнего лица

4.1. Исполнение денежных обязательств и(или) погашение задолженности физического лица (в том числе физического лица – предпринимателя, физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность) в случае его смерти или признания судом умершим осуществляется его наследниками, принявшими наследство (кроме Донецкой Народной Республики), в пределах стоимости активов, которые наследуются, и пропорционально доли в наследстве на дату его открытия.

Претензии наследникам предъявляются органом доходов и сборов, в порядке, установленном гражданским законодательством, действующим на территории Донецкой Народной Республики для предъявления претензий кредиторами наследователя.

По окончании срока принятия наследства денежные обязательства и(или) задолженность наследодателя становятся денежными обязательствами и(или) задолженностью наследников.

В течение срока принятия наследства на денежные обязательства и(или) задолженность наследодателей штрафные санкции и пеня не насчитываются.

В случае перехода наследства в собственность Донецкой Народной Республики денежные обязательства и(или) задолженность умершего физического лица прекращаются и списываются в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Денежные обязательства малолетних/несовершеннолетних лиц выполняются их родителями (усыновителями), опекунами (попечителями) до достижения малолетними/несовершеннолетними лицами гражданской дееспособности в полном объеме.

Родители (усыновители) малолетних/несовершеннолетних и малолетние/несовершеннолетние в случае невыполнения денежных обязательств малолетних/несовершеннолетних несут солидарную имущественную ответственность за погашение денежных обязательств и(или) задолженности.

4.3. Выполнение денежных обязательств и(или) погашение задолженности физического лица (в том числе физического лица – предпринимателя, физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность), который признан судом недееспособным, осуществляется его опекуном за счет активов такого физического лица в порядке, установленном Законом.

Опекун недееспособного лица выполняет денежные обязательства, возникшие на день признания его недееспособным, и(или) погашает задолженность за счет активов, на которые может быть обращено взыскание согласно законодательства, такого физического лица.

4.4. Выполнение денежных обязательств и(или) погашение задолженности физического лица (в том числе физического лица – предпринимателя, физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность), признанного судом безвестно отсутствующим, осуществляется лицом, на которого в установленном порядке возложено осуществление опеки над активами безвестно отсутствующего лица.

Лицо, осуществляющее опеку над имуществом безвестно отсутствующего лица, выполняет денежные обязательства, возникшие на день признания его безвестно отсутствующим и(или) погашает задолженность, за счет активов такого физического лица, на которое может быть обращено взыскание согласно законодательства.

4.5. Родители (усыновители) и опекуны (попечители) малолетних/несовершеннолетних, опекуны недееспособных, лица, на которых возложено осуществление опеки над активами безвестно отсутствующих (законные представители налогоплательщиков – физических лиц), должны от имени соответствующих физических лиц:

подать при наличии оснований в орган доходов и сборов заявление для регистрации таких физических лиц в соответствующем государственном реестре и в случаях, предусмотренных законодательством, другую информацию, необходимую для ведения указанного реестра;

своевременно подавать должным образом заполненные декларации о доходах и активах;

в случаях, предусмотренных Законом, вести учет доходов и расходов;

выполнять другие обязанности, определенные законодательством.

4.6. Законные представители налогоплательщиков – физических лиц за не выполнение обязанностей, предусмотренных в настоящем разделе несут ответственность, предусмотренную законодательством, контроль за выполнением которого возложен на органы доходов и сборов.

4.7. Если активов недееспособного или безвестно отсутствующего лица недостаточно для обеспечения выполнения денежных обязательств и(или) погашения задолженности такого физического лица, а также для уплаты начисленных штрафных (финансовых) санкций, то суммы задолженности списываются в порядке, установленном органом доходов и сборов.

4.8. В случае отмены судом решения о признании физического лица безвестно отсутствующим или принятия решения о возобновлении гражданской дееспособности физического лица, которое было признано недееспособным, списанная в соответствии с пунктом 4.7 настоящего раздела сумма задолженности такого физического лица восстанавливается. Штрафные (финансовые) санкции в таком случае не уплачиваются за период со дня вступления в законную силу решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным до дня вступления в законную силу решения об отмене решения о признании физического лица безвестно отсутствующим или решения о возобновлении гражданской дееспособности физического лица.

Донецкой Народной Республики

К сведению граждан, сдающих в аренду недвижимость: договоры аренды подлежат обязательной регистрации в налоговых инспекциях по месту жительства.

Приказ Министерства доходов и сборов от 19.05.2021 №235 (Опубликован 19.05.2021г.)

Порядок заполнения и форма декларации по налогу с оборота для плательщиков особого режима налогообложения налогом на прибыль и налогом с оборота.

Информация о выявленном имуществе, которое имеет признаки бесхозяйного

Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, сообщает о выявленном имуществе (вещах) (мебель для кафе и ресторанов) с признаками бесхозяйного, расположенное по адресу: ДНР, г. Донецк, ул. Шутова, д. 30а.

Информация о выявленных бесхозяйных вещах

Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, сообщает о выявленных бесхозяйных вещах (лом черного металла в ассортименте), по следующему адресу: ДНР, г. Енакиево, ул. Марата, д.1.

Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 27.04.2021 №208 внесены изменения в приказ Министерства доходов и сборов Донецкой Народной республики от 06.05.2017 №179 (Опубликован 19.05.2021 г.)

Настоящим приказом вносятся изменения в

Телефон доверия

Телефон доверия
по вопросам коррупции

Департамента собственной безопасности Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

(071) 303-32-10

dsb@mdsdnr.ru

Дорожная карта


Кадровый резерв


Перечень бирж


Обобщающие консультации


Реестр решений о классификации товаров


Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы доходов и сборов Донецкой Народной Республики

Инструкция
о порядке начисления и погашения пени по платежам, контроль за
взиманием которых возложен на органы доходов и сборов Донецкой
Народной Республики

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана с целью исполнения норм главы 27 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – Закон).

1.2. Настоящей Инструкцией регулируются вопросы относительно ведения органами доходов и сборов учета начисления и погашения пени, которая взимается с налогоплательщиков в связи с несвоевременным погашением денежного обязательства, пени на денежное обязательство, начисленное органом доходов и сборов или налогоплательщиком в случае выявления его занижения, а также начисления и погашения пени в период применения порядка отсрочки (рассрочки) платежей.

1.3. В настоящей Инструкции термины применяются в значениях, приведенных в Законе.

II. Начисление пени

2.1. Пеня начисляется:

2.1.1. после окончания установленных законодательством сроков погашения денежного обязательства, на сумму задолженности. Начисление пени начинается в сроки, определенные нормами подпункта 230.1.1 пункта 230.1 статьи 230 Закона.

2.1.2. в случае выявления занижения денежного обязательства органом доходов и сборов или плательщиком налогов. Начисление пени начинается в сроки, определенные нормами подпункта 230.1.2 пункта 230.1 статьи 230 Закона.

2.1.3. на отсроченные и/или рассроченные суммы, которые остались неуплаченными. Начисление пени начинается в сроки, определенные нормами подпункта 230.1.3 пункта 230.1 статьи 230 Закона.

2.2. Начисление пени, определенной подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 настоящего раздела, осуществляется в день фактического погашения налоговой задолженности (части налоговой задолженности).

2.3. Начисление пени заканчивается в сроки, установленные нормами статьи 234 Закона.

2.4. Пеня, определенная подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 настоящего раздела, рассчитывается автоматически в порядке, установленном нормами пункта 231.1 статьи 231 Закона.

Примеры начисления пени при погашении налоговой задолженности приведены в приложении 1.

2.5. Пеня, определенная подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 настоящего раздела, рассчитывается в порядке, установленном нормами пункта 231.2 статьи 231 Закона. Расчет пени производится при выявлении факта занижения суммы денежного обязательства соответствующим структурным подразделением органа доходов и сборов, которое проводило проверку, или налогоплательщиком при подаче уточненного расчета.

Примеры начисления пени при выявлении факта занижения суммы денежного обязательства приведены в приложении 2.

2.6. Пеня, определенная подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 настоящего раздела, рассчитывается в порядке, установленном нормами пункта 231.3 статьи 231 Закона.

Пример начисления пени на рассроченные суммы задолженности, которые остались неуплаченными, приведен в приложении 3.

2.7. Начисление пени, установленной подпунктом 2.1.2 пункта 2.1, применяется к сумме денежного обязательства, заниженного в налоговых периодах после вступления в силу Закона.

2.8. Порядок расчета пени, установленный пунктами 2.4, 2.5, 2.6 настоящего раздела, применяется относительно всех видов налогов, сборов и других обязательных платежей, кроме:

пени за нарушение сроков расчетов по операциям в сфере внешнеэкономической деятельности, которая устанавливается отдельными нормативными правовыми актами;

штрафных (финансовых) санкций, которые применяются за нарушение законодательства о патентовании, за нарушение норм по регулированию обращения наличности и о применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг;

штрафных (финансовых) санкций, которые применяются по результатам актов проверок за нарушение требований в сфере оборота подакцизной продукции и не имеют денежного обязательства.

2.9. Пеня не начисляется:

на отсроченные (рассроченные) суммы задолженности – с даты заключения (подписания) договора до дня (включительно) окончания срока действия договора об отсрочке (рассрочке) задолженности;

на сумму денежных обязательств (задолженности), по которой принято решение об отсрочке (рассрочке) уплаты за период - со дня принятия указанного решения по день подписания договора об отсрочке и/или о рассрочке денежного обязательства и/или задолженности, если такой договор заключался позже дня принятия решения об отсрочке (рассрочке) денежного обязательства (задолженности).

ІІІ. Порядок уплаты пени, начисленной за невыполнение денежного обязательства

3.1. Начисленные суммы пени уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно или взыскиваются органами доходов и сборов в порядке, установленном законодательством.

3.2. Очередность погашения задолженности осуществляется в порядке, определенном нормами пункта 235.1 статьи 235 Закона.

В случае, если налогоплательщик не выполняет установленную пунктом 235.1 статьи 235 Закона очередность платежей, орган доходов и сборов самостоятельно осуществляет распределение суммы погашения задолженности в автоматическом режиме, в порядке, предусмотренном нормами пункта 235.1 статьи 235 Закона, с соблюдением требований хронологии возникновения суммы задолженности.

3.3. Зачисление сумм пени осуществляется в соответствии с нормами пункта 235.2 статьи 235 Закона.

ІV. Нарушение сроков перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней

4.1. Не считается нарушением срока несвоевременное или неполное перечисление налогов, сборов и других обязательных платежей по вине банка, в случае предоставления плательщиком в органы доходов и сборов соответствующего платежного поручения.

4.2. Ответственность банка за нарушение сроков перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, установленных законодательством, определяется нормами пункта 232.2 статьи 232 Закона.

4.3. Пеня за нарушение банком сроков перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей, в зависимости от принадлежности платежа, несвоевременно зачисленного в бюджет, зачисляется в Республиканский бюджет на код классификации доходов бюджета 24060100 «Другие поступления республиканского значения» и/или в местные бюджеты на код классификации доходов бюджета 24060200 «Другие поступления местного значения» бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 26.12.2014 № 20 (с изменениями и дополнениями).

В случаях несвоевременного перечисления платежей, зачисление которых происходит на счета, подлежащие распределению между бюджетами, уплата пени должна осуществляться на коды классификации доходов бюджета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в процентном соотношении, определенном Порядком распределения поступлений между Республиканским и местным бюджетами, утвержденным приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 18.02.2015 № 26 (с изменениями и дополнениями).

Пеня направляется на счета территориальных органов доходов и сборов по месту учета налогоплательщика, по которому допущено нарушение сроков перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней по вине банка.

V. Начисление пени при обжаловании решений органов доходов и сборов

5.1. Порядок начисления пени в случаях административного и/или судебного обжалования решений органов доходов и сборов определяется нормами статьи 233 Закона.

VI. Особенности начисления пени

6.1. По желанию налогоплательщика органы доходов и сборов проводят сверку начисленных и погашенных сумм пени.

6.2. Обжалование налогоплательщиком сумм начисленной пени осуществляется в соответствии с законодательством.

Порядок погашения налогового долга налогоплательщиков изложен в разделе 2 Налогового кодекса, Глава 9 (Розділ II Податковий кодекс, Глава 9)

Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика

Источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные средства, в том числе те, которые получены от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные как займ (кредит), и из других источников, с учетом особенностей, определенных этой статьей, а также суммы излишне оплаченных платежей в соответствующие бюджеты.

Уплата денежных обязательств или погашение налогового долга налогоплательщика по соответствующему платежу может быть осуществлена также за счет избытка оплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и/или излишне оплаченных сумм по другим платежам (на основании соответствующего заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

Источниками погашения налогового долга налогоплательщика является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных данным Кодексом, а также другими законодательными актами.

Не могут быть использованы в качестве источников погашения налогового долга налогоплательщика:

имущество налогоплательщика, предоставленное им в залог другим лицам (на время действия такого залога), если такой залог зарегистрирован согласно Закону в соответствующих государственных реестрах до момента возникновения права налогового залога;

имущество, которое принадлежит на правах собственности другим лицам и находится во владении или пользовании налогоплательщика, в том числе (но не исключительно) имущество, переданное налогоплательщику в лизинг (аренду), хранение (ответственное хранение), ломбардное хранение, на комиссию (консигнацию); давальческое сырье, предоставленное предприятию для переработки, кроме его части, которая предоставляется налогоплательщику как оплата за такие услуги, а также имущество других лиц, принятое налогоплательщиком в залог или заклад, доверительное и любые другие виды агентского управления;

имущественные права других лиц, предоставленные налогоплательщику в пользование или владение, а также неимущественные права, в том числе права интеллектуальной (промышленной) собственности, переданные в пользование такому налогоплательщику без права их отчуждения;

Средства кредитов или займов, предоставленных плательщику налогов кредитно-финансовым учреждением, учитываемые на заимообразных счетах, открытых такому налогоплательщику, суммы аккредитивов, выставленных от имени налогоплательщика, но не открытых, суммы авансовых платежей и предварительной оплаты по контрактам предприятий судостроительной промышленности (класс 35.11 группа 35 КВЭД ГК 009:2005), полученные от заказчиков морских и речных судов и других плавучих средств;

имущество, включенное в состав целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации, в том числе казенных предприятий. Порядок отнесения имущества к такому, которое включается в состав целостного имущественного комплекса государственного предприятия, устанавливается Фондом государственного имущества Украины;

имущество, свободное обращение которого запрещено согласно законодательству Украины;

имущество, которое не может быть предметом залога в соответствии с Законом Украины "О залоге";

средства других лиц, предоставленные налогоплательщику во вклад (депозит) или доверительное управление, а также собственные средства юридического лица, которые используются для выплат задолженности по основной заработной плате за фактически отработанное время физическим лицам, находящимся в трудовых отношениях с таким юридическим лицом.

Статьи налогового кодекса, которыми регламентируется порядок погашения налогового долга

Статья НК

Название статьи

Смотреть

Статья 87

Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика

Статья 88

Содержание налогового залога

Статья 89

Возникновение права налогового залога

Статья 90

Статья 91

Статья 92

Согласование операций с заложенным имуществом

Статья 93

Прекращение налогового залога

Статья 94

Административный арест имущества

Статья 95

Продажа имущества, находящегося в налоговом залоге

Статья 96

Погашение налогового долга государственных предприятий, не подлежащих приватизации, и коммунальных предприятий

Статья 97

Погашение денежных обязательств или налогового долга в случае ликвидации налогоплательщика, не связанной с банкротством

Статья 98

Порядок погашения денежных обязательств или налогового долга в случае реорганизации налогоплательщика или передачи целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия в аренду или концессию

Статья 99

Порядок выполнения денежных обязательств физических лиц в случае их смерти или признания безвестно отсутствующими или недееспособными, а также несовершеннолетних лиц

Статья 100

Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика

Статья 101

Списание безнадежного налогового долга

Статья 102

Сроки давности и их применение

Статья 103

Порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины

Нормативно - правовые акты


  • Постанова КМУ від 27.12.2010 N1232 "Про затвердження Порядку списання непогашених грошових зобов'язань або податкового боргу після ліквідації платника податків, не пов'язаної з банкрутством (порядок)"

  • Постанова КМУ від 27.12.2010 N1235 "Про затвердження переліку обставин, що свідчать про наявність загрози виникнення або накопичення податкового боргу, і доказів існування таких обставин (перелік)"

  • Постанова КМУ від 27.12.2010 N1237 "Про затвердження Порядку надіслання органам державної податкової служби подання про здійснення заходів з погашення податкового боргу платника податків та інформації про скасування або зміну суми нарахованого грошового зобов'язання, а також форми зазначеного подання (порядок)"

  • Постанова КМУ від 29.12.2010 N1239 "Про затвердження форми протоколу про тимчасове затримання майна (форма)"

  • Постанова КМУ від 29.12.2010 N1244 "Деякі питання реалізації статті 95 Податкового кодексу України "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1033 "Про затвердження Положення про умови і порядок проведення конкурсів з визначення уповноважених бірж з продажу майна, що перебуває у податковій заставі (положення) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1034 "Про затвердження Порядку списання безнадійного податкового боргу платників податків (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1035 " Про затвердження Порядку призначення та звільнення, а також функції та повноваження податкового керуючого (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1036 "Про затвердження Порядку розстрочення (відстрочення) грошових зобов'язань (податкового боргу) платників податків (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1037 "Про затвердження Порядку направлення органами державної податкової служби податкових вимог платникам податків (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1038 "Про затвердження Порядку реєстрації податкової поруки органами державної податкової служби (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1039 "Про затвердження Положення про проведення перевірок стану збереження майна платника податків, яке перебуває у податковій заставі (положення) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1040 "Про затвердження Порядку використання додаткових джерел погашення податкового боргу (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1041 "Про визнання таким, що втратив чинність, наказу Державної податкової адміністрації України від 26.06.2002 N 294 "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1042 "Про затвердження Порядку застосування адміністративного арешту майна платника податків (порядок) "

  • Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1043 "Про затвердження Порядку застосування податкової застави органами державної податкової служби (порядок) "

  • Лист ДПА від 24.01.2011 р. №1611/7/24-0617 "Щодо окремих процедур погашення податкового боргу"

  • Лист ДПА від 24.01.2011 р. №1661/7/24-0617 "Щодо реалізації майна, яке перебуває в податковій заставі "

К числу принципов или основных начал налогового права Донецкой Народной Республики, согласно статье 3 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе», относятся:

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов и сборов;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п.3.1 ст.3 Закона).

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения дохода (п.3.2 ст.3 Закона).

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными (п.3.3 ст. 3 Закона).

Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 3.6, 3.9, 3.10 ст.3 Закона).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В частности, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами, своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое пространство Донецкой Народной Республики, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законодательством экономической деятельности субъектов хозяйствования и физических лиц (п.3.3, 3.4 ст.3 Закона).

Законность установления подразумевает, что налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Законом «О налоговой системе» (п.3.5 ст.3 Закона).

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие налоговые отношения.

Основу источников налогового права Донецкой Народной Республики составляет законодательство о налогообложении, к числу которых, согласно ст.1 Закона «О налоговой системе» относятся указанный Закон и принятые в соответствии с ним законы, нормативные правовые акты Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики.

Закон «О налоговой системе» № 99-IHC как основной источник налогового права устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:

виды налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков,

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Глава Донецкой Народной Республики и Совет Министров Донецкой Народной Республики как высший орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения лишь в случаях, предусмотренных Законом «О налоговой системе».

Например, предусмотрено, издание Главой ДНР или Советом Министров ДНР нормативных правовых актов утверждающих:

порядок использования дебиторской задолженности как источника погашения задолженности налогоплательщика (п.44.13 ст.44 Закона);

порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки и/или рассрочки уплаты денежных обязательств (задолженности) (пп.48.14.1 п.48.14 ст.48 Закона);

порядок проведения проверок сохранности активов, которые находятся в налоговом залоге (п.45.4 ст.45 Закона);

порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики (ст.65 Закона).

Министерство доходов и сборов ДНР издает приказы, утверждает порядки и формы документов, связанные с налогообложением, в частности Министерство доходов и сборов утверждает:

- форму налогового требования (п.46.1 ст.46 Закона);

- формы налоговых деклараций и порядок их заполнения (п.27.7 ст.27 Закона).

Тип документа: Постановление Совмина
Регистрационный номер: 388/17
Дата: 29.06.2017
Полное название: Об утверждении Порядка использования дебиторской задолженности как источника погашения задолженности налогоплательщика

СОВЕТ МИНИСТРОВ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «27» июня 2017 года № 388/17

Об утверждении Порядка использования дебиторской задолженности как

источника погашения задолженности налогоплательщика

В соответствии со статьями 28, 41 Закона Луганской Народной

Республики от 25.06.2014 № 14–I «О системе исполнительных органов
государственной власти Луганской Народной Республики» (с изменениями),
с пунктами 44.2, 44.13 статьи 44 Закона Луганской Народной Республики от
28.12.2015 № 79– II «О налоговой системе» (с изменениями), Совет Министров
Луганской Народной Республики постановляет:

прилагаемый Порядок использования дебиторской

задолженности как источника погашения задолженности налогоплательщика.

2. Государственному комитету налогов и сборов Луганской Народной

Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его

Председатель Совета Министров
Луганской Народной Республики

УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета Министров
Луганской Народной Республики
от «27» июня 2017 года № 388/17

использования дебиторской задолженности как источника погашения

задолженности налогоплательщика

I. Общие положения

1.1. Порядок использования дебиторской задолженности как источника

погашения задолженности налогоплательщика (далее – Порядок) разработан во
исполнение и с целью реализации подпунктов 44.2, 44.12, 44.13 статьи 44 Закона
Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 79 - II «О налоговой системе»
(далее — Закон) и определяет условия и порядок использования дебиторской
задолженности как источника погашения задолженности налогоплательщика
путем обращения взыскания органами налогов и сборов Луганской Народной
Республики (далее – орган налогов и сборов) на дебиторскую задолженность
такого налогоплательщика, а также на активы дебиторов такого
налогоплательщика.

1.2. Термины, употребляемые в настоящем Порядке, имеют следующие

безнадежная к взысканию дебиторская задолженность (безнадежная

относительно которой существует уверенность в ее невозврате дебитором
(задолженность,

действующими нормативными правовыми актами Луганской Народной
Республики; задолженность дебитора, признанного в установленном порядке
банкротом, требования относительно которого не были удовлетворены в связи с
недостаточностью имущества банкрота; задолженность физического лица,
признанная в судебном порядке безнадежной к взысканию) или по которой истек
срок исковой давности, а именно 1095 дней;

бесспорная дебиторская задолженность – дебиторская задолженность, срок

погашения которой наступил, факт и характер возникновения сумм которой
подтвержден соответствующими документами (в том числе первичными),
наличие которых исключают возможность отрицания дебитором таких сумм
(соответствующее

исполнительная надпись нотариуса, на документах устанавливающих
задолженность);

дебиторская задолженность — сумма задолженности юридических лиц и

физических лиц – предпринимателей перед налогоплательщиком, возникшая
вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств, взятых

на себя по договору и/или предусмотренных действующим законодательством
Луганской Народной Республики;

переуступка права требования – операция по переуступке кредитором

права требования долга третьего лица новому кредитору.

II. Условия для определения источником погашения задолженности

налогоплательщика бесспорной дебиторской задолженности

налогоплательщика

налогоплательщика или недостаточности средств, вырученных за счет
применения процедуры продажи залоговых активов в счет погашения
задолженности, орган налогов и сборов имеет право определить ответственным за
погашение задолженности такого налогоплательщика третье лицо – дебитора,
который в течение одного года до последнего дня предельного срока погашения
суммы денежного обязательства такого налогоплательщика приобрел у него
активы и имеет непогашенную бесспорную дебиторскую задолженность или
получил их в собственность на безвозмездной основе или как безвозвратную
финансовую помощь (кроме благотворительных взносов или пожертвований
неприбыльным организациям или другим приобретателям благотворительной
помощи в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики).

III. Порядок обращения взыскания на бесспорную дебиторскую

задолженность

3.1. Обращение взыскания на бесспорную дебиторскую задолженность

заключается в переходе к территориальному органу налогов и сборов права
налогоплательщика на получение бесспорной дебиторской задолженности в
размере задолженности налогоплательщика, но не более суммы бесспорной
дебиторской задолженности, существовавшей на день обращения взыскания.

3.2. Обращение взыскания на безнадежную дебиторскую задолженность не

3.3. Территориальный орган налогов и сборов с целью реализации

погашения задолженности налогоплательщика и определения дебитора, право
требования

территориальному органу налогов и сборов, а также с целью исключения
безнадежной дебиторской задолженности имеет право требовать

а) предоставления информации относительно дебиторов с указанием

размера и характера сумм дебиторской задолженности;

б) предоставления соответствующих каждой сумме дебиторской

задолженности заверенных копий первичных документов относительно
возникновения таких обязательств;

в) проведения в безотлагательном порядке сверки расчетов с дебиторами и

предоставления соответствующих актов сверки, удостоверяющих правильность
отражения расчетов сторонами. Акты сверки в обязательном порядке

подписываются: для юридических лиц - директором и бухгалтером (при
наличии), для физических лиц-предпринимателей – непосредственно
предпринимателем;

г) предоставления иной информации и подтверждающих ее документов (в

(безнадежности взыскания) дебиторской задолженности).

3.4. Определение сумм дебиторской задолженности, которая является

источником погашения задолженности, также может осуществляться на
основании данных бухгалтерского и аналитического учета налогоплательщика,
договоров и иных документов налогоплательщика.

Бесспорность или безнадежность взыскания дебиторской задолженности

определяется путем проведения анализа документов, полученных от
налогоплательщика в соответствии с настоящим Порядком.

Территориальный орган налогов и сборов направляет налогоплательщику

уведомление об определении в качестве источника погашения бесспорной
дебиторской задолженности (приложение № 1).

предусмотренном для регистрации исходящей корреспонденции.

3.5. Обращение взыскания на бесспорную дебиторскую задолженность

осуществляется после заключения договора переуступки права требования
(приложение № 2). Договор переуступки права требования (далее – договор)
составляется в трех экземплярах, из которых один – остается у территориального
органа налогов и сборов, второй – передается налогоплательщику, третий –
направляется (вручается) дебитору.

3.7. Территориальный орган налогов и сборов информирует дебитора (ов)

налогоплательщика об переуступке права требования погашения дебиторской
задолженности путем формирования и направления (вручения) уведомления –
решения об переуступке права требования погашения дебиторской
задолженности (приложение № 3) такому (им) дебитору (ам) в порядке,
установленном для налогового требования статьей 46 Закона, с приложением к
нему договора.

предусмотренном для регистрации исходящей корреспонденции.

3.8. Перевод на территориальный орган налогов и сборов права требования

по уплате бесспорной дебиторской задолженности не приостанавливает
применение в отношении такого налогоплательщика мероприятий по взысканию
задолженности, предусмотренных нормами главы 10–2 Закона, до момента
погашения его задолженности в полном объеме.

IV. Ответственность дебитора в случае невыполнения требований

относительно погашения дебиторской задолженности, права требования

которой переведено на территориальный орган налогов и сборов

В случае непогашения дебитором бесспорной дебиторской задолженности в

течение 10 календарных дней после получения уведомления – решения об
переуступке права требования относительно уплаты бесспорной дебиторской

задолженности, к нему применяются меры взыскания, предусмотренные нормами
статьями 48, 50 Закона:

приостановление расходных операций по счетам в банках и других

финансовых учреждениях и взыскание с них денежных средств в счет погашения
существующей задолженности;

взыскание за счет изъятия наличных денежных средств.
Если меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. 48, 50

настоящего Закона, в течение 30 календарных дней после срока, установленного
дебитору (ам) для самостоятельного погашения задолженности, не приводят к
погашению

(отсутствие/недостаточность денежных средств на банковских счетах, в кассе,
сейфе, ящике регистратора расчетных операций и в прочих местах хранения
средств дебитора; отсутствие открытых банковских счетов и др.) - орган налогов и
сборов обращает взыскание на активы налогоплательщика-должника, которые
находятся в налоговом залоге.

V. Особенности уплаты бесспорной дебиторской задолженности

5.1. В случае уплаты дебитором сумм денежных средств в результате

обращения взыскания на бесспорную дебиторскую задолженность такие
денежные средства направляются дебитором на открытые банковские счета
налогоплательщика и засчитывается в счет погашения задолженности
налогоплательщика.

Суммы денежных средств взысканные территориальным органом налогов

и сборов в результате обращения взыскания на бесспорную дебиторскую
задолженность направляются территориальным органом налогов и сборов на
открытые банковские счета налогоплательщика или путем внесения на
соответствующий счет платежа, по которому у налогоплательщика образовалась
задолженность,

5.2. Требования, предусмотренные пунктом 5.1 настоящего Порядка,

являются существенными условиями, которые предусматриваются в договоре.

5.3. Исполнение дебитором обязательства по договору

исполнением обязательства перед надлежащим кредитором.

5.4. Дебитор обязан незамедлительно, в письменном виде с приложением

информировать территориальный орган налогов и сборов и налогоплательщика о
каждом факте уплаты (перечисления) денежных средств в счет погашения
бесспорной дебиторской задолженности.

Территориальный орган налогов и сборов, в пятидневный срок со дня

5.5. Погашение бесспорной дебиторской задолженности в сумме,

предусмотренной договором, является основанием для отмены обеспечительной
меры (налоговый залог) в отношении дебитора и мероприятий взыскания такой
задолженности, а уведомление-решение, предусмотренное пунктом 3.7
настоящего Порядка, считается исполненным с момента погашения такой
задолженности.

5.6. Если в период действия договора задолженность налогоплательщика

будет погашена вследствие осуществления им самостоятельной уплаты или за
счет других мер, предусмотренных Законом, в результате которых произойдет
погашение суммы задолженности, договор прекращает свое действие,
обеспечительная мера (налоговый залог) в отношении дебитора и мероприятия
взыскания такой задолженности отменяются, а уведомление – решение об
переуступке права требования относительно уплаты бесспорной дебиторской
задолженности, предусмотренное пунктом 3.7 настоящего Порядка, считается
отозванным с момента погашения такой задолженности.

В указанном случае территориальный орган налогов и сборов в

пятидневный срок от даты погашения налоговой задолженности уведомляет
дебитора о прекращении договора уступки права требования и о прекращении
мероприятий взыскания такой задолженности с дебитора.

VI. Заключительные положения

Бесспорная дебиторская задолженность, право требования по уплате

которой переведено на территориальный орган налогов и сборов, продолжает
оставаться активом налогоплательщика, имеющего задолженность, до
поступления средств в бюджет за счет взыскания такой дебиторской
задолженности.

Исполняющий обязанности
Министра Совета Министров
Луганской Народной Республики

Читайте также: