Индивидуальный предприниматель как субъект налоговых правоотношений

Опубликовано: 30.04.2024

Управляющий партнер Правового бюро "Тимофеев и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в предыдущей колонке мы пытались разобраться в том, какие подходы существуют в законодательном регулировании соотношения частной практики, профессиональной деятельности и предпринимательства применительно к оценке, то в этой попробуем понять, в каких формах допустимо существование оценки в современных правовых реалиях.

Вначале несколько слов о понятиях "правовой статус", "правосубъектность" и "правовое положение", без которых невозможно раскрыть содержание ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон №135-ФЗ). Правовой статус оценщика – это состояние, в котором он находится в связи с наступлением следующих юридических фактов: а) внесения сведений об оценщике в реестр СРО оценщиков и б) заключения договора страхования ответственности. Другими словами, правовой статус оценщика есть статус субъекта оценочной деятельности, который устанавливается при выполнении условий, предусмотренных ст. 4 Закона № 135-ФЗ. С момента возникновения этих событий (юридических фактов) государство признает за оценщиком его право на проведение оценки.

Поскольку процедуре внесения сведений об оценщике в реестр СРО оценщиков предшествует получение оценщиком профильного образования, внесение средств в компенсационный фонд, страхование ответственности и пр., то можно согласиться с позицией о том, что момент приобретения статуса субъекта оценочной деятельности определяется датой вступления физического лица в СРО оценщиков. Именно это обстоятельство является правоустанавливающим фактом 1 , который предшествует выбору оценщиком формы осуществления своей профессиональной деятельности.

Хотелось бы отметить, что редакция ст. 4 Закона № 135-ФЗ, определяя субъектом оценочной деятельности только оценщика, вызывает вопрос о том, кем же в таком случае являются оценочные компании и СРО оценщиков, если они, по смыслу упомянутой статьи, не могут быть субъектами оценочной деятельности? Л.И. Шевченко считает необходимым различать такие понятия как "субъекты оценочной деятельности" и "субъекты оценочных правоотношений". Но оценочная деятельность и есть ни что иное, как правоотношения возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи определением и установлением рыночной (иной) стоимости, включающие в себя осуществление оценщиком прав и обязанностей членов СРО оценщиков, его ответственности, а также отношения, связанные с регулированием этих процессов. Мне представляется нежелательным признание самостоятельного существования оценочных правоотношений, пребывающих вне оценочной деятельности. Более логичным выглядит необходимость признания различий в позиционировании оценщика как субъекта оценочной деятельности (субъекта оценочных правоотношений) и оценщика как субъекта налоговых правоотношений.

Одновременно с возникновением у оценщика статуса субъекта оценочной деятельности у него возникает и правосубъектность, то есть способность иметь права и нести обязанности, предусмотренные законодательством и необходимые для осуществления оценочной деятельности. При этом Закон № 135-ФЗ называет деятельность оценщика профессиональной, устанавливая, что только в результате профессиональной деятельности возможно получение результата в виде определения в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки, стоимости (абз. 1 ст. 3 Закона № 135-ФЗ).

Одной из таких обязанностей является выбор форм осуществления оценочной деятельности. Форма осуществления оценочной деятельности (трудовые отношения или частная практика) не влияет на возникновение или прекращение правосубъектности оценщика, что является особенностями его правового статуса 2 . Расторжение трудового договора с оценочной компанией не прекращает правосубъектность оценщика, поскольку в результате этого он не лишается права осуществлять оценку в форме частной практики.

Нужно различать правовой статус оценщика, как составную часть его правосубъектности в сфере оценочной деятельности, и порядок постановки оценщика на налоговый учет как элемент налоговых правоотношений. Оценщик, как субъект оценочной деятельности, и оценщик, как субъект налоговых правоотношений – это далеко не одно и тоже, поскольку право оценщика на проведение оценки возникает не с момента постановки его на налоговый учет в качестве налогоплательщика. Возникновение правосубъектности (способности иметь права и нести обязанности) оценщика связано с моментом приобретения им статуса субъекта оценочной деятельности, то есть включением в реестр членов СРО оценщиков сведений об оценщике.

И если говорить о том, что должно отличать частную практику и профессиональную деятельность оценщика от деятельности предпринимательской, то это всего лишь основания, по которым они возникают. Право оценщика на осуществление профессиональной деятельности в форме частной практики возникает на основании членства в СРО оценщиков и страховании ответственности (ст. 4 Закона № 135-ФЗ), в то время как ИП получает право на осуществление предпринимательской деятельности с момента своей государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Попытку найти отличие профессиональной деятельности оценщика от предпринимательской в том, что стоимость услуг оценщика определяется из расчета времени, затраченного на оказание услуги, а не рыночными категориями "спроса" и "предложения" 3 вряд ли можно признать удачной. Стоимость профессиональной услуги не может быть определена без учета соотношения спроса и предложения, иначе она никогда не станет разумным вознаграждением на открытом рынке.

Также неудачным, по моему мнению, является выделение в качестве признака профессиональной некоммерческой деятельности ее социально значимой некоммерческой цели 4 . Подобная цель не исключает возможности и необходимости систематического получения дохода (вознаграждения) за профессиональный труд. Социально значимая цель оценки не является также препятствием для получения прибыли коммерческими оценочными компаниями и было бы странным утверждать, что прибыль этих компаний является результатом некоммерческой деятельности оценщиков.

По мнению В.В. Кваниной, основное отличие между профессиональной и предпринимательской деятельностью заключается в субъектном составе и в гарантированных законом мерах защиты прав кредиторов субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности. В частности, в отношении субъектов профессиональной деятельности оценщиков законодатель устанавливает дополнительные гарантии защиты прав кредиторов и третьих лиц посредством установления обязательного заключения ими договоров страхования ответственности и формирования компенсационного фонда СРО 5 . Между тем, дополнительные гарантии прав кредиторов установлены не только в отношении оценщиков, но и, например, для деятельности застройщика на рынке долевого строительства 6 .

Весьма поверхностной выглядит попытка Минэкономразвития России разграничить профессиональную и предпринимательскую деятельность (письмо от 15 июля 2017г. № Д22и-303) на основании анализа ст. 3 Закона № 135-ФЗ, поскольку указанная статья не содержит характеристик и отличительных признаков ни профессиональной, ни предпринимательской деятельности.

В каких же отношениях между собой находится частная практика, профессиональная деятельность и предпринимательство? Противоречит ли одно другому и можно ли утверждать о невозможности осуществления оценки в форме предпринимательства?

Частная практика, с точки зрения содержательного наполнения данного понятия (при отсутствии его легального нормативного определения), это самостоятельное занятие профессиональной деятельностью с целью получения дохода, что не находится в противоречии с понятием предпринимательской деятельности. Более того, частная практика, например, применительно к медицинской деятельности (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") трактуется не иначе как деятельность предпринимательская.

Анализ нормативных актов (Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон № 127-ФЗ), Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, Закона № 135-ФЗ, Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ "О патентных поверенных" (далее – Закон № 316-ФЗ) позволил Т.В. Усковой сделать вывод о том, что законодатель неоднозначно применяет термин "частная практика" в смысле, во-первых, осуществления самостоятельной профессиональной деятельности без вступления в трудовые отношения с какой-либо организацией, а, во-вторых, разновидности предпринимательской деятельности без образования для этих целей юридического лиц 7 . При этом, применительно к деятельности оценщика, если исходить из содержания ст. 4 Закона № 135-ФЗ, законодатель безразлично относится к совмещению предпринимательства и частной практики, не устанавливая ни прямого запрета на подобное совмещение, как в случаях с нотариусами и адвокатами, так и не предписывая такую возможность, как в случаях с медицинскими и фармацевтическими услугами. Более того, несмотря на то, что оценочная деятельность определена как деятельность профессиональная, осуществляемая в форме частной практики (ст. 3-4 Закона № 135-ФЗ), в оценочной законодательстве отсутствует правовая регламентация понятий "частная практика" и "профессиональная деятельность", в виду чего, опираясь на нормы права, мы не можем выявить унифицированные признаки этих понятий, достаточные для однозначных выводов о несовместимости профессиональной деятельности оценщика в форме частной практики и предпринимательства.

Исследуя вопросы правового регулирования профессиональной деятельности и частной практики, Ю.Р. Мрясова указывает, что, во-первых, законодательное регулирование категории "частная практика" фрагментарно, но оно позволяет утверждать о законодательном различии между ИП и субъектами частной практики, во-вторых, исходя из системного толкования положений Закона № 127-ФЗ, Закона № 135-ФЗ и Закона № 316-ФЗ следует, что статус ИП вовсе не препятствует занятию профессиональной деятельностью, в третьих, в законодательстве отсутствует единый подход к пониманию профессиональной деятельности. С одной стороны, это можно объяснить широтой и неопределенностью самого понятия, с другой мозаичностью законодательства, решающего проблемы изданием все новых нормативных правовых актов 8 .

Таким образом, опираясь на законодательство, как источник информации о признаках таких понятий как "профессиональная деятельность" и "частная практика", мы не узнаем их содержательной сущности.

Вместе с тем, мы знаем, что такое предпринимательская деятельность, поскольку она определена в ст. 2 Гражданского кодекса как деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. И если частную практику определять как осуществление на возмездной основе систематической, самостоятельной и профессиональной деятельности лицами, прошедшими специальную подготовку и допущенными к указанной деятельности в установленном законом порядке 9 , а профессиональную деятельность как деятельность, осуществляемую физическими лицами, имеющими профессиональное образование или профессиональную подготовку, практические навыки и умения в определенной области, к гражданско-правовому статусу которых могут установленные определенные требования 10 , то можно обнаружить отсутствие каких-либо противоречий между профессиональной деятельностью, частной практикой и предпринимательской деятельностью. Следовательно, признание фактов отсутствия нормативно закрепленных признаков частной практики и профессиональной деятельности применительно к оценке, с одной стороны, и отсутствие законодательного запрета на совмещение оценочной и предпринимательской деятельности, с другой, подвергает обоснованному сомнению позицию о невозможности применения к оценщику-предпринимателю положений ст. 4 Закона № 135-ФЗ, и уж тем более, о несоответствии требованиям оценочного законодательства отчета, подготовленного указанным оценщиком.

***

Можно сделать следующие выводы:

  • возникновение правосубъектности (способности иметь права и нести обязанности) оценщика связано с моментом приобретения им статуса субъекта оценочной деятельности, то есть включением в реестр членов СРО оценщиков сведений об оценщике и наличием договора страхования обязательного страхования ответственности оценщика;
  • положения ст. 4 Закона № 135-ФЗ, в контексте правового статуса оценщика, следует толковать таким образом, что указанная статья, не содержащая запрета на совмещение оценки и предпринимательства, устанавливает всего лишь необязательность регистрации оценщика в качестве предпринимателя;
  • правовой статус оценщика, допускающий возможность осуществления им оценки, обусловлен исключительно членством в СРО оценщиков и индивидуальным страхованием гражданской ответственности за причинения вреда в результате проведения оценки;
  • форма осуществления оценщиком деятельности по подготовке отчета (частная практика, трудовые отношения) не влияет на его правосубъектность, что является особенностью правового статуса оценщика;
  • следует различать оценщика, как субъекта оценочной деятельности, и оценщика, как субъекта налоговых правоотношений, поскольку право оценщика на проведение оценки не обуславливается обязательностью постановки его на налоговый учет в качестве налогоплательщика;
  • регистрация оценщика в качестве ИП не влечет за собой утрату им статуса субъекта оценочной деятельности, а значит, не является основанием для признания отчета, подготовленного таким оценщиком, не соответствующим оценочному законодательству.

1 Шевченко Л.И. Особенности гражданско-правового статуса субъектов в сфере оказания оценочных услуг. Бизнес в законе, 2016. № 6. С. 292-293.
2 Шевченко Л.И. Бизнес в законе. 2016, №6, стр.292-293.
3 Абдреев Т.И. Гражданско-правовое положение оценщика в Российской Федерации : автореферат дис. . кандидата юридических наук : Казань, 2017. С. 29.
4 Салихова Д.Ч. К вопросу о понятии профессиональной деятельности как основном признаке оценочной деятельности. Актуальные проблемы экономики и права.2015, №3, С.153.
5 Кванина В.В. Профессиональная и предпринимательская деятельность. Цивилист, 2011г., № 2.
6 Ручкина Г.Ф., Григорян А.Г. Положение субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке долевого строительства в свете изменений законодательства. Имущественные отношения в Российской Федерации, 2017, N 7.
7 Ускова Т.В. Проблемы применения термина "частная практика" в российском законодательстве. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. II. C. 179-181.
8 Мрясова Ю.Р. К вопросу о правовом регулировании профессиональной деятельности. Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес", 2014, № 2.
9 Ускова Т.В. Проблемы применения термина "частная практика" в российском законодательстве. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. II. C. 179-181.
10 Салихова Д.Ч. К вопросу о понятии профессиональной деятельности как основном признаке оценочной деятельности. Актуальные проблемы экономики и права.2015, №3, С. 150-154.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели –физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Как видим, налоговое законодательство в отличие от ГК РФ приравнивает к предпринимателям и частнопрактикующих граждан – адвокатов, нотариусов.Физические лица

, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

20. Организации, как субъекты налогового права. К налогоплательщикам-организациям законодатель относит две категории субъектов: а) российские организации; б)иностранные организации. Под российскими организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, под иностранными - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Как видим, в отношении российской организации для признания ее в качестве налогоплательщика обязателен статус юридического лица, определяемый нормами гражданского законодательства. В отношении иностранных организаций это требование не является обязательным. Следует помнить, что должностные лица организаций не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии с положениями НК РФ.

Филиалы и иные обособленные подразделения организаций, как субъекты налогового права. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. Следует согласиться с высказанной в литературе позицией, что для организаций-налогоплательщиков обязанность их обособленных подразделений уплачивать налоги и сборы должна рассматриваться как разновидность налоговых обязанностей самих создавших эти подразделения юридических лиц. Обособленные подразделения не обладают в полном объеме налоговой дееспособностью, в частности, они не могут быть привлечены к налоговой ответственности. С другой стороны, отдельные элементы налогово-правового статуса им присущи. Так, согласно ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика, рассматривая их в качестве самостоятельного подконтрольного субъекта.

22. Взаимозависимые лица: особенности налогово-правового статуса. Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Этот перечень является открытым, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ. Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговые агенты, как субъекты налогового права. Определяя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Конституция РФ имеет в виду исключительно налогоплательщиков. Однако в ряде случаев законодатель возлагает исполнение налоговой обязанности на третьих лиц, именуемых НК РФ «налоговыми агентами». Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Термин «лица», использованный в этой дефиниции, указывает, что налоговыми агентами могут быть как организации, так ифизические лица. При этом содержание понятий «лицо», «организация», «физическое лицо» носит отраслевой, налогово-правовой характер и раскрывается в ст. 11 НК РФ. Заметим, что обязанности налогового агента ограничиваются уплатой исключительно налогов, но не сборов. Статус налогового агента имеют, в частности: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации (хозяйственные общества), выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды. Атрибутивным признаком налогового агента является его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком. Причем, идет ли речь о трудовых, гражданско-правовых, договорных или иных правоотношениях, главным будет наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику. Для чего российской налоговой системе нужен институт «налоговых агентов»? Во-первых, возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего, в силу экономико-правовой квалификации. Такая ситуация очевидна при уплате налога на доходы работодателями в отношении своих работников. Квалифицированным специалистам бухгалтерии намного проще исчислить налог, чем обычным работникам, зачастую вовсе не знакомым с налоговым законодательством. Во-вторых, в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. В этом случае целесообразно, чтобы работодатель, выплачивая заработную плату и иные доходы работникам, исчислил и удержал бы у них соответствующие налоги, а затем уже перечислил бы общую массу собранных налогов в бюджет (внебюджетный фонд). При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других – непосредственных налогоплательщиков.

В-третьих, когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении которых у российских налоговых органов существенно ограничены. Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ. Что касается обязанностей, они у налоговых агентов значительно сужены. Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Удержание налоговых платежей из средств, выплачиваемых налогоплательщику, производится без какого-либо согласования (одобрения, подтверждения) со стороны последнего. С другой стороны, налоговый агент не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей, что свидетельствует об императивном, публично-правовом характере правоотношений «государство – налоговый агент – налогоплательщик». Обязанности налогового агента вытекают из закона, а не договора, то есть любые контрактные условия об удержании, исчислении и перечислении налогов в качестве налогового агента являются изначально ничтожными. Обращаем внимание, что согласно ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан вести учет не просто начисленных, а реально выплаченных налогоплательщикам доходов. Выплата доходов (в частности, заработной платы) физическим лицам в натуральной форме не создает у налогового агента обязанности удерживать налог. В этом случае налоговый агент обязан письменно уведомить налоговый орган о невозможности удержать налог. Правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов», может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Не удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть взысканы из его собственных средств.

23. Представительство в налоговых правоотношениях. Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ). Налоговые агенты, имеющие те же права, что и налогоплательщики, также могут иметь налоговых представителей. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. По общему правилу полномочия налоговых представителей должны быть документально подтверждены. Как указал КС РФ, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица (Постановление КС РФ от 22.01.2004 № 41-О). В соответствии с НК РФ предусматривается два вида налоговых представителей: 1. Законные – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации; 2. Уполномоченные – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Как видим, если законное представительство возникает непосредственно из нормы закона либо корпоративных правовых актов, то уполномоченное – из гражданско-правовой сделки, оформленной доверенностью. Главное различие между двумя видами представительства вытекает из реализации свободы воли налогоплательщиком. В то время как наличие и выбор уполномоченного представителя, а также объем его полномочий полностью зависит от усмотрения (волеизъявления) налогоплательщика, участие в налоговых правоотношениях законного представителя носит императивный характер, поскольку воля представляемого здесь в расчет не принимается или же существенно ограничивается. Налоговыми представителями могут быть как физические, так и юридические лица. Представительство в сфере налогообложения по своей природе и содержанию остается гражданско-правовым институтом, поэтому его включение отдельной главой в НК РФ, на наш взгляд, выглядит достаточно спорным и неоправданным. Статья 53 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Это положение сохраняет силу для законного представительства в налоговых правоотношениях, то есть законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации (ст. 28 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ). В отношении налоговых представителей применимы правила, закрепленные в п. 3 ст. 53 ГК РФ: лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ). Это, в частности, родители, усыновители, опекуны и попечители. Как видим, законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений (п. 1 ст. 29 НК РФ). При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков. Полномочия уполномоченного представителя оформляются доверенностью, причем доверенность, выданная представителю физического лица, должна быть нотариально удостоверена. По своему содержанию доверенность может быть полной, уполномочивающей представителя представлять интересы налогоплательщика в целом, и специальной, то есть рассчитанной на совершение каких-то отдельных, прямо указанных действий (например, на подачу налоговой декларации или получение требований об уплате конкретного налога). Доверенность, выдаваемая налоговому представителю, является гражданско-правовым институтом и регулируется нормами ГК РФ. Это касается порядка выдачи, сроков, оснований и последствий прекращения доверенности, а также передоверия. Налогоплательщик вправе в любое время прекратить доверенность или заменить своего представителя. Согласно п. 1 ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить о такой отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Полагаем, из этого положения вытекает обязанность налогоплательщика известить налоговый орган об отмене доверенности, несмотря на то, что такая обязанность не установлена НК РФ. В данном случае нормы гражданского законодательства выступают как общие, налогового – как специальные. Соотношение между ними определяется по общему правилу: действует общая норма, если иное прямо не установлено специальной нормой. Субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение налогового законодательства, действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. Последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для него правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ “налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы”. Указанные в данной статье плательщики налогов зачастую именуются налогоплательщиками.
Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов являются и индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).
Итак, к участникам налоговых правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):
- организации и физические лица;
- налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
- Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу*.
---------------------
* Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. Н.И. Химичевой. — С. 284.

Налоговый кодекс РФ уточнил содержание прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
В перечне обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ выделил две группы:
1) общие обязанности для организаций и физических лиц;
2) дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов:
- уплатить законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Во вторую группу входят налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета следующую информацию:
- об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Следовательно, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на первом месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ”.
Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета или из своего кармана). Налог может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).
Различают два вида представительства: по закону и по назначению.
Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.
Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.
Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на основе принципа физического присутствия (резидентства). Этот принцип позволяет различать две группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.
Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов — ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В тех случаях, когда критерия постоянного местожительства недостаточно для определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:
- место расположения постоянного жилища;
- центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
- место обычного проживания;
- гражданство.
Если в результате последовательного применения указанных критериев нельзя установить постоянное местожительство физического лица, то этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых органов заинтересованных государств.
Правила определения резидентства для физических и юридических лиц имеют существенные различия.
С точки зрения налогового права статус юридического лица устанавливается резидентством на основе следующих признаков: инкорпорации, юридического адреса, места функционирования центрального органа управления и контроля, места проведения оперативно-календарного управления организацией, деловой цели организации.
Признак инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано). По законодательству Российской Федерации юридические лица (все предприятия, учреждения, организации) являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, в том числе и в случае неведения этими лицами бизнеса в России.
Признак юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало здесь свой юридический адрес.
Признак места функционирования центрального органа управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство компании и контроль за ее деятельностью.
Признак места проведения оперативно-календарного управления организации. Лицо признается резидентом в стране, в которой осуществляет текущее и оперативное управление деятельностью компании.
Признак, деловой цели организации. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на ее территории.
Определенные по признакам резидентства юридические лица подразделяются на группы с учетом следующих признаков: форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих на предприятии, вид хозяйственной деятельности.
1. Форма собственности. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Однако существует неравенство в налогообложении различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и т.д.). Указанное неравенство является следствием объективных особенностей создания и функционирования организаций различных форм собственности. Так, особенность госбюджетных организаций проявляется в том, что они создаются и финансируются государством (т.е. оно является их собственником). Поэтому взимать с госбюджетных организаций налоги нецелесообразно, так как в результате подобной операции не получают доход ни государство как собственник, ни госбюджетные организации.
2. Организационно-правовая форма существенно влияет на порядок и размеры налогообложения. Предприятия различных организационно-правовых форм имеют неодинаковые льготы налогообложения. Освобождаются от налогов общественные организации, фонды, банки и другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. По численности работающих на предприятии. Законодательство Российской Федерации выделяет группу малых предприятий, имеющих существенные льготы в отношении налога на прибыль, НДС. К таким относятся предприятия любой организационно-правовой формы и форм собственности, насчитывающие следующее количество работающих:
- в строительстве — до 200;
- в промышленности — до 100;
- в других отраслях производственной сферы — до 50;
- в отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек.
4. По видам хозяйственной деятельности. Целый ряд льгот по налогу на прибыль направлены на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Например, путем использования метода ускоренной амортизации активной части основных фондов. Сущность этого метода заключается в том, что государство как бы финансирует предприятие, разрешая ему значительно увеличить амортизационный фонд.
Объекты налоговых правоотношений. В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Следовательно, под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.
В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения могут быть (ст. 38 НК РФ):
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- имущество, прибыль, доход;
- стоимость реализованных товаров;
- стоимость выполненных услуг;
- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.
Следовательно, на основе действующего законодательства объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.

1. Налоговые правоотношения -это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек­тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
В литературе налоговые правоотношения, как правило, опреде­ляются как вид финансовых правоотношений, урегулирован­ных нормами налогового права, представляющих собой сово­купность следующих правовых отношений:
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
возникающих в процессе исполнения соответствующими ли­цами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе об­жалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :
это общественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
социально значимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
представляет собой юридическую связь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понима­ется совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным под­ходом права и обязанности указанных субъектов (налогопла­тельщиков и др.) в составе налогового правоотношения вы­ступают в качестве их юридических свойств.
Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:
субъекты правоотношения;
содержание правоотношения;
объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъ­ектов - участников рассматриваемых общественных отноше­ний. При этом материальное содержание налоговых правоот­ношений представляет собой поведение сторон (действие либо
бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налого­
обложения вступают в правовую связь. В качестве объекта пра­воотношений выступают разнообразные материальные И нема­териальные блага.
В процессе налогообложения структура налогового правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реали­зации прав и обязанностей (фактическая структура). При пра­вомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законо­дательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.
Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;
Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

государственные органы исполнительной власти и исполнитель­ные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
органы государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:
• органы, осуществляющие регистрацию организаций и индиви­дуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);
органы опеки и попечительства, социальные учреждения,
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогово­го контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),
кредитные организации (банки).

Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права:

4) физические лица.

Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях.

Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой.

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов (далее — налогоплательщики) — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения.

Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.

Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

граждане Российской Федерации;

лица без гражданства (апатриды).

Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.

Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.

Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст.

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);

право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст.

право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:

обязанность уплачивать установленные налоги;

обязанность встать на учет в налоговых органах;

обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Следует помнить, что обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (гл. 25);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (гл. 23 и 24);

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;

Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Налоговыми агентами, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников).

ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943—1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС) России, находящаяся в ведении Министерства финансов России. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относятся:

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

межрегиональные инспекции ФНС России;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Основная цель деятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе: гражданским, административным, а также иных отраслей права.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

применение налоговых санкций;

выработку налоговой политики государства;

разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией — совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст. 31 НК РФ, а ст. 32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.

В соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ).

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст. ст. 31 и 32 НК РФ, соответственно, этими же правами и обязанностями наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права — специальными.

Финансовые органы прямо не указаны в числе участников налоговых правоотношений. Однако анализ ст. 34.2 НК РФ, раскрывающей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, позволяет установить в качестве таковых Министерство финансов РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Читайте также: