Инвестиционная деятельность в нашей стране регулируется налоговым кодексом

Опубликовано: 26.04.2024

  • +
    –
    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 3. Объекты капитальных вложений
    • Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
    • Статья 5. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
  • +
    –
    Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст.ст. 6 - 10)
    • Статья 6. Права инвесторов
    • Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
    • Статья 8. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности
    • Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений
    • Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
    • Статья 10.1. Особенности договоров аренды земельного участка, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • +
    –
    Глава III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст.ст. 11 - 14)
    • Статья 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
    • Статья 12. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций
    • Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений
    • Статья 14. Проверка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и достоверности их сметной стоимости
  • +
    –
    Глава IV. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений (ст.ст. 15 - 18)
    • Статья 15. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
    • Статья 16. Защита капитальных вложений
    • Статья 17. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
    • Статья 18. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • +
    –
    Глава V. Основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления (ст.ст. 19 - 20)
    • Статья 19. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
    • Статья 20. Муниципальные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
  • +
    –
    Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 21 - 23)
    • Статья 21. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 23. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

С изменениями и дополнениями от:

2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 17 июня, 23 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 12 декабря 2011 г., 28 декабря 2013 г., 3 июля 2016 г., 26 июля 2017 г., 25 декабря 2018 г., 2 августа 2019 г., 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 15 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

25 февраля 1999 года

Под инвестиционной деятельностью в настоящем законе понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Устанавливается, что лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов и не являющиеся инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором с инвестором. Закон не ограничивает круг лиц, которые могут быть инвесторами. Законом установлено, что права разных категорий инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности могут быть ограничены только федеральными законами. Также закон устанавливает принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также определяет порядок осуществления государственных капитальных вложений.

Устанавливается, что все инвестиционные проекты до их утверждения подлежат экспертизе, в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Кроме того, все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 4 марта 1999 г. N 41-42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. N 9 ст. 1096

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 и подпункта "а" пункта 2 статьи 4 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

С одной стороны, постоянно идут разговоры о повышении инвестиционной привлекательности для физических лиц, с другой - государство регулярно придумывает новые издержки, чтобы «жизнь медом не казалась», а казна пополнялась. О том, какое налогообложение инвестиционной деятельности для российских вкладчиков предусмотрено в 2021 году буду разбираться для вас далее в этом материале.

Изменения вступают в силу, как правило, в начале года. Согласно последним инновациям, если прибыль превышает 5 млн. в год, то ставка НДФЛ увеличивается до 15%. Итоговый показатель формирует и доход от акций, и с депозитов, и даже прибыль, полученная при продаже недвижимости. В целом - все источники денег, поэтому как никогда важно разобраться в нюансах и подводных камнях.

Оглавление:

Нужно ли платить налог от инвестиций

Да, однозначно да. По законодательным правилам нашей страны, налогообложение инвестиций - обязательный атрибут деятельности физических лиц, независимо от того, какое время вы в сегменте инвестиций и сколько заработали. Фактически многое - это налог на прибыль, например, после торговли на бирже за вас платит брокер, но с денег клиента, с депозита - банк, с аренды - вы сами. Традиционно, налогообложение происходит по формуле простого процента, а вот инвестирование (начисление прибыли по депозитам в банках, онлайн-проектах) по формуле сложного процента, а как она работает можно узнать из материала на www.gq-blog.com.

Налоговая ставка для частных инвесторов в России

Рассматривая общие нормы, стоит обозначить: в России резиденты должны платить 13% как налог на доход физических лиц, а нерезиденты - 30%. Налог - как бы не хотелось его не платить, является обязательным условием деятельности не только крупных компаний, но и обычного инвестора с небольшим капиталом для вложений. Предлагаю разобраться в определенных нюансах по типичным инвестиционным инструментам, чтобы понимать, сколько же получим в итоге, отминусовав все, что нужно. Это позволит оценивать возможные риски, и просчитывать потенциальную доходность.

Депозиты

Сегодня с прибыли изымается 13%, и банк в этом случае является налоговым агентом, автоматически оплачивая издержки из вашей прибыли и отдавая «чистые» деньги на руки. Согласно новому Закону, начиная с 2022 года, налогом будет облагаться не весь доход по депозитам, а лишь прибыль за вычетом необлагаемого процентного дохода. Он зависит от ключевой ставки на начало года, например, на 1 января 2021 она составляла 4,25%. При этом доход не должен быть выше за год, чем 1 млн. рублей. Значит оплатить издержки нужно будет с максимальной суммы до 42500 рублей. Если выше - применяется другая налоговая норма.

Недвижимость

Актуальные виды налогообложения предусматривают оплату издержек собственников различного вида недвижимости, согласно Налоговому Кодексу. Поскольку любая недвижимость является потенциальной инвестиций (вы можете продать ее дороже, чем купили или сдать в аренду), то такой инструмент также в списке «обязательных» для инвесторов во время составления декларации.

Налоговые ставки для собственников недвижимости

Размер налоговой ставки, % Объекты и их особенности
0,1 от кадастровой стоимости С гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, с площадью не больше 50 кв.м, предназначенных под ИЖС, личных подсобных хозяйств, содержание садов, огородных участков, дач, постройки, что в стадии строительства, если они в будущем будут применены под жилье.
2% Недвижимое имущество, что оценено свыше 300 млн. руб.
0,5 Все остальные объекты.

Для физических лиц расчет производят работники налоговой службы, а вот юридические должны это делать самостоятельно.

Фондовый рынок

Система налогообложения подразумевает, что прибыль, полученную на торговле акциями или облигациями, нужно уменьшить на 13% (или 30%, если физическое лицо не резидент России). Но вот есть определенные нюансы, если зарабатываете на акциях и облигациях иностранных компаний или государств. Ключевая разница сосредоточена в таких аспектах:

  1. В случае приобретения иностранных акций, разница между покупкой и продажей формируется в рублях. Например, купили 10 ценных бумаг за 30 долларов, когда курс был 65 рублей за 1$. Продали за те же 30$, но доллар оценивался в 75 рублей. С каждых 10 рублей нужно оплатить налог.
  2. В случае торговли корпоративными облигациями, необходимо добавить купонный доход. Представим: купили облигацию по 95% с купоном 10%, и при этом выплачивали его вам последний раз квартал назад. К цене облигации добавляется 2,5%, а общая сумма в день покупки - 97,5%. Еще через квартал вы продали облигацию по 99%, но купонный налог уже оставляет 5%. Таким образом, налог государству на доход оплатите на сумму разницы между 104% и 97,5%.

Валютные операции

Представим ситуацию: вы разобрались, что такое валютные пары, и решили на них заработать. Разумеется, без услуг брокера вам не обойтись. Налог изымается с учетом разницы между тем, что продали и тем, что купили - фактически это вся прибыль. Плюс, нужно оплатить услуги брокера и депозитария. Если разница между покупкой и продажей отрицательная (продали дешевле, чем купили), сумма облагаемого налога уменьшается.

Рассмотрим на простом примере. Вы купили ценных бумаг на 200 тысяч рублей, продали на 250 тысяч, получив 50 тыс. чистой прибыли. Затем вы купили на 200 тысяч, а продали на 190 тысяч, получив убыток 10 тыс. рублей. В итоге, за операции вы получили чистый доход 40 тыс. рублей, из которых нужно оплатить государству 13%.

Льготы по налогообложению инвестиций

Актуальное налогообложение инвестиционной деятельности физических лиц предусматривает определённые льготы, но их, к слову, не так много. На самых популярных остановлюсь далее.

  1. Если вы владеете недвижимостью меньше 3-х лет, затем ее продаете, то платите 13% подоходного налога. Но если больше 5, то издержки не взымаются. Валюта также приравнивается к имуществу.
  2. Налоговый вычет, но не более чем 52 тысяч рублей на средства, что лежат на брокерском счету не менее 3-х лет.

За что платит инвестор

Меня всегда интересовал вопрос - почему я должна платить государству, когда сама заработала на стартовый капитал для инвестирования, и почему принципы налогообложения учитывают только финансовую поддержку самой страны, а не отдельных вкладчиков? В нашей стране, как и в других государствах, используется правило пропорционального налогообложения - чем выше прибыль, тем больше размер налоговых издержек, но в случае фиксированного процента. Суммируя все, что сказано выше, можно подвести черту - за что же платит налоги инвестор:

  • за недвижимость в случае владения, продажи ее или на прибыль, полученную от аренды;
  • за прибыль по депозитам;
  • за разницу между затраченными и полученными деньгами в случае покупки акций, облигаций;
  • на доход от дивидендов как иностранных, так и российских компаний, и по сути, вложения в бизнес с целью получения дохода, являются аналогичным инструментом.

Рекомендую наперед узнавать не только, какой потенциальный доход можно получить, но и во сколько обойдутся услуги брокера, депозитария, как именно происходит налогообложение инвестиций, например, открывая счет в «Тинькофф», есть инструкция и калькулятор с указанием всех вычетов. Часто государство путает понятия «спекулянт» и «инвестор», хотя в первом случае нет ничего плохого - это способ получения денег на основе своих знаний, оценки рынка и быстрого решения о покупке или продаже активов.

Обратите внимание: потери по работе с ценными бумагами сальдировать нельзя. Таким образом, не получится учитывать убыток от потери в цене акции, что куплена в долларах, и прибыль от продажи фьючерса на курс евро/доллар. А вот юридическое лицо это сделать может, поскольку налоги начисляются на сальдированную прибыль. Принципиально наперед узнать не только о том, что такое фьючерсы, но и то, как начисляется налог. Важно обозначить термин «бумажный доход». Например, в 2018 году купили акцию, и она растет в цене, но вы ее не продаете, хотя учитываете, что, продав в 2021 или 2022 придется заплатить издержки. На срочном рынке налог взымается в конце каждого торгового дня.

Ежегодно меняются условия, как в сегменте налогообложения строительных организаций, так и для инвесторов, чем суммарный депозит в банках превышает 1 млн. рублей. Необходимо помнить, что налоговый период начинается с 1 января и длится 1 календарный год. По его истечению необходимо подавать налоговую декларацию. Остается пожелать каждому разобраться в нюансах оплаты издержек, эффективности каждого инвестиционного инструмента, чтобы вложить свои средства безопасно и регулярно получать солидный доход.

ЛЕКЦИЯ № 2. Характеристика и экономическая сущность инвестиций

1. Формы и методы государственного регулирования

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Формы и методы государственного регулирования, а также порядок принятия решений и проведения экспертизы проектов, раскрываются в третьей главе данного закона.

Государственное регулирование включает:

1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности);

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности.

Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности.

Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия.

Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности осуществляются путем:

1) установления налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

2) защиты интересов инвесторов;

3) предоставления в пользование земли и природных ресурсов на льготных условиях;

4) расширения строительства объектов социально-культурного назначения с большим использованием средств населения или других внебюджетных источников;

6) применения антимонопольной политики;

7) расширения возможностей при осуществлении кредитования;

8) развития в Российской Федерации финансового лизинга;

9) проведения в соответствии с темпами инфляции переоценки основных фондов;

10) помощи в создании собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета.

Формами прямого участия являются:

1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета;

2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета;

3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ;

4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности;

5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов;

8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением;

9) выпуск облигационных займов;

10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

11) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

Порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений, определяется ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Решения принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти.

В федеральном бюджете Российской Федерации предусмотрены расходы на финансирование государственных капитальных вложений.

Они должны являться частью расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ.

Счетная палата Российской Федерации проводит контроль за эффективным использованием средств.

Все инвестиционные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Это проводится независимо от источников финансирования и форм собственности объекта.

Проводится экспертиза для предотвращения нарушения прав физических и юридических лиц и интересов государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.

В соответствии с гл. 5 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами местного самоуправления.

Методы и формы такого регулирования такие же, как на федеральном уровне.

Но также могут использоваться и другие, но не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. Прибыль как источник инвестиций

Все увеличение прибыли определяется ценовым фактором. Нехватку финансовых ресурсов организации стараются восполнить за счет увеличения цен на свою продукцию.

Однако повышение цен приводит к проблемам, связанным с продажей продукции, и, как следствие, ведет к производственному спаду.

Это может грозить банкротством многим предприятиям.

Правительство разрабатывает меры, которые облегчат фирмам создание необходимых финансовых ресурсов для развития производства, тем более что сейчас они представляют собой один из главных источников капиталовложений в экономику.

Однако в условиях ожидания высокого уровня инфляции и отсутствия во многих отраслях конкурентной борьбы за рынок сбыта изготавливаемой продукции, высвобождение ресурсов для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает важного влияния на принятие решений по поводу инвестиций.

Рост инфляции обесценил собственные средства фирм, полученные за счет амортизационных отчислений, а этот источник капиталовложений фактически девальвировал.

Чтобы увеличить устойчивость таких накоплений предприятий, в августе 1992 г. правительство приняло решение о переоценке основных средств для установления их балансовой стоимости, которая будет соответствовать ценам и условиям воспроизводства.

Увеличение стоимости амортизационных отчислений и самих основных средств организаций пропорционально темпам инфляции дает увеличение источников собственных средств для финансирования капиталовложений.

Антиинфляционная защита амортизационного фонда могла бы стать одной из значимых мер по увеличению внутренней инвестиционной деятельности путем постоянной индексации балансовой стоимости основных фондов. Резкий рост дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При недостаточности бюджетных средств как потенциального источника государственных инвестиций предприятие будет вынуждено перейти на кредитование, взамен безвозвратного бюджетного финансирования. Усилится контроль за целевым использованием кредитных льгот. Для создания гарантий возвратности кредита будет распространятся система залога имущества в недвижимости, к примеру земли.

Об этом говорится в Законе от 29.05.1992 г. № 2872-I «О залоге». Централизованные вложения государства планируется направлять на реализацию региональных программ, создание весьма эффективных структурообразующих объектов, преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, поддержание федеральной инфраструктуры, решение наиболее острых экономических и социальных проблем.

Привлечение в инвестиционную сферу средств населения путем сбыта акций приватизируемых организаций и инвестиционных фондов является не только источником капиталовложений, но и одним из путей защиты от инфляции собственных сбережений граждан.

Инвестиционную активность населения можно стимулировать с помощью установления в инвестиционных банках более высоких процентных ставок по личным вкладам по сравнению с иными банковскими учреждениями, привлечение денежных ресурсов населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, которые участвуют в инвестировании предприятия, определенного права на покупку его продукции по заводской цене и т. п.

Для наплыва сбережений населения на рынок капитала необходимы посреднические финансовые организации.

Однако нужно обеспечить защиту тем, кто хочет вложить собственные деньги в фондовые ценности.

Для этой цели устанавливается жесткий государственный контроль за организациями, претендующими на привлечение средств населения.

Главный фактор, оказывающий влияние на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений – это финансово-экономическая нестабильность.

Накопления предприятий и населения обесцениваются за счет инфляции, она существенно снижает инвестиционные возможности этих предприятий. Тем не менее нехватка внутреннего инвестиционного потенциала может считаться относительной.

3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

2) Земельный кодекс Российской Федерации;

3) Налоговый кодекс Российской Федерации;

4) Закон о недрах;

5) Закон о Центральном банке Российской Федерации;

6) Закон о банках и банковской деятельности;

7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;

8) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

Несколько законов специального регулирования:

1) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

3) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

4) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

5) Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;

6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;

7) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

8) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

а) высшей юридической силы – федеральные конституционные и федеральные законы;

б) международные договоры;

в) законодательство субъектов федерации;

2) подзаконные акты:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) межправительственные постановления;

в) правительственные постановления;

г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

д) ведомственные акты – приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

е) постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

а) административные акты участников инвестиционной деятельности;

б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

1) по налогу на прибыль;

2) налогу на имущество;

3) транспортному налогу;

4) налогу на операции с ценными бумагами;

5) акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

1) размера инвестиций;

2) рода деятельности субъекта;

3) длительности предоставления льгот;

4) целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:

1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

2) реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);

3) равенство прав инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства – это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.


Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040166) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260042);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250106);

Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020032) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096).

Принят
Государственной Думой
15 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 215-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);

срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение (абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ);

совокупная налоговая нагрузка - расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

(Абзац дополнительно включен с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, на отношения, связанные с вложениями инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

(Часть дополнительно включена с 11 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 22-ФЗ; дополнена с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Объекты капитальных вложений

1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24_2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).

3. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом (пункт дополнен с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

5. Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Статья 5. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1. Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ: в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Статья 8. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 10_1. Особенности договоров аренды земельного участка, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Договором аренды земельного участка, заключенного в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, для строительства (создания) объекта недвижимости, в том числе многоквартирного дома (далее - договор аренды земельного участка), может быть предусмотрено заключение дополнительного соглашения о передаче арендодателю части помещений во вновь созданном объекте недвижимости в соответствии с установленным сторонами договора распределением между ними общей площади такого объекта недвижимости. Положения настоящей статьи не применяются, если арендодателями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Существенными условиями указанного в пункте 1 настоящей статьи договора аренды земельного участка помимо установленных законодательством Российской Федерации для соответствующего вида договора являются:

1) обязательство лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, обеспечить передачу по результатам строительства определенной доли общей площади жилых и (или) нежилых помещений арендодателю в соответствии с соглашением, предусмотренным подпунктом 3 настоящего пункта, максимальный срок выполнения такого обязательства;

2) доля общей площади жилых и (или) нежилых помещений, которая должна быть передана в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) обязательство сторон договора аренды земельного участка в течение трех месяцев со дня получения разрешения на строительство заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, содержащее описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений с указанием их местоположения на плане создаваемого объекта недвижимости и планируемой площади таких помещений в отношении каждого помещения, подлежащего передаче арендодателю лицом, заключившим договор аренды земельного участка, после получения таким лицом разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, в том числе наименование и (или) назначение строящегося помещения, номер этажа, на котором будет находиться такое помещение (если помещение входит в состав строящегося многоквартирного дома или иного многоэтажного здания, в том числе здания, имеющего подземные этажи), и номер помещения (при наличии);

4) обязанность лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, не распоряжаться до государственной регистрации дополнительного соглашения жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения), которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

5) право лица, с которым заключен договор аренды земельного участка, только после государственной регистрации дополнительного соглашения, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, распоряжаться жилыми и (или) нежилыми помещениями (правами на жилые и (или) нежилые помещения), которые не подлежат передаче арендодателю в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.

Налоговый кодекс РФ
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?


В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Читайте также: