Оплата услуг налогового консультанта

Опубликовано: 02.05.2024

Налоговая консультация физических лиц зачастую необходимая процедура, без которой очень сложно самостоятельно решить большинство ситуаций с налогообложением. За рубежом помощь юриста-налоговика привычное дело. В России такими консультациями пользуются немногие. Как показывает практика самостоятельно разобраться в положениях налогового кодекса часто не под силу физическим и даже юр. лицам. Дело в том, что система налогообложения постоянно видоизменяется, дополняется новыми актами и, к сожалению, всё больше усложняется.

Наименование Цены
Консультация по налогам от 1 700 руб.
Предварительный анализ и устная консультация
бесплатно
Составление необходимых документов: исков, жалоб, запросов от 4 000 руб.
Представительство в суде от 5 000 руб.
Апелляционное обжалование, защита в вышестоящей инстанции от 3 000 руб.
Помощь в исполнении решения суда от 3 000 руб.

Именно поэтому грамотная налоговая помощь так важна для решения вопросов с оплатой сборов и пошлин при покупке/продаже жилья, уплате транспортного и земельного налога, подачи НДФЛ и т.д.

В каких случаях нужна помощь по налогам физическим лицам?

Довольно часто обратиться за помощью к юристу-налоговику людей вынуждает незнание правовых норм. Это нормальная ситуация. Разбираться в тонкостях НК РФ физическим лицам просто не имеет смысла, когда можно сразу обратиться к специалисту за консультацией.

Когда понадобятся услуги юриста:

  • Оформить документы на налоговый вычет. Какие бумаги нужно собрать для ИФНС, как оформить и в какой срок подать? Консультант подскажет, как правильно всё сделать и окажет помощь в подготовке документов.
  • Получить возврат денежных средств, которые были потрачены на покупку недвижимости, лечение, образование.
  • Заполнение декларации о налогах физическому лицу. Оформление и уплата НДФЛ часто становится камнем преткновения для физлиц. Специалист поможет правильно рассчитать налог на доходы и корректно заполнить декларацию.
  • Постановка на учет в ИФНС по месту прописки, регистрации. Специалист поможет оплатить налоги, если вы иногородний, а также подтвердить статус налогового резидента.
  • Защита интересов физического лица в ИФНС. Опытный юрист поможет решить налоговые споры в пользу клиента или доказать, что взыскание налога было неправомерным.

В действительности ситуаций, когда физическое или юридическое лицо нуждается в грамотной помощи налоговика-юриста достаточно много. Практически все случаи требуют индивидуальной проработки на консультации.


Ценим Ваше время
Являемся надежным партнером
Профессионалы с богатым опытом работы
Лидеры по выполнению заказов любой сложности


Гарант качества за представленные услуги

Какие услуги оказывает консультант по налогам?

Налоговая помощь физическим лицам включает в себя следующие виды услуг:

  • Консультирование по заполнению и сдаче декларации НДФЛ, уплате транспортного и земельного налога.
  • Оформление документов на имущественный вычет, а также на вычеты при оплате обучения, лечения и т.д.
  • Помощь при урегулировании споров в долевом строительстве жилья, минимизация налогов на проданное, подаренное или купленное имущество.
  • Оспаривание претензий ИФНС. Если вы получили налоговое уведомление с неверной суммой платежа, консультант поможет разобраться в расчетах и законно оспорить решение службы.

    Полный перечень и цена услуг обсуждаются персонально на консультации.

    Стоимость услуг

    На конечную стоимость услуг специалиста по налогам влияют сложность дела и базовая тарификация услуг. Иными словами, сумма будет выше, если потребуется больше времени на изучение документов и ведение дела. Базовый тариф — это начальная цена услуги, которую можно узнать в прайсе.

    Где заказать?

    Заказать профессиональные консультации и экспертную помощь юристов-налоговиков в Москве можно в нашей компании «КонсалтГрупп&rraquo;. Мы предоставляем качественные правовые услуги физлицам, ООО, индивидуальным предпринимателям более 8 лет. Помогаем разобраться с налогообложением, заполнить НДФЛ и получить имущественные вычеты.

    Бухгалтерское обслуживание юридических лиц и ИП, получение справок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

    Налоговое консультирование: новая эпоха?

    НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

    Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

    Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

    В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

    Налоговые консультанты – кто они?

    Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

    В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

    Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

    Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

    Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

    Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

    Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

    Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


    Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

    "По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

    С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

    Объем услуг

    Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

    Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

    Конфиденциальность

    Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

    Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

    Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

    Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

    Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

    Контроль качества и ответственность

    Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

    Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

    Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

    Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

    Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

    Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

    С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

    С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


    Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

    "Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

    Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

    Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

    Шанс на жизнь

    В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

    Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

    Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

    Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

    В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

    Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

    Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

    Документы по теме:

    1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

    Константин ГАЙДАРОВ

    Генеральный директор ООО "ТИЛЬДА - Аудит"

    Что это такое? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к:

    • Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст), вступившему в силу 1 января 2003 года;
    • частями II и III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17).

    К консультационным, в частности, услугам относятся следующие их виды:

    • по программному обеспечению (код ОКДП 7220000);
    • по вопросам коммерческой деятельности и управления (код ОКДП 7410000) в том числе:

    - правовые услуги (код ОКДП 7411000);

    - услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения (код ОКДП 7412000);

    - по вопросам управления коммерческой деятельностью (код ОКДП 7414000).

    Цель консультирования, как правило, сводится к даче рекомендаций, заключений, представление и защита интересов заказчиков в судах и иных органах.

    Особенность консультационных услуг заключается в том, что консультант дает обоснованные ответы на вопросы заказчика.

    Консультационные услуги могут оказываться в виде разовых консультаций, групповых консультаций (семинары, демонстрации, бизнес-тренинги и т. п.), а также на постоянной основе в виде абонентского обслуживания заказчика консультантом по определенному кругу вопросов. Например консультирование постоянных клиентов юридическими фирмами по правовым вопросам, консультирование постоянных клиентов аудиторско-консалтинговыми компаниями по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и финансового менеджмента, консультирование постоянных клиентов по вопросам управления коммерческой деятельностью.

    Консультирование может осуществляться в устной или письменной форме (вљ последнем случае консультант подготавливает обоснованные письменные рекомендации или заключения по запросам заказчиков), а также в форме совершения определенных действий.

    Консультирование в форме совершения определенных действий наиболее характерно при представлении интересов заказчиков во взаимоотношениях с третьими лицами и в первую очередь это относится к правовым услугам и, в определенных случаях, к услугам в области налогообложения.

    Все формы консультирования могут сочетаться.

    Например, по первичному обращению заказчика консультационные услуги могут быть предоставлены в устной форме. Впоследствии заказчик может обратиться к этому же консультанту за получением письменного экспертного заключения (с необходимым обоснованием) для отстаивания своих интересов во взаимоотношениях с налоговыми органами. В дальнейшем заказчик может обратиться за представлением его интересов при разрешении разногласий с налоговыми органами. Если же для разрешения спора заказчика с налоговыми органами требуется рассмотрение спора в суде, то необходимо участие адвоката. В соответствии с новым АПК РФ, представителями интересов организаций (юридических лиц) в арбитражном процессе могут быть штатные сотрудники этих организаций, а также адвокаты, а сам аудитор может быть привлечен в качестве эксперта. Если же заказчик - физическое лицо (в том числе ПБОЮЛ), то в его представителем может быть не только адвокат, но и любое лицо, оказывающее юридическую помощь (п. 3 ст. 59 АПК РФ).

    Подробнее о возможных вариантах оформления представительства можно прочитать в "ПБУ" № 3, 2003 (Примеч. ред.).

    Правовое регулирование

    Правовое регулирование данного вида услуг осуществляется в соответствии с общими нормами ГК РФ, а также нормами АПК РФ и ГПК РФ. Кроме того, деятельность аудиторских организаций и адвокатов в части оказания консультационных услуг регулируется соответствующими федеральными законами:

    • от 07.08.01 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - закон об аудиторской деятельности);
    • от 31.05.02 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - закон об адвокатуре).

    Пунктом 6 статьи 1 закона об аудиторской деятельности определены виды консультационных услуг, относящиеся к разрешенным видам деятельности аудиторских организаций:

    • бухгалтерское;
    • налоговое;
    • управленческое;
    • финансовое;
    • экономическое;
    • правовое консультирование;
    • включая представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

    Законом об адвокатуре установлен порядок разграничения адвокатской деятельности и иных правовых услуг, а также установлены организационно-правовые формы деятельности адвокатов.

    Правоотношения консультантов и их заказчиков при оказании консультационных услуг регулируются нормами главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", а при оказании консультационных услуг в форме представительства интересов заказчиков - нормами главы 49 ГК РФ "Поручение".

    Важнейшей особенностью возмездного оказания услуг является обязанность исполнителя оказать обусловленные договором услуги лично, если иное не установлено договором (ст. 780 ГК РФ).

    В случае одностороннего расторжения договора заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные расходы, а исполнитель в случае одностороннего расторжения договора возмездного оказания услуг - полностью возместить заказчику понесенные убытки (ст. 782 ГК РФ).

    Договор возмездного оказания услуг может заключаться в устной или письменной форме. В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 38) услугой для целей налогообложения признается "деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности". Несмотря на это факт оказания консультационных услуг должен подтверждаться документально.

    Если речь идет о разовой услуге, то договор может быть заключен в устной форме. Но акт сдачи-приемки оказанных услуг должен быть развернутым, с указанием тех вопросов и проблем, которые были решены в ходе оказания услуг. Так что целесообразнее заключить договор в письменной форме.

    При заключении договора на оказание консультационных услуг в письменной форме существенными условиями договора могут быть предусмотрены следующие способы оформления документов, подтверждающих факт оказания консультационных услуг исполнителем заказчику:

    • составление и подписание сторонами акта выполнения работ (оказания услуг) по каждой оказанной консультации с одновременным выставлением исполнителем заказчику счета-фактуры за оказанные услуги;
    • составление и подписание сторонами акта выполнения работ (оказания услуг) ежемесячно, ежеквартально или ежегодно (в случае договора возмездного оказания консультационных услуг, носящего долгосрочный характер) с одновременным выставлением исполнителем заказчику счетов-фактур за каждую оказанную консультацию или с той же периодичностью, с какой осуществляется составление и подписание актов выполнения работ (оказания услуг).
    Бухгалтерский учет

    Затраты на оказание консультационных услуг потребители (заказчики) учитывают в бухгалтерском учете в полном объеме как расходы от обычных видов деятельности или как прочие расходы. Это зависит от того, к доходам от какого вида деятельности будут относиться соответствующие затраты на консультационные услуги (п. 7 ПБУ 10/99).

    По дебету счета 20 "Основное производство" или счета 26 "Общехозяйственные расходы" (в зависимости от того, к какому виду расходов относятся консультационные услуги) ведется аналитический учет по видам (статьям) расходов.

    В конце каждого календарного месяца затраты на консультационные услуги списываются. Затраты, которые относятся к расходам по обычным видам деятельности, списываются в дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж", а относящиеся к прочим расходам - в дебет счета 91 субсчет "Прочие расходы".

    Расходы на оплату консультационных услуг признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, перечисленных в пункте 16 ПБУ 10/99.

    Если договор возмездного оказания услуг заключен в письменной форме, то затраты на консультационные услуги признаются заказчиком (потребителем) расходами в том периоде, к которому относится дата подписания акта выполнения работ (оказания услуг).

    Если консультационные услуги оказываются по договору поручения, то расходы на их оплату признаются в периоде, когда акцептован и утвержден заказчиком - доверителем отчет поверенного.

    В случае оказания разовых консультационных услуг на основании устного договора между сторонами, затраты признаются расходами на дату выставления исполнителем услуг счета-фактуры.

    Пример АО "Виктория" в январе 2003 года заключило с аудиторской фирмой договор оказания консультационных услуг в области бухгалтерского, налогового, финансового консультирования сроком на один год. В соответствии с договором консультирование может осуществляться в устной или письменной форме по запросам заказчика. Кроме того, аудиторская фирма вправе представлять интересы АО "Виктория" при возникновении споров с налоговыми и таможенными органами в указанных органах, а также в суде с правом привлечения третьих лиц - адвокатов в качестве субповеренных (отдельные договоры поручения не заключаются). С этой целью в необходимых случаях общество выдает аудиторской фирме доверенности.

    Оплата за консультации осуществляется в виде фиксированных ежемесячных платежей в сумме 15 000 руб. (включая НДС в сумме 2500 руб.). В счет оказания услуг общество производит авансовые платежи ежемесячно в срок до 5-го числа очередного месяца платежа.

    -24 марта 2003 года аудиторская фирма выставила обществу дополнительный счет-фактуру за оказанные консультации в сумме 25 800 руб., в том числе НДС - 4300 руб. Кроме того, дополнительное вознаграждение аудиторской фирмы за представление интересов акционерного общества при досудебном урегулировании спора с налоговой инспекцией в марте 2003 года составило 66 000 руб., в том числе НДС - 11 000 руб. Сумма расходов, возмещаемых- обществом аудиторской фирме, составила 46 800 руб., в том числе НДС - 7800 руб. Все дополнительные счета были оплачены 31 марта, кроме счета за возмещаемые расходы. Он был оплачен 1 апреля 2003 года.

    В соответствии с учетной политикой АО "Виктория" доходы и расходы в целях исчисления НДС и налога на прибыль признаются по методу начисления. В бухгалтерском учете за - квартал 2003 года общество отразило указанные операции следующим образом:

    5 января и 5 февраля

    Дебет 60 "Авансы выданные" Кредит 51

    - 15 000 руб. - авансовая оплата консультационных услуг за январь, февраль;

    31 января и 28 февраля

    Дебет 20 Кредит 60

    - 12 500 руб. - учтены затраты на консультационные услуги в расходах по основной деятельности за январь, февраль в соответствии со счетами-фактурами аудиторской фирмы;

    Дебет 19 Кредит 60

    - 2500 руб. - учтен НДС, оплаченный аудиторской фирме в январе, феврале;

    Дебет 60 Кредит 60 "Авансы выданные"

    - 15 000 руб. - зачтен ранее выданный аванс.

    Дебет 60 "Авансы выданные" Кредит 51

    - 15 000 руб. - авансовая оплата консультационных услуг за март;

    Дебет 20 Кредит 60

    - 115 500 (25 800 - 4300 + 66 000 - 11 000 + 46 800 - 7800) - приняты к оплате счета аудиторской фирмы за дополнительные консультационные услуги;

    Дебет 19 Кредит 60

    - 23 100 руб. (4300 + 11 000 + 7800) - учтен НДС;

    Дебет 20 Кредит 60

    - 12 500 руб. - учтены затраты на консультационные услуги за март;

    Дебет 19 Кредит 60

    - 2500 руб. - учтен НДС, оплаченный аудиторской фирме в марте;

    Дебет 60 Кредит 60 "Авансы выданные"

    - 15 000 руб. - зачтен ранее выданный аванс;

    Дебет 60 Кредит 51

    - 91 800 руб. - оплачены частично счета аудиторской фирмы за дополнительные консультационные услуги;

    Дебет 68 Кредит 19

    - 15 300 руб. (4300 + 11 000) - предъявлен к вычету НДС, уплаченный за дополнительные консультационные услуги.

    Конец примера

    Налогообложение

    С 1 января 2002 года затраты потребителей (заказчиков) консультационных услуг в целях налогообложения прибыли учитываются в полном объеме в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. В зависимости от предмета оказанных консультационных услуг эти затраты могут квалифицироваться либо как материальные расходы (подп. 6 п. 1 ст. 254), либо как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 18, 34, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Так, в составе материальных расходов должны учитываться затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К такого рода услугам относятся, в частности, выполнение отдельных операций по обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, консультации по техническому обслуживанию основных средств и другие подобные работы.

    К услугам производственного характера могут быть отнесены консультационные услуги по программному обеспечению, используемому при производстве продукции, (работ, услуг) заказчиком таких услуг, а также услуги по управленческому, экономическому, финансовому консультированию, напрямую связанные с производством продукции (работ, услуг) заказчиком.

    Затраты на оказание сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями) прочих видов консультационных услуг в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

    На основании пункта 1 статьи 318 НК РФ расходы на консультационные услуги относятся к косвенным расходам. Сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ). Такие требования содержит пункт 1 статьи 272 НК РФ. Согласно этому пункту "при получении доходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов". Это значит, что при оплате расходов авансом или в течение более, чем одного отчетного (налогового) периода, расходы на консультационные услуги налогоплательщики должны учитывать равномерно в течение всего времени оказания услуг.

    В целях налогообложения прибыли расходы на консультационные услуги признаются в определенном отчетном или налоговом периоде в зависимости от того, какой метод (начисления или кассовый) применяет налогоплательщик - потребитель консультационных услуг.

    Порядок признания даты осуществления прочих расходов, связанных с производством и реализацией при методе начисления, установлен пунктом 7 статьи 272 НК РФ. В частности, расходы на оплату сторонним организациям за предоставленные услуги признаются в целях налогообложения прибыли следующим образом:

    • на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
    • на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
    • на последний день расчетного периода.

    При кассовом методе расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Вместе с тем при уменьшении налогооблагаемой прибыли на расходы по оплате консультационных услуг необходимо иметь в виду, что если эти услуги связаны с приобретением активов (оборотных и внеоборотных), то их стоимость подлежит включению в первоначальную стоимость соответствующих активов (основных средств, нематериальных активов, материалов, ценных бумаг и т.п.). Так, например, в первоначальную стоимость основных средств включаются "суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств" (п. 8 ПБУ 6/01 и п. 1 ст. 257 НК РФ).

    Учет НДС ведется в соответствии с общими нормами главы 21 НК РФ.

    НДС, уплаченный налогоплательщиком - потребителем консультационных услуг их исполнителю, может быть принят к вычету при определении налоговой базы по НДС только на основании надлежащим образом оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

    В случае, если исполнитель консультационных услуг освобожден от обязанностей плательщика НДС в соответствии с нормами статьи 145 НК РФ, то в выставляемом им счете-фактуре НДС отдельной позицией не выделяется и налогоплательщиком - потребителем консультационных услуг к вычету не принимается.

    Если же исполнитель консультационных услуг в 2003 году применяет упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), то он вообще не признается плательщиком НДС, и следовательно, никакого вычета НДС у налогоплательщика-потребителя этих консультационных услуг вообще не возникает.

    Консультационные услуги российской организации может оказывать иностранная компания, не состоящая на учете в РФ в качестве плательщика НДС. В этом случае местом реализации консультационных услуг признается территория РФ, являющаяся местом регистрации российской организации (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ российская организация рассматривается в качестве налогового агента независимо от того, исполняет ли она обязанности плательщика НДС, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговая база по НДС, в соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ определяется налоговым агентом как сумма брутто-дохода (с учетом НДС) иностранной компании от реализации этих консультационных услуг и определяется отдельно при совершении каждой операции по оказанию консультационных услуг этой иностранной компанией потребителю.

    Таким образом, российская организация-потребитель консультационных услуг, оказываемых иностранной компанией обязана исчислить, удержать у иностранной компании-исполнителя услуг и уплатить в бюджет сумму НДС, равную сумме брутто-дохода иностранной компании, умноженной на ставку 20/120. Налоговые агенты уплачивают НДС в сроки, установленные статьей 174 НК РФ.

    Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

    Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
    Посмотреть ответ

    Информационно-консультационные услуги

    Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

    • консультационные;
    • юридические;
    • бухгалтерские;
    • инжиниринговый тип услуг;
    • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
    • маркетинговые;
    • научно-исследовательского характера;
    • опытно-конструкторской разновидности.

    Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
    Посмотреть ответ

    Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

    СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

    Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

    Бухгалтерский и налоговый учет

    Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

    В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

    ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

    Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

    В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

    • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
    • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
    • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

    Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

    Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

    ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

    Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

    Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

    Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

    Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

    Из этого правила может быть несколько исключений:

    1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
    2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

    Типовые корреспонденции

    В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

    Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

    1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
    2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

    Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

    От налоговых органов требования, сообщения и уведомления сыплются как из рога изобилия, заставляя нервничать любого руководителя и собственника. Ответы на бесконечные запросы отнимают значительное время у бухгалтерии. Но самое главное при этом - большинство таких «писем счастья» являются незаконными и направляются с существенным превышением должностных полномочий.

    Налоговые консультанты «Бухгалтерия+» сразу опредяляют законность требований, готовят обоснованные отказы в их исполнении, избавляя от необходимости направлять документы в инспекцию, и дают рекомендации по составу и объему минимального пакета документов в редких законных случаях.

    ПОЧЕМУ СВОЙ БУХГАЛТЕР - НЕ ПОМОЩНИК

    По опыту работы налоговых консультантов «Бухгалтерия+» подавляющее большинство писем, поступающих из налоговых органов, являются незаконными - вплоть до 90%! Налоговый кодекс предусматривает очень ограниченный перечень оснований для истребования документов, пояснений и информации. В стремлении получить от налогоплательщиков интересующие документы и сведения инспекции не стесняются под видом обоснованных сообщений и уведомлений требовать от организаций и индивидуальных предпринимателей такие документы и инфомрацию, на получение которых на самом деле не имеют права.

    Полученные от организаций и ИП документы используются затем инспекторами для подготовки к проведению выездных налоговых проверок, особенно популярных в последнее время тематических выездных проверок, давлению на предпринимателей с целью «добровольного» уточнения ими своих налоговых обязательств. Такие документы могут быть в неофициальном порядке переданы правоохраничельным органам по особо несговорчивым налогоплательщикам. Учитывая высокий уровень коррупции, не исключено, что истребование документов и большого объема конфиденциальной информации делается в интересах коммерческих заказчиков-конкурентов.

    Это неудивительно, поскольку курс налогового права отсутствует в программе обучения бухгалтеров, а опыт работы в 2-3 организациях в качестве главного бухгалтера и использование «рекомендаций» (из разряда «подслушала на рынке») из некоторых популярных у бухгалтеров изданий не дает полного понимания и широкого опыта во взаимодействии с налоговыми органами. Бухгалтеры готовы предоставить и часто предоставляют инспекциям по незаконным запросам тьму документов, относящихся к коммерческой тайне организации, по принципу «лишь бы отстали». Такой подход очень распространен и среди аутсорсинговых организаций, предлагающих услуги по ведению бухгалтерского учета.

    ЛИЧНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ - «БУХГАЛТЕРИЯПЛЮС»

    В подобных обстоятельствах актуальным для бизнеса любого размера становится активное взаимодействие с налоговыми консультантами. Содержать в штате собственного квалифицированного налогового консультанта часто является дорогим удовольствием. Компания «Бухгалтерия+» предлагает воспользоваться услугой «Налоговый консультант» на абонентской или разовой основе, которая включает:

    • анализ требований, сообщений, уведомлений и иных писем налоговых органов на соответствие их налоговому законодательству;
    • подготовку обоснованных отказов в исполнении незаконных требований;
    • рекомендации по представлению минимального допустимого количества документов и информации по законным требованиям, помощь в их подготовке;
    • устные и письменные консультации налоговых специалистов;
    • предоставление информации из сервиса проверки контрагентов.

    Для штатных бухгалтерий услуга может быть расширена и на другие аспекты взаимодействия с налоговыми органами:

    • в вопросах возврата и зачета излишне уплаченных (взысканных) налогов, взносов. пеней, штрафов, уточнения платежей;
    • оспаривания незаконных действий (бездействий) со стороны должностных лиц инспекций (требований об уплате, решений о взыскании, решений о приостановлении операций по счетам, уведомлений в возрате (зачете), актов и решений по результатам проверок или составленных в отношении отдельных нарушений налогового законодательства;
    • анализа карточек расчетов с бюджетом (КРСБ, выписок).

    Читайте также: