Источник дохода это налоги

Опубликовано: 03.05.2024

В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России.

Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.

Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Под системой налогообложения страны понимают (рис. 13-1):

  1. перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;
  2. методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;
  3. методы организации сбора и использования налогов;
  4. круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.

Структура налоговой системы страны

Рис. 13-1. Структура налоговой системы страны

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть:

  1. нейтральной;
  2. справедливой и
  3. эффективной как источник получения доходов государства.

Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось, но каждое государство стремится к нейтральности налогообложения, сокращая, например, до минимума всякого рода льготы по уплате одного и того же налога для разных плательщиков.

Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.

Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год. Величина этого налога пока соизмерима с почтовым уведомлением о его уплате.

Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы:

  1. что облагать налогами (какова основа налогообложения);
  2. какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения).

Основы налогообложения. Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.

Например, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.

Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.

Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.

Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Использование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономической политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития. Именно так, например, укрепил бюджет России на пороге XX в. выдающийся государственный деятель премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте.

Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов), а их использование регулируется специальными законами (в России это Налоговый кодекс). При этом некоторые из налогов являются целевыми, т. е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

В России целевыми являются, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй (его еще называют дорожным налогом) собирают для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.

Например, государство берет с россиян пошлину за:

  • оформление свидетельств о браке и рождении детей;
  • выполнение процедуры расторжения брака;
  • подтверждение права на получение наследства;
  • принятие жалобы к рассмотрению в суде;
  • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке.

В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.

Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами: за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами; налог на прибыль организаций; налоги, служащие источником образования дорожных фондов: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств; государственную пошлину; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на игорный бизнес; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; налог на добычу полезных ископаемых.

Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги-страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом чрезвычайно спорным всегда является вопрос о том, какова должна быть количественная величина этой ставки: должна ли она быть единой либо меняться по какой-то схеме.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:

  • прогрессивную;
  • пропорциональную;
  • регрессивную.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на-логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов.

Перечисленное выше разнообразие способов налогообложения не случайно. Оно порождено необходимостью создания в каждой стране такой системы сбора налогов, которая воспринималась бы обществом как более или менее справедливая. Существуют два подхода к обеспечению налоговой справедливости — горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость.

Горизонтальная справедливость (рис. 13-2) предполагает равное налогообложение равных доходов. Напротив, вертикальная справедливость (рис. 13-3) — это система налогообложения, при которой применяются различные налоговые ставки в зависимости от уровней дохода.

Горизонтальная налоговая справедливость (каждый из граждан отдает в качестве налога 1/3 своих доходов)

Рис. 13-2. Горизонтальная налоговая справедливость (каждый из граждан отдает в качестве налога 1/3 своих доходов)

Вертикальная налоговая справедливость (доля доходов, отдаваемая в качестве налогов, увеличивается по мере роста исходной суммы доходов)

Рис. 13-3. Вертикальная налоговая справедливость (доля доходов, отдаваемая в качестве налогов, увеличивается по мере роста исходной суммы доходов)

Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. В связи с этим они часто используются в рамках комплекса налогов, так как практически все страны мира собирают доходы с помощью не одного, а многих различных налогов.

Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.

Масштаб налоговых изъятий. Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере Огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения.

С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.

С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

В итоге система налогов всегда формируется как компромисс между интересами различных групп общества, а также между интересами страны в целом и ее отдельных регионов. Именно поэтому не существует однозначных правил построения налоговых систем, хотя экономической науке известно немало проверенных вековой практикой принципов на/логовой политики. Но каждая страна использует эти принципы по-своему в зависимости от стоящих перед нею задач.

В России нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменять налоги и способы их сбора.

Возможности дальнейшего введения новых налогов практически исчерпаны — можно добиваться лишь более полного сбора налогов, ранее утвержденных законодательной властью. Поэтому задача российского правительства на ближайшее десятилетие не изобретение новых налогов, а совершенствование механизма взимания уже действующих и общее улучшение механизма налогообложения в соответствии с рекомендациями финансовой науки.

Теперь надо выяснить, что происходит с налоговыми сборами, как они трансформируются в расходы государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет.


Источник налога —доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций). [c.90]

Источником налогов, как правило, выступает новая стоимость — национальный доход, создаваемый в сфере материального производства он включает стоимость необходимого продукта и стоимость прибавочного продукта, или прибавочную стоимость. В отдельных случаях налоги являются формой перераспределения национального богатства. [c.80]

Источники налогов и ставки определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и постановлениями Правительства, а порядок определения налогооблагаемой базы до настоящего времени определялся инструкциями и методическими указаниями МНС РФ. [c.81]


Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а как правило, почти никогда. [c.86]

Рекомендации по реализации принципа равномерности обложения отражали состояние финансовой науки. Физиократическая школа ответила на вопрос с чего брать налоги - с валового или чистого дохода, отдав предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который позволил бы эффективно уловить чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку все налоги платятся из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, падающим на этот единственный источник, - налогом на чистый доход граждан. [c.99]

Напомним, что источником налогов является тот материальный фонд, из которого выплачивается налог. [c.167]

Определите понятия налогооблагаемая база , объект налогообложения , источник налогов , сокрытая и заниженная прибыль , налоговое производство . [c.208]

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога, т.е. от резерва, используемого для уплаты налога. [c.94]

Если можно бесконечно долго экспериментировать с объектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен в экономическом [c.94]


На макроэкономическом уровне совокупность различных форм доходов населения образует национальный доход, который и является источником налогов. [c.95]

Таким образом, законодательную форму установления налоговых обязательств можно рассматривать как своего рода компромисс публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога. Нарушение равновесия одинаково пагубно и для налогоплательщиков и для бюджета. Для налогоплательщиков потому, что ведет к произвольному лишению их части собственности, для бюджета потому, что чревато нестабильностью бюджетных поступлений, пагубно сказывается на выполнении государством его социальных функций. Так, в Постановлении от 1 апреля 1997 г. № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что средства, полученные в результате взимания сбора, введенного правительством с превышением полномочий, не предусмотрены доходной частью бюджета, что ставит под сомнение правомерность их расходования правительством (абз. 8 п. 2). Незаконно собранные средства по общему правилу должны быть возвращены плательщикам. В результате этого остаются нереализованными какие-то запланированные программы. Законодательная форма установления налога в этом смысле выступает гарантией формирования доходной части бюджета в соответствии с намеченными показателями. [c.207]

Если источником выплаты дивидендов являются российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, то сумма налога исчисляется отдельно по каждой выплате дивидендов по ставке 30%. Затем распределяется сумма уплаченного этими источниками налога на доход организаций, относящегося к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Полученная сумма налога принимается к зачету в исчисленную сумму налога на доходы физического лица по ставке, не превышающей 30%. В этом случае дивиденды, как правило, не будут облагаться налогом на доходы физических лиц, так как ставка налога на прибыль организаций составляет 35%, а налог на доходы физи- [c.422]

Государственный бюджет финансируется за счет множества источников (налоги, сборы, поступления от государственной собственности), в то время как частное лицо или предприятие имеют один или два источника доходов (заработная плата, дивиденды или прибыль). Кроме того, в исключительных случаях государство может прибегать к заимствованию денежных средств для финансирования своего бюджета, как и частное лицо или предприятие. Однако здесь различие заключается в уровне значимости размера долга. [c.401]

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества. [c.184]

Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты). [c.119]

А определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется) [c.157]

Основные элементы любого налога субъект налога (или налогоплательщик), на которого законом возлагается обязанность уплачивать этот налог объект налога — доход (в т. ч. и оборот) или имущество, исходя из которого рассчитывается сумма налога (заработная плата, объём реализации, стоимость имущества предприятия, земля, объём добытых полезных ископаемых и т.д.) источник налога — доход (вид дохода), за счёт которого производится уплата конкретного налога ставка налога — величина налога, приходящегося на единицу обложения (напр., на 1 руб. заработной платы, на единицу земельной площади, на 1 руб. стоимости имущества). [c.176]

Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают. [c.225]

Регулирующие доходные источники (налоги) 49 [c.422]

Важнейшими элементами Н. являются субъект Н., носитель Н., объект Н., источник Н., единица обложения и налоговая ставка. Субъект Н. — это физич. или юридич. лицо, непосредственно облагаемое данным Н. В капи-талистич. странах субъект Н. в результате переложения Н. на трудящихся не всегда является конечным плательщиком. Конечный или фактич. плательщик называется носителем Н. Для понимания классовой сущности Н. важно выяснить источник Н., т. е. получаемые налогоплательщиком совокупный доход или отдельные виды доходов. У рабочих и др. трудящихся источником налога служит трудовой доход (заработная плата), у капиталистов — прибавочная стоимость (прибыль, рента и т. п.), у мелких производителей — доходы от с. х-ва и ремесла. Под объектом Н. понимается предмет или доход, к-рый служит основанием для обложения (заработная плата, предпринимательская прибыль, гонорар, земля, строения, ценные бумаги, предметы потребления). Часть дохода (или имущества), принимаемая за основу при исчислении Н., называется единицей обложения (1 долл. дохода, 1 га земли и т. д.), а размер Н. на единицу обложения— налоговой ставкой, к-рая может определяться в процентах к облагаемому доходу или имуществу либо в твердой сумме. [c.76]

При определении политики выплаты дивидендов ме] [ другие факторы, например юридические ограничения, ш части, доступность и цену других источников, налоги > При осуществлении плана выкупа акций фирма приобретает [c.480]

Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и добровольные взносы. Вторая — делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы). [c.114]

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Среди этих принципов следует выделить а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы -ст. 57 Конституции) б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции, ст. 1 Закона) в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции) г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения - ст. 6 Закона) д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени - ст. 22 Закона) е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона) ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог [c.198]

В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик (субъект налога), а также следующие обязательные эелементы налогообложения объект и источник налога единица налогообложения налоговая ставка (норма налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад. [c.297]

Налоги как часть ВВП выполняют роль индикатора экономического развития, определяют степень фискальной направленности экономических преобразований и производительного использования ресурсов. К тому же созданный за определенный период ВВП является источником налогов и сборов. Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях. Сейчас в качестве экономических показателей в России рассчитываются следующие основные [c.434]

Если можно бесконечно долго экспериментировать с ббъектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен в экономическом смысле существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал налогоплательщика. [c.199]

Withholding tax (налог у источника). Налог, вычитаемый у источника, которым могут быть проценты, дивиденды и т. д., который трудно скрыть от налогового инспектора. Обычно инвесторы его ненавидят. [c.463]

Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.

Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения.

Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения).

Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения

Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения.

Принципы налоговой системы:

· Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги

· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства

· Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства

· Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта

Основная задача налога – формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач.

Признаки налога:

2. Индивидуальная безвозмездность платежа

3. денежная форма

4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства)

Налоги выполняют в экономике следующие функции:

1. Фискальную

2. Регулирующую

3. Стимулирующую, дестимулирующая

4. Распределительную (перераспределительную)

Функции налогов

Их содержание

Налоги фактически перераспределяют через госбюджет: финансовые средства от налогоплательщикам —– к нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным и т.д.)

Фискальная (касающаяся интересов казны)

Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, на оборону и другие структуры, которые не имеют собственных источников доходов.

Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют, экономические процессы (деловую активность, переливание капиталов и т.д.)

С помощью налогов гос-во поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны. Стимулирующая функции заключается в том, что гос-во посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая функция реализуется через систему различных льгот, предусмотренных для определённой категории налогоплательщиков. Льготы могут предоставляться путём изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Т.о., гос-во обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Проявляется в том, что гос-во, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжёлое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, гос-во заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходя игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Сущность этой функции заключается в том, что гос-во, взимая налоги с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким приме6ром реализации этой функции может служить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налога позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Т.о, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны

Налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, т.е. налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Государство по своему усмотрению формирует правила субъекта налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Классификацию налогов можно провести по различным основаниям

Специальные

Поступления от общих налогов идут в бюджет, а затем полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут быть потрачены на любые цели

Поступления от специальных налогов направляются в специальные бюджетные и внебюджетные фонды и могут быть потрачены только на определённые цели. Например, сборы от дорожного налога поступают в дорожные фонды, которые расходуются только на содержание и ремонт автомобильных дорог, их реконструкцию и строительство Другим примером специального налога могут быть налоги на воспроизводство минерально – сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков

Это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определённых видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

· Личный подоходный налог

· Налог на прибыль

· Налог на имущество

· Налог с владельцев транспортных средств и пр.

Плательщик – владелец собственности и получатель дохода. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентированы на неё.

Косвенный налог – это налог на потребление, уплата которого, в конечном итоге, производится налогоплательщиком за счёт конечного потребителя.

Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец. Однако, он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства гос-ву.

Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые, в конечном итоге, оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включается этот налог.

К косвенным налогам относятся:

· Налог на добавленную стоимость – НДС

· Налог с оборота

Наименование

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ и поступающие в бюджет РФ. Например,

· Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Налог на покупку валюты и др.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налоги поступают в казну соответствующего субъекта РФ. Например,

• Налог на имущество предприятий

• Плата за воду и др.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в казну соответствующего муниципального образования. Например,

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жило­го фонда и др.

В зависимости от того , каким образом соблюдаются или не соблюдаются принципы соответствия доходов и налогов, налоги различают как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

· 1 Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. . Такие налоги позволяют производству, предпринимателю расширять своё хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем самым, способствовать улучшению социальной обстановке стране, регионе, городе.

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается

· Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Принципы налогообложения, налоговая система должна быть (Адам Смит)

1. справедливой, т.е каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам;

2. понятной, т.е налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ и время налогового платежа

3. удобной, т.е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, а не для того, кто собирает налоги;

4. недорогой, т.е расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений.

Субъект налоговй системы – налогоплательщик, объект – налогообложение, налоговая база, единица налога, налоговая ставка и пр.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая ставка 13 %.

Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан. Сокрытие доходов от налогообложения мало чем отличается от кражи государственного имущества.

Специфическим обязательным налоговым платежом является налоговый сбор.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определённых прав или выдачу лицензий

Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

· Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Государственный бюджет

Важное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).

Государственная бюджетная система РФ включает Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета. Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета

Счетная палата РФ:

Осуществляет финансовый контроль в РФ подотчетна в своей деятельности Федеральному собранию

Бюджет проходит 5 стадий своего процесса:

· Составление проекта бюджета

· Рассмотрение его проекта ГД и Советом Федерации Федерального Собрания, Счётной палатой РФ

· Составление отчёта об исполнении бюджета

Структура ГБ

Платежи по государственному долгу: внутреннему и внешнему.

Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.)

Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и пр.)

Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики.

Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в производство, дотации государственным предприятиям, осуществление государственных программ и пр.)

Займы у международных организаций

Эмиссия (выпуска) бумажных и кредитных денег

Государственные займы – государство одалживает деньги у граждан и хозяйственных организаций своей страны через продажу облигаций государственного займа.

Доходная часть (статья дохода( – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества, т.е. источники поступления денежных средств

Расходная часть (статьи расхода) – показывает, на какие цели направляются денежные средства

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

Расходы равны доходам

ГБ является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета

Расходы больше¸ чем доходы

ГБ является дефицитным

Доходы больше, чем расходы

ГБ является профицитным

Источники покрытия бюджетного дефицита

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

Государственный долг – это сумма задолженности гос-ва по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним %

Внутренний государственный долг – задолженность гос-ва гражданам и хозяйственным организациям своей страны, выраженная в национальной валюте.

Внешний государственный долг =- задолженность гос-ва иностранным гражданам, фирмам, государствам, выраженная в иностранной валюте.

. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система.

Уровень бюджета

Составляют бюджет и отвечают за его исполнение

Утверждают бюджет

Органы исполнительной власти

Органы законодательной (представительной) власти

Бюджеты Субъектов РФ

Правительства (администрации) Субъектов РФ

Государственные собрания. Законодательные собрания, областные думы, парламенты и др.

Местные бюджеты (городские, районные, сельские)

Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др.

Выборные собрания, районные городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

Постановка финансовых целей

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.


Для правильного понимания финансовых документов, необходимо знать, что такое доход. Этим термином обозначают материальные ценности или денежные средства, полученные в результате деятельности в течение определенного времени физическим или юридическим лицом, государством. Источники формирования дохода: эксплуатация земельных участков, разведение сельскохозяйственных животных, сдача объектов в аренду, торговля, производство товаров или оказание услуг, рента, ссудный процент, заработная плата, пенсия, стипендия, пособия, авторские гонорары, инвестирование, роялти и прочее.

  1. УСН доходы
  2. Налог на доходы
  3. Доходы бюджета
  4. Книга доходов
  5. Учет доходов
  6. Декларация о доходах
  7. Виды доходов
  8. Сведения о доходах
  9. Доход на душу населения
  10. Доходы неналоговые
  11. Пассивный доход
  12. Чем отличается доход от прибыли?

УСН доходы

УСН доходы – это объекты, учитываемые в упрощенной системе налогообложения – особом порядке уплаты налогов, ориентированном на представителей малого и среднего бизнеса. В качестве объекта выбираются доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (по схеме «доходы минус расходы»). Учет доходов определяется ст. 346.15, 346.17 Налогового Кодекса РФ. УСН доходы - выручка от продажи товаров, работ, услуг и прав на имущество. Поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ, не включают в доходы. Кредиторская задолженность, списанная по истечении срока исковой давности, признается доходом.

Налог на доходы

Согласно законодательству РФ, налог на доходы (прибыль) взимается с физических и юридических лиц. Плательщики налогов на доходы - юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в финансовом году. Освобождаются от его уплаты плательщики единого и фиксированного налога. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) определяется как процент от совокупного дохода за вычетом документально подтверждённых расходов. Для различных категорий налогоплательщиков и разных видов доходов законодательством предусмотрены различные налоговые ставки. Размер платежа определяется путем умножения налоговой базы на ставку.

Доходы бюджета

Доходы бюджета — средства, получаемые за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, иностранных кредитов, внешнеэкономической деятельности, от продажи земли, от реализации государственных запасов, основного капитала и поступления из прочих источников. Используются для осуществления государственных функций (правовой, политической, организаторской, экономической, социальной, экологической, культурной, образовательной). Материальная основа доходов бюджета - национальный доход. Структура бюджетных доходов подвержена изменениям и определяется текущими экономическими условиями.

Книга доходов

Главный налоговый регистр для ИП - книга доходов. Порядок ее ведения определен Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения". Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета вносимых данных. В документе отражаются дата и содержание операции, сумма дохода и другие сведения.

Учет доходов

Учет доходов компаний ведется согласно приказу Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", приказу Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. и гл. 25 Налогового кодекса РФ. Для различных типов организаций и определенных видов доходов существуют особые порядки исчисления и учета доходов. Учет доходов ИП выполняют в книге доходов, а организации – на бухгалтерских счетах 90 и 91. За нарушение учета доходов законодательством предусмотрены штрафы. Правила учета хозяйственных операций определяются разделом II порядка учета доходов и расходов.

Декларация о доходах

Согласно Закону РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц», граждане страны должны ежегодно подавать в налоговые органы по месту жительства декларацию о доходах. Это письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. От подачи декларации о доходах освобождаются:

  • граждане, получающие в течение отчетного периода доход по основному месту работы;
  • лица без постоянного местожительства в РФ;
  • физические лица, общий доход которых не превышает суммы, облагаемой налогом по минимальной ставке.

Виды доходов

Компании, предприниматели, физические лица получают разные типы доходов из разных источников. Для этих типов различаются порядок налогообложения и ставки налогов, поэтому необходимо знать основные виды доходов:

  • от природных ресурсов — рента (земельная, горная, плата за воду);
  • от трудовых ресурсов — заработная плата;
  • от капитала — процент и прибыль;
  • от предпринимательских способностей — предпринимательский доход;
  • от знаний — доход от интеллектуальной собственности.

2. Нефакторные – все остальные, не связанные с процессом производства, например субсидии, спонсорская помощь.

Сведения о доходах

В соответствии с ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», граждане, работающие на государственной службе, подают сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах по утвержденной форме справки. Эта информация считается конфиденциальной. Порядок ее предоставления утвержден приказом Росфинмониторинга от 21.11.2013 № 326.

Доход на душу населения

Доходы неналоговые

Кроме поступлений от системы налогообложения физических и юридических лиц, государство получает доходы неналоговые. К ним относят поступления в виде платы за пользование государственным имуществом или за оказанные государством услуги (плата за пользование государственными фондами, за разработку и добычу полезных ископаемых, от реализации принадлежащего государству имущества, различные сборы за государственную поверку мер и измерительных приборов, за регистрацию товарных знаков), а также доходы от госпредприятий, выпуска госзаймов, от денежной эмиссии и другие типы доходов.

Пассивный доход

Пассивный доход получают из источников, не связанных с ежедневной деятельностью (работой, предпринимательством). Он облагается налогом по ставкам, отличающимся от ставок налогообложения других видов дохода. Обычно налоги с таких доходов уплачиваются один раз в год. Основные источники пассивного дохода:

  • сдача имущества в аренду (зданий, транспортных средств, оборудования);
  • авторское право (публикация литературных произведений, право на показ фильмов, транслирование музыки, использование патентов и изобретений);
  • депозиты в банках;
  • ценные бумаги (акции, облигации).

Чем отличается доход от прибыли?

Для правильного понимания экономики, важно знать, чем отличается доход от прибыли. Доход – это поступления средств за определенный период времени. Прибыль – это доход за вычетом расходов на его получение (например, на изготовление и реализацию товара, амортизацию средств производства, коммунальные услуги и прочее). Существует и такое понятие, как чистая прибыль. Для ее расчета нужно из прибыли вычесть еще налоги и обязательные выплаты. Прибыль отражает финансовый результат деятельности. Для предприятий – это важный показатель успешности бизнеса. Прибыль всегда меньше дохода.

Благодаря открытым границам и возможности взаимодействовать на международном уровне, компании переросли национальный уровень.

Понятие доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ

Экономистами даже придуман специальный термин для российских компаний, ведущих свою деятельность за пределами страны – транснациональные корпорации.

В этой связи, возможно значительное количество коллизий, которые способны повлечь ряд неопределенностей в сфере их налогообложения. Именно поэтому законодательство РФ делит источники формирования дохода на полученные в рамках ее территории и за ее пределами.

Базовые нормы содержатся в ст. 42 НК. Однако основные правила устанавливаются на специальном уровне (платежи в бюджет по НДФЛ и налогу на прибыль). Такие правила федерального законодательства должны действовать с учетом заключенных 2-сторонних соглашений о предотвращении двойного налогообложения с другими странами.

Целью разделения является установление простых правил, согласно которым применяются налоговые льготы и освобождения.

Также обеспечивается экономия ресурсов компаний в ходе формирования финансовых отчетов для акционеров и инвесторов. Они не сильно отличаются от требований государственного регулирования, согласно которому рассчитываются и вносятся в бюджет налоговые платежи.

Что относится к доходам от источников в РФ

Перечень этих случаев определяется только в главе, устанавливающей платежи в государственный бюджет по НДФЛ. Они определены в ч. 1 ст. 208 НК:

  • дивиденды и проценты, выплачиваемые российскими компаниями. Кроме того, объектом налогообложения по платежам в бюджет являются проценты, полученные от ИП. Также в эту группу включены проценты от организаций, которые хотя и относятся к иностранным, но уплачиваются в связи с деятельностью российского подразделения;
  • выплаты, связанные со страхованием. При этом, источником таковых являются российские компании, либо иностранные, выполняющие обязательства через российские подразделения;
  • любые выгоды, предусмотренные нормами федерального законодательства, регулирующего авторские и смежные права. При этом, важен источник их формирования на территории России;
  • любые выгоды, которые связаны с передачей имущества, расположенного на российской территории, по арендному или иному соглашению. Примером последнего может быть договор найма жилья;
  • выгода, связанная с реализацией ряда объектов гражданских прав на территории России. Их перечень открыт;
  • вознаграждения, полученные за выполнение трудовых обязанностей или действий по другим договорам на территории России. При этом, к ним приравниваются авиационные и водные суда, находящиеся хотя и за пределами страны, но осуществляющие использование государственного флага РФ. К этим же случаям относятся ситуации, когда нерезиденты получают вознаграждение за работу в советах директоров российских компаний;
  • различные выплаты из государственного (федерального, регионального) или местного бюджета (пенсионное обеспечение, стипендия и прочие). К ним же относятся и частные источники. К последним относят иностранные организации, совершающие платежи через свое российское представительство;
  • выплаты, связанные с фрахтованием транспорта, осуществляющего перевозки как внутри страны, так и в случаях международных рейсов, если маршрут таковых включает территорию РФ. В них включаются полученные неустойки, штрафы и пени;
  • полученные в порядке наследования средства, уплачивавшийся в бюджет ПФР или в НПФ в качестве накопительной части пенсии.

Этот перечень носит открытый характер и включает лишь основные случаи, поэтому в число доходов, которые учитывают налоговые правила могут включаться и иные выгоды, получаемые в России.

Что относится к доходам от источников за пределами России

Такие выгоды перечислены в ч. 3 ст. 208 НК. К ним относятся следующие случаи:

  • дивиденды, а также проценты, источником которых выступает иностранная компания, действующая через штаб-квартиру или другое иностранное подразделение;
  • выплаты по страховым соглашениям, заключенным с зарубежным подразделением иностранной компании;
  • все зарубежные платежи, связанные с реализацией резидентами своих авторских, а также смежных прав;
  • арендные платежи в связи с переданным в пользование зарубежным имуществом;
  • выгоды, возникающие в результате отчуждения зарубежной собственности, а также передача прав требования к иностранной компании, не связанных с деятельностью ее российского подразделения;
  • плата по трудовым и гражданско-правовым договорам, если деятельность осуществлялась за пределами России. К этим же случаям относится вознаграждение членам коллегиальных органов управления иностранных компаний, даже если соответствующие функции исполнялись на российской территории;
  • социальные выплаты из бюджета иностранных государств;
  • выгоды, связанные с использованием транспорта, маршруты которого проходят вне границ РФ;
  • прибыли от контролируемой иностранной организации.

Этот список также носит открытый характер и может дополняться другими случаями получения выгод от зарубежных источников.

Виды налогоплательщиков для целей обложения налогом на прибыль

В отличие от НДФЛ, налоговые правила, устанавливающие территориальные принципы, при обложении прибыли предусматривают не разделение источников, а дифференцированный подход к налогоплательщикам.

1. Плательщики – российские организации.

Таковыми признаются компании, созданные и зарегистрированные в соответствии с нормами федерального законодательства в гражданской сфере. Их отличительной особенностью являются свидетельства о госрегистрации, полученные в России. Эти документы выдают уполномоченные налоговые инспекции.

Также отличают консолидированные группы налогоплательщиков, среди которых выделяется ответственное лицо.

2. Плательщики – иностранные компании.

По общему правилу, к числу нероссийских компаний, имеющих обязанность по исчислению и внесению в пользу государственного бюджета платежей по налогу на прибыль, относятся организации, имеющие постоянные представительства в РФ. Другим основанием выступает получение ими доходов от имущества, расположенного на российской территории.

Специальное правило касается ФИФА. Согласно нему, эта организация не признается налогоплательщиком. Такая норма обусловлена проведением чемпионата мира по футболу.

3. Иностранные компании, которые приравниваются к российским.

Приравнивание таких компаний к российским происходит на основании ст. 246.2 НК. Речь идет о налоговых резидентах. К таковым относят случаи, когда это предусматривается двусторонним государственным соглашением о двойном налогообложении. Кроме того, речь идет об организациях, управление которыми производится из России.

Лица, относящие доходы налогоплательщика к полученным от источников в РФ или за ее пределами

Возможны ситуации, когда сложно однозначно отнести полученные доходы к тому или иному виду. Ч. 2 ст. 42 НК предусматривает способ разрешения таких коллизий. Согласно действующим правилам, отнесение происходит на основании актов федерального государственного органа, обладающего надзорными и контрольными функциями в налоговой сфере.

К таковым относят следующие структуры:

1. Минфин России. Поскольку этот орган ответственен за формирование основ налоговой политики, он может издавать акты, разъясняющие те или иные положения действующего закона;

2. ФНС. Ей принадлежит такое право в связи с тем, что эта структура контролирует полученные бюджетом платежи;

3. Суды. Поскольку разъяснения и индивидуальные акты, принятые указанными выше органами можно обжаловать, то Конституционный суд или арбитражные суды могут принимать решения, влияющие на статус тех или иных доходов.

Определение долей, которые относят к доходам от источников в РФ и за ее пределами

По общему правилу, соответствующие доли определяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случаях, когда это сложно определить, компания может подать соответствующий запрос в Минфин или ФНС и действовать на основании полученного ответа.

Другой ситуацией выступают указания, полученные в ходе налогового контроля.

Налоговая инспекция может самостоятельно отнести выгоды к той или иной категории, в частности, путем формирования требования о доплате в бюджет.

Налогоплательщикам предоставлено право обжаловать действия госорганов в судах. Решения последних, вступившие в силу, станут обязательными для выполнения.

Читайте также: