Исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов

Опубликовано: 28.04.2024

3.4 Налоговое обязательство и его исполнение

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога(сбора) досрочно.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации под расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) по результатам налоговой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика . Взыскание налога с налогоплательщика-организации проводится по решению налогового органа, который направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Решение о взыскании налога за счет денежных средств должно быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.

Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, недействительно. Тогда взыскание задолженности с налогоплательщика возможно только в судебном порядке.

В инкассовом поручении должны быть указаны:

  • расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание;
  • сумма, подлежащая списанию.

Взыскание налога возможно как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание налога происходит с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассовое поручение на продажу валюты.

При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств). Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика-организации означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может быть принято в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не вправе открывать другие расчетные счета налогоплательщику, если имеет решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.

Процедура взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика показана на схеме.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информации

О его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в судебном порядке.

Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа и заверено гербовой печатью. Исполнительные действия выполняются судебным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему такого постановления.

Взыскание налога за счет имущества должно проводиться последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
  • готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не Участвующих в производственном процессе;
  • сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основных средств.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что имущество, с помощью которого будет погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Арест имущества — ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества, проводится только с санкции прокурора и может быть полным или частичным.

Полный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом (продавать, сдавать в аренду), а владеть и пользоваться может, но с разрешения налогового органа.

Частичный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.

Аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо для погашения задолженности по налогам, а также все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносит в форме постановления руководитель налогового органа.

Аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога. Арест осуществляется только в том случае, когда принято решение о взыскании налога за счет имущества. Арест возможен только в отношении имущества юридического лица.

Арест имущества проводится с участием понятых. При аресте имущества может присутствовать сам налогоплательщик либо его представитель.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъявить:

  • санкцию прокурора;
  • документы, удостоверяющие их полномочия;
  • постановление о наложении ареста.

При аресте имущества составляется соответствующий протокол, в котором указываются:

  • имущество, подлежащее аресту;
  • его описание;
  • его количество;
  • стоимость (по возможности).

Руководитель налогового органа определяет место, где должно храниться арестованное имущество.

Решение об аресте имущества отменяет руководитель налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога.

Когда требуется данный вид экспертизы?

Исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов проводится в случаях, когда необходимо определить правильность исчисления налогов и сборов и их перечисления налогоплательщиком в бюджет. Также при экспертизе выявляется соответствие действий налоговых органов установленным нормативным актам и правилам в части исчисления налогов и сборов, подлежащих исчислению и перечислению в бюджет.

Цели и задачи исследования

Экспертиза исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов проводится для определения сумм задолженности налогоплательщика, или отмены введенных в отношении него санкций

Объект и предмет экспертизы

Объектами исследования выступают:

договоры, соглашения, акты, счета, счета-фактуры, кассовые и товарные чеки, накладные, платежные поручения и иная первичная учетная документация;
платежные документы, на основании которых можно выявить движение финансов компании-налогоплательщика в наличной и безналичной форме;
бухгалтерские балансы, регистры бухучета по синтетическому и аналитическому учетам, а также приложения к ним;
справки, выписки и иные документы, подтверждающие операции по счетам налогоплательщика в кредитных организациях;
налоговая отчетность: декларации, расчеты и проч.;
иные документы, касающиеся налогового исчисления и перечисления.

Предметами экспертизы являются:

правильность выполнения налогового расчета касаемо конкретного объекта налогообложения;
нарушения, допущенные в процессе расчета налогов и сборов;
влияние ошибок и фальсификаций данных на определение налогооблагаемой базы и суммы сборов за конкретный период времени;
наличие попыток налогоплательщика скрыть некоторые объекты налогообложения;
стоимость неучтенных объектов налогообложения;
требуемые суммы уплаты налога с сокрытых объектов;
правильность отражения прибыли и убытков компании-налогоплательщика в документах бухучета и финансовой отчетности.

Этапы проведения исследования

Вы оставляете заявку на услугу, заполнив форму на сайте или позвонив нашим специалистам по указанному в контактной строке телефону.
Наши специалисты проводят подробную консультацию, во время которой предварительно определяют сроки, стоимость и другие важные детали сотрудничества, а также запрашивают документы, необходимые для проведения исследования.
Вы ознакамливаетесь с условиями сотрудничества. Подписываете договор и вносите оплату.
Специалисты Экспертного учреждения «АбсидА» приступают к изучению всех обстоятельств и выявлению нарушений как со стороны налогоплательщика, так и налоговой службы.
По итогам исследования вы получаете официальный документ, имеющий юридическую силу.

Почему выбирают нас?

Сотрудники Экспертного учреждения «АбсидА» имеют необходимые знания, опыт и квалификацию. Это позволяет им оказывать качественные услуги по анализу документов и выявлению нарушений в области налогообложения и бухгалтерского учета.

При заключении договора с Экспертным учреждением «АбсидА» вы обязательно согласуете стоимость и объем работы. Благодаря такому подходу вы можете убедиться, что оплачиваете только те меры, которые действительно необходимы для решения вашей проблемы.

Мы стараемся, чтобы наши клиенты получали услуги по доступной стоимости и тратили меньше времени на ожидание окончания исследования. Цены и сроки проведения экспертизы нашей организацией устанавливаются с учетом Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.02.2019 № 34/1-1. Также при обращении к нам вы получаете бесплатный анализ документов в течение 2–3 дней.

Консультацию может получить как юридическое, так и физическое лицо. Вы можете связаться с нашими специалистами одним из следующих способов: по телефону, письменно через электронную почту или форму обратной связи на нашем сайте, через мессенджеры — WhatsApp, Viber, с помощью Skype, или согласуйте личную встречу. Мы работаем без перерывов и выходных дней.

Чтобы заказать исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов:

  • позвоните по телефону +7 (495) 142-16-04;
  • отправьте письмо на электронную почту info@expertabsida.ru;
  • оставьте заявку на нашем сайте с помощью формы обратной связи.

При необходимости возможен выезд специалиста для ознакомления с материалами исследования, а также в целях присутствия специалиста на заседаниях в суде, посещение органов следствия и других государственных инстанций по их требованию.

В случае неисполнения обязанности налоги и сборы взимаются налоговыми органами в принудительном порядке.

Правовые аспекты субинститута исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

В соответствии с предписаниями налогового законодательства плательщик налогов должен оплачивать установленные НК РФ налоги и сборы самостоятельно и в определенный срок. Взыскание невыплаченных средств производится при определенных условиях и в порядке, предусмотренном специальными нормативно-правовыми актами.

В случае отсутствия у налогоплательщика, не исполнившего обязанность по уплате налога вовремя, достаточных средств для погашения задолженности, взыскание осуществляется за счет движимого и недвижимого имущества нарушителя.

Окончательное решение по поводу способа взыскания и порядка осуществления данного налогового действия принимает руководитель налогового органа, который является должностным лицом, наделенным необходимыми полномочиями для устранения последствий нарушения подобного рода.

Основополагающие принципы субинститута исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, а также взыскание налоговой задолженности осуществляется в соответствии с общеправовыми, отраслевыми и межотраслевыми принципами права.

1. Принцип взаимной ответственности государства в лице налогового органа и налогоплательщика

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться налогоплательщиком в полной мере и в установленный период, в свою очередь сотрудники налоговой и таможенной службы обязаны осуществлять свою деятельность только в пределах своих полномочий и в соответствии с законом. В случае отклонения от установленной нормы сотрудники налоговой службы или налогоплательщик, не исполнивший обязанность, привлекаются к юридической ответственности. Согласно данному принципу основной гарантией защиты лица (налогоплательщика) от произвола и злоупотреблений со стороны должностных лиц является закон, в соответствии с предписаниями которого пострадавший от правонарушения гражданин или организация имеют право на обжалование неправомерных действий сотрудников налоговых органов через суд.

2. Принцип законности и верховенства права

В соответствии с принципом законности исполнение обязанности по уплате налогов и взыскание налоговой и таможенной задолженности производится в порядке, установленном НК РФ, а также специальными налоговыми актами.

Принцип верховенства права подразумевает иерархичность правовых источников. Преимущественное положение по отношению к другим источникам права занимают международные нормативно-правовые акты. Что касается внутригосударственной иерархии, то здесь главенствует основной закон РФ – ее Конституция.

3. Принцип обеспечения свободного доступа к информации относительно порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Каждый плательщик налогов и сборов вправе иметь неограниченный доступ к информации о налоговых и таможенных платежах, порядке их исчисления и уплаты, поэтому государство (в данном случае в лице должностных лиц налоговых органов) обязано обеспечить такой доступ путем опубликования издаваемых правовых актов. Данный принцип гарантирует невозможность привлечения лица к ответственности за неисполнение неопубликованного закона или подзаконного акта.

Однако не следует путать случаи, когда нормативно–правовой акт, за несоблюдение которого лицо привлекается к ответственности, не опубликован с теми случаями, когда нарушитель просто не знал о существовании данного акта правотворчества. При таких обстоятельствах незнание закона от ответственности не освобождает.

4. Отраслевые принципы субинститута исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

В обязанности налогоплательщика входит исчисление налоговых сумм и их перечисление в бюджет РФ. Данная деятельность осуществляется в соответствии со следующими отраслевыми принципами:

  • обязательный характер уплаты налога;
  • реальный характер и действительность проведения налогового платежа, то есть оплаченные средства должны поступить на соответствующий бюджетный счет и у налогоплательщика есть документы, подтверждающие оплату;
  • надлежащее исполнение обязательства, то есть в соответствии с предусмотренными законодательством правилами и в установленном порядке. Следует отметить, что законодательством допускается произведение платежа только в денежной форме, а именно в валюте РФ. Однако есть ряд случаев, когда исполнение обязанности возможно за счет продукции, к примеру, при налогообложении добычи полезных ископаемых;
  • исполнение обязательства под контролем соответствующего налогового органа.

5. Принцип самостоятельности исполнения налогоплательщиком обязанности

Налогоплательщик должен производить оплату самостоятельно, в некоторых случаях допускается проведение платежа уполномоченными лицами или налоговым агентом.

Исполнение обязанности через представителя считается выполненным надлежащим образом.

Согласно основному закону РФ никто не может быть безосновательно лишен права собственности, поэтому в случае неуплаты налога или уплаты его не в полной мере, взыскание производится не иначе как на основании судебного решения.

Под самостоятельностью подразумевается перечисление собственных средств налогоплательщика и от его имени, при этом форма перечисления денежных сумм не имеет значения, это может быть, как наличный расчет, так и безналичный

Перечень случаев, когда обязанность по уплате налогов и сборов признается исполненной надлежащим образом

Обязательство перед налоговым или таможенным органом по уплате налогов и сборов считается исполненным, если имеют место такие обстоятельства:

  • налогоплательщик предъявил в финансовое учреждение соответствующее поручение на перечисление денежных средств в бюджет РФ, при условии, что перечисленной суммы достаточно для оплаты обязательного платежа;
  • на лицевом счете налогоплательщика (организации) отображена информация о проведении соответствующего платежа;
  • налогоплательщиком (физическим лицом) внесена необходимая для оплаты налога сумма в кассу местного органа администрации, в банковское учреждение или в организацию почтовой связи для дальнейшего перечисления средств в бюджет РФ или в казначейство;
  • в случае зачета налоговым или таможенным органом излишне заплаченных или взысканных ранее средств в счет оплаты текущего платежа;
  • сумма налога удержана налоговым агентом, в случаях, когда обязательство по оплате налогов и сборов возложено на налогового агента;
  • Плательщиком налога произведена оплата декларационного платежа.

Категория лиц, наделенных необходимыми полномочиями для исполнения обязательства вместо налогоплательщика

Помимо налогового агента, полномочиями для добровольного исполнения обязанности вместо налогоплательщика наделены:

  • представитель плательщика, полномочия которого заверены надлежащим образом;
  • законные правопреемники юр. лиц (организаций, предприятий), которые прошли реорганизационную процедуру;
  • лицо, наделенное соответствующими полномочиями для управления имуществом налогоплательщика, признанного безвестно отсутствующим. Погашение налоговой задолженности, включая штрафы и пеню, осуществляется за счет представляемого лица (безвестно отсутствующего);
  • законный представитель (опекун) недееспособного лица. Взыскание недоимки производится из собственных средств недееспособного налогоплательщика.

Условия и порядок взыскания таможенных и налоговых сборов

Принудительное взыскание налоговых и таможенных сборов производится в соответствии с законодательством и в несколько этапов:

1. Направление нарушителю предложения добровольно оплатить задолженность в установленный таможенным или налоговым органом срок;

2. В случае неисполнения обязанности добровольно, должностное лицо налогового или таможенного органа инициирует процедуру принудительного взыскания.

Взыскание недоимки с налогоплательщика, являющегося физическим лицом, осуществляется на основании решения суда, с юридического лица (организации) – в бесспорном порядке на основании решения о взыскании, принятого налоговым или таможенным органом в течение 2 месяцев с момента нарушения.

Если на счетах организации размещена достаточная для погашения долга сумма, взыскание производится за счет этих средств.

Если же данной суммы недостаточно для покрытия недоимки, допускается обращение взыскания на имущество налогоплательщика, которым он обладает на праве собственности.

Следует отметить, что взыскание денежных средств или имущества нарушителя (юридического лица) осуществляется на основании решения, принятого соответствующим органом налоговой или таможенной службы. Документ (решение о взыскании) направляется в финансовое учреждение, в котором есть открытые счета нарушителя, на его основании сотрудники банка обязаны произвести списание необходимых для оплаты долга средств и перечислить их в бюджет РФ.

Когда взыскание налога с юридического лица не производится в бесспорном порядке, исключения из общего правила

Согласно общему правилу взыскание задолженности с налогоплательщика, являющегося юр. лицом, производится в бесспорном порядке. Однако НК РФ установлено несколько исключений из правила:

1. Доначисление произведено вследствие юридической переквалификации заключенных с третьими лицами следок;

2. Причина доначисления – переквалификация правового статуса организации или изменение направления ее деятельности;

3. Решение о взыскании средств со счетов в бессрочном порядке принято с пропуском установленного законом срока (60 дней).

Когда обязанность по уплате налогов не может быть признана исполненной

Обязанность по уплате налога не может быть признанной исполненной надлежащим образом в таких случаях:

  • если плательщик налога или сбора отозвал проведенный платеж или если финансовое учреждение в силу различных причин не осуществило платежное поручение лица;
  • если местные административные органы или структурное подразделение федеральной почтовой организации вернули сумму платежа налогоплательщика (физического лица), принятую для перечисления на счет бюджета РФ;
  • если денежные средства возвращены налогоплательщику соответствующим органом казначейства РФ;
  • если при проведении платежа налогоплательщиком были указаны некорректные реквизиты для уплаты налога, в результате чего средства поступили на единый счет казначейства РФ;
  • в случае наличия у налогоплательщика иных задолженностей по уплате налогов и сборов, в результате чего принятые банком денежные средства в первую очередь идут на погашение недоимки, образовавшейся ранее, а остаток, если таковой имеется, направляется на исполнение текущей обязанности по уплате налога.

Исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов является одним из видов налоговой экспертизы. Неуплата налогов является весьма серьезным обвинением для любой компании, имеющим далеко идущие юридические последствия, а важнейшим (зачастую основополагающим) доказательством, представляемым стороной обвинения в суде, становится заключение эксперта, касающееся исполнения фирмой налоговых обязательств. Экспертиза, проведенная государственными органами, не всегда бывает предельно точной. Результаты грамотно произведенной независимой налоговой экспертизы могут стать достаточно весомым аргументом для стороны защиты в ходе судебного разбирательства.

Цели исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов

Данный вид независимой налоговой экспертизы преследует несколько целей:

  • Уточнение обязательств данной организации по исчислению налогов и сборов.
  • Анализ полноты, правильности и своевременности отчисления федеральных, региональных и местных налогов.
  • Выявление недоимок, штрафов и пеней, определение их величины.
  • Определение соответствия/несоответствия налогового режима виду предпринимательской деятельности.
  • Определение обоснованности взыскания налогов за счет имущества налогового агента (налогоплательщика).
  • Выявления фактов неправильного исчисления федеральных, региональных и местных налогов.
  • Выявление фактов неправильного отчисления налогов и/или ухода от них.
  • Анализирование ранее проведенных экспертиз с целью определения степени их обоснованности (как правовой, так и научной) и объективности.

Стоимость услуги

Стоимость исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов рассчитывается индивидуально в каждом случае и определяется обстоятельствами конкретного дела:

  • объемом работы;
  • количеством участвовавших специалистов;
  • оказанием дополнительных услуг (юридическое консультирование, сопровождение в ходе судебного разбирательства).

Получить исчерпывающую информацию по вопросам стоимости данной услуги вы можете получить у наших консультантов по телефону:

  • +7 (812) 920-82-28
  • +7 (911) 920-82-28

Почему стоит обратиться в Многопрофильный центр Судебных Экспертиз в Санкт-Петербурге

Многопрофильный центр занимает ведущее положение в сфере экспертных и юридических услуг:

  • Экспертные исследования проводят специалисты, имеющие соответствующие сертификаты.
  • Мы обладаем большим опытом проведения экспертиз в налоговой сфере, позволившим наладить эффективные механизмы работы.
  • Нашей целью всегда является наиболее объективный результат.
  • Точность наших экспертных исследований превосходит экспертизы, проводимые государственными органами.

Наряду с проведением экспертных исследований мы оказываем клиентам услуги по консультированию в данной сфере, юридическому сопровождению до суда, а также непосредственно в ходе судебного разбирательства. Обратиться к нам с целью получения консультации по вопросам налоговой экспертизы можно в любое время, включая выходные и дни государственных праздников.

Примеры вопросов к эксперту

1.Имеют ли место факты уклонения от уплаты налогов в деятельности данной организации?

2.Имеют ли место факты уклонения от выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды?

3.Какие способы уклонения применялись?

4.Имело ли место уклонение от постановки на налоговый учет?

5.Каков размер недоимок по налогам за исследуемый период?

Заключение экспертизы исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов ООО «МЦСЭ» – это официальный документ, который имеет доказательную силу и при необходимости может быть использован в судебном разбирательстве.

Звоните, и специалисты МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ответят на интересующий Вас вопрос: +7 (812) 920-82-28!

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: