Используя содержание пункта 3 параграфа 6 перечислите налоги и повинности населения

Опубликовано: 13.05.2024

1. Чем различается воздействие государства на экономику в условиях рынка и командной экономической системы?

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

2. Заполни таблицу, отражающую способы и цели государственного регулирования рыночной экономики (укажи не менее пяти).

Вмешательство государства в рыночную экономику: 1. прямые и косвенные налоги, 2. директивный запрет на экспорт и импорт, 3. лицензирование, 4. протекционизм, 5. решение социальных проблем и проблем окружающей среды.

Цели, которые стоят перед государством: 1. повышение уровня жизни, 2. борьба с инфляцией, 3. развитие мирных международных отношений, 4. уничтожение преступности и коррупции, 5. обогащение казны.

Вмешательство государства в рыночную экономику: 1. прямые и косвенные налоги, 2. директивный запрет на экспорт и импорт, 3. лицензирование, 4. протекционизм, 5. решение социальных проблем и проблем окружающей среды.

Цели, которые стоят перед государством: 1. повышение уровня жизни, 2. борьба с инфляцией, 3. развитие мирных международных отношений, 4. уничтожение преступности и коррупции, 5. обогащение казны.

3. Запиши определение понятия.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

4. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые примеры в следующем перечне с видами налогов (запиши номер примера).

1) Налог на добавленную стоимость (НДС); 2) налог на доходы физических лиц; 3) земельный налог; 4) налог с наследства; 5) акцизный налог на табачные Изделия; 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа; 8) налог с выигрыша в лотерею.


Укажи, чем различаются основные виды налогов.

Возьми цветные ручки или маркеры. Среди примеров прямых налогов (в перечне) разными цветами выдели налоги с доходов; налоги с имущества (собственности); налоги с видов деятельности.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.
Пример: 2) налог на доходы физических лиц; 3) земельный налог; 4) налог с наследства; 8) налог с выигрыша в лотерею.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.
Пример: 1) Налог на добавленную стоимость (НДС); 5) акцизный налог на табачные Изделия; 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа.
Налоги с доходов: 2) налог на доходы физических лиц.
Налоги с имущества: 3) земельный налог; 4) налог с наследства.
Налоги с видов деятельности: 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа.

5. Вспомни значение слов «объект» и «субъект». Укажи объект и субъект налога в следующих примерах:

Пример Объект налога Субъект налога
Подоходный налог Население Государство
Налог с автотранспортных средств Имущество (транспортное средство) Государство
Налог с прибыли фирм Доход фирмы Государство
Таможенная пошлина на импорт кофе Стоимость товара Таможенные органы


6. Прочитай текст и выполни задания.

Лидерство по числу самых невероятных налогов принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX—XX вв.! Подданные должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Всего в пользу государства тогда взималось около 1900 налогов!
В XVI в. в немецком городе Вюртемберг придумали налог на воробьёв. Считалось, что они мешают населению спокойно жить. От хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьёв, за что он получал 6 крейцеров. Если же задание не было выполнено, заплатить в казну требовали вдвое больше. Самые ленивые граждане даже покупали нужное количество дохлых воробьёв у подпольных торговцев.
Налог на тень взимается с граждан Венеции с 1993 г. Не повезло владельцам магазинов и кафе, от навесов и зонтиков которых тень падает на коммунальную землю.
Налог на собак существует во многих европейских странах. Но, например, в Швеции его размер зависит от роста пса, а в Норвегии — от длины. Поэтому шведы обычно заводят приземистых такс, а норвежцы — собачек «компактных» пород.

1) Озаглавь текст.

2) Выпиши из текста названия любых двух налогов. Предположи, какие цели преследовало государство при введении каждого из них.

В XVI в. в немецком городе Вюртемберг придумали налог на воробьёв. Считалось, что они мешают населению спокойно жить. От хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьёв, за что он получал 6 крейцеров. Если же задание не было выполнено, заплатить в казну требовали вдвое больше. Самые ленивые граждане даже покупали нужное количество дохлых воробьёв у подпольных торговцев.

Налог на тень взимается с граждан Венеции с 1993 г. Не повезло владельцам магазинов и кафе, от навесов и зонтиков которых тень падает на коммунальную землю.

3) На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение граждан.

Если бы появился налог на собак, содержать их было бы не выгодно. Мало того, что ты вкладываешь деньги в этих самых животных, но ты еще и платишь за то, что вкладываешь в них деньги. Люди сразу поймут, что это глупо и не нужно, и именно поэтому они просто на просто перестанут заводить собак. Появится много бездомных животных, что заставит обанкротится людей, которые зарабатывают на этих самых собаках. Именно поэтому налоги следует внедрять аккуратно, чтобы потом не сработал так называемый "эффект бабочки" и вся экономика не начала рушится.

7. Существуют прогрессивная, пропорциональная и регрессивная налоговые системы. В прогрессивной системе реализуется принцип «Чем выше доходы, тем больше налоги», в регрессивной — наоборот: «Чем выше доходы, тем ниже (в процентном соотношении) налоги», а пропорциональная система предполагает независимые от доходов ставки налогов, единые для всех граждан. Предположи, в какой экономической ситуации наиболее эффективна каждая из систем.

Прогрессивная налоговая система.

Когда на рынке существует переизбыток производства, предприниматели и фирмы получают огромные прибыли, поскольку уровни валютной инфляции и спроса находятся на экстремумах потребительской кривой. В таких случаях Правительство должно повышать налоги, чтобы не обеднело население.

Регрессивная налоговая система.

Вводится, когда заработная плата выплачивается в иностранной валюте или в натуральной форме. Так как ход курса родной валюты по отношению к иностранной ничем не регулируется, то и налоги приходится уменьшать, поскольку по закону иностранная валюта налогами не облагается.

Пропорциональная налоговая система

Действует исключительно в развивающихся странах с постиндустриальной промышленностью. Нет нужды изменять налоги в зависимости от дохода, т.к. доходы у всех одинаковые.

8. Что такое государственный бюджет? С какой целью он составляется?

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики.

9. Обратись к словарю, выясни значение понятий и запиши их.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова — это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников.

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Установи связь следующих понятий и представь её в виде математического выражения или схемы: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

\u0411\u0430\u0441\u043a\u0430\u043a\u0438 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432\u044b\u0436\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0432\u0441\u0435, \u0447\u0442\u043e \u043c\u043e\u0433\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0443\u0448\u0435\u043b \u043e\u0442 \u0434\u0430\u043d\u0438, \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0440\u0430\u0437 \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0412 1257-1259 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0447\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u0438\u043a\u0438 \u2013 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0438 \u2013 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0412\u0441\u0435 \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u044b \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0443\u044e \u0434\u0430\u043d\u044c. \u0414\u0430\u043d\u044c \u043d\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0437\u0430\u0432\u043e\u0435\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0434\u043b\u044f \u0443\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.\u00a0

\u0421\u0431\u043e\u0440 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0436\u0434\u0430\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0433\u0440\u0430\u0431\u0435\u0436\u043e\u043c, \u0442\u0435\u0445 \u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0430\u043b\u0438 \u0432 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0432.\u00a0

\u0414\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c \u0432\u043e\u0438\u043d\u043e\u0432 \u0432 \u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u043e-\u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u043e, \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u0445. ">]" data-test="answer-box-list">

Одной из самых тяжелых повинностей для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде – «ордынский выход» или ордынская дань.

Баскаки старались выжать из народа все, что могли. Чтобы никто не ушел от дани, несколько раз проводилась перепись населения. В 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения. Все жители были переписаны и обязаны были ежегодно платить большую дань. Дань не платило только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, тех кто не платил обращали в рабов.

Другой тяжелой повинностью была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах.

Одним из крупнейших источников доходов князей являлась дань — п іямой налог с тех владений, которые были им подвластны. Летописи отмечают, что как только князья захватывали ту или иную территорию, эта терри­тория тут же облагалась данью («и дани поча брати»), что было свидетельством ее зависимости от князя.

Первоначально киевские князья взимали дань с под­властных им племен восточного славянства в том разме­ре, в каком эти племена платили прежде хазарам. При этом некоторые племена платили дань деньгами (ради­мичи «щелягами»), а другие (поляне, северяне, вятичи) мехами, медом, воском. Единицей обложения был дым, т. e. дом, двор, отдельное хозяйство.

Дань собиралась путем обхода князем и его дружи­ной населенных мест, т.е. путем так называемого полю­дья. Под полюдьем первоначально понимался объезд кня­зьями подвластной им территории для выполнения ими правительственных, судебных и финансово-административ­ных функций. Позже полюдье стали связывать, прежде всего, со сбором дани. Полюдье на этом этапе представляло со­бой сбор, или, как тогда говорили, примучиванье дани в виде «товаров»: меда, воска и мехов и т.д. князьями или их дружинниками путем обхода некоторых славянских племен осенью и зимой. Следовательно, понятие «полю­дье» на том этапе обозначало даже не собственно налог, а именно способ взимания дани.

Как наши летописи, так и византийские источники («De administrando imperii») дают возможность устано­вить, как производился сбор дани до середины X в. (до финансово-административной реформы княгини Ольги). Дань взималась путем организации особых экспедиций со стороны киевского князя. Обратимся вновь к тексту византийского автора Константина Багрянородного: «Ког­да наступит месяц ноябрь князья их (рос, руссов) тотчас со всеми рос (руссами) выходят из Киева и отправляются в полюдье, а именно в славянские земли вервионов, другу- итов, кривичей, севериев и других славян, которые платят дань рос.

Ho с течением времени такой способ сбора дани был изменен. Это было связано с финансово-административ­ной реформой княгини Ольги, которая отменила объезд князем и его дружиной подвластного населения и уста­новила постоянные места для сбора дани на местах тор­говых стоянок, называвшихся погостами. Как можно по­лагать, одновременно она учредила там должность постоянных финансово-административных агентов кня­зя. Смысл этой реформы, вызванной, несомненно, восста­нием древлян, заключался в своего рода децентрализации сбора дани. C другой стороны, учреждая постоянно дей­ствующие органы, Ольга и ее окружение получили теперь возможность собирать дань по частям и, таким образом, получать полностью всю дань, что при полюдье вряд ли удавалось в достаточной степени. Реформа Ольги имела своим последствием общее увеличение объема дани и ус­ложнение ее состава, так как населению, кроме уплаты собственно дани князю, приходилось также содержать финансово-административных агентов, давать им корм, «поминки» и т. д.

Прежний способ сбора дани (полюдье) был отменен. После же отмены прежнего полюдья дополнительные по­боры с населения, прежде связанные с этим полюдьем, со­ставили новый особый сбор, который стал называться по- старому — «полюдьем». Термин «полюдье» на этом этапе стал обозначать вид прямого налога, включавший в себя те прямые сборы, которые взимались при прежнем полюдье. Так, по Уставной грамоте князя Ростислава Смоленского «на Копысе полюдья четыре гривны» (Владимирский-Бу­данов М. Ф. Хрестоматия. Вып. 1. С. 244) .

Появляется наряду с полюдьем и другой новый пря­мой налог, так называемый дар. Этот прямой налог обра­зовался из тех приношений, которыми население часто встречало князя и его окружение при полюдье. C течени­ем времени установился уже обычай делать эти приноше­ния, а затем возник прямой налог — дар.

После того, как «дар» из добровольных приношений превратился в прямой налог, князья, а возможно, и пред­ставители их администрации — все же получали допол­нительные приношения сверх дара. Эти приношения ста­ли называться почестьем и поминками. Вначале они были неопределенными и необязательными, а затем и почестье превратилось в прямой налог.

Co второй половины X в., когда внутренняя и вне­шняя торговля стала развиваться активнее, чем прежде, дань стала собираться деньгами. A с другой стороны, она собиралась теперь не с дыма, а с рала, т. e. плуга. Дворы, не занимавшиеся землепашеством, не могли платить от плуга, и у них были другие окладные единицы. Например, Уставная грамота Ростислава Смоленского говорит о та­ких элементах населения, которые данью «от плуга» не облагались, — это так называемые истужницы, платив­шие «что мога». Плательщики дани были исчислены по погостам, волостям, по тугам, сотням.

Первоначально, в IX-X вв. жители городов как цент­ров властвования руссов над славянами-общинниками не облагались данями и какими-нибудь другими прямы­ми налогами. Вероятно, они ограничивались платежом косвенных налогов, например мытом, C течением време­ни некоторые малозначительные города стали, как видно из грамоты князя Ростислава Смоленского, платить пря­мые налоги, называвшиеся «погородием» и «почестием». Погородие с течением времени стало фактическим обро­ком. Подобно ему и почестье постепенно приобрело ха­рактер оброка и взималось с тех или иных финансово­административных единиц, с которых взималась дань или погородье. B Уставной грамоте князя Ростислава Смо­ленского говорится: «А се погородие от Мстислава 6 гри­вен урока, а почестья гривна и три лисици.

(Цит. по: Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия. Вып. 1. С. 247.)

Некоторые города стали платить кроме погородия и почестья также и дань (такими городами в Смоленской земле являлись, например, Торопец, Вержавск, Пацын, Жижка).

C течением времени жители городов стали облагать­ся прямыми налогами уже регулярно и в конечном счете превратились в так называемое чернотяглое, т.е. налого­облагаемое население. При этом дань стала взиматься не только с городских жителей, занимавшихся в пригороде сельским хозяйством, и с ремесленников, HO и с купцов, о чем говорит летопись: «В Пацини дани 30 гривен, а из того епископу 3 гривны, а в гостиной дани неведомо, а что ся сойдет, из того святей богородици и епископу деся­тина». (Цит.по: Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестома­тия. Вып. 1. С. 243.)

Хотя дань взималась деньгами и в определенных цент­рах, тем не менее и в рассматриваемый период князья или их особо доверенные лица все же ездили собирать дань, т. e. принимать ее от княжеских агентов, постоян­но сидевших в особых финансово-административных еди­ницах — волостях и погостах. Летопись сообщает: «В се время приключися прити от Святослава дань емлюще Яневи, сыну Вышатину» (Лаврентьевская летопись, под 1071 г.). C течением времени возникли уже постоянные должностные лица, собиравшие дань, которые затем по­лучили название данников.

Как видно из приведенного выше текста Уставной грамоты князя Ростислава Смоленского, в рассматривае­мый период был уже установлен более или менее опреде­ленный размер дани с каждой финансово-административ­ной единицы: «А в Торопчи дани четыреста гривен, а епископу с того взяти 40 гривен; а в Жижци дани 130 гривен, а с того епископу взяти 13 гривен» и т. д. (Цит. по: Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия. Вып. 1.

По мере развития феодальных отношений в Киевс­ком государстве и по мере образования княжеского доме­на дань постепенно фактически превращалась в феодаль­ную ренту.

1) в постепенном захвате земель племен и народов, обложенных данью, и превращении этих земель в фео­дальные владения князей и их слуг;

2) в постепенном усложнении как способов собира­ния дани, так и состава ее; в частности, от сбора дани в одинаковом размере от двора или рала перешли к диффе­ренцированной дани по размеру и качеству земли; к дани присоединились разного рода дополнительные поборы;

3) в раздаче князьями права на сбор дани своим боя­рам и церковным учреждениям, что фактически вело к передаче им крестьянства и крестьянских земель. Этот процесс наблюдался с XI в.

Превращение дани в феодальную ренту было одним из способов превращения свободных общинников в зави­симое сельское население.

B феодальную ренту превращалась не только дань, но параллельно и другие прямые налоги.

Последующая деятельность князей сводилась к даль­нейшему усложнению состава дани и укреплению мест­ных организационных центров ее сбора. Количество кня­жеских административных агентов, занятых сбором дани, увеличивалось, функции их усложнялись. Территория Киевского государства стала делиться на ряд твердо очер­ченных административных единиц — погостов и волос­тей. Появились новые органы местной феодальной влас­ти — наместники и волостели с их помощниками — тиунами и рядовичами.

Увеличивавшаяся с каждым днем местная админис­трация требовала увеличения дани, она вводила ряд до­полнительных сборов и пошлин. Фактическим дополне­нием к дани в пользу князя стали сборы в пользу его местной администрации — так называемые кормления. Нет никакого сомнения, что так называемая система кор­мления ведет свое начало с XI-XII вв. До нас не дошли известия, как и какие именно корма взимались с сельско­го населения местными властями, но напрашивается ана­логия этих сборов со сборами судебных агентов — вирни­ков, мечников и т. д. По Русской Правде, вирники, напри­мер, получали, кроме денег, солод, туши бараньи или говя­жьи, сыр, хлеб, пшено, кур, рыбу, овес для лошадей.

Среди других повинностей памятники говорят о мо­щении улиц («мостовщине») и о постройке городских ук­реплений («городовое дело»), C течением времени воз­никли должности городников и мостников, которые наблюдали над выполнением этой повинности населения. Эти должностные лица получали установленное в Рус­ской Правде вознаграждение (см. статьи 42 ,43).

C XI в. сельское население было вынуждено отправ­лять также ратную и военно-конную повинность.

Повинности населения.

Введение подушной подати

И в области экономики, и в области социальной политики Петр I придерживался главного своего принципа – защита интересов дворянства как господствующего сословия с целью укрепления абсолютистского государства. В итоге петровской модернизации дворяне увеличили не только свое землевладение, но и расширились дворянские права на землю и крестьян. Указ царя 1714 г. о единонаследии является подтверждением тому. Закон о единонаследии, во-первых, ликвидировал различие между вотчиной и поместьем. Отныне – это «недвижимое имение» (поместье). Во-вторых, по примеру английского майората Петр устанавливал такой порядок, который не допускал дробления поместий. Оно переходило к одному наследнику. Делить можно было только движимое имущество. Кроме того, в ходе петровских преобразований происходит оформление дворянского сословия как служилого.

Податная реформа 1718-1724 гг. способствовала «ревизии» самого дворянства. Из его числа были исключены беспоместные и не имеющие крестьян дворяне. Огромное количество таких дворян (по существу мелкие служащие) исключались из дворянского сословия и переводились в новую категорию - крестьян-однодворцев. «Чистое» дворянское сословие получило название шляхтичей.

Немаловажное значение для укрепления позиций дворянства как господствующего сословия имела «Табель о рангах» 1722 г. Она установила новый порядок получения чинов, дававшихся отныне только за службу. Новый документ определял четыре вида службы (военная, морская, гражданская и придворная). В каждом из них все должности делились на 14 классов ( от 14-го до 1-го – высшего). Выходец из других сословий, получивший в 14-м классе личное дворянство и дослужившийся до 8-го класса, приобретал потомственное дворянство. Титул потомственного дворянина он мог передать только одному сыну.

Петр I, укрепляя позиции дворянства, вместе с тем требовал, чтобы во имя интересов Отечества они в обязательном порядке получали образование. Царь издал указ о том, что дворянские дети, не имевшие образования, не имели права жениться.

В целом, в области социальной политики петровское законодательство следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVII в. Крепостное право, зафиксированное Соборным Уложением 1649 г., получило своё дальнейшее развитие. Положение крестьянства в первой четверти XVII в. ещё более ухудшилось.

Европеизация России, реформы, тяготы войн, создание промышленности и т.д., безусловно, требовали огромных расходов, дополнительного финансирования, доходивших до 80-85 % начального дохода. Стало очевидным, что подворный принцип налогообложения не принес ожидаемого увеличения поступления податей. В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор, что привело к резкому сокращению числа дворов (на 20 %) и соответственно налогов. Поэтому вводился новый принцип обложения.

В 1718-1724 гг. по инициативе Петра Алексеевича была проведена перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности, собирались «сказки» о количестве душ в каждой деревне. Затем специальные чиновники-ревизоры осуществляли ревизию душ, составляли списки населения всей страны. Всего было учтено 5 637 449 душ мужского пола, которые становились главными налогоплательщиками.

Введение подушной подати означало взымание налога с одной души мужского пола. До податной реформы налог брался со двора и был одинаковым (дворы же могли насчитывать и 10, и двадцать человек, и более). Теперь налог с помещичьих крестьян составил 74 коп., с государственных крестьян – 1 рубль 14 коп., с посадских людей – 1 рубль 20 коп. Подать распространялась на целый ряд категорий населения, до этого её не плативших (холопы, «гулящие люди», однодворцы, черносошное крестьянство Севера и Сибири и др.). Перечисленные социальные группы составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Дворянство и духовенство освобождались от налога. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян (см. документ № 3).

Введение подушного налога значительно увеличило налог государства. Если к 1700 г. прибыль от налогов насчитывала 2 млн. 500 тысяч, то в 1724 г. она составила 8 млн. 500 тыс., причем, большей частью этой суммы были средства от подушного налога.

Наряду с подушной податью крестьяне платили другие налоги и сборы, призванные пополнить казну, для создания и содержания громоздкого аппарата власти и управления, армии и флота, строительства городов и т.д., несли повинности. Петр не только изменил прямую подать, но и значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения доходов. Война требовала огромных дополнительных расходов. Если в 1701 г. и в 1706 г. они составили соответственно 2,3 млн. и 2,7 млн., то в 1710 – уже 3,2 млн., что значительно превышало доходы в бюджет государства. Это стало причиной различных финансовых мер правительства Петра (гербовая бумага, «порча монеты», «переоброчка», монополия на продажу соли, табака и т.д.). В итоге царствования Петра государственные доходы составили уже свыше 10 млн. рублей.

Не смотря на значительные успехи в деле укрепления бюджета страны, параллельно шел полярно противоположный процесс – всё более ухудшающееся положение крестьян. И подушная подать, и многочисленные косвенные налоги явились чрезвычайно тяжелой повинностью для крестьян. Крестьяне также несли рекрутскую повинность, строили города, флот, крепости. С 1724 г. они уже не могли уйти на заработки в город без паспорта («отпуска»), подписанного помещиком. Введение правительством Петра I паспортной системы привело к жесткому контролю миграции населения и ещё более усилило крепостнический режим.

date image
2018-01-08 views image
1114

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В 1257-1259 гг. ордынские чиновники провели перепись («число») населения Руси и установили повинности в пользу хана; единицей обложения стал двор. Это были следующие повинности: 1) «дань десятинная» - выплата 1/10 части доходов; 2) торговые сборы – «мыт» и «тамга»; 3) «запросы ханские» - единовременные выплаты по требованию хана; 4) подарки хану – «дары» и «почестья»; 5) содержание («корм») баскаков и послов и предоставление им лошадей («ям» и «подвода»); 6) выделение князьями войск и охотников для хана. Платежи в Орду назывались «царева дань» или «выход». От повинностей была освобождена православная церковь. Первоначально дань собирали присылаемые ханом откупщики, которые вносили в казну сумму дани, а затем собирали ее с населения. Это вызывало народные выступления: например, в 1262 г. в Суздальской земле (Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль). Позднее хан передал сбор дани русским князьям.

Последствия власти Орды

Власть Орды оказала отрицательное влияние на русские земли: 1) Выплата дани, злоупотребления ханских чиновников и карательные экспедиции приводили к изъятию средств у населения, оттоку денег («серебра») и утрате сложных производственных навыков, что тормозило развитие хозяйства. 2) Усвоение русскими князьями ордынских методов управления, основанных на прямом насилии. 3) Моральное унижение русского населения.

Социальный состав населения.

Население делилось на: 1) свободных, 2) кабальных («челядь наемная», «закупные наймиты»), 3) холопов («челядь полная», «одерноватые»). По характеру государственных повинностей на: 1) тяглых, 2) нетяглых, 3) служилых. Церковное общество осталось прежним.

Тяглые люди

Они несли в пользу князя (государства) повинности – платили налоги («оброки») и подати (мыт, тамга и др.), выполняли работы (строительные и др.), выделяли воинов («посоха»). В городах это были купцы и «черные люди» (имевшие свое хозяйство ремесленники и мелкие торговцы). В деревнях к ним относились крестьяне: 1) «черносошные», владевшие тяглой или «черной» землей; и 2) арендаторы, выполнявшие повинности не только в пользу землевладельца, но и князя. В Новгороде и Пскове сохранились неслужилые землевладельцы, имевшие села, - «житьи» и «земцы».

Нетяглые

Они не несли повинностей в пользу князя. Это: 1) холопы; 2) кабальные; 3) свободные, которые либо не имели своего хозяйства - наемные работники («наймиты», получавшие плату-«наим» после выполнения работы), либо вели его под покровительством церкви и служилых, а также – издольщики, самостоятельно работавшие на чужой земле за долю урожая («половники», «третники»).

Служилые люди

Это: 1) бояре – советники князя; и 2) «дети боярские» («слуги вольные»), которые несли конную военную службу. Бояре и служившие при особе князя «дети боярские» (дворяне) составляли «Двор». Служилые существовали за счет своих сел, денежного жалованья и должностей-«кормлений» (население давало им содержание-«корм»). В их селах работали арендаторы, издольщики, свободные наемные работники, кабальные и холопы. Бояре и «дети боярские» могли переходить на службу к другим князьям, сохраняя за собой села в покинутых княжествах. Они могли иметь своих военных слуг – «послужильцев». У князей были и хозяйственные слуги – «слуги под дворским» (бобровники, псари и др.), получавшие землю за службу. Среди них были свободные и холопы; свободные, покидая службу, лишались земли.

Лекция № 14. Возникновение Литовского и Московского государств

Читайте также: