Специальная зона в рамках которой не существует таможенных пошлин и ограничения сведены к минимуму

Опубликовано: 17.04.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Какие квоты имеют наиболее либеральный характер ?

  1. не распределенные
  2. распределенные между иностранными экспортерами
  3. тарифные

Вопрос 2. Количественные ограничения экспорта и импорта являются

  1. постоянно действующей мерой
  2. мерой, применяемой в исключительных случаях
  3. полностью изжившей себя мерой

Вопрос 3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?

  1. дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
  2. снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
  3. снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках

Вопрос 4. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта?

  1. защита отечественных производителей от конкуренции
  2. причинение ущерба российской экономике
  3. продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной

Вопрос 5. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?

  1. торги
  2. ярмарка
  3. аукцион

Вопрос 6. Какая из данных мер неотделима от квотирования ?

  1. лицензирование
  2. уплата компенсационной пошлины
  3. введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром

Вопрос 7. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?

  1. генеральная
  2. исключительная
  3. разовая

Вопрос 8. На какой срок выдается разовая лицензия ?

  1. на один месяц
  2. на один год
  3. на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту

Вопрос 9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии ?

  1. он должен быть мотивированным
  2. он должен быть конфиденциальным
  3. он может быть дан без каких-либо разъяснений

Вопрос 10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?

  1. в течение 10 дней
  2. в течение 20 дней
  3. в течение 1 месяца

Вопрос 11. Какая из данных мер предусмотрена законодательством РФ ?

  1. специальная защитная мера
  2. исключительная мера
  3. контрмера

Вопрос 12. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?

  1. товаров из стран СНГ
  2. товаров из ЕС
  3. товаров из развивающихся стран

Вопрос 13. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер ?

  1. взаимность
  2. ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
  3. проведение консультаций

Вопрос 14. Какая из данных характеристик присуща демпингу ?

  1. недобросовестная конкуренция
  2. экономическое преступление
  3. деликт

Вопрос 15. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины ?

  1. ограничение экспорта товаров из РФ
  2. повышение таможенных пошлин на товары из РФ
  3. чрезмерно возросший импорт какого - либо товара в РФ

Вопрос 16. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?

  1. 30 дней
  2. 60 дней
  3. 90 дней

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 8, п. 3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней

Вопрос 17. Максимальный срок взимания специальной пошлины составляет

  1. 1 месяц
  2. 1 год
  3. 8 лет

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 10, п. 1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года

Вопрос 18. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина

  1. 1 месяц
  2. 6 месяц
  3. 12 месяц

Вопрос 19. Максимальный срок применения антидемпинговой меры составляет

  1. 1 год
  2. 5 лет
  3. 10 лет

Вопрос 20. Против каких субсидий направлена защитная мера по законодательству РФ?

  1. любых
  2. общих
  3. специфических

Вопрос 21. Какая мера применяется против субсидируемого импорта в РФ?

  1. специальная пошлина
  2. компенсационная пошлина
  3. антидемпинговая пошлина

Вопрос 22. Основным признаком внешнеэкономической сделки является

  1. нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах
  2. пересечение предметом сделки границы государства
  3. платеж в валюте, являющейся иностранной для одной из сторон

Вопрос 23. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется

  1. международными договорами с участием РФ
  2. законодательством РФ
  3. законом места совершения сделки

Вопрос 24. В соответствии с п.3 ст. 1211 ГК РФ к договору купли-продажи применяется

  1. право места совершения сделки
  2. право страны суда
  3. право страны продавца

Вопрос 25. Положение ГК РФ о применимом к договору (купли-продажи) праве является

  1. императивным
  2. диспозитивным
  3. сверх императивным

Вопрос 26. Конвенция ООН о договорах международной купли продажи 1980 г. в РФ

  1. не применяется
  2. применяется субсидиарно, по вопросам, не урегулированным в ГК РФ
  3. имеет прямое действие и приоритетное применение

Вопрос 27. В каком из данных международных договоров РФ не участвует?

  1. Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
  2. Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
  3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Вопрос 28. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту

  1. является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
  2. стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
  3. не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан

Вопрос 29. К лицензионному договору с иностранным элементом в соответствии с коллизионной нормой ГК РФ применяется

  1. право страны лицензиата
  2. право страны лицензиара
  3. право страны, являющейся местом заключения договора

Вопрос 30. Установленное применимое право в внешнеэкономическому контракту применяется

  1. к решению всех вопросов, связанных с данным контрактом
  2. в объеме обязательственного статута
  3. в объеме любых статутов, кроме личного статута

Вопрос 31. Мировые цены отражают … стоимость.

  1. Интернациональную
  2. Розничную
  3. Закупочную
  4. Оптовую

Вопрос 32. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:

  1. внутренние затраты организации
  2. темпы инфляции
  3. государственное регулирование
  4. система национального налогообложения

Вопрос 33. Ценами продавца являются следующие мировые цены…

  1. международных аукционов
  2. международных торгов
  3. справочные цены
  4. биржевые цены

Вопрос 34. Признаки мировой цены – это …

  1. Представительность
  2. наличие информации в печати
  3. платежи в свободно конвертируемой валюте
  4. совершение крупных экспортных и импортных сделок
  5. высокие экспортно-импортные тарифы
  6. регулируемость уровня цен государствами

Вопрос 35. Цена, которая ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправления доставкой груза до причала:

  1. ФОБ
  2. СИФ
  3. ФАС
  4. КАФ

Вопрос 36. Базисные условия поставки, лежащие в основе мировых экспортных цен:

  1. СИФ
  2. ФОБ
  3. ФАС
  4. ДАФ

Вопрос 37. Цена, при которой все расходы по перевозке груза, оплате транспортных сборов и страхованию товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несёт продавец товара:

  1. КАФ
  2. ФОБ
  3. СИФ
  4. ФОР

Вопрос 38. Расчетные методы анализа мировых цен применяют в условиях производства …

  1. стандартной массовой продукции
  2. заказной продукции
  3. продукции военно-промышленного комплекса
  4. продукции для государственных нужд и госзакупок

Вопрос 39. В структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги.

  1. Да
  2. Нет

Вопрос 40. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …

  1. цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар
  2. нижний порог цены для участника сделки
  3. цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
  4. цена другой сходной сделки на сходный товар

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Коллегией адвокатов «Таможенный адвокат» АПМО.

Вопрос о размере обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости является одним из наиболее актуальных для таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности. Однако на сегодняшний день действующим законодательством не предусмотрены четкие критерии выбора основы расчета обеспечения, а также ограничения по его размеру.

В целях оценки обоснованности расчета обеспечения таможенными органами ЕАЭС необходимо провести сравнительный анализ норм международного законодательства, законодательства Евразийского экономического союза и РФ по вопросу определения размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в рамках дополнительной проверки. В первую очередь следует обратиться к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (далее – Киотская конвенция) как к основополагающему акту, принципы которого должны учитываться при формировании таможенного законодательства ЕАЭС. Согласно Киотской Конвенции «гарантия» означает признаваемое таможенной службой обеспечение исполнения обязательства перед таможенной службой. В соответствии с стандартом 5.2 таможенная служба определяет сумму гарантий. Согласно стандарту 5.6. в тех случаях, когда требуется представление гарантии, сумма представляемой гарантии должна быть возможно минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму пошлин и налогов, потенциально подлежащих взиманию.

Очевидно, что действующие в настоящее время нормы таможенного законодательства в части обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также практика применения обеспечения существенно расходятся с положениями Киотской конвенции, что оставляет возможность для необоснованного завышения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин налогов таможенными органами. В частности, на практике имели место ситуации, когда размер обеспечения превышал фактически уплаченные по итогам дополнительной проверки таможенные платежи в 23 – 25 раз. В таблице 1 приведены размеры обеспечения, а также фактически начисленные в результате дополнительной проверки суммы таможенных пошлин, налогов.

Таблица 1. Сравнительный анализ сумм обеспечения и фактически начисленными суммами подлежащих уплате таможенных платежей.

№ п/п Расчет обеспечения (руб.) Фактическая сумма зачета денежного залога (руб.) Превышение обеспечения над суммой ТП (кол-во раз)
1 9 384 260,02 367 163,19 25,56
2 698 363,54 30 205,39 23,12
3 2 095 090,62 90 845,48 23,06
4 8 995 795,31 350 606,78 25,66
5 10 475 543,04 405 982,03 25,8
6 1 745 908,85 75 500,03 23,12
7 1 047 545,31 45 138,10 23,21
8 9 558 850,90 370 428,49 25,8
9 10 475 453,04 405 434,18 25,84
10 1 745 908,85 74 959,11 23,29

Судебная практика также отражает случаи необоснованного завышения размера обеспечения таможенным органом. Так, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 № 05АП-9684/2015 суд согласился с доводами заявителя о том, что ввезенный заявителем товар не является коммерчески сопоставимым с товаром, стоимость которого была использована таможенным органом в качестве основы при расчете размера обеспечения уплаты таможенных платежей, поскольку товары ввезены на различных условиях поставки, в том числе без учета протяженности маршрута перевозки, транспортной инфраструктуры регионов и вида используемого транспорта, то есть по тем параметрам, которые непосредственно влияют на формирование таможенной стоимости ввозимого товара. По мнению суда, источник ценовой информации для определения размера обеспечения выбран таможенным органом некорректно, так как используемая таможней ценовая информация не сопоставима ни по условиям поставки, ни по производителям товаров, ни по количественным/весовым показателям. Суд заключил, что размер обеспечения, определенный таможенным органом, значительно превышает фактическую таможенную стоимость ввезенного товара. Таким образом, судом был сделан вывод о том, что таможенным органом неверно была выбрана основа для определения таможенной стоимости, следовательно, размер обеспечения был определен исходя из неверно определенной основы для определения таможенной стоимости. При этом таможенным законодательством не ограничен размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Таможенный кодекс ЕАЭС конкретизировал, на основании каких сведений должен определяться размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ТК ЕАЭС размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно в государстве-члене, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей, статьей 146 и пунктом 4 статьи 287 ТК ЕАЭС исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в ином размере.

В отличие от положений ТК ТС, пункт 5 статьи 65 ТК ЕАЭС установил порядок определения размера обеспечения в случае проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров. Так, в соответствии с указанным выше пунктом, для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 ТК ЕАЭС, может быть, в частности, использована:

  1. информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;
  2. таможенная стоимость товаров без учета заявленных вычетов и скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;
  3. таможенная стоимость товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Проект Федерального закона «О таможенном регулировании», внесенный в Государственную Думу РФ 28.04.2018 (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.06.2018), предоставляет возможность не применять обеспечение для декларанта и таможенного представителя при соблюдении определенных условий.

Пунктом 3 статьи 55 законопроекта предусмотрены случаи, когда обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется, в том числе условия неприменения обеспечения для декларантов:

  • совокупная сумма исполненной декларантом за три календарных года, предшествующих году, в котором подана декларация на товары, обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составляет не менее семи миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов декларанта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает размер обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять раз и более;
  • в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и неисполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
  • у декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствует не исполненная в срок, указанный в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Согласно законопроекту, для получения возможности не предоставлять обеспечение, в том числе в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости, декларант должен предоставлять в ФТС России информацию о стоимости активов, при этом порядок предоставления сведений должен устанавливаться ФТС России.

Пунктом 10 статьи 55 законопроекта предусмотрены условия неприменения обеспечения для таможенного представителя:
Размер обязанности по уплате таможенных платежей не превышает:

  • в 2018 году – 20% суммы обеспечения;
  • в 2019 году – 35% суммы обеспечения;
  • в 2020 и последующих годах – 50% суммы обеспечения исполнения обязанности таможенного представителя.

Таким образом, действующее таможенное законодательство ЕАЭС формируемое в настоящее время таможенное законодательство РФ предусматривает для декларантов и таможенных представителей возможность неприменения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при определенных условиях. Данные меры позволят участникам внешнеторговой деятельности избежать лишних бюрократических барьеров и затрат. Практическое применение вышеуказанных положений нового законопроекта даст основания для неприменения обеспечения в отношении добросовестных участников ВЭД, а возможно, для замены обеспечения современными методами таможенного контроля, основанными на применении информационных технологий.

Вместе с тем, в таможенной практике в настоящее время остаются проблемы, связанные как определением размеров обеспечения уплаты таможенных платежей в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости. В частности, таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрены ограничения по определению размеров обеспечения обязательств, при этом обеспечение в разы превышает сумму подлежащих уплате таможенных платежей. Процедура выбора основы для расчета обеспечения (например, стоимости идентичных либо однородных товаров) полностью отдана на откуп таможенному инспектору.

Учитывая названные выше проблемы, требуется разработать комплекс мер по регулированию порядка расчета и уплаты обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в частности:

  • автоматизация процесса определения размера обеспечения в целях сведения к минимуму участия в этом процессе таможенного инспектора;
  • проведение мониторинга работы таможенных органов по определению размеров обеспечения со стороны ФТС России с целью выявления случаев существенного завышения размеров обеспечения;
  • разработка предельных значений размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей по сравнению с фактически подлежащими уплате таможенными платежами (например, размер обеспечения не должен превышать 20% от сумм таможенных платежей, подлежащих уплате).


В статье рассматриваются: требования таможенного, валютного и внешнеторгового регулирования, которые необходимо выполнить при перемещении товаров через таможенную границу; таможенные льготы и преимущества компании, занимающейся организацией производства товаров в России; помощь, которую российское предприятие может получить от государства, выходя на внешний рынок с высокотехнологичной продукцией.


Ввоз технологического оборудования

Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному декларированию. Таможенная граница представляет собой пределы территории Таможенного союза, образованного Россией, Белоруссией и Казахстаном. На этой территории товары, произведенные в указанных странах, а также ввезенные из-за границы, прошедшие таможенное оформление и выпущенные для свободного обращения, могут перемещаться без таможенного контроля.

Обязанность по таможенному декларированию товаров возлагается на декларанта. По общему правилу таковым может выступать российское лицо, являющееся стороной контракта, в соответствии с которым товары перемещаются через таможенную границу. Таможенное декларирование может быть выполнено декларантом самостоятельно или с использованием услуг таможенного представителя (брокера) – российского юридического лица, включенного в реестр таможенных представителей, что подтверждается соответствующим свидетельством.

При таможенном декларировании подлежат уплате ввозные или вывозные таможенные пошлины, установленные в отношении соответствующих товаров, НДС, акцизы, а также сборы за совершение таможенных операций. Вместе с декларацией таможенному органу должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в отношении перемещаемых товаров (например, сертификаты или декларация о соответствии, лицензии, заключения и т. д.).

Для того чтобы знать размер таможенных платежей, подлежащих уплате, и документов, необходимых для осуществления ввоза или вывоза конкретного товара, нужно определить его классификационный код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Для этого могут потребоваться технические знания состава, свойств, функций товара и специальные знания правил классификации, а также принятых Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) классификационных решений, имеющих обязательную силу.

Так, машины для смешивания минеральных веществ с битумом классифицируются под кодом 8474 32 000 0 ТН ВЭД ТС, которому соответствует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. При этом НДС подлежит уплате по ставке 18% от таможенной стоимости (поскольку размер таможенной пошлины равен нулю). В качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям безопасности, должна быть представлена декларация о соответствии. Если оборудование будет доставляться в несобранном или разобранном виде (например, если оно громоздкое и его разобрали для удобства транспортировки), то, возможно, его части (компоненты) нужно будет задекларировать как самостоятельные товары с уплатой таможенных платежей по ставкам, относящимся к их кодам по ТН ВЭД ТС, с представлением соответствующих разрешительных документов.

Избежать такого риска позволяет использование Правила 2а Основных правил интерпретации ТН ВЭД, согласно которому товар, представленный в несобранном, разобранном и даже некомплектном или незавершенном виде, может классифицироваться под своим кодом при условии, что после сборки он будет обладать основным свойством комплектного или завершенного товара.

Если же поставка отдельных частей оборудования будет осуществляться не одновременно, а несколькими партиями в течение продолжительного периода времени, или если эти части будут закупаться у разных поставщиков, то для декларирования под одним кодом ТН ВЭД, относящимся к оборудованию, без применения особой процедуры таможенного декларирования не обойтись. Такая процедура применима только к товарам, классифицируемым в товарных позициях 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301, 9406 00 (за исключением мобильных домов, подсубпозиция 9406 00 110 0) и в позициях групп 84–86, 88–90 ТН ВЭД при соблюдении следующих условий:

1) получение декларантом предварительного решения о классификации, которое выдается в этом случае только ФТС России;

2) осуществление поставки компонентов товара в адрес одного получателя в рамках заключенной им внешнеэкономической сделки (поставка частей оборудования по нескольким внешнеэкономическим контрактам возможна, но при условии, что каждая отдельно ввозимая товарная партия будет поставляться в рамках одного контракта);

3) декларирование ввозимого товара одному таможенному органу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Применение особой процедуры таможенного декларирования требует тщательной подготовки и согласованной, скоординированной работы всех вовлеченных в нее лиц (поставщиков, технических специалистов, логистов, перевозчиков и др.).


Ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал

Для функционирования завода может потребоваться и другое технологическое оборудование, классифицируемое по коду ТН ВЭД, которому соответствует ненулевая ставка пошлины. В этом случае декларантом может быть рассмотрена возможность применения льготы по таможенной пошлине в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал предприятия. В частности, инвестором может выступить специально созданная для этого компания, приобретающая соответствующее оборудование.

Оценивая выгоду применения такой льготы, нужно учитывать сложность данного мероприятия: необходимость двойной регистрации изменений, вносимых в устав (сначала о намерениях осуществления вклада, затем о результатах), получения заключения оценщика, а также ограничения на использование и распоряжение товаром (его нельзя продавать, в том числе за границу, или сдавать в аренду). Обязанность по уплате таможенной пошлины может возникнуть и в случае выхода иностранного инвестора из числа учредителей или участников организации.

Подготовка к применению данной льготы обычно требует не менее шести месяцев. Кроме того, декларант обязан предоставлять таможенному органу отчетность о таком товаре не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа, что требует дополнительных административных усилий. Указанные ограничения и обязанности прекратят действовать по истечении пяти лет со дня выпуска товара таможенным органом, но он еще три года будет вправе проводить проверку их соблюдения в пределах пятилетнего срока. Если стоимость расходов на выполнение названных условий применения и соблюдения льготы близка к сумме таможенной пошлины, которую декларант может сэкономить за счет ее применения, или незначительно ниже ее, то не стоит тратить на это силы и время.


Приоритетный инвестиционный проект

Хозяйствующие субъекты партнеров России по Таможенному союзу (Беларуси и Казахстана) применяют также льготу по таможенной пошлине в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства – участника Таможенного союза. Данная льгота была введена по требованию Беларуси и Казахстана. Возможность ее применения обусловлена необходимостью установления во внутреннем (национальном) законодательстве определенных правил. Однако в России такие правила до сих пор не установлены, поэтому данная льгота не применяется. Это обусловлено тем, что исходя из обязательств России перед ВТО (к которой Россия присоединилась в 2012 г.), Российская Федерация не может предоставлять такие льготы вне рамок создания особых экономических зон (ОЭЗ).


Особые экономические зоны

Помимо налоговых льгот и обязательств государства по созданию инфраструктуры особые экономические зоны предусматривают возможность применения в отношении ввозимых товаров процедуры свободной таможенной зоны. В соответствии с данной процедурой технологическое оборудование, его компоненты и запасные части, а также сырье для производства продукции освобождаются при ввозе от уплаты таможенных пошлин и НДС, а также от применения мер нетарифного регулирования (в частности, от уплаты защитных, компенсационных и антидемпинговых пошлин). В отношении произведенной продукции в случае ее экспорта вывозные таможенные пошлины не подлежат уплате, а в случае выпуска в свободное обращение на территории Таможенного союза – подлежат, как и налоги, но по ставкам, относящимся к ввезенному сырью или произведенной продукции (при условии соблюдения критериев достаточной переработки), по выбору декларанта (в зависимости от того, что ему выгоднее с финансовой точки зрения).

Для применения указанных таможенных льгот организация должна быть зарегистрирована на территории соответствующей особой экономической зоны в качестве резидента и не иметь филиалов за ее пределами. Организации необходимо заключить соглашение с Минэкономразвития России, и сумма ее инвестиций должна быть не менее 4,5 млн долларов. США, из которых 1,5 млн будут проинвестированы в течение первого года после подписания соглашения.

В России создано уже семь особых экономических зон промышленно-производственного типа, не считая ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Крыму. В настоящее время рассматривается возможность создания еще двух.


Освобождение от уплаты НДС в отношении технологического оборудования, аналоги которого в России не производятся

Для применения данной льготы оборудование должно быть указано в перечне, утверждаемом Правительством РФ. Такой перечень постоянно изменяется и пополняется. В связи с этим можно инициировать внесение в него определенных дополнений в случае, если необходимое для приобретения оборудование производится только за границей.


Особенности определения таможенной стоимости технологического оборудования

Особенности определения таможенной стоимости технологического оборудования могут возникнуть, если его разработка осуществляется за рубежом и ее стоимость, оплачиваемая российским предприятием, не входит в стоимость технологического оборудования. В этом случае при определении таможенной стоимости оборудования его цена должна быть дополнена расходами на разработку.

Если ввоз оборудования осуществляется в качестве вклада в уставный капитал, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки не может быть применен, поскольку оборудование не является предметом купли-продажи. Обычно в силу уникальности оборудования и цели его ввоза таможенная стоимость определяется по резервному методу на основе заключения независимого оценщика и (или) договора страхования в случае его заключения.

Если собственником прав на «секретную формулу» нанобитума и способ его производства (изобретение / ноу-хау), товарный знак и (или) коммерческое обозначение выступает иностранное лицо, а российское предприятие будет использовать указанные права на основании лицензионного договора, предусматривающего выплату вознаграждения (роялти), у таможенных органов могут возникнуть вопросы по включению роялти в таможенную стоимость ввозимого технологического оборудования, а также сырья, используемого для производства нанобитума. Подобные лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость только при соблюдении условий, установленных таможенным законодательством. Оценка их соблюдения в каждом конкретном случае может быть произведена только после изучения всех обстоятельств, включая договорные отношения между правообладателем и лицензиатом, продавцом и покупателем, правообладателем и производителем.


Таможенные процедуры переработки

Для компаний, размещающих производство в России, могут представлять интерес таможенные процедуры переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления. Такие процедуры предусматривают полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимого сырья для производства. При этом условием процедуры переработки на таможенной территории является вывоз произведенной продукции за пределы Таможенного союза, но без уплаты вывозных таможенных пошлин. Последнее обстоятельство может оказаться весьма существенным, если такие пошлины установлены в отношении производимой продукции, например, битумных смесей на основе природного или нефтяного битума, асфальтовых смесей для дорожных покрытий, классифицируемых под кодом 2715 00 000 0 (ставка вывозной таможенной пошлины – 2,5% от таможенной стоимости).

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления направлена на стимулирование импортозамещения, т. е. импорта производства вместо импорта товаров. Она позволяет ввозить сырье и комплектующие без уплаты таможенной пошлины. Таможенная пошлина уплачивается по ставке, применяемой к продукции, произведенной из таких комплектующих. Соответственно, если ставка на готовое изделие нулевая, то таможенная пошлина не уплачивается ни в отношении ввозимых сырья и комплектующих, ни в отношении произведенной продукции. НДС при ввозе сырья и комплектующих уплачивается, но в соответствии с налоговым законодательством впоследствии может быть возмещен.

Основными условиями применения рассмотренной таможенной процедуры является включение соответствующего сырья в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также превышение суммой таможенной пошлины за ввозимое сырье суммы таможенной пошлины за произведенную продукцию (что гарантированно соблюдается при нулевой ставке пошлины в отношении последней).

Требования валютного контроля

При заключении российским предприятием с иностранным лицом договора, предусматривающего перемещение через государственную границу РФ товаров общей стоимостью выше 50 тыс. долларов США в эквиваленте, у российского предприятия возникает обязанность открыть в обслуживающем его банке паспорт сделки. Такой паспорт должен быть открыт в отношении каждого внешнеторгового контракта (договора). Открытие паспорта сделки и последующее предоставление в банк форм отчетности (справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах) является обязательным условием, без соблюдения которого нельзя осуществить платеж за рубеж или получить оплату от нерезидента без каких-либо санкций.

Паспорт сделки должен быть открыт не позднее даты регистрации таможенной декларации, в которой заявлен товар, являющийся предметом соответствующего договора.

Для оплаты в иностранной валюте организация обязана представить в банк справку о валютной операции, инвойс, выставленный иностранным контрагентом, и запрос на совершение платежа в иностранной валюте.

Справка о подтверждающих документах должна быть представлена в банк в течение 15 дней с даты регистрации таможенной декларации или выпуска товаров таможенным органом (в зависимости от того, какая дата является более поздней).

Кроме того, на резидента возлагается обязанность по обеспечению возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за поставляемые товары, в случае если таковые не ввезены в установленный договором срок, а также валютной выручки, подлежащей уплате за поставленные на экспорт товары.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение процедуры и сроков открытия паспорта сделки и представления форм отчетности, а также за невыполнение требований по репатриации валютной выручки. В целях минимизации таких рисков могут быть приняты следующие меры:

  • возложение на банк в договоре обязанности по открытию паспорта сделки и заполнению форм отчетности;
  • включение в договор поставки положений, предусматривающих применение к нерезиденту штрафных санкций за нарушение срока поставки товаров / оплаты товаров, поставленных на экспорт;
  • назначение работника организации, ответственного за своевременное оформление паспорта сделки и представление форм отчетности, а также за осуществление контроля над соблюдением иностранным контрагентом срока доставки / оплаты товаров, включая ведение предупредительной и претензионной переписки, подготовку проектов дополнительных соглашений к контракту о переносе срока;
  • утверждение внутренней инструкции по документообороту, включая взаимодействие с банком.

Поддержка экспорта

Государственная финансовая поддержка экспорта выражается в предоставлении Внешэкономбанку субсидий на кредитование иностранных покупателей российской высокотехнологичной продукции по конкурентным ставкам, а также на финансирование российских экспозиций на международных выставках. Несырьевой экспорт является объектом поддержки специально созданного Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭСКАР). Оно страхует риски неплатежа иностранными покупателями российской продукции. При этом применяются два основных подхода:

1) страхование кредита поставщика (защищает российских экспортеров, а также банки, предоставляющие им финансирование, от риска неплатежа иностранного покупателя);

2) страхование кредита покупателю (защищает российский или иностранный банк от риска невозврата кредита, предоставленного иностранному заемщику для оплаты по контракту за товары, экспортируемые из России).

Отечественные предприятия, выходящие на внешние рынки, могут получить информационную поддержку в торговых представительствах, подчиненных Минэкономразвития России, а также в недавно созданном Минпромторгом России Аналитическом центре по поддержке экспорта. При выявлении барьеров, препятствующих выходу отечественной продукции на рынки тех или иных государств или ставящих ее в неравные конкурентные условия, российские предприятия могут использовать механизмы ВТО для защиты от недобросовестной конкуренции.

Владимир Булавин: В таможне теперь на системном уровне устраняется возможность для коррупции. Фото: Сергей Куксин/РГ

Мы создаем практически полностью безбумажную среду, внедряем методы обработки и анализа больших массивов данных. Эти и другие наработки легли в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, утвержденной правительством в мае этого года.

Остановлюсь на том, что уже сделано за последние три года в рамках Комплексной программы развития ФТС России, принятой в 2017 году.

Фундаментом изменений стал перевод декларационного массива из таможенных постов и региональных таможен в центры электронного декларирования (ЦЭДы). Все оформление в России сконцентрировано в 16 таких "фабриках декларирования", благодаря которым удалось разделить документальный и фактический контроль товаров: декларации оформляются в ЦЭДах, а физически груз проверяется на таможенных постах. Это позволило свести к минимуму внешнее "влияние" на принимаемые решения.

Мы находимся на финишной прямой по пути к практически стопроцентному декларированию в ЦЭДах. Это позволило добиться единообразия выпуска: до реформы один и тот же товар в различных таможнях мог оформляться по-разному, что порождало немало разногласий и критики в наш адрес. Сейчас эта проблема исключена.

Теперь потоками документов проще "дирижировать", направляя декларации к свободным инспекторам внутри каждого ЦЭДа. Именно благодаря современным технологиям впервые в истории таможни мы на системном уровне устраняем возможность для коррупционных явлений, разрываем контакт предпринимателя с выпускающим инспектором. Переход на работу через ЦЭДы позволил снизить степень участия инспекторов при таможенном оформлении товарных партий.

Результаты нас обнадеживают: за первое полугодие 2020 года в автоматическом порядке зарегистрировано свыше 1,6 млн деклараций (71% от общего количества) и автоматически выпущено около 500 тыс. деклараций участников ВЭД низкого уровня риска. В итоге добросовестный бизнес может забыть о "часах", проведенных на таможне: время автоматической регистрации - 2 минуты, автовыпуска - около 3 минут. То есть на оформление безрисковых товарных партий уходит в среднем не более 4-5 минут.

Еще один важный шаг, который, уверен, заметили и по достоинству оценили все экспортеры и импортеры - переход на единые лицевые счета (ЕЛС). Раньше участники внешнеэкономической деятельности были вынуждены открывать в разных частях страны счета, привязанные к операциям в таможенных органах данного региона. Это приводило как к распылению финансовых средств, так и к дополнительным административным издержкам.

Теперь же в рамках реформы таможенного администрирования мы создали систему ЕЛС и в 2018-2020 годах плавно перевели все категории плательщиков на эти счета. Открыто уже свыше 320 тыс. единых лицевых счетов. Их внедрение упростило процесс расчетов и повысило эффективность управления денежными средствами: теперь у плательщиков есть возможность оперативного управления остатками и отслеживания задолженностей перед таможенными органами.

Учли и комфорт пользователей ЕЛС: все операции сейчас проходят с помощью удобного и современного интерфейса в "Личном кабинете участника ВЭД" на сайте ФТС. К слову, "Личный кабинет" мы также активно развиваем, наполняя его новыми сервисами и возможностями. Участник ВЭД может в режиме онлайн подать декларацию и сопроводительные данные, увидеть разрешительные документы, просмотреть сведения о банке и гарантиях, задолженности, получить информацию обо всех запретах и ограничениях на ввозимые и вывозимые товары. Число зарегистрированных пользователей кабинета в 2017-2019 годах увеличивалось в геометрической прогрессии и превысило 150 тыс. юридических и физических лиц.

Успешно достигнув поставленных целей в ходе реформ прошедших трех лет, мы заложили основу "таможни будущего" и перешли к планированию на более длительный срок. Стратегия-2030 - основополагающий документ, по которому будет развиваться служба в ближайшее десятилетие. Наша цель - полностью автоматическое совершение таможенных операций с использованием передовых цифровых технологий. Таможенное администрирование должно стать быстрым и удобным для бизнеса высокотехнологичным процессом.

Наглядным примером преображения таможни станет повышение скорости прохождения пунктов пропуска. По сути меняется само восприятие пункта пропуска на границе: он становится интеллектуальным и будет представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться, параллельно будут запущены системы электронной очереди и диспетчеризации. Стройная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение пункта пропуска для безрисковых товарных партий.

Разумеется, мы не забываем и о физической инфраструктуре пунктов пропуска, так как уже давно назрел вопрос об их модернизации. И таможенники свои предложения на этот счет неоднократно высказывали на различных публичных площадках. Отрадно, что работа в этом направлении началась: в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" для модернизации определены 37 экспортно ориентированных пунктов пропуска. Но нельзя на этом останавливаться. Всего у нас 261 действующий пункт пропуска по всем видам транспорта.

Другим важным направлением реализации Стратегии-2030 является технология оценки товарных партий в режиме онлайн. В зависимости от характеристик товара, условий его перемещения через границу и степени добросовестности декларанта система автоматически будет принимать решения о досмотре той или иной партии.

Быстро и правильно обработать, проанализировать и сопоставить большой массив данных вручную физически невозможно. Поэтому планируем максимально автоматизировать основной инструмент таможенного контроля - систему управления рисками. Это позволит оперативно выявлять факты несоответствия или искажения данных, проводить обоснованные проверки и досмотры, тем самым повысить эффективность работы таможни в целом, снизить административную нагрузку на добросовестный бизнес.

Рассчитываем, что применение современных технологий также повысит и привлекательность статуса уполномоченного экономического оператора, товарные партии которого по законодательству отнесены к "зеленому сектору", то есть к безрисковым поставкам. Таможня идет к тому, что поставки законопослушного бизнеса будут максимально быстро и предсказуемо проходить контроль.

Фото: Александр Гавриленко/РГ

Фото: Александр Гавриленко/РГ

В наших информационных базах накоплен огромный массив данных по миллионам перевозок. В дополнение к этому в постоянном режиме к нам поступают сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия от коллег из других ведомств, организован обмен информацией с зарубежными таможенными администрациями. Полученные сведения используются для пресечения попыток провоза контрабанды, контрафактных товаров, выявления случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и других нарушений.

Создание в России и ЕАЭС единой системы прослеживаемости товаров позволит анализировать цепочки поставок товаров с момента их выпуска таможней до реализации конечному потребителю в торговой точке. Такая система должна автоматически выявлять факты ввоза, продажи и перепродажи нелегальной продукции.

В рамках данного направления планируем наладить информационное взаимодействие с зарубежными партнерами на этапе движения товаров от производителя до границы ЕАЭС, внедрить цифровой валютный контроль, отслеживать движение и использование национальных ресурсов, прежде всего древесины и лесоматериалов.

К 2030 году практически вся работа Федеральной таможенной службы будет переведена в цифровую среду. Запланированы и уже реализуются необходимые мероприятия по созданию соответствующей ИТ-инфраструктуры. Нам нужна не просто мощная, но и сверхнадежная система, которая будет круглосуточно обеспечивать непрерывность таможенного оформления.

В этом году мы приступили к проектированию на базе Тверской таможни Главного центра обработки данных - ГЦОДа ФТС России. Его создание позволит обеспечить сохранность информации, высокую скорость ее обработки, бесперебойность работы баз данных. Параллельно прорабатывается проект по запуску Единого таможенного контакт-центра, на номер которого будут поступать все входящие телефонные звонки. Такой привычный для бизнеса с точки зрения клиентоориентированности шаг даст нам возможность оптимизировать потоки информации внутри ведомства и внедрить новые стандарты круглосуточной консультационной и технической поддержки участников ВЭД.

Трансформация таможенного администрирования меняет роль и место таможенного офицера. Уже сейчас - и этот тренд, уверен, будет продолжаться - для реализации цифровых проектов нам требуются специалисты со знанием методов анализа больших объемов данных, способностями к быстрому переобучению, готовностью применять технологии. Отсюда вытекает задача повышения эффективности управления кадрами, отбора и подготовки персонала, его мотивации. В ФТС трудятся немало профессионалов своего дела, много лет отдавших таможенной службе. Наша задача - создать им необходимые условия для повышения квалификации в сфере информационных технологий.

Уделено значительное внимание мерам по обеспечению достойных и конкурентных условий службы в таможенных органах. Речь не только о стабильной зарплате, но и о возможностях карьерного роста, улучшении условий труда, льготном санаторно-курортном обслуживании, качественной ведомственной медицине.

При разработке Стратегии-2030 мы исходили из принципа "незаметность для бизнеса и результативность для государства", ведь идущая в ногу со временем таможня - залог успешного развития сферы внешней торговли и стабильного поступления платежей в государственную казну. Таможня, открытая изменениям, - один из ключевых партнеров для бизнеса в контексте снижения трансграничных издержек, появления новых ниш и направлений для бизнеса, выхода на ранее не освоенные российскими компаниями рынки.

Уверен, что реализация Стратегии-2030 позволит существенно улучшить деловой климат в России. В результате реформирования добросовестный бизнес получит понятные фискальные требования, быстрое и комфортное прохождение таможенных процедур. Для государства обновленная таможня станет гарантом защиты внутреннего рынка, будет способствовать развитию несырьевого экспорта, многоформатному экономическому взаимодействию на всем пространстве ЕАЭС. Таким образом, создание в ближайшее десятилетие высокотехнологичной таможенной службы - задача общероссийской важности. Мы будем стараться выполнить ее достойно и в срок!

Читайте также: