Филиалы и представительства обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов

Опубликовано: 13.05.2024

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц - плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

Комментируемая статья посвящена исполнению обязанностей налоговыми органами.

В то время как статья 31 НК РФ посвящена правам налоговых органов, статья 32 НК РФ регламентирует их обязанности. По аналогии с правами в данной статье указаны только основные обязанности налоговых органов, а также предусмотрена возможность наделения налоговых органов иными обязанностями в других нормах НК РФ.

При этом те обязанности, которые не следуют из норм законодательства, у налоговых органов отсутствуют.

Например, НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.

Аналогичная позиция указана в письме ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17710.

В НК РФ реализуется подход, согласно которому обязанность налогового органа корреспондирует с правом налогоплательщика.

В частности, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

С указанной обязанностью налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать письменную информацию от налоговых органов.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-08/89.

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 N А40-37576/03-80-434 суд отклонил довод налогового органа о том, что налоговое законодательство не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать необходимую информацию, в том числе недостающие документы, поскольку представление документов является обязанностью налогоплательщика, не освобождает налоговые органы от обязанности осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 32 НК РФ).

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 N А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 N 08АП-7719/2009 указано, что для реализации права на возврат налога налогоплательщику необходимо подать в налоговый орган письменное заявление. Обязанность налогового органа возвратить сумму налога возникает на основании поданного в установленный срок заявления. Следовательно, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 N А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для списания задолженности по налоговым платежам. Как отметил суд, не отрицая отсутствие такой возможности у налогового органа, необходимо также учитывать обязанность налогового органа отражать достоверную информацию, отражающую реальное состояние расчетов налогоплательщика по налоговым платежам.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 N А38-3375/2009 суд указал, что для того, чтобы считать, что у налогоплательщика имеется недоимка, налоговому органу необходимо доказать, что к определенному сроку налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 N А57-16460/2009 отмечено, что статья 32 НК РФ не устанавливает обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения. Аналогичным образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 N А46-23597/2008 разъяснено, что ни глава 26.3 НК РФ, ни региональный закон о едином налоге на вмененный доход не предусматривают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им ЕНВД.

ФНС России в письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 разъяснила, что согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов налоговые органы обязаны направлять материалы в следственные органы.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 32, 139 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 91, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обосновано исходил из того, что действия налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы Российской Федерации материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела соответствуют действующему законодательству.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 21, 23, 32, 52, 78 Налогового кодекса разъяснениями, изложенными в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока, установленного для обращения в арбитражный суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 21, 32, пунктами 1, 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о пропуске налогоплательщиком срока на обращение с соответствующим заявлением в инспекцию, что привело к выводу об утрате предпринимателем права на внесудебный порядок возврата налога.

Организации — налогоплательщики и плательщики сборов в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги и (или) сборы. Их обособленные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами (ст. 19 НК РФ), но исполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. У бухгалтеров организаций, имеющих обособленные подразделения, нередко возникают трудности при определении места (налоговой инспекции), куда следует подавать отчетность и уплачивать налоги. Эксперты журнала подготовили таблицу, которая поможет безошибочно определить, как платить налоги и представлять отчетность — по месту нахождения головной организации или обособленного подразделения.

Таблица.

Налоговая отчетность по месту нахождения

Уплата налога по месту нахождения

головной организации

обособленного подразделения

головной организации

обособленного подразделения

Организации с филиалами, применяющие общую систему налогообложения

Налог на прибыль

Налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ)

Налоговая декларация представляется:
— по доле прибыли обособленных подразделений, расположенных в субъекте РФ по месту нахождения головной организации, если налог не уплачивается централизованно;
— по доле прибыли обособленных подразделений, находящихся вне субъекта РФ, где зарегистрирована головная организация

Сумма налога и авансовых платежей в федеральный бюджет уплачивается в целом по организации без распределения по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). В бюджет субъектов РФ налог уплачивается по головной организации и обособленным подразделениям, которые расположены в том же субъекте РФ. При этом налог по обособленным подразделениям уплачивается организацией централизованно

В бюджет субъектов РФ по прибыли обособленных подразделений, которые расположены вне субъекта, где находится головная организация или в указанном субъекте РФ, при условии неприменения организацией централизованной уплаты налога (ст. 288 НК РФ)

Налог на добавленную стоимость

Декларация представляется в целом по организации по месту ее учета (п. 5 ст. 174 НК РФ)

В целом по организации по месту учета в налоговых органах (ст. 174 НК РФ)

Единый социальный налог

Расчет по авансовым платежам и декларация по налогу предоставляются по выплатам сотрудникам головной организации и обособленных подразделений, у которых нет отдельного баланса, расчетного счета и нет начислений в пользу физических лиц (три признака самостоятельности)

Расчет по авансовым платежам и декларация по налогу предоставляются обособленным подразделением, отвечающим трем признакам самостоятельности по выплатам сотрудникам этого подразделения (п. 8 ст. 243 НК РФ)

С выплат сотрудникам обособленных подразделений, которые не отвечают трем признакам самостоятельности, и головной организации

С выплат сотрудникам обособленного подразделения, которое отвечает трем признакам самостоятельности (п. 8 ст. 243 НК РФ)

Налог на имущество организаций [1]

Налоговая декларация (расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество представляют по движимому и недвижимому имуществу головной организации и обособленных подразделений, которые не имеют отдельного баланса (ст. 386 НК РФ)

По движимому и недвижимому имуществу обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс (ст. 386 НК РФ)

По движимому и недвижимому имуществу головной организации, а также обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса

По движимому и недвижимому имуществу, находящемуся на балансе каждого обособленного подразделения, которое выделено на отдельный баланс (ст. 384 НК РФ)

Организации с филиалами, применяющие упрощенную систему налогообложения

Налог, уплачиваемый при УСН

Налоговая декларация на основании пункта 1 статьи 346.23 НК РФ представляется по организации в целом

По организации в целом по месту ее учета (п. 6 ст. 346.21 НК РФ)

Для всех организаций с филиалами, независимо от налоговой системы

Налог на доходы физических лиц

Сведения о доходах физических лиц представляются по форме 2-НДФЛ по выплаченным суммам сотрудникам головной организации (п. 2 ст. 230 НК РФ)

Сведения о доходах физических лиц представляются по форме 2-НДФЛ по выплатам, произведенным сотрудникам обособленного подразделения (письмо Минфина России от 3.12.2008 № 03-04-07-01/244)

С выплат, начисленных и выплаченных сотрудникам головной организации (п. 7 ст. 226 НК РФ)

С дохода, начисленного и выплаченного обособленными подразделениями своим сотрудникам. При этом подразделение должно быть наделено по доверенности соответствующими полномочиями (п. 7 ст. 226 НК РФ)

Транспортный налог [2]

Налоговая декларация (расчет по авансовым платежам) по налогу представляется по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения головной организации (п. 1, 2 ст. 363.1 НК РФ)

Налоговая декларация (расчет по авансовым платежам) по налогу представляется по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1, 2 ст. 363.1 НК РФ)

По транспортным средствам, место регистрации которых совпадает с местом регистрации головной организации (п. 1 ст. 363 НК РФ)

По транспортным средствам, место регистрации которых совпадает с местом регистрации обособленного подразделения (п. 1 ст. 363 НК РФ)

Страховые взносы в ПФР

Декларация (расчет авансовых платежей) по страховым взносам в ПФР представляется по организации в целом (включая все ее обособленные подразделения). При этом заполняется раздел 2.3 декларации (расчета авансовых платежей)

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц [3], представляют декларации (расчеты по авансовым платежам) по страховым взносам в ПФР (см. Порядок заполнения декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам [4])

С выплат работникам головной организации и обособленных подразделений, не выплачивающих доход своим сотрудникам (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ)

С выплат работникам обособленного подразделения, которое начисляет и выплачивает вознаграждения физическим лицам, а также имеет отдельный баланс и расчетный счет [3]

Взносы на травматизм

Расчетная ведомость по форме 4-ФСС РФ с выплат работникам головной организации и обособленных подразделений, не производящих выплат своим сотрудникам и не имеющих отдельного баланса и расчетного счета (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ)

Расчетная ведомость по форме 4-ФСС РФ представляется обособленным подразделением с выплат своим работникам. Обособленное подразделение должно иметь отдельный баланс, расчетный счет и производить выплаты своим сотрудникам (см. порядок заполнения Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) [5]

С выплат работникам головной организации и обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не осуществляющих выплат своим сотрудникам (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ)

С выплат сотрудникам обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и производящего выплаты своим сотрудникам (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ)

1. По объектам недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, но находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, отчетность представляется и налог уплачивается (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества (ст. 385 НК РФ).

2. Для транспортных средств местом нахождения признается (п. 5 ст. 83 НК РФ): место (порт) приписки, место государственной регистрации или место нахождения (жительства) собственника имущества.

3. См. письмо Минфина от 31.10.2008 № 03-04-06-02/119.

4. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н.

5. Расчетная ведомость по форме 4-ФСС РФ утверждена постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111.



1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
- уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
- списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

1. Что открывать: филиал, представительство иностранной компании или ООО с иностранным участием? Отличия, плюсы и минусы.

При ведении иностранной компанией деятельности на территории РФ необходимо определить, приводит ли эта деятельность к образованию постоянного представительства или нет.

Решение этого вопроса необходимо для правильного исчисления налогов на территории РФ. Понятие «постоянное представительство» имеет в налоговом законодательстве специальное значение, отличное от гражданско-правового термина «представительство юридического лица», определяемого ст. 55 ГК РФ. Это понятие, не имея организационно-правового значения, устанавливает налоговый статус иностранной организации.

Если деятельность иностранной компании образует постоянное представительство, то у нее возникают налоговые обязательства в соответствии с законодательством РФ: доходы иностранной организации, полученные через представительство, образованного на территории РФ облагаются налогами в РФ.

Если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то налогом на прибыль облагаются только доходы компании, полученные от источников на территории РФ. Компания не несет обязанностей по исчислению и уплате НДС (налог определяется и удерживается налоговыми агентами), а также налога на имущество (за исключением объектов недвижимого имущества).

Оценка компании, как образующей или не образующей постоянное представительство зависит от того, какая деятельность осуществляется на территории РФ и от документального оформления ведения этой деятельности.

Понятие «постоянное представительство» иностранной компании установлено п. 2 ст. 306 НК РФ, которой предусмотрено, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли, понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с продажей товаров, проведением работ по строительству и монтажу, оказанием услуг. Исключением является деятельность подготовительного и вспомогательного характера.

  • Иностранная компания зарегистрировала представительство на территории РФ. При этом компания решила, что если представительство не получает оплаты от покупателей и не заключает договоров, то постоянное представительство не образуется.
  • Однако в штате представительства заявлена официально должность «менеджер по продажам».
  • Сотрудники представительства ведут переписку по эл. почте касательно исполнения конкретных сделок (то есть ведут деятельность, направленную на получение дохода).
  • При таких условиях представительство иностранной компании может быть признано постоянным представительством в целях налогообложения.

Иностранные компании могут присутствовать в РФ в форме представительства иностранного юридического лица или в форме филиала иностранного юридического лица. Предполагается, что представительство не осуществляет коммерческой деятельности и занимается только обслуживанием головной компании, является неким маркетинговым подразделением на территории РФ. Тогда как филиал — структура, которая занимается коммерческой деятельности, заключает коммерческие договоры и исполняет на территории РФ — это уже коммерческое подразделение иностранного юридического лица на территории РФ, которое является самостоятельным плательщиком налогов в РФ, т.е. то самое «постоянное представительство».

Особо обращаем внимание, что в любой организационно-правовой форме может возникнуть «постоянное представительство» для целей налогообложения с момента ведения коммерческой деятельности.

Также необходимо учитывать, что существует такое понятие как «зависимый агент». Наличие зависимого агента на территории РФ приводит к образованию «постоянного представительства».

Зависимый агент — это юридическое или физическое лицо, которое представляет интересы иностранной организации в РФ. При этом зависимый агент:

  • Действует от имени иностранной организации на основании договора. Полномочия зависимого агента могут быть оформлены доверенностью либо договором поручения, агентирования и т.д.
  • Имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени организации контрактов или согласование их существенных условий (например, цены, сроков, объемов поставок).
  • Своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации.
  • Не является обычным посредником (т.е. деятельность от имени иностранной организации не является его основной деятельностью).

Поэтому, при принятии решения об организационно-правовой форме присутствия иностранной компании в РФ, необходимо исходить из планируемой деятельности.

2. Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?

Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.

Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.

Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.

В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.

Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица. Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара. Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией. Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.

В ситуациях ведения торговой деятельности иностранной компанией на территории РФ мы рекомендуем нашим клиентам работать по схеме учреждения иностранной компанией на территории РФ российского юридического лица.

3. Можно ли создать обособленное подразделение филиала иностранной организации?

Филиал иностранной компании не может иметь обособленного подразделения, т.к. он сам является обособленным подразделением иностранной компании. И если иностранная компания планирует вести деятельность в другом регионе РФ, то необходимо проходит процедуру регистрации еще одного филиала.

4. Какие налоги должно платить представительство (филиал) иностранной компании?

Так как представительство (филиал) иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов.

Так, в соответствии с нормами НК РФ представительство зарубежной компании признается плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и некоторых других.

Налог на прибыль

Отметим, что в соответствии с п.1 ст. 307 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через «постоянное представительство», признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 НК РФ.

В соответствии с требованиями законодательства иностранная компания обязана предоставлять:

  • Декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  • Годовой отчет о деятельности в РФ (утвержден Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет.

Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2-9 декларации.

Иностранные организации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2-3 декларации.

Иностранные организации, так же как и российские компании, признаются налогоплательщиками НДС, самостоятельно уплачивающими налог, как и любая российская компания в порядке, определенном гл. 21 НК РФ.

У представительства (филиала), независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.

Отчетность, связанная с выплатой заработной платы

Представительство обязано начислять и уплачивать страховые взносы и предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя.

Иностранные представительства в обязательном порядке удерживают НДФЛ при выплате дохода физическим лицами и представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.

Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).

Налог на имущество

Если у представительства иностранной организации есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество, то у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.

Транспортный и земельный налог

Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.

Отчетность в Росстат

Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.

5. Как вести бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании?

Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.

Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.

Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.

При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.

Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.

С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.

При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.

6. Учетная политика представительства (филиала) иностранной компании

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать бухгалтерскую учетную политику в соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Если филиал ведет коммерческую деятельности и получает доходы на территории РФ, то составление налоговой учетной политики обязательно в соответствии с налоговым законодательством РФ.

7. Какая налоговая регистрирует иностранные представительств и филиалы, а в какую подается отчетность?

Для регистрации филиалов и представительств иностранных компаний по всей России документы подаются в Межрегиональную ИФНС № 47. Отчетность сдается по месту нахождения представительств или филиала иностранной компании.



Аннотация. В статье речь идет о функциях обособленных подразделений, создаваемых юридическими лицами – филиалах и представительствах. Подчеркивается характер полномочий названных подразделений, раскрывается их сущность: они не являются сами по себе юридическими лицами, не наделены самостоятельностью в совершении сделок от имени основной организации. Автор проводит сравнительную характеристику функций представительств и филиалов, акцентируя внимание на дозволенных и запрещенных законом полномочиях для указанных подразделений.

Физические и юридические лица выступают в качестве субъектов гражданского права. Однако различия в их правосубъектности довольно существенные, как в социальном, так и экономическом плане.

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются особые субъекты, относящиеся к юридическим лицам – филиалы и представительства. В чем же отличия названных подразделений юридических лиц?

Так, представительство – это обособленное подразделение организации, не расположенное в одном и том же месте с ней, но тем не менее, уполномочено на осуществление сделок от имени юридического лица и представляет его интересы [1].

В отличие от представительства, филиал может осуществлять некоторые функции юридического лица, являющегося основным, но также и охватывает функции представительства, несмотря на внешнее сходство – оба названных субъекта являются обособленными подразделениями, а также располагаются не по месту юридического лица.

Более детально и четко определение представительства дается в законе, а именно – в п. 1 ст. 55 ГК РФ [2]. Исходя из содержания и смысла данной нормы, основной задачей указанных подразделения является представительство и защита интересов юридического лица. Однако, данное определение весьма расплывчато, на наш взгляд, так как из его смысла трудно извлечь конкретику по юридическим характеристикам. Несмотря на то, что законодатель довольно четко определил две основные функции представительства – представление и защита интересов организации, все же здесь остается множество вопросов. Например, что же стоит понимать под этими довольно обширными категориями, насколько объемы пределы правосубъектности данных подразделений? [3] Представляется, что функции представительств могут быть выражены в следующих аспектах:

- право на проведение различных рекламных кампаний, касающихся деятельности юридического лица. Способов размещения подобной рекламы несколько: это и предоставление информации в СМИ, специальных изданиях, наружная реклама, внутренняя самореклама (например, агитации, пропаганды, выставки и конференции, изготовление и раздача буклетов). Перечень таких мероприятий может быть дополнен нормами законодательства.
- действие на основании предоставленного головной организацией имущества, а также утвержденных ей положений, но при этом сами не являются юридическими лицами;
- головная организация выдает руководителям названных выше подразделений доверенность на осуществление полномочий, перечисляя данные руководителей в учредительных документах юридического лица. Все изменения, связанные с процедурами создания, ликвидации названых подразделений, обязательно вносятся в учредительные документы, и о них сообщается в орган регистрации юридических лиц. Такое оповещение – информационное, уведомительное, согласований не требует [4].

Различия филиалов по объему их функций проводятся и на основании вида головных организаций. Так, если речь идет о некоммерческом юридическом лице (скажем, унитарное предприятие), то филиал вправе выполнять функции, строго соответствующие целям деятельности юридического лица, которые закреплены учредительным документом [5]. А вот в случае с коммерческими организациями, их филиалы наделены большей свободой: это – любая деятельность, которую не запрещает закон, но она должна согласовываться с учредительными документами филиала или же головного юридического лица.

Закон разрешает создание филиалов и представительств и в РФ, и за рубежом, однако для последнего случая существует важная оговорка: свободно создавать данные подразделения в иностранных государствах можно только коммерческим организациям, тогда как некоммерческие таким правом не наделены. Вместе с тем, тотального запрета на то, чтобы создать филиал или представительство в другой стране, для некоммерческой структуры закон не содержит [6], данное действие допускается, но оно не должно противоречить природе главной организации.

Стоит отметить, что законом разрешается проведение маркетинговых исследований представительствами: такие исследования касаются ситуации на рынке, спроса и предложения на определенные виды товаров и услуг (относительно региона) [7]. Проведение подобных исследований возможно как самим представительством, так и путем привлечения иных организаций извне. Важность их проведения зачастую обусловлена деятельностью головной организации – если она планирует занять определенную нишу в местном рынке, и на предварительном этапе собирает нужную экономическую информацию.

Представительства могут участвовать в процессе формирования деловых связей с другими организациями, что может принести пользу их головному юридическому лицу. Для наглядности предположим: головная организация занимается производством какой-либо продукции, в связи с чем, представительством предпринимаются действия по поиску и привлечению клиентов, установление с ними контактов. Здесь можно говорить о посредничестве представительства. Но здесь есть и различия в самом посредничестве: деятельность представительства подчинена интересам головной организации, тогда как настоящий посредник действует независимо и автономно, в собственных интересах. Также важно обратить внимание на тот факт что представительства не наделены правом заключения сделок от имени юридического лица, при исполнении ими роли посредника (согласно общему правилу). Они не обладают правом подписи договоров, соглашений и т.п. Если такое все же происходит, то такая деятельность будет незаконной, поскольку данные функции может исполнять лишь филиал [8].

К функциям представительств можно также отнести и взаимодействие с государственными и местными органами по вопросам, касающихся интересов юридического лица. Наиболее востребована данная деятельность со стороны представительства, если в месте его нахождения расположена недвижимость, находящаяся в собственности головной организации. А это и подразумевает как раз взаимодействие с органами контроля и надзора, на постоянной основе.

Однако тот перечень полномочий представительств, который был перечислен выше, далеко не исчерпывающий: выше мы обратили внимание лишь на типичные примеры из всего поля деятельности представительств. Данную деятельность можно охарактеризовать как позитивное содержание правосубъектности рассматриваемых нами подразделений [9]. Но и не стоит забывать, что представительства имеют не только позитивное, но и негативное содержание собственной правосубъектности – это те виды деятельности, на которые представительству налагается законодательный запрет. Если раскрывать смысл норм ГК, касающихся деятельности представительств, то становится ясно, что они не имеют прав на те виды деятельности, которые закреплены в уставе юридического лица.

Если мы говорим о вышеприведенном положении, то здесь важно обращать внимание на ряд критериев. Так, у представительств отсутствует право на исполнение функций юридического лица в техническом плане: это означает, что оно не может использовать собственную материальную и техническую базу и кадровый потенциал. Так, если головная организация оказывает образовательные услуги, то у представительства нет прав набирать в свой штат преподавателей, и соответственно, вести образовательную деятельность на собственной базе. Второй момент: у представительства нет права на юридическое оформление сделок по данной деятельности от имени головной организации. Если же все-таки подобная сделка будет совершена, несмотря на запрет, то, полагаем, что она будет признана судом ничтожной [9].

Акцентируя внимание на другой стороне правосубъектности представительств – негативной, стоит сказать, что за последнее время был издан ряд нормативных актов, которые значительно увеличили объем правосубъекности представительств для отдельных категорий юридических лиц. Это свидетельствует о том, что о представительства в некотором смысле приблизились к филиалам. Подытожив рассмотрение правосубъектности представительств, стоит, на наш взгляд, четко определить те категории сделок, которые представительство уполномочено или же не уполномочено совершать.

В отличие от представительств, у филиалов более широкие полномочия: это представительство интересов головной организации, а также прямое исполнение части ее функций, что представительство делать не вправе. Однако и филиал, и представительство, не наделены правами юридического лица.

Налоговое законодательство признает вышеназванные подразделения налогоплательщиками: они уполномочены исполнять обязанности головной организации, касающихся уплаты налогов и сборов в том месте, где расположены [10]. Если же к организации предъявлен иск, то она и будет выступать стороной в деле (в пользу которой или с которой будет производиться взыскание), однако в случае, если его предметом является деятельность обособленного подразделения организации, то предъявлен иск должен быть по месту его нахождения. Это означает, что юридические лица будут ответственные за их действия.

Закон устанавливает обязанность юридического лица регистрировать в уставе свои представительства и филиалы, а вот что касается имущества самой организации и ее подразделения, то его учет на балансе юридического лица ведется раздельно.

Юридическое лицо также назначает руководителя представительства или филиала, а действовать они вправе по доверенности организации.

Отметим, что и у иностранных юридических лиц также могут быть свои представительства: они располагаются на территории РФ, но представляют интересы организации-создателя, а также осуществляют иные функции, в соответствии с законом [11]. У представительства такой организации обязательно должно быть наименование, в котором содержится указание на иностранную организацию-создателя.

Таким образом, рассмотрев назначение и функционал вышеупомянутых подразделений, можно заключить, что закон хоть и устанавливает грань между деятельностью филиалов и представительств, однако, на практике возможны все же ситуации, когда некоторые представительства все чаще исполняют полномочия филиалов, в частности, там, где дело касается защиты интересов головной организации, благодаря обилию подзаконных нормативных актов, расширивших полномочия представительств для некоторых категорий юридических лиц.

Читайте также: