Инвестиционный налоговый кредит это

Опубликовано: 09.05.2024

Одной из разновидностей налоговых льгот для бизнес-субъектов является инвестиционный налоговый кредит. По своей сути это – не выдача заемных средств, а предоставление отсрочки по уплате текущих обязательств перед бюджетом. Поэтому не нужно искать отличия между ссудой и кредитом, а стоит внимательней изучить Налоговый кодекс. Как юридическое лицо может воспользоваться этой льготой, какие основания для этого существуют и что она дает?

Наличные
Банковский счет
Банковская карта

Банковская карта

Наличные
Банковская карта

Банковская карта

Наличные

Банковская карта

Банковская карта

Банковская карта

Наличные

Наличные
Банковская карта

Принцип предоставления инвестиционного налогового кредита

Налогоплательщик получает возможность снизить размер отчислений по ряду налогов на определенный период времени. Позже все же придется уплатить все причитающиеся сборы, но на время отсрочки юридическое лицо должно будет совершать отчисления в размере только 50% от начисленного налога. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется с условием начисления процентов на обязательства перед бюджетом в течение всей отсрочки. Его условия и требования к плательщикам прописаны в ст. 66 -67 Налогового Кодекса РФ.

Условия инвестиционного налогового кредита

Основные параметры налогового кредита для юридических лиц:

  • Продолжительность отсрочки по погашению налоговых платежей может варьировать в пределах от 1 года до 5 лет.
  • Сумма обязательств – не более 50% от начисленного за период налога и не более 30% от стоимости чистых активов организации-плательщика, для самостоятельного расчета предельной суммы кредитный калькулятор не подойдет – нужно обращаться в налоговую и уточнять начисленную сумму к оплате.
  • Процентная ставка – от 1/2
    до 3/4
    ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Есть и особые льготы по налоговому кредиту – срок его может достигать 10 лет, а ставка снижена до 0%. Такие привилегии полагаются лишь для резидентов зоны развития – организаций, включенных в соответствующий реестр, расположенных в регионе с налоговыми послаблениями.

По каким налогам можно получить отсрочку?

Распространяет свое действие инвестиционный налоговый кредит не на все разновидности налогов. Отсрочить выплаты можно лишь по ограниченному кругу сборов, в том числе налог на прибыль организаций; региональные налоги ( ст. 14 НК РФ ) – налог на игорный бизнес, на имущество организаций и транспортный налог; местные налоги (ст. 15 НК РФ ) – земельный налог.

Основания для получения налогового кредита

Воспользоваться данной льготой вправе только налогоплательщики – юридические лица, которые соответствуют одному из следующих критериев:

  • Проводят НИОКР и техническое перевооружение производства с целью защиты окружающей среды или создания рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями;
  • Осуществляют внедренческую или инновационную деятельность;
  • Выполняют оборонный заказ государства или особо значимый заказ для развития региона или в интересах населения;
  • Включены в реестр компаний, находящихся в зоне территориального развития РФ;
  • Инвестируют в создание объектов с высокой энергоэффективностью, в том числе технологий и производственных объектов по выработке тепловой или электрической энергии, а также возобновляемых источников энергии.

При нарушении условий получения и утрате оснований для налогового кредита, организация-плательщик обязана в течение 3 месяцев уплатить всю сумму обязательств по налогам, а также проценты из расчета полной ставки рефинансирования.

Как воспользоваться данной льготой?

Для получение инвестиционного налогового кредита необходимо подготовить документальное подтверждение наличия оснований для доступа к этой льготе – инвестиционный бизнес-план, договора на госзаказ, договор на проведение НИОКР или приобретение оборудования для переоснащения производства.

Дополнительно в уполномоченные органы налогоплательщик подает соответствующее заявление на получение инвестиционного кредита с указанием источников и сроков погашения, а также расчет начисленного налога, уплату которого планируется отсрочить. Потребуется и справка об отсутствии задолженности из налоговой. Кроме того, необходимо предъявить баланс и отчет о прибылях и убытках, учредительные документы и даже правоустанавливающие документы на имущество, которое предполагается предоставить в залог.

В течение 5 дней со дня заключения договора на получение инвестиционного налогового кредита, этот документ необходимо предоставить в налоговую инспекцию.

Марина Михеева
Марина Михеева

Ведущий специалист отдела кредитования населения

Термин «налоговый кредит» (ст.66 НК РФ) предполагает изменения в сроках по выплате налога и предоставление уполномоченными органами для организации (при наличии определенных оснований, ст.67 НК РФ) возможностей по уменьшению налоговых платежей на конкретный срок и в конкретных пределах, а также соответствующая поэтапная выплата всей суммы займа и процентов.

В целом, налоговый кредит – это вид отсроченных налоговых платежей, предоставляемый организациям и оформляемый соответствующим договором.

На инвестиционный налоговый кредит претендуют ст.67 НК РФ

Как можно получить налоговый кредит?

  • Все предприятия оборонной промышленности.
  • Различные компании с социально-экономическими функциями.
  • КБ и научно-исследовательские компании.
  • Инновационные компании.
  • Строительные организации, имеющие наивысший класс энергоэффективности.
  • А также отдельные сельхозпредприятия, относящиеся к зонам территориального развития.

4 формы изменения срока по НК РФ

  • Отсрочка.
  • Рассрочка.
  • Налоговый кредит.
  • Инвестиционный налоговый кредит.

Для 3 первых форм примерно общие основания. Проценты при них не начисляются, а отличие – в сроках предоставления: непосредственно для отсрочек и рассрочек – это 1-6 месяцев, а для налогового кредита – 3-12 месяцев. Предоставляют первые 3 формы по причине финансового неблагополучия юридического лица. Инвестиционный же кредит – это иные сроки, выплата процентов и предоставление кредита по причине осуществления определенных затрат компанией.

Налоговый инвестиционный кредит – особенности

  • Он направлен на создание более благоприятных условий для деятельности компании.
  • Он предоставляется исключительно юридическому лицу.
  • Он распространяется исключительно на налог на прибыль компаний в области федеральных налогов и не ограничивается в составе местных и региональных.
  • Срок такого кредита – 1-5 лет.
  • Еще один нюанс – начисление процентов на сумму кредита: не менее ½ и не выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ.

То есть, обобщая, инвестиционный налоговый кредит – есть уменьшение налоговых платежей до момента, пока вся сумма уменьшений не сравняется с суммой кредита, которая прописана в договоре 2-х сторон.

Предоставление или отказ в кредите кто принимает решение?

  • ФНС РФ – по налогам на прибыль компаний.
  • Налоговые органы по месту нахождения компании – по местным/региональным налогам.

Порядок предоставления — ст.65 НК РФ

  • Самостоятельное изменение срока уплаты налога.
  • Погашение задолженности происходит путем единовременной выплаты (как в случае отсрочки) или же через поэтапную оплату (как в случае рассрочки).

Основания предоставления кредита ст.64 НК РФ

Как можно получить налоговый кредит?

  • Причинение ущерба после стихийного бедствия либо других обстоятельств непреодолимой силы (процентов не начисляют).
  • Задержанное финансирование из бюджета либо оплата госзаказа (процентов не начисляют).
  • Угроза банкротства, если будет осуществлена единовременная уплата налога (проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ).
  • Определенное имущественное положение, исключающее единовременную выплату налога (проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ).
  • Сезонный характер производства/реализации товаров/услуг/работ.
  • Обстоятельства, которые предусмотрены таможенным законодательством (проценты – по ставкам ЦБР).
  • Дополнительные условия.

Как все происходит?

  • Юридическое лицо подает пакет документов в соответствующий орган.
  • Уполномоченный орган принимает решение.
  • Согласно данному решению, заключается договор между 2-мя сторонами (заявитель и уполномоченный орган) в течение недели.
  • Копия договора предоставляется заявителем в налоговую в течение 5 дней с момента его подписания.

Налоговый кредит прекращает свое действие, если…

  • Истек срок действия сего договора.
  • Налог был уплачен до истечения срока, прописанного в договоре.
  • По соглашению двух сторон.
  • По решению суда.

Документы, предоставляемые для получения налогового кредита

Как можно получить налоговый кредит?

  • Заявление.
  • Бизнес-план инвестиционного проекта компании, а также полный расчет его бюджетной эффективности.
  • Сведения обо всех предполагаемых источниках погашения займа и о сроках погашения.
  • Балансовый отчет – прибыль/убытки за минувший и текущий год.
  • Расчет налога, на который требуется предоставление налогового кредита.
  • Пакет документов о поручительстве либо залоговом имуществе.
  • Справка из налоговой (отсутствие долгов).
  • Все копии учредительных документов компании.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку оплаты налогов. В период его действия фирма получает право уменьшать налоговые платежи. Остаток будет превращаться в кредит и проценты. Хоть налоговый кредит и отличается особой спецификой, он практически аналогичен стандартному кредитованию. Сходства касаются срочности, платности и принципов возврата. Заем предоставляется компании, которая имеет право на такую льготу на основании пункта 1 статьи 67 НК РФ.

На каких условиях выдается кредит

Кредитование предоставляется фирмам, которые выплачивают налог на прибыль или региональный налог. Заем предоставляется не всем фирмам. Выдается он только при наличии этих условий (пункт 1 статьи 67 НК РФ):

  • Главной сферой деятельности фирмы является осуществление конструкторских и исследовательских работ. Также это может быть техническое переоснащение, выполняемое для обеспечения новых рабочих мест.
  • Компания использует инновационные технологии, которые нужны для создания материалов и сырья с новыми свойствами.
  • Фирма исполняет особый заказ. Он способствует развитию конкретного региона, нужен для оказания услуг первой важности населению.
  • Исполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
  • Исполнение заказа для решения социально-экономических задач.
  • Специализация на оборонных заказах от правительства страны.
  • Фирма является резидентом зону территориального развития.

То есть для получения ИНК фирма должна заниматься деятельностью, важной для государства.

Для того чтобы получить кредитование, субъект может специализироваться на техническом переоборудовании, направленном на выполнение этих целей:

  • Создание рабочих мест.
  • Очистка промышленных отходов.

Важно! Если купленная техника предназначена для этих целей, то фирма может претендовать на кредит в объеме 30% от стоимости оборудования.

Особые правила кредитования могут устанавливаться, согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ, следующими субъектами:

  • Власти субъектов страны относительно фирм, уплачивающих налог на прибыль.
  • Муниципалитеты относительно фирм, уплачивающих местные налоги.

Основанием выдачи займа могут быть и федеральные, и региональные нормы.

Основные особенности кредита

Как происходит кредитование? Компания получает кредит на определенную сумму. На протяжении всего действия программы фирма может выплачивать налог по сниженной ставке. Выплаты по кредиту производятся до тех пор, пока уплаченная сумма не достигнет суммы, прописанной в договоре. Именно рассматриваемое соглашение определяет порядок уменьшения платежей. В нем же содержится условие – фирма не имеет права передавать залоговое имущество третьим лицам в период действия программы. Если с фирмой заключается несколько соглашений, размер кредита устанавливается по каждому из них.

Продолжительность кредитования составляет от 1 года до 5 лет:

  • От 1 до 5 лет — для общих случаев.
  • От 1 до 10 лет — для резидента зоны территориального развития.

Целью программы является стимулирование важных направлений деятельности. С ее помощью можно максимально отсрочить срок выплаты налогов. Еще одно важное преимущество – возможность самостоятельно выбирать сумму уменьшения платежей. Сумма выбирается та, которая поможет достигнуть максимального инвестиционного результата.

Что нужно сделать для получения кредита

Получить кредит могут ЮЛ. Основанием для получения средств является заявление и соглашение, составленное по определенной форме. Форма эта утверждена Приказом ФНС №ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года. Для получения средств необходимы эти документы:

  • Заявка от плательщика налогов.
  • Бизнес-план проекта.
  • Сведения о длительности кредитования и сроках погашения займа.
  • Расчет налоговых платежей.
  • Перечень собственности, которая будет являться залогом.
  • Баланс о прибылях и убытках.
  • Справка об отсутствии долгов по налогам.
  • Документы плательщика налогов.
  • Определение уровня эффективности от реализации проекта.

Кредит можно получать на несколько инвестиционных проектов. Однако в этом случае придется на каждый из них составлять отдельный бизнес-план. Этот план считается главным документом для предоставления именно инвестиционного кредита. То есть для увеличения шансов на получение средств нужно со всей внимательностью отнестись к составлению бизнес-плана. Желательно, чтобы оформлением его занимались профессионалы.

В каких случаях в кредитовании отказывают

В инвестиционном кредите отказывают, как правило, при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма нарушила Налоговый кодекс, вследствие чего на ее руководителя завели уголовное дело.
  • В отношении руководителя возбуждено административное дело.
  • Фирма планирует скрыть часть своего имущества с целью ухода от обложения налогами.

То есть кредит не предоставляется в том случае, если фирма уклоняется от налогов в различных формах.

Подготовка к предоставлению кредитования

Кредитованию предшествуют эти действия:

  • Подготовка бухгалтерской отчетности, улучшенного структурного баланса.
  • Выплата всех долгов по налогам.
  • Разработка и утверждение бизнес-плана.
  • Сбор нужного перечня документов.
  • Подписание соглашения о кредитовании.
  • Формирование раздельного налогового учета для инвестиционных объектов.

Для совершения всех этих действий можно обратиться к специалисту.

Составление соглашения на инвестиционный кредит

Соглашение между ФНС и налогоплательщиком должно содержать существенные условия, оговоренные в пункте 6 статьи 67 НК РФ. Рассмотрим эти условия:

  • Порядок применения кредитования.
  • Размер кредита и процентов. Проценты не могут быть меньше ½ и не больше ¾ от ставки ЦБ. Если кредит берется фирмой, осуществляющей деятельность в зоне развития, ставка равна нулю.
  • Продолжительность действия договора.
  • Порядок покрытия займа и процентов по нему.
  • Вид обеспечения по кредиту (к примеру, залоговое имущество).
  • Ответственность сторон договора.
  • Условие о том, что в период действия соглашения нельзя передавать залоговое имущество третьим лицам.

В соглашении также могут быть дополнительные условия:

  • Порядок согласования графика покрытия долга по налогам до подписания соглашения.
  • Основания выдачи займа.
  • Отчетность перед ФНС об использовании займа.
  • Порядок досрочного завершения действия документа между сторонами.

Также в бумаге могут быть указаны дополнительные нюансы, которые важны для обеих сторон.

Максимальный размер кредита

Кредит выдается на сумму, не превышающую стоимость техники, приобретенной для НИОКР, или инвестиций в энергетическую эффективность. Основание – пункт 2 статьи 67 НК РФ. Объем кредитования может быть следующим:

  • Не более размера трат в капитальные вложения в объекты в области территориального развития.
  • Сумма, указанная в соглашении о налоговом кредите.

Программа позволяет снизить налог на эту сумму:

  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении отчетного периода.
  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении года.

Исключением является кредит для резидента области территориального развития. Размер снижения налоговой нагрузки в этом случае будет устанавливаться соглашением.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на определенный срок и при определенных условиях.

Сроки предоставления кредита

В налоговом законодательстве предусмотрено поэтапное сокращение и уменьшение срока для уплаты налога для организации, с последующей выплатой сокращенной суммы в течение определенного периода.

Называется такое сокращение – инвестиционный налоговый кредит. При этом подразумевается не только сокращение суммы и срока, но и начисление процентов, которые так же будет необходимо уплатить.

Регулируется такая норма, как инвестиционный налоговый кредит, Налоговым кодексом, статьями 66, 67, 68.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется как по налогу на прибыль, так и по региональным и местным налогам. Сроки предоставления составляют:

  • от 1 года до 5;
  • от 1 года до 10.

При этом увеличенный срок предоставляется только тем юридическим лицам, которые включены в реестр резидентной зоны, предусмотренной для территориального развития. Для всех остальных организаций действуют общие условия срока предоставления – от 1 года до 5 лет.

Условия предоставления кредита

В рамках налогового законодательства предусмотрены особые условия, при соблюдении которых инвестиционный кредит может быть предоставлен. К таким условиям, согласно статье 67 Налогового кодекса, относятся следующие:

  • оборонный государственный заказ. Если организация выполняет такой заказ, то ей может быть предоставлен инвестиционный кредит. При этом срок остается неизменным – от 1 года до 5 лет;
  • предоставление услуг населению из разряда особо важных, а также развитие региона в социально-экономическом плане. При выполнении такого заказа организация может получить сокращение срока по выплате налога с получаемого дохода;
  • получение или создание новых видов сырья, а также инновационная деятельность. При осуществлении такой деятельности организация может рассчитывать на инвестиционный налоговый кредит на общих условиях;
  • научно-исследовательская деятельность, повышение уровня охраны окружающей среды, опытно-конкурсные работы, новые рабочие места для инвалидов – все это позволяет получить организации налоговый кредит с отсрочкой по выплате налога.

Даже при выполнении одного из этих условий организация может получить инвестиционный налоговый кредит. Данное право предусмотрено статьей 67 Налогового кредита. При этом этой же статьей регулируется порядок предоставления.

Порядок предоставления кредита

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита прописаны в статье 67 Налогового кодекса, а также в Приказе ФНС № MMB-7-8/469@. В рамках действия этих нормативно-правовых актов предусмотрен следующий порядок действий со стороны организаций, которые рассчитывают получить отсрочку или рассрочку по выплате налогов, и со стороны налоговых органов:

1. Подача документов и заявления представителем организации.

2. Рассмотрение документов, определение выполнения одного из условий.

3. Принятие решения со стороны налоговых органов, которое составляется в течение 30 календарных дней.

4. Уведомление организации-заявителя о решении.

5. Инвестирование в энергетическую эффективность создаваемых объектов.

Для каждого из оснований (условий) существует свой определенный перечень документов, которые организация должна предоставить на рассмотрение.

Так, организации, которые осуществляют выполнение государственного заказа в вопросах обороны, обязаны представить в налоговый орган следующие документы:

  • справку о выполнении такого заказа, которая выдается государственным органом власти, регулирующим вопрос выполнения оборонных заказов;
  • документы-доказательства о соответствии основаниям.

Те организации, которые предоставляют особо важные услуги населению или повышают социальный и экономический уровень региона, представляют следующие документы:

  • справка от уполномоченного органа власти, которая подтверждает выполнение заказа в данном направлении;
  • документы-доказательства о соответствии основаниям.

Организации, осуществляющие инновационную деятельность, представляют в налоговый орган вместе с заявлением следующие документы:

  • бизнес-план;
  • документы-доказательства соответствия основаниям.

Организация, осуществляющая научно-исследовательскую деятельность, представляет в налоговый орган документы:

  • бизнес-план;
  • документы, которые подтверждают, что организация приобрела за свои средства оборудование, необходимое для осуществления своей прямой деятельности;
  • документы-доказательства соответствия основаниям.

Организации, которые осуществляют инвестирование, представляют в налоговый орган следующие документы:

  • бизнес-план;
  • документы-основания для получения кредита.

Примечательно, что если между организацией и налоговым органом уже заключено инвестиционное соглашение по одному из существующих оснований, не запрещается заключение ее одного договора о предоставлении кредита по другому основанию. При этом организация ни в коем случае не освобождается от уплаты налога и процентов, которые начисляются по одному кредиту, в счет нового кредита.

Сумма кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации только на определенные Налоговым кодексом суммы. Так, предусмотрены следующие суммы кредитования:

  • 100% стоимость оборудования, которое необходимо для создания энергетически эффективных объектов, а так же осуществления научно-исследовательской деятельности;
  • определенная договором сумма при остальных основаниях.

Так, уполномоченный орган, который регулирует ту или иную деятельность организации, и сама организация заключают инвестиционный договор, в котором прописывается сумма и срок предоставления инвестиционного кредита.

Организация вправе досрочно погасить сумму задолженности в тот налоговый период, в котором у нее есть на это возможность, лишние проценты за это начислены не будут. Каждый налоговый период документы-отчеты сдаются в налоговый орган, который определяет, насколько были выполнены условия инвестиционного налогового договора.

Права организации

Организация, которая получила отсрочку или рассрочку по выплатам налогов, имеет право на протяжении действия всего договора уменьшать сумму выплат. При этом на конец периода организация обязана в полном объеме погасить, как саму рассрочку, так и проценты, которые были по ней насчитаны.

Кроме того, организация, получившая отсрочку или рассрочку, может уменьшать сумму до тех пор, пока не останется равной сумме кредита, прописанной в договоре.

Одним из прав организации является уменьшение суммы налога до 50%, но не более того.

Так или иначе, налоги и сборы организации, получившие отсрочки и рассрочки, обязаны уплачивать установленные к ним налоги, хотя и в меньшем объеме.

Примечательно, что заключить договор на инвестиционное налоговое кредитование на уплачиваемые сборы невозможно, поскольку это не предусмотрено налоговым законодательством РФ, договоры заключаются исключительно на налоги, а не сборы.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ положения части первой настоящего Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Об отсрочках (рассрочках) по уплате взносов, предоставленных до введения в действие части второй НК РФ государственными социальными внебюджетными фондами см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством Российской Федерации.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Собрания законодательства"

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Читайте также: